Современная архитектура

редактировать

Эта статья о современной архитектуре механизма. Для архитектуры в наши дни см. Современную архитектуру.
Современная архитектура
VillaSavoye.jpg Панорамный вид на Эмпайр-стейт-билдинг, июнь 2013.jpg PlanaltoBr.jpg Fagus Gropius Hauptgebaeude 200705 wiki front.jpg Fallingwater - DSC05643.JPG Сиднейский оперный театр паруса edit02.jpg Вверху: Вилла Савойя, Франция, Ле Корбюзье (1927); Эмпайр-стейт-билдинг, Нью-Йорк, Шрив, Лэмб и Хармон (1931): В центре: Дворец Планалту, Бразилиа, Оскар Нимейер (1960); Фабрика Fagus, Германия, Вальтер Гропиус и Адольф Мейер (1911–1913): Внизу: Фоллингуотер, Пенсильвания, Фрэнк Ллойд Райт (1935); Сиднейский оперный театр, Сидней, Австралия, Йорна Утцона (1973)
Активные годы 1920–2000
Страна Международный

Современная архитектура или модернистская архитектура была архитектурным движением или архитектурным стилем, основанным на новых и инновационных технологиях строительства, особенно на использовании стекла, стали и железобетона ; идея, что форма должна следовать за функцией ( функционализм ); объятия минимализма ; и отказ от орнамента. Он возник в первой половине 20-го века и стал доминирующим после Второй мировой войны до 1980-х годов, когда он постепенно был заменен в качестве основного стиля для институциональных и корпоративных зданий постмодернистской архитектурой.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение
  • 2 Ранний модернизм в Европе (1900–1914)
  • 3 Ранний американский модернизм (1890-1914 гг.)
    • 3.1 Ранние небоскребы
  • 4 Расцвет модернизма в Европе и России (1918–1931)
    • 4.1 Международный стиль (1920-1970-е годы)
    • 4.2 Баухаус и немецкий Werkbund (1919–1933)
    • 4.3 Экспрессионистская архитектура (1918–1931)
    • 4.4 Конструктивистская архитектура (1919–1931)
    • 4.5 Модернизм становится движением: CIAM (1928)
  • 5 Ар-деко
    • 5.1 американский ар-деко; стиль небоскреба (1919–1939)
    • 5.2 Оптимизация стиля и администрирование общественных работ (1933–1939)
  • 6 Американский модернизм (1919–1939)
  • 7 Парижская международная выставка 1937 года и архитектура диктаторов
  • 8 Нью-Йоркская всемирная выставка (1939)
  • 9 Вторая мировая война: инновации военного времени и послевоенное восстановление (1939–1945)
  • 10 Ле Корбюзье и Cité Radieuse (1947–1952)
  • 11 Team X и Международный конгресс современной архитектуры 1953 г.
  • 12 Послевоенный модернизм в США (1945–1985)
    • 12.1 Фрэнк Ллойд Райт и музей Гуггенхайма
    • 12.2 Вальтер Гропиус и Марсель Брейер
    • 12.3 Людвиг Мис ван дер Роэ
    • 12.4 Ричард Нейтра, Чарльз и Рэй Имз
    • 12.5 Скидмор, Оуингс и Меррил и Уоллес К. Харрисон
    • 12.6 Филип Джонсон
    • 12.7 Ээро Сааринен
    • 12.8 Луи Кан
    • 12.9 И. М. Пей
    • 12.10 Фазлур Рахман Хан
    • 12.11 Минору Ямасаки
  • 13 Послевоенный модернизм в Европе (1945–1975)
  • 14 Латинская Америка
  • 15 Азия и Австралия
  • 16 Африка
  • 17 Консервация
  • 18 См. Также
  • 19 Ссылки
  • 20 Библиография
  • 21 Внешние ссылки

Происхождение

Основная статья: модернизм

Современная архитектура возникла в конце XIX века в результате революций в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания отойти от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то чисто функциональное и новое.

Революция в материалах произошла сначала с использованием чугуна, листового стекла для гипсокартона и железобетона для создания более прочных, легких и высоких конструкций. Процесс литья листового стекла был изобретен в 1848 году, что позволило изготавливать очень большие окна. Crystal Palace по Джозеф Пакстон в Великой выставке 1851 года был ранним примером железа и плиты стеклянной конструкции, а затем в 1864 году первым из стекла и металла стены занавеса. Все вместе эти разработки привели к первому небоскребу со стальным каркасом, десятиэтажному зданию страхования жилья в Чикаго, построенному в 1884 году Уильямом Ле Бароном Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, тогда самого высокого сооружения в мире, захватил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки в Париже 1889 года.

Французский промышленник Франсуа Куанье был первым, кто использовал железобетон, то есть бетон, усиленный железными прутьями, в качестве метода строительства зданий. В 1853 году Куанье построил первую железобетонную конструкцию - четырехэтажный дом в пригороде Парижа. Еще одним важным шагом вперед стало изобретение безопасности лифта по Отис, впервые продемонстрировал в Нью - Йорке Crystal Palace экспозиции в 1854 году, что сделало высокие офисные и жилые здания практичны. Другой важной технологией новой архитектуры было электрическое освещение, которое значительно снизило опасность пожаров, вызванных газом в 19 веке.

Дебют новых материалов и методов вдохновил архитекторов отказаться от неоклассических и эклектичных моделей, которые доминировали в европейской и американской архитектуре в конце 19 века, особенно от эклектики, викторианской и эдвардианской архитектуры и архитектурного стиля изящных искусств. Этот разрыв с прошлым особенно призывал архитектурный теоретик и историк Эжен Виолле-ле-Дюк. В своей книге 1872 года Entretiens sur L'Architecture он призвал: «использовать средства и знания, данные нам нашим временем, без вмешательства традиций, которые сегодня уже не жизнеспособны, и таким образом мы сможем создать новую архитектуру. функция его материала; для каждого материала его форма и его украшение ". Эта книга оказала влияние на целое поколение архитекторов, в том числе Луи Салливана, Виктора Орта, Гектора Гимара и Антони Гауди.

Ранний модернизм в Европе (1900–1914)

В конце 19 века несколько архитекторов начали бросать вызов традиционным стилям изящного искусства и неоклассицизма, которые доминировали в архитектуре Европы и Соединенных Штатов. Глазго школа искусств (1896-99) по проекту Чарльза Ренни Макинтоша, был фасад доминировала большими вертикальными отсеками окон. Стиль модерн был основан в 1890-х годах Виктором Ортой в Бельгии и Гектором Гимаром во Франции; он ввел новые стили оформления, основанные на растительных и цветочных формах. В Барселоне Антонио Гауди задумал архитектуру как форму скульптуры; фасад Дома Баттло в Барселоне (1904–1907) не имел прямых линий; он был инкрустирован красочными мозаиками из камня и керамической плитки.

Архитекторы также начали экспериментировать с новыми материалами и методами, которые дали им большую свободу для создания новых форм. В 1903–1904 годах в Париже Огюст Перре и Анри Соваж начали использовать железобетон, который раньше использовался только для промышленных сооружений, для строительства многоквартирных домов. Железобетон, которому можно было придать любую форму и который мог создавать огромные пространства без необходимости опорных столбов, заменил камень и кирпич в качестве основного материала для архитекторов-модернистов. Первые бетонные многоквартирные дома Perret и Sauvage были покрыты керамической плиткой, но в 1905 году Перре построил первый бетонный гараж на улице 51 rue de Ponthieu в Париже; здесь бетон остался голым, а пространство между бетоном было заполнено стеклянными окнами. Анри Соваж добавил еще одно новшество в строительстве жилого дома на улице Вавен в Париже (1912–1914); железобетонное здание было ступенчатым, каждый этаж был отодвинут от уровня ниже, образуя серию террас. В период с 1910 по 1913 год Огюст Перре построил Театр Елисейских полей, шедевр железобетонного строительства, со скульптурными барельефами в стиле ар-деко на фасаде работы Антуана Бурделя. Из-за бетонной конструкции ни одна колонна не закрывала обзор сцены.

Отто Вагнер из Вены был еще одним пионером нового стиля. В своей книге Moderne Architektur (1895) он призвал к более рационалистическому стилю архитектуры, основанному на «современной жизни». Он спроектировал стилизованную декоративную станцию ​​метро на Карлсплац в Вене (1888–89), затем декоративную резиденцию в стиле модерн, Дом Майолика (1898), прежде чем перейти к гораздо более геометрическому и упрощенному стилю без орнамента в Австрийской почтовой сберегательной кассе. (1904–1906). Вагнер заявил о своем намерении выразить функцию здания во внешнем виде. Железобетонный фасад был покрыт мраморными пластинами, прикрепленными болтами из полированного алюминия. Интерьер был чисто функциональным и скромным: большое открытое пространство из стали, стекла и бетона, единственным украшением которого была сама конструкция.

Венский архитектор Адольф Лоос также начал удалять любые украшения со своих зданий. Его дом Штайнера в Вене (1910 г.) был образцом того, что он называл рационалистической архитектурой ; у него был простой лепной прямоугольный фасад с квадратными окнами и без орнамента. Слава нового движения, получившего название Венского сецессиона, распространилась за пределы Австрии. Йозеф Хоффманн, ученик Вагнера, в 1906–1911 годах построил в Брюсселе памятник архитектуры раннего модернизма - Дворец Стокле. Эта резиденция, построенная из кирпича, покрытого норвежским мрамором, состояла из геометрических блоков, крыльев и башни. Большой бассейн перед домом отражал его кубические формы. Интерьер был украшен картинами Густава Климта и других художников, а архитектор даже разработал одежду для семьи, соответствующую архитектуре.

В Германии модернистское промышленное движение Deutscher Werkbund (Немецкая рабочая федерация) было создано в Мюнхене в 1907 году Германом Мутезиусом, известным архитектурным комментатором. Его цель состояла в том, чтобы объединить дизайнеров и промышленников, чтобы производить хорошо спроектированные, высококачественные продукты и в процессе изобрести новый тип архитектуры. Первоначально в организацию входили двенадцать архитекторов и двенадцать коммерческих фирм, но она быстро расширилась. Среди архитекторов - Питер Беренс, Теодор Фишер (который был его первым президентом), Йозеф Хоффманн и Ричард Римершмид. В 1909 году Беренс спроектировал одно из самых ранних и самых влиятельных промышленных зданий в стиле модерн - турбинный завод AEG, функциональный памятник из стали и бетона. В 1911–1913 годах Адольф Мейер и Вальтер Гропиус, оба работали на Беренса, построили еще один революционный промышленный завод - фабрику Fagus в Альфельд-ан-дер-Лейне, здание без орнамента, в котором были выставлены все элементы конструкции. Werkbund организовал крупную выставку модернистского дизайна в Кельне всего за несколько недель до начала Первой мировой войны в августе 1914 года. Для Кельнской выставки 1914 года Бруно Таут построил революционный стеклянный павильон.

Ранний американский модернизм (1890–1914 гг.)

Смотрите также: Фрэнк Ллойд Райт

Фрэнк Ллойд Райт был в высшей степени оригинальным и независимым американским архитектором, который отказывался относиться к какому-либо одному архитектурному движению. Как Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ, он не имел формального архитектурного образования. В 1887–93 он работал в чикагском офисе Луи Салливана, который первым построил в Чикаго высокие офисные здания со стальным каркасом и который, как известно, заявил, что « форма следует за функцией ». Райт намеревался нарушить все традиционные правила. Он был особенно известен своими домами в прериях, включая дом Уинслоу в Ривер-Форест, штат Иллинойс (1893–94); Дом Артура Хертли (1902 г.) и Дом Роби (1909 г.); обширные геометрические жилые дома без декора, с четкими горизонтальными линиями, которые, казалось, вырастали из земли и перекликались с широкими плоскими пространствами американских прерий. Его здание Ларкина (1904–1906) в Буффало, Нью-Йорк, Храм Единства (1905) в Оук-Парке, Иллинойс и Храм Единства имели весьма оригинальные формы и никак не связаны с историческими прецедентами.

Ранние небоскребы

Основная статья: Ранние небоскребы

В конце 19 века в США стали появляться первые небоскребы. Они были ответом на нехватку земли и высокую стоимость недвижимости в центре быстрорастущих американских городов, а также на доступность новых технологий, включая огнестойкие стальные рамы и усовершенствования безопасного лифта, изобретенного Элишей Отисом в 1852 году. Первый «небоскреб» со стальным каркасом, The Home Insurance Building в Чикаго, был десятиэтажным. Он был спроектирован Уильямом Ле Бароном Дженни в 1883 году и недолго считался самым высоким зданием в мире. Луи Салливан построил еще одно новое монументальное здание - Карсон, Пири, Скотт и Компани Билдинг в центре Чикаго в 1904–06 годах. Хотя эти здания были революционными по своим стальным каркасам и высоте, их декор был заимствован из архитектуры неоренессанса, неоготики и изящных искусств. Woolworth Building, разработанный Касс Гилберт, был завершен в 1912 году и был самым высоким зданием в мире до завершения Chrysler Building в 1929 г. Структура была чисто современный, но его внешний вид был украшен неоготическом орнаментом, в комплекте с декоративными контрфорсами, арками и шпилями, за что получил прозвище «Торговый собор».

Расцвет модернизма в Европе и России (1918–1931)

После Первой мировой войны началась длительная борьба между архитекторами, отдававшими предпочтение более традиционным стилям неоклассицизма и архитектурного стиля изящных искусств, и модернистами во главе с Ле Корбюзье и Робертом Маллет-Стивенсом во Франции, Вальтером Гропиусом и Людвигом. Мис ван дер Роэ в Германии и Константин Мельников в новом Советском Союзе, которые хотели только чистых форм и отказа от каких-либо украшений. Луи Салливан популяризировал аксиому « Форма следует за функцией», чтобы подчеркнуть важность утилитарной простоты в современной архитектуре. Архитекторы ар-деко, такие как Огюст Перре и Анри Соваж, часто шли на компромисс между ними, сочетая модернистские формы и стилизованный декор.

Международный стиль (1920–1970 годы)

Основная статья: Международный стиль (архитектура)

Доминирующей фигурой в подъеме модернизма во Франции был Шарль-Эдуард Жаннере, швейцарско-французский архитектор, который в 1920 году взял себе имя Ле Корбюзье. В 1920 году он стал соучредителем журнала L'Espirit Nouveau и энергично продвигал архитектуру, которая была функциональной, чистой и свободной от каких-либо украшений или исторических ассоциаций. Он также был страстным сторонником нового урбанизма, основанного на спланированных городах. В 1922 году он представил проект города на три миллиона человек, жители которого жили в одинаковых шестидесятиэтажных небоскребах, окруженных открытым парком. Он спроектировал модульные дома, которые будут производиться серийно по одному и тому же плану и собираться в многоквартирные дома, кварталы и города. В 1923 году он опубликовал «К архитектуре» со своим знаменитым лозунгом «Дом - это машина для жизни». Он неустанно продвигал свои идеи через слоганы, статьи, книги, конференции и участие в выставках.

Чтобы проиллюстрировать свои идеи, в 1920-х годах он построил серию домов и вилл в Париже и его окрестностях. Все они были построены в соответствии с общей системой, основанной на использовании железобетона и железобетонных пилонов во внутренней части, которые поддерживали структуру, что позволяло использовать стеклянные навесные стены на фасаде и открытые планы этажей, независимо от конструкции. Они всегда были белыми, без украшений ни снаружи, ни внутри. Самым известным из этих домов была Вилла Савойя, построенная в 1928–1931 годах в пригороде Парижа Пуасси. Элегантная белая коробка, обернутая лентой стеклянных окон вокруг фасада, с жилым пространством, выходящим на внутренний сад и сельскую местность вокруг, поднятая рядом белых пилонов в центре большого газона, стала символом модернистская архитектура.

Баухаус и немецкий Werkbund (1919–1933)

Основная статья: Баухаус

В Германии после Первой мировой войны возникли два важных модернистских движения. Баухаус - школа, основанная в Веймаре в 1919 году под руководством Вальтера Гропиуса. Гропиус был сыном официального государственного архитектора Берлина, который до войны учился у Петера Беренса и спроектировал модернистский турбинный завод Fagus. Баухаус был сплавом довоенной Академии художеств и школы технологий. В 1926 году он был переведен из Веймара в Дессау; Гропиус спроектировал новую школу и студенческие общежития в новом, чисто функциональном модернистском стиле, который он поощрял. Школа объединила модернистов во всех областях; на факультете работали художники-модернисты Василий Кандинский, Йозеф Альберс и Пауль Клее, а также дизайнер Марсель Брейер.

Гропиус стал важным теоретиком модернизма, написав «Идею и строительство» в 1923 году. Он был сторонником стандартизации в архитектуре и массового строительства рационально спроектированных жилых домов для заводских рабочих. В 1928 году компания « Сименс» поручила ему построить квартиры для рабочих в пригороде Берлина, а в 1929 году он предложил построить группы стройных восьми-десятиэтажных многоэтажных жилых домов для рабочих.

В то время как Гропиус работал в Баухаусе, Людвиг Мис ван дер Роэ возглавлял модернистское архитектурное движение в Берлине. Вдохновленный движением De Stijl в Нидерландах, он построил группы из бетонных летних домиков и предложил проект стеклянной офисной башни. Он стал вице-президентом немецкого Werkbund и стал главой Баухауса с 1930 по 1933 год, предлагая широкий спектр модернистских планов реконструкции города. Его самой известной модернистской работой был немецкий павильон на международной выставке 1929 года в Барселоне. Это было произведение чистого модернизма со стеклянными и бетонными стенами и чистыми горизонтальными линиями. Хотя это было временное сооружение и было снесено в 1930 году, оно стало, наряду с виллой Савой Ле Корбюзье, одним из самых известных памятников модернистской архитектуры. Реконструированная версия теперь стоит на первоначальном месте в Барселоне.

Когда нацисты пришли к власти в Германии, они рассматривали Баухаус как тренировочную площадку для коммунистов и закрыли школу в 1933 году. Гропиус покинул Германию и уехал в Англию, затем в Соединенные Штаты, где он и Марсель Брейер присоединились к факультету. из Гарвардской высшей школы дизайна и стали учителями поколения американских послевоенных архитекторов. В 1937 году Мис ван дер Роэ также переехал в Соединенные Штаты; он стал одним из самых известных дизайнеров послевоенных американских небоскребов.

Экспрессионистская архитектура (1918–1931)

Основная статья: Экспрессионистская архитектура

Экспрессионизм, появившийся в Германии между 1910 и 1925 годами, был движением против строго функциональной архитектуры Баухауза и Веркбунда. Его сторонники, в том числе Бруно Таут, Ханс Пельциг, Фриц Хогер и Эрих Мендельсон, хотели создать поэтичную, выразительную и оптимистичную архитектуру. Многие архитекторы-экспрессионисты сражались в Первой мировой войне, и их опыт в сочетании с политическими потрясениями и социальными потрясениями, последовавшими за немецкой революцией 1919 года, привел к утопическому мировоззрению и романтической социалистической повестке дня. Экономические условия серьезно ограничивают число построенных комиссий между 1914 и серединой 1920-х годами, как результат, многие из самых инновационных экспрессионистских проектов, в том числе Тает «s альпийской архитектуры и Херманн Финстерлин » s Formspiels, остались на бумаге. Сценография для театра и кино предоставила еще один выход для экспрессионистского воображения и обеспечила дополнительный доход дизайнерам, пытающимся бросить вызов условностям в суровом экономическом климате. Особый тип, использующий кирпичи для создания своих форм (а не бетон), известен как кирпичный экспрессионизм.

Эрих Мендельсон (которому не нравился термин «экспрессионизм» в своей работе) начал свою карьеру с проектирования церквей, бункеров и фабрик, которые были очень изобретательными, но из-за нехватки ресурсов так и не были построены. В 1920 году ему наконец удалось построить одну из своих работ в городе Потсдам; обсерватория и исследовательский центр под названием Einsteinium, названный в честь Альберта Эйнштейна. Предполагалось, что его построят из железобетона, но из-за технических проблем его наконец построили из традиционных материалов, покрытых штукатуркой. Его скульптурная форма, сильно отличающаяся от строгих прямоугольных форм Баухауза, сначала принесла ему заказы на строительство кинотеатров и розничных магазинов в Штутгарте, Нюрнберге и Берлине. Его Mossehaus в Берлине был ранним образцом обтекаемого современного стиля. Его Columbushaus на Потсдамской площади в Берлине (1931 г.) был прототипом для последующих модернистских офисных зданий. (Он был снесен в 1957 году, поскольку находился в зоне между Восточным и Западным Берлином, где была построена Берлинская стена. ) После прихода к власти нацистов он переехал в Англию (1933), затем в Соединенные Штаты. (1941).

Фриц Хёгер был еще одним известным архитектором-экспрессионистом того периода. Его Чилихаус был построен как штаб-квартира судоходной компании по образцу гигантского парохода - треугольного здания с остроугольным носом. Он был построен из темного кирпича, а внешние опоры подчеркивали его вертикальную структуру. Его внешнее убранство заимствовано у готических соборов, как и внутренние аркады. Ганс Поелциг был еще одним известным архитектором-экспрессионистом. В 1919 году он построил Großes Schauspielhaus, огромный театр в Берлине, вмещающий пять тысяч зрителей для театрального импресарио Макса Рейнхардта. Он имел удлиненные формы, похожие на сталагмиты, свисающие с его гигантского купола, и огни на массивных колоннах в фойе. Он также построил здание IG Farben, огромную штаб-квартиру компании, ныне главное здание Университета Гете во Франкфурте. Бруно Таут специализировался на строительстве крупных жилых комплексов для рабочего класса берлинцев. Он построил двенадцать тысяч отдельных единиц, иногда в зданиях необычной формы, таких как гигантская подкова. В отличие от большинства других модернистов, он использовал яркие внешние цвета, чтобы придать своим зданиям больше жизни. Использование темного кирпича в немецких проектах дало этому особому стилю название - кирпичный экспрессионизм.

Австрийский философ, архитектор и общественный критик Рудольф Штайнер также максимально отошел от традиционных архитектурных форм. Его Второй Goetheanum, построенный с 1926 близ Базеля, Швейцария Einsteinturm в Потсдаме, Германия, и Второй Goetheanum, по Рудольф Штайнер (1926), были основаны на каких - либо традиционных моделей, и было совершенно оригинальные формы.

Конструктивистская архитектура (1919–1931)

Основная статья: Конструктивистская архитектура

После русской революции 1917 года художники и архитекторы-авангардисты начали поиск нового советского стиля, который мог бы заменить традиционный неоклассицизм. Новые архитектурные направления были тесно связаны с литературными и художественными движениями того периода, футуризмом поэта Владимира Маяковского, супрематизмом художника Казимира Малевича и красочным лучизмом художника Михаила Ларионова. Самым поразительным из появившихся проектов стала башня, предложенная художником и скульптором Владимиром Татлиным для Московского собрания Третьего Коммунистического Интернационала в 1920 году: он предложил две переплетенные металлические башни высотой четыреста метров с четырьмя геометрическими объемами, подвешенными на тросах. Движение русской конструктивистской архитектуры было начато в 1921 году группой художников во главе с Александром Родченко. В их манифесте провозглашалось, что их цель - найти «коммунистическое выражение материальных структур». Советские архитекторы начали строительство рабочих клубов, многоквартирных домов, коммунальных кухонь для питания целых кварталов.

Одним из первых выдающихся архитекторов-конструктивистов, появившихся в Москве, был Константин Мельников, ряд рабочих клубов, в том числе Клуб Русакова (1928 г.), и его собственный жилой дом, Дом Мельникова (1929 г.) недалеко от Арбата в Москве. Мельников побывал в Париже в 1925 году, где построил Советский павильон для Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925 году; это было строго геометрическое вертикальное сооружение из стекла и стали, пересеченное диагональной лестницей и увенчанное серпом и молотом. Ведущая группа архитекторов-конструктивистов во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом издала журнал «Современная архитектура». Эта группа создала несколько крупных конструктивистских проектов после первой пятилетки, в том числе колоссальную Днепровскую гидроэлектростанцию (1932 г.), и предприняла попытку начать стандартизацию жилых домов со здания Наркомфина Гинзбурга. Ряд архитекторов досоветского периода также переняли стиль конструктивизма. Самым известным примером был Мавзолей Ленина в Москве (1924 г.) Алексея Щусева (1924 г.).

Главными центрами конструктивистской архитектуры были Москва и Ленинград; Однако во время индустриализации в провинциальных городах возводилось много конструктивистских зданий. Региональные промышленные центры, в том числе Екатеринбург, Харьков или Иваново, были перестроены в конструктивистском стиле; некоторые города, такие как Магнитогорск или Запорожье, были построены заново (так называемый сокгород, или «социалистический город»).

Этот стиль заметно потерял популярность в 1930-х годах, его сменили более грандиозные националистические стили, которые предпочитал Сталин. Архитекторы-конструктивисты и даже Ле Корбюзье проектируют новый Дворец Советов с 1931 по 1933 год, но победителем стало раннее сталинское здание в стиле, названном постконструктивизмом. Последнее крупное российское конструктивистское здание, построенное Борисом Иофаном, было построено для Всемирной выставки в Париже (1937 г.), где оно выходило на павильон нацистской Германии гитлеровского архитектора Альберта Шпеера.

Модернизм становится движением: ЦИАМ (1928 г.)

Основная статья: Congrès Internationaux d'Architecture Moderne

К концу 1920-х годов модернизм стал важным движением в Европе. Архитектура, которая раньше была преимущественно национальной, стала приобретать международный характер. Архитекторы путешествовали, знакомились, делились идеями. Несколько модернистов, в том числе Ле Корбюзье, участвовали в конкурсе за штаб-квартиру Лиги Наций в 1927 году. В том же году немецкий Werkbund организовал архитектурную экспозицию в поместье Weissenhof в Штутгарте. Семнадцать ведущих архитекторов-модернистов Европы были приглашены спроектировать 21 дом; Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ сыграли важную роль. В 1927 году Ле Корбюзье, Пьер Шаро и другие предложили основать международную конференцию, чтобы заложить основу для общего стиля. Первое заседание Congrès Internationaux d'Architecture Moderne, или Международные конгрессы современных архитекторов (CIAM), состоялось в замке на озере Леман в Швейцарии 26–28 июня 1928 года. Среди участников были Ле Корбюзье, Роберт Малле-Стивенс, Огюст Перре., Пьер Шаро и Тони Гарнье из Франции; Виктор Буржуа из Бельгии; Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон, Эрнст Мэй и Людвиг Мис ван дер Роэ из Германии; Йозеф Франк из Австрии; Март Стам и Геррит Ритвельд из Нидерландов и Адольф Лоос из Чехословакии. Была приглашена делегация советских архитекторов, но им не удалось получить визы. Позже членами были Josep Lluís Sert из Испании и Alvar Aalto из Финляндии. Никто из США не присутствовал. Вторая встреча была организована в 1930 году в Брюсселе Виктором Буржуа на тему «Рациональные методы для групп жилья». Третья встреча по теме «Функциональный город» была запланирована на 1932 год в Москве, но была отменена в последний момент. Вместо этого делегаты провели встречу на круизном лайнере, курсирующем между Марселем и Афинами. На борту они вместе составили текст о том, как должны быть организованы современные города. Текст, получивший название Афинская хартия, после значительного редактирования Корбюзье и другими, был наконец опубликован в 1957 году и стал влиятельным текстом для градостроителей в 1950-х и 1960-х годах. Группа встретилась еще раз в Париже в 1937 году, чтобы обсудить вопросы государственного жилья, и должна была встретиться в Соединенных Штатах в 1939 году, но встреча была отменена из-за войны. Наследие CIAM было примерно общим стилем и доктриной, которые помогли определить современную архитектуру в Европе и Соединенных Штатах после Второй мировой войны.

Арт-деко

Основная статья: Ар-деко

Art Deco архитектурный стиль ( так называемый стиль Moderne во Франции), был современным, но не модернист было; в нем было много черт модернизма, включая использование железобетона, стекла, стали, хрома, и он отвергал традиционные исторические модели, такие как стиль изящных искусств и неоклассицизм ; но, в отличие от модернистских стилей Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, он щедро использовал украшения и цвета. Он упивался символами современности; вспышки молний, ​​восходы и зигзаги. Ар-деко началось во Франции до Первой мировой войны и распространилось по Европе; в 1920-х и 1930-х годах он стал очень популярным в Соединенных Штатах, Южной Америке, Индии, Китае, Австралии и Японии. В Европе ар-деко был особенно популярен в универмагах и кинотеатрах. Этот стиль достиг своего пика в Европе на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в 1925 году, на которой были представлены павильоны и украшения в стиле ар-деко из двадцати стран. Только два павильона были чисто модернистскими; павильон «Esprit Nouveau» Ле Корбюзье, воплотивший его идею серийного жилья, и павильон СССР Константина Мельникова в ярком футуристическом стиле.

Позднее французские достопримечательности в стиле ар-деко включали кинотеатр Grand Rex в Париже, универмаг La Samaritaine Анри Соважа (1926–28) и здание Социально-экономического совета в Париже (1937–38) Огюста Перре и Дворец де Токио и Дворец Шайо, оба построенные коллективами архитекторов для Парижской международной выставки искусств и технологий в 1937 году в современной жизни.

Американский ар-деко; стиль небоскреба (1919–1939)

Основные статьи: Art Deco и Streamline Moderne

В конце 1920-х - начале 1930-х годов яркий американский вариант ар-деко появился в Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и Рокфеллер-центр в Нью-Йорке и Гардиан-билдинг в Детройте. Первые небоскребы в Чикаго и Нью-Йорке были спроектированы в неоготическом или неоклассическом стиле, но эти здания были совершенно разными; в них сочетаются современные материалы и технологии (нержавеющая сталь, бетон, алюминий, хромированная сталь) с геометрией ар-деко; стилизованные зигзаги, вспышки молний, ​​фонтаны, восходы солнца, а на крыше здания Крайслер - «горгульи» в стиле ар-деко в виде орнаментов радиаторов из нержавеющей стали. Интерьеры этих новых зданий, иногда называемые Соборы торговли», были богато оформлены в ярких контрастных цветах, с геометрическими узорами по- разному под влиянием египетских и пирамиды майя, африканские узоры текстиля и европейских соборах, Фрэнк Ллойд Райт сам экспериментировал с Mayan Возрождения, в бетонном кубическом доме Энниса 1924 года в Лос-Анджелесе. Этот стиль появился в конце 1920-х и 1930-х годах во всех крупных городах Америки. Этот стиль чаще всего использовался в офисных зданиях, но он также проявлялся в огромных дворцах кино, которые были построили в больших городах, когда появились звуковые фильмы.

Оптимизация стиля и администрирование общественных работ (1933–1939)

Начало Великой депрессии в 1929 году положило конец роскошно украшенной архитектуре ар-деко и временно приостановило строительство новых небоскребов. Это также принесло новый стиль, названный « Streamline Moderne » или иногда просто Streamline. Этот стиль, иногда моделируемый по форме океанских лайнеров, отличался закругленными углами, четкими горизонтальными линиями и часто морскими элементами, такими как надстройки и стальные перила. Это было связано с современностью и особенно с транспортом; стиль часто использовался для новых терминалов аэропортов, железнодорожных и автобусных станций, а также для заправочных станций и ресторанов, построенных вдоль растущей американской системы шоссе. В 1930-х годах этот стиль использовался не только в зданиях, но и в железнодорожных локомотивах, и даже в холодильниках и пылесосах. Он одновременно заимствовал у промышленного дизайна и повлиял на него.

В Соединенных Штатах Великая депрессия привела к новому стилю правительственных зданий, иногда называемому PWA Moderne, для Управления общественных работ, которое запустило гигантские строительные программы в США для стимулирования занятости. По сути, это была классическая архитектура, лишенная орнаментов, и использовалась в зданиях штатов и федеральных властей, от почтовых отделений до самого большого офисного здания в мире того времени, Пентагона (1941–1943 гг.), Начатого незадолго до того, как Соединенные Штаты вступили во Второй мир. Война.

Американский модернизм (1919–1939)

Основные статьи: Фрэнк Ллойд Райт, Рудольф Шиндлер (архитектор) и Ричард Нейтра

В течение 1920-х и 1930-х годов Фрэнк Ллойд Райт решительно отказывался ассоциировать себя с какими-либо архитектурными движениями. Он считал свою архитектуру полностью уникальной и своей. Между 1916 и 1922 годами он отказался от своего прежнего стиля дома в прериях и вместо этого работал над домами, украшенными текстурированными блоками цемента; это стало известно как его «стиль майя» после пирамид древней цивилизации майя. Некоторое время он экспериментировал с модульными корпусами массового производства. Он определил свою архитектуру как «усонианскую», сочетание американского, «утопического» и «органического социального порядка». На его бизнес серьезно повлияло начало Великой депрессии, начавшейся в 1929 году; у него было меньше богатых клиентов, которые хотели экспериментировать. Между 1928 и 1935 годами он построил только два здания: отель недалеко от Чендлера, штат Аризона, и самую известную из всех его резиденций, Фоллингуотер (1934–1937), загородный дом в Пенсильвании для Эдгара Дж. Кауфмана. Fallingwater - это замечательная конструкция из бетонных плит, подвешенных над водопадом, идеально сочетающая архитектуру и природу.

Австрийский архитектор Рудольф Шиндлер спроектировал то, что можно назвать первым домом в стиле модерн в 1922 году, дом Шиндлера. Шиндлер также внес свой вклад в американский модернизм, создав проект Lovell Beach House в Ньюпорт-Бич. Австрийский архитектор Ричард Нейтра переехал в Соединенные Штаты в 1923 году, некоторое время работал с Фрэнком Ллойдом Райтом, а также быстро стал силой в американской архитектуре благодаря своему модернистскому проекту для того же клиента, Дома здоровья Ловелла в Лос-Анджелесе. Самой известной архитектурной работой Нейтры был Дом в пустыне Кауфмана в 1946 году, и он разработал сотни других проектов.

Парижская международная выставка 1937 года и архитектура диктаторов

1937 Париж Международная выставка в Париже, фактически ознаменовало конец ар - деко, и довоенных архитектурных стилей. Большинство павильонов было выполнено в стиле неоклассицизма деко с колоннадами и скульптурным декором. Павильоны нацистской Германии, спроектированные Альбертом Шпеером в немецком неоклассическом стиле, увенчанные орлом и свастикой, обращены к павильону Советского Союза, увенчанному огромными статуями рабочего и крестьянина с серпом и молотом. Что касается модернистов, Ле Корбюзье был практически, но не совсем невидим на выставке; он участвовал в Pavilion des temps nouveaux, но сосредоточился в основном на своей живописи. Единственным модернистом, который действительно привлек внимание, был сотрудник Ле Корбюзье, Хосеп Луис Серт, испанский архитектор, чей павильон Второй Испанской республики представлял собой чистый модернистский стеклянный и стальной ящик. Внутри выставлена ​​самая модернистская работа Экспозиции - картина Пабло Пикассо « Герника ». Первоначальное здание было разрушено после выставки, но оно было воссоздано в 1992 году в Барселоне.

Рост национализма в 1930-х годах отразился в фашистской архитектуре Италии и нацистской архитектуре Германии, основанной на классических стилях и призванной выражать силу и величие. Нацистская архитектура, большая часть которой была спроектирована Альбертом Шпеером, была предназначена для того, чтобы поразить зрителей своими огромными размерами. Адольф Гитлер намеревался превратить Берлин в столицу Европы, более великую, чем Рим или Париж. Нацисты закрыли Баухаус, и самые известные современные архитекторы вскоре уехали в Великобританию или США. В Италии Бенито Муссолини хотел представить себя наследником славы и империи Древнего Рима. Правительство Муссолини не было столь враждебно модернизму, как нацисты; дух итальянского рационализма 1920-х годов продолжился в творчестве архитектора Джузеппе Терраньи. Его Casa del Fascio в Комо, штаб-квартира местной фашистской партии, представляла собой совершенно модернистское здание с геометрическими пропорциями (33,2 метра в длину и 16,6 метра в высоту), чистым фасадом из мрамора и внутренним двором в стиле эпохи Возрождения. Противником Терраньи был Марчелло Пьячитини, сторонник монументальной фашистской архитектуры, который перестроил Римский университет, спроектировал итальянский павильон на Парижской выставке 1937 года и спланировал грандиозную реконструкцию Рима по фашистскому образцу.

Всемирная выставка в Нью-Йорке (1939)

  • Трилон и Перисфера, символы Всемирной выставки 1939 года

  • Павильон Ford Motor Company, в Streamline Moderne стиль

  • В павильоне RCA были показаны ранние трансляции общественного телевидения.

  • Гостиная Дома из стекла, показывающая, как будут выглядеть дома будущего

В Fair 1939 Нью - Йорк в мире ознаменовал поворотный момент в архитектуре между ар - деко и современной архитектуры. Темой ярмарки был мир завтрашнего дня, а его символами были чисто геометрические скульптуры трилона и перисферы. В нем было много памятников ар-деко, таких как Павильон Форда в стиле Streamline Moderne, но он также включал новый международный стиль, который заменит арт-деко в качестве доминирующего стиля после войны. Павильоны Финляндии Алвара Аалто, Швеции Свена Маркелиуса и Бразилии Оскара Нимейера и Лусио Коста с нетерпением ждали нового стиля. Они стали лидерами послевоенного модернистского движения.

Вторая мировая война: инновации военного времени и послевоенное восстановление (1939–1945)

Вторая мировая война (1939–1945) и ее последствия были основным фактором в стимулировании инноваций в строительных технологиях и, в свою очередь, в архитектурных возможностях. Промышленные потребности военного времени привели к нехватке стали и других строительных материалов, что привело к внедрению новых материалов, таких как алюминий. Военный и послевоенный период значительно расширил использование сборных домов ; в основном для военных и правительства. Полукруглая металлическая хижина Ниссена времен Первой мировой войны была возрождена как хижина Квонсет. В годы сразу после войны возникли радикальные экспериментальные дома, в том числе дом Lustron из эмалированной стали (1947–1950) и экспериментальный алюминиевый дом Dymaxion Бакминстера Фуллера.

Беспрецедентные разрушения, вызванные войной, стали еще одним фактором подъема современной архитектуры. Большая часть крупных городов, от Берлина, Токио и Дрездена до Роттердама и восточного Лондона; все портовые города Франции, особенно Гавр, Брест, Марсель, Шербур, были разрушены бомбардировками. В Соединенных Штатах с 1920-х гг. Мало гражданского строительства велось; Жилье было необходимо для миллионов американских солдат, вернувшихся с войны. Послевоенный дефицит жилья в Европе и Соединенных Штатах привел к проектированию и строительству огромных жилищных проектов, финансируемых государством, обычно в захудалых центрах американских городов, а также в пригородах Парижа и других европейских городах, где была доступна земля.

Одним из крупнейших проектов реконструкции был центр города Гавр, разрушенный немцами и бомбардировками союзников в 1944 году; Были снесены 133 гектара зданий в центре, в результате чего было разрушено 12 500 зданий и 40 000 человек остались без крова. Архитектор Огюст Перре, пионер в использовании железобетона и сборных материалов, спроектировал и построил совершенно новый центр города с многоквартирными домами, культурными, коммерческими и правительственными зданиями. Он реставрировал исторические памятники, когда это было возможно, и построил новую церковь Св. Иосифа с башней в виде маяка в центре, чтобы вселить надежду. Его восстановленный город был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

Ле Корбюзье и Cité Radieuse (1947–1952)

Вскоре после войны французский архитектор Ле Корбюзье, которому было почти шестьдесят лет, не строил здания в течение десяти лет, получил заказ от французского правительства на строительство нового многоквартирного дома в Марселе. Он назвал его Unité d'Habitation в Марселе, но более популярно он получил название Cité Radieuse (а позже Cité du Fada, «Город сумасшедших» на французском языке Марселя), в честь его книги о футуристическом городском планировании. Следуя его доктринам дизайна, у здания был бетонный каркас, поднятый над улицей на пилонах. В нем было 337 квартир-дуплекс, которые вписывались в рамки как кусочки пазла. Каждый блок имел два уровня и небольшую террасу. На внутренних «улицах» были магазины, детский сад и другие заведения, а на плоской террасе на крыше - беговая дорожка, вентиляционные каналы и небольшой театр. Ле Корбюзье спроектировал мебель, ковры и лампы, чтобы гармонировать со всем зданием, причем все чисто функционально; Единственным украшением был выбор цвета интерьера, который Ле Корбюзье дал жителям. Unité d'Habitation стал прототипом подобных зданий в других городах, как во Франции, так и в Германии. В сочетании с его столь же радикальным органическим дизайном капеллы Нотр-Дам-дю-О в Роншане, эта работа продвинула Корбюзье в первый ряд послевоенных современных архитекторов.

Команда X и Международный конгресс современной архитектуры 1953 г.

Смотрите также: Архитектура Касабланки § ГАММА

В начале 1950-х годов Мишель Экошар, директор по городскому планированию под французским протекторатом в Марокко, поручил GAMMA ( Groupe des Architectes Modernes Marocains ), в которую первоначально входили архитекторы Эли Азагури, Джордж Кандиллис, Алексис Йосич и Шадрах Вудс, спроектировать жилье в район Хай-Мохаммеди в Касабланке, который предоставил «культурно специфичную живую ткань» для рабочих и мигрантов из сельской местности. Sémiramis, Nid d'Abeille (Honeycomb) и Carrières Centrales были одними из первых примеров этого народного модернизма.

В 1953 Конгрессов Internationaux d'Architecture Moderne (ЦИАМ), ATBAT-Африк -The Африка филиал Ателье де Bâtisseurs основана в 1947 году цифры в том числе Ле Корбюзье, Владимир Бодиански и Андре Уогенскки -prepared исследования Касабланки бидонвили под названием «Среда обитания для величайшее число ". Выступающие, Жорж Кандилис и Мишель Экочар, возражали против доктрины, что архитекторы должны учитывать местную культуру и климат в своих проектах. Это вызвало бурные споры среди архитекторов-модернистов по всему миру и в конечном итоге спровоцировало раскол и создание Команды 10. Модель Экочара размером 8x8 метров в Carrières Centrales принесла ему признание как пионер в архитектуре коллективного жилья, хотя его марокканский коллега Эли Азагури критиковал его за то, что он служил инструментом французского колониального режима и игнорировал экономическую и социальную необходимость, которую марокканцы живут в более плотном вертикальном корпусе.

Послевоенный модернизм в США (1945–1985)

Основная статья: Международный стиль (архитектура)

Международный стиль архитектуры появился в Европе, особенно в Bauhaus движения, в конце 1920 - х годов. В 1932 году он был признан и получил название на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной архитектором Филипом Джонсоном и архитектурным критиком Генри-Расселом Хичкоком, между 1937 и 1941 годами, после восхождения Гитлера и нацистов в Германии. большинство лидеров немецкого движения Баухаус нашли новый дом в Соединенных Штатах и ​​сыграли важную роль в развитии американской современной архитектуры.

Фрэнк Ллойд Райт и музей Гуггенхайма

Фрэнку Ллойду Райту в 1947 году было восемьдесят лет; он присутствовал на заре американского модернизма, и хотя он отказывался признать свою принадлежность к какому-либо движению, он продолжал играть ведущую роль почти до его конца. Одним из его самых оригинальных поздних проектов был кампус Южного колледжа Флориды в Лейкленде, штат Флорида, начатый в 1941 году и завершенный в 1943 году. Он спроектировал девять новых зданий в стиле, который он назвал « Дитя Солнца ». Он написал, что хотел, чтобы университетский городок «вырос из земли в свет, дитя солнца».

Он выполнил несколько заметных проектов в 1940-х годах, включая штаб-квартиру Johnson Wax и Price Tower в Бартлсвилле, штат Оклахома (1956). Здание необычно тем, что его поддерживает центральное ядро ​​из четырех лифтовых шахт; остальная часть здания консольно прикреплена к этому ядру, как ветви дерева. Райт первоначально спроектировал структуру для многоквартирного дома в Нью-Йорке. Этот проект был отменен из-за Великой депрессии, и он адаптировал проект для нефтепровода и компании по производству оборудования в Оклахоме. Он написал, что в Нью-Йорке его здание потерялось бы в лесу высоких зданий, но что в Оклахоме оно стоит особняком. Дизайн асимметричный; каждая сторона отличается.

В 1943 году коллекционер Соломон Р. Гуггенхайм поручил ему спроектировать музей для своей коллекции современного искусства. Его дизайн был полностью оригинальным; чашеобразное здание со спиральной рампой внутри, которое увлекало посетителей музея на восходящую экскурсию по искусству ХХ века. Работа началась в 1946 году, но не была завершена до 1959 года, когда он умер.

Вальтер Гропиус и Марсель Брейер

Уолтер Гропиус, основатель Баухауза, переехал в Англию в 1934 году и провел там три года, прежде чем его пригласил в Соединенные Штаты Уолтер Хаднут из Гарвардской высшей школы дизайна ; Гропиус возглавил архитектурный факультет. Марсель Брейер, который работал с ним в Баухаусе, присоединился к нему и открыл офис в Кембридже. Слава Гропиуса и Брейера привлекала многих студентов, которые сами стали известными архитекторами, в том числе Иео Минг Пей и Филип Джонсон. Они не получали важного заказа до 1941 года, когда они спроектировали жилье для рабочих в Кенсингтоне, штат Пенсильвания, недалеко от Питтсбурга. В 1945 году Гропиус и Брейер объединились с группой молодых архитекторов под названием TAC ( The Architects Collaborative ). Среди их заметных работ - здание Гарвардской школы дизайна, посольство США в Афинах (1956–57) и штаб-квартира Pan American Airways в Нью-Йорке (1958–63).

Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ описал свою архитектуру знаменитой поговоркой: «Лучше меньше, да лучше». В качестве директора школы архитектуры того, что сейчас называется Технологическим институтом Иллинойса с 1939 по 1956 год, Мис (как его обычно называли) сделал Чикаго ведущим городом американского модернизма в послевоенные годы. Он построил для института новые здания в стиле модерн, два многоэтажных жилых дома на Лейкшор-драйв (1948–51), которые стали образцами высотных зданий по всей стране. Среди других крупных работ - Дом Фарнсворта в Плано, штат Иллинойс (1945–1951), простой горизонтальный стеклянный ящик, оказавший огромное влияние на американскую жилую архитектуру. Конференц-центр Чикаго (1952–54), Краун-холл в Технологическом институте Иллинойса (1950–56) и здание Сиграмм в Нью-Йорке (1954–58) также установили новый стандарт чистоты и элегантности. Гладкие стеклянные и стальные стены, основанные на гранитных колоннах, получили оттенок цвета за счет использования в конструкции двутавровых балок бронзового цвета. Он вернулся в Германию в 1962–68, чтобы построить новую Национальную галерею в Берлине. Среди его учеников и последователей были Филип Джонсон и Ээро Сааринен, на работу которых существенно повлияли его идеи.

Ричард Нейтра, Чарльз и Рэй Имс

Влиятельные жилые архитекторы в новом стиле в Соединенных Штатах включен Нойтр и Чарльз и Рэй Эймс. Самой знаменитой работой Имса был Дом Имса в Пасифик-Палисейдс, Калифорния (1949) Чарльз Имс в сотрудничестве с Ээро Саариненом. Он состоит из двух структур, резиденции архитекторов и его студии, соединенных в форме буквы L., построенный под влиянием японской архитектуры, состоит из полупрозрачных и прозрачных панелей, организованных в простые объемы, часто с использованием натуральных материалов, поддерживаемых стальным каркасом. Каркас дома был собран за шестнадцать часов пятью мастерами. Он украсил свои здания панелями чистых цветов.

Ричард Нейтра продолжал строить влиятельные дома в Лос-Анджелесе, используя тему простой коробки. Многие из этих домов стерли грань между внутренним и внешним пространством со стенами из листового стекла. Неутра в Constance Perkins Дом в Пасадене, штат Калифорния (1962) была переосвидетельствованием скромных односемейных жилище. Он был построен из недорогих материалов - дерева, гипса и стекла - и обошелся почти в 18 000 долларов. Нейтра увеличила дом до физических размеров его хозяйки, маленькой женщины. В нем есть отражающий бассейн, который извивается под стеклянными стенами дома. Одним из самых необычных зданий Нейтры была Шепердс-Гроув в Гарден-Гроув, Калифорния, с прилегающей автостоянкой, где прихожане могли следить за служением, не выходя из автомобилей.

Скидмор, Оуингс и Меррил и Уоллес К. Харрисон

Многие из известных современных зданий в послевоенные годы были построены двумя архитектурными мегагентствами, которые объединили большие команды дизайнеров для очень сложных проектов. Фирма Skidmore, Owings amp; Merrill была основана в Чикаго в 1936 году Луисом Скидмором и Натаниэлем Оуингсом, а в 1939 году к ней присоединился инженер Джон Меррилл. Вскоре она стала называться SOM. Его первым крупным проектом была Национальная лаборатория Ок-Ридж в Ок-Ридже, штат Теннесси, гигантская правительственная установка, производившая плутоний для первого ядерного оружия. В 1964 году у фирмы было восемнадцать «партнеров-владельцев», 54 «ассоциированных участника» и 750 архитекторов, техников, дизайнеров, декораторов и ландшафтных архитекторов. Их стиль во многом был вдохновлен работами Людвига Миса ван дер Роэ, и вскоре их здания заняли большое место на горизонте Нью-Йорка, включая Манхэттен-хаус (1950-51), Рычаг-Хаус (1951-52) и Фонд производителей. Здание компании (1954 г.). Более поздние здания фирмы включают Библиотеку Бейнеке в Йельском университете (1963 г.), Уиллис-Тауэр, ранее бывшую Сирс-Тауэр в Чикаго (1973 г.) и Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (2013 г.), которые заменили здание, разрушенное в результате террористической атаки 11 сентября 2001 г.

Уоллес Харрисон сыграл важную роль в современной архитектурной истории Нью-Йорка; в качестве советника по архитектуре семьи Рокфеллеров он помогал проектировать Рокфеллер-центр, главный архитектурный проект в стиле ар-деко 1930-х годов. Он руководил архитектором Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года и вместе со своим партнером Максом Абрамовицем был строителем и главным архитектором штаб-квартиры Организации Объединенных Наций ; Харрисон возглавлял комитет международных архитекторов, в который входили Оскар Нимейер (который подготовил первоначальный план, одобренный комитетом) и Ле Корбюзье. Другие знаковые здания Нью-Йорка, спроектированные Харрисоном и его фирмой, включали Метрополитен-опера, генеральный план Линкольн-центра и международный аэропорт Джона Ф. Кеннеди.

Филип Джонсон

Филип Джонсон (1906–2005) был одним из самых молодых и последних крупных деятелей современной американской архитектуры. Он обучался в Гарварде у Вальтера Гропиуса, затем был директором отдела архитектуры и современного дизайна в Метрополитен-музее с 1946 по 1954 год. В 1947 году он опубликовал книгу о Мис ван дер Роэ, а в 1953 году спроектировал свою собственную резиденцию., Стеклянный дом в Нью-Ханаане, штат Коннектикут, в стиле, построенном по образцу дома Фарнсворта Миса. Начиная с 1955 года, он начал двигаться в своем собственном направлении, постепенно переходя к экспрессионизму с дизайном, который все больше отходил от ортодоксальных традиций современной архитектуры. Его последним и решающим прорывом в современную архитектуру стало здание ATamp;T (позже известное как Sony Tower), а теперь 550 Мэдисон-авеню в Нью-Йорке (1979), по сути модернистский небоскреб, полностью измененный за счет добавления изогнутой крышки наверху. мебели из чиппендейла. Это здание считается началом постмодернистской архитектуры в Соединенных Штатах.

Ээро Сааринен

Ээро Сааринен (1910–1961) был сыном Элиэля Сааринена, самого известного финского архитектора периода модерна, который эмигрировал в Соединенные Штаты в 1923 году, когда Ээро было тринадцать лет. Он изучал искусство и скульптуру в академии, где преподавал его отец, а затем в Академии Académie de la Grande Chaumière в Париже, прежде чем изучать архитектуру в Йельском университете. Его архитектурные проекты больше походили на огромные скульптуры, чем на традиционные современные здания; он отказался от элегантных коробок, вдохновленных Мис ван дер Роэ, и вместо этого использовал широкие кривые и параболы, как крылья птиц. В 1948 году он задумал памятник в Сент-Луисе, штат Миссури, в виде параболической арки высотой 192 метра из нержавеющей стали (1948). Затем он спроектировал Технический центр General Motors в Уоррене, штат Мичиган (1949–55), стеклянную модернистскую коробку в стиле Мис ван дер Роэ, а затем - Исследовательский центр IBM в Йорктауне, штат Вирджиния (1957–61). Его следующие работы были серьезным отклонением от стиля; он создал особенно яркий скульптурный дизайн для катка Ingalls Rink в Нью-Хейвене, штат Коннектикут (1956–59, ледовый каток с параболической крышей, подвешенной на тросах), который послужил предварительной моделью для следующей и самой известной работы, Терминала TWA в Аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке (1956–1962). Его заявленное намерение состояло в том, чтобы спроектировать здание, которое было бы отличительным и запоминающимся, а также таким, которое отражало бы особое волнение пассажиров перед поездкой. Структура разделена на четыре белых бетонных параболических свода., которые вместе напоминают птицу, сидящую на земле для полета. У каждого из четырех изогнутых сводов крыши есть две стороны, прикрепленные к колоннам в форме Y сразу за пределами конструкции. Один из углов каждой оболочки слегка приподнят, а другой - прикреплены к центру конструкции. Крыша соединена с землей навесными стенами из стекла. Все детали внутри здания, включая скамейки, стойки, эскалаторы и часы, были спроектированы. в том же стиле.

Луи Кан

Луи Кан (1901–1974 гг.) Был еще одним американским архитектором, который отошел от модели стеклянного ящика Миса ван дер Роэ и других догм преобладающего международного стиля. Он заимствовал множество стилей и идиом, в том числе неоклассицизм. С 1947 по 1957 год он был профессором архитектуры в Йельском университете, среди его учеников был Ээро Сааринен. С 1957 года до своей смерти он был профессором архитектуры в Пенсильванском университете. Его работы и идеи повлияли на Филипа Джонсона, Минору Ямасаки и Эдварда Дурелла Стоуна, поскольку они двигались в сторону более неоклассического стиля. В отличие от Миса, он не пытался придать своим зданиям легкий вид; он строил в основном из бетона и кирпича, и его здания выглядели монументальными и солидными. Он черпал из самых разных источников; Башни лабораторий медицинских исследований Ричардса были вдохновлены архитектурой городов эпохи Возрождения, которые он видел в Италии в качестве постоянного архитектора в Американской академии в Риме в 1950 году. Известные здания Кана в Соединенных Штатах включают Первую унитарную церковь Рочестера, Нью-Йорк (1962); и Художественный музей Кимбалла в Форт-Уэрте, штат Техас (1966–72). Следуя примеру Ле Корбюзье и его проекта правительственных зданий в Чандигархе, столице штата Харьяна и Пенджаб Индии, Кан спроектировал Джатио Сангшад Бхабан (здание Национальной ассамблеи) в Дакке, Бангладеш (1962–74), когда эта страна получила независимость от Пакистана. Это была последняя работа Кана.

IM Pei

И. М. Пей (1917–2019) был крупной фигурой позднего модернизма и дебютом постмодернистской архитектуры. Он родился в Китае, получил образование в Соединенных Штатах, изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте. В то время как тамошняя архитектурная школа все еще обучалась архитектурному стилю изящных искусств, Пей обнаружил труды Ле Корбюзье, и двухдневный визит Ле Корбюзье в кампус в 1935 году оказал большое влияние на архитектурные идеи Пея. В конце 1930-х годов он перешел в Гарвардскую высшую школу дизайна, где учился у Вальтера Гропиуса и Марселя Брейера и глубоко увлекся модернизмом. После войны он работал над крупными проектами нью-йоркского застройщика Уильяма Зекендорфа, прежде чем уйти и основать собственную фирму. Одним из первых зданий, спроектированных его собственной фирмой, было Зеленое здание Массачусетского технологического института. В то время как чистый модернистский фасад вызывал восхищение, в здании возникла неожиданная проблема; он создавал эффект аэродинамической трубы, и при сильном ветре двери не открывались. Пей был вынужден построить туннель, чтобы посетители могли войти в здание во время сильного ветра.

Между 1963 и 1967 годами Пей проектировал лабораторию Меса для Национального центра атмосферных исследований за пределами Боулдера, штат Колорадо, на открытой местности у подножия Скалистых гор. Проект отличался от более ранних городских работ Пея; он будет отдыхать на открытой местности у подножия Скалистых гор. Его дизайн был разительным отходом от традиционного модернизма; это выглядело так, как если бы оно было вырезано на склоне горы.

В зоне позднего модерна художественные музеи обходили стороной небоскребы как самые престижные архитектурные проекты; они открывали большие возможности для нововведений в форме и большей наглядности. Пей зарекомендовал себя благодаря своему проекту Художественного музея Герберта Ф. Джонсона в Корнельском университете в Итаке, Нью-Йорк (1973), который получил высокую оценку за творческое использование небольшого пространства и уважение к ландшафту и другим зданиям вокруг него.. Это привело к заказу одного из самых важных музейных проектов того периода, нового восточного крыла Национальной галереи искусств в Вашингтоне, завершенного в 1978 году, и к другому из самых известных проектов Пея - пирамиде у входа в Лувр. Музей в Париже (1983–89). Пей выбрал пирамиду как форму, которая лучше всего гармонировала с ренессансными и неоклассическими формами исторического Лувра, а также из-за ее ассоциаций с Наполеоном и битвой при пирамидах. Каждая грань пирамиды поддерживается 128 балками из нержавеющей стали, поддерживающими 675 стеклянных панелей, каждая размером 2,9 на 1,9 метра (9 футов 6 дюймов на 6 футов 3 дюйма).

Фазлур Рахман Хан

В 1955 году он работал в архитектурной фирме Skidmore, Owings amp; Merrill (SOM) и начал работать в Чикаго. Он стал партнером в 1966 году. Он проработал остаток своей жизни бок о бок с архитектором Брюсом Грэмом. Хан представил методы проектирования и концепции для эффективного использования материалов в архитектуре зданий. Его первым зданием, в котором использовалась трубчатая конструкция, был многоквартирный дом Chestnut De-Witt. В течение 1960-х и 1970-х годов он стал известен своими проектами 100-этажного центра Джона Хэнкока в Чикаго, который был первым зданием, в котором использовалась конструкция из трубчатой ​​фермы, и 110-этажной башни Sears Tower, переименованной в Уиллис-Тауэр, самого высокого здания в стране. в мире с 1973 по 1998 год, это было первое здание, в котором использовалась конструкция из трубчатого каркаса.

Он считал, что инженерам нужен более широкий взгляд на жизнь, говоря: «Технический человек не должен теряться в своих собственных технологиях; он должен уметь ценить жизнь, а жизнь - это искусство, драма, музыка и, самое главное, люди». Личные документы Хана, большинство из которых находились в его кабинете в момент его смерти, проводятся по Райерсон и Burnham библиотек в Художественном институте Чикаго. Коллекция Фазлур Хана включает рукописи, эскизы, аудиокассеты, слайды и другие материалы, касающиеся его работ.

Основополагающая работа Хана по разработке структурных систем высотных зданий до сих пор используется в качестве отправной точки при рассмотрении вариантов дизайна высотных зданий. С тех пор трубчатые конструкции использовались во многих небоскребах, в том числе при строительстве Всемирного торгового центра, центра Aon, башен Петронас, здания Цзинь Мао, башни Банка Китая и большинства других зданий высотой более 40 этажей, построенных с 1960-х годов. Сильное влияние конструкции трубчатой ​​конструкции также заметно в самом высоком небоскребе в мире - Бурдж-Халифа в Дубае. По словам Стивена Бейли из Daily Telegraph :

Хан изобрел новый способ строительства высоких.... Так Фазлур Хан создал необычный небоскреб. Изменив логику стального каркаса, он решил, что внешняя оболочка здания может - при наличии достаточного количества стропил, каркасов и распорок - быть самой конструкцией. Это сделало постройки еще легче. «Связанная труба» означала, что зданиям больше не нужно иметь коробчатый вид: они могут стать скульптурой. Удивительная проницательность Хана - его имя было проверено Обамой в его речи в Каирском университете в прошлом году - изменила как экономику, так и морфологию супервысоких зданий. И это сделало Burj Khalifa возможным: пропорционально Burj использует примерно половину стали, которая консервативно поддерживает Эмпайр Стейт Билдинг.... Бурдж-Халифа - это высшее выражение его смелой философии лёгкого дизайна.

Минору Ямасаки

В Соединенных Штатах Минору Ямасаки добился большого независимого успеха в реализации уникальных инженерных решений для сложных на тот момент проблем, включая пространство, занимаемое лифтовыми шахтами на каждом этаже, и борьбу со своим личным страхом высоты. В течение этого периода он построил ряд офисных зданий, которые привели к его новаторскому проекту башен Всемирного торгового центра длиной 1360 футов (410 м) в 1964 году, строительство которого началось 21 марта 1966 года. Первая из башен была завершена в 1970 году. Многие из его зданий имеют поверхностные детали, вдохновленные остроконечными арками готической архитектуры, и используют чрезвычайно узкие вертикальные окна. Этот стиль с узкими окнами возник из его личного страха перед высотой. Одна конкретная проблема дизайна Всемирного торгового центра была связана с эффективностью лифтовой системы, которая была уникальной в мире. В Yamasaki были установлены самые быстрые лифты того времени со скоростью 1700 футов в минуту. Вместо того, чтобы размещать большую традиционную шахту лифта в центре каждой башни, Ямасаки создал систему « Skylobby » для башен- близнецов. В проекте Skylobby были созданы три отдельные соединенные лифтовые системы, которые будут обслуживать разные сегменты здания, в зависимости от того, какой этаж был выбран, что позволяет сэкономить примерно 70% пространства, используемого для традиционной шахты. Сэкономленное пространство затем было использовано под офисные помещения. В дополнение к этим достижениям он также разработал жилищный проект Прюитт-Иго, крупнейший из когда-либо построенных жилищных проектов в Соединенных Штатах, который был полностью снесен в 1976 году из-за плохих рыночных условий и ветхого состояния самих зданий. Отдельно он также спроектировал Century Plaza Towers и One Woodward Avenue, среди 63 других проектов, которые он разработал за свою карьеру.

Послевоенный модернизм в Европе (1945–1975)

Во Франции Ле Корбюзье оставался самым выдающимся архитектором, хотя построил там несколько зданий. Его самой известной поздней работой был монастырь Святой Марии де ла Туретт в Эвро-сюр-л'Арбресль. Монастырь, построенный из сырого бетона, был строгим и без украшений, вдохновленный средневековыми монастырями, которые он посетил во время своей первой поездки в Италию.

В Великобритании основными фигурами модернизма были Уэллс Коутс (1895–1958), FRS Yorke (1906–1962), Джеймс Стирлинг (1926–1992) и Денис Ласдун (1914–2001). Самая известная работа Ласдуна - Королевский национальный театр (1967–1976) на южном берегу Темзы. Его сырой бетон и блочная форма оскорбили британских традиционалистов; Чарльз, принц Уэльский, сравнил его с атомной электростанцией.

В Бельгии важной фигурой был Шарль Ванденхов (род. 1927), построивший ряд важных зданий для Университетского больничного центра в Льеже. Его более поздние работы были связаны с красочным переосмыслением исторических стилей, таких как архитектура Палладио.

В Финляндии самым влиятельным архитектором был Алвар Аалто, который адаптировал свою версию модернизма к северному ландшафту, свету и материалам, особенно к использованию дерева. После Второй мировой войны он преподавал архитектуру в США. В Дании Арне Якобсен был самым известным из модернистов, который проектировал мебель, а также здания со строгими пропорциями.

В Италии самым известным модернистом был Джио Понти, который часто работал с инженером-строителем Пьером Луиджи Нерви, специалистом по железобетону. Нерви создал бетонные балки исключительной длины, двадцать пять метров, что позволило добиться большей гибкости форм и большей высоты. Самым известным из них было здание Пирелли в Милане (1958–1960), которое на протяжении десятилетий было самым высоким зданием в Италии.

Самым известным испанским модернистом был каталонский архитектор Хосеп Луис Серт, который с большим успехом работал в Испании, Франции и США. В начале своей карьеры он некоторое время работал под руководством Ле Корбюзье и спроектировал испанский павильон для Парижской выставки 1937 года. Его известная более поздняя работа включала Фонд Maeght в Сен-Поль-де-Прованс, Франция (1964) и Гарвардский научный центр в Кембридже, штат Массачусетс. Он работал деканом архитектуры в Гарвардской школе дизайна.

Среди известных немецких модернистов был Йоханнес Кран, сыгравший важную роль в восстановлении немецких городов после Второй мировой войны, и построивший несколько важных музеев и церквей, в частности Св. Мартина и Идштайна, в которых искусно сочеталась каменная кладка, бетон и стекло. Ведущими австрийскими архитекторами этого стиля были Густав Пайхль, более поздние работы которого включали Художественно-выставочный центр Федеративной Республики Германии в Бонне, Германия (1989).

Латинская Америка

Историки архитектуры иногда называют латиноамериканский модернизм «тропическим модернизмом». Это отражает архитекторов, которые адаптировали модернизм к тропическому климату, а также социально-политическому контексту Латинской Америки.

Бразилия стала витриной современной архитектуры в конце 1930-х годов благодаря работам Лучио Коста (1902–1998) и Оскара Нимейера (1907–2012). Коста возглавлял проект, а Нимейер сотрудничал с Министерством образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1936–1943) и бразильским павильоном на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. После войны Нимейер вместе с Ле Корбюзье придумал форму штаб-квартиры Организации Объединенных Наций, построенной Уолтером Харрисоном.

Лусио Коста также отвечал за план самого смелого модернистского проекта в Бразилии; создание новой столицы Бразилиа, построенной между 1956 и 1961 годами. Коста разработал генеральный план в форме креста с главными правительственными зданиями в центре. Нимейер отвечал за проектирование правительственных зданий, включая дворец президента; Национальное собрание, состоящее из двух башен для двух ветвей законодательной власти и двух залов заседаний, одна с куполом, а другая с перевернутым куполом. Нимейер также построил собор, восемнадцать министерств и гигантские жилые дома, каждый из которых рассчитан на три тысячи жителей, каждый со своей школой, магазинами и часовней. Модернизм использовался и как архитектурный принцип, и как руководство для организации общества, как это показано в «Городе модернизма».

После военного переворота в Бразилии в 1964 году Нимейер переехал во Францию, где он спроектировал модернистскую штаб-квартиру Коммунистической партии Франции в Париже (1965–1980), миниатюру своего плана Организации Объединенных Наций.

В Мексике также было видное модернистское движение. Среди важных фигур были Феликс Кандела, родившийся в Испании, эмигрировавший в Мексику в 1939 году; он специализировался на бетонных конструкциях необычных параболических форм. Другой важной фигурой был Марио Пани, спроектировавший Национальную консерваторию музыки в Мехико (1949) и Torre Insignia (1988); Пани также сыграл важную роль в строительстве нового университета Мехико в 1950-х годах вместе с Хуаном О'Горманом, Эухенио Пешардом и Энрике дель Моралем. Torre Латиноамериканский, разработанный Аугусто Х. Альварес, был один из самых ранних модернистских небоскребов в Мехико (1956 г.); он успешно выдержал землетрясение 1985 года в Мехико, которое разрушило многие другие здания в центре города. Педро Рамирес Васкес и Рафаэль Миярес спроектировали Олимпийский стадион для Олимпийских игр 1968 года, а Антони Пейри и Кандела спроектировали Дворец спорта. Луис Барраган был еще одной влиятельной фигурой в мексиканском модернизме; Его резиденция и студия из необработанного бетона в Мехико снаружи выглядят как блок-хаус, а внутри отличаются простотой формы, чистыми цветами, обильным естественным освещением и, одна из отличительных черт, лестницей без перил. В 1980 году он выиграл Притцкеровскую архитектурную премию, а в 2004 году дом был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Азия и Австралия

Япония, как и Европа, после войны испытывала огромную нехватку жилья из-за бомбардировок многих городов. Требовалось заменить 4,2 миллиона единиц жилья. Японские архитекторы объединили как традиционные, так и стили и приемы. Одним из выдающихся японских модернистов был Кунио Маэкава (1905–1986), который работал на Ле Корбюзье в Париже до 1930 года. Его собственный дом в Токио был ранней вехой японского модернизма, сочетая традиционный стиль с идеями, которые он приобрел, работая с Ле Корбюзье.. Его известные здания включают концертные залы в Токио и Киото и Международный дом Японии в Токио, все они выполнены в чистом модернистском стиле.

Кензо Танге (1913–2005) работал в студии Кунио Маэкавы с 1938 по 1945 год, прежде чем открыл собственное архитектурное бюро. Его первой крупной комиссией стал Мемориальный музей мира в Хиросиме. Он спроектировал многие известные офисные здания и культурные центры. офисные здания, а также Национальная гимназия Ёёги для летних Олимпийских игр 1964 года в Токио. Гимназия, построенная из бетона, имеет крышу, подвешенную над стадионом на стальных тросах.

Датский архитектор Йорн Утцон (1918–2008) недолго работал с Алваром Аалто, изучал работы Ле Корбюзье и отправился в Соединенные Штаты, чтобы встретиться с Фрэнком Ллойдом Райтом. В 1957 году он спроектировал одно из самых узнаваемых модернистских зданий в мире; Sydney Opera House. Он известен скульптурными качествами своих зданий и их связью с ландшафтом. Пять бетонных корпусов сооружения напоминают морские ракушки у пляжа. Начатый в 1957 году проект столкнулся со значительными техническими трудностями при изготовлении корпусов и правильной акустике. Утцон ушел в отставку в 1966 году, и строительство оперного театра было закончено только в 1973 году, через десять лет после запланированного завершения.

В Индии модернистская архитектура была продвинута постколониальным государством во главе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, в первую очередь благодаря приглашению Ле Корбюзье для проектирования города Чандигарх. Среди важных индийских архитекторов-модернистов - Б.В. Доши, Чарльз Корреа, Радж Ревал, Ачют Канвинде и Хабиб Рахман. В журнале MARG было много дискуссий о модернистской архитектуре. В Шри-Ланке Джеффри Бава был пионером тропического модернизма. Миннетт Де Силва была выдающимся шри-ланкийским архитектором-модернистом.

Архитектура после обретения независимости в Пакистане представляет собой смесь исламского и современного стилей архитектуры с влиянием Моголов, индо-исламских и международных архитектурных проектов. 1960-е и 1970-е годы были периодом архитектурного значения. Мавзолей Джинны, Минар и Пакистан, Баб и Хайбер, исламский минар на высшем уровне и мечеть Фейсал датируются этим временем.

Африке

Некоторыми известными модернистскими архитекторами в Марокко были Эли Азагури и Жан-Франсуа Зевако.

Асмэра, столица Эритреи, хорошо известна своей модернистской архитектурой периода итальянской колонизации.

Сохранение

Некоторые произведения или коллекции современной архитектуры были внесены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. В дополнение к ранним экспериментам, связанным с модерном, они включают в себя ряд сооружений, упомянутых выше в этой статье: дом Ритвельда Шредера в Утрехте, здания Баухауса в Веймаре, Дессау и Бернау, жилые комплексы Берлинского модернизма, Белый дом. Город Тель - Авив, город Асмэрой, город Бразилиа, то Ciudad Universitaria из НАУ в Мехико и университет город Каракас в Венесуэле, в Сиднейском оперном театре и зал столетия во Вроцлаве, а также с некоторыми работами из Ля Корберсье и Фрэнк Ллойд Райт.

Частные организации, такие как Docomomo International, World Monuments Fund и Recent Past Preservation Network, работают над тем, чтобы охранять и документировать находящуюся под угрозой современную архитектуру. В 2006 году Всемирный фонд памятников запустил программу защиты и защиты « Модернизм в опасности ». Организация МАММА. работает над документированием и сохранением модернистской архитектуры в Марокко.

Смотрите также

использованная литература

Библиография

  • Бем, Геро фон (2000). Беседы с И. М. Пей: Ключ - в свете. Мюнхен: Престель. ISBN   3-7913-2176-5.
  • Бони, Энн (2012). L'Architecture Moderne (на французском языке). Ларусс. ISBN   978-2-03-587641-6.
  • Бульон, Жан-Поль (1985). Журнал де L'Art Nouveau (на французском языке). Пэрис: Скира. ISBN   2-605-00069-9.
  • Берчард, Джон; Буш-Браун, Альберт (1966). Архитектура Америки - социальная и культурная история. Атлантический, Литтл и Браун.
  • Конрадс, Ульрих, изд. (1971). Программы и манифесты об архитектуре ХХ века. Перевод Буллока, Майкл. Бостон, Массачусетс: MIT Press. ISBN   9780262530309. OCLC   959124824.
  • Колкухун, Алан, Современная архитектура, Оксфордская история искусства, Oxford University Press, 2002, ISBN   0192842269
  • Дункан, Аластер (1988). Арт-деко. Темза и Гудзон. ISBN   2-87811-003-X.
  • Дучер, Роберт (2014). La charactéristique des styles (на французском языке). Фламмарион. ISBN   978-2-0813-4383-2.
  • Джодидио, Филипп (2016). Строительная мастерская Ренцо Пиано (на французском языке). Taschen. ISBN   978-3-8365-3637-0.
  • Журнель, Гийометт Морель (2015). Ле Корбюзье - Construire la Vie Moderne (на французском языке). Издания Du Patrimoine: Центр национального памятника. ISBN   978-2-7577-0419-6.
  • Моргенталер, Ханс Рудольф, Значение современной архитектуры: ее внутренняя необходимость и чуткое чтение, Ashgate Publishing, Ltd., 2015, ISBN   1472453018
  • Ле Корбюзье (1925). L'Art décoratif d'aujourdhui (на французском языке). G. Crés et Cie.
  • Ле Корбюзье (1923). Vers использовать архитектуру (на французском языке). Фламмарион (1995). ISBN   978-2-0812-1744-7.
  • Пуассон, Мишель (2009). 1000 Immeubles et памятники Парижа (на французском языке). Париграмма. ISBN   978-2-84096-539-8.
  • Ташен, Аурелия и Бальтазар (2016). L'Architecture Moderne de A à Z (на французском языке). Bibliotheca Universalis. ISBN   978-3-8365-5630-9.
  • Тиц, Юрген (1999). История архитектуры ХХ века. Конеманн. ISBN   3-8290-2045-7.
  • фон Бем, Геро (2000). Беседы с IM Pei: Light is the Key. Prestel. ISBN   3-7913-21765.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 05:12:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте