Андреа Палладио | |
---|---|
Портрет Палладио из 17 века | |
Родился | (1508-11-30) 30 ноября 1508. Падуя, Венецианская республика |
Умер | 19 августа 1580 (1580-08-19) (71 год). Мазер, близ Тревизо, Венецианская республика |
Национальность | итальянец |
Род занятий | Архитектор |
Здания | Вилла Барбаро. Вилла Капра "Ла Ротонда". Базилика Палладиана. Церковь Сан-Джорджо Маджоре. Il Redentore. Театро Олимпико |
Проекты | I quattro libri dell'architettura (Четыре Книги по архитектуре) |
Андреа Палладио (, итальянский: ; 30 ноября 1508 - 19 августа 1580) был архитектором итальянского Возрождения, работавшим в Венецианской республике. Палладио, на которого оказали влияние римская и греческая архитектура, в первую очередь Витрувий, широко считается одним из самых влиятельных лиц в истории архитектуры. Хотя он проектировал церкви и дворцы, он был наиболее известен своими загородными домами и виллами. Его учение, обобщенное в архитектурном трактате Четыре книги архитектуры, принесло ему широкое признание.
Город Виченца с его 23 зданиями, спроектированными Палладио, и 24 палладианских виллы Венето занесены в список ЮНЕСКО как часть объекта Всемирного наследия под названием Город Виченца и Палладианские виллы Венето. Церкви Палладио находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО "Венеция и ее лагуна".
Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе и получил имя Андреа ди Пьетро делла Гондола. Его отец, Пьетро, которого звали делла Гондола, был мельником. С раннего возраста Андреа Палладио был вовлечен в строительство. Когда ему было тринадцать, его отец устроил его подмастерьем резчика по камню в течение шести лет в мастерской Бартоломео Кавацца да Соссано, известного скульптора, проекты которого включали алтарь в церкви Санта-Мария-деи-Кармини в Падуе. Говорят, что Бартоломео Кавацца наложил особенно тяжелые условия труда: Палладио сбежал из мастерской в апреле 1523 года и уехал в Виченцу, но был вынужден вернуться, чтобы выполнить свой контракт. В 1524 году, когда его контракт был завершен, он навсегда переехал в Виченцу, где прожил большую часть своей жизни. Он стал помощником известного каменотеса и каменщика Джованни ди Джакомо да Порлецца в Педемуро-Сан-Бьяджо, где он присоединился к гильдии каменотесов и каменщиков. Он работал каменщиком для изготовления памятников и декоративных скульптур.
Его карьера не была исключительной до 1538–1539; когда ему исполнилось тридцать, его нанял поэт-гуманист и ученый Джан Джорджо Триссино, чтобы восстановить свою резиденцию, виллу Триссино в Криколи. Триссино был глубоко вовлечен в изучение древнеримской архитектуры, в частности, работ Витрувия, которые стали доступны в печати в 1486 году. В 1540 году Палладио наконец получил формальное звание архитектора.. В 1541 году он совершил первую поездку в Рим в сопровождении Триссино, чтобы своими глазами увидеть классические памятники. Он совершил еще одну, более длительную поездку в Рим с Триссино с осени 1545 года до первых месяцев 1546 года, а затем еще одну поездку в 1546–1547 годах. Он также посетил и изучил римские работы в Тиволи, Палестрине и Альбано
Триссино познакомил Палладио с историей и искусством Рима, что дало ему вдохновение для его будущего здания. Триссино также дала ему имя, под которым он стал известен, Палладио, намек на греческую богиню мудрости Афину Паллада и на персонажа пьесы Триссино. Слово Палладио означает Мудрый.
Одно из первых произведений Палладио, Вилла Годи (начало 1537 г.)
Зал муз Вилла Годи (1537–1542)
Вилла Пьовене (1539)
Вилла Пизани, Баньоло (1542)
Его ранние работы включают серию вилл в окрестностях Виченцы. Иногда на них влияли работы его предшественника Джулио Романо, и они были похожи на виллу его покровителя, Джан Джорджо Триссино, в Криколи, для которой он построил пристройку перед своей первой поездкой в Рим..
Самой ранней из его вилл обычно считается Вилла Годи (начата в 1537 году). Этот дизайн уже показал оригинальность концепции Палладио. Есть центральный блок, окруженный двумя крыльями, центральный блок утоплен, а два крыла выдвинуты и более заметны. Внутри центрального блока пианино nobile, или главный этаж, выходил на лоджию с тройной аркадой, к которой ведет центральная лестница. На оборотной стороне здания округлая галерея выходит в сад. За прошедшие годы Палладио внес множество изменений и дополнений, добавив роскошные фрески в обрамлении классических колонн в Зале муз виллы Годи в 1550-х годах.
В своих ранних работах в Виченце в 1540-х годах он иногда подражал работа его предшественника Джулио Романо, но при этом он добавил свои собственные идеи и вариации. Примером может служить Палаццо Тьене в Виченце, который Романо начал, но который после смерти Романо завершил Палладио. Это была его первая постройка большого городского дома. Он использовал идею Романо для окон, обрамленных каменными каркасами, лестницей из каменных блоков, но Палладио придал тяжелому фасаду новую легкость и изящество.
Несколько других вилл того времени приписываются Палладио, в том числе Вилла Пьовене (1539 г.) и Вилла Пизани (1542 г.). От виллы Пизани сохранилось только центральное строение первоначального плана. Лоджию открывают три арки под фризом , под фронтоном. Интерьер главного зала имеет сводчатый потолок, богато украшенный фресками на мифологические темы.
Одна из самых важных работ его раннего периода Виченцы - Базилика Палладиана в Виченце (1546), дворец городского правительства. Палладио назвал это «Базиликой », объясняя, что функции и форма современной ратуши напоминают функции и формы древнеримской базилики. Он не строил здание с нуля, а добавил двухэтажные лоджии к внешнему виду более старого здания, которое было закончено в 1459 году. Для фасада Палладио гармонично использовал два уровня аркад с закругленными арками и колоннами., который открывал экстерьер здания во внутренний двор. Аркады были разделены колоннами и небольшими круглыми окнами (окулами) с разнообразием и богатством декоративных деталей. Строительство не было завершено до 1617 года, после смерти Палладио. Его дизайн оказал заметное влияние на многие здания по всей Европе, от Португалии до Германии.
Palazzo Thiene (1542–1558), (начат Джулио Романо, переработан и завершен Палладио)
Фасад Базилики Палладиана (начало 1546 г.)
Первый этаж и входная лестница Базилики Палладиана
Верхняя лоджия базилики Палладиана
Палаццо Кьерикати (начато в 1550 году) был еще одним городским дворцом, построенным на городской площади недалеко от порта в Падуе. Он был построен после Палаццо делла Раджионе, но сильно отличался по плану и убранству. Двухэтажный фасад с двойной лоджией был разделен на одиннадцать пространств рядами дорических колонн, а дорический карниз отделял нижний уровень от более важного фортепианного нобиля наверху. Первоначальный план Палладио имел верхний уровень, идентичный нижнему, но владельцы хотели больше места для церемоний, поэтому центральная часть пианино nobile была выдвинута вперед и получила окна с декоративными фронтонами, удваивая внутреннее пространство.
Палаццо дель Капитаниато, офис венецианского губернатора региона, представляет собой более позднюю вариацию городского дворца, построенного в Виченце напротив базилики Палладиана, и лучшего из его городских дворцов позднего периода. Четыре кирпичных полуколонны на фасаде создают сильный элемент вертикальности, тщательно уравновешенные горизонтальными балюстрадами на пианино nobile и выступающем карнизе наверху. Красный кирпич стен и колонн и белый камень балюстрад и оснований колонн создают другой контраст. Позже фасад получил лепной скульптурный декор в стиле маньерист, который значительно ухудшился.
Палаццо Кьерикати (1550) в Виченце
Палаццо дель Капит anio (1565–1572)
Успех Базилики Палладиана продвинул Палладио в высшие ряды архитекторов Северной Италии. Он отправился в Рим в 1549 году, надеясь стать папским архитектором, но смерть Папы Павла III положила конец его амбициям. Его покровитель, Джан Джорджо Триссино, умер в 1550 году, но в том же году у Палладио появился новый сторонник, могущественный венецианский аристократ Даниэле Барбаро. Через Барбаро он стал известен крупным аристократическим семьям Северной Италии. Помимо Барбарос, аристократические Корнаро, Фоскари и Пизани семьи поддерживали карьеру Палладио, в то время как он продолжал строить серию великолепных вилл и дворцов в Виченце в его новом классическом стиле, включая Палаццо Кьерикати в Виченце, Вилла Пизани в Монтаньяна и Вилла Корнаро в Пьомбино Дезе.
Кардинал Барбаро привез Палладио в Рим и призвал его опубликовать свои исследования классической архитектуры. В 1554 году он опубликовал первую из серии книг «Древности Рима». Он продолжал составлять и писать свои архитектурные исследования, щедро иллюстрированные, которые были полностью опубликованы в 1570 году как I quattro libri dell'architettura (Четыре книги архитектуры) в Венеции. Эти книги, переизданные на разных языках и широко распространенные в Европе, обеспечили ему репутацию наиболее влиятельной фигуры в обновленной классической архитектуре, репутация, которая только продолжала расти после его смерти.
Титульная страница I quattro libri dell'architettura (Четыре книги архитектуры) (издание 1642 года)
Тип виллы, изобретенной Палладио на вилле Корнаро (начат в 1553 г.), расположенный в Пьомбино Дезе недалеко от Падуи, представлял собой смесь виллы rustica (загородный дом), предназначенной для загородной жизни, и загородной виллы, предназначенной для развлечения и впечатления. Различие между двумя частями четко выражено в архитектуре. Центральный блок почти квадратный, с двумя невысокими крыльями. Задний фасад, обращенный в сад, имеет просторную лоджию или крытую террасу, поддерживаемую независимыми колоннами, как на уровне земли, так и на верхнем уровне пианино nobile. Передний фасад, выходящий на дорогу, имеет такой же план, но с более узкими лоджиями. В Четырехколонный зал, большой салон, можно было попасть по парадной лестнице как с фасада, так и с тыла дома. Он имеет очень высокий потолок, создающий большое кубическое пространство, и крышу, поддерживаемую четырьмя дорическими колоннами. Палладио разместил ниши в стенах этого салона, которые позже были заполнены статуями предков хозяина в полный рост. Более деревенские функции дома выполнялись в соседних флигелях.
Вилла Корнаро (начало 1553 г.) сочетала в себе деревенскую жизнь и внушительное пространство для формальных развлечений
Четырехколонный зал
План виллы Корнаро
Пригородная вилла была особенным типом здания, домом недалеко от города, предназначенным в первую очередь для развлечений. Вилла Барбаро (начало 1557 г.) в Мазере представляла собой внушительную загородную виллу, построенную для братьев Маркантонио и Даниэле Барбаро, соответственно занимался политикой и религией в Венето, или в регионе Венеции. Длинный фасад был идеально сбалансирован. Интерьер, выполненный по профессиям братьев, имел как классические, так и религиозные мотивы. Центральный зал, Зал Олимпа на первом этаже, был украшен римскими богами и богинями, но когда кто-то поднимался по лестнице, длинный верхний этаж имел форму креста, и преобладали христианские изображения. На вилле также есть серия замечательных фресок и потолочная роспись Паоло Веронезе, сочетающая мифические темы со сценами повседневной жизни. Позади виллы Палладио создал замечательный нимфей, или римский фонтан, со статуями богов и богинь главных рек Италии.
Самой известной загородной виллой, построенной Палладио, была вилла Капра "Ла Ротонда", недалеко от Виченцы, строительство которой было начато в 1566 году графом Паоло Альмерико, каноником Папы Пия IV и Папы Пия V. Участок находится на пологой лесистой вершине холма, откуда во всех направлениях открывается вид на сельскую местность. Вилла идеально симметрична, с четырьмя одинаковыми фасадами с портиками вокруг купольного центра. Высота цоколя ровно равна высоте мансарды, а ширина каждого портика - ровно половине длины фасада. Внутренние фрески были написаны Людовико Дориньи в 1680–1687 гг.) И не входили в план Палладио. Здание было особенно влиятельным, особенно в Англии и Соединенных Штатах, где оно вдохновило «неопалладианистские» постройки, такие как Замок Меруорт (1724) в Кенте и Томас Джефферсон Монтечелло в Вирджинии (1772 г.)
Вилла Барбаро в Мазер (начало 1557 г.)
Нимфей виллы Барбаро
Фрагмент зала Олимпа, с фресками Паоло Веронезе
Вилла Капра "Ла Ротонда" (начало 1566 г.)
План виллы Палладио в I quattro libri dell'architettura, 1570
Вилла Foscari, также известная как "La Malcontenta" по названию пригородной деревни недалеко от Венеции, где она расположена, обращен к каналу Брента и по этой причине, в отличие от других его вилл, он обращен на юг к каналу. Вилла стоит на большом цоколе, а центральный портик обрамлен двумя лестницами. Верхняя и нижняя границы пиано-нобиля четко обозначены на фасаде более темными красноватыми каменными полосами. Такая же красноватая кайма очерчивает фронтон над портиком и чердаком и появляется на заднем фасаде. В отличие от традиционных вилл, входные двери ведут прямо в главный салон. Салон освещен виртуальной стеклянной стеной вокруг дверного проема южного фасада. Внешний вид и интерьер тесно интегрированы; те же классические элементы, что и фасад, колонны и фронтоны, вновь появляются в интерьере, украшенном фресками trompe l'oeil на стенах и потолке.
Северный фасад виллы Фоскари, обращенный к каналу Брента
Внутреннее убранство гротесков на потолке салона виллы Фоскари
Южный фасад виллы Фоскари, с большим окна, которые освещают главный салон
Даниэле Барбаро и его младший брат Маркантонио познакомили Палладио с Венецией, где он разработал свой собственный стиль религиозной архитектуры, отличный и столь же оригинальный, как и стиль архитектуры его виллы. Его первым проектом в Венеции был монастырь церкви Санта-Мария-делла-Карита (1560–1561 гг.), За ним последовала трапезная, а затем и интерьер монастыря Сан-Джорджо (1560–1562 гг.). Его стиль был довольно суров по сравнению с традиционной щедростью венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Позднее Винченцо Скамоцци (1610) придал Сан-Джорджио Маджоре новый фасад, который более тесно интегрировал его в венецианский горизонт. Оригинальный строгий, идеально сбалансированный интерьер - это оригинальная работа Палладио. В 1570 году он был официально назван «Proto della Serenissima» (главный архитектор Венецианской республики) в честь Якопо Сансовино.
Неф Сан-Джорджо Маджоре, Венеция (1565)
Il Redentore Церковь в Венеции (1576)
Интерьер церкви Il Redentore в Венеции (1576)
Tempieto Barbaro, построенная в конце его жизни, была одной из его самых совершенных работ. Он был начат в 1580 году как дополнение к вилле Барбаро в Мазере. Он объединяет две классические формы: круг и греческий крест. Фасад имеет особенно внушительный классический портик, как в Пантеоне в Риме, расположенный перед двумя высокими колокольнями, перед еще более высоким куполом, закрывающим сама церковь. В результате взгляд поднимается вверх, уровень за уровнем. Внутри круглый интерьер окружен восемью полуколоннами и нишами со статуями. Открытая балюстрада проходит вокруг верхней части внутренней стены, скрывая основание самого купола, создавая впечатление, будто купол подвешен в воздухе. Эта идея часто использовалась в более поздних церквях в стиле барокко. Он достигает идеального баланса между кругом и крестом, а также горизонтальными и вертикальными элементами как на фасаде, так и в интерьере.
План Оттавио Бертотти Скамоцци
Фасад Темпьетто Барбаро
Разрез фасада Темпьетто Барбаро, нарисованный Скамоцци (1783)
Последней работой Палладио был Театро Олимпико на площади Маттеотти в Виченце, построенный для театральных постановок Олимпийского общества Виченцы, членом которого был Палладио. Его попросили разработать дизайн и модель, и строительство началось в феврале 1580 года. Задняя стена сцены имела форму огромной триумфальной арки, разделенной на три уровня, и три портала, через которые актеры могли появляться и исчезать. Эта стена была богато украшена колоннами и нишами, заполненными скульптурами. Вид через арки создавал иллюзию взгляда на классические улицы. Раскрашенный потолок создавал иллюзию сидения под открытым небом. За полуциклом сидений Палладио поместил ряд коринфских колонн.
Палладио умер 19 августа 1580 года, вскоре после того, как работы были начаты. Он был завершен с рядом модификаций на Винченцо Скамоцци и торжественно открыт в 1584 году спектаклем трагедии Царь Эдип по Софокл.
Сцена с декорациями, созданными Винченцо Скамоцци, завершившим театр после смерть Палладио
Сцена и место для его последней работы, Театр Олимпико (1584)
О личной жизни Палладио известно очень мало. Документы показывают, что в апреле 1534 года он получил приданое от семьи своей жены Аллеградонны, дочери плотника. У них было четыре сына: Леонида, Маркантонио, Орацио и Силла, а также дочь Зенобия. Двое из сыновей, Леонида и Орццио, умерли в течение короткого периода времени в 1572 году, что сильно повлияло на их отца. Он умер 19 августа 1580 года в Виченце или Мазере и был похоронен в церкви Санта-Корона в Виченце. В 1844 году в посвященной ему часовне на этом кладбище была построена новая гробница.
Хотя все его постройки находятся в относительно небольшом уголке Италии, они имели влияние далеко за его пределами. Они особенно вдохновляли архитекторов-неоклассиков в Великобритании и Соединенных Штатах в 18 и 19 веках. В то время как он проектировал церкви и городские дворцы, его планы вилл и загородных домов вызывали особое восхищение и копирование.
Его книги с их подробными иллюстрациями и планами оказали особое влияние. Его первая книга, L'Antichida di Roma (Древности Рима), была опубликована в 1554 году. Затем он сделал архитектурные чертежи, чтобы проиллюстрировать книгу своего покровителя Даниэле Барбаро, комментарий к Витрувию. Его самая известная работа - I quattro libri dell'architettura (Четыре книги архитектуры), опубликованная в 1570 году, в которой излагаются правила, которым могут следовать другие. В первую книгу вошли исследования декоративных стилей, классических заказов и материалов. Он проиллюстрировал богатое разнообразие колонн, аркад, фронтонов, пилястр и других деталей, которые вскоре были адаптированы и скопированы. Вторая книга включала проекты города и загородного дома Палладио, а также классические реконструкции. В третьей книге были проекты мостов и базилиок, чертежи городского планирования и классические залы. В четвертую книгу вошли сведения о реконструкции древнеримских храмов. Книги были переведены на многие языки и пережили множество изданий вплоть до восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Стиль Палладио вдохновил несколько работ Клод Николя Леду во Франции, включая Королевские солеварни в Арк-и-Сенане, начатые в 1775 году. В Германии Иоганн фон Гете в своем «Путешествие по Италии» описал Палладио как гения, заявив, что его незаконченный монастырь Санта-Мария-делла-Карита был самым совершенным из существующих произведений архитектуры. Немецкие архитекторы Давид Гилли и его сын Фридрих Гилли также были поклонниками Палладио и построили дворцы для немецкого императора Фридриха-Вильгельма III в этом стиле, в том числе Дворец Парец. Работа Фридриха Гилли, Национальный театр в Берлине (1798), построенный для Фридриха Великого. Большинство его зданий были разрушены во время Второй мировой войны.
Дом директора Королевских соляных заводов в Арк-э-Сенан, Клод Николя Леду (1775)
Таможенный барьер La Rotonde, Парк Монсо, автор Клод Николя Леду
Садовая структура Палладио в Штайнхёфель, автор Дэвид Гилли (1798)
Работы Палладио были особенно популярны в Англии, где стиль виллы был адаптирован для загородных домов. Первым английским архитектором, адаптировавшим работу Палладио, был Иниго Джонс, который совершил долгую поездку в Виченцу и вернулся, полный палладианских идей. Его первой крупной работой в этом стиле был Дом королевы в Гринвиче (1616–1635), созданный по образцу вилл Палладио.
Wilton House - еще одна адаптация виллы Палладио. планы. У него была особенно известная особенность, мост Палладио, спроектированный около 1736 года. Мост был чрезвычайно популярен, и были сделаны копии для других домов, включая Стоу-хаус. Другой вариант, Мраморный мост, был изготовлен для Российской императрицы Екатерины Великой для ее садов в Царском Селе около Санкт-Петербурга, Россия.
Другие английские архитекторы, в том числе Элизабет Уилбрахам и Кристофер Рен, также приняли палладианский стиль. Другим английским поклонником был архитектор Ричард Бойл, 4-й граф Корк, также известный как лорд Берлингтон, который вместе с Уильямом Кентом, спроектированный Chiswick House. Уроженец Италии Джакомо Леони построил палладианские дома в Англии.
Королевский дом, Гринвич от Иниго Джонс (1616–1635)
Chiswick House от Ричард Бойл, 3-й Граф Берлингтон и Уильям Кент (завершено в 1729 г.)
Уилтон-Хаус южный фронт от Иниго Джонс (1650)
Мост Палладио в Wilton House (1736–37)
Stourhead House от Колена Кэмпбелла (1721–24), вдохновленного Вилла Капра
Влияние Палладио достигло также Соединенных Штатов, где архитектура и символы Римской республики были адаптированы для архитектуры и институтов новой независимой страны. Губернатор и архитектор Массачусетса Томас Доус также восхищался стилем и использовал его при перестройке Гарвардского зала в Гарвардском университете в 1766 году. Виллы Палладио вдохновили Монтичелло, резиденция третьего президента США, Томаса Джефферсона, самого архитектора. Джефферсон организовал конкурс на первое здание Капитолия США. Его выиграл Уильям Торнтон с дизайном, частично вдохновленным Палладио и Ла Ротонда. Сто одиннадцатый Конгресс Соединенных Штатов Америки назвал его «отцом американской архитектуры» (Постановление Конгресса № 259 от 6 декабря 2010 г.). Его влияние также можно увидеть в американских плантационных зданиях.
Гарвард Холл в Гарвардском университете от Томаса Доуэса (1766)
Монтичелло, резиденции Томас Джефферсон (1772)
Победивший дизайн для первого Капитолия Соединенных Штатов Томаса Торнтона (1793)
Более 330 оригинальных рисунков и эскизов Палладио до сих пор сохранились в коллекциях Королевского института британских архитекторов, большинство из которых первоначально принадлежало Иниго Джонсу. Джонс собрал значительное количество из них во время своего Грандиозного тура 1613–1614 годов, а некоторые были подарком от Генри Уоттона. Центр исследований Палладио в Америке, Inc., некоммерческая организация членская организация была основана в 1979 году для исследования и содействия пониманию влияния Палладио на архитектуру Соединенных Штатов.
Палладио известен как один из самых влиятельных архитекторов в западной архитектуре. Его архитектурные работы «веками ценились как квинтэссенция Высокого Возрождения спокойствия и гармонии».
Основные элементы архитектуры итальянского Возрождения, включая дорические колонны, перемычки, карнизы, лоджии, фронтоны и купола уже использовались в 15 веке или раньше, перед Палладио. Их умело собрал Брунеллески в Капелле Пацци (1420 г.) и дворце Медичи-Риккарди (1444–1449). В начале Высокого Возрождения в начале XVI века Браманте использовал эти элементы вместе в Темпьетто в Риме (1502 г.), который сочетал в себе купол и центральный план, основанный на Греческий крест. Архитектор Бальдассаре Перуцци представил первые загородные виллы эпохи Возрождения, построенные по римскому образцу и окруженные садами. Дворец Фарнезе в Риме (1530–1580) от Сангалло представил новый вид дворца эпохи Возрождения с монументальными блоками, декоративными карнизами, боковыми крыльями и множеством лестниц. Микеланджело разработал план центрального купола в базилике Святого Петра и добавил новую лоджию к фасаду дворца Фарнезе. Все эти планы существовали еще до Палладио; его вклад состоял в том, чтобы усовершенствовать, упростить и использовать их новаторски.
Стиль Палладио по-новому использовал классический репертуар элементов. Он ясно выразил функцию каждой части здания своей формой, особенно возвышая, отдавая предпочтение фортепиано нобиле, церемониальному этажу, его вилл и дворцов. Он максимально упростил формы, как он это сделал на вилле Capra "La Rotonda", окружив круглый купол и интерьер идеально квадратными фасадами и разместив пьедестал здания, чтобы он был более заметным и драматичным.
Палладио был вдохновлен классической римской архитектурой, но он не подражал ей рабски. Он выбрал элементы и собрал их новаторскими способами, соответствующими месту и функции здания. Его здания очень часто ставили на пьедесталы, поднимали их и делали более заметными, чтобы с них открывался вид. У вилл очень часто были лоджии, крытые аркады или пешеходные дорожки снаружи верхних этажей, которые давали вид на пейзаж или город внизу, а также придавали разнообразия фасаду. Когда он проектировал свои деревенские виллы и загородные виллы, он уделял особое внимание этому месту, максимально интегрируя их в природу, будь то участки на вершинах холмов, либо с видом на сады или реки.
Сарлианское окно, или Венецианское окно, также известное как окно Палладио, было еще одной общей чертой его стиля, которую он использовал как для окон, так и для арок лоджий своих зданий. Это состоит из арочного окна, окруженного двумя меньшими квадратными окнами, разделенными двумя колоннами или пилястрами и часто увенчанными небольшим антаблементом и небольшим круглым окном или отверстием, называемым окулус. Эти особенности первоначально проявлялись в триумфальных арках Рима и использовались в раннем Возрождении Браманте, но Палладио использовал их по-новому, особенно в фасаде Базилики Палладиана и в вилле Пояна. Они также стали общей чертой более поздних палладианских построек в Англии и других местах.
В его более поздних работах, особенно Палаццо Вальмарана и Палаццо дель Капитаниато в Виченце, его стиль стал более витиеватым и декоративным, с более скульптурным декором на фасаде, склоняясь к маньеризму. Его постройки в этот период были примерами начала перехода к тому, что впоследствии стало архитектурой барокко.
Ясность и гармония. Вилла Бадоер (1556–1563), раннее использование Палладио элементов римского храма
Базилика Палладиана, Виченца, (начало 1546 г.)) с арочным палладианским окном и круглым окулами до лоджии.
Вариант палладианского или венецианского окна, с круглым окулами, Вилла Пояна (1548–49)
стиль позднего Палладио, маньеристский декор на фасаде Палаццо дель Капитанио (1565–1565) 1572)
Архитектура Палладио не зависела от дорогих материалов, что, должно быть, было преимуществом для его более материально затрудненных клиентов. Многие из его построек кирпичные, покрытые лепниной. В дизайне его вилл всегда использовалась лепнина из кирпича, чтобы создать вид классической римской постройки.
Его успех в качестве архитектора основан не только на красоте его работ, но и на его гармонии с культурой того времени. Его успех и влияние стали результатом сочетания исключительных эстетических качеств с выразительными характеристиками, которые находили отклик в социальных устремлениях его клиентов. Его здания служили для визуальной демонстрации своего места в социальном устройстве их культуры. Эта мощная интеграция красоты и физического представления социальных смыслов проявляется в трех основных типах зданий: городском палаццо, сельскохозяйственной вилле и церкви.
По сравнению со своими поездками в Рим, Палладио к 1556 году разработал три основных типа дворцов. В 1550 году был построен Палаццо Кьерикати. Пропорции здания были основаны на музыкальных соотношениях соседних комнат. Здание было централизовано трехсторонним разделением ряда колонн или колоннад. В 1552 году Палаццо Порто, расположенный в Виченце, был перестроен с элементами римского ренессанса для фасадов. Колоннада из коринфских колонн окружала главный двор. Палаццо Антонини в Удине, построенный в 1556 году, имел централизованный зал с четырьмя колоннами и служебными помещениями, расположенными относительно одной стороны. Он использовал стили включения шести колонн, поддерживаемых фронтонами, в стены как часть фасада. Эта техника была применена и в дизайне его вилл. Палладио экспериментировал с планом Палаццо Порто, включив его в Палаццо Тьене. Это был более ранний проект с 1545 по 1550 год, и он оставался незавершенным из-за сложных возвышений в его проектах. Он использовал элементы маньеризма, такие как лепные рельефы поверхности и большие колонны, часто возвышающиеся на два этажа.
Палаццо Строцци внутренний двор
Вилла Капра "Ла Ротонда" за пределами Виченцы
Сан-Франческо делла Винья в Венеции
В своих городских структурах он разработал новую улучшенную версию типичный палаццо раннего ренессанса (пример Палаццо Строцци ). Адаптируя новый тип городского палаццо, созданный Браманте в Доме Рафаэля, Палладио нашел яркое выражение важности владельца и его социального положения. Основные жилые помещения владельца на втором уровне были четко выделены по важности благодаря использованию фасонного классического портика, расположенного по центру и возвышающегося над вспомогательным и утилитарным уровнем земли (показано на Палаццо Порто и Палаццо Вальмарана ). Высота портика была достигнута за счет включения спальных помещений владельца на третьем уровне внутри гигантской двухэтажной классической колоннады, мотив, адаптированный из Микеланджело Капитолии. здания в Риме. Повышенный уровень первого этажа стал известен как фортепьяно нобиле, и его до сих пор называют «первым этажом» в Европе.
Палладио также основал влиятельный новый формат строительства сельскохозяйственных вилл венецианской аристократии. Подход Палладио к дизайну вилл не соответствовал его опыту в Риме. Его проекты были основаны на практичности и использовали мало рельефов. Он объединил различные отдельно стоящие хозяйственные постройки в единую впечатляющую структуру, организованную как высокоорганизованное целое, с сильным центром и симметричными боковыми крыльями, как показано на Вилла Барбаро. В проекте виллы Барбаро Палладио, скорее всего, также занимался внутренней отделкой. Вместе с художником Паоло Веронезе он изобрел сложные и утонченные иллюзионистические пейзажи, покрывающие стены различных комнат.
Вилла Капра "Ла Ротонда" " 1552 года, недалеко от Виченцы, был построен как летний домик с видами со всех четырех сторон. План имеет централизованные круглые залы с крыльями и портиками, расширяющимися со всех четырех сторон. Палладио начал воплощать классический фасад храма в дизайне фасадов вилл. Он считал, что для того, чтобы вход выглядел грандиозным, фасад римского храма был бы наиболее подходящим стилем. Конфигурация виллы в Палладио часто состоит из централизованного блока, возвышающегося на приподнятом подиуме, к которому ведут большие ступени и окруженного нижними служебными крыльями, как в Вилла Фоскари и Вилла Бадоер. Этот формат, в котором владельцы жилища находятся на возвышении в центре их собственного мира, нашел резонанс в качестве прототипа итальянских вилл, а затем и загородных поместьев британской знати (таких как лорда Берлингтона Chiswick House, Vanbrugh's Blenheim, Walpole's Houghton Hall, а также Adam's Kedleston Hall и Paxton House в Шотландии). Его виллы использовались дворянами-капиталистами, которые проявляли интерес к земледелию и земле. Конфигурация была идеальным архитектурным выражением их мировоззрения, ясно выражая их воспринимаемое положение в социальном порядке того времени. Его влияние распространилось по всему миру на британские колонии..
Палладио разработал свой собственный прототип плана вилл, который был гибким или умеренным по масштабу и функциям. Формат палладианской виллы был легко адаптирован к демократическому мировоззрению, что можно увидеть в книге Томаса Джефферсона Монтичелло и его расположении для Университета Вирджинии. Его также можно увидеть примененным совсем недавно, в 1940 году, в Национальной галерее Поупа в Вашингтоне, округ Колумбия, где общественный вход в мир высокой культуры занимает центральное место. рустикация открытых подвальных стен викторианских резиденций - поздний пережиток палладианского формата, ясно выраженный как подиум для основного жилого пространства для семьи.
Точно так же Палладио создал новую конфигурацию для дизайна католических церквей, которая установила два взаимосвязанных архитектурных ордена, каждый из которых четко сформулирован, но при этом очертил иерархию большего порядка, преобладающую над меньшим порядком. Эта идея была прямым совпадением с растущим признанием богословских идей св. Фомы Аквинского, который постулировал идею существования двух миров одновременно: божественного мира веры и земного мира людей. Палладио создал архитектуру, которая сделала визуальное заявление, передающее идею двух наложенных друг на друга систем, как показано на Сан-Франческо делла Винья. В то время, когда религиозному господству в западной культуре угрожала растущая мощь науки и светских гуманистов, эта архитектура снискала большую популярность у католической церкви как четкое утверждение правильного отношения земного и духовного миры.
Помимо замыслов Палладио, его публикации способствовали развитию палладианизма. Во второй половине своей жизни Палладио опубликовал много книг по архитектуре, самая известная из которых: I quattro libri dell'architettura (Четыре книги архитектуры, Венеция, 1570).
Примечание: первая указанная дата - это начало проекта, а не его завершение.
Базилика Палладиана, Виченца
Палаццо дель Капитаниато, Виченца
Палаццо Тьене Бонин Лонгаре, Виченца
Wikimedia Commons has media related to Andrea Palladio. |
Wikisource has the text of the 1911 Encyclopædia Britannica article Palladio, Andrea. |
Wikisource has the text of the 1913 Catholic Encyclopedia article Andrea Palladio. |
Look up Palladio or Palladian in Wiktionary, the free dictionary. |