Архитектурная теория - это акт размышлений, обсуждений и писаний о архитектуре. Теория архитектуры преподается во всех архитектурных школах и практикуется ведущими архитекторами мира. Некоторые формы, которые принимает теория архитектуры, - это лекция или диалог, трактат или книга, а также бумажный проект или конкурсная работа. Архитектурная теория часто носит дидактический характер, и теоретики, как правило, остаются рядом со школами или работают внутри них. В той или иной форме он существовал с античности, и по мере того, как публикация стала более распространенной, архитектурная теория приобрела все большее разнообразие. Книги, журналы и журналы опубликовали беспрецедентное количество работ архитекторов и критиков ХХ века. В результате стили и движения формировались и растворялись гораздо быстрее, чем относительно устойчивые формы в более ранней истории. Можно ожидать, что использование Интернета будет способствовать дальнейшему обсуждению архитектуры 21 века.
Имеется мало информации или свидетельств об основных архитектурных теориях античности, вплоть до 1 века до нашей эры, с работами Витрувия. Однако это не означает, что таких произведений не существовало, учитывая, что многие произведения не сохранились до античности.
Витрувий был римским писателем, архитектором и инженером, работавшим в I веке до нашей эры. Он был самым выдающимся архитектурным теоретиком в Римской империи, известной сегодня, написав De Architectura (известный сегодня как Десять книг архитектуры), трактат, написанный на латыни и Греческий по архитектуре, посвященный императору Августу. Вероятно, написанный между 27 и 23 годами до нашей эры, это единственный сохранившийся крупный современный источник по классической архитектуре. Разделенный на десять разделов или «книг», он охватывает почти все аспекты римской архитектуры, от городского планирования, материалов, украшений, храмов, водоснабжения и т. Д. Он строго определяет классические архитектурные порядки. В нем также предлагаются три основных закона, которым архитектура должна подчиняться, чтобы считаться таковой: firmitas, utilitas, venustas, переведенные в 17 веке сэром Генри Уоттоном на английский слоган твердость, товар и восторг (имеется в виду структурная адекватность, функциональная адекватность и красота).
Повторное открытие работ Витрувия в 1414 году оказало глубокое влияние на архитекторов Ренессанса, добавив археологические основы к возникновению стиля Возрождения, который уже был в пути. Архитекторы эпохи Возрождения, такие как Брунеллески и Леон Баттиста Альберти, нашли в «Деархитектуре» обоснование превращения их области знаний в научную дисциплину.
На протяжении всего Средневековья архитектурные знания передавались транскрипцией, из уст в уста и технически в домиках мастеров-строителей. Из-за трудоемкости переписывания за это время было написано несколько примеров архитектурной теории. Большинство письменных работ в этот период были богословскими и представляли собой транскрипции Библии. Поскольку архитектурные теории относились к структурам, было переписано меньше из них. Liber de rebus in administratore sua gestis аббата Сугера была архитектурным документом, появившимся в готической архитектуре. Другой был портфель рисунков Виллара де Оннекура примерно 1230-х годов.
В династии Сун Китай Ли Цзе опубликовал Инцзао Фаши в 1103 году, который был архитектурным трактатом, кодифицировавшим элементы китайской архитектуры.
Первая великая работа по архитектурной теории этого периода принадлежит Леону Баттисте Альберти, De re aedificatoria, который поместил Витрувия в ядро самой глубокой теоретической традиции. современности. От Альберти хорошая архитектура подтверждается витрувианской триадой, которая определяет ее цель. Эта тройка сохраняла всю свою актуальность до 19 века. Важный переход в XVII век и, в конечном итоге, в эпоху Просвещения был обеспечен благодаря передовым математическим и оптическим исследованиям знаменитого архитектора и геометра Жирара Дезарга, с упором на его исследования по коникам, перспективной и проективной геометрии.
Эпоха Просвещения стала свидетелем значительного развития архитектурной теории на европейском континенте. Новые археологические открытия (такие как Помпеи и Геркуланум ) вызвали новый интерес к классическому искусству и архитектуре. Таким образом, термин неоклассицизм, проиллюстрированный трудами прусского искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана, возник для обозначения архитектуры 18-го века, которая обращалась к этим новым классическим прецедентам в качестве источника вдохновения в проектировании зданий.
Основные архитектурные теоретики эпохи Просвещения: Жюльен-Давид Лерой, аббат Марк-Антуан Ложье, Джованни Баттиста Пиранези, Роберт Адам, Джеймс Стюарт, Георг Фридрих Гегель и Николас Реветт.
Яркая разновидность неоклассицизма, унаследованная от Марка-Антуана Ложье. Эссай, заложил основу для двух поколений международной деятельности по ключевым темам классицизма, примитивизма и «возвращения к природе».
Реакция на доминирование неоклассической архитектуры вышла на первый план в 1820-х годах, когда Август Пугин обеспечил моральную и теоретическую основу для архитектуры готического возрождения, и в 1840-х годах Джон Раскин разработал этот этос.
Американский скульптор Горацио Гриноу опубликовал в августе 1843 года эссе «Американская архитектура», в котором он отверг имитацию старых стилей зданий и обозначил функциональную взаимосвязь между архитектурой и декором. Эти теории предвосхитили развитие функционализма в современной архитектуре.
К концу столетия произошел расцвет теоретической деятельности. В Англии идеалы Рескина легли в основу движения искусств и ремесел, примером чему служат труды Уильяма Морриса. Это, в свою очередь, легло в основу ар-нуво в Великобритании, примером чего являются работы Чарльза Ренни Макинтоша, и повлияло на Венский сецессион. На континенте теории Виолле-ле-Дюк и Готфрида Земпера послужили плацдармом для огромной жизненной силы мысли, посвященной архитектурным инновациям и обновлению понятия стиля.
Семпер, в частности, приобрел международных последователей в Германии, Англии, Швейцарии, Австрии, Богемия, Франция, Италия и США. Поколение, родившееся в средней трети XIX века, было в значительной степени увлечено возможностями, представленными Семпером, сочетающим захватывающий исторический масштаб и методологическую детализацию. В отличие от более недавних и, следовательно, «современных» тематически самоорганизованных теоретических занятий, это поколение не слилось в «движение». Однако они, похоже, сошлись во мнении об использовании Семпером концепции реализма, и поэтому их называют сторонниками. Среди наиболее активных архитектурных реалистов были: Константин Липсиус, Ганс Ауэр, Поль Седиль, Отто Вагнер и.
В 1889 году Камилло Ситте опубликовал Der Städtebau nach seinem künstlerischen Grundsätzen (в переводе как «Планирование города согласно художественным принципам»), который не совсем критиковал архитектурную форму. но эстетическая критика (вдохновленная средневековым барочным градостроительством) урбанизма XIX века. В основном это теоретическая работа, она оказала непосредственное влияние на архитектуру, поскольку две дисциплины архитектуры и планирования переплетались. Спрос на него был настолько высок, что в период с 1889 по 1922 год вышло пять изданий на немецком языке, а французский перевод вышел в 1902 году (ни одно английское издание не вышло до 1945 года). здание, но качество городских пространств, которые все вместе окружают, целое - это больше, чем сумма его частей. Современное движение отвергло эти мысли, и Ле Корбюзье энергично отклонил работу. Тем не менее, работа Ситте была пересмотрена постмодернистскими архитекторами и теоретиками 1970-х годов, особенно после ее переиздания в 1986 году Риццоли в издании, отредактированном Коллинзом и Коллинзом (теперь опубликованном Dover ). Сегодня книгу часто цитируют как анахронизм как средство критики Современного движения.
Также на тему художественных представлений в отношении урбанизма была «Высокое офисное здание с художественной точки зрения» Луи Салливана. Считается 1896 годом. В этом эссе Салливан написал свою знаменитую аллитеративную поговорку «форма всегда следует за функцией»; фраза, которая позже стала центральным принципом современной архитектурной теории. В то время как более поздние архитекторы приняли сокращенную фразу «форма следует за функцией» в качестве полемики на службе функционалистской доктрины, Салливан писал о функции в отношении биологических функций естественного порядка. Другим влиятельным теоретиком планирования того времени был Эбенезер Ховард, который основал движение города-сада. Это движение стремилось сформировать сообщества с архитектурой в стиле декоративно-прикладного искусства в Летчворте и Велвин-Гарден-Сити и популяризировало этот стиль как внутреннюю архитектуру.
В Вене у идеи радикально новой современной архитектуры было много теоретиков и сторонников. Раннее использование термина «современная архитектура» в печати произошло в названии книги Отто Вагнера, который привел примеры своих собственных работ представителя Венского сецессиона с искусством. нуво иллюстрации и дидактические наставления для своих учеников. Вскоре после этого Адольф Лоос написал Орнамент и Преступление, и, хотя его собственный стиль обычно рассматривается в контексте югендстиля, его требование «исключить орнамент «присоединился к лозунгу« форма следует за функцией »как принцип так называемого архитектурного движения Модерн, которое стало доминировать в середине 20-го века. Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье обеспечили теоретическую основу международного стиля с целью использования индустриальной архитектуры для изменить общество. Фрэнк Ллойд Райт, хотя современник отвергает историческое возрождение, был идиосинкразическим в своей теории, которую он изложил в обширном тексте. Райт не придерживался принципов международного стиля, но развил то, что, как он надеялся, будет американским, в отличие от европейского, прогрессивного курса. Однако стиль Райта был в высшей степени личным, включая его особые взгляды на человека и природу. Райт был более поэтичным и твердо придерживался взгляда XIX века на творческого художника как на уникального гения. Это ограничивало актуальность его теоретических положений. К концу века постмодернистская архитектура отреагировала на строгость принципов высокого модерна (международного стиля), рассматриваемых как узко нормативные и доктринерские.
В современном архитектурном дискурсе теория стала больше интересоваться своим положением в культуре в целом и мышлении в частности. Вот почему университетские курсы теории архитектуры часто посвящают обсуждению философии и культурологии столько же времени, сколько и зданиям, и почему передовые исследования в аспирантуре и докторские диссертации сосредоточены на философских темах в связи с архитектурными гуманитарными науками. Некоторые теоретики архитектуры стремятся обсуждать философские темы или вступать в прямой диалог с философами, как в случае Питера Эйзенмана и Бернарда Чуми, интересовавшегося Деррида, или Энтони Видлер интерес к работам Фрейда и Лакана, помимо интереса к Гастону Башлару «Поэтика космоса» или тексты Жиля Делёза. То же самое и с педагогами в академических кругах, такими как Далибор Весели или Альберто-Перес Гомес, и в последние годы эта философская ориентация была усилена исследованиями нового поколения ученых. теоретики (например, Джеффри Кипнис или Сэнфорд Квинтер ). Точно так же мы можем обратиться к современным архитекторам, интересующимся философией и культурологией. Некоторые интересуются феноменологией, как Кристиан Норберг-Шульц, или специализируются как философы и историки науки, такие как Надер Эль-Бизри, который также является известным феноменолог (особенно в хайдеггеровских исследованиях). Другие, такие как Беатрис Коломина и Мэри МакЛеод, расширяют историческое понимание архитектуры, чтобы включить меньшие или второстепенные дискурсы, которые повлияли на развитие архитектурных идей с течением времени. Исследования феминизма в архитектуре, а также сексуальности и гендера как мощных форм культурного самовыражения также считаются неотъемлемой частью теоретического дискурса конца XX века и связаны с такими людьми, как Долорес Хайден, Кэтрин Ингрэм, Дженнифер Блумер и Сильвия Лавин. Представление о том, что теория влечет за собой критику, также возникло в результате постструктурных литературных исследований в работах многих других теоретиков и архитекторов, таких как Марк Вигли и Диана Агрест, среди прочих. В их теориях архитектура сравнивается с языком, который можно изобретать и изобретать каждый раз, когда он используется. Эта теория повлияла на так называемую деконструктивистскую архитектуру. Напротив, новаторы сетевого общества, особенно разработчики программного обеспечения из Кремниевой долины, приняли акцент Кристофера Александра на вневременной путь строительства (1979), основанный на языках шаблонов, которые оптимизированы на: сайт по мере развития строительства.
С 2000 года теории архитектуры также пришлось столкнуться с быстрым ростом урбанизма и глобализацией. Развивая новое понимание города, многие теоретики развили новое понимание городских условий нашей планеты (Э. Г. , Рем Колхас «Величие»). Интерес к фрагментации и архитектуре как к преходящим объектам еще больше повлиял на такое мышление (например, озабоченность использованием высоких технологий), но также был связан с такими общими проблемами, как экология, средства массовой информации и экономизм.
В последнее десятилетие возникла так называемая «цифровая» архитектура. Одновременно разрабатываются несколько направлений и методологий проектирования, некоторые из которых усиливают друг друга, а другие работают в противоположном направлении. Одна из этих тенденций - Биомимикрия, которая представляет собой процесс изучения природы, ее моделей, систем, процессов и элементов, чтобы подражать им или черпать из них вдохновение для решения человеческих проблем. Архитекторы также проектируют органично выглядящие здания, пытаясь разработать новый формальный язык. Еще одна тенденция - изучение тех вычислительных методов, на которые влияют алгоритмы, относящиеся к биологическим процессам и иногда называемые Цифровым морфогенезом. Пытаясь использовать вычислительную креативность в архитектуре, генетические алгоритмы, разработанные в информатике, используются для разработки проектов на компьютере, и некоторые из них предлагаются и строятся как реальные структуры. С тех пор, как возникли эти новые архитектурные тенденции, многие теоретики и архитекторы работали над этими проблемами, развивая теории и идеи, такие как параметризм Патрика Шумахера.
Теоретический мир современной архитектуры множественен и многоцветен. Существуют различные доминирующие школы архитектурной теории, основанные на лингвистическом анализе, философии, постструктурализме или теории культуры. Например, появляется интерес к повторному открытию постмодернистского проекта (), к определению новых радикальных тенденций в архитектуре и их влиянию на развитие городов (), к принятию идеи дисциплины ( Дора Эпштейн Джонс или Тодд Гэннон) и в новом формалистическом подходе к архитектуре через заимствование концепций из (или Тома Вискомба ). Однако еще слишком рано говорить, окажут ли какие-либо из этих исследований широкое или продолжительное влияние на архитектуру.