Адольф Лоос | |
---|---|
Родился | Адольф Франц Карл Виктор Мария Лоос. (1870-12-10) 10 декабря 1870 г.. Брно, Австрия-Венгрия. (ныне Чехия ) |
Умер | 23 августа 1933 г. (1933-08-23)) (62 года). Вена, Австрия |
Национальность | Австрия, Чехословакия, Австро-Венгрия |
Род занятий | Архитектор |
Здания | Лоошаус, Вена. Вилла Мюллер, Прага |
Адольф Франц Карл Виктор Мария Лоос (немецкий произношение: ; 10 декабря 1870 - 23 августа 1933) был австрийским и чехословацким архитектором и влиятельным европейским теоретиком современной архитектуры. Его эссе Орнамент и Crime выступали за гладкие и чистые поверхности в отличие от роскошных украшений fin de siècle, а также более современных эстетических принципов Венского сецессиона, примером которых является его де знак Лоошаус, Вена. Лоос стал пионером современной архитектуры и внес теоретический вклад в теорию и критику модернизма в архитектуре и дизайне и разработал метод «Raumplan» (буквально пространственный план) для организации внутренних пространств, примером которого является Вилла Мюллер в Праге.
У Лооса было три бурных брака, которые закончились разводом. У него было слабое здоровье, в том числе унаследованное нарушение слуха. Он был осужден как педофил в 1928 году за эксплуатацию девочек из бедных семей в возрасте от 8 до 10 лет. Он умер в возрасте 62 лет 23 августа 1933 года в Калксбурге недалеко от Вены.
Лоос родился 10 декабря 1870 года в Брно, в Маркграфстве Моравии регионе Австро-Венгерской империи, сегодня восточная часть Чехии. Его отец, немецкий каменщик, умер, когда Лоосу было девять лет. Юный Адольф Лоос унаследовал от отца нарушение слуха и на протяжении всей своей жизни страдало от этого нарушения слуха. Его мать продолжала заниматься каменщиком после смерти мужа. Лоос посещал несколько гимназий школ, техникум в Либереце и окончил 1889 г. техникум в Брно. Позже он учился в Дрезденском технологическом университете. Он ушел через год, так и не закончив учебу.
В возрасте 23 лет Лоос поехал в Соединенные Штаты и пробыл там три года с 1893 по 1896 год. Находясь в Соединенных Штатах, он в основном жил с родственниками в районе Филадельфии, поддерживал себя случайными заработками, а также посещал другие города, такие как Всемирная Колумбийская выставка в Чикаго, Св. Луи и Нью-Йорк. Лоос вернулся в Вену в 1896 году и сделал ее своим постоянным местом жительства. Он был видной фигурой в городе и другом Людвига Витгенштейна, Арнольда Шёнберга, Питера Альтенберга и Карла Крауса.
. лет в Новом Свете он посвятил себя архитектуре. После краткого знакомства с Венским Сецессионом в 1896 году он отказался от этого стиля и выступил за новую, простую, без украшений архитектуру. Утилитарный подход к использованию всего плана этажа завершил его концепцию. Первые заказы Лооса заключались в дизайне интерьеров магазинов и кафе в Вене.
Лоос является автором нескольких полемических работ. В книге «Разговор в пустоту», опубликованной в 1900 году, он напал на Венский Сецессион в то время, когда движение было на пике.
В своих эссе Лоос использовал провокационные крылатые фразы и отмечен для эссе / манифеста под названием Орнамент и преступление, прочитанного на лекции в 1910 году и впервые опубликованного в 1913 году. Он исследовал идею о том, что прогресс культуры связан с удалением орнамента от предметов повседневного обихода, и, следовательно, было преступлением заставлять мастеров или строителей тратить свое время на украшения, которые ускоряли время, когда предмет устареет (теория дизайна ). Урезанные здания Лооса повлияли на минимальную массу современной архитектуры и вызвали споры. Несмотря на отсутствие орнамента на экстерьере, интерьеры многих зданий Лооса отделаны богатыми и дорогими материалами, особенно камнем, мрамором и деревом, с естественными узорами и текстурами на плоских плоскостях, выполненными с высочайшим мастерством. Различие не между сложным и простым, а между «органичным» и лишним украшением.
Лоос также интересовался декоративным искусством, коллекционированием стерлингового серебра и высококачественных кожаных изделий, которые он отмечал своей простой, но роскошной привлекательностью. Он также увлекался модой и мужской одеждой, создав знаменитый Венский Книже, галантерейный дом. Его восхищение модой и культурой Англии и Америки можно увидеть в его недолговечном издании Das Andere, которое вышло всего в двух выпусках в 1903 году и включало рекламу «английской» одежды. В 1920 году у него было краткое сотрудничество с Фредериком Джоном Кислером - архитектором, театральным оформителем и оформителем художественных выставок.
С 1904 года он мог выполнять большие проекты; наиболее примечательным был так называемый «Looshaus » (построенный в 1910–12), первоначально принадлежавший венскому портному Гольдману и Салачу, для которого Лоос спроектировал интерьер магазина в 1898 году и располагался прямо напротив Габсбурги городская резиденция Дворец Хофбург. Дом, который сегодня находится по адресу Michaelerplatz 3, Вена, и находится под охраной памятника, подвергся критике со стороны современников. На фасаде преобладали прямолинейные узоры окон и отсутствие лепного декора и навесов, за что он получил прозвище «Дом без бровей»; Император Австрийский Франц Иосиф I, как говорили, настолько презирал современное здание, что избегал выходить из дворца Хофбург через главные ворота поблизости. Его работа также включает магазин мужского дома моды Knize (построенный в 1909–1913 гг.), Am Graben 13, Café Museum (построен в 1899 г.), Operngasse 7, Вена и «Американский бар» (построенный в 1907 г.) –08), Кернтнерштрассе 10, Вена.
Лоос посетил остров Скирос в 1904 году, и на него повлияла кубическая архитектура греческих островов. Когда Австро-Венгерская империя рухнула после Первой мировой войны Лоос получил чехословацкое гражданство президентом Масариком. Основным местом его проживания оставалась Вена. Во время Первой Австрийской Республики Лоос заинтересовался общественными проектами. Он разработал несколько жилищных проектов для города Вены, который тогда назывался Красная Вена. В 1924–28 Лоос жил в Париже. Он преподавал в Сорбонне и получил контракт на строительство дома для Тристана Цары, строительство которого было завершено в 1925 году на авеню Жюно 15 в Париже. В 1928 году вернулся в Вену.
Лоос восхищался классической архитектурой, что отражено в его трудах и его участии в конкурсе 1922 Chicago Tribune. Представление Лооса представляло собой массивную дорическую колонку.
Лоос был женат трижды. В июле 1902 года он женился на студенте-драматурге [de ]. Брак распался три года спустя, в 1905 году. В 1919 году он женился на 20-летней австрийке Элси Альтманн, танцовщице и звезде оперетты и дочери Адольфа Альтмана и Жаннетт Грюнблатт. Они развелись семь лет спустя, в 1926 году. В 1929 году он женился на писательнице и фотографе Клэр Бек. Она была дочерью его клиентов Отто и Ольги Бек и была на 35 лет младше его. Они развелись 30 апреля 1932 года. После их развода Клэр Лоос написала «Адольф Лоос Приват», литературное произведение, состоящее из виньеток о характере, привычках и высказываниях Лооса, опубликованное Johannes-Presse в Вене в 1936 году. собрать средства на могилу Лооса.
Всю свою жизнь Лоос страдал от нарушения слуха. В детстве он был глухим. Он только частично приобрел слух в возрасте 12 лет. В 1918 году у Лооса обнаружили рак. Его желудок, аппендикс и часть кишечника были удалены. К 50 годам он почти оглох.
В 1928 году Лоос был опозорен скандалом с педофилией в Вене. Он поручил девушкам в возрасте от 8 до 10 лет из бедных семей работать моделями в своей студии. В обвинительном заключении говорилось, что Лоос разоблачил себя и заставил своих молодых моделей участвовать в сексуальных действиях. Он был признан частично виновным решением суда от 1928 года. В 2008 году первоначальный протокол дела был заново обнаружен и подтвердил обвинение.
Выставка Адольфа Лооса первые признаки слабоумия во время судебного разбирательства. За несколько месяцев до смерти он перенес инсульт. Он умер в возрасте 62 лет 23 августа 1933 года в Кальксбурге близ Вены. Тело Лооса было доставлено в Вену Zentralfriedhof, чтобы отдохнуть среди великих художников и музыкантов города, включая Шенберга, Альтенберга и Крауса, некоторых из его ближайших друзей и соратников.
Благодаря своим трудам и новаторским проектам в Вене Лоос смог повлиять на других архитекторов и дизайнеров, а также на раннее развитие модернизма. Его тщательный выбор материалов, страсть к мастерству и использование «Raumplan» - продуманный порядок и размер внутренних пространств, основанный на функциях, - все еще вызывают восхищение.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Адольфом Лоосом. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Адольф Лоос |