Генрих Вёльфлин | |
---|---|
Родился | (1864-06-21) 21 июня 1864 г.. Винтертур, Швейцария |
Умер | 19 июля 1945 г. (1945-07-19) (81 год). Цюрих, Швейцария |
Могильник | Базель, Швейцария |
Alma mater | Мюнхенский университет |
Профессия | Историк искусства |
Родитель (и) |
|
Генрих Вёльффлин (немецкий: ; 21 июня 1864 года, Винтертур - 19 июля 1945 года, Цюрих ) был Швейцарский историк искусства, чьи объективные принципы классификации («живописный » против «линейного» и т.п.) оказали влияние на развитие формального анализа В искусствоведении начала 20 века. Он преподавал в Базеле, Берлине и Мюнхене в поколении, которое возвело историю немецкого искусства на вершину. Его три великие книги, к которым до сих пор проводятся консультации, - это Renaissance und Barock (1888), Die Klassische Kunst (1898, «Классическое искусство») и Kunstgeschichtliche Grundbegriffe (1915, «Принципы истории искусства»).
Родился Вёльфлин в Винтертуре, Швейцария, и похоронен в Базеле. Его отец, Эдуард Вёльффлин, был профессором классической филологии, преподавал в Мюнхенском университете и помогал основать и организовать Thesaurus Linguae Latinae. Вёльфлин изучал историю и историю искусства с Якобом Буркхардтом в Базельском университете, философию с Вильгельмом Дильтей в Берлинском университете и историю искусства и философия в Мюнхенском университете, где преподавал его отец. Он получил степень по философии в Мюнхенском университете в 1886 году, хотя уже проходил курс изучения недавно созданной дисциплины истории искусства.
Главным наставником философии Вельфлина в Мюнхенском университете, где Вельфлин получил докторскую степень, был известный профессор археологии Генрих Брунн. Под сильным влиянием его наставников, в частности неокантианца Иоганна Фолькельта (Der Symbolbegriff) и Генриха Брунна, его диссертация Prolegomen zu einer Psychologie der Architektur (1886) попыталась показать, что архитектура имеет основу в форме через чуткий отклик человеческой формы. В настоящее время он считается одним из основополагающих текстов развивающейся дисциплины истории искусства, хотя в момент публикации он почти не упоминался.
После окончания университета в 1886 году Вельфлин опубликовал результаты многолетних путешествий и учебы в Италии, как свою книгу «Возрождение и барок» (1888), в которой патологическое «барокко » оценивается как новая стилистическая категория и серьезное направление исследований. Для Вёльфлина искусство XVI века, теперь описываемое как «маньеризм », было частью эстетики барокко, которую Буркхардт до него, а также большинство французских и англоязычных ученых в течение поколения после него отвергали как дегенеративные.. После смерти Якоба Буркхардта в 1897 году Вельфлин сменил его на кафедре истории искусств в Базеле. Ему приписывают внедрение метода обучения с использованием двух параллельных проекторов при чтении лекций по истории искусства, чтобы изображения можно было сравнивать, когда волшебные фонари стали менее опасными. Сэр Эрнст Гомбрих вспоминал, что вдохновлялся им, а также Эрвином Панофски. Вёльфлин преподавал в Берлинском университете с 1901 по 1912 год, Мюнхенском университете с 1912 по 1924 год и Цюрихском университете с 1924 года до выхода на пенсию.
В Принципах истории искусства Вёльфлин сформулировал пять пар противоположных или противоположных заповедей в форме и стиле искусства шестнадцатого и семнадцатого веков, которые продемонстрировали сдвиг в характер художественного видения между двумя периодами. Это были:
Вёльфлин пошел по стопам Вазари, в частности, в разработке метода различения развития стиля с течением времени. Он применил этот метод к произведениям Треченто, Кватроченто и Чинквеченто в классическом искусстве. (1899), а затем развил ее в «Принципах истории искусств» (1915). В последнее время «Принципы истории искусства» Вольфлина стали более влиятельными среди историков искусства и философов искусства. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, опубликовал специальный выпуск, посвященный 100-летию публикации Принципов в 2015 году, под редакцией Бенс Нанай.