Роберт Адам

редактировать

Роберт Адам. FRSE FRS FSA (Scot) FSA FRSA
Portrait of Robert Adam Портрет, приписываемый Джорджу Уиллисону, ок. 1770–1775
Родился(1728-07-03) 3 июля 1728 года. Киркалди, Файф, Шотландия
Умер3 марта 1792 (1792-03-03) (63 года). Лондон, Англия
захоронениеВестминстерское аббатство
Национальностьбританец
Alma materЭдинбургский университет
СтильНеоклассицизм
Родитель (и)
Родственники
Роберт Адам
ПрофессияАрхитектор
ПрактикаAdam Brothers (Эдинбург, Лондон)
ЗданияSyon House. Culzean Castle. Kedleston Hall. Pulteney Bridge. Harewood House. Charlotte Square
Роберт Адам, Джеймс Тэсси (медальон)

Роберт Адам FRSE FRS FSA (Шотландия) FSA FRSA (3 июля 1728 г. - 3 марта 1792 г.) был шотландским неоклассическим архитектор, дизайнер интерьеров и дизайнер мебели. Он был сыном Уильяма Адама (1689–1748), выдающегося архитектора Шотландии того времени, и обучался у него. Вместе со своим старшим братом Джоном Роберт занялся семейным бизнесом, который включал прибыльную работу в Управлении по артиллерийским вооружениям после смерти Уильяма.

В 1754 году он уехал в Рим, проведя почти пять лет на континенте, изучая архитектуру под руководством Шарля-Луи Клериссо и Джованни Баттиста Пиранези. По возвращении в Великобританию он открыл практику в Лондоне, где к нему присоединился его младший брат Джеймс. Здесь он разработал «Адам Стиль » и свою теорию «движения» в архитектуре, основанную на его исследованиях античности, и стал одним из самых успешных и модных архитекторов в стране. Адам занимал пост архитектора King's Works с 1761 по 1769 год.

Роберт Адам был лидером первой фазы классического возрождения в Англии и Шотландии примерно с 1760 года до своей смерти.. Он повлиял на развитие западной архитектуры как в Европе, так и в Северной Америке. Адам проектировал как интерьеры и оборудование, так и дома. Большая часть его работы заключалась в перестройке существующих домов, а также в создании городского пейзажа Эдинбурга и проектировании романтических псевдосредневековых загородных домов в Шотландии.

Он был членом парламента графства Кинросс с 1768 по 1774 год.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Архитектурная практика в Эдинбурге
    • 1.3 Гранд-тур
    • 1.4 Архитектурная практика в Лондоне
  • 2 Общественная жизнь
  • 3 Архитектурный стиль
  • 4 Влияние
    • 4.1 Письменные работы
  • 5 Смерть и погребение
  • 6 Список архитектурных работ
    • 6.1 Общественные здания
    • 6.2 Церкви
    • 6.3 Мавзолеи
    • 6.4 Городская домашняя работа
    • 6.5 Загородные дома с большим трудом
    • 6.6 Садовые постройки и безрассудство
    • 6.7 Загородные дома с второстепенным трудом
  • 7 Должностные обязанности
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Биография

Ранняя жизнь

Королевская средняя школа (1578–1777) на территории монастыря Блэкфрайарс, Эдинбург.

Адам родился 3 июля 1728 года в Глэдни-Хаусе в Киркколди, Файф, вторым сыном Мэри Робертсон (1699–1761), дочери Уильяма Робертсона из Глэдни, и архитектора Уильяма Адама. В детстве у него было отмечено «слабое телосложение». С 1734 года в возрасте шести лет Адам посещал Королевскую среднюю школу в Эдинбурге, где выучил латынь (со второго года уроки проводились на латыни), пока ему не исполнилось 15 лет, его учили читать произведения Вергилия, Горация, Саллюстия и части Цицерона и в последний год его жизни Ливи. Осенью 1743 года он поступил в Эдинбургский университет, и обязательными занятиями для всех студентов были: греческий язык, логика, метафизика и натурфилософия. Студенты могли выбрать три предмета по выбору, Адам посещал уроки математики, которую преподавал Колин Маклорен, и анатомии, которую преподавал Александр Монро примус. Его занятия были прерваны прибытием Бонни Принца Чарли и его горцев, которые заняли Эдинбург во время восстания якобитов 1745 года. В конце года Роберт серьезно заболел на несколько месяцев, и кажется маловероятным, что он вернулся в университет, закончив всего два года обучения.

После выздоровления в 1746 году он присоединился к нему. старший брат Джон как ученик своего отца. Он помогал Уильяму Адаму в таких проектах, как строительство Замка Инверари и продолжающихся расширений Хоптаун-хауса. Положение Уильяма в качестве Мастера масона в Управлении артиллерийским вооружением также начало приносить много работы, поскольку Хайлендс был укреплен после неудавшегося восстания якобитов. Раннее стремление Роберта состояло в том, чтобы быть художником, а не архитектором, и стиль его ранних набросков в стиле Сальватора Розы отражен в его первых сохранившихся архитектурных рисунках, на которых изображена живописная готика глупости. Уильям Адам умер в июне 1748 года и оставил Роберту Доухилл, часть поместья Блэра Адама, в которое входил дом в башне .

Архитектурная практика в Эдинбурге

Фасад Hopetoun House, спроектированный Уильямом Адамом и модифицированный братьями Адам.

После смерти Уильяма Адама Джон Адам унаследовал семейный бизнес и должность Мастера Мейсона в Управлении артиллерии. Он немедленно взял Роберта в партнерство, позже к нему присоединился Джеймс Адам. Первым крупным заказом братьев Адам был украшение больших государственных апартаментов на первом этаже Хоптаун-хауса, за которым последовала их первая «новая постройка» в Дамфрис-хаус. Для Совета по вооружениям братья были главным подрядчиком в Форт-Джордж, большом современном форте около Инвернесса, спроектированном военным инженером полковником Скиннером. Посещение этого проекта, начатого в 1750 году, будет занимать братьев каждое лето в течение следующих 10 лет и, наряду с работами во многих других бараках и фортах, обеспечило Роберту прочную основу в практическом строительстве.

В зимой 1749–1750 гг. Адам отправился в Лондон со своим другом, поэтом Джоном Хоумом. Он воспользовался возможностью для изучения архитектуры, посетив Уилтон, спроектированный Иниго Джонс, и Королевский Эрмитаж в Ричмонде Роджером Моррисом. Его альбом для зарисовок путешествия также свидетельствует о постоянном интересе к готической архитектуре.

Среди его друзей в Эдинбурге были философы Адам Фергюсон и Дэвид Хьюм и художник Пол Сэндби, которого он встретил в Хайлендсе. Среди других знакомых Эдинбурга были Гилберт Эллиот, Уильям Уилки, Джон Хоум и Александр Веддерберн.

Гранд-тур

План дворца Диоклетиана в Сплите, Хорватия. Р. Адам 1764 Перистиль дворца Диоклетиана в Сплите, Хорватия. Р. Адам 1764

3 октября 1754 года Роберт Адам в компании своего брата Джеймса (который дошел до Брюсселя) отправился из Эдинбурга в свое Гранд-тур, остановившись на несколько дней в Лондон, где они посетили Mansion House, Лондон, St Stephen Walbrook, Собор Святого Павла, Виндзор, Беркшир, в компании Thomas Sandby, который показал им свой ландшафт в Виндзор-Грейт-Парк и Вирджиния-Уотер-Лейк. Они отплыли из Дувра и прибыли в Кале 28 октября 1754 года. Он присоединился к Чарльзу Хоуп-Вейру, брату графа Хоптауна в Брюссель, и вместе они отправились в Рим. Хоуп согласился взять Адама в тур по предложению его дяди, маркиза Аннандейла, который сам предпринял Гранд Тур. Находясь в Брюсселе, пара посетила спектакль и маскарад, а также посетила церкви и дворцы города. Затем они отправились в Турне, затем в Лилль, где они посетили Цитадаль, спроектированную Себастьяном Ле Престре де Вобан. К 12 ноября 1754 года Адам и Хоуп были в Париже, где они поселились в отеле де Нотр-Дам.

Адам и Хоуп вместе отправились в Италию, прежде чем поссорились в Риме из-за путевых расходов и проживания. Роберт Адам оставался в Риме до 1757 года, изучая классическую архитектуру и оттачивая свои навыки рисования. Его наставниками были французский архитектор и художник Шарль-Луи Клериссо и итальянский художник Джованни Баттиста Пиранези. Здесь он познакомился с работами первопроходца классического археолога и историка искусства, теоретика Иоганна Иоахима Винкельмана. На обратном пути Адам и Клериссо провели время, интенсивно изучая руины дворца Диоклетиана в Спалатро в Далмации (теперь известный как Сплит, в современном Хорватия ). Эти исследования позже были опубликованы как «Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации в 1764 году».

Архитектурная практика в Лондоне

Admiralty Screen 1759–61, Уайтхолл, Лондон, одно из первых казненных зданий Адама после его грандиозного тура Кедлстон Холл. Южный фронт Роберта Адама, основанный на Арке Константина в Риме

. Он вернулся в Великобританию в 1758 году и начал бизнес в Лондоне со своим братом Джеймсом Адамом. Они сосредоточились на разработке полных схем отделки и меблировки домов. Палладианский дизайн был популярен, и Роберт спроектировал несколько загородных домов в этом стиле, но он разработал новый, более гибкий стиль, включающий элементы классического римского дизайна наряду с влиянием Греческий, византийский и барочный стили. Успех братьев Адам также можно объяснить стремлением разрабатывать все до мельчайших деталей, обеспечивая чувство единства в их дизайне. В интерьере Адама вся мебель была специально разработана, чтобы гармонично сочетаться с убранством комнаты. Часто ковры были сотканы так, чтобы соответствовать замысловатым узорам потолка наверху, в то время как каждая деталь, включая бра, зеркала и дверные ручки, также получила индивидуальный дизайн, имитирующий мотивы комнаты.

Практика Адамса не обошлась без неудач., Однако. В 1768 году братья Адам приобрели в аренду на 99 лет болотистый участок земли на берегу Темзы в Вестминстере, где они построили террасу из 24 домов, известную как Адельфи. Проект был очень амбициозным, и это первый случай, когда террасные дома были спроектированы индивидуально, чтобы придать единую гармонию всему жилому комплексу (ранее террасные дома строились бок о бок по одной копии вокруг квадрата). Однако проект стал белым слоном для Роберта и его братьев с неопределенным финансированием и бесконтрольным ростом затрат. Дома были построены на огромной искусственной террасе, покоящейся на сводчатых каркасах на уровне Темзы, которую, как был уверен Роберт Адам, можно было сдать в аренду британскому правительству в качестве складов. Однако этот интерес не был реализован, и братья Адам остались с огромными долгами, и в 1772 году им пришлось уволить 3000 рабочих и прекратить строительство. Сам Адам переехал в один из домов в Адельфи вместе с поддерживающими друзьями, такими как Дэвид Гаррик и Джозайя Веджвуд, которые открыли выставочный зал для своей керамики в одном из домов. В 1774 году была проведена публичная лотерея для сбора средств для братьев, что позволило им предотвратить банкротство.

Общественная жизнь

Один из шедевров Адама: Pulteney Bridge, Бат

Адам был избран членом Общества поощрения искусств, мануфактур и торговли в 1758 году и Общества антикваров в 1761 году, в том же году он был назначен Архитектор King's Works (совместно с сэром Уильямом Чемберсом ). Его младший брат Джеймс сменил его на этом посту, когда он оставил эту должность в 1768 году, чтобы уделять больше времени своей избранной должности члена парламента в Кинросс-Шире.

Архитектурный стиль

Адам отверг Палладианский стиль, введенный в Англию Иниго Джонсом и защищенный лордом Берлингтоном как «тяжеловесный» и «отвратительный». Однако он продолжил их традицию черпать вдохновение непосредственно из классической древности во время своего четырехлетнего пребывания в Европе. Адам разработал новый стиль архитектурного декора, более точный с археологической точки зрения, чем прошлые неоклассические стили, но, тем не менее, новаторский и не связанный только древними прецедентами. В работе «Архитектура», написанной в соавторстве с его братом Джеймсом, братья заявили, что греко-римские образцы должны «служить образцом, которому мы должны подражать, и стандартами, по которым мы должны судить». Открытия в Геркулануме и Помпеи, происходившие в то время, предоставили Роберту Адаму обширный материал для вдохновения.

Принцип «движения» братьев Адам был в основном концепция Роберта, хотя теория была впервые изложена Джеймсом. «Движение» опиралось на драматические контрасты и разнообразие форм, опираясь на живописную эстетику. В первом томе произведений брата Адама (1773) упоминается Кедлстон-холл, спроектированный Робертом в 1761 году, как выдающийся образец движения в архитектуре.

Сопоставляя размеры комнат и декоративные схемы, Адам применил концепцию движения и к своим интерьерам. Его стиль декора, описанный Певснером как «классический рококо », основан на римском «гротескном » лепном декоре.

Влияние

Адам спроектировал книжный шкаф в 1776 году, вероятно, построенный Томасом Чиппендейлом

Работа Адама повлияла на направление архитектуры и дизайна во всем западном мире. В Англии его сотрудничество с Томасом Чиппендейлом привело к созданию одних из лучших неоклассических проектов того времени, в первую очередь в коллекции работ Чиппендейла Harewood House. В Северной Америке Федеральный стиль во многом обязан неоклассицизму, который практиковал Адам. В Европе Адам оказал особое влияние на Чарльза Камерона, шотландца, спроектировавшего Царское Село и другие русские дворцы для Екатерины Великой. Однако к моменту его смерти на смену неоклассицизму Адама в Британии пришла более суровая, греческая фаза классического возрождения, как это практиковал Джеймс «Афинский» Стюарт. Братья Адам наняли нескольких рисовальщиков, которые впоследствии стали архитекторами, в том числе Джордж Ричардсон и итальянец Джозеф Бономи, которого Роберт первоначально нанял в Риме.

Письменные работы

При жизни Роберт и Джеймс Адам опубликовали два тома своих проектов, Архитектурные произведения Роберта и Джеймса Адамов (в 1773–1778 и 1779 годах; третий том был опубликован посмертно., в 1822 г.).

Смерть и погребение

Адам долгое время страдал от проблем с желудком и кишечником, вероятно, вызванных язвенной болезнью и синдромом раздраженного кишечника. В то время как дома - 11 Albemarle Street, Лондон - 1 марта 1792 года одна из язв лопнула, и 3 марта Адам умер.

Похороны состоялись 10 марта; он был похоронен в южном проходе Вестминстерского аббатства. хранителями гроб были несколько его клиентов: Генри Скотт, 3-й герцог Бакклюх ; Джордж Ковентри, шестой граф Ковентри ; Джеймс Мейтленд, восьмой граф Лодердейл ; Дэвид Мюррей, 2-й граф Мэнсфилд ; лорд Фредерик Кэмпбелл и сэр Уильям Палтени, 5-й баронет.

Зная, что он умирает, он составил завещание 2 марта 1792 года. Никогда не женившись, Адам оставил свое поместье сестрам Элизабет Адам и Маргарет Адам.

Его некролог появился в мартовском выпуске журнала The Gentleman's Magazine :

от марта 1792 года. Примечательно, что искусство одновременно лишено двух из них. их величайшие украшения, сэр Джошуа Рейнольдс и мистер Адам: и трудно сказать, кто из них преуспел больше всего в его конкретной профессии... Мистер Адам произвел полное изменение в архитектуре этой страны: и его плодородный гений элегантного орнамента не ограничивался украшением зданий, но был распространен во всех отраслях производства. Его таланты выходят далеко за рамки его собственной профессии: он показал в своих многочисленных пейзажных рисунках пышность композиции и эффект света и тени, которые едва ли можно было сравнить... с последним периодом его жизни, мистер Адам. проявлял растущую силу гения и утонченность вкуса: за год до своей смерти он спроектировал восемь великих общественных работ, помимо двадцати пяти частных зданий, столь разнообразных по стилю и столь прекрасных по композиции, что они были позволены лучшими судьями, достаточными сами по себе, чтобы установить его непревзойденную славу как художника.

Он оставил около 9000 рисунков, 8 856 из которых (Роберта и Джеймса Адама) были впоследствии куплены в 1833 г. за 200 фунтов стерлингов архитектором Джоном Соаном и сейчас находятся в Музее Соуна в Лондоне.

Список архитектурных работ

Общественные здания

Церкви

Мавзолеи

Городская работа по дому

Загородные дома с крупными работами

Садовые постройки и безумия

  • Конюшни, Замок Инверари, совместная работа h его брат Джон (1758–60)
  • North Lodge, Кедлстон-холл (1759)
  • Консерватория Крум-Парк (1760)
  • Ротонда Крум Парк, атрибуция (1760)
  • Старый дом священника, Кедлстон-холл (ок. 1761)
  • Входная ширма, Мур-Парк, Хартфордшир (1763)
  • Консерватория, Остерли-Парк (1763)
  • Бридж, Одли-Энд-Хаус, Эссекс (ок. 1763–64)
  • Чайный павильон, Мур Парк, Хартфордшир (ок. 1764)
  • Сторожка Замок Кимболтон (c.1764)
  • Бридж, Кедлстон-холл (1764)
  • Estate Village Лоутер, Камбрия (1766)
  • Дансталл «Замок» и садовый альков, Крум-парк (1766)
  • Входная арка, Крум-Корт (1767)
  • Входная ширма, Дом Калленов, Каллен, Морей (1767)
  • Мост, Остерли-Парк (ок. 1768)
  • Входной экран, Syon House (1769)
  • Рыбалка, лодка и баня, Kedleston Hall (1770–71)
  • Круглый храм, Audley End House, Essex (1771)
  • Lion Bridge, Alnwick (1773)
  • Stag Lodge, Saltram House, Devon (ок. 1773)
  • Конюшни, вход в Фезерстоун и арка Хантвик Монастырь Ностелл (1776 г.)
  • Лодж Уайк Грин, Остерли, Миддлсекс (1777 г.); реконструирована
  • Домашняя ферма, Замок Калзин, Эйршир (1777–79)
  • Башня Бризли, Алнвик, готическая башня (1777–81)
  • Храм Освальда, Auchincruive, Эйршир (1778)
  • «Разрушенная» арка и виадук, замок Калзин (1780)
  • Полукруглая консерватория, парк Остерли (1780)
  • Мост чайного дома, Одли-Энд-Хаус, Эссекс (1782)
  • Конюшни, замок Калзин (ок. 1785)
  • Конюшни, замок Аптон, Темплпатрик, графство Антрим, Ирландия. (1788–89). Important range of office buildings in castle style.
  • Montagu Bridge, Dalkeith Palace, Lothian (1792)
  • Loftus Hall, Fethard-on-sea, Co. Wexford, Ireland. Date unknown. Proposed gates.
  • Lion Gate and Lodge, Syon Park, London. Date unknown.

Country houses with minor work

Official appointments

Parliament of Great Britain
Preceded by.. (to 1761)Member of Parliament for Kinross-shire. 1768–1774Succeeded by.. (from 1780)
Government offices
Preceded by. New appointmentArchitect of the King's Works. 1761–1769. Served alongside: Sir William Chambers Succeeded by. Sir Robert Taylor and James Adam

See also

References

Sources

  • Adam, Robert (1764) Ruins of the palace of the Emperor Diocletian at Spalatro in Dalmatia
  • Bolton, Arthur T. (1922, reprinted 1984) The Architecture of Robert James Adam, 1785–1794, 2 volumes ISBN 0-907462-49-9
  • Curl, James Stevens (2006) Oxford Dictionary of Architecture and Landscape Architecture 2nd Edition. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860678-8
  • Fleming, John (1962) Robert Adam and his Circle John Murray ISBN 0-7195-0000-1
  • Glendinning, Miles, and McKechnie, Aonghus, (2004) Scottish Architecture, Thames and Hudson. ISBN 0-500-20374-1
  • Graham, Roderick (2009) Arbiter of Elegance: A Biography of Robert Adam (Birlinn, ISBN 978-1-84158-802-5 )
  • Harris, Eileen (1963) The Furniture of Robert Adam Alec Tiranti, London. ISBN 0-85458-929-5.
  • Harris, Eileen (2001) The Genius of Robert Adam: His Interiors ISBN 0-300-08129-4
  • Lees-Milne, James (1947) The Age of Adam
  • Pevsner, Nikolaus (1951) An Outline of European Architecture 2nd Edition. Pelican
  • Roderick, Graham (2009) Arbiter of Elegance A Biography of Robert Adam. Birlinn ISBN 978-1-84158-802-5
  • Roth, Leland M. (1993). Understanding Architecture: Its Elements, History and Meaning (First ed.). Boulder, CO: Westview Press. ISBN 0-06-430158-3.
  • Stillman, Damie (1966) The Decorative Work of Robert Adam ISBN 0-85458-160-X
  • Tait, A. A. (2004) doi :[https://doi.org/10.1093%2Fref%3Aodnb%2F105 10.1093/ref:odnb/105 "Adam, Robert (1728–1792)"], Oxford Dictionary of National Biography, Oxford University Press
  • Yarwood, Doreen (1970) Robert Adam ISBN 0-460-03824-9 and ISBN 0-460-02130-3 (1973 paperback)
  • Belamarić, Joško – Šverko, Ana (eds.): Robert Adam and Diocletian's Palace in Split, Zagreb 2017, ISBN 978-953-0-60975-4

Further reading

External links

Wikimedia Commons has media related to Robert Adam.
Последняя правка сделана 2021-06-04 05:44:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте