Вильяр де Оннекур (Виларс деонекорт, Виларс де Онекур) был мастером-каменщиком 13 века из Пикардии на севере Франции. Он известен истории только благодаря сохранившемуся портфолио или «альбому для рисования», содержащему около 250 рисунков и рисунков на самые разные предметы.
Ничего не известен о Вилларде, помимо того, что можно почерпнуть из его сохранившегося "альбома для рисования". Основываясь на большом количестве архитектурных проектов в портфолио, традиционно считалось, что Виллар был успешным, профессиональным, странствующим архитектором и инженером. Сегодня это мнение иногда оспаривается, поскольку нет никаких свидетельств того, что он когда-либо работал архитектором, а чертежи содержат некоторые неточности. Однако Хоннекур составил руководство, в котором были даны точные инструкции по выполнению определенных объектов с пояснительными рисунками. В своих работах он объединил принципы, заимствованные из древней геометрии, средневековых студийных методов и современных практик. Автор включает разделы, посвященные техническим процедурам, механическим устройствам, предложениям по созданию фигур людей и животных, а также заметкам о зданиях и памятниках, которые он видел. И его труды дают представление о разнообразных интересах и творчестве мастера-каменщика 13-го века в дополнение к объяснению распространения готической архитектуры в Европе. Он ездил на некоторые из основных церковных строительных площадок своего времени, чтобы записать детали этих зданий. Особый интерес представляют его рисунки одной из башен западного фасада Лаонского собора, а также излучающих излучающих часов часовен и главного отсека для судов, внутреннего и внешнего, Реймского собора.
Вильяр с гордостью рассказывает нам, что побывал во многих странах (Jai este en m [u] lt de tieres) и что он совершил поездку в Венгрию, где оставался много дней (maint ior), но он не говорит, почему он пошел туда и кто его послал. Недавно было высказано предположение, что он мог быть мирянином или представителем кафедрального капитула Собора Камбре, чтобы получить реликвию Св. Елизавета Венгерская, которая сделала пожертвование капитулу собора и которой капитул посвятил одну из лучезарных часовен в своем новом chevet. Он также утверждал, что делал многие из своих рисунков «с натуры» (al vif), деятельность, обычно ассоциируемая с гораздо более поздними художниками Возрождения.
«Sketchbook» или « руководство »Виллара де Оннекура (вернее, альбом или портфолио) датируется примерно 1225–1235 гг. Он был обнаружен в середине XIX века и в настоящее время находится в Национальной библиотеке Франции (BnF), Париж, под торговой маркой MS Fr 19093. Он состоит из 33 пергамент размером в среднем 235x155 мм или 9,25 x 6,1 дюйма. Рукопись неполна, и ее первоначальный объем не может быть определен. Поскольку рисунки и подписи ориентированы во многих различных направлениях, альбом, похоже, был собран специально, как если бы отдельные листы изначально не предназначались для переплета в книжную форму. Неясно, был ли это сам Вильярд или более поздняя группа людей, которые собрали и скрепили листы в книгу.
Альбом содержит около 250 рисунков. К ним относятся архитектурные проекты (планы, фасады и детали, часто идентифицируемые здания), большое количество предметов, изображающих людей и животных, ансамбли религиозных и светских фигур, возможно, созданных или задуманных как скульптурные группы, церковные предметы, механические устройства (в том числе вечный двигатель ), инженерные сооружения, такие как подъемные устройства и водная пила, ряд автоматов, конструкции для боевые машины, такие как требушет, и многие другие предметы. Многие рисунки сопровождаются аннотациями и этикетками.
Первоначальная цель альбома спорна. Первоначально считалось, что он служил своего рода учебным пособием для практикующих архитекторов. Это отвергается некоторыми нынешними исследователями, которые считают, что рисунки Вилларда кажутся неподходящими для такой цели, хотя можно также утверждать, что рисунки намеренно упрощены и абстрагированы, чтобы служить кодированными мнемоническими устройствами для архитекторов, которые были посвящены в соответствующую устную традицию..
Появилось несколько печатных факсимиле альбома.
Полное цифровое факсимиле доступно онлайн в онлайн-библиотеке BNF, Gallica: