Лаонский собор | |
---|---|
Cathédrale Notre-Dame de Laon (французский ) | |
Западный фасад | |
Координаты : 49 ° 33'51 "N 3 ° 37'30" E / 49,5643 ° N 3,625 ° E / 49,5643; 3.625 | |
Местоположение | Лаон, Эна, О-де-Франс, Франция |
Конфессия | Римско-католическая |
История | |
Статус | Приходская церковь (ранее собор ) |
Архитектура | |
Функциональный статус | Действующий |
Архитектурный тип | Собор |
Стиль | Французская готика |
Основание | XII век |
Завершено | XIII век |
Администрация | |
Епархия | Суассон (ранее Лаон ) |
Исторический памятник | |
Тип | Катедрал |
Обозначен | 1840 |
Номер ссылки | PA00115710 |
Лаонский собор (французский : Cathédrale Notre-Dame de Laon) - римско-католическая церковь, расположенная в Лаоне, Aisne, Hauts-de-France, Франция. Построенный в XII и XIII веках, он является одним из наиболее важных и стилистически единых образцов ранней готической архитектуры. служила собором Лаонской епархии unti l 1802, и был признан историческим памятником с 1840 года.
Лаонская епархия была основана архиепископом Ремигием из Реймса в конце пятого века. Предположительно вскоре после этого была возведена ранняя церковь. Вскоре Лаон стал одним из главных городов Франкской империи.
Более позднее церковное здание, датируемое X или XI веками, было сожжено во время пасхального восстания 25 апреля 1112 года. Купцы и буржуазия Лаона приобрели коммунальный устав, который вскоре был отменен епископом Годри. Коммуна восстала, убив епископа. епископский дворец был подожжен; огонь вскоре перекинулся на собор. После этого крестьянское население воспользовалось возможностью разграбить город. Через три месяца после восстания члены духовенства Лаона совершили поездку по Франции и Англии с реликвиями, принадлежащими епископству. На средства, собранные во время тура, церковь была реконструирована и освящена 20 августа 1114 года при Бартелеми де Юре.
. Однако по мере роста населения Лаона вскоре стало ясно, что необходим собор большего размера. Экономика Лаона процветала, и школа теологии и экзегезы Ансельма Лаона становилась одной из самых известных в Европе. Кроме того, в 1130 году была восстановлена коммунальная хартия Лаона. К концу 1150-х годов строительство нынешнего собора началось при Готье де Мортане; он был практически завершен к 1230 году.
Нынешний Лаонский собор датируется XII и началом XIII веков и является ранним примером готического стиля, возникшего в север Франции. Он был построен через полвека после возведения базилики Сен-Дени, положившей начало готическому стилю. Строительство Лаонского собора началось с хора и частей обоих трансептов примерно между 1160 и 1170 годами. К 1180 году были закончены руки трансепта и восточная часть нефа был возведен. На следующем этапе строительства, продолжавшемся до конца века, были завершены неф и большая часть массивного западного фасада. Вскоре после этого на южной стороне нефа были построены капелла шрифтов, монастырь и дом главы. Затем, под влиянием пожертвования местного карьера в 1205 году, первоначальный хор был демонтирован, а нынешний, более крупный хор был построен к 1220 году. Вскоре после этого на стыках хора были построены казначейство и ризница и трансепты, а также большая часовня, простирающаяся от юго-восточного конца хора. На протяжении столетия были построены дополнительные часовни у проходов нефа и хора. Наконец, фасад южного трансепта был реконструирован в начале четырнадцатого века, в результате чего появились двойные двери и ажурное окно.
Лаон утратил свой статус епископства во время Французская революция. После Конкордата 1802, здание функционировало как приходская церковь при епархии Суассон.
Собор был сильно перестроен в течение девятнадцатого века. Фундаменты башни были перестроены каменной кладкой, чтобы предотвратить их обрушение. аркбутаны, прикрепленные к нефу и трансептам, были перестроены, чтобы соответствовать тем, что укрепляли хор. Богато украшенное, но структурно искусственное верхнее пристройка переднего фасада собора неизвестной даты было удалено; его заменили балюстрадой и нынешней статуей Мадонны с младенцем. Открытые дверные проемы, которые исторически пробивали стены между западным входом порталами, были заблокированы. В частности, были сильно изменены многие средневековые скульптурные программы на западном фасаде.
К этому времени в верхних стенах западного конца нефа появились трещины. Чтобы помочь противодействовать этой проблеме, была построена низкая арка, переходящая к нефу возле входных порталов. В 1899 году между башнями в западной части нефа был установлен деревянный пол для установки нынешнего органа. Низкая структурная арка стала восточной опорой платформы. Этот проект остается спорным, поскольку органные трубы в настоящее время закрывают нижние западные окна и половину окна-розетки. Тем не менее, более старая и гораздо меньшая каменная платформа для органов все еще уцелела под нынешней деревянной конструкцией.
Хотя собор пострадал во время Французской революции и франко-прусской войны 1870 года, он избежал обеих мировых войн невредимым.
Современный собор с Нойонским собором и Нотр-Дам-де-Пари, Лаонский собор является одним из самых сложных и хорошо сохранившихся соборы ранней французской готики. Он отличается стилистическим единством и согласованностью, сохраняющимися на разных этапах его строительства. Собор состоит из крестообразного плана с традиционным нефом, трансептами и хором, окруженными односторонними проходами. Многочисленные часовни были построены на внешних стенах проходов. Неф имеет двенадцать отсеков (включая залив над органной площадкой), уравновешенных десятью в хоре. Оба трансепта имеют четыре залива. Центральная фонарная башня, центральный элемент интерьера собора, возвышается над перекрестком. Потолок над хором и нефом (за исключением западного конца, возле органа) включает секционные своды, а потолок трансептов включает четырехсторонние своды.
По вертикали Лаонский собор разделен на четыре яруса: боковые проходы на уровне земли, проход уровня трибуны с двойными арками, короткий проход уровня трифориум с тройные арки и окна фонаря. Проходы на двух средних уровнях огибают все здание, что, возможно, указывает на влияние Нормана. Необычная четырехъярусная конфигурация ранее использовалась как в соборе Турне в современной Бельгии, так и в соборе Нуайона, и локально отражена в южном трансепте близлежащего Суассонского собора. Высота интерьера подчеркивается колоннами, поднимающимися с вершин колонн, разделяющих проходы между проходами; эти колонны регулярно меняются числом от трех до пяти.
Хотя хоры большинства готических церквей заканчиваются апсидами, хор Лаона является исключением: он заканчивается плоской стеной. Первоначальный хор собора был намного короче и заканчивался более обычной апсидой и амбулаторным. Хотя оригинальный хор закодировал стилистический шаблон для остальной части здания, он был снесен и заменен в начале тринадцатого века. Более длинный современный хор был более подходящим для собора.
Каждый конец церкви завершается окном-розеткой, за исключением южного трансепта. Вместо этого южный трансепт имеет массивное арочное узорчатое окно, которое заменило оригинальную розу в начале четырнадцатого века. Фасады обоих трансептов имеют двойные входные двери; южные двери открываются рядом с прилегающим к собору монастырем и домом капитула, а северные двери открываются возле старого епископского дворца. Массивный западный фасад собора в конце нефа отличается динамичным использованием пространственных проекций. Три глубоко утопленных портала обеспечивают вход в церковь; над ними расположен арочный проход; Между этим проходом и вторым, более высоким, два стрельчатых окна с готическими арками и центральное окно-розетка, вырезанное в стене. Фасад увенчан самыми верхними частями башен-близнецов и четырьмя меньшими башнями.
.
Порталы
План этажа
Переходная башня
Из семи запланированных башни, всего пять достроены до высоты основания шпилей. К ним относятся квадратная центральная перекрестная башня, которая образует фонарную башню, освещающую перекресток, две башни, обрамляющие западный фасад, и две башни трансепта. На обоих трансептах планировалось построить вторые башни, которые так и не были достроены. Завершенные башни Лаонского собора (за исключением башни на центральном перекрестке) состоят из двух уложенных друг на друга сводчатых камер, пронизанных стрельчатыми отверстиями. Они переходят от квадратных профилей в основании к замысловатым восьмиугольникам на вершинах. Средневековый художник Виллар де Оннекур сделал подробные чертежи одной из башен Лаона около 1230 года; По его мнению, башни Лаона прекрасно использовали геометрию и «истинную меру», идеально выраженные в готической архитектуре. Две западные башни содержат каменные статуи шестнадцати быков в натуральную величину в их верхних аркадах, по-видимому, в память о быках, которые тащили оборудование и материалы во время строительства собора.
витраж собора датируется в основном тринадцатым веком, с некоторыми дополнениями девятнадцатого века. Среди сохранившихся средневековых окон - три стрельчатых окна в восточной части церкви, выходящие на хор. В правом окне показаны сцены из жизни Марии и из детства Иисуса. В центральном окне продолжается повествование об Иисусе, от его триумфального въезда в Иерусалим до его вознесения. В левом окне изображены сцены из легенды Феофила Аданского и библейского рассказа о святом Стефане. Окно-роза над ланцетами посвящено Марии; он также содержит двенадцать медальонов с изображением двенадцати апостолов и двадцать четыре медальона с изображением четырех и двадцати старейшин из Книги Откровений. Отходя от строго религиозных тем, окно-роза в северном трансепте содержит персонификации наук тривиума (грамматики, диалектики и риторики ) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия ).
.
Уэст роуз
Северная роза
Восточные окна
Южное окно
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Лаонским собором. |