Адам Готтлиб Герман Мутезиус (20 апреля 1861 - 29 октября 1927), известный как Герман Мутезиус, был немецким архитектором, автор и дипломат, возможно, наиболее известный продвижением многих идей английского движения искусств и ремесел в Германии и своим последующим влиянием на первых пионеров немецкого архитектурный модернизм, например, Баухаус.
Родился Муфезиус в 1861 году в деревне Großneuhausen около Эрфурта и получил начальное образование у своего отца, который был строителем. После периода военной службы и двух лет изучения философии и истории искусства в Университете Фредерика Уильяма в Берлине он поступил на архитектурный факультет. в Техническом колледже Шарлоттенбурга в 1883 году, одновременно работая в офисе Рейхстага архитектора Пола Валлота.
После завершения учебы, С 1887 по 1891 годы Муфесиус работал на немецкую строительную фирму Ende Böckmann в Токио. Там он увидел завершенное свое первое здание - немецкую евангелическую церковь в стиле готического возрождения - и смог много путешествовать по Азии. Он вернулся в Германию в 1891 году, где работал в Министерстве общественных работ Пруссии, некоторое время учился в Италии на стипендии (в 1895 году) и почти два года работал редактором пары официальных строительных журналов.
В 1896 году Муфезиусу предложили должность атташе по культуре в посольстве Германии в Лондоне. Мутезиус женился на Анне Триппенбах, которая была модельером и певицей. Это дало ему возможность изучить обычаи британцев. Следующие шесть лет он сосредоточил свое внимание на исследованиях жилой архитектуры, быта и дизайна в домашних условиях, закончив трехтомным отчетом, опубликованным в 1904 и 1905 годах под названием Das englische Haus («Английский дом »), его самой известной работой. Хотя его предметы были разнообразными, он особенно интересовался философией и практикой английского движения искусств и ремесел, чей упор на функциональность, скромность, сдержанность, индивидуальность и честность материалов, которые он рассматривал как альтернативу показной историзм и одержимость орнаментом в немецкой архитектуре девятнадцатого века, и чьи усилия по привнесению чувства мастерства в промышленный дизайн он видел значительную экономическую выгоду для страны. Он посетил Глазго, чтобы исследовать новаторскую работу школы Глазго, примером которой являются проекты Чарльза Ренни Макинтоша, и писал о домах в Бирмингеме Уильямом Бидлэйк.
Помимо официальных отчетов, Мутезиус также сделал карьеру автора, поделившись своими идеями и наблюдениями в влиятельной серии книг и статей, благодаря которым он стал значительным культурным деятелем Германии, кульминацией которого стал «Английский дом». Его жена писала о анти-моде и о том, как, по ее мнению, женщины эксплуатируются немецкими производителями одежды. Ее книга, включающая переплет романа, разработанный Фрэнсис Макдональд, считается важным вкладом в движение Artistic Dress.
Мутезиус написал о Willow Tearooms в Глазго для выпуска Декоративное искусство, опубликованное в 1905 году и почти полностью посвященное чайной комнате Макинтоша в Глазго, в которой говорилось, что «сегодня любой посетитель Глазго может отдохнуть душой и телом в чайных комнатах мисс Крэнстон и на некоторое время. несколько пенсов пьют чай, завтракают и мечтают, что он в сказочной стране ». В то же время он сетовал на безнаказанную борьбу Макинтоша за «поднять знамя Красоты в этих густых джунглях уродства».
Мутезиус вернулся в Германию в 1904 году и зарекомендовал себя как архитектор, занимающийся частной практикой, сохранив при этом роль официального советника правительства Пруссии, сосредоточив свое время на реформировании художественного и дизайнерского образования, чтобы больше внимания уделялось обучению в мастерских. В течение следующих двух десятилетий он спроектировал серию домов по всей Германии, опираясь и закрепляя принципы и практики, изложенные в его знаменитой книге.
К этому времени Муфезиус был широко признан поклонником английской культуры, но это также подвергло его обвинениям в разделенной лояльности. В 1907 году он был обвинен Fachverband für die wirtschaftlichen Interessen des Kunstgewerbes («Торговая ассоциация экономических интересов искусства и ремесел») в критике качества немецкой промышленной продукции на лекции в Берлине. В результате разногласий несколько влиятельных дизайнеров и промышленников вышли из ассоциации и основали Deutscher Werkbund («Немецкую ассоциацию мастеров»), явно направленную на привнесение высочайших стандартов дизайна в массовое производство.
Deutscher Werkbund оказал большое влияние на раннюю карьеру Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и Миса ван дер Роэ, но хотя Мутезиус был во многих отношениях его духовным отцом и служил его председателем с 1910 по 1916 год, он мало симпатизировал зарождающемуся раннему модернизму, учитывая как ар-нуво, так и более поздние проекты баухауса Быть столь же поверхностными стилями, как и стили девятнадцатого века.
Муфезиус был одним из главных архитекторов, построивших первый в Германии Город-сад, Хеллерау, пригород Дрездена, основанный в 1909 году. Фонд также был тесно связан с деятельностью Deutscher Werkbund. Среди многих сотрудников Muthesius был немецкий социалист-градостроитель Мартин Вагнер, который применил уроки города-сада к Берлину в огромных масштабах с 1924 по 1932 год.
Муфезиус продолжал проектировать дома и писать о внутренней архитектуре до 1927 года, когда он погиб в дорожно-транспортном происшествии после посещения места в Берлине.
![]() | Викискладе есть медиафайлы, связанные с Германом Муфезиусом. |