Романская архитектура

редактировать
Архитектурный стиль средневековой Европы Аббатство Марии Лаах, Германия Соборная церковь Тум, Польша Аббатство Лессе, Нормандия, Франция.

Романская архитектура - архитектурный стиль средневековой Европы, характеризующийся полукруглыми арками. Нет единого мнения относительно даты начала романского стиля, с предложениями в диапазоне от 6-го до 11-го века, эта более поздняя дата является наиболее распространенной. В XII веке он перерос в готический стиль, отмеченный остроконечными арками. Примеры романской архитектуры можно найти по всему континенту, что делает его первым общеевропейским архитектурным стилем со времен имперской римской архитектуры. Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектурой.

. Сочетая в себе черты древнеримских и византийских зданий и других местных традиций, романская архитектура известна своей массивной архитектурой. качество, толстые стены, круглые арки, прочные столбы, цилиндрические своды, большие башни и декоративные аркады. Каждое здание имеет четко определенные формы, часто очень правильного, симметричного плана; общий вид прост по сравнению с готическими зданиями, которые должны были последовать. Этот стиль можно узнать по всей Европе, несмотря на региональные особенности и разные материалы.

Многие замки были построены в этот период, но их намного меньше церквей. Наиболее значительными из них являются великие аббатские церкви, многие из которых все еще стоят, более или менее завершенные и часто используемые. На смену огромному количеству церквей, построенных в романский период, пришел еще более активный период готической архитектуры, которая частично или полностью перестроила большинство романских церквей в процветающих районах, таких как Англия и Португалия. Самые большие группы выживших в романском стиле проживают в областях, которые в последующие периоды были менее процветающими, включая части юга Франции, сельскую Испанию и сельскую Италию. Остатки неукрепленных романских светских домов и дворцов, а также жилых кварталов монастырей встречаются гораздо реже, но они использовали и адаптировали черты церковных зданий в домашнем масштабе.

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Область действия
  • 3 История
    • 3.1 Истоки
    • 3.2 Политика
    • 3.3 Религия
      • 3.3.1 Монашество
      • 3.3.2 Паломничество и крестовый поход
  • 4 Характеристики
    • 4.1 Стены
    • 4.2 Контрфорсы
    • 4.3 Арки и проемы
    • 4.4 Аркады
    • 4.5 Пирсы
    • 4.6 Колонны
      • 4.6.1 Утилизированные колонны
      • 4.6. 2 Барабанные колонны
      • 4.6.3 Пустотные колонны
      • 4.6.4 Чередование
      • 4.6.5 Капители
    • 4.7 Своды и крыши
      • 4.7.1 Бочкообразный свод
      • 4.7.2 Паховый свод
      • 4.7.3 Ребристый свод
      • 4.7.4 Остроконечный сводчатый свод
      • 4.7.5 Купола
  • 5 Церковная архитектура
    • 5.1 План
    • 5.2 Раздел
    • 5.3 Восточная часть церкви и собора
    • 5.4 Фасады и внешнее убранство церквей и соборов
    • 5.5 Церковные башни
    • 5.6 Порталы
    • 5.7 Интерьеры
    • 5.8 Другие конструкции
    • 5.9 Декор
      • 5.9.1 Архитектурные украшения
      • 5.9.2 Архитектурная скульптура
      • 5.9.3 Фигуративная скульптура
      • 5.9.4 Фрески
      • 5.9.5 Витражи
    • 5.10 Переходный стиль и постоянное использование романских форм
  • 6 Романские замки, дома и другие постройки
  • 7 Романское возрождение
  • 8 Примечания
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Определение

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «романский» означает «потомок римлян» и впервые было использовано в английском языке для обозначения то, что сейчас называется романскими языками (впервые процитировано в 1715 г.). Французский термин «роман» впервые был использован в архитектурном смысле археологом Шарлем де Жервилем в письме от 18 декабря 1818 года Огюсту Ле Прево, чтобы описать то, что Жервиль считает униженным римлянином. архитектура. В 1824 году друг Жервилля Арцисс де Комон использовал ярлык «римский» для описания «деградировавшей» европейской архитектуры V – XIII веков в своем Essai sur l'architecture Reliefieuse du Moyen-âge, speulièrement en Нормандия, в то время, когда фактические даты многих из описанных зданий не были установлены:

Название римской (esque), которое мы даем этой архитектуре, должно быть универсальным, поскольку оно везде одинаково с небольшими местными различиями, также имеет то достоинство, что указывает на его происхождение, и не является новым, поскольку уже используется для описания языка того же периода. Романский язык - это выродившийся латинский язык. Романская архитектура - это приниженная римская архитектура.

Первое упоминание о ней в опубликованной работе содержится в «Исследовании происхождения и влияния готической архитектуры» Уильяма Ганна (Лондон, 1819). Это слово было использовано Ганном для описания стиля, который был определенно средневековым и прообразом готики, но сохранил округлую римскую арку и, таким образом, казался продолжением римской традиции строительства.

Этот термин теперь используется для более ограниченного периода с конца 10-го по 12-й века. Термин «прероманский » иногда применяется к архитектуре в Германии каролингов и оттоновских периодов и вестготов, Мосараб и астурийские постройки между 8-м и 10-м веками на Пиренейском полуострове, тогда как «Первый романский » применяется к зданиям на севере Италии и Испании, а также в некоторых частях Франции. имеют романские черты, но предшествуют влиянию аббатства Клюни.

Объем

Были построены здания всех типов в романском стиле, w с сохранившимися свидетельствами простых жилых зданий, элегантных городских домов, величественных дворцов, коммерческих помещений, общественных зданий, замков, городских стен, мостов, деревенских церквей, церквей аббатств, монастырских комплексов и больших соборов. Из этих типов зданий жилые и коммерческие здания являются наиболее редкими: лишь небольшая часть уцелевших в Соединенном Королевстве, несколько кластеров во Франции, изолированные здания по всей Европе и, безусловно, самое большое количество, часто неопознанных и измененных на протяжении веков. в Италии. Существует множество замков, основание которых относится к романскому периоду. Большинство из них были существенно изменены, и многие из них лежат в руинах.

Несомненно, наибольшее количество сохранившихся романских построек - это церкви. Они варьируются от крошечных часовен до больших соборов. Хотя многие из них были расширены и изменены в разных стилях, многие из них остались практически нетронутыми или отреставрированными, демонстрируя форму, характер и украшение романской церковной архитектуры.

История

Истоки

Романская архитектура была первым отличительным стилем, распространившимся по Европе со времен Римской империи. С упадком Рима римские методы строительства в какой-то мере выжили в Западной Европе, где продолжались последовательные Меровингов, Каролингов и Оттоновские архитекторы. для строительства больших каменных зданий, таких как монастырские церкви и дворцы. В более северных странах римские стили и методы строительства никогда не применялись, за исключением официальных зданий, а в Скандинавии они были неизвестны. Хотя круглая арка продолжала использоваться, инженерные навыки, необходимые для строительства больших куполов, были потеряны. Произошла потеря стилистической преемственности, особенно очевидная в упадке формального словаря классических орденов. В Риме продолжали использоваться несколько великих константинов базилик, которые вдохновляли строителей более позднего периода. Некоторые традиции римской архитектуры также сохранились в византийской архитектуре с восьмиугольной византийской базиликой VI века Сан-Витале в Равенне, которая послужила источником вдохновения для величайшего здания эпохи Темные века в Европе, императора Карла Великого Палатинская капелла, Аахен, Германия, построенная около 800 года нашей эры.

Датировка в ближайшее время после Палатинской капеллы находится замечательная швейцарская рукопись 9-го века, известная как План Святого Галла и показывающая очень подробный план монастырского комплекса со всеми его различными монастырскими зданиями и их функциями. Самым большим зданием является церковь, план которой отчетливо германский, с апсидой на обоих концах, чего больше нигде не встретишь. Еще одна особенность церкви - ее правильные пропорции, квадратный план пересекающей башни служит модулем для остальной части плана. Обе эти особенности можно увидеть в прото-романском Св. Михаила, Хильдесхайм, 1001–1030.

Архитектура романского стиля также развивалась одновременно на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в X веке. и до более позднего влияния аббатства Клюни. Стиль, иногда называемый Первым романским или Ломбардским романским, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных орнаментальных арок, известных как ломбардская полоса.

Политика

Карл Великий был коронован Папой Львом III в Старой базилике Святого Петра на Рождество 800 г. с целью восстановления старого Римская Империя. Политические преемники Карла Великого продолжали править большей частью Европы, с постепенным появлением отдельных политических государств, которые в конечном итоге были объединены в нации, либо в результате верности, либо в результате поражения в Королевстве Германии, что привело к Священная Римская Империя. Вторжение в Англию Вильгельма, герцога Нормандии, в 1066 году привело к строительству замков и церквей, которые усилили присутствие норманнов. Несколько значительных церквей, которые были построены в это время, были основаны правителями как места светской и религиозной власти или места коронации и захоронения. К ним относятся Аббай-Сен-Дени, Шпейерский собор и Вестминстерское аббатство (где сейчас мало что осталось от нормандской церкви).

В то время, когда оставшиеся архитектурные сооружения Римской империи приходили в упадок, а большая часть знаний и технологий была потеряна, строительство каменных куполов и резьба декоративных архитектурных деталей продолжались. не ослабевает, хотя стиль значительно изменился после падения Рима в непреходящей Византийской империи. Купольные церкви Константинополя и Восточной Европы должны были сильно повлиять на архитектуру некоторых городов, особенно через торговлю и через крестовые походы. Наиболее примечательным зданием, демонстрирующим это, является Базилика Святого Марка, Венеция, но есть много менее известных примеров, особенно во Франции, таких как церковь Сен- Фронт, Перигё и Собор Ангулема.

Большая часть Европы пострадала от феодализма, когда крестьяне владели землей от местных правителей над землей, которую они обрабатывали в обмен на военную службу. Результатом этого было то, что их можно было призвать не только для местных и региональных размолвок, но и последовать за своим господином в путешествие через Европу на крестовые походы, если от них потребовали. Крестовые походы, 1095–1270 годы вызвали очень большое движение людей, а вместе с ними - идеи и торговые навыки, особенно те, которые были задействованы в строительстве укреплений и металлообработке, необходимой для снабжения оружием, который также применялся при отделке и отделке зданий. Непрерывное перемещение людей, правителей, знати, епископов, аббатов, ремесленников и крестьян было важным фактором в создании однородности методов строительства и узнаваемого романского стиля, несмотря на региональные различия.

Жизнь в целом стала менее безопасной после периода Каролингов. Это привело к строительству замков в стратегических точках, многие из которых были построены как цитадели норманнов, потомков викингов, вторгшихся в северную Францию ​​при Ролло в 911 году. Политическая борьба также привела к укреплению многих города или восстановление и укрепление стен, оставшихся с римского периода. Одно из наиболее известных сохранившихся укреплений - город Каркассон. Ограждение городов привело к нехватке жилого пространства внутри стен и привело к созданию стиля городского дома, который был высоким и узким, часто окружающим общественные дворы, как в Сан-Джиминьяно в Тоскане.

В Германии императоры Священной Римской империи построили ряд резиденций, укрепленных, но по сути дворцов, а не замков, в стратегических точках и на торговых путях. Императорский дворец Гослар (сильно отреставрированный в XIX веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, а разрушенный дворец в Гельнхаузене был принят Фредериком Барбаросса до 1170 года. Перемещение людей и армий также привело к строительству мостов, некоторые из которых уцелели, в том числе мост XII века в Бесалу, Каталония, XI в. век Пуэнте-де-ла-Рейна, Наварра и Пон-Сен-Бенезе, Авиньон.

Религия

По всей Европе в конце XI и XII веках беспрецедентный рост количества церквей. Большое количество этих зданий, больших и малых, сохранилось, некоторые почти нетронутые, а другие изменились почти до неузнаваемости в последующие века. В их число входят многие очень известные церкви, такие как Санта-Мария-ин-Космедин в Риме, Баптистерий во Флоренции и Сан-Зено-Маджоре в Вероне. Во Франции к этому периоду относятся знаменитые аббатства Aux Dames и Les Hommes в Кане и Мон-Сен-Мишель, а также аббатства паломнического маршрута в Сантьяго-де-Компостела. Многие соборы обязаны своим основанием этой дате, другие начинались как церкви аббатства, а позже стали соборами. В Англии все соборы древнего основания были начаты в этот период, за исключением Солсбери, куда монахи переехали из нормандской церкви в Старом Саруме, и нескольких, таких как Кентербери, которые были перестроены на месте саксонских церквей. В Испании самой известной церковью того периода является Сантьяго-де-Компостела. В Германии на Рейне и его притоках располагались многие романские аббатства, в частности Майнц, Вормс, Шпейер и Бамберг. В Кельне, в то время крупнейшем городе к северу от Альп, очень важная группа крупных городских церквей сохранилась в значительной степени нетронутой. Когда монашество распространилось по Европе, романские церкви возникли в Шотландии, Скандинавии, Польше, Венгрии, Сицилии, Сербии и Тунисе. Несколько важных романских церквей были построены в королевствах крестоносцев.

монашестве

Система монашества, в которой религиозные становятся членами ордена, с общими связями и общим правилом, живущими во взаимозависимых Сообщество, а не группа отшельников, живущих по соседству, но по существу отдельно, была основана монахом Бенедиктом в 6 веке. Бенедиктинские монастыри распространились из Италии по всей Европе и всегда были самыми многочисленными в Англии. За ними последовали орден Клуниака, цистерцианцы, картезианцы и каноники августинцев. Во время крестовых походов были основаны военные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.

Монастыри, которые иногда также функционировали как соборы, и соборы, в которых были тела светского духовенства, часто жившего в общинах, были основным источником власти в Европе. Епископы и настоятели важных монастырей жили и действовали как князья. Монастыри были главными центрами обучения разного рода. Бенедикт приказал, чтобы все искусства преподавались и практиковались в монастырях. В монастырях книги переписывались вручную, и мало кто за пределами монастырей умел читать и писать.

Во Франции Бургундия была центром монашества. Огромный и мощный монастырь в Клюни должен был иметь длительное влияние на планировку других монастырей и дизайн их церквей. К сожалению, от церкви аббатства в Клюни осталось очень мало; реконструкция «Клюни II» 963 г. и позже полностью исчезла, но у нас есть хорошее представление о дизайне «Клюни III» с 1088 по 1130 г., который до эпохи Возрождения оставался самым большим зданием в Европе. Однако церковь св. Сернин в Тулуза, 1080–1120, остался нетронутым и демонстрирует регулярность романского дизайна своей модульной формой, массивным внешним видом и повторением простого арочного мотива окна.

Паломничество и крестовый поход

Один из результатов крестовых походов, которые были предназначены для Святые места Палестины, находившиеся под исламским контролем, должны были вызвать большой религиозный пыл, который, в свою очередь, вдохновил великие строительные программы. Европейское дворянство, благополучно вернувшись, поблагодарило Бога за строительство новой церкви или улучшение старой. Точно так же те, кто не вернулся из крестовых походов, могли быть надлежащим образом отмечены своей семьей в камне и известковом камне.

Крестовые походы привели, помимо прочего, к передаче большого количества святых реликвий святых и апостолов. У многих церквей, таких как Сен-Фрон, Периге, был свой собственный дом святого, в то время как другие, в первую очередь Сантьяго-де-Компостела, требовали в этом отношении останков и покровительства могущественного святого. случай один из Двенадцати Апостолов. Сантьяго-де-Компостела, расположенный в Королевстве Галисия (ныне Галисия, Испания), стал одним из самых важных мест паломничества в Европе. Большинство паломников прошли «Путь святого Иакова» пешком, многие из них босиком в знак покаяния. Они двигались по одному из четырех основных маршрутов, проходивших через Францию, собираясь для путешествия в Jumièges, Paris, Vézelay, Cluny, Arles и св. Галл в Швейцарии. Они пересекли два прохода в Пиренеях и сошлись в единый поток, чтобы пересечь северо-западную Испанию. По пути их уговаривали вернувшиеся из путешествия паломники. На каждом из маршрутов аббатства, такие как Moissac, Toulouse, Roncesvalles, Conques, Limoges и Бургос обслужил поток людей и разбогател на проходящей торговле. Сен-Бенуа-дю-Сол, в провинции Берри, типичен для церквей, которые были основаны на пути паломников.

Характеристики

Общее впечатление, которое романская архитектура производит как в церковных, так и в светских зданиях, - это одно из массивных солидность и прочность. В отличие от предшествующей римской и более поздней готической архитектуры, в которой несущими конструктивными элементами являются или кажутся колоннами, пилястрами и арками, общая романская архитектура с византийской архитектурой, опирается на его стены или участки стен, называемые опорами.

Романская архитектура часто делится на два периода, известных как «Первый романский » стиль и «романский» стиль. Разница в основном заключается в умении строить здания. В первом романском стиле использовались каменные стены, окна меньшего размера и крыши без свода. Второй романский стиль отличается большей изысканностью, наряду с более широким использованием свода и отделанного камня.

Стены

Стены романских зданий часто имеют большую толщину с небольшими и сравнительно небольшими отверстиями. Часто они представляют собой двойные снаряды, заполненные щебнем.

Строительный материал сильно различается по Европе в зависимости от местного камня и строительных традиций. В Италии, Польше, большей части Германии и некоторых частях Нидерландов обычно используется кирпич. В других областях широко использовались известняк, гранит и кремень. Строительный камень часто использовался в виде сравнительно небольших и неправильных кусков, залитых толстым раствором. Гладкая каменная кладка не была отличительной чертой этого стиля, особенно в более раннюю часть периода, но происходила в основном там, где был доступен легко обрабатываемый известняк.

Контрфорсы

Из-за массивности стен в романском стиле контрфорсы не так важны, как в готической архитектуре. Романские контрфорсы, как правило, имеют плоский квадратный профиль и не сильно выступают за стену. В случае церквей с проходами, цилиндрические своды или полубочковые своды над проходами помогали укрепить неф, если он был сводчатым.

В тех случаях, когда использовались полубочковые хранилища, они фактически становились похожими на летающие контрфорсы. Часто проходы проходили через два этажа, а не на тот, который обычно используется в готической архитектуре, чтобы лучше выдерживать вес сводчатого нефа. В Даремском соборе использовались аркбутаны, но они спрятаны внутри трифориальной галереи.

Арки и проемы

Арки, используемые в романской архитектуре, почти всегда полукруглые, для проемов, таких как двери и окна, для хранилищ и для аркад. Широкие дверные проемы обычно завершаются полукруглой аркой, за исключением тех случаев, когда дверь с перемычкой вставляется в большую арочную нишу и увенчана полукруглым люнетом с декоративной резьбой. Эти двери иногда имеют резной центральный косяк.

Узкие двери и маленькие окна могли быть увенчаны прочной каменной перемычкой. Большие проемы почти всегда имеют арочную форму. Характерной чертой романской архитектуры, как церковной, так и домашней, является сочетание двух арочных окон или аркадных проемов, разделенных колонной или колонетой и часто установленных внутри большей арки. Окулярные окна широко распространены в Италии, особенно на фронтоне фасада, а также встречаются в Германии. Более поздние романские церкви могут иметь окна-колеса или окна-розы с узором на тарелках.

. В романском стиле очень мало построек, таких как Autun Собор во Франции и Собор Монреале на Сицилии, в которых остроконечные арки широко использовались, очевидно, по стилистическим причинам. Считается, что в этих случаях имеется прямая имитация исламской архитектуры. В других церквях позднего романского стиля, таких как Даремский собор и собор Чефалу, заостренная арка была представлена ​​как структурное устройство в ребристых сводах. Его все более широкое применение было фундаментальным для развития готической архитектуры.

Аркады

Аркада - это ряд арок, поддерживаемых на опорах или колоннах. Они встречаются в интерьере больших церквей, отделяющих неф от проходов, и в больших светских внутренних пространствах, таких как большой зал замка, поддерживающий бревна крыши или верхнего этажа. Аркады также встречаются в монастырях и атриумах, ограничивая открытое пространство.

Аркады могут располагаться на этажах или на сценах. В то время как аркада монастыря обычно одноступенчатая, аркада, разделяющая неф и проходы в церкви, обычно состоит из двух этапов, с третьей ступенью оконных проемов, известной как фонарь, возвышающейся над ними.. Крупномасштабная аркада обычно выполняет структурную функцию, но она также используется, как правило, в меньшем масштабе, как декоративный элемент, как внутри, так и снаружи, где часто бывает "слепая аркада " только со стеной. или узкий проход за ним.

Пирсы

В романской архитектуре Пирсы часто использовались для поддержки арок. Они были построены из кирпича и имели квадратное или прямоугольное сечение, как правило, с горизонтальным каркасом, представляющим капитель у пружины арки. Иногда к опорам прикрепляют вертикальные стволы, а также могут быть горизонтальные молдинги на уровне основания.

Хотя опоры в основном прямоугольные, опоры часто могут иметь очень сложную форму, с полусегментами больших полых колонн на внутренней поверхности, поддерживающих арку, или сгруппированной группой меньших валов, ведущих в молдинг арка.

Опоры, которые встречаются на пересечении двух больших арок, например, под пересечением нефа и трансепта, обычно имеют крестообразную форму, причем каждая арка имеет свою собственную опорную прямоугольную опору, расположенную под прямым углом к ​​другой.

Колонны

Колонны - важная структурная особенность романской архитектуры. Колонеты и приставные валы также используются в конструкциях и для украшения. Монолитные колонны, вырезанные из цельного куска камня, часто использовались в Италии, как и в римской и раннехристианской архитектуре. Они также использовались, особенно в Германии, когда их чередовали между более массивными опорами. Аркады из колонн, вырезанных из цельных кусков, также распространены в сооружениях, не несущих массивной каменной кладки, таких как клуатры, где они иногда объединяются в пары.

Утилизированные колонны

В Италии в это время В этот период большое количество античных римских колонн было спасено и повторно использовано в интерьерах и портиках церквей. Самые прочные из этих колонн - мраморные, с горизонтальным расположением камня. Большинство из них имеют вертикальные слои и иногда бывают самых разных цветов. Возможно, они сохранили свои первоначальные римские капители, как правило, в стиле коринфского или римского композитного стиля. Некоторые здания, такие как Санта-Мария-ин-Космедин (проиллюстрировано выше) и атриум в Сан-Клементе в Риме, могут иметь необычный набор колонн с большими капителями помещаются на короткие колонны, а маленькие капители помещаются на более высокие колонны, чтобы выровняться по высоте. Архитектурные компромиссы этого типа видны там, где материалы были спасены из ряда зданий. Утилизированные колонны также в меньшей степени использовались во Франции.

Барабанные колонны

В большинстве частей Европы романские колонны были массивными, так как поддерживали толстые верхние стены с маленькими окнами, а иногда и тяжелые своды. Наиболее распространенным методом строительства было строительство их из каменных цилиндров, называемых барабанами, как в склепе в Шпейерском соборе.

Пустотные колонны

Там, где требовались действительно массивные колонны, такие как те. в Даремском соборе они были построены из каменной кладки, а пустотелое ядро ​​было заполнено щебнем. Эти огромные неконусные колонны иногда украшены резными украшениями.

Чередование

Общей характеристикой романских зданий, встречающейся как в церквях, так и в аркадах, разделяющих большие внутренние пространства замков, является чередование опор и колонн.

Самая простая форма - это наличие колонны между каждым примыкающим пирсом. Иногда столбцы кратны двум или трем. По адресу St. Michael's, Hildesheim, чередование A B B A происходит в нефе, а чередование A B A можно увидеть в трансептах.

В Jumièges между опорами установлены высокие барабанные колонны, каждая из которых имеет полуколонны, поддерживающие арку. Есть много вариаций на эту тему, особенно в Даремском соборе, где карнизы и валы опор имеют исключительное богатство, а огромные каменные колонны глубоко прорезаны геометрическими узорами.

Часто расположение было усложнено из-за сложности самих опор, так что чередовались не опоры и колонны, а, скорее, опоры совершенно иной формы, например, в Сант-Амброджо, Милан, где характер свода требовал, чтобы запасные опоры имели гораздо больший вес, чем промежуточные, и, следовательно, были намного больше.

Капители

Лиственный коринфский стиль послужил источником вдохновения для многих романских капителей, и точность, с которой они были вырезаны, во многом зависела от наличия оригинальных моделей в итальянских церквях такие как Пизанский собор или церковь Сант-Алессандро в Лукке и на юге Франции, которые намного ближе к классическим, чем в Англии.

Коринфская столица по существу круглая внизу, где он сидит на круглой колонне, и квадрате вверху, где он поддерживает стену или арку. Эта форма капитала сохранилась в общих пропорциях и очертаниях романской столицы. Проще всего это было достигнуто путем разрезания прямоугольного блока и снятия четырех нижних углов под таким углом, чтобы блок был квадратным вверху, но восьмиугольным внизу, как это можно увидеть в Хильдесхайме Святого Михаила. Эта форма поддалась широкому спектру поверхностных обработок, иногда в виде листовидной формы. ионный источник, но часто образный. В Северной Европе лиственные капители обычно гораздо больше напоминают тонкости освещения рукописей , чем классические источники. В некоторых частях Франции и Италии есть сильные связи с проколотыми столицами византийской архитектуры. Именно в образных капителях проявляется наибольшая оригинальность. В то время как некоторые из них зависят от рукописных иллюстраций библейских сцен и изображений зверей и монстров, другие представляют собой живые сцены из легенд местных святых.

Капители, сохраняя форму квадратного верха и круглого низа, часто сжимались до чуть более выпуклой формы подушки. Это особенно характерно для больших каменных колонн или больших колонн, которые чередуются с опорами, как в Дареме. (см. Проиллюстрировано выше)

Своды и крыши

Большинство зданий имеют деревянные крыши, как правило, в виде простой фермы, поперечной балки или формы королевского столба. Что касается стропильных крыш, то они иногда покрываются деревянными потолками в трех секциях, как те, что сохранились в соборах Эли и Питерборо в Англии. В церквях, как правило, проходы сводчатые, но неф покрыт деревом, как в Питерборо и Эли. В Италии, где широко распространены открытые деревянные крыши, а анкерные балки часто встречаются в сочетании со сводами, древесина часто украшается, как в Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция.

Своды из камня или кирпич принял несколько различных форм и претерпел заметное развитие в течение этого периода, превратившись в остроконечную ребристую арку, характерную для готической архитектуры.

бочкообразный свод

Самый простой тип сводчатой ​​крыши - бочка свод, в котором одна арочная поверхность простирается от стены до стены, длина сводчатого пространства, например, неф церкви. Важным примером, в котором сохранились средневековые картины, является склеп Сен-Савен-сюр-Гартемп, Франция, начала XII века. Однако цилиндрический свод обычно требовал поддержки твердых стен или стен с очень маленькими окнами.

Паховый свод

Паховый свод встречается в ранних романских постройках, особенно в Шпейерский собор, где высокий свод около 1060 года является первым применением в романской архитектуре такого типа сводов для широкого нефа. В более поздних зданиях, использующих ребристые своды, паховые своды чаще всего используются для менее заметных и меньших сводов, особенно в склепах и проходах. Паховый свод почти всегда квадратный в плане и состоит из двух цилиндрических сводов, пересекающихся под прямым углом. В отличие от ребристого свода, вся арка является конструктивным элементом. Паховые своды часто разделены поперечными арочными ребрами низкого профиля, как в Шпейере и Сантьяго-де-Компостела. В Sainte Marie Madeleine, Vézelay ребра имеют квадратное сечение, сильно выступающие и полихромные.

Ребристый свод

Ребристый свод вошел в широкое употребление в 12 веке. В ребристых сводах есть не только ребра, охватывающие сводчатую область в поперечном направлении, но и каждый сводчатый отсек имеет диагональные ребра, идущие по тому же направлению, что и паха в паховом своде. Однако, в то время как в паховом своде сам свод является структурным элементом, в ребристом своде структурными элементами являются ребра, и промежутки между ними могут быть заполнены более легким неструктурным материалом.

Поскольку романские арки почти всегда полукруглые, структурная и дизайнерская проблема, присущая ребристому своду, заключается в том, что диагональный пролет больше и, следовательно, выше, чем поперечный пролет. Романские строители использовали ряд решений этой проблемы. Один из них должен был иметь центральную точку, где диагональные ребра встречаются, как наивысшую точку, с заполнением всех поверхностей, наклоненным вверх к ней куполообразным образом. Это решение использовалось в Италии в Сан-Микеле, Павия и Сант-Амброджо, Милан.

В Англии было применено решение смещать поперечные ребра, сохраняя горизонтальную центральную линию до крыши. как у бочкового хранилища. Диагональные ребра также могли быть вдавлены - решение, которое использовалось для секционных сводов как в Сент-Этьене, (Abbaye-aux-Hommes ), так и в Sainte-Trinité (Abbaye-aux-Dames ) в Кане, Франция, в конце 11 - начале 12 веков.

Остроконечный арочный свод

Проблемы, возникшие в структуре и внешнем виде сводов, были решены в конце романского периода с помощью введение заостренных арочных ребер, которые позволяли изменять высоту как диагональных, так и поперечных ребер пропорционально друг другу. Остроконечные ребра впервые появились в поперечных ребрах свода Даремского собора в северной Англии, датируемого 1128 годом. Дарем - собор массивных романских пропорций и внешнего вида, однако его строители представили несколько структурных особенностей, которые были новинка архитектурного дизайна и позже стала отличительной чертой готики. Еще одна готическая особенность Дарема - это аркбутан. Однако они спрятаны под крышами проходов. Самым ранним остроконечным сводом во Франции является притвор Ла Мадлен, Везеле, датируемый 1130 годом. Впоследствии они использовались для развития готического стиля в восточной части базилики Св. Дени в Париже в 1140 году. Ранним ребристым сводом в романской архитектуре Сицилии является алтарь собора Чефалу.

Купола

Купола в романской архитектуре обычно встречаются внутри пересекающие башни на пересечении нефа и трансепта, которые скрывают купола снаружи. Это башнеобразное сооружение, называемое тибурио, часто имеет глухую аркаду возле крыши. Романские купола обычно восьмиугольные в плане и используют угловые скосы, чтобы преобразовать квадратный залив в подходящее восьмиугольное основание. Восьмиугольные своды монастыря появляются «в связи с базиликами почти по всей Европе» между 1050 и 1100 годами. Точная форма отличается от региона к региону.

Церковная архитектура

План

Многие приходские церкви, церкви аббатств и соборы выполнены в романском стиле или изначально были построены в романском стиле и впоследствии претерпели изменения. Самые простые романские церкви - это залы без проходов с выступающей апсидой в конце алтаря или иногда, особенно в Англии, выступающий прямоугольный алтарь с аркой алтаря, который может быть украшен лепными украшениями. В более амбициозных церквях проходы отделены от нефа аркадами.

Аббатские и соборные церкви обычно следуют плану Латинского креста. В Англии расширение на восток может быть длинным, в то время как в Италии оно часто бывает коротким или вообще отсутствует, церковь имеет Т-образный план, иногда с апсидами на концах трансепта, а также на востоке. Во Франции церковь Сен-Фронт, Периге, похоже, была создана по образцу церкви Св. Базилика Марка, Венеция, или византийская церковь Святых Апостолов и имеет план греческого креста с пятью куполами. В том же регионе собор Ангулема представляет собой церковь без прохода в плане латинского креста, более обычную во Франции, но также покрытую куполами. В Германии романские церкви часто имеют отличительную форму, имея апсиды как на восточном, так и на западном концах, а главный вход находится в центре с одной стороны. Вероятно, эта форма была создана для размещения баптистерия в западном конце.

ПРИМЕЧАНИЕ: на планах ниже не показаны здания в их текущем состоянии.

Аббатство Церковь Св. Галла, Швейцария, показывает план, который должен был стать распространенным во всей германской Европе. Это Латинский крест со сравнительно длинным нефом, короткими трансептами и восточным концом, который является апсидальным. Неф имеет проходы, а алтарь и трансепты - нет. Он имеет апсидальный западный конец, который должен был стать особенностью церквей Германии, таких как Вормский собор. Шпейерский собор, Германия, также имеет трансепт и алтарь без прохода. Он имеет заметно модульный вид. Типичной германской характеристикой является наличие башен, обрамляющих алтарь и западный конец. Особый акцент делается на западном входе, называемом Westwerk, который можно увидеть в нескольких других церквях. Каждый отсек хранилища покрывает два узких отсека нефа

В Соборе Отена, Франция, образец отсеков нефа и проходов выходит за пределы перекрестка и в алтарь, каждый проход заканчивается апсида. Каждая секция нефа отделена в своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает шириной в два нефа. У входа есть притвор, который закрывает главный портал. Этот тип входа должен был быть разработан в готический период на трансептах в Шартре. Собор Ангулема, Франция, является одним из нескольких случаев, когда византийские церкви Константинополя, по-видимому, сыграли важную роль в дизайне, в котором основные помещения покрыты куполами. Эта конструкция потребовала использования очень толстых стен и массивных опор, из которых берут начало купола. Вокруг апсиды расположены радиальные часовни, что является типично французской особенностью и должно было развиться в chevet.

Как это обычно было в Англии, Собор Эли был бенедиктинским монастырем, обслуживающим оба монашеские и светские функции. Чтобы облегчить это, алтарь или «пресвитерия» длиннее, чем обычно встречается в Европе, как и трансепты с проходами, в которых были часовни. В Англии упор делался на ориентацию часовен на восток. Очень большие опоры на перекрестке означают, что когда-то здесь была башня. Западный конец с двумя круглыми башнями по бокам высокой центральной башни был уникальным для Британии. Собор Эли никогда не был сводчатым и сохранил деревянный потолок над нефом.

Собор Сантьяго-де-Компостела имеет много общих черт с Эли, но по своему обширному виду типично испанский. Сантьяго держал тело Святого Иакова и был самым значительным местом паломничества в Европе. Нартекс, проходы, большие проходные трансепты и многочисленные выступающие часовни отражают это. Алтарь короткий по сравнению с алтарем Эли, а алтарь устроен так, чтобы одновременно обеспечивать четкий обзор огромному собранию.

Базилика Сен-Сернен Тулузской является типичным примером паломнической церкви. Он очень большой, и его внутренняя планировка позволяла направлять движение. Благодаря двойным боковым проходам, трансепту с проходами и амбулатории, окружающей апсиду, паломники могли обходить церковь и останавливаться для медитации и молитвы в апсидальных часовнях трансепта и излучающих капеллах хора.

Кафедральный собор Модены демонстрирует типично итальянский романский план, часто архитектурно называемый «базиликой » из-за его сходства в плане с римскими базиликами.

Раздел

В разрезе типичная церковь или собор с нефами имеет неф с одним проходом с обеих сторон. Неф и проходы разделены аркадой на опорах или колоннах. Крыша прохода и внешние стены помогают укрепить верхние стены и свод нефа, если таковой имеется. Над крышей прохода находится ряд окон, известных как фонарь, которые освещают неф. В романский период произошло развитие от этого двухступенчатого фасада до трехступенчатого возвышения, в котором есть галерея, известная как трифорий, между аркадой и фонарём. Он варьируется от простой слепой аркады, украшающей стены, до узкого прохода с аркадой, до полностью развитого второго этажа с рядом окон, освещающих галерею.

Церковь и собор восточные концы

Восточный конец романской церкви почти всегда полукруглый, либо с высоким алтарем, окруженным амбулаторией, как во Франции, либо с квадратным концом, из которого выступает апсида, как в Германии и Италии. Там, где в английских церквях есть квадратные концы, вероятно, на них повлияли англосаксонские церкви. Соборы Питерборо и Нориджа сохранили округлые восточные концы во французском стиле. Однако во Франции простые церкви без апсид и без декоративных элементов были построены цистерцианцами, которые также основали множество домов в Англии, часто в отдаленных районах.

Фасады и внешнее убранство церквей и соборов

Фасады церквей в романском стиле, как правило, на западном конце здания, обычно симметричны, имеют большой центральный портал, подчеркнутый лепниной или крыльцом, а также расположение арочных окон. В Италии часто бывает одно центральное окулярное или колесное окно. Общей декоративной особенностью является аркада.

В небольших церквях часто бывает одна башня, которая во Франции или Англии обычно расположена на западном конце, либо в центре, либо сбоку, тогда как в более крупных церквях и соборах часто бывает две.

Во Франции Сент-Этьен, Кан, представляет модель большого французского романского фасада. Это симметричное расположение нефа, окруженного двумя высокими башнями, каждая с двумя контрфорсами с низким плоским профилем, которые разделяют фасад на три вертикальных блока. Самый нижний этап отмечен большими дверями, каждая из которых находится внутри арки в каждой из трех вертикальных секций. Более широкая центральная часть имеет два яруса по три одинаковых окна, а во внешних частях - два яруса с одинарными окнами, что подчеркивает массу башен. Башни возвышаются над фасадом через три следующих яруса: самый нижний из высоких слепых аркад, следующий из аркад, пронизанных двумя узкими окнами, и третий из двух больших окон, разделенных на два фонаря колонной.

Это Фасад можно рассматривать как фундамент для многих других построек, включая французские и английские готические церкви. Хотя форма типична для северной Франции, ее различные компоненты были общими для многих романских церквей того периода по всей Европе. Подобные фасады встречаются в Португалии. В Англии Саутвеллский собор сохранил эту форму, несмотря на вставку огромного готического окна между башнями. Линкольн и Дарем, должно быть, когда-то выглядели так. В Германии Лимбургский собор имеет множество проемов и аркад на горизонтальных этажах разной высоты.

Церкви Сан-Зено-Маджоре, Верона и Сан-Микеле, Павия, представляют собой два типа фасадов, типичных для итальянского романского стиля, которые раскрывают архитектурный форма здания и то, что его экранирует. В Сан-Зено компоненты нефа и проходов видны благодаря вертикальным шахтам, поднимающимся до уровня центрального фронтона, и различным уровням крыши. В Сан-Миниато-аль-Монте определение архитектурных частей становится еще более ясным благодаря полихромному мрамору, характерному для многих итальянских средневековых фасадов, особенно в Тоскане. В Сан-Микеле вертикальное определение присутствует, как и в Сан-Зено, но линии крыш скрыты за одним большим фронтоном, украшенным ступенчатой ​​аркадой. В Санта-Мария-делла-Пьеве, Ареццо этот просмотр продолжается еще больше, поскольку линия крыши горизонтальна, а аркады поднимаются на многих разных уровнях, а колонеты, которые их поддерживают, имеют большое разнообразие

В Рейнланд и Нидерландах преобладала каролингская форма вест-энда, известная как westwerk. Башни и апсиды западного конца часто включаются в многоэтажную структуру, которая не имеет структурного или визуального отношения к зданию позади нее. Эти вестверки принимают самые разнообразные формы, что можно увидеть в аббатстве Марии Лаах, святой Гертруде, Нивеле и святом Сервиатии, Маастрихт.

Церковные башни

Башни были важной особенностью романских церквей, и многие из них до сих пор стоят. Они имеют разные формы: квадратные, круглые и восьмиугольные, и в разных странах по-разному расположены по отношению к церковному зданию. В северной Франции две большие башни, такие как те, что в Кане, должны были стать неотъемлемой частью фасада любого большого аббатства или собора. В центральной и южной Франции это более разнообразно, и большие церкви могут иметь одну башню или центральную башню. Большие церкви Испании и Португалии обычно имеют две башни.

Многие аббатства Франции, например, в Клюни, имели множество башен различной формы. Это также распространено в Германии, где апсиды иногда были обрамлены круглыми башнями, а крест увенчан восьмиугольной башней, как в Вормском соборе. Большие парные башни квадратной формы также могли встречаться на концах трансептов, например, в соборе Турне в Бельгии. В Германии, где часто встречаются четыре башни, они часто имеют шпили, которые могут быть четырех- или восьмиугольными, или характерную форму рейнского шлема, которую можно увидеть на соборах Лимбург или Шпейер. Также часто можно увидеть колокольни или луковичные шпили периода барокко, возвышающиеся над романскими башнями в Центральной и Восточной Европе.

В Англии для больших аббатств и соборов предпочитали три башни, причем центральная башня была самой высокой. Этого часто не удавалось достичь из-за медленного процесса этапов строительства, и во многих случаях верхние части башни были завершены лишь спустя столетия, как в Дареме и Линкольне. Большие нормандские башни существуют в соборах Дарема, Эксетера, Саутвелла, Норвича и аббатства Тьюксбери. В период позднего средневековья такие башни часто увенчались готическим шпилем деревянной конструкции, покрытым свинцом, медью или черепицей. В случае с Норвичским собором, огромная, богато украшенная крестообразная башня 12-го века получила каменный шпиль 15-го века, достигающий высоты 320 футов и сохранившийся до наших дней.

В Италии башни почти всегда стоят отдельно, и их положение часто определяется рельефом местности, а не эстетикой. Так обстоит дело почти со всеми итальянскими церквями, большими и маленькими, за исключением Сицилии, где ряд церквей был основан нормандскими правителями и больше похож на французский по внешнему виду.

Как правило, большие романские башни представляют собой квадратный с угловыми контрфорсами низкого профиля, поднимающимися, не уменьшаясь на разных этапах. Башни обычно размечены на четко определенные этапы горизонтальными курсами. По мере того, как башни поднимаются, количество и размер отверстий увеличивается, что можно увидеть на правой башне трансепта Собора Турне, где две узкие щели на четвертом уровне сверху становятся одним окном, затем двумя окна, затем три окна на самом верхнем уровне. Такое расположение особенно заметно на башнях итальянских церквей, которые обычно строятся из кирпича и могут не иметь другого орнамента. Два прекрасных примера встречаются в Лукке, в церкви Сан-Фредиано и в Дуомо. Его также можно увидеть в Испании.

. В Италии есть несколько больших отдельно стоящих круглых башен, самая известная из которых - Пизанская башня. В других странах, где встречаются круглые башни, например в Германии, они обычно парные и часто фланкируют апсиду. Круглые башни необычны в Англии, но встречаются в Ирландии в период раннего средневековья.

Многоугольные башни часто использовались на переходах и встречаются во Франции, Германии, Италии и Испании, например, в Старом соборе в Саламанке, который покрыт куполом, поддерживаемым ребристым сводом.

Небольшие церкви иногда имели колокольни вместо башен, что, по мнению некоторых авторов, характерно для простоты многих архитектурных сооружений в романском стиле.

Порталы

Романские церкви, как правило, имеют единственный портал, расположенный в центре на западном фасаде, в центре декора фасада здания. Некоторые церкви, такие как Сент-Этьен, Кан (11 век) и Пизанский собор (конец XII века), имели три западных портала в духе раннего христианства базилики. Многие церкви, как большие, так и маленькие, имели боковые входы, которые обычно использовались прихожанами.

Романские дверные проемы имеют характерную форму с косяками, имеющими серию отступающих плоскостей, в каждую из которых вставлен круглый вал, все увенчанный сплошными счетами. Полукруглая арка, которая поднимается от абакуса, имеет те же рядные плоскости и круговые формы, что и косяки. Обычно есть четыре плоскости с тремя валами, но может быть до двенадцати валов, символизирующих апостолов.

Проем портала может быть арочным или может быть снабжен перемычкой, поддерживающей тимпан, обычно резной, но в Италии иногда украшается мозаикой или фреской. Резной тимпан обычно представляет собой главное скульптурное произведение романской церкви. Предметом резьбы на главном портале может быть Христос в величии или Страшный суд. Боковые двери могут включать другие предметы, такие как Рождение Христа. Портал может быть защищен крыльцом с простыми открытыми крыльцами, типичными для Италии, и более сложными структурами, типичными для Франции и Испании.

Интерьеры

Строение больших церквей различались по регионам и развивались на протяжении веков. Использование опор прямоугольной формы для поддержки аркад было обычным явлением, как в соборе Майнца и в церкви Святой Гертруды Нивель, и оставалось обычным в небольших церквях по всей Европе, при этом аркады часто принимали форму отверстий через поверхность стены. В Италии, где существовала сильная традиция использования мраморных колонн с капителями, основанием и счетами, это оставалось преобладающим, часто повторно используя существующие древние колонны, как в Сан-Миниато-аль-Монте. У ряда церквей 11-го века есть нефы, отличающиеся огромными круглыми колоннами без клестора, или очень маленькими, как в церкви Святого Филиберта, Турнюс. В Англии крепкие колонны большого диаметра поддерживали украшенные арки, галерею и фонарь, как в нефе Малмсберийского аббатства (см. «Пирсы и колонны» выше). К началу 12-го века появились композитные опоры, в которых прикрепленные стержни поднимались вверх до ребристого свода или продолжались в карнизы аркады, как в аббатстве Везеле, Сент-Этьене, Кане и соборе Питерборо.

Характер внутренней кровли сильно различается: от открытых деревянных крыш и деревянных потолков разных типов, которые оставались обычными в небольших церквях, до простых цилиндрических сводов и сводов с крестовиной и все чаще до использования ребристых сводов в конца 11-го и 12-го веков, которые должны были стать общей чертой крупных аббатских церквей и соборов. Ряд романских церквей покрыты серией куполов. В аббатстве Фонтевро неф покрыт четырьмя куполами, а в церкви Святого Фронта, Периге, церковь имеет план греческого креста с центральным купол окружен четырьмя меньшими куполами над нефом, алтарем и трансептами.

Внутреннее убранство в Европе было разным. Там, где существовали широкие просторы стен, их часто оштукатуривали и красили. Украшены деревянные потолки и бревенчатые балки. В Италии стены иногда облицовывали полихромным мрамором. Там, где здания были построены из камня, подходящего для резьбы, встречается множество декоративных деталей, в том числе витиеватые капители и лепнина.

Апсидальный восточный конец часто был украшением с использованием как архитектурных форм, таких как аркады, так и живописных элементов, таких как резные фигуры, фрески и иногда мозаика. Витражи стали широко использоваться с XI века. Во многих церквях восточная часть была перестроена в более позднем стиле. Среди нормандских соборов Англии ни один восточный конец не остался неизменным. Во Франции восточные терминалы важных аббатств Кан, Везеле и, что наиболее важно, базилика Сен-Дени были полностью перестроены в готическом стиле. В Германии в ходе крупных реконструкций 19 века многие романские здания были возвращены в их первоначальный вид. Примеры простых романских апсид можно увидеть на изображениях святой Гертруды, Нивеля; Сен-Филибер, Турню и Сан-Миниато-аль-Монте.

Другие постройки

Среди структур, связанных с церковными зданиями, есть склепы, подъезды, капитулы, монастыри и баптистерии.

Скрипты часто присутствуют в качестве основной структуры значительной церкви и, как правило, представляют собой полностью обособленное пространство, но иногда, как в некоторых итальянских церквях, могут быть затопленным пространством под приподнятым алтарем и открытым через ступеньки к корпусу ступицы. Романские склепы сохранились во многих случаях, например, Кентерберийский собор, когда сама церковь была перестроена. Обычная конструкция романского склепа - это множество коротких крепких колонн с крестовыми сводами, как, например, в Вустерском соборе.

Порше иногда встречается как часть первоначального дизайна фасада. Это в значительной степени относится к Италии, где они обычно имеют глубину только в один залив и поддерживаются двумя колоннами, часто опирающимися на львов, как в Сен-Зеноне, Верона. См. Выше. В других местах портики различные даты были добавлены к фасад или боковой вход существующих церквей и может быть довольно солидной структурой с несколькими сводами, поддерживаемыми на открытой или частично открытой аркаде, и образующими своего рода нартекс, как в церкви Святой Марии, Лаах. См. выше В Испании романские церкви часто имеют большие боковые подъезды, такие как лоджии.

Капитулы часто находятся рядом с монастырскими или соборными церквями. Немногие сохранились в целости и сохранности от романского периода. Дома ранних капитулов имели прямоугольную форму, а в более крупных иногда были паховые или ребристые своды, поддерживаемые колоннами. Более поздние романские капитулы иногда имели апсидальный восточный конец. Дом капитула в Даремском соборе представляет собой широкое пространство с ребристым сводом, восстановленное в том виде, как оно было первоначально построено в 1130 году. Круглый дом капитула в Вустерском соборе, построенный епископом Вульфстаном (1062–1095 гг.), Был первым круговым домом капитула в Европе и был в Англии его много копировали.

Прихожане обычно являются частью любого монастырского комплекса, а также встречаются в соборных и коллегиальных церквях. Они были неотъемлемой частью общинного образа жизни, местом как для работы в дневное время, так и для отдыха в ненастную погоду. Обычно они примыкают к зданию церкви и окружены стенами без окон снаружи и открытой аркадой изнутри, выходящей во двор или на «монастырский двор». Они могут быть сводчатыми или иметь деревянную крышу. Аркады часто богато украшены и являются домом для некоторых из самых причудливых резных капителей романского периода, например, Санто-Доминго-де-Силос в Испании и аббатства Сен-Пьер Муассака, являясь примерами. Многие романские монастыри сохранились в Испании, Франции, Италии и Германии, а также некоторые из связанных с ними построек.

Баптистерии часто встречаются в Италии как отдельно стоящие постройки, связанные с собором. Обычно они восьмиугольные или круглые и куполообразные. Интерьер может быть аркадным на нескольких уровнях, как в Пизанский собор. Другие известные романские баптистерии - это баптистерий в Пармском соборе, отличающийся своей галереей снаружи, и полихромный баптистерий Сан-Джованни Флорентийского собора с мозаиками сводов XIII века, включая Христа во Величии, возможно, работа почти легендарного Коппо ди Марковальдо.

Украшение

Архитектурное украшение

Аркады - самая значительная декоративная особенность романской архитектуры. Он встречается в самых разных формах, от ломбардной полосы, которая представляет собой ряд небольших арок, которые, кажется, поддерживают линию крыши или трассу, до неглубоких слепых аркад, которые часто являются особенностью английской архитектуры и видны в большом разнообразии от Собора Эли до открытой карликовой галереи, впервые использованной в Шпейерском соборе и широко распространенной в Италии, как видно на Пизанском соборе и его знаменитом Падающая башня. Аркады можно было использовать с большим эффектом, как снаружи, так и внутри, как пример церкви Санта-Мария-делла-Пьеве в Ареццо.

Архитектурная скульптура

Романский период породил множество скульптурных украшений. Чаще всего это принимало чисто геометрическую форму и особенно применялось к лепным украшениям, как прямым, так и изогнутым молдингам арок. В Ла Мадлен, Везеле, например, полихромные ребра свода окаймлены узкими полосками из перфорированного камня. Подобный декор имеет место вокруг арок нефа и вдоль горизонтального ряда, разделяющего аркаду и фонарь. В сочетании с резной резьбой на капителях это придает интерьеру утонченность и изысканность.

В Англии такое украшение могло быть дискретным, как в соборах Херефорда и Питерборо, или иметь ощущение массивной энергии, как в Дареме, где диагональные ребра сводов обведены шевронами, карнизы аркады нефа вырезаны из нескольких слоев того же самого, а огромные колонны глубоко прорезаны разнообразными геометрических узоров, создающих впечатление направленного движения. Сочетание этих особенностей создает один из самых богатых и динамичных интерьеров романского периода.

Хотя в интерьерах церквей иногда применялось много скульптурного орнамента, в центре внимания такого декора обычно находился западный фасад и В частности, порталы. Шевроны и другие геометрические орнаменты, которые писатели XIX века называли «варварским орнаментом», наиболее часто встречаются на лепных украшениях центральной двери. Часто появляется стилизованная листва, иногда глубоко вырезанная и изгибающаяся наружу, наподобие листьев аканта на коринфских капителях, но также вырезанная в виде неглубокого рельефа и спиральных узоров, имитирующих сложность иллюминирования рукописей. В целом, стиль орнамента был более классическим в Италии, например, тот, что виден у дверей Сан-Джусто в Лукке, и более «варварский» в Англии, Германии и Скандинавии. например, что было замечено в соборах Линкольн и Шпейер. Франция произвела широкий спектр орнаментов, с особенно тонкими переплетенными и спиралевидными лозами в стиле «рукописи», происходящими в Сен-Сернен, Тулуза.

Фигуративная скульптура

С падением Римской империи исчезла традиция вырезать большие изделия из камня и лепить фигуры из бронзы. Самым известным из сохранившихся больших скульптурных произведений прото-романской Европы является деревянное Распятие в натуральную величину, заказанное архиепископом Кельна Геро примерно в 960–965 годах. В течение 11 и 12 веков фигуративная скульптура процветала в отчетливо романском стиле, который можно узнать по всей Европе, хотя наиболее впечатляющие скульптурные проекты сосредоточены в Юго-Западной Франции, Северной Испании и Италии.

Основное образное украшение встречается, в частности, вокруг порталов соборов и церквей, украшает тимпан, перемычки, косяки и центральные стойки. Тимпан обычно украшен изображениями Христа в величии с символами Четырех Евангелистов, взятыми непосредственно с позолоченных обложек средневековых Евангелий. Этот стиль дверных проемов встречается во многих местах и ​​продолжается в готический период. Редкое выживание в Англии - это «Дверь приора» в Соборе Эли. Во Франции многие из них сохранились, с впечатляющими примерами в аббатстве Сен-Пьер, Муассак, и аббатстве ла Мадалейн, Везеле - все дочерние дома Клюни с обширными другая скульптура, остающаяся в монастырях и других зданиях. Рядом, Собор Отена есть Страшный суд большой редкости, поскольку он был уникально подписан его создателем Гизельбертом (который, возможно, был покровителем, а не скульптором). Предполагается, что тот же художник работал в la Madeleine Vezelay, где уникальным образом украшены два тщательно вырезанных тимпануса: первый внутренний, представляющий Страшный суд, и второй на внешнем портале притвора, представляющий Иисуса , посылающего апостолов к проповедуйте народам.

Особенностью романского искусства, как в освещении рукописей, так и в скульптурном декоре, является то, что фигуры искажаются, чтобы соответствовать занимаемому пространству. Среди множества существующих примеров одним из лучших является фигура пророка Иеремии из колонны портала аббатства Сен-Пьер, Муассак, Франция, примерно 1130. Важным мотивом романского дизайна является спираль, форма, применяемая как к растительным мотивам, так и к драпировке в романской скульптуре. Выдающимся примером его использования в драпировке является центральная фигура Христа на внешнем портале La Madaleine, Vezelay.

Многие из небольших скульптурных работ, особенно капители, имеют библейский сюжет и включают сцены Сотворение и Падение Человека, эпизоды из жизни Христа и те Ветхий Завет сцены, прообраз его Смерть и Воскресение, например, Иона и Кит и Даниил во львином рве. Происходит много сцен Рождества, особенно популярна тема Трех королей. Монастыри аббатства Санто-Доминго-де-Силос в Северной Испании и Муассака являются прекрасными сохранившимися образцами.

Фрески

Большие поверхности стен и простые изогнутые своды романского периода поддались фрескам. К сожалению, многие из этих ранних настенных росписей были разрушены из-за влаги или стены были наклеены и закрашены. В большинстве стран Северной Европы такие изображения систематически уничтожались в ходе Реформации иконоборчества. В других странах они пострадали от войн, запущенности и смены моды.

Классическая схема полного расписного убранства церкви, заимствованная из более ранних примеров, часто в мозаике, имела в качестве своей центральной точки в полукуполе апсида, Христос в величии или Христос-Искупитель, восседающий на мандорле и обрамленный четырьмя крылатыми зверями, символы Четырех евангелистов, прямое сравнение с примерами с позолоченных обложек или иллюстраций Евангелий того периода. Если Дева Мария была посвященной церкви, она могла бы заменить здесь Христа. На стенах апсиды ниже будут святые и апостолы, возможно, включая сюжетные сцены, например, святого, которому была посвящена церковь. На арке святилища были фигуры апостолов, пророков или двадцати четырех «старцев Апокалипсиса », смотрящих на бюст Христа или его символ Агнца на вершине арки. Северная стена нефа будет содержать сюжетные сцены из Ветхого Завета, а южная стена из Нового Завета. На задней западной стене будет изображено Рок или Страшный суд с восседающим на троне и судящим Христом наверху.

Одна из наиболее нетронутых схем из существующих находится в Сен-Савен-сюр-Гартем во Франции. (См. Рисунок выше в разделе «Хранилище») Длинный цилиндрический свод нефа обеспечивает отличную поверхность для фрески и украшен сценами из Ветхого Завета, показывающими Сотворение, Падение Человека и другие истории, включая живое изображение Ноева Ковчега с устрашающей фигурой и многочисленными окнами, сквозь которые можно увидеть Ноя и его семью. на верхней палубе птицы на средней палубе, а на нижней - пары животных. В другой сцене с большой силой показано затопление армии фараона Красным морем. Схема распространяется и на другие части церкви, с мученической смертью местных святых, показанной в склепе, и Апокалипсисом в нартексе и Христом во Величии. Диапазон используемых цветов ограничен светло-сине-зеленым, желто-охристым, красновато-коричневым и черным. Подобные картины существуют в Сербии, Испании, Германии, Италии и других странах Франции.

Витражи

Самые старые из известных фрагментов средневековых живописных витражей датируются X веком. Самыми ранними сохранившимися фигурами являются пять окон пророка в Аугсбурге, датируемые концом 11 века. Фигуры, хотя и жесткие и оформленные, демонстрируют значительное мастерство в дизайне, как в изобразительном, так и в функциональном использовании стекла, что указывает на то, что их создатель хорошо привык к среде. В Кентерберийском и Шартрском соборах сохранилось несколько панно XII века, в том числе в Кентербери фигура копающего Адама и его сына Сета из серии Предков Христа. Адам представляет собой очень натуралистическое и живое изображение, в то время как в фигуре Сета одежды использовались с большим декоративным эффектом, похожим на лучшую резьбу по камню того периода.

Многие из великолепных французских витражей, в том числе знаменитые окна Шартра, датируются 13 веком. С 12 века сохранилось гораздо меньше больших окон. Одним из них является Распятие Пуатье, замечательная композиция, которая проходит через три ступени, нижняя с четырехлистником, изображающим мученичество Святого Петра, самая большая центральная сцена, в которой доминирует распятие, а верхняя сцена показывает Вознесение Христа в мандорле. Фигура распятого Христа уже показывает готический изгиб. Джордж Седдон описывает окно как «незабываемой красоты».

Переходный стиль и продолжающееся использование романских форм

В 12 веке начали проявляться черты, которые должны были стать типичными для готической архитектуры. Например, нередки случаи, когда часть здания, которая строилась в течение длительного периода, вплоть до XII века, имеет очень похожие аркады как полукруглой, так и остроконечной формы или окна, идентичные по высоте и ширине., но в котором указаны более поздние. Это можно увидеть на башнях Собора Турне, а также на западных башнях и фасаде Собора Эли. Встречаются и другие вариации, которые, кажется, колеблются между романским и готическим стилями, такие как фасад, спроектированный аббатом Сугером в аббатстве Сен-Дени, который сохраняет многое из романского в своем облике, и фасад <362 г.>Лаонский собор, который, несмотря на готическую форму, имеет круглые арки.

Новаторский хор аббата Сугера из аббатства Сен-Дени, 1140–1144 гг., Привел к принятию готического стиля Парижем и его окрестностями, но другие части Франции не спешили его воспринимать, и провинциальные церкви продолжали строиться в тяжелой манере из булыжника в романском стиле, даже когда проемы обрабатывались модными остроконечная арка.

В Англии романский план земли, который в этой стране обычно имел очень длинный неф, продолжал влиять на стиль строительства соборов и тех больших аббатских церквей, которые также должны были стать соборами при роспуске монастырей в 16 веке. Несмотря на то, что английские соборы строились или перестраивались на многих этапах, во многих из них можно увидеть значительные площади нормандского строительства, особенно в аркадах нефов. В случае Винчестерского собора готические арки были буквально вырезаны из существующих нормандских опор. У других соборов есть части здания, которые явно являются промежуточным звеном между нормандским и готическим, например, западные башни Собора Эли и часть нефа Вустерского собора. Первое по-настоящему готическое здание в Англии - это длинный восточный конец Кентерберийского собора, строительство которого началось в 1175 году.

В Италии, хотя многие церкви, такие как Флорентийский собор и Санта-Мария-Новелла были построены в готическом стиле или с использованием остроконечных арок и оконного орнамента, продолжали использоваться романские элементы, заимствованные из римского архитектурного наследия, такие как прочные колонны с капителями измененной коринфской формы. Остроконечный свод использовался там, где это было удобно, но он обычно перемежается полукруглыми арками и сводами везде, где они удобно помещаются. Фасады готических церквей в Италии не всегда легко отличить от романских.

Германия не сразу приняла готический стиль, и когда она сделала это в 1230-х годах, здания часто строились по образцу французских соборов, поскольку Кельнский собор был смоделирован по образцу Амьена. Меньшие церкви и аббатства продолжали строиться в более провинциальном романском стиле, дата фиксируется только по остроконечным оконным проемам.

Замки, дома и другие постройки в романском стиле

Романский период был временем большого развития в проектировании и строительстве оборонительной архитектуры. После церквей и монастырских построек, с которыми они часто ассоциируются, замки являются самым многочисленным типом построек того периода. В то время как большинство из них находится в руинах из-за действий войны и политики, другие, такие как Белая башня Вильгельма Завоевателя в лондонском Тауэре, остались почти нетронутыми.

В некоторых регионах, особенно в Германии, большие дворцы строились для правителей и епископов. Местные лорды построили большие залы в сельской местности, а богатые купцы построили величественные городские дома. В Италии городские советы построили ратуши, а богатые города Северной Европы защищали свои торговые интересы с помощью складов и торговых помещений. По всей Европе жители городов и деревень построили дома для проживания, некоторые из которых, прочно построенные из камня, сохранились до наших дней с достаточным количеством своих форм и деталей, чтобы дать представление о стиле домашней архитектуры, которая была в моде того времени.

Примеры всех этих типов зданий можно найти разбросано по всей Европе, иногда в виде отдельных пережитков, таких как два купеческих дома на противоположных сторонах Крутого холма в Линкольне, Англия, а иногда образуют целый средневековый город, такой как Сан-Джиминьяно в Тоскане, Италия. Эти постройки - тема отдельной статьи.

Романское возрождение

См. Также Архитектура романского возрождения в Соединенном Королевстве

В течение 19 века, когда архитектура готического возрождения была в моде, здания иногда проектировались в романском стиле. Есть несколько церквей романского возрождения, датируемых еще с 1830-х годов и продолжающихся до 20-го века, где ценилось массивное и «жестокое» качество романского стиля и было выполнено из кирпича.

Музей естественной истории, Лондон, спроектированный Альфредом Уотерхаусом, 1879 г., с другой стороны, представляет собой здание в стиле романского возрождения, которое полностью использует декоративный потенциал. романской аркады и архитектурной скульптуры. Романский внешний вид был достигнут при свободной адаптации общего стиля к функциям здания. Колонны фойе, например, производят впечатление резкого геометрического узора, похожего на колонны Даремского собора. Однако источники вырезанных узоров - стволы пальм, саговников и папоротников тропических деревьев. Мотивы животных, которых много, включают редкие и экзотические виды.

Типом современных зданий, для которых чаще всего применялся романский стиль, были складские помещения, где желательными особенностями были отсутствие больших окон и внешний вид большой прочности и устойчивости. Эти здания, как правило, из кирпича, часто имеют плоские контрфорсы, переходящие в широкие арки на верхних этажах, как некоторые итальянские романские фасады. Этот стиль был адаптирован к коммерческим зданиям, открыв пространство между арками в большие окна, кирпичные стены превратились в оболочку здания, которое в основном было современной стальной конструкцией, архитектор Генри Хобсон Ричардсон дал его имя к стилю, Ричардсоновский романский. Хорошими примерами этого стиля являются Оптовый магазин Маршалл Филд, Чикаго, автор HH Ричардсон, 1885 г., и Chadwick Lead Works в Бостоне, США, Уильям Престон, 1887. Этот стиль также подходил для строительства суконных фабрик, сталелитейных заводов и электростанций.

Примечания

См. Также

Викискладе есть материалы, связанные с романской архитектурой.

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Посмотрите Романский в Викисловаре, бесплатный словарь.
Базилика Сен-Сернин, Тулуза, Франция: возвышение восточной окраины (1080–1120).
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:24:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте