Кариатида

редактировать
Кариатидное крыльцо Эрехтейона в Афинах, Греция Кариатида из Эрехтейон, стоящий в контрапосте, выставленный в Британском музее

A кариатида (; Древнегреческий : Καρυάτις, pl. Καρυάτιδες) - скульптурная женская фигура, служащая архитектурной опорой, занимающая место колонны или столба, поддерживающего антаблемент на ее голове. Греческий термин кариатиды буквально означает «девушки Карья », древнего города Пелопоннеса. У Карьяи был храм, посвященный богине Артемиде в ее аспекте Артемиды Карьятис: «Как Карьятис, она радовалась танцам ореховой деревни Карьяи, тем Кариатидам, которые в их экстатические хороводы несли на головах корзины из живого тростника, как если бы они были танцующими растениями ».

атлас или теламон - мужская версия кариатида, то есть скульптурная мужская статуя, служащая архитектурной опорой.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Древнее употребление
  • 3 Ренессанс и после
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Этимология

Происхождение термина неясно. Впервые он записан в латинской форме кариатиды римским архитектором Витрувием. В своей работе 1-го века до нашей эры De Architectura (I.1.5) он заявил, что женские фигуры Эрехтейона представляют собой наказание женщин Карией, город около Спарты в Лаконии, которые были приговорены к рабству после того, как предали Афины, перейдя на сторону Персии в греко-персидском Войны. Однако объяснение Витрувия сомнительно; задолго до персидских войн женские фигуры использовались в качестве декоративных опор в Греции и на Древнем Ближнем Востоке. Каким бы ни было происхождение, ассоциация кариатид с рабством сохраняется и преобладает в искусстве эпохи Возрождения.

Древние Карии предположительно были одной из шести соседних деревень, которые объединились, чтобы сформировать первоначальный поселок Спарты и родной город царицы Менелая, Елены Троянской. Девочки из Карии считались особенно красивыми, сильными и способными рожать сильных детей.

Кариатида, поддерживающая корзину на голове, называется canephora («корзиноносец»), представляющая одну из девушек, несущих священные предметы, используемые на пирах богинь Афина и Артемида. Кариатиды Erectheion в святилище, посвященном архаичному королю Афин, могут поэтому представлять жриц Артемиды в Кариях, месте, названном в честь «сестринства орехового дерева» - очевидно, в микенские времена, как и другие множественные числа женские топонимы, такие как Хирай или сами Афины.

Более поздний мужской аналог кариатиды упоминается как теламон (теламоны во множественном числе) или атлас (атланты во множественном числе) - название отсылает к легенде о Атлас, несший на плечах сферу небес. Такие фигуры использовались в монументальном масштабе, в частности, в Храме Зевса Олимпийского в Агридженто, Сицилии.

Древний обычай

Замысловатая прическа кариатиды, представленная в Музей Акрополя в Афинах

Некоторые из самых ранних известных примеров были найдены в сокровищницах Дельф, включая сокровищницу Сифноса, датируемую VI веком. ДО Н.Э. Однако их использование в качестве опоры для женщин можно проследить еще раньше, до ритуальных бассейнов, зеркальных ручек из слоновой кости из Финикии и драпированных фигур из архаической Греции.

Самыми известными и копируемыми образцами являются шестифигурки кариатидного крыльца Эрехтейона на Акрополе в Афинах. Одна из этих оригинальных шести фигур, извлеченная лордом Элджином в начале XIX века, сейчас находится в Британском музее в Лондоне. В Музее Акрополя хранятся остальные пять фигур, которые на месте заменены точными копиями. Пять оригиналов, которые находятся в Афинах, теперь выставлены в новом Музее Акрополя на специальном балконе, который позволяет посетителям рассматривать их со всех сторон. Пьедестал для перенесенной в Лондон кариатиды остается пустым. С 2011 по 2015 год они очищались специально сконструированным лазерным лучом, который удалял скопившуюся сажу и грязь, не повреждая патину мрамора. Каждая кариатида была очищена на месте, а телеканал транслировал зрелище в прямом эфире посетителям музея.

Хотя шесть кариатид одинакового роста и телосложения, одинаково одеты и прически, они не одинаковы: их лица, стойка, драпировка и волосы вырезаны отдельно; трое слева встают на правую ногу, а трое справа - на левую. Их громоздкие, замысловатые прически служат решающей цели - обеспечивать статическую поддержку их шеи, которая в противном случае была бы самой тонкой и структурно самой слабой частью.

Римляне также скопировали кариатиды Эрехтейона, установив копии в Форуме Августа и Пантеоне в Риме и Вилла Адриана в Тиволи. Другой римский пример, найденный на Виа Аппиа, - это кариатида Таунли.

эпохи Возрождения, а после

раннее Новое время практика интеграции возродились кариатиды в фасадах зданий, а в интерьерах они стали применяться в каминах, что не было характерно для зданий в древности и не имело прецедентов. Ранними примерами интерьера являются фигуры Геракла и Иола, вырезанные на косяках монументального камина в зале Sala della Jole в Дворце дожей, Венеция, около 1450 г. В следующем веке Якопо Сансовино, скульптор и архитектор, вырезал пару женских фигур, поддерживающих полку мраморного камина на вилле Гарцони, недалеко от Падуи. Ни один архитектор не упоминал об устройстве до 1615 года, когда Палладио ученик Винченцо Скамоцци включил главу, посвященную каминам, в его Idea della archittura Universale. Он считал, что те, что находятся в покоях принцев и влиятельных лиц, могут быть достаточно величественными для каминных труб с сторонниками кариатид, таких как тот, который он проиллюстрировал, и аналогичный, который он установил в Sala dell'Anticollegio, также во дворце дожей. Позднее барокко кариатида и атлантид полуфигуры в Сан-Суси, летний дворец Фридриха Великого в Потсдаме

В 16-м века, судя по примерам, выгравированным для трактата Себастьяно Серлио по архитектуре, кариатиды стали неотъемлемой частью декоративного словаря северного маньеризма, выраженного школой Фонтенбло и граверы рисунков в Антверпене. В начале 17 века образцы интерьера появляются в якобинских интерьерах в Англии; в Шотландии камин в большом зале в замке Мухалла остается ранним примером. Кариатиды остались частью немецкого словаря барокко и были переделаны в более сдержанные и «греческие» формы неоклассическими архитекторами и дизайнерами, такими как четыре терракотовые кариатиды на крыльце Новая церковь Сент-Панкрас, Лондон (1822 г.).

Многие кариатиды выстроились в линию на фасаде Дворца искусств 1893 года, в котором размещался Музей науки и промышленности в Чикаго. В искусстве дизайна драпированная фигура, поддерживающая капитель корзины acanthus, принимающая форму подсвечника или подставки для стола, является знакомым клише неоклассического декоративного искусства. Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг в Сарасоте украшен кариатидами на восточном фасаде.

Св. Кариатиды Годенса '

В 1905 году американский скульптор Август Сент-Годенс создал кариатидное крыльцо для Художественной галереи Олбрайт-Нокс в Буффало, Нью-Йорк в котором четыре из восьми фигур (остальные четыре фигуры держат только венки) представляют разные формы искусства: архитектуру, живопись, скульптуру и музыку.

Скульптура Огюста Родена 1881 года «Падшая Кариатида, несущая свой камень» (часть его монументального произведения Врата ада ) изображена павшая кариатида. Роберт Хайнлайн описал это произведение в Незнакомец в чужой стране : «Теперь у нас есть еще один эмоциональный символ... почти три тысячи лет или дольше архитекторы проектировали здания с колоннами в форме как женские фигуры... После всех этих столетий Роден понял, что эта работа слишком тяжелая для девушки... Вот эта бедная маленькая кариатида, которая попыталась - и потерпела неудачу, попала под нагрузку... Она не сделала этого. не сдавайся, Бен; она все еще пытается поднять этот камень после того, как он раздавил ее... "

В акте 2 своей пьесы 1953 года" В ожидании Годо "автор Сэмюэл Беккет заставляет Эстрагона сказать:" Мы не кариатиды! " когда они с Владимиром устали от "телеги вокруг" недавно ослепленного Поццо.

Музыкальная группа Son Volt вызывает кариатиды и их ношу в поэтической метафоре песни "Caryatid Easy" из их альбома 1997 года Straightaways с певцом Джей Фаррар упрекает неопознанного любовника фразой «ты легко играешь кариатиду».

Галерея

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Кариатидами.
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:44:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте