Древнеегипетские божества

редактировать
Божества в религии Древнего Египта

Нарисованный рельеф сидящего человека с зеленой кожей в тесной одежде, человека с головой шакала и мужчины с головой сокола Боги Осирис, Анубис, и Гор

Древнеегипетские божества - это боги и богини, которым поклонялись в древнем Египте. Верования и ритуалы, окружавшие этих богов, составили ядро ​​древнеегипетской религии, которая возникла где-то в доисторических временах. Божества представляли природные силы и явления, и египтяне поддерживали и умиротворяли их посредством подношений и ритуалов, чтобы эти силы продолжали действовать согласно маат, или божественному заказ. После основания египетского государства около 3100 г. до н.э. полномочия выполнять эти задачи находились под контролем фараона, который утверждал, что является представителем богов и управлял храмами, где проводились ритуалы. были выполнены.

Сложные характеристики богов были выражены в мифах и в сложных отношениях между божествами: семейные узы, свободные группы и иерархии, а также комбинации отдельных богов в одного. Разнообразные проявления божеств в искусстве - животных, людей, предметы и комбинации различных форм - также через символизм намекали на их основные черты.

В разные эпохи различные боги, как говорили, занимали высшее положение в божественном обществе, включая солнечное божество Ra, таинственного бога Амона и богиня-мать Исида. Высшему божеству обычно приписывали сотворение мира и часто связывали с животворной силой солнца. Некоторые ученые утверждали, частично основываясь на египетских писаниях, что египтяне пришли к признанию единой божественной силы, которая лежала в основе всех вещей и присутствовала во всех других божествах. Тем не менее, они никогда не отказывались от своего первоначального политеистического взгляда на мир, за исключением,возможно, эпохи атенизма в 14 веке до нашей эры, когда официальная религия была сосредоточена исключительно на абстрактном солнечном божестве, Атон.

Считалось, что боги присутствуют по всему миру, способные влиять на природные явления и ход человеческой жизни. Люди общались с ними в храмах и неофициальных святынях по личным причинам, а также ради более крупных целей государственных обрядов. Египтяне молились о божественной помощи, использовали ритуалы, чтобы заставить божеств действовать, и взывали к ним за советом. Отношения людей со своими богами были фундаментальной частью египетского общества.

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Происхождение
  • 3 Характеристики
    • 3.1 Роли
    • 3.2 Поведение
    • 3.3 Местоположение
    • 3.4 Имена и эпитеты
    • 3.5 Пол и сексуальность
    • 3.6 Взаимоотношения
    • 3.7 Проявления и комбинации
    • 3.8 Атон и возможный монотеизм
    • 3.9 Единство божественного в традиционной религии
  • 4 Описания и изображения
  • 5Взаимодействие с людьми
    • 5.1 Взаимоотношения с фараон
    • 5.2 Присутствие в человеческом мире
    • 5.3 Вмешательство в человеческие жизни
    • 5.4 Поклонение
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Цитируемые работы
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Определение

«Божество» в иероглифах
R8 Z1 A40
. or.
R8 G7
. or.
R8
. nṯr. «бог»
R8 D21 . X1 I12
. nṯr.t. «богиня»

Трудно сосчитать существ древнеегипетской традиции, которых можно было бы назвать божествами. Египетские тексты перечисляют имена многих божеств, природа которых неизвестна, и содержат расплывчатые косвенные ссылки на других богов, имена которых даже не называются. египтолог Джеймс П. Аллен считает, что в египетских текстах упоминается более 1400 божеств, тогда как его коллега Кристиан Лейтц говорит, что существуют «тысячи и тысячи» богов.

В египетском языке эти существа назывались nr, «бог», а его женская форма - nṯrt, «богиня». Ученые пытались определить изначальную природу богов, предлагая этимологию для этих слов, но ни одно из этих предположений не получило признания, и происхождение терминов остается неясным. иероглифы, которые использовались в качестве идеограмм и определителей при написании этих слов, демонстрируют некоторые черты, которые египтяне связывали с божественностью. Самый распространенный из этих знаков - флаг, развевающийся на шесте. Подобные предметы помещались у входов в храмов, символизируя присутствие божества на протяжении древнеегипетской истории. Среди других таких иероглифов - сокол, напоминающий нескольких ранних богов, изображавшихся в виде соколов, и сидящее мужское или женское божество. Женская форма также могла быть написана яйцом как определяющим фактором, связывающим богинь с творением и рождением, или с коброй, отражающей использование кобры для изображения многих женских божеств.

Египтяне выделяли nṯrw, «богов». ", от rmṯ," люди ", но значения египетского и английского терминов не совпадают полностью. Термин nṯr мог применяться t o любое существо, которое каким-либо образом находилось вне сферы повседневной жизни. Умерших людей называли нур, потому что они считались подобными богам, тогда как этот термин редко применялся ко многим меньшим сверхъестественным существам Египта, которых современные ученые часто называют «демонами». Египетское религиозное искусство также изображает места, предметы и концепции в человеческой форме. Эти персонифицированные идеи варьируются от божеств, которые играли важную роль в мифах и ритуалах, до неясных существ, упоминаемых только один или два раза, что может быть не более чем метафорами.

Ученые предложили противостоять этим размытым различиям между богами и другими существами. различные определения «божества». Одно широко распространенное определение, предложенное Яном Ассманном, гласит, что божество имеет культ, участвует в каком-то аспекте вселенной и описано в мифологии или других формах письменной традиции.. Согласно другому определению Дмитрия Микса, nṯr относился к любому существу, которое было в центре ритуала. С этой точки зрения «боги» включали царя, который был назван богом после его обрядов коронации, и умерших душ, которые вошли в божественное царство через погребальные церемонии. Точно так же превосходство великих богов поддерживалось ритуалом поклонения, который совершался для них по всему Египту.

Происхождение

Первые письменные свидетельства существования божеств в Египте относятся к Раннему Династический период (ок. 3100–2686 гг. До н.э.). Божества должны были возникнуть где-то в предшествующем додинастическом периоде (до 3100 г. до н.э.) и выросли из доисторических религиозных верований. Додинастические произведения искусства изображают различные фигуры животных и людей. Некоторые из этих изображений, такие как звезды и крупный рогатый скот, напоминают о важных чертах египетской религии более поздних времен, но в большинстве случаев недостаточно доказательств, чтобы сказать, связаны ли изображения с божествами. По мере того как египетское общество становилось более изощренным, появлялись все более явные признаки религиозной активности. Самые ранние из известных храмов появились в последние века додинастической эры вместе с изображениями, которые напоминают иконографии известных божеств: сокол, который представляет Гора и нескольких других богов, скрещенные стрелы которые обозначают Нейт, и загадочное «животное из набора », которое представляет собой сет.

Необработанная каменная статуя павиана Статуя бога-павиана Хедж-Вера, на которой написано имя покойного преддинастического король Нармер

Многие египтологи и антропологи предложили теории о том, как боги развивались в те ранние времена. Гюстав Жекье, например, считал, что египтянепервыми почитали первобытное фетиши, затем божества в животной форме и, наконец, божества в человеческой форме, тогда как Анри Франкфорт утверждал, что боги, должно быть, изначально представлялись в человеческой форме. Некоторые из этих теорий сейчас рассматриваются как слишком упрощенные, а более современные, такие как гипотеза Зигфрида Моренца о том, что божества возникли, когда люди начали отличать себя от окружающей среды и персонифицировать ее, трудно доказать.

Додинастический Египет изначально состоял из небольших независимых деревень. Поскольку многие божества в более поздние времена были сильно привязаны к определенным городам и регионам, многие ученые предположили, что пантеон, сформированный как разрозненные общины, объединился в более крупные государства, распространяя и смешивая поклонение старым местным божествам. Другие утверждали, что самые важные додинастические боги, как и другие элементы египетской культуры, присутствовали по всей стране,несмотря на ее политические разногласия.

Последним шагом в формировании египетской религии было объединение Египта, в котором правители из Верхнего Египта сделали себя фараонами всей страны. Эти священные короли и их подчиненные получили право взаимодействовать с богами, и королевская власть стала объединяющим центром религии.

Новые божества продолжали появляться после этой трансформации. Некоторые важные божества, такие как Исида и Амон, не появлялись до Старого Царства (ок. 2686–2181 до н.э.). Иногда создавались, служили противоположным признанным поломанным богам или богиням. Считалось, что цари божественны, хотя лишь немногим продолжали поклоняться еще долго после их смерти. Говорят, что некоторые некоролевские люди пользуются благосклонностью богов и соответственно почитаются. Это почитание обычно длилось недолго, но придворные архитекторы Имхотеп и Аменхотеп, сын Хапу считались богами столетия после их жизни, как и некоторые другие официальные лица.

Посредством контакта с соседними цивилизациями египтяне также приняли чужеземных божеств. Дедун, который впервые появляется в Древнем Королевстве, возможно, происходил из Нубии и Баала, Аната и Начало благотворно, жизнь -давать главных богов. Тем не менее, даже самые почитаемые божества иногда могли отомстить людям или друг другу, проявляя демоническую сторону своего характера и стирая границы между демонами и богами.

Поведение

Божественное поведение было считается, что управляет всей природой. За исключением нескольких божеств, нарушивших божественный порядок, действия богов поддерживали маат и создавали и поддерживали все живые существа. Они проделали эту работу, используя силу, которую египтяне называли хека, термин, обычно переводимый как «магия». Хека была фундаментальной силой, которую бог-создатель использовал для формирования мира и самих богов.

Fresco женщины со звездами на теле и красным солнцем у ее рта Богиня неба Нут проглатывает солнце, которое проходит через ее тело ночью, чтобы возродиться на рассвете.

Действия богов в настоящем описываются и восхваляются в гимнах и погребальных текстах. Напротив, мифология в основном касается действий богов во время смутно воображаемого прошлого, в котором боги присутствовали на земле и напрямую взаимодействовали с людьми. События прошедшего времени задают образец для событий настоящего. Периодические события были связаны с событиями мифического прошлого; преемственность каждого нового фараона, например, воспроизводила восшествие Гора на трон своего отца Осирис.

Мифы - это метафоры для действий богов, которые люди не могут полностью понять. Они содержат на первый взгляд противоречивые идеи, каждая из которых выражает особую точку зрения на божественные события. Противоречия в мифе - часть многогранного египетского Такой подход крелигиознымверованиям - то, что Анри Франкфорт называл «множеством подходов» к пониманию богов.

В мифе боги ведут себя во многом как люди. Они чувствуют эмоции; они могут есть, пить, бороться, плакать, болеть и умереть. Некоторые обладают уникальными чертами характера. Сет агрессивен и импульсивен, а Тот, покровитель письма и знаний, склонен к многословным речам. Но в целом боги больше похожи на архетипы, чем на хорошо нарисованных персонажей. В разных версиях мифа могут изображаться разные божества, играющие одну и ту же архетипическую роль, как в мифах о Оке Ра, женском аспекте бога солнца, который был представлен многими богинями. Мифическое поведение божеств непоследовательно, их мысли и мотивы редко упоминаются. В большинстве мифов отсутствуют высокоразвитые персонажи и сюжеты, поскольку их символическое значение было более важным, чем сложное повествование.

Первым божественным актом является создание космоса, описанное в нескольких мифах о сотворении. Они сосредоточены на разных богах, каждый из которых может действовать как божество-создатель. Восемь богов Огдоада, которые представляют хаос, предшествующий творению, рождают бога солнца, который устанавливает порядок в новообразованном мире; Птах, олицетворяющий мысль и творчество, придает форму всем вещам, представляя и называя их; Атум производит все как эманации самого себя; и Амон, согласно теологии, продвигаемой его священством, предшествовал и создал других богов-творцов. Эти и другие версии событий творения не рассматривались как противоречащие друг другу. Каждый дает свой взгляд на сложный процесс, посредством которого организованная вселенная и ее многочисленные божества возникли из недифференцированного хаоса. Период после сотворения мира, когда ряд богов правят как цари над божественным обществом, является местом действия большинства мифов. Боги борются против сил хаоса и друг с другом, прежде чем покинутьчеловеческий мир ипоставить на их место исторических царей Египта.

Постоянной темой в этих мифах является попытка богов поддерживать маат против сил беспорядка. Они ведут жестокие битвы с силами хаоса в начале творения. Ра и Апеп, сражаясь друг с другом каждую ночь, продолжают эту борьбу до настоящего времени. Еще одна важная тема - смерть и возрождение богов. Самым ярким примером смерти бога является миф об убийстве Осириса, в котором этот бог воскресает как правитель Дуата. Также говорят, что бог солнца стареет во время своего ежедневного путешествия по небу, погружается в Дуат ночью и появляется маленьким ребенком на рассвете. В процессе он вступает в контакт с омолаживающей водой монахини, изначального хаоса. Погребальные тексты, изображающие путешествие Ра через Дуат, также показывают трупы богов, которые оживают вместе с ним. Вместо того чтобы быть неизменно бессмертными, боги периодически умирали и возрождались повторяя события творения, обновляя таким образом весь мир. Но всегда можно было прервать этот цикл и вернуться хаосу. Некоторые плохо понимаемые египетские тексты даже предполагают, что этому бедствию суждено произойти - что бог-создатель однажды разрушит порядок в мире, оставив только себя и Осириса среди первобытного хаоса.

Места

Рельеф с изображением четырех человек с разными наборами иероглифов на головах Божества олицетворение провинций Египта

Боги были связаны с определенными регионами вселенной. В египетской традиции мир включает землю, небо и Дуат. Их окружает темная бесформенность, существовавшая до творения. Говорят, что боги в целом обитают в небе, хотя боги, чьи роли были связаны с другими частями вселенной, вместо этого жили в этих местах. Большинство событий мифологии, действие которых происходит до ухода богов из царства людей, происходят в земных условиях. Божества там иногда взаимодействуют с теми, кто находится в небе. Дуат, напротив, рассматривается как отдаленное и недоступное место, и живущие там боги испытывают трудности в общении собитателями мира живых.Пространство за пределами космоса тоже считается очень далеким. Он также населен божествами, некоторые из которых враждебны, а некоторые полезны для других богов и их упорядоченного мира.

После мифа о большинстве богов говорили, что они либо в небе, либо невидимо присутствуют в мире. Храмы были их основным средством связи с человечеством. Считалось, что каждый день боги перемещаются из божественного царства в свои храмы, свои дома в человеческом мире. Там они населяли культовые изображения, статуи, изображавшие божеств и позволяющие людям взаимодействовать с ними в храмовых ритуалах. Это движение между мирами иногда описывалось как путешествие между небом и землей. Поскольку храмы были центром египетских городов, бог в главном храме города был божеством-покровителем города и его окрестностей. Сферы влияния божеств на земле сосредоточивались в городах и регионах, которыми они управляли. У многих богов было несколько культовых центров, и их связи с местными со временем менялись. Они могли обосноваться в новых городах, или их влияние могло сократиться. Следовательно, главный культовый центр того или иного божества в исторические времена не обязательно является его или ее местом происхождения. Политическое влияние города могло повлиять на важность его божества-покровителя. Когда цари Фив взяли под свой контроль страну в начале Среднего царства (около 2055–1650 гг. До н.э.), они возвысили богов-покровителей Фив - сначала бога войны Монту, а затем Амон - национальная известность.

Имена и эпитеты

Согласно египетской вере, имена выражают фундаментальную природу вещей, к которым они относятся. В соответствии с этим убеждением, имена божеств часто связаны с их ролями или происхождением. Имя хищной богини Сехмет означает «могущественная», имя Имя таинственного бога Амона означает «скрытый», а имя Нехбет, которому поклонялись в городе Нехеб,означает «она из Нехеба».Многие другие имена не имеют определенного значения, даже когда боги, которые их носят, тесно связаны с одной ролью. Имена богини неба Нут и бога земли Геб не похожи на египетские термины, обозначающие небо и землю.

Египтяне также придумали ложные этимологии. придание большего значения божественным именам. Отрывок из Текстов о гробах передает имя погребального бога Сокара как skr, что означает «очищение рта», чтобы связать его имя с его ролью в Ритуал «Открытие пасти», в то время как один из Текстов пирамид говорит, что имя основано на словах, которые Осирис выкрикивал в момент бедствия, связывая Сокара с самым важным погребальным божеством.

Считалось, что у богов много имен. Среди них были тайные имена, которые лучше других передавали их истинную природу. Знать настоящее имя божества означало иметь над ним власть. Важность имен демонстрируется мифом, в котором Исида отравляет высшего бога Ра и отказывается вылечить его, если он не откроет ей свое тайное имя. Узнав имя, она рассказывает его своему сыну, Гору, и, изучая его, они приобретают больше знаний и силы.

Помимо имен, богам были даны эпитеты, например " «обладатель великолепия», «правитель Абидоса » или «владыка неба», которые описывают некоторые аспекты их ролей или их поклонения. Из-за множества и перекрывающихся ролей богов у божеств может быть много эпитетов, причем более важные боги получают больше титулов, и один и тот же эпитет может применяться ко многим божествам. Некоторые эпитеты в конечном итоге стали отдельными божествами, как, например, в Веретекау, эпитет, применяемый к нескольким богиням, означающий «великая чародейка», которую стали рассматривать как независимую богиню. Множество божественных имен и титулов выражает разнообразную природу богов.

Пол и сексуальность

Египтяне считали разделение между мужчинойи женщинойфундаментальнымдля всех существ, включая божеств. Боги мужского пола, как правило, были более высокими статусами. Некоторые божества были представлены в контексте настоящего недифференцированного состояния, существавшее до мира. Атум был главным образоминой, но был внутри себя женский мужчина, которого иногда видели как богиню, известную как Иусаасет или Небететепет. Творение началось, когда Атум произвел на свет пару божеств, дифференцированных по половому признаку: Шу и его супруга Тефнут. Точно так же Нейт, которую иногда считали богиней-творцом, говорила, что обладала мужскими чертами, но в основном рассматривалась как женщина.

мог действовать как мать, супруга или дочь бога солнца, а детская форма Гора действовала как третий член многих местных семейных триад.

Другие божественные группы состояли из божеств, связанных между собой ролей, или которые вместе представляли регион египетского мифологического космоса. Существовали наборы богов для часов дня и ночи и для каждого нома (провинции) Египта. Некоторые из этих групп содержат определенное, символически важное число божеств. Парные боги иногда выполняют похожие роли, как и Исида и ее сестра Нефтида в защите и поддержке Осириса. Другие пары обозначают противоположные, но взаимосвязанные концепции, которые являются частью большего единства. Ра, динамичный и излучающий свет, и Осирис, статичный и окутанный тьмой, каждую ночь сливаются в единого бога. Группы из трех человек связаны с множественностью в древнеегипетской мысли, а группы из четырех человек означают завершенность. Правители позднего Нового Царства продвинули особенно важную группу из трех богов выше всех остальных: Амона, Ра и Птаха. Эти божества стояли за множественность всех богов, а также за их собственные культовые центры (главные города Фивы, Гелиополис и Мемфис) и за многие тройные наборы концепций египетской религиозной мысли. Иногда к этой группедобавлялся Сет,бог-покровитель царей Девятнадцатой династии и воплощение беспорядка в мире, что подчеркивало единое последовательное видение пантеона.

Девять, произведение трех и трех представляет собой множество, поэтому египтяне называли несколько больших групп «эннеадами» или группами из девяти, даже если в них было больше девяти членов. Самой известной эннеадой была Эннеада Гелиополиса, обширная семья божеств, произошедших от Атума, которая включает в себя многих важных богов. Термин «эннеада» часто расширяли, чтобы включить в него всех божеств Египта.

Это божественное собрание имело расплывчатую и изменчивую иерархию. Боги с широким влиянием в космосе или боги, которые были мифологически старше других, занимали более высокое положение в божественном обществе. На вершине этого общества был царь богов, которого обычно отождествляли с божеством-творцом. В разные периоды египетской истории чаще всего говорили, что разные боги занимали это высокое положение. Гор был самым важным богом в ранний династический период, Ра стал главенствующим в Старом Царстве, Амон был верховным в Новом, а в периоды Птолемея и Рима Исида была божественной королевой и богиней-создательницей. Недавно известные боги, как правило, перенимали черты своих предшественников. Исида впитала черты многих других богинь во время своего восхождения, и когда Амон стал правителем пантеона, он соединился с Ра, чтобы стать солнечным божеством.

Проявления и комбинации

Рельеф мужчины с эрекция, с адресом из двух перьев и диска Амон-Ра-Камутеф, форма Амона с солнечными характеристиками Ра и детородными способностями, связанными с Мин. Солнечный диск на головном уборе заимствован у Ра, а его прямой фаллос - из иконографии Мин.

считалось, что боги проявляются во многих формах. У египтян было сложное представление о человеческой душе, состоящее из нескольких частей. Духи богов состояли из многих из этих элементов. Ба было компонентом человеческой или божественной души,которая влияла наокружающий мир. Любое видимое проявление силы бога можно было назвать его ба; таким образом, солнце называлось ба Ра. Изображение божества считалось ка, другой составляющей его существа, которая действовала как сосуд, в котором обитала ба этого божества. Считалось, что культовые изображения богов, которые были в центре храмовых ритуалов, а также священные животные, олицетворяющие определенные божества, служили помещением для божественных баз. Богам можно было приписать множество бас и касов, которым иногда давали имена, представляющие различные аспекты природы бога. Считалось, что все сущее было одним из касов Атума, бога-создателя, который изначально содержал все в себе, и одно божество можно было назвать ба другого, что означает, что первый бог является проявлением силы другого. Части божественного тела могли действовать как отдельные божества, такие как Око Ра и Рука Атума, оба из которых были персонифицированы как богини. Боги были настолько полны животворной силы, что даже их телесные жидкости могли превращаться в других живых существ; Говорят, что человечество возникло из слез бога-создателя, а другие божества - из его пота.

Национально важные божества дали начало местным проявлениям, которые иногда вбирали в себя характеристики более старых региональных богов. У Гора было много форм, привязанных к определенным местам, включая Гора Нехена, Гора Бухена и Гора Эдфу. Такие локальные проявления можно рассматривать почти как отдельные существа. Во времена Нового Царства один человек был обвинен в краже одежды оракулом, который, как предполагалось, передавал сообщения от Амона из Пе-Хенти. Он проконсультировался с двумя другими местными оракулами Амона, надеясь на другой суждение. Проявления богов также различались в зависимости от их ролей. Гор мог быть могущественным богом неба или уязвимым ребенком, и эти формы иногда считались независимыми божествами.

Боги соединялись друг с другомтак же легко, каки разделялись. Одного бога можно было назвать ба другого, или два или более божества могли быть объединены в одного бога с комбинированным именем и иконографией. Местные боги были связаны с более великими, а божества со схожими функциями объединялись. Ра был связан с местным божеством Собеком, чтобы сформировать Собек-Ра; со своим поддерживающим правящим богом Амоном, чтобы сформировать Амона-Ра; с солнечной формой Гора, чтобы образовать Ра-Хорахты; и с несколькими солнечными божествами, такими как Хоремахет-Хепри-Ра-Атум. В редких случаях божества разных полов могли соединяться таким образом, создавая такие комбинации, как Осирис-Нейт. Такое соединение божеств называется синкретизмом. В отличие от других ситуаций, для которых используется этот термин, египетская практика не предназначалась для объединения конкурирующих систем верований, хотя чужеземные божества могли быть синкретизированы с местными. Вместо этого синкретизм признавал совпадение ролей божеств и расширял сферу влияния для каждого из них. Синкретические комбинации не были постоянными; Бог, участвовавший в одной комбинации, продолжал появляться отдельно и образовывать новые комбинации с другими божествами. Но иногда тесно связанные божества сливались. Гор поглотил нескольких богов-соколов из разных регионов, таких как Кхенти-ирти и Кхенти-кхети, которые стали не более чем локальными его проявлениями; Хатор объединила в себе подобную богиню коров, Летучую мышь ; и ранний погребальный бог Хенти-Аментиу был вытеснен Осирисом и Анубисом.

Атоном и возможным монотеизмом

В правление Эхнатона ( ок. 1353–1336 гг. до н.э.) в середине Нового Царства единственное солнечное божество, Атон, стало единственным центром государственной религии. Эхнатон перестал финансировать храмы других божеств. и стертые имена и изображения богов на памятниках, в частности, на Амона. Эта новая религиозная система,иногда называемаяатенизмом, резко отличалась от политеистического поклонения многим богам во все другие периоды. У Атона не было мифологии, и его изображали и описывали в более абстрактных терминах, чем традиционные божества. В то время как в прежние времена новые важные боги были интегрированы в существующие религиозные верования, атенизм настаивал на едином понимании божественного, исключающем традиционную множественность точек зрения. Однако атенизм, возможно, не был полным монотеизмом, который полностью исключает веру в других божеств. Есть свидетельства того, что население продолжало поклоняться другим богам наедине. Картина еще больше усложняется явной терпимостью атенизма к некоторым другим божествам, таким как Маат, Шу и Тефнут. По этим причинам египтологи Доминик Монтсеррат и Джон Бейнс предположили, что Эхнатон, возможно, был монолитным, поклоняясь одному божеству, признавая существование других. В любом случае отклоняющееся от нормы богословие атенизма не прижилось среди египетского населения, и преемники Эхнатона вернулись к традиционным верованиям.

Единство божественного в традиционной религии

Бронзовая статуя бородатого мужчины с множественными руками, крыльями, рогами и несколькими головами животных, выступающими по бокам его головы Бог Бес с атрибуты многих других божеств. Образы, подобные этому, представляют присутствие множества божественных сил в одном существе.

Ученые давно спорят, утверждала ли когда-либо традиционная египетская религия, что множественные боги были на более глубоком уровне единым целым. Причины этой дискуссии включают практику синкретизма, которая может предполагать, что все отдельные боги могут в конечном итоге слиться в одного, а также тенденцию египетских текстов приписывать определенному богу силу, превосходящую все другие божества. Еще одним предметом спора является появление слова «бог» в литературе мудрости, где этот термин не относятся к определенному божеству или группе божеств. В начале 20 века, например, Э. А. Уоллис Бадж считал, что египетскиепростолюдины былиполитеистами, но знание истинной монотеистической природы религии было зарезервировано за элитой, написавшей литературу мудрости. Его современник Джеймс Генри Бристед полагал, что египетская религия была пантеистической, с силой бога солнца, присутствующей во всех других богах, в то время как Герман Юнкер утверждал, что египетская цивилизация изначально был монотеистом и стал политеистом в ходе своей истории.

В 1971 году Эрик Хорнунг опубликовал исследование, опровергающее такие взгляды. Он указывает, что в любой данный период многие божества, даже второстепенные, описывались как высшие над всеми остальными. Он также утверждает, что неуказанный «бог» в текстах мудрости является общим термином для любого божества, имеющего отношение к читателю в данной ситуации. Хотя комбинации, проявления и иконографии каждого бога постоянно менялись, они всегда ограничивались конечным числом форм, никогда не становясь полностью взаимозаменяемыми в монотеистическом или пантеистическом смысле. Генотеизм, говорит Хорнунг, описывает египетскую религию лучше, чем другие ярлыки. Египтянин мог поклоняться любому божеству в определенное время и приписывать ему высшую силу в этот момент, не отрицая других богов или не объединяя их всех с богом, на котором он или она сосредоточились. Хорнунг заключает, что боги были полностью объединены только в мифе, в период до сотворения мира, после чего множество богов возникло из единого несуществования.

Аргументы Хорнунга сильно повлияли на других ученых египетской религии, но некоторые все еще считают, что временами боги были более едины, чем он позволяет. Ян Ассманн утверждает, что представление об одном божестве медленно развивалось в Новом Царстве, начиная с акцента на Амоне-Ра как на важнейшем боге солнца. По его мнению, атенизм был of buried mummies, in an effort to counter this threat and employ it for protection. His black coloring all udes to the color of m Умифицированная плоть и плодородная чернозема, которую египтяне считали символом воскресения.

Большинство божеств были изображены несколькими способами. Хатор могла быть коровой, коброй, львицей или женщиной с бычьими рогами или ушами. Изображая данного бога по-разному, египтяне выражали различные аспекты его сущности. Боги изображены в конечном числе этих символических форм, поэтому их часто можно отличить друг от друга по их иконографии. Эти формы включают мужчин и женщин (антропоморфизм ), животных (зооморфизм ) и, реже, неодушевленные предметы. Комбинации форм, например, божества с человеческими телами и головами животных, обычны. В ходе истории возникали новые формы и все более сложные комбинации, причем самые сюрреалистические формы часто встречались у демонов преисподней. Одних богов можно отличить от других, только если они помечены письменно, как, например, Исида и Хатор. Из-за тесной связи между этими богинями, они обе могли носить головной убор из коровьего рога, который изначально принадлежал только Хатхор.

Бронзовая статуя крокодила, инкрустированная золотом Статуя бога-крокодила Собека в полностью животной форме, возможно, культовое изображение из храм

Некоторые особенности божественных образов более полезны, чем другие, для определения личности бога. Голова данного божественного образа особенно важна. В гибридном изображении голова представляет изначальную форму изображенного существа, так что, как выразился египтолог Генри Фишер, «богиня с головой льва - это богиня-лев в человеческом обличье, а царственный сфинкс, наоборот, это человек, принявший облик льва ». Божественные головные уборы, которые варьируются от тех же типов корон, которые использовали человеческие цари, до больших иероглифов, которые носили на головах богов, - еще один важный показатель. Напротив, предметы, которые держат в руках богов, не могут быть универсальными. Мужские божества держат было посохом, богини держатстебли папируса, а оба пола несут анкх знаки, представляющие египетское слово, обозначающее «жизнь», символизирующие их животворную силу.

Формы, в которых изображены боги, хотя и разнообразны, но во многом ограничены. Многие существа, широко распространенные в Египте, никогда не использовались в божественной иконографии. Другие могли представлять множество божеств, часто потому, что у этих божеств были основные общие характеристики. Быки и бараны ассоциировались с мужественностью, коровы и соколы - с небом, бегемоты - с материнской защитой, кошачьи - с богом солнца, а змеи - с опасностью и обновлением. Животные, отсутствовавшие в Египте на ранних этапах его истории, не использовались в качестве божественных образов. Например, лошадь, которая была представлена ​​только во втором промежуточном периоде (около 1650–1550 гг. До н.э.), никогда не представляла бога. Точно так же одежда, которую носили антропоморфные божества в большинстве периодов, мало отличалась от стилей, используемых в Древнем царстве: килт, накладная борода и часто рубашка для богов-мужчин и длинное облегающее платье для богинь. 210>Основная антропоморфная форма меняется. Детские боги изображаются обнаженными, как и некоторые взрослые боги, когда подчеркивается их способность к деторождению. Некоторым мужским божествам придают тяжелые животы и груди, что означает либо андрогинность, либо процветание и изобилие. В то время как большинство богов-мужчин имеют красную кожу, а большинство богинь желтые - те же цвета, которые используются для изображения египетских мужчин и женщин, - некоторым даны необычные, символические цвета кожи. Таким образом, синяя кожа и пузатая фигура бога Хапи намекают на разлив Нила, который он представляет, и на питательное плодородие, которое оно принесло. Некоторые божества, такие как Осирис, Птах и ​​Мин, имеют «мумиеобразный» вид, их конечности плотно обернуты тканью. Хотя эти боги напоминают мумии, самые ранниепримеры предшествуют стилю мумификации, обернутому тканью, и эта форма может вместо этого восстать к самым ранним, безногим изображениям божеств.

Некоторые неодушевленные предметы, которые предоставляют божеств, взяты из природы, такие ритуалы и предъявление подношений для их питания. Эти вещи были предоставлены культами, которые контролировал царь, с их священниками и работниками. Тем не менее, согласно королевской идеологии, строительство храмов было исключительно делом фараона, как и ритуалы, которые жрецы обычно совершали вместо него. Эти действия были частью фундаментальной роли царя: поддержание маата. Царь и нация, которую он представлял, предоставили богам маат, чтобы они могли продолжать выполнять свои функции, которые поддерживали маат в космосе, чтобы люди могли продолжать жить.

Присутствие в человеческом мире

Хотя египтяне верили, что их боги присутствуют в окружающем их мире, контакт между человеческим и божественным царствами в основном ограничивался конкретными обстоятельствами. В литературе боги могут являться людям в физической форме, но в реальной жизни египтяне были ограничены более косвенными средствами связи.

Ба бога, как говорилось, периодически покидал божественное царство, чтобы жить в образах этого бога. Обитая в этих изображениях, боги покинули свое скрытое состояние и приняли физическую форму. Для египтян место или объект, который был ḏsr - «священным», был изолированным и ритуально чистым и, следовательно, пригодным для обитания бога. Храмовые статуи и рельефы, а также особые священные животные, такие как бык Аписа, служили в этом смысле божественными посредниками. Сны и трансы предоставили совершенно разные возможности для взаимодействия. Считалось, что в этих государствах люди могут приближаться к богам и иногда получать от них послания. Наконец, согласно египетским верованиям в загробную жизнь, человеческие души переходят в божественное царство после смерти. Поэтому египтяне считали, что после смерти они будут существовать на том же уровне, что и боги, и понимать свою таинственную природу.

Статуи четырех сидящих фигур в тускло освещенной комнате Рамсес II (второй справа) с богами Птахом, Амоном и Ра в святилище Великого Храма в Абу-Симбеле

Храмы, где проводились государственные ритуалы, были заполнены изображениями богов. Важнейшим храмовым изображением была культовая статуя во внутреннем святилище. Эти статуи обычно были меньше, чем в натуральную величину, и делались из тех же драгоценных материалов, которые, как говорили, формировали тела богов. Во многих храмах было несколько святилищ, в каждом из которых была культовая статуя, представляющая одного из богов в группе, такой как семейная триада. Главный бог города считался его хозяином, нанимая многих жителей в качестве слуг в божественном доме, который представлял храм. Боги, проживающие в храмах Египта, вместе представляли весь пантеон. Но многим божествам, включая некоторых важных богов, а также тех, которые были второстепенными или враждебными, никогда не давали собственных храмов, хотя некоторые из них были представлены в храмах других богов.

Чтобы изолировать священную силу в Святилище от нечистот внешнего мира, египтяне закрыли храмовые святилища и сильно ограничили доступ к ним. Таким образом, людям, кроме королей и первосвященников, было отказано в контакте с культовыми статуями. Исключение составляли праздничные шествия, когда статую выносили из храма в переносной святыне, которая обычно скрывала ее от глаз публики. У людей действительно было меньше прямых средств взаимодействия. Более общественные части храмов часто включали небольшие места для молитв, от дверных проемов до отдельно стоящих часовен в задней части здания храма. Сообщества также строили и управляли небольшими часовнями для собственного использования, а у некоторых семей были святилища внутри своих домов.

Вмешательство в человеческие жизни

Египетские боги были вовлечены в человеческие жизни, а также вовсеохватывающую жизнь. порядок природы. Это божественное влияние распространялось главным образом на y, осуществил это наказание, используя свое ба, силу, которая проявляла силу бога в человеческом мире. Стихийные бедствия и человеческие недуги рассматривались как дело гневной божественной басни. И наоборот, боги могли лечить праведников от болезней или даже продлевать их жизнь. Оба эти типа вмешательства в конечном итоге были представлены божествами: Шед, который появился в Новом Царстве, чтобы олицетворять божественное спасение от вреда, и Петбе, апотропный бог. из поздних эпох египетской истории, которые, как считалось, отомстили за проступки.

Египетские тексты по-разному относятся к тому, виноваты ли боги в несправедливых страданиях людей. Несчастье часто рассматривалось как продукт исфет, космического беспорядка, противоположного маат, и поэтому боги не были виновны в том, что они вызывали злые события. Некоторые божества, которые были тесно связаны с исфетом, такие как Сет, можно было обвинить в беспорядках в мире, не возлагая вину на других богов. Некоторые писания действительно обвиняют божества в причинении человеческих страданий, в то время как другие дают теодицеи в защиту богов. Начиная со Среднего царства, несколько текстов связывают проблему зла в мире с мифом, в котором бог-создатель борется с восстанием людей против своего правления, а затем уходит с земли. Из-за этого человеческого недостойного поведения создатель удален от своего творения, позволяя страданию существовать. Писания Нового Царства не ставят под сомнение справедливую природу богов так сильно, как Боги Среднего Царства. Они подчеркивают прямые личные отношения людей с божествами и способность богов вмешиваться в человеческие события. Люди в эту эпоху верили в определенных богов, которые, как они надеялись, помогут и защитят их на протяжении всей своей жизни. В результате отстаивание идеалов маат стало менее важным, чем получение благосклонности богов как способ гарантировать хорошую жизнь. Даже фараоны считались зависимыми от божественной помощи, и после того, как Новое Царство подошло к концу, на правительство все больше влияли оракулы, передающие волю богов.

Поклонение

Официальные религиозные обряды, которые поддерживали маат на благо всего Египта, были связаны с религиозными обрядами простых людей, которые искали помощи богов для решения своих личных проблем, но отличались от них.

Официальная религия включала в себя множество ритуалов, проводимых в храмах. Некоторые обряды выполнялись каждый день, в то время как другие были праздниками, проводившимися с более длительными интервалами и часто ограничиваемыми конкретным храмом или божеством. Боги получали свои подношения во время ежедневных церемоний, во время которых их статуи облачались, помазывались и преподносились с пищей, когда в их честь читались гимны. Эти подношения, в дополнение к поддержанию маата для богов, прославляли животворную щедрость божеств и поощряли их оставаться доброжелательными, а не мстительными.

Painted wood panel showing a woman with arms upraised toward a man with a falcon's head and a sun-disk crown. Chains of flowers-like shapes radiate from the disk toward the woman's face. Женщина поклоняется Ра-Хорахти, который благословляет ее лучами света.

Фестивали часто включали церемониальные шествия, в ходе которых культовый образ выносился из храма в святилище в форме барка. Эти шествия служили разным целям. Во времена Римской империи, когда считалось, что местные божества всех видов имеют власть над разливом Нила, во многих общинах процессии несли храмовые изображения к берегам рек, чтобы боги могли вызвать большое и плодотворное наводнение. Процессии также путешествовали между храмами, например, когда образ Хатор из Дендерского храма посетил своего супруга Гора в храме Эдфу. Ритуалы для бога часто основывались на мифологии этого божества. Такие ритуалы должны были быть повторением событий мифического прошлого, возобновляя благотворное влияние исходных событий. На фестивале Хояк в честь Осириса его смерть и воскрешение ритуально воспроизводились в то время, когда посевы только начинали прорастать. Возвращающаяся зелень символизировала обновление собственной жизни бога.

Личное взаимодействие с богами принимало различные формы. Люди, которые хотели получить информацию или совет, обращались к оракулам, находящимся в ведении храмов, которые должны были передавать ответы богов на вопросы. Амулеты и другие изображения защитных божеств использовались, чтобы отразить демонов, которые могли угрожать человечеству. -быть или передать положительные характеристики бога носителю. В частных ритуалах сила богов использовалась для достижения личных целей, от лечения болезней до проклятия врагов. В этих практиках использовалась хека, та же сила магии, которую использовали боги, которую, как говорят, создатель дал людям, чтобы они могли отражать несчастья. Исполнитель частного обряда часто брал на себя роль бога в мифе или даже угрожал божеству, чтобы привлечь богов к достижению цели. Такие ритуалы сосуществовали с частными подношениями и молитвами, и все три были приемлемыми средствами получения божественной помощи.

Молитва и частные подношения обычно называются «личным благочестием»: действия, которые отражают тесные отношения между человеком и богом.. Свидетельств личной жалости до Нового Царства немного. Вотивные подношения и личные имена, многие из которых теофорические, предполагают, что простолюдины чувствовали некую связь между собой и своими богами. Но неопровержимые доказательства преданности божествам стали заметны только в Новом царстве, достигнув пика в конце той эпохи. Ученые расходятся во мнениях относительно значения этого изменения - было ли прямое взаимодействие с богами новым развитием или результатом более старых традиций. Теперь египтяне выражали свою преданность в различных мероприятиях в храмах и вокруг них. Они записали свои молитвы и благодарности за божественную помощь на стелах. Они приносили в жертву фигурки, изображавшие богов, которым они молились, или которые символизировали желаемый результат; таким образом, рельефное изображение Хатор и статуэтка женщины могли представлять молитву о плодородии. Иногда человек брал определенного бога в качестве покровителя, посвящая свое имущество или труд культу бога. Эти практики продолжались и в самые последние периоды истории Египта. В эти более поздние эпохи появилось больше религиозных нововведений, в том числе практика подношения мумий животных в качестве подношений божествам, изображенным в форме животных, таких как мумии кошек, подаренные кошачьей богине Бастет. Некоторые из главных божеств из мифов и официальной религии редко упоминались в народном поклонении, но многие из великих государственных богов играли важную роль в народных традициях.

Поклонение некоторым египетским богам распространилось на соседние земли, особенно в Ханаан. и Нубия во времена Нового Царства, когда эти регионы находились под контролем фараонов. В Ханаане экспортированные божества, в том числе Хатор, Амон и Сет, часто синкретизировались с местными богами, которые, в свою очередь, распространились в Египет. У египетских божеств, возможно, не было постоянных храмов в Ханаане, и их значение там уменьшилось после того, как Египет потерял контроль над регионом. Напротив, в Нубии было построено множество храмов главных египетских богов и обожествленных фараонов. После окончания там египетского правления импортированные боги, в частности Амон и Исида, были синкретизированы с местными божествами и остались частью религии независимого Королевства Куш Нубии. Эти боги были включены в нубийскую идеологию царствования во многом так же, как и в Египте, так что Амон считался божественным отцом царя, а Исида и другие богини были связаны с нубийской царицей кандаке. Некоторые божества простирались дальше. Таверет стала богиней на минойском Крите, а оракул Амона в оазисе Сива был известен людям всего Средиземноморского региона и с ними советовались.

Greco-Roman-style sculpture of the face of a man with a beard and ram's horns Юпитер Аммон, комбинация Амона и Римский бог Юпитер

Во времена греческой династии Птолемеев, а затем римского правления греки и римляне представили Египту своих собственных божеств. Эти новоприбывшие приравняли египетских богов со своими собственными в рамках греко-римской традиции interpatio graeca. Поклонение местным богам не было поглощено поклонением чужих. Вместо этого греческие и римские боги были приняты как проявления египетских богов. Египетские культы иногда включали греческий язык, философию, иконографию и даже храмовую архитектуру. Между тем, культы нескольких египетских божеств, в частности Исиды, Осириса, Анубиса, формы Гора по имени Гарпократ и объединенного греко-египетского бога Сераписа, были приняты в Римская религия и распространилась по Римской империи. Римские императоры, как и цари Птолемеев до них, призывали Исиду и Сераписа, чтобы подтвердить свою власть как в Египте, так и за его пределами. В сложном сочетании религиозных традиций империи Тот был преобразован в легендарного эзотерического учителя Гермеса Трисмегиста, а Исида, которую почитали от Британии до Месопотамии, стала центром внимания греков. стиль мистический культ. Исида и Гермес Трисмегист были видны в западной эзотерической традиции, которая выросла из римского религиозного мира.

Храмы и культы в самом Египте пришли в упадок по мере ухудшения римской экономики в третьем веке нашей эры. и начиная с четвертого века христиане подавили почитание египетских божеств. Последние формальные культы Филы вымерли в пятом или шестом веке. Большинство верований, связанных с самими богами, исчезли в течение нескольких сотен лет, оставаясь в магических текстах до седьмого и восьмого веков. Напротив, многие практики, связанные с их поклонением, такие как процессии и оракулы, были адаптированы к христианской идеологии и сохранились как часть коптской церкви. Учитывая большие изменения и разнообразные влияния в египетской культуре с того времени, ученые расходятся во мнениях относительно того, происходят ли какие-либо современные коптские обычаи от практик религии фараонов. Но многие праздники и другие традиции современных египтян, как христианские, так и мусульманские, напоминают поклонение богам их предков.

См. Также

  • icon Традиционные Портал африканской религии

Примечания

Ссылки

Цитаты

Цитированные работы

Дополнительная литература

  • Leitz, Christian, ed. (2002). Lexikon der ägyptischen Götter und Götterbezeichnungen (на немецком языке). Peeters. Vol. I: ISBN 978-90-429-1146-8 ; Vol. II: ISBN 978-90-429-1147-5 ; Vol. III: ISBN 978-90-429-1148-2 ; Vol. IV: ISBN 978-90-429-1149-9 ; Vol. V: ISBN 978-90-429-1150-5 ; Vol. VI: ISBN 978-90-429-1151-2 ; Vol. VII: ISBN 978-90-429-1152-9 ; Vol. VIII: ISBN 978-90-429-1376-9.
  • Уоттерсон, Барбара (1984). Боги Древнего Египта. Издательство Гильдии. ISBN 978-0-7134-4523-7.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с египетскими божествами.
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:54:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте