Цербер

редактировать
Многоголовый пес в греческой мифологии

Геракл, одетый в характерную львиную шкуру, с дубиной в правой руке, на поводке слева - трехголовый Цербер со змеями, свисающими с его морды, шеи и передних лап, перед испуганным Эврисфеем, прячущимся в гигантском горшке. Керет гидрия (ок. 530 г. до н.э.) из Цере (Лувр E701).

В греческой мифологии, Цербер (; Греческий : Κέρβερος Kérberos ), часто называемый псом Аида, многоголовый пес, который охраняет врата подземного мира, чтобы не дать мертвым уйти. Он был отпрыском монстров Ехидна и Тифон, и обычно описывался как имеющий три головы, змею вместо хвоста и змеи, выступающие из нескольких частей его тела. Цербер известен прежде всего тем, что его схватил Геракл, один из двенадцати подвигов Геракла.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Двенадцатый подвиг Геракла
    • 2.1 Тесей и Пирифос
    • 2.2 Захват
    • 2.3 Выход из подземного мира
    • 2.4 Представлен Эврисфею, возвращен в Аид
  • 3 Основные источники
  • 4 Иконография
  • 5 Этимология
  • 6 Цербер рационализировал
  • 7 Цербер аллегорически
  • 8 Созвездие
  • 9 Род змей
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки

Описания

Описания Цербера различаются, включая количество его голов. Цербер обычно был трехглавым, хотя и не всегда. У Цербера было несколько многоголовых родственников. Его отцом был многоголовый змееголовый Тифон, а Цербер был братом трех других многоголовых монстров, многоголовой змееголовой лернейской гидры ; Ортрус, двуглавый пес, охранявший скот Гериона ; и Химера, у которого было три головы: львиная, козлиная и змеиная. И, как и эти близкие родственники, Цербер был, за редким иконографическим исключением, многоголовым.

В самом раннем описании Цербера, Гесиода Теогония (ок. 8-7 вв. До н.э.), Цербер имеет пятьдесят голов, а Пиндар (ок. 522 - ок. 443 до н. Э.) Дал ему сто голов. Однако более поздние авторы почти всегда называют Церберу тремя головами. Исключение составляет «Цербер» латинского поэта Горация, у которого одна собачья голова и сто змеиных голов. Возможно, пытаясь примирить эти конкурирующие традиции, «Цербер» Аполлодора имеет три собачьи головы и головы «всех видов змей» вдоль спины, в то время как византийский поэт Иоанн Цец (который, вероятно, основывал свой рассказ на Аполлодоре) дает Церберу пятьдесят голов, три из которых были собачьими головами, а остальные - «головами других зверей всех видов».

Геракл с цепью в левой руке, его Отложенная дубинка успокаивает двуглавого Цербера, у которого змея выступает из каждой головы, грива спускается на шею и спину, а также змеиный хвост. Цербер выходит из портика, который представляет дворец Аида в подземном мире. Между ними дерево представляет священную рощу жены Аида Персефоны. В крайнем левом углу стоит Афина, вытянув левую руку. Амфора (ок. 525–510 до н. Э.) Из Вульчи (Лувр F204).

В искусстве Цербер чаще всего изображается с двумя собачьими головами (видимыми), но не более чем с тремя, но иногда только с одним. На одном из двух самых ранних изображений (ок. 590–580 до н. Э.), коринфской чаше из Аргоса (см. Ниже), теперь утерянной, Цербер был показан как обычный одноголовый собака. Первое появление трехголового Цербера происходит в середине шестого века до н.э. лаконской чаше (см. Ниже).

Змееголовый Цербер Горация во многих случаях следовал давней традиции Цербера. часть змея. Возможно, это уже подразумевается уже в «Теогонии» Гесиода, где мать Цербера - полусмея Ехидна, а его отцом - змееголовый Тифон. В искусстве Цербер часто изображается как наполовину змея, например, на утерянной коринфской чаше были змеи, выступающие из тела Цербера, а в лаконской чаше середины шестого века до нашей эры Цербер изображал змею вместо хвоста. В литературных источниках первое определенное указание на змеиную природу Цербера происходит из рационализированного описания Гекатея Милетского (фл. 500–494 до н.э.), который делает Цербера большой ядовитой змеей Платон. относится к сложной природе Цербера, а Эйфорион Халкидский (3 век до н.э.) описывает Цербера как имеющего несколько змеиных хвостов и, предположительно, в связи с его змеиной природой, связывает Цербера с созданием ядовитого аконит растение. Вергилий имеет змеи, корчащиеся вокруг шеи Цербера, Цербер Овидия имеет ядовитую пасть, шеи, «мерзкие со змеями», и «сотканные из волос» с угрожающей змеей », в то время как Сенека дает Церберу гриву, состоящую из змей, и единственный змеиный хвост.

Церберу были даны различные другие черты. Согласно Еврипиду, Цербер имел не только три головы, но и три тела, а согласно Вергилию у него было несколько спинок. Цербер ел сырое мясо (согласно Гесиоду), имел глаза, излучающие огонь (согласно Эйфориону), трехъязычный рот (согласно Горацию) и острый слух (согласно Сенеке).

Двенадцатый труд. Геракла

Афина, Гермес и Геракл, ведущие двуглавого Цербера из подземного мира, а Персефона смотрит на них. Гидрия (ок. 550–500 до н. Э.), Относящаяся к группе Леагрос (Лувр, Калифорния, 2992).

Единственная мифология Цербера касается его захвата Гераклом. Уже в Гомере мы узнаем, что Геракл был послан Эврисфей, царем Тиринфа, чтобы вернуть Цербера из Аида царя подземного мира. Согласно Аполлодору, это был двенадцатый и последний труд, возложенный на Геракла. Во фрагменте утраченной пьесы Пириф (приписываемый либо Еврипиду, либо Критию ) Геракл говорит, что, хотя Эврисфей приказал ему вернуть Цербера, это было не из желания увидеть Цербер, но только потому, что Эврисфей считал эту задачу невыполнимой.

Гераклу в его миссии помогло то, что он был инициатором Элевсинских мистерий. Еврипиду повезло, что Геракл захватил Цербер. И Диодор Сицилийский, и Аполлодор говорят, что Геракл был посвящен в Мистерии в рамках подготовки к его спуску в подземный мир. Согласно Диодору, Геракл отправился в Афины, где Мусей, сын Орфея, отвечал за обряды инициации, а согласно Аполлодору, он отправился к Эвмолпу в Элевсине.

Гераклу также помогли Гермес, обычный проводник подземного мира, а также Афина. В «Одиссее» Гомер ведет Гермеса и Афину. А Гермес и Афина часто изображаются с Гераклом на вазах, изображающих пленение Цербера. По большому счету, Геракл спустился в подземный мир через вход в Тайнарон, самый известный из различных греческих входов в преисподнюю. Это место впервые упоминается в связи с историей Цербера в рационализированном повествовании Гекатея Милетского (фл. 500–494 до н. Э.), Еврипида, Сенеки и Аполодора, у всех есть Там Геракл спускается в подземный мир. Однако Ксенофонт сообщает, что Геракл спустился в Акерусский Херсонес около Гераклеи Понтийской, на Черном море, более обычно ассоциируется с выходом Геракла из преисподней (см. ниже). Гераклея, основанная ок. 560 г. до н.э., возможно, он получил свое название из-за связи этого места с церберийским подвигом Геракла.

Тесей и Пирифос

В подземном мире Геракл встретил героев Тесей и Пирифос, где два товарища содержались в плену у Аида за попытку унести жену Аида Персефона. Наряду с возвращением Цербера, Гераклу также удавалось (обычно) спасти Тесея, а в некоторых версиях - и Пирифоса. Согласно Аполлодору, Геракл нашел Тесея и Пирифа у врат Аида, привязанными к «престолу забвения, к которому они выросли и держались змеиными кольцами», и когда они увидели Геракла, «они протянули руки, как если они будут воскрешены из мертвых его силой », и Геракл смог освободить Тесея, но когда он попытался воскресить Пирифоса,« земля содрогнулась, и он отпустил ».

Самые ранние свидетельства в пользу этого Участие Тесея и Пирифа в истории Цербера обнаружено на рельефной полосе щита (ок. 560 г. до н.э.) из Олимпии, где Тесей и Пирифий (по имени) сидят вместе на стуле, держа руки в руках. в мольбе, в то время как Геракл приближается, собираясь обнажить свой меч. Самое раннее литературное упоминание о спасении встречается у Еврипида, где Геракл спасает Тесея (без упоминания о Пирифе). В проигранной пьесе Пирифос спасены оба героя, в то время как в рационализированном описании Филохора Геракл смог спасти Тесея, но не Пирифоса. В одном месте Диодор говорит, что Геракл вернул и Тесея, и Пирифа милостью Персефоны, а в другом он говорит, что Пирифос остался в Аиде, или, согласно «некоторым авторам мифов. "что ни Тесей, ни Пирифос не вернулись. Оба спасены в Гигине.

Поймать

Афину, Геракл и двуглавого Цербера с гривой на шее и спине. Гермес (не показан на фотографии) стоит слева от Афины. амфора (ок. 575–525 до н.э.) из Камейрос, Родос (Лувр A481).

Существуют различные версии того, как Геракл достиг Цербера. захватить. Согласно Аполлодору, Геракл попросил у Аида Цербера, и Аид сказал Гераклу, что позволит ему взять Цербера только в том случае, если он «овладеет им без использования оружия, которое он носил», и поэтому, используя львиную шкуру в качестве щита, Геракл сжимал Цербера вокруг головы, пока тот не сдался.

В некоторых ранних источниках захват Цербера, кажется, связан с сражением Геракла с Аидом. Гомер (Илиада 5,395–397) ранил Аида стрелой, выпущенной Гераклом. В схолии к отрывку из Илиады объясняется, что Аид приказал Гераклу «овладеть Цербером без щита и железа». Геракл сделал это, используя (как в Аполлодоре) свою львиную шкуру вместо своего щита и сделав каменные наконечники для своих стрел, но когда Аид все еще выступал против него, Геракл в гневе выстрелил в Аида. В соответствии с отсутствием требований к железу, на утраченной коринфской чаше в начале шестого века до нашей эры Геракл изображен атакующим Аида камнем, в то время как в иконографической традиции с. 560 г. до н.э., часто показано, как Геракл использует свою деревянную дубинку против Цербера.

Еврипид, Амфитрион спрашивает Геракла: «Вы победили его в битве или приняли его от богини [то есть Персефоны]? На что Геракл отвечает : «В бою», а фрагмент Пирифоса говорит, что Геракл «победил зверя силой». Однако, согласно Диодору, Персефона приветствовала Геракла «как брат» и отдала Геракла «в цепях». Аристофан заставил Геракла схватить Цербер в мертвой хватке и убегает, в то время как Сенека заставляет Геракла снова использовать свою львиную шкуру в качестве щита и свою деревянную дубину, чтобы подчинить Цербера, после чего перепела Аид и Персефона позволяют Гераклу увести закованного и покорного Цербера прочь. Цербер часто изображается скованным цепями, и Овидий рассказывает, что Геракл тащил трехглавого Цербера цепями из адаманта.

Выход из преисподней

Геркулес и Цербер. Холст, масло, Питер Пауль Рубенс 1636, Музей Прадо.

Было несколько л. ocations, которые, как говорили, были местом, где Геракл поднял Цербера из подземного мира. Географ Страбон (63/64 г. до н.э. - около 24 г. н.э.) сообщает, что «согласно авторам мифов» Цербер вырос в Тайнароне, том же месте, где Еврипид заставил Геракла войти в подземный мир. Сенека заставляет Геракла входить и выходить в Тайнароне. Аполлодор, хотя и заставляет Геракла войти в Тайнарон, заставляет его выйти в Троезен. Географ Павсаний сообщает нам, что в Троезене был храм с «жертвенниками богам, правящим под землей», где было сказано, что, помимо Цербера, «вытащенного» Гераклом, Семела должна была быть выведена из подземного мира Дионисом.

Согласно другой традиции, Цербер воспитывался в Гераклее Понтийской (то же место, которое Ксенофонт ранее связывал с происхождением Геракла) и причина ядовитого растения аконит, которое росло там в изобилии. Геродор Гераклейский и Эйфорион говорили, что, когда Геракл вывел Цербера из подземного мира в Гераклею, Цербер "извергнул желчь", из которой выросло растение аконит. Овидий также делает Цербера причиной ядовитого аконита, говоря, что на «берегах Скифии», покинув подземный мир, когда Геракл вытаскивал Цербера из пещеры, ослепленного непривычным дневным светом, Цербер извергал «яд». -пена », от которой ядовитыми были растущие там акониты. Цербер Сенеки, как и у Овидия, бурно реагирует на его первое появление дневного света. В ярости, ранее покорный Цербер яростно борется, и Геракл и Тесей должны вместе вытащить Цербера на свет.

Павсаний сообщает, что, согласно местной легенде, Цербер был перенесен через пропасть в земле, посвященную Климену (Аиду) рядом со святилищем Хтонии в Гермионе и в Геракле Еврипида, хотя Еврипид не говорит, что Цербер был выведен туда, он оставил Цербера какое-то время в "роще" из Хтонии "в Гермионе. Павсаний также упоминает, что на горе Лафистион в Беотии была статуя Геракла Харопа («с ясными глазами»), где, по словам беотийцев, Геракл воспитал Цербера. Другие места, которые, возможно, также были связаны с выведением Цербера из подземного мира, включают: Иераполис, Феспротия и Эмея около Микен.

Представлено Эврисфею, возвращено в Аид

Согласно некоторым источникам, после того, как Геракл поднял Цербера из подземного мира, он провел захваченного Цербера через Грецию. В Euphorion Геракл повел Цербера через Мидею в Арголиде, когда женщины и дети в страхе наблюдают за ним, и Диодор Сицилийский говорит о Цербере, что Геракл «унес его к изумлению всех и выставил его мужчинам ". Сенека заставляет Юнону жаловаться на Геракла, который «бесцеремонно выставляет напоказ черную собаку по аргосским городам», а Геракла приветствуют увитые лавровым венком толпы, «воспевающие» его.

Затем, согласно Аполлодору, Геракл показал Цербера Эврисфею, как приказал, после чего вернул Цербера в преисподнюю. Однако, согласно Исихию Александрийскому, Цербер сбежал, предположительно вернувшись в подземный мир самостоятельно.

Основные источники

Цербер с обжорами в Данте Третий круг ада. Уильям Блейк.

Самые ранние упоминания о Цербере (ок. 8-7 вв. До н.э.) встречаются в Гомере Илиаде и Одиссее, и Гесиод Теогония. Гомер не называет и не описывает Цербера, а просто ссылается на Геракла, которого Эврисфей послал за «псом Аида», с Гермесом и Афиной в качестве его руководства, и, возможно, ссылаясь на захват Цербера, что Геракл выстрелил в Аида стрелой. Согласно Гесиоду, Цербер был отпрыском монстров Ехидна и Тифон, был пятидесятиголовым, ел сырое мясо и был «гончим с медным голосом». из Аида ", который ласкает тех, кто входит в дом Аида, но ест тех, кто пытается уйти.

Стесихор (ок. 630 - 555 до н.э.) очевидно написал стихотворение под названием Цербер, от которого практически ничего не осталось.. Однако утраченная в начале шестого века до н.э. коринфская чаша из Аргоса, на которой была изображена единственная голова и змеи, растущие из многих мест на его теле, возможно, возникла под влиянием Стесихора. стихотворение. Чаша середины шестого века до нашей эры из Лаконии дает Церберу три головы и змеиный хвост, который в конечном итоге становится стандартным изображением.

Пиндар (ок. 522 - ок. 443 до н. Э.) дал Церберу сто голов. Вакхилид (V век до н.э.) также упоминает Геракла, выводящего Цербера из подземного мира, без дальнейших подробностей. Софокл (ок. 495 - ок. 405 до н. э.) в его Женщины Трахиды делает Цербера трехголовым, а в его Эдипе в Колоне Хор просит, чтобы Эдипу было позволено пройти через врата подземный мир, не потревоженный Цербером, называемый здесь «неукротимым Стражем Аида». Еврипид (ок. 480–406 до н. э.) описывает Цербера как трехголовый и трехтелесный, говорит, что Геракл вошел в подземный мир в Тайнарон, Геракл сказал, что Цербер не был дан ему Персефоной, а, скорее, он сражался и победил Цербера, «ибо мне посчастливилось стать свидетелем обрядов посвященных», очевидный рефери Он ссылается на свое посвящение в Элевсинские мистерии и говорит, что поимка Цербера была последней работой Геракла. В утерянной пьесе Пиртос (приписываемой либо Еврипиду, либо его покойному современнику Критию ) Геракл говорит, что он пришел в подземный мир по команде Эврисфея, который приказал ему вернуть Цербера живым, а не потому, что он хотел чтобы увидеть Цербера, но только потому, что Эврисфей думал, что Геракл не сможет выполнить задачу, и что Геракл «победил зверя» и «получил благосклонность богов».

Цербер и Геракл. Офорт Антонио Темпеста (Италия, Флоренция, 1555–1630). Музей искусств округа Лос-Анджелес.

Платон (ок. 425 - 348 г. до н.э.) ссылается на сложную природу Цербера, цитируя Цербера вместе с Сциллой и Химерой как Пример из «древних басен» существа, состоящего из множества форм животных, «сросшихся в одно». Эйфорион Халкидский (3 век до н.э.) описывает Цербера как имеющего несколько змеиных хвостов и сверкающих, как искры, глаз. из кузнечной кузницы или вулканического камня Гора Этна. От Euphorion также происходит первое упоминание об истории, в которой говорится, что в Heraclea Pontica, где Геракл вывел Цербера из подземного мира, Цербер «извергнул желчь», из которой ядовитый аконит выросло растение.

Согласно Диодору Сицилийскому (I век до н.э.), захват Цербера был одиннадцатым из подвигов Геракла, двенадцатым и последним из них - кражей Яблоки Гесперид. Диодор говорит, что Геракл считал лучшим сначала отправиться в Афины, чтобы принять участие в Элевсинских мистериях, «Мусей, сын Орфея, будучи в то время ответственным за обряды инициации », после чего он вошел в подземный мир,« встреченный как брат Персефоной », и« получив собаку Цербера в цепях, он унес его в изумление всех и показало его мужчинам ».

В Вергилии Энеида (1 век до н.э.), Эней и Сивилла встречаются с Цербером в пещере, где он «пролежал на огромной протяженности», заполнив пещеру «из конца в конец», перекрыв вход в подземный мир. Цербер описывается как «трехгорлый», с «тремя свирепыми пастями», множеством «больших спинок» и змеями, извивающимися вокруг его шеи. Сибилла бросает Церберу буханку, пропитанную медом и травами, чтобы вызвать сон, позволяя Энею войти в подземный мир, и поэтому, очевидно, для Вергилия - в отличие от Гесиода - Цербер охранял подземный мир от входа. Позже Вергилий описывает Цербера в своей кровавой пещере, скрюченного над полугрызенными костями. В его Георгиках Вергилий ссылается на Цербера, его «тройная челюсть открыта» была приручена игрой Орфея на лире.

Гораций (65-8 гг. До н.э.) также относится к Церберу, уступившему Орфесу 'лира, здесь Цербер имеет единственную собачью голову, которая «как у Фурия укреплена сотней змей», с «тройным языком», сочащимся «зловонным дыханием и кровью».

Овидий (43 г. до н. э. - 17/18 н.э.) изо рта Цербера выделяется яд, и, как и у Эйфориона, Цербер является причиной ядовитого растительного аконита. По словам Овидия, Геракл вытащил Цербера из подземного мира, выйдя из пещеры, «где, согласно легенде, растение росло / на почве, зараженной зубами Цербера», и ослепленный дневным светом, Цербер извергнул «ядовитую пену», которая сделал ядовитыми растения аконита.

Цербер и Геракл. Офорт Антонио Темпеста (Италия, Флоренция, 1555–1630). Музей искусств округа Лос-Анджелес.

Сенека в своей трагедии Геркулес Фуренс дает подробное описание Цербера и его поимки. У Цербера Сенеки три головы, змеиная грива и змеиный хвост, три его головы покрыты кровью и облизываются множеством окружающих их змей, а слух настолько острый, что он может слышать «даже призраков». Сенека заставляет Геракла использовать свою львиную шкуру в качестве щита и свою деревянную дубину, чтобы победить Цербера и заставить его подчиниться, после чего Аид и Персефона, трепещущие на своих тронах, позволили Гераклу увести закованного в цепи и покорного Цербера. Но покинув подземный мир, при первом взгляде на дневной свет, испуганный Цербер яростно борется, и Геракл с помощью Тесея (который был пленен Аидом, но освобожден по просьбе Геракла) вытаскивает Цербера на свет. Сенека, как и Диодор, заставляет Геракла выставлять напоказ захваченного Цербера через Грецию.

Цербер Аполлодора имеет три собачьи головы, змею вместо хвоста и головы многих змей на спине. Согласно Аполлодору, двенадцатый и последний труд Геракла состоял в том, чтобы вернуть Цербера из Аида. Геракл сначала пошел к Эвмолпу, чтобы быть посвященным в Элевсинские мистерии. Когда он входит в подземный мир, все мертвые бегут от Геракла, кроме Мелеагра и Горгоны Медузы. Геракл обнажил свой меч против Медузы, но Гермес сказал Гераклу, что мертвые - просто «пустые призраки». Геракл спросил у Аида (здесь называемого Плутоном) Цербер, и Аид сказал, что Геракл может взять Цербер при условии, что он сможет подчинить его, не используя оружия. Геракл нашел Цербера у ворот Ахерона, и, обвив руками Цербера, хотя его укусил змеиный хвост, Геракл сжимал, пока Цербер не сдался. Геракл унес Цербера, показал его Эврисфею, а затем вернул Цербера в подземный мир.

В явно уникальной версии истории, рассказанной в шестом веке нашей эры Псевдо-Нонн, Геракл спустился в Аид, чтобы похитить Персефону, и убил Цербера на обратном пути.

Иконография

Одно из двух самых ранних изображений поимки Цербера (состоящее из пяти последних фигур справа) показывает справа налево: Цербер с единственной головой собаки и змеями, поднимающимися из его головы. тело, убегающее направо, Гермес в характерной шляпе (petasos ) и кадуцей, Геракл, с колчаном на спине, камнем в левой руке и поклоном в правой, богиня, стоя перед престолом Аида, лицом к лицу с Гераклом, и Аид со скипетром бежал налево. Рисунок потерянной коринфской чаши (ок. 590–580 до н. Э.) Из Аргоса.

Поимка Цербера была популярной темой в древнегреческом и римском искусстве. Самые ранние изображения датируются началом шестого века до нашей эры. Одно из двух самых ранних изображений, коринфская чаша (ок. 590–580 до н. Э.) Из Аргоса (ныне утеряна), изображает обнаженного Геракла с колчаном на спине и луком в правой руке, шагающим влево. в сопровождении Гермеса. Геракл угрожает Аиду камнем, который убегает влево, в то время как богиня, возможно, Персефона или, возможно, Афина, стоящая перед троном Аида, предотвращает нападение. Цербер с единственной собачьей головой и змеями, поднимающимися из головы и тела, бежит направо. Справа столбец указывает вход во дворец Аида. Многие элементы этой сцены - Гермес, Афина, Аид, Персефона и колонна или портик - часто встречаются в более поздних работах. Другое самое раннее изображение, фрагмент рельефа питоса с Крита (ок. 590–570 до н.э.), как полагают, изображает единственного Цербера с головой льва и змеей (с открытым ртом)

Лаконская чаша середины шестого века до н.э. добавляет в сцену несколько новых деталей, которые также стали обычными в более поздних работах: три головы, змеиный хвост, цепь Цербера и клуб Геракла. Здесь Цербер имеет три собачьи головы, покрыт лохматой змеиной шерстью и имеет хвост, который заканчивается змеиной головой. Его держит на цепном поводке Геракл, который держит свою палицу над головой.

В греческом искусстве подавляющее большинство изображений Геракла и Цербера встречается на аттических вазах. Хотя на утерянной коринфской чаше изображен Цербер с единственной собачьей головой, а на рельефном фрагменте питоса (ок. 590–570 до н. Э.), По-видимому, изображен единственный львиный Цербер, на Аттике вазная роспись Цербера обычно изображена двумя собаками. головы. В другом искусстве, например в чаше Лаконии, Цербер обычно трехголовый. Иногда в римском искусстве Цербер изображается с большой головой льва в центре и двумя меньшими собачьими головами по бокам.

Геракл с дубиной в правой руке, поднятой над головой и поводком в левой руке, движется впереди двуглавого Цербера с грива по шее и спине и змеиный хвост. Шейная амфора (ок. 530–515 до н. Э.) Из Вульчи (Мюнхен, 1493 г.).

Как и в Коринфской и Лаконской чашах (и, возможно, на рельефном фрагменте пифоса), Цербер часто изображается как наполовину змея. В аттической вазе Цербер обычно изображается со змеей вместо хвоста или хвостом, заканчивающимся головой змеи. Змеи также часто изображаются поднимающимися из различных частей его тела, включая морду, голову, шею, спину, лодыжки и лапы.

Две аттические амфоры из Вульчи: одна (ок. 530–515 гг. До н.э.) (Мюнхен, 1493 г.), другая (ок. 525–510 гг. До н.э.) работы художника Андокида (Лувр F204), помимо обычных двух голов и змеиного хвоста, изображает Цербера с гривой на шее и спине, что является еще одной типичной церберианской чертой аттической вазовой живописи. В амфоре Андокидеса также есть маленькие змеи, вьющиеся из каждой из двух голов Цербера.

Помимо этой львиноподобной гривы и иногда упомянутой выше львиной головы, Цербер иногда изображался с другими львиными чертами. Кувшин (ок. 530–500) изображает Цербера с гривой и когтями, а на камее сардоникса первого века до нашей эры изображен Цербер с львиным телом и лапами. Кроме того, фрагмент известнякового рельефа из Таранто (ок. 320–300 до н. Э.) Показывает Цербера с тремя львиными головами.

Во второй четверти V века до нашей эры захват Цербер исчезает с аттической вазы. После начала третьего века до нашей эры эта тема стала редкостью до римского периода. В римском искусстве пленение Цербера обычно изображается вместе с другими трудами. Геракл и Цербер обычно одни, а Геракл возглавляет Цербера.

Этимология

Цербер и Аид / Серапис. Археологический музей Ираклиона, Крит, Греция.

Этимология имени Цербера неясна. Огден называет попытки установить индоевропейскую этимологию «еще не успешными». Утверждается, что это связано со санскритским словом सर्वरा sarvarā, используемым как эпитет одной из собак Ямы, из протоиндоевропейского слово * k̑érberos, что означает «пятнистый». Линкольн (1991), среди прочих, критикует эту этимологию. Линкольн отмечает сходство между Цербером и норвежской мифологической собакой Гармром, связывая оба имени с протоиндоевропейским корнем * ger- «рычать» (возможно, с суффиксами - * m / * b и - * r). Однако, как отмечает Огден, этот анализ фактически требует, чтобы Kerberos и Garmr произошли от двух разных индоевропейских корней (* ker- и * gher- соответственно), и поэтому фактически не устанавливает отношения между двумя именами.

Хотя, вероятно, не греческие, но греческие этимологии Цербера были предложены. Этимология, данная Сервием (комментатором Вергилием в конце четвертого века), но отвергнутая Огденом, происходит от греческого слова креоборос, означающего «пожирающий плоть». Другая предполагаемая этимология берет начало от слова «Ker berethrou», что означает «зло ямы».

Цербер рационализировал

По крайней мере, еще в 6 веке до нашей эры некоторые древние писатели пытались объяснить различные фантастические черты греческой мифологии; включены различные рационализированные версии истории Цербера. Самый ранний такой отчет (конец VI века до нашей эры) - это запись Гекатея Милетского. По его словам, Цербер был вовсе не собакой, а просто большой ядовитой змеей, обитавшей на Тайнароне. Змея называли «псом Аида» только потому, что любой, кого она укусила, немедленно умирал, и именно эту змею Геракл принес Эврисфею. Географ Павсаний (сохраняющий для нас версию истории Гекатея) указывает, что, поскольку Гомер не описывает Цербера, версия Гекатея не обязательно противоречит Гомеру, поскольку гомеровская «Собака Аида» на самом деле не может относиться к настоящая собака.

Согласно другим рациональным источникам, Цербер выглядит как нормальная собака. Согласно Палафату (4 век до н.э.) Цербер был одной из двух собак, охранявших скот Гериона, другой - Ортрус. Герион жил в городе под названием Трикраниум (по-гречески Tricarenia, «Трехголовый»), от которого и Цербер, и Герион стали называться «трехглавым». Геракл убил Орта и прогнал скот Гериона, а Цербер последовал за ним. Молосс, микенец, предложил купить Цербера у Эврисфея (предположительно, получив собаку вместе со скотом от Геракла). Но когда Эврисфей отказался, Молосс украл пса и запер его в пещере в Тайнароне. Эврисфей приказал Гераклу найти Цербера и вернуть его. Обыскав весь Пелопоннес, Геракл нашел место, где, как говорилось, держали Цербера, спустился в пещеру и поднял Цербера, после чего было сказано: «Геракл спустился через пещеру в Аид и поднял Цербера».

В рационализированном отчете Филохора, в котором Геракл спасает Тесея, Перифий съеден Цербером. В этой версии истории Аидоней (то есть «Аид») - смертный царь молосян с женой по имени Персефона, дочерью по имени Коре (другое имя богини Персефоны) и большим смертный пес по кличке Цербер, с которым должны были драться все женихи его дочери. После похищения Хелен, чтобы стать женой Тесея, Тесей и Перифос пытаются похитить Коре для Перифоса, но Эйдоней ловит двух героев, заключает в тюрьму Тесея и кормит Перифоса Церберу. Позже, будучи гостем Айдонея, Геракл просит Айдонея освободить Тесея в качестве услуги, которую Эйдоней предоставляет.

Грек 2-го века нашей эры, известный как Гераклит, парадоксограф (не путать с греческим философом V века до нашей эры Гераклит ) - утверждал, что у Цербера было два щенки, которые никогда не уходили от своего отца, из-за чего Цербер казался трехголовым.

Цербер аллегорически

Вергилий, кормящий землю Цербера, в Третьем круге ада. Иллюстрация из «Инферно» Данте, написанная Гюставом Доре.

Сервием, средневековым комментатором Вергилия Энеиды, имя Цербера произошло от греческого слова креоборос, означающего « пожирающий плоть »(см. выше) и считал, что Цербер символизировал землю, пожирающую трупы, а победа Геракла над Цербером представляла его победу над земными желаниями. Позже мифограф Фульгентий аллегорически изображает три головы Цербера как олицетворение трех истоков человеческих раздоров: «природу, причину и случайность» и (опираясь на ту же пожирающую плоть этимологию, что и Сервий) как символизирующие: три возраста - младенчество, юность и старость, в которых смерть входит в мир ». Византийский историк и епископ Евсевий писал, что Цербер был изображен с тремя головами, потому что положение солнца над землей - три: восход, полдень и закат.

Более поздние Мифографы Ватикана повторяют и расширяют традиции Сервия и Фульгентия. Все три мифографа Ватикана повторяют происхождение Сервием имени Цербера от креобороса. Второй мифограф Ватикана повторяет (почти дословно) то, что Фульгентий говорил о Цербере, в то время как Третий мифограф Ватикана в другом отрывке, очень похожем на Фугентия, говорит (более конкретно, чем Фугентий), что для «философов» Цербер представлял ненависть, его три головы символизируют три вида человеческой ненависти: естественную, причинную и случайную (т. е. случайную).

Второй и третий мифографы Ватикана отмечают, что три брата Зевс, Посейдон и Аид имеют трехчастный характер. знаки отличия, ассоциирующие трехголовый Цербер Аида, Зевса 'трехзубую молнию и трехзубый трезубец Посейдона, в то время как Третий мифограф Ватикана добавляет, что «некоторые философы думают о Цербер как трехчастная земля: Азия, Африка и Европа. Эта земля, поглощая тела, отправляет души в Тартар ».

Вергилий описал Цербера как« хищного »(слава Rabida), а хищный Цербер стал пословицей.. Таким образом, Цербер стал символом алчности, и поэтому, например, в Данте Инферно, Цербер помещен в Третий круг ада, охраняя обжор, где он «раздирает духи, снимают кожу и четвертят их », и Данте (возможно, повторяя ассоциацию Сервия Цербея с землей) велит своему наставнику Вергилию брать пригоршни земли и бросать их в« хищные глотки »Цербера.

Созвездие Цербера

Созвездие

В созвездии Цербера, представленном Иоганном Гевелием в 1687 году, Цербер изображен в виде трехголовой змеи, которую держит в руке Геркулес (ранее эти звезды имели изображался как ветвь дерева, на котором росли Яблоки Гесперид ).

Змеиный род

В 1829 году французский натуралист Жорж Кювье дал имя Цербер к роду азиатских змей, которых обычно называют «водными змеями с собачьим лицом» на английском языке.

См. Также

Не es

Ссылки

Внешние ссылки

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Цербер ». Encyclopædia Britannica (11-е изд.). Cambridge University Press.

Найдите Cerberus или Κέρβερος в Wiktionary, бесплатном словаре.
  • СМИ, связанные с Цербер (мифология) в Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-14 03:22:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте