Тифон

редактировать
Эта статья о Тифоне в греческой мифологии. Для использования в других целях, см Тифон (значения). Не путать с Тайфуном. Зевс целится своей молнией в крылатого змеиногого Тифона. Халкидийская чернофигурная гидрия (ок. 540–530 до н. Э.), Staatliche Antikensammlungen (инв. 596).

Тифон ( / т aɪ е ɒ п, - е ən / ; греческий : Τυφῶν, [typʰɔːn] ),также Typhoeus ( / т aɪ е я ə с / ; Τυφωεύς), Typhaon ( Τυφάων) или Typhos ( Τυφώς), была чудовищная серпантин гигантская и один из самых опасных существ в греческой мифологии. Согласно Гесиоду, Тифон был сыном Геи и Тартара. Однако в одном источнике Тифон является сыном только Геры, в то время как другой делает Тифона потомком Кроноса. Тифон и его подруга Ехидна были прародителями многих известных монстров.

Тифон попытался свергнуть Зевса ради господства над космосом. Эти двое вели катастрофическую битву, которую Зевс, наконец, выиграл с помощью своих ударов молнии. Побежденный, Тифон был брошен в Тартар или похоронен под горой Этна, или, согласно более поздним сообщениям, на острове Искья.

Мифология Тифона является частью греческого мифа о престолонаследии, который объясняет, как Зевс стал править богами. История Тифона также связана с историей Пифона (змея, убитого Аполлоном ), и обе истории, вероятно, заимствованы из нескольких ближневосточных предков. Тифон (с 500 г. до н.э.) также отождествлялся с египетским богом разрушения Сетом. В более поздних рассказах Тифона часто путали с гигантами.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Мифология
    • 1.1 Рождение
    • 1.2 Описание
    • 1.3 Потомство
    • 1.4 Битва с Зевсом
      • 1.4.1 Nonnus игровая Деяния Диониса
    • 1.5 Захоронение и причина вулканической активности
      • 1.5.1 Этна и Искья
      • 1.5.2 Беотия
    • 1.6 "Кушетка Тифа"
  • 2 Имя
  • 3 Сравнительная мифология
    • 3.1 Миф о наследовании
    • 3.2 Python
    • 3.3 Ближневосточное влияние
      • 3.3.1 Месопотамия
        • 3.3.1.1 Нинурта против Асага
        • 3.3.1.2 Нинурта против Анзу
        • 3.3.1.3 Мардук против Тиамат
      • 3.3.2 Монтировать Касиос
        • 3.3.2.1 Баал Сапон против Ямма
        • 3.3.2.2 Тархунна против Иллуянки
        • 3.3.2.3 Тешуб против Хедамму и Улликумми
      • 3.3.3 Установить
  • 4 Спутать с гигантами
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Мифология

Рождение

По словам Гесиода «s Теогония (. С 8 - 7 века до н.э.), Тифон был сын Геи (Земли) и Тартар :«когда Зевс загнал титаны с неба, огромная земля родила ее младшим ребенок Typhoeus любви Тартара, с помощью золотой Афродиты ». Мифограф Аполлодор (1-й или 2-й век нашей эры) добавляет, что Гайя родила Тифона в гневе на богов за то, что они уничтожили ее потомство гигантов.

Во многих других источниках упоминается Тифон как потомок Гайи, или просто «рожденный на земле», без упоминания Тартара. Однако, согласно гомеровскому гимну Аполлону (VI век до н.э.), Тифон был ребенком только Геры. Гера, рассерженная на Зевса за то, что он сам родила Афину, молилась Гее, Урану и титанам, чтобы дать ей сына более сильного, чем Зевс, затем ударила по земле и забеременела. Гера отдала младенца Тифона змею Пифону, чтобы тот вырастил его, и Тифон вырос и стал великим проклятием для смертных.

Изображение Вацлава Холлара

В нескольких источниках указано место рождения и проживания Тифона в Киликии и, в частности, в окрестностях древнего киликийского прибрежного города Корикус (современный Кызкалеси, Турция). Поэт Пиндар (ок. 470 г. до н.э.) называет Тифона «Киликийским» и говорит, что Тифон родился в Киликии и вырос в «знаменитой Киликийской пещере», что является очевидным намеком на Корикийскую пещеру в Турции. В « Связанном Прометеем» Эсхила Тифон назван «обитателем Киликийских пещер», и как у Аполлодора, так и у поэта Нонна (4 или 5 век нашей эры) Тифон родился в Киликии.

В схолии b к Илиаде 2.783, сохраняющей, возможно, орфическую традицию, Тифон родился в Киликии как потомок Кроноса. Гайя, разгневанная гибелью гигантов, клевещет на Зевса Гере. Итак, Гера идет к отцу Зевса Кроносу (которого Зевс свергнул), и Кронос дает Гере два яйца, смазанных его собственной спермой, говоря ей, чтобы она похоронила их под землей, и что от них родится тот, кто свергнет Зевса. Гера, рассерженная на Зевса, закапывает яйца в Киликии «под Аримоном», но когда рождается Тифон, Гера, теперь примирившаяся с Зевсом, сообщает ему.

Описания

Согласно Гесиоду, Тифон был «ужасным, жестоким и беззаконным», чрезвычайно могущественным, и на его плечах было сто змеиных голов, которые испускали огонь и всевозможные звуки:

Его руки были сильны во всем, что он делал, и ноги сильного бога были неутомимы. Из его плеч росла сотня голов змеи, страшного дракона, с темными, мерцающими языками, и из-под бровей его глаз в его чудесных головах вспыхивал огонь, и огонь горел из его голов, когда он смотрел. И во всех его ужасных головах раздавались голоса, которые издавали всевозможные невыразимые звуки; ибо в одно время они издавали такие звуки, которые понимали боги, но в другое время - шум быка, громко ревущий в гордой неуправляемой ярости; а в другом - звук безжалостного сердца льва; а в другом - звуки, похожие на звуки щенков, приятно слышать; и снова, в другом, он шипел, так что высокие горы отражались эхом.

Гомеровский гимн Аполлон описывает Тифон, как «упали» и «жестокие», и, как ни боги, ни люди. В трех стихотворениях Пиндара Тифон является стоголовым (как в Гесиоде), тогда как в четвертой, очевидно, ему дается только пятьдесят голов, но сто голов для Тифона стало стандартом. Chalcidian гидрия (с. 540-530 до н.э.), изображает Тифон в виде крылатого гуманоида от талии, с двумя змеиными хвостами ниже. Эсхил называет Тифона «огнедышащим». Для Никандра (2 век до н.э.) Тифон был чудовищем огромной силы и странной внешности, с множеством голов, рук и крыльев, а также с огромными змеиными кольцами, выходящими из его бедер.

Иллюстрация с Тифоном из « Эдипа Эгиптиакус» Афанасия Кирхера, 1652 г.

Аполлодор описывает Тифона как огромного крылатого монстра, чья голова «коснулась звезд», человеческого в форме выше пояса, со змеиными кольцами внизу и пламенем, сверкающим из его глаз:

По размеру и силе он превосходил все потомство Земли. Что касается бедер, то он имел человеческую форму и такую ​​огромную массу, что превосходил все горы, и его голова часто касалась звезд. Одна его рука протянулась к западу, а другая - к востоку, и из них высыпали сотни голов драконов. От бедер вниз у него были огромные змеиные клубки, которые, когда их вытягивали, доходили до самой его головы и издавали громкое шипение. Его тело было полностью крылатым: взлохмаченные волосы развевались ветром с его головы и щек; и огонь вспыхнул из его глаз.

Наиболее сложное описание Тифона находится в Nonnus «s Деяния Диониса. Нонн делает многочисленные ссылки на змеиную природу Тифона, давая ему «запутанную армию змей», змеиные ноги и волосы. По словам Ноннуса, Тифон был «изрыгающей яд гадюкой», чей «каждый волосок изрыгнул ядовитый яд», а Тифон «извергал ливни яда из своего горла; горные потоки раздувались, когда чудовище проливало фонтаны из змейки. щетина его высокой головы », и« водяные змеи змееподобных ног чудовища заползают в подземные пещеры, выплевывая яд! ».

Вслед за Гесиодом и другими, Нонн дает Тифону множество голов (хотя и не подтвержденных), но помимо змеиных голов Нонн также дает Тифону множество голов других животных, включая леопардов, львов, быков, кабанов, медведей, крупного рогатого скота, волков и собак, которые объединяются, чтобы сделать «крики всех диких зверей вместе» и «череду кричащих звуков». Нонн также дает Тифону «бесчисленные легионы оружия», и если Никандр только сказал, что у Тифона «много» рук, а Овидий дал Тифону сто рук, Нонн дает Тифону двести.

Потомство

По словам Гесиода «s Теогония, Тифон„присоединились в любви“к ехиден, чудовищной половинной женщине и наполовину змее, которая родила Тифон„свирепое потомство“. Во-первых, согласно Гесиоду, был Ортр, двуглавый пес, охранявший скот Гериона, второй Цербер, многоголовый пес, охранявший врата Аида, и в-третьих, Лернейская Гидра, многоголовый змей, который, когда один из его голов было отрезано, выросли еще две. Далее в Теогонии упоминается двусмысленная «она», которая может относиться к Ехидне, как к матери Химеры (огнедышащего зверя, который был наполовину львом, наполовину козлом и имел змееголовый хвост), а Тифон тогда был отцом..

Упоминая Цербера и «других монстров» как потомков Ехидны и Тифона, мифограф Акусилай (6 век до н.э.) добавляет кавказского орла, съевшего печень Прометея. Мифограф Афинский Ферекид (V век до н.э.) также называет орла Прометея и добавляет Ладона (хотя Ферекид не использует это имя), дракона, охранявшего золотые яблоки в саду Гесперид (согласно Гесиоду, потомку Гесиода). Чето и Форцис). Лирический поэт Ласус Гермионский (6 век до н.э.) добавляет Сфинкса.

Более поздние авторы в основном сохраняют эти потомки Тифона от Ехидны, добавляя другие. Аполлодор, в дополнение к названию своего потомка Ортрусом, Химерой (цитируя Гесиода в качестве источника), Кавказского Орла, Ладона и Сфинкса, также добавляет Немейского льва (мать не указана) и Кроммионскую свинью, убитую герой Тесей (не упоминается Гесиодом).

Гигин (I век до н.э.) в своем списке потомков Тифона (все от Ехидны) сохраняет из вышеперечисленного: Цербер, Химеру, Сфинкса, Гидру и Ладон, и добавляет «Горгону» (под которой Гигин означает мать. из медузы, в то время как Гесиод три горгонов, из которых Medusa был один, были дочери Кеты и Форкий), в Колхидском драконе, который охранял Золотое руно и Сцилл. В Гарпии, у Гесиода дочери тавмант и Oceanid Электра, в одном источнике, как говорят, дочери Тифона.

Морские змеи, напавшие на троянского жреца Лаокоона во время Троянской войны, вероятно, должны были быть потомками Тифона и Ехидны. По словам Гесиода, побежденный Тифон - отец разрушительных штормовых ветров.

Битва с Зевсом

Тифон бросил вызов Зевсу за власть космоса. Самое раннее упоминание о Тифоне и его единственное появление у Гомера - это мимолетная ссылка в Илиаде на Зевса, ударившего о землю вокруг того места, где лежит побежденный Тифон. Гесиод «s Теогония дает первый счет их битвы. По словам Гесиода, без быстрых действий Зевса Тифон «стал бы править смертными и бессмертными». В Теогонии Зевс и Тифон встречаются в катастрофическом конфликте:

[Зевс] гремел сильно и сильно: и земля вокруг ужасно гудела, и широкое небо вверху, и море, и потоки Океана, и нижние части земли. Великий Олимп покачнулся под божественными ногами царя, когда он встал, и земля вздохнула. И через них двоих жар овладел темно-синим морем, сквозь гром и молнии, и через огонь чудовища, и палящие ветры и пылающие молнии. Вся земля закипела, и небо, и море; и длинные волны бушевали по пляжам вокруг и вокруг, под натиском бессмертных богов; и поднялась бесконечная дрожь. Аид дрожал там, где он правит мертвыми внизу, и титанами под властью Тартара, живущими с Кроносом, из-за непрекращающегося шума и ужасной борьбы.

Зевс с его молнией легко побеждает Тифона, который падает на землю в огненном грохоте:

Итак, когда Зевс поднял свою мощь и схватил его за руки, гром, молнию и мрачную молнию, он спрыгнул с Олимпа, ударил его и сжег все чудесные головы чудовища вокруг себя. Но когда Зевс победил его и ударил его ударами, Тифей был сброшен, искалеченный обломки, так что огромная земля застонала. И пламя вырвалось из пораженного громом повелителя в темных скалистых ущельях горы, когда он был поражен. Большая часть огромной земли была выжжена ужасным паром и расплавилась, как плавится олово, когда люди нагревали ее в тиглях с каналом; или как железо, самое твердое из всех вещей, укорачивается раскаленным огнем в горных долинах и тает на божественной земле силой Гефеста. Но даже в этом случае земля таяла в сиянии пылающего огня.

Побежденный Тифон брошен в Тартар разгневанным Зевсом.

Эпименид (7 или 6 век до н.э.), по-видимому, знал другую версию истории, в которой Тифон входит во дворец Зевса, пока Зевс спит, но Зевс просыпается и убивает Тифона ударом молнии. Пиндар, по- видимому, знал о традиции, согласно которой боги, чтобы спастись от Тифона, превращались в животных и бежали в Египет. Пиндар называет Тифона «врагом богов» и говорит, что он был побежден ударом молнии Зевса. В одном стихотворении Пиндар держит Тифона в плену у Зевса под Этной, а в другом говорит, что Тифон «лежит в ужасном Тартаре», раскинувшемся под землей между Этной и Кумами. В « Связанном Прометеем» Эсхила «шипящий» Тифон, его глаза сверкали, «противостоял всем богам», но «недремлющая стрела Зевса» поразила его, и «он был сожжен дотла, и его сила вырвалась из него молнией. болт."

Согласно Ферекиду Афинскому, во время битвы с Зевсом Тифон сначала бежит на Кавказ, который начинает гореть, а затем на вулканический остров Питекуссы (современная Искья ) у побережья Кумы, где он похоронен под островом. Аполлоний Родосский (3-й век до н.э.), как и Ферекид, представляет собой многоступенчатую битву, в которой Тифон поражен молнией Зевса на горе Кавказ, прежде чем он убежит в горы и равнину Нисы и закончится (как уже упоминалось в греческий историк Геродот, пятый век до нашей эры), похоронен под озером Сербонис в Египте.

Подобно Пиндару, у Никандра есть все боги, но Зевс и Афина превращаются в животных форм и бегут в Египет: Аполлон стал ястребом, Гермес - ибисом, Арес - рыбой, Артемида - кошкой, Дионис - козлом, Геракл - оленем, Гефест - ибисом. вол, а Лето мышь.

Географ Страбон (ок. 20 г. н.э.) указывает несколько мест, которые были связаны с битвой. Согласно Страбону, Тифон перерезал серпантинный канал реки Оронт, которая текла под сирийской горой Касиос (современный Джебель-Акра ), спасаясь от Зевса, и некоторые устроили битву при Катакомене («Сожженная земля»). вулканическая равнина в верховьях реки Гедиз, между древними царствами Лидия, Мисия и Фригия, недалеко от горы Тмол (современный Боздаг) и Сард, древней столицы Лидии.

В версиях битвы, данных Гесиодом, Эсхилом и Пиндаром, поражение Зевса над Тифоном несложно, однако более сложная версия битвы дана Аполлодором. Ни один ранний источник не дает никаких оснований для конфликта, но отчет Аполлодора, по-видимому, подразумевает, что Тифон был создан Гайей, чтобы отомстить за разрушение Зевсом и другими богами Гигантов, предыдущего поколения потомков Гайи. Согласно Аполлодору, Тифон, «бросая раскаленные камни», атаковал богов «с шипением и криками, извергая изо рта огромную струю огня». Увидев это, боги превратились в животных и бежали в Египет (как в Пиндаре и Никандре). Однако «Зевс ударил Тифона на расстоянии с молниями, и с близкого расстояния поразил его адамантиновым серпом» Раненый, Тифон бежал к сирийской горе Касиос, где Зевс «схватился» с ним. Но Тифон, обвивая свои змеиные кольца вокруг Зевса, смог вырвать серп и отрезать сухожилия на руках и ногах Зевса. Тифон перенес инвалида Зевса через море в пещеру Корики в Киликии, где он поставил змею Дельфину охранять Зевса и его отрезанные сухожилия, которые Тифон спрятал в медвежьей шкуре. Но Гермес и Эгипан (возможно, другое название Пана ) украли сухожилия и вернули их Зевсу. Его сила восстановилась, Зевс преследовал Тифона до горы Ниса, где Мойры обманом заставили Тифона съесть «эфемерные плоды», которые ослабили его. Затем Тифон бежал во Фракию, где он бросил горы в Зевса, которые были обращены против него ударом молнии Зевса, а гора, на которой стоял Тифон, залитая кровью Тифона, стала известна как гора Гемус (Кровавая гора). Затем Тифон сбежал на Сицилию, где Зевс бросил гору Этна на вершину Тифона, похоронив его, и, наконец, победил его.

Оппиан (2 век нашей эры) говорит, что Пан помог Зевсу в битве, обманув Тифона, чтобы тот вышел из его логова на открытое пространство, «обещанием пиршества с рыбой», что позволило Зевсу победить Тифона своими молниями.

Nonnus в Деяния Диониса

Самый длинный и наиболее активное участие версия появится в боевых Nonnus «s Деяния Диониса ( в конце четвёртой или в начале пятого века нашей эры). Зевс прячет свои молнии в пещере, чтобы соблазнить девушку Плуто и таким образом произвести Тантал. Но дым, поднимающийся от молний, ​​позволяет Тифону под руководством Гайи найти оружие Зевса, украсть его и спрятать в другой пещере. Сразу же Тифон протягивает «свои карабкающиеся руки ввысь» и начинает долгую и согласованную атаку на небеса. Затем, «покидая воздух», он направляет свою атаку на моря. Наконец Тифон пытается использовать молнии Зевса, но они «почувствовали руки новичка, и все их мужественное пламя было безлюдным».

Теперь сухожилия Зевса каким-то образом - Нонн не говорит, как и когда - упали на землю во время их битвы, и Тифон тоже взял их. Но Зевс вместе с Кадмом и Паном разрабатывает план, чтобы обмануть Тифона. Кадм, замаскированный под пастуха, очаровывает Тифона, играя на свирели, а Тифон, доверяя громовые стрелы Гайе, намеревается найти источник музыки, которую он слышит. Найдя Кадма, он бросает ему вызов на соревнование, предлагая Кадму любую богиню в качестве жены, кроме Геры, которую Тифон зарезервировал для себя. Затем Кадм говорит Тифону, что, если бы ему понравилась «мелодия» его свирелей, то ему бы понравилась музыка его лиры - если бы только она могла быть нанизана на сухожилия Зевса. Итак, Тифон извлекает сухожилия и отдает их Кадму, который прячет их в другой пещере, и снова начинает играть на своих чарующих свирелях, так что «Тифон отдал всю свою душу Кадмосу для очаровательной мелодии».

Когда Тифон отвлекся, Зевс забирает свои молнии. Кадм перестает играть, и Тифон, освобожденный от заклинания, бросается обратно в свою пещеру, чтобы обнаружить, что молнии исчезли. Гневный Тифон обрушивает на мир опустошение: животные пожираются (каждая из множества голов животных Тифона поедает животных своего вида), реки обращаются в пыль, моря превращаются в сушу, а земля «разоряется».

День заканчивается, когда Тифон еще не оспорен, и пока другие боги «ходили по безоблачному Нилу», Зевс всю ночь ждет наступающего рассвета. Победа «упрекает» Зевса, призывая его «встать на защиту своих детей!» Наступает рассвет, и Тифон бросает вызов Зевсу. И начинается катастрофическая битва за «скипетр и трон Зевса». Тифон нагромождает горы как зубчатые стены и со своими «бесчисленными вооруженными легионами» обрушивает залп за залпом деревьев и камней на Зевса, но все они уничтожаются, или отбрасываются в сторону, или уклоняются, или отбрасываются на Тифона. Тифон бросает потоки воды в молнии Зевса, чтобы погасить их, но Зевс может отрезать некоторые руки Тифона «ледяными залпами воздуха, как ножом», а метание молний может сжечь больше «бесконечных рук» Тифона., и отрезал некоторые из его «бесчисленных голов». На Тифона нападают четыре ветра и «ледяные залпы зазубренных градин». Гайя пытается помочь своему обгоревшему и замерзшему сыну. Наконец Тифон падает, и Зевс выкрикивает длинный поток насмешливых насмешек, говоря Тифону, что его следует похоронить под холмами Сицилии, с кенотафом над ним, на котором будет написано: «Это курган Тифея, сына Земли, который когда-то хлестал небо камнями, и огонь небесный сжег его ».

Захоронение и причина вулканической активности

Этна и Искья

Согласно большинству источников, побежденный Тифон похоронен либо под горой Этна на Сицилии, либо на вулканическом острове Искья, самом большом из Флегрейских островов у побережья Неаполя, причем Тифон был причиной извержений вулканов и землетрясений.

Хотя Гесиод приказал Зевсу просто бросить Тифона в Тартар, некоторые читали ссылку на гору Этна в описании Гесиода падения Тифона:

И пламя вырвалось из пораженного громом повелителя в темных скалистых ущельях горы, когда он был поражен. Большая часть огромной земли была выжжена ужасным паром и расплавилась, как плавится олово, когда люди нагревали ее в тиглях с каналом; или как железо, самое твердое из всех вещей, укорачивается раскаленным огнем в горных долинах и тает на божественной земле силой Гефеста. Но даже в этом случае земля таяла в сиянии пылающего огня.

Первые упоминания о Тифоне, погребенном под Этной, а также о причине его извержений, встречаются в Пиндаре:

Сын Кроноса, ты, держащий Этну, несущую ветром тяжесть ужасного стоголового Тифона,

а также:

среди них есть тот, кто лежит в ужасном Тартаре, этот враг богов, Тифон с его сотней голов. Когда-то знаменитая Киликийская пещера питала его, но теперь опоясанные морем скалы над Кумами и Сицилией тяжело лежат на его мохнатой груди. И небесный столп удерживает его, заснеженную Этну, круглогодичную кормилицу лютого холода, из самых сокровенных пещер которой извергаются чистейшие потоки неприступного огня. Днем ее реки выпускают огненный поток дыма, а в темноте ночи багровое пламя с грохотом швыряет камни в глубокую морскую равнину. Это чудовище выпускает самые ужасные струи огня; это изумительное чудо видеть, и чудо даже слышать о людях. Такое существо приковано под темными и покрытыми листвой высотами Этны и под равниной, и его кровать царапает и раздражает всю длину его спины, прижатой к ней.

Таким образом, у Пиндара есть Тифон в Тартаре, и он похоронен не только под Этной, но и под обширной вулканической областью, простирающейся от Сицилии до Кум (в окрестностях современного Неаполя ), региона, который предположительно также включал гору Везувий, а также Искью.

Во многих последующих отчетах упоминается Этна или Искья. В « Связанном Прометеем» Тифон заточен под Этной, в то время как над ним Гефест «молотит расплавленную руду», и в своей ярости «обугленный» Тифон заставляет изливаться «реки огня». Овидий имеет Тифон погребен под всеми Сицилии, с его левой и правой рукой под Pelorus и Pachynus, его нога под Lilybaeus, и его голова под Этной; где он «извергает пламя из свирепого рта». И Валериус Флаккус держит голову Тифона под Этной, и вся Сицилия потрясена, когда Тифон "борется". Ликофрон похоронил Тифона и Гигантов под островом Искья. Вергилий, Силий Италик и Клавдиан, называющие остров «Инариме», похоронили там Тифона. Страбон, называющий Искью «Pithecussae», сообщает «миф» о том, что там был похоронен Тифон, и что когда он «поворачивает свое тело, из него вырываются огонь и вода, а иногда даже небольшие острова с кипящей водой».

Помимо Тифона, под горой Этна были похоронены и другие мифологические существа, являющиеся причиной ее вулканической активности. В частности, Гигант Энцелад был погребен под Этной, извержения вулкана были дыханием Энцелада, а его сотрясения были вызваны тем, что Гигант перекатывался из стороны в сторону под горой. Также говорят, что под Этной были похоронены Сотник Бриарей и Астеропус, который, возможно, был одним из циклопов.

Беотия

Место последнего упокоения Тифона, по-видимому, также находилось в Беотии. Hesiodic Щит Геракла названий горы возле Фив Typhaonium, возможно, отражает раннюю традицию, которая также была Тифон погребены под Беотии горы. И некоторые, по-видимому, утверждали, что Тифон был похоронен под горой в Беотии, откуда исходили испарения огня.

"Кушетка Тифа"

Гомер описывает место, которое он называет «ложе [или ложе] Тифея», которое он находит в стране аримоев ( εἰν Ἀρίμοις), где Зевс хлестает землю вокруг Тифея своими молниями. Предположительно, это та же самая земля, где, согласно Гесиоду, подруга Тифона Ехидна охраняет «в Ариме » ( εἰν Ἀρίμοισιν).

Но ни Гомер, ни Гесиод больше ничего не говорят о том, где могут быть эти Аримои или эта Арима. Вопрос о том, имелось ли в виду историческое место и его возможное местонахождение, с древних времен был предметом споров и споров.

Страбон подробно обсуждает этот вопрос. Несколько мест, Киликии, Сирии, Лидии и острова Искья, все места, связанные с Тифоном, Страбон назвал возможными местами для Гомеровского «Аримои».

Киликийский Тифон Пиндара был убит Зевсом «среди аримоев», а историк Каллисфен (4 век до н.э.) расположил Аримои и горы Арима в Киликии, недалеко от реки Каликадн, Корикианской пещеры и промомаля Сарпедона. В схолии b к Илиаде 2.783, упомянутой выше, говорится, что Тифон родился в Киликии «под Аримоном», а Нонн упоминает «окровавленную пещеру Аримы» Тифона в Киликии.

Прямо через залив Исса от Корика, в древней Сирии, находились гора Касиос (современный Джебель-Акра ) и река Оронт, места, связанные с битвой Тифона с Зевсом, и, согласно Страбону, историк Посидоний (ок. II в. До н. Э.) Arimoi с Aramaeans Сирии.

В качестве альтернативы, согласно Страбону, некоторые поместили аримоев в Катакомене, в то время как Ксанф Лидийский (V век до н.э.) добавил, что там правил «некий Арим». Страбон также сообщает нам, что для «некоего» гомеровского «ложе Тифона» было расположено «в лесу, на плодородной земле Гайда», причем Гайд - это другое название Сарды (или ее акрополя), а Деметрий Скепсис ( 2 век до н.э.) считал, что аримои наиболее вероятным образом находились «в стране катакоменов в Мизии». Поэт III века до нашей эры Ликофрон разместил в этом регионе логово подруги Тифона Ехидны.

Еще одно место, упомянутое Страбоном как связанное с Аримой, - это остров Искья, куда, по словам Ферекида Афинского, бежал Тифон, и в районе, где Пиндар и другие говорили, что Тифон был похоронен. Связь с Аримой происходит от греческого названия острова Pithecussae, которое происходит от греческого слова «обезьяна», и, согласно Страбону, жители острова говорили, что «аримой» также было этрусским словом для обозначения обезьян.

Имя

Имя Тифона имеет несколько вариантов. Самые ранние формы, Typhoeus и Typhaon, встречаются до V века до нашей эры. Гомер использует Тифей, Гесиод и Гомеровский гимн Аполлону используют как Тифей, так и Тифон. Более поздние формы Typhos и Typhon возникают с V века до нашей эры, а к концу этого века Typhon стал стандартной формой.

Хотя было предложено несколько возможных производных имени Тифон, происхождение остается неопределенным. В соответствии с тем, что Гесиод создавал штормовые ветры, потомство Тифона, некоторые предполагали, что Тифон изначально был богом ветра, и древние источники связывали его с греческими словами tuphon, tuphos, означающими «вихрь». Другие теории включают происхождение от греческого корня, означающего «дым» (что согласуется с отождествлением Тифона с вулканами), от индоевропейского корня (* dhuH -), означающего «бездна» (что делает Тифона «Змеем глубин»), и от Сапын - финикийское имя священной горы угаритского бога Баала Джебель-Акра (классическая гора Касиос), связанного с эпитетом Бааль Сапун.

Название могло повлиять на персидское слово tūfān, которое является источником метеорологического термина тайфун.

Сравнительная мифология

Миф о наследовании

Тифономахия - битва Зевса с Тифоном и его поражение - это лишь одна часть более крупного «Мифа о наследовании», изложенного в « Теогонии » Гесиода. Гесиодический миф о преемственности описывает, как Уран, изначальный правитель космоса, спрятал свое потомство внутри Гайи, но был свергнут своим сыном- титаном Кроносом, который кастрировал Уран, и как, в свою очередь, Кронос, который проглотил своих детей, когда они родились. Сам был свергнут своим сыном Зевсом, мать которого дала Кроносу камень, завернутый в пеленки, чтобы проглотить, вместо Зевса. Однако Зевс затем сталкивается с одним последним противником, Тифоном, которого он быстро побеждает. Теперь явно верховная власть в космосе, Зевс избран царем богов. Затем Зевс устанавливает и защищает свое царство, распределяя различные функции и обязанности между другими богами и посредством брака. Наконец, проглотив свою первую жену Метиду, которой было суждено произвести на свет сына более сильного, чем он сам, Зевс может положить конец циклу наследования.

Python

История Тифона, кажется, связана с историей другого чудовищного отпрыска Гайи: Пифона, змея, убитого Аполлоном в Дельфах, что предполагает возможное общее происхождение. Помимо сходства имен, их общего происхождения и того факта, что оба были змеиными монстрами, убитыми в единоборстве с олимпийским богом, существуют и другие связи между историями, окружающими Тифона, и историями, окружающими Питона.

Хотя Дельфийское чудовище, убитое Аполлоном, обычно считается змеем-самцом Пифоном, в Гомеровском гимне Аполлону, самом раннем повествовании этой истории, бог убивает безымянную змею ( дракаину ), впоследствии названную Дельфиной, которая была Приемная мать Тифона. Дельфина и Ехидна, помимо того, что обе тесно связаны с Тифоном - одна как мать, другая как супруга, имеют и другие сходства. Оба были наполовину горничной и наполовину змеей, чумой для мужчин и связанной с Корикианской пещерой в Киликии.

Возможно, Питон был связан с другой Корикианской пещерой, чем та, что в Киликии, на склонах Парнаса над Дельфами, и точно так же, как Корикианская пещера в Киликии считалась логовом Тифона и Ехидны и была связана с битвой Тифона с Зевсом., есть основания предполагать, что пещера Корики над Дельфами должна была быть логовом Пифона (или Дельфина) и связана с его (или ее) битвой с Аполлоном.

Ближневосточное влияние

По крайней мере, еще со времен Пиндара и, возможно, еще со времен Гомера и Гесиода (с их отсылками к Аримоям и Ариме) место рождения Тифона и битва с Зевсом были связаны с различными местами Ближнего Востока в Киликии и Сирии, в том числе с Корикианской пещерой, Гора Касиос и река Оронт. Помимо этого совпадения места, миф о преемственности Гесиода (включая Тифономахию), а также другие греческие рассказы об этих мифах, демонстрируют другие параллели с несколькими древними ближневосточными антецедентами, и обычно считается, что греческие рассказы тесно связаны с ними. и находился под влиянием этих ближневосточных коллег. В частности, считается, что на Тифономахию повлияли несколько ближневосточных мифов об убийстве монстров.

Месопотамия

Три связанных мифа о битвах между богом и монстром из Месопотамии датируются по крайней мере началом второго тысячелетия до нашей эры или ранее. Это битвы бога Нинурты с монстрами Асага и Анзу, а также битва бога Мардука с чудовищной Тиамат.

Нинурта против Асага

Лугал-э, шумерское стихотворениеконца третьего тысячелетия до нашей эры, повествует о битве между месопотамским богом-героем Нинуртой и ужасным чудовищем Асагом. Подобно Тифону, Асаг был чудовищным шипящим потомком Земли ( Ки ), который стал могущественным и бросил вызов правлению Нинурты, который, как и Зевс, был богом бури, использующим ветры и наводнения в качестве оружия. Как и в рассказе Гесиода о Тифономахии, во время битвы и Асаг, и Нинурта подожгли ландшафт. И, как и Тифон Аполлодора, Асаг, очевидно, одержал первую победу, прежде чем, наконец, был побежден Нинуртой.

Нинурта против Анзу
Нинурта своими молниями сражается с крылатым Анзу, дворцовый рельеф, Ниневия.

В начале второго тысячелетия до нашей эры аккадский эпос « Анзу» повествует о другом сражении Нинурты с чудовищным противником. Этот второй противник - крылатое чудовище Анзу, еще одно потомство Земли. Подобно Тифону Гесиода, Анзу рычал, как лев, и был источником разрушительных штормовых ветров. Нинурта уничтожает Анзу на склоне горы и изображается хлестающим землю, где лежал Анзу, с ливнем и наводнениями, точно так же, как Гомер заставляет Зевса хлестать землю вокруг Тифона своими молниями.

Мардук против Тиамат

Начале второго тысячелетия до нашей эры вавилонский - Аккадская создание эпической Энума Элиш рассказывает историю битвы вавилонского верховного бога Мардука с Тиамат, море персонифицированной. Подобно Зевсу, Мардук был богом бури, который использовал ветер и молнию в качестве оружия, и который, прежде чем он сможет стать правителем богов, должен победить огромного и грозного врага в единоборстве. На этот раз монстр женского пола и может быть связан с пифийской драконицей Дельфиной или подругой Тифона Ехидной, поскольку, как и Ехидна, Тиамат была матерью выводка монстров.

Гора Касиос

Подобно Тифономахии, несколько ближневосточных мифов рассказывают о битвах между богом бури и змеиным чудовищем, связанным с горой Касиос, современным Джебель-Акрой. Эти мифы обычно считаются истоками мифа о битве Зевса с Тифоном.

Баал Сапон против Ямма

С южной стороны Джебель-Акры идет рассказ о Баал Сапоне и Ямме, обожествленном Море (как Тиамат выше). Фрагментарные угаритские таблички, датируемые четырнадцатым или тринадцатым веком до нашей эры, рассказывают историю битвы ханаанского бога бури Баала Сапона против чудовищного Ямма на горе Сапуна - ханаанитское название горы Касиос, принадлежавшей более поздним грекам. Баал побеждает Ямма двумя метательными дубинками (молниями?), Именами «Expeller» и «Chaser», которые, как орлы, летят из рук бога бури. Другие таблички связывают поражение змеиного Ямма с убийством семиглавого змея «Лтн» (Литан / Лотан), очевидно, соответствующего библейскому Левиафану.

Тархунна против Иллуянки
Тархунна сражается со змеем Иллуянкой, Музей анатолийских цивилизаций, Анкара, Турция.

С северной стороны Джебель-Акры приходят хеттские мифы, ок. 1250 г. до н.э., в которых рассказывается две версии битвы бога бури Тархунны (Тархунты) со змеем Иллуянкой (ами). В обеих версиях Тархунна терпит поражение от Иллуянки. По одной из версий, Тархунна обращается за помощью к богине Инаре, которая выманивает Иллуянку из своего логова пиршеством, тем самым позволяя Тархунне застать врасплох и убить Иллуянку. В другой версии Иллуянка крадет сердце и глаза побежденного бога, но сын Тархунны женится на дочери Иллуянки и может вернуть украденные части тела Тархунны, после чего Тархунна убивает Иллуянку.

Эти истории особенно напоминают детали, найденные в отчетах о Тифономахии Аполлодора, Оппиана и Нонна, которые, хотя и поздние, но, возможно, сохраняют гораздо более ранние: первоначальное поражение бога бури (Аполлодор, Нонн), потеря жизненно важных частей тела ( сухожилия: Аполлодор, Нонн), помощь союзников (Гермес и Эгипан: Аполлодор; Кадмос и Пан: Нонн; Пан: Оппиан), выманивание змеиного противника из его логова с помощью уловки пиршества (Оппиан или музыка: Nonnus).

Тешуб против Хедамму и Улликумми

Другой c. 1250 г. до н.э. Хеттский текст, заимствованный у хурритов, повествует о хурритском боге бури Тешубе (с которым стали идентифицироваться хеттские Тархунна), который жил на горе Хаззи, хурритском названии Джебель-Акры, и его битве с морем. змей Хедамму. Снова богу бури помогает богиня Сауска (эквивалент Инару), которая на этот раз соблазняет монстра музыкой (как в Ноннусе), питьем и сексом, успешно заманивая змея из его морского логова. Подобно тому, как Тифономахию можно рассматривать как продолжение Титаномахии, другой хеттский текст, заимствованный у хурритов, Песнь Улликумми, своего рода продолжение хеттских мифов о «царстве на небесах», о которых рассказывается история Тешуба и Хедамму. вошел в состав, повествует о втором монстре, на этот раз сделанном из камня, по имени Улликумми, которого Тешуб должен победить, чтобы закрепить свое правление.

Установленный

Очевидно, еще со времен Гекатея Милетского (ок. 550 г. до н. Э. - ок. 476 г. до н. Э.) Тифон отождествлялся с Сетом, египетским богом хаоса и бурь. Эту синкретизацию с египетской мифологией можно также увидеть в истории, по-видимому, известной еще во времена Пиндара, о том, как Тифон гнался за богами в Египет, а боги превращались в животных. Такая история, возможно, возникла для греков как способ объяснить египетских богов в виде животных. Геродот также отождествил Тифона с Сетом, что сделало его предпоследним божественным царем Египта. Геродот говорит, что Тифон был свергнут сыном Осириса Гором, которого Геродут приравнивает к Аполлону (при этом Осирис приравнивается к Дионису ), а после его поражения от Гора Тифон «предположительно был спрятан» в « Сербонском болоте » (идентифицировано с современным озером Бардавил ) в Египте.

Путать с гигантами

Тифон очень похож на старшее поколение потомков Гайи, гигантов. Они, как и их младший брат Тифон после них, бросили вызов Зевсу за господство над космосом, были (в более поздних изображениях) показаны змеиногими и в конечном итоге оказались похороненными под вулканами.

Несмотря на то, что в ранних отчетах это было отчетливо видно, в более поздних отчетах Тифон часто считался одним из гигантов. Римский мифограф Гигин (64 г. до н.э. - 17 г. н.э.) включает Тифона в свой список гигантов, в то время как римский поэт Гораций (65-8 г. до н.э.) упоминает Тифона вместе с гигантами Мимасом, Порфирионом и Энцеладом, как вместе сражающихся с Афиной, во время Гигантомахии. Astronomica, отнесенная к 1-го века нашей эры римский поэт и астролог Марк Манилий, и в конце 4-го века, в начале пятого века греческий поэт Nonnus, а также рассмотреть Тифону быть один из гигантов.

Примечания

использованная литература

внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Тифоном, на Викискладе?
Последняя правка сделана 2023-03-19 12:53:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте