Гораций | |
---|---|
Гораций в представлении Антона фон Вернера | |
Рожденный | Квинт Гораций Флакк 8 декабря 65 г. до н.э. Венезия, Италия, Римская республика |
Умер | 27 ноября 8 г. до н.э. (56 лет) Рим |
Место отдыха | Рим |
Занятие | Солдат, писец квесторий, поэт, сенатор |
Язык | латинский |
Национальность | Римский |
Жанр | Лирическая поэзия |
Известные работы | Оды " Искусство поэзии " |
Квинт Гораций Флакк ( классическая латынь : [ˈkᶣiːn̪t̪ʊs̠ (h)ɔˈraːt̪iʊs̠ ˈfɫ̪akːʊs̠] ; 8 декабря 65 — 27 ноября 8 до н. э.), известный в англоязычном мире как Гораций ( / ˈh ɒr ɪ s / ), был ведущим римским лириком поэт времен Августа (также известного как Октавиан). Ритор Квинтилиан считал свои Оды едва ли не единственной латинской лирикой, которую стоит прочитать: «Иногда он может быть возвышенным, но в то же время полон обаяния и изящества, разносторонен в своих фигурах и удачно смел в выборе слов».
Гораций также создал изящные гекзаметровые стихи ( Сатиры и Послания ) и едкую ямбическую поэзию ( Эподы ). Гекзаметры представляют собой забавные, но серьезные произведения с дружелюбным тоном, что побудило древнего сатирика Персия прокомментировать: «Когда его друг смеется, Гораций хитро указывает пальцем на каждую его ошибку; однажды впустив, он играет на струнах сердца».
Его карьера совпала с важным превращением Рима из республики в империю. Офицер республиканской армии, потерпевший поражение в битве при Филиппах в 42 г. до н.э., он подружился с правой рукой Октавиана в гражданских делах Меценатом и стал представителем нового режима. Для некоторых комментаторов его связь с режимом представляла собой хрупкое равновесие, в котором он сохранял значительную степень независимости (он был «мастером изящного обходного шага»), но для других он был, по выражению Джона Драйдена, «хорошим человеком». — воспитанный придворный раб».
Горация можно считать первым в мире автобиографом. В своих произведениях он рассказывает нам о себе, о своем характере, своем развитии и образе жизни гораздо больше, чем любой другой великий поэт древности. Часть биографического материала, содержащегося в его сочинении, можно дополнить краткой, но ценной «Жизнью Горация» Светония (в его «Жизнеописаниях поэтов»).
Он родился 8 декабря 65 г. до н.э. на самнитском юге Италии. Его родной город Венузия лежал на торговом пути в пограничном регионе между Апулией и Луканией ( Базиликатой ). В этом районе говорили на различных италийских диалектах, и это, возможно, обогатило его чувство языка. Он мог быть знаком с греческими словами еще в детстве, а позже подшучивал над жаргоном смешанного греческого и осканского языков, на котором говорили в соседнем Канусиуме. Одним из произведений, которое он, вероятно, изучал в школе, была « Одиссия » Ливия Андроника, которую преподавали такие учителя, как « Орбилий », упомянутый в одном из его стихотворений. Ветераны армии могли быть расселены там за счет местных семей, изгнанных Римом в наказание за их участие в Социальной войне (91–88 до н.э.). Такая спонсируемая государством миграция, должно быть, добавила этому региону еще больше языкового разнообразия. Согласно местной традиции, о которой сообщил Гораций, колония римлян или латинян была основана в Венерии после изгнания самнитов в начале третьего века. В этом случае юный Гораций мог бы чувствовать себя римлянином, хотя есть также указания, что он считал себя самнитом или Савеллом по происхождению. Итальянцы в наши дни и в древности всегда были преданы своим родным городам, даже после успеха в большом мире, и Гораций не был исключением. Образы обстановки его детства и отсылки к ней встречаются в его стихах.
Отец Горация, вероятно, был венуцианцем, взятым в плен римлянами во время Социальной войны, или, возможно, он был потомком сабинянина, захваченного в Самнитских войнах. В любом случае, он был рабом по крайней мере часть своей жизни. Однако он, очевидно, был человеком сильных способностей и сумел обрести свободу и улучшить свое социальное положение. Таким образом, Гораций утверждал, что он свободный сын преуспевающего «коактера». Термин «соактор» мог обозначать различные роли, например, сборщика налогов, но его использование Горацием было объяснено схолиями как ссылка на «соактора-аргентарея», то есть аукциониста с некоторыми функциями банкира, платящего продавцу из его денег. собственными средствами с последующим взысканием суммы с процентов с покупателя.
Отец потратил небольшое состояние на образование своего сына, в конце концов сопровождая его в Рим, чтобы наблюдать за его обучением и нравственным развитием. Позже поэт воздал ему должное в стихотворении, которое один современный ученый считает лучшим памятником своему отцу, написанным сыном. В стихотворении есть такой отрывок:
Если мой характер испорчен несколькими незначительными недостатками, но в остальном он порядочный и нравственный, если вы можете указать только на несколько разрозненных пятен на безупречной в остальном поверхности, если никто не может обвинить меня в жадности, похотливости или распутстве, если я живу добродетельной жизнью, свободной от скверны (простите, на мгновение мое самовосхваление), и если я являюсь хорошим другом для своих друзей, мой отец заслуживает всей похвалы... Как и теперь, он заслуживает от меня безмерной благодарности и похвалы. Я никогда не мог бы стыдиться такого отца, и я не чувствую необходимости, как многие люди, извиняться за то, что я сын вольноотпущенника. Сатиры 1.6.65–92
Он никогда не упоминал о своей матери в своих стихах и, возможно, мало что знал о ней. Возможно, она тоже была рабыней.
Гораций покинул Рим, возможно, после смерти отца, и продолжил свое формальное образование в Афинах, большом центре обучения в древнем мире, куда он прибыл в девятнадцатилетнем возрасте, поступив в Академию. В основанной Платоном Академии теперь преобладали эпикурейцы и стоики, чьи теории и практики произвели глубокое впечатление на молодого человека с Венеры. Тем временем он общался и бездельничал с элитой римской молодежи, такой как Маркус, праздный сын Цицерона, и Помпей, которому он позже адресовал стихотворение. Вероятно, именно в Афинах он глубоко познакомился с древней традицией греческой лирической поэзии, в то время в значительной степени прерогативой грамматиков и ученых (доступ к таким материалам был легче в Афинах, чем в Риме, где публичные библиотеки еще не существовали). будет построен Азинием Поллионом и Августом).
Проблемы Рима после убийства Юлия Цезаря вскоре настигли его. Марк Юний Брут приехал в Афины в поисках поддержки республиканского дела. Брута устраивали торжественные приемы по всему городу, и он всегда посещал академические лекции, все время набирая сторонников среди обучающихся там молодых людей, включая Горация. Образованный молодой римлянин мог начать военную службу в высоких чинах, а Гораций был назначен tribunus militum (одним из шести старших офицеров типичного легиона), должность, обычно предназначенная для мужчин сенаторского или всаднического ранга и, по-видимому, вызывавшая зависть среди его сторонников. родовитые единомышленники. Во время похода он изучил основы военной жизни, особенно в дебрях северной Греции, чьи суровые пейзажи стали фоном для некоторых из его более поздних стихов. Именно там в 42 г. до н.э. Октавиан (позже Август ) и его сподвижник Марк Антоний разгромили республиканские силы в битве при Филиппах. Гораций позже записал это как день смущения для себя, когда он бежал без своего щита, но следует сделать поправку на его самоуничижительный юмор. Более того, инцидент позволил ему отождествить себя с некоторыми известными поэтами, которые давно бросили свои щиты в бою, в частности, с его героями Алкеем и Архилохом. Сравнение с последним поэтом является сверхъестественным: Архилох потерял свой щит в части Фракии недалеко от Филипп, и он был глубоко вовлечен в греческую колонизацию Тасоса, где стойкие товарищи Горация наконец сдались.
Октавиан предложил досрочную амнистию своим противникам, и Гораций быстро ее принял. По возвращении в Италию он столкнулся с еще одной потерей: поместье его отца в Венузии было одним из многих по всей Италии, конфискованных для поселения ветеранов ( примерно в то же время Вергилий потерял свое поместье на севере). Позже Гораций утверждал, что он был доведен до нищеты, и это побудило его попробовать свои силы в поэзии. На самом деле денег от стихосложения не было. В лучшем случае он предлагал перспективы на будущее через контакты с другими поэтами и их покровителями из числа богатых. Тем временем он получил синекуру писца квестора, должность государственной службы в эрарии или казначействе, достаточно прибыльную, чтобы ее могли купить даже члены ордена конюшни, и не очень требовательную по своей рабочей нагрузке, поскольку задачи можно было делегировать писцам или постоянные служащие. Примерно в это же время он начал писать свои сатиры и эподы.
Эподы относятся к ямбической поэзии. Ямбическая поэзия отличается оскорбительной и нецензурной лексикой; иногда это называют поэзией вины. Поэзия обвинения или поэзия стыда — это поэзия, написанная для обвинения и стыда сограждан в смысле их социальных обязательств. В каждом стихотворении обычно есть архетип человека, которого Гораций решает пристыдить или преподать урок. Гораций смоделировал эти стихи на поэзии Архилоха. Социальные связи в Риме пришли в упадок после разрушения Карфагена немногим более ста лет назад из-за огромного богатства, которое можно было получить за счет грабежа и коррупции. Эти социальные беды усугублялись соперничеством между Юлием Цезарем, Марком Антонием и союзниками, такими как Секст Помпей, которые боролись за большую долю добычи. Один современный ученый насчитал дюжину гражданских войн за сто лет до 31 г. до н.э., включая восстание Спартака за восемь лет до рождения Горация. Как наследники эллинистической культуры, Гораций и его собратья-римляне не были хорошо подготовлены к решению этих проблем:
В сущности, все проблемы, которые всколыхнуло время, носили социальный характер, и эллинистические мыслители были плохо подготовлены для их решения. Некоторые из них осуждали притеснение бедных богатыми, но не давали никаких практических указаний, хотя, возможно, надеялись увидеть, как это делают правители, действующие из лучших побуждений. Философия дрейфовала к погружению в себя, поиску личной удовлетворенности, которую можно было бы достичь с помощью самоконтроля и сдержанности, не слишком заботясь о судьбе распадающегося сообщества.
— В. Г. КирнанЭллинистический фон Горация очевиден в его сатирах, хотя этот жанр был уникален для латинской литературы. Он привнес в нее стиль и мировоззрение, подходящие для социальных и этических проблем, с которыми столкнулся Рим, но он изменил ее роль с общественной, общественной деятельности на частную медитацию. Между тем, он начал интересовать сторонников Октавиана, постепенный процесс, описанный им в одной из его сатир. Путь ему открыл его друг, поэт Вергилий, получивший доступ в привилегированный круг Мецената, помощника Октавиана, после успеха его « Эклогов». Вскоре последовало представление, и после небольшого перерыва был принят и Гораций. Он описал этот процесс как благородный, основанный на заслугах и взаимном уважении, который в конечном итоге привел к настоящей дружбе, и есть основания полагать, что его отношения были искренне дружескими не только с Меценатом, но впоследствии и с Августом. С другой стороны, один ученый без сочувствия описал поэта как «проницательного и перспективного молодого человека, нацеленного на главный шанс». Были преимущества с обеих сторон: Гораций получил поощрение и материальную поддержку, политики завладели потенциальным диссидентом. Его республиканские симпатии и его роль в Филиппах, возможно, вызвали у него угрызения совести по поводу своего нового статуса. Однако большинство римлян считали гражданские войны результатом contentio dignitatis или соперничества между передовыми семьями города, и он, похоже, тоже принял принципат как последнюю надежду Рима на столь необходимый мир.
В 37 году до н. На самом деле путешествие было политическим по своей мотивации: Меценат находился на пути к переговорам по Тарентскому договору с Антонием, факт, Гораций искусно скрывает от читателя (в первой книге сатир политические вопросы в значительной степени избегаются). Гораций, вероятно, также был с Меценатом в одной из военно-морских экспедиций Октавиана против пирата Секста Помпея, которая закончилась катастрофическим штормом у Палинура в 36 г. до н.э., о чем Гораций кратко упоминает в терминах почти утопления. В его стихах также есть некоторые указания на то, что он был с Меценатом в битве при Акциуме в 31 г. до н.э., где Октавиан победил своего великого соперника Антония. К тому времени Гораций уже получил от Мецената знаменитый подарок своей сабинской фермы, вероятно, вскоре после публикации первой книги сатир. Подарок, который включал в себя доход от пяти арендаторов, возможно, положил конец его карьере в Казначействе или, по крайней мере, позволил ему уделять этому меньше времени и энергии. Это сигнализировало о его отождествлении с режимом Октавиана, однако во второй книге сатир, которая вскоре последовала, он продолжил аполитичную позицию первой книги. К этому времени он получил статус eques Romanus (римский «кавалерист», «рыцарь»), возможно, в результате своей работы в казначействе.
Следующим направлением его художественного творчества стали оды 1–3. Он адаптировал их формы и темы из греческой лирики седьмого и шестого веков до нашей эры. Фрагментарность греческого мира позволила его литературным героям свободно выражать себя, и его полууход из казначейства в Риме в собственное поместье на Сабинских холмах, возможно, также в некоторой степени придал ему силы, даже когда его лирика касалась общественных дел. они усилили важность частной жизни. Тем не менее его работа в период 30–27 гг. До н.э. начала показывать его близость к режиму и его чувствительность к его развивающейся идеологии. В « Одах » 1.2, например, он восхваляет Октавиана гиперболами, которые перекликаются с эллинистической придворной поэзией. Имя Август, которое Октавиан принял 27 января до н.э., впервые засвидетельствовано в Одах 3.3 и 3.5. В период 27–24 до н.э. политические аллюзии в Одах концентрировались на внешних войнах в Британии (1,35), Аравии (1,29), Испании (3,8) и Парфии (2,2). Он приветствовал Августа по его возвращении в Рим в 24 г. до н.э. как любимого правителя, от хорошего здоровья которого зависело его собственное счастье (3.14).
Однако общественный прием од 1–3 разочаровал его. Он объяснил отсутствие успеха завистью имперских придворных и своей изоляцией от литературных клик. Возможно, именно разочарование заставило его отказаться от жанра в пользу стихотворных писем. Свою первую книгу Посланий он адресовал множеству друзей и знакомых в учтивом стиле, отражающем его новый социальный статус рыцаря. Во вступительном стихотворении он заявил о более глубоком интересе к моральной философии, чем к поэзии, но, хотя сборник демонстрирует склонность к стоической теории, он не обнаруживает устойчивых размышлений об этике. Меценат по-прежнему был доминирующим доверенным лицом, но теперь Гораций начал отстаивать свою независимость, учтиво отклоняя постоянные приглашения посетить своего покровителя. В последней поэме первой книги Посланий он показал себя сорокачетырехлетним в консульство Лоллия и Лепида, т. е. 21 г. до н. легко умиротворяется».
Согласно Светонию, вторая книга Посланий была написана по инициативе Августа, который хотел, чтобы стихотворное послание было адресовано ему самому. На самом деле Август был плодовитым писателем и однажды попросил Горация стать его личным секретарем. Гораций отказался от роли секретаря, но выполнил просьбу императора о стихотворном письме. Письмо Августу, возможно, пришло медленно и было опубликовано, возможно, уже в 11 г. до н.э. В нем, среди прочего, отмечались военные победы его пасынков, Друза и Тиберия, в 15 г. до н.э., однако оно и последующее письмо были в основном посвящены литературной теории и критике. Литературная тема была исследована еще дальше в Ars Poetica, опубликованном отдельно, но написанном в форме послания и иногда называемом « Послания 2.3» (возможно, последнее стихотворение, которое он когда-либо написал). Ему также было поручено написать оды, посвященные победам Друза и Тиберия, и одну для пения в храме Аполлона для Светских игр, давно заброшенного праздника, который Август возродил в соответствии со своей политикой воссоздания древних обычаев ( Carmen Saeculare)..
Светоний записал некоторые сплетни о сексуальных действиях Горация в конце жизни, утверждая, что стены его спальни были покрыты непристойными картинами и зеркалами, так что он видел эротику, куда бы он ни посмотрел. Поэт умер в возрасте 56 лет, вскоре после своего друга Мецената, возле могилы которого он был похоронен. Оба мужчины завещали свое имущество Августу, честь, которую император ожидал от своих друзей.
Датировка произведений Горация точно неизвестна, и ученые часто спорят о точном порядке, в котором они были впервые «опубликованы». Имеются убедительные аргументы в пользу следующей хронологии:
Гораций сочинял в традиционных размерах, заимствованных из архаической Греции, используя гекзаметры в своих сатирах и посланиях и ямбы в своих эподах, все из которых было относительно легко адаптировать к латинским формам. В его одах использовались более сложные меры, включая alcaics и sapphics, которые иногда плохо подходили для латинской структуры и синтаксиса. Несмотря на эти традиционные размеры, он представил себя сторонником развития нового и утонченного стиля. В частности, на него повлияла эллинистическая эстетика краткости, элегантности и блеска, смоделированная в работах Каллимаха.
Как только Гораций, вдохновленный собственным гением и ободренный примером Вергилия, Вариуса и, может быть, некоторых других поэтов того же поколения, решил прославиться как поэт, будучи по темпераменту борцом, он захотел бороться против всякого рода предрассудков, дилетантского разгильдяйства, мещанства, реакционных тенденций, словом, бороться за новый и благородный тип поэзии, который он и его друзья стремились создать.
— Эдуард ФренкельВ современной теории литературы часто проводится различие между непосредственным личным опытом ( Urerlebnis) и опытом, опосредованным культурными векторами, такими как литература, философия и изобразительное искусство ( Bildungserlebnis). Однако это различие не имеет большого значения для Горация, поскольку его личный и литературный опыт тесно связаны друг с другом. Сатира 1.5, например, подробно рассказывает о реальном путешествии, которое Гораций совершил с Вергилием и некоторыми другими его литературными друзьями, и которое соответствует сатире Луцилия, его предшественника. Однако, в отличие от большей части эллинистической литературы, его поэзия не была написана для небольшой группы поклонников и коллег-поэтов, и при этом она не полагается на заумные аллюзии для многих своих эффектов. Хотя по своим литературным стандартам он был элитарным, он был написан для широкой аудитории как публичный вид искусства. Амбивалентность характеризует и его литературную личность, поскольку его представление о себе как о части небольшого сообщества философски мыслящих людей, ищущих истинного душевного спокойствия и избегающих таких пороков, как жадность, было хорошо приспособлено к планам Августа по реформированию общественной морали, испорченной жадностью — его личный призыв к умеренности был частью великого послания императора нации.
Гораций обычно следовал примерам поэтов, ставших классиками разных жанров, таких как Архилох в « Эподах», Луцилий в « Сатирах » и Алкей в « Одах», позже расширив свой кругозор ради разнообразия и потому, что его модели на самом деле не подходили для реалии, с которыми он сталкивается. Архилох и Алкей были греками-аристократами, чья поэзия имела социальную и религиозную функцию, которая была сразу понятна их аудитории, но которая стала простой выдумкой или литературным мотивом, когда была перенесена в Рим. Однако искусность од также является неотъемлемой частью их успеха, поскольку теперь они могут вмещать широкий спектр эмоциональных эффектов, а смесь греческих и римских элементов добавляет ощущение отстраненности и универсальности. Гораций гордо утверждал, что вводит в латынь дух и ямбическую поэзию Архилоха, но (в отличие от Архилоха) никого не преследует ( Послания 1.19.23–25). Это не было праздным хвастовством. Его Эподы были созданы по образцу стихов греческого поэта как «поэзия вины», но он избегал нацеливаться на настоящих козлов отпущения. В то время как Архилох представлял себя серьезным и энергичным противником правонарушителей, Гораций стремился к комическим эффектам и принял образ слабого и неэффективного критика своего времени (что символизируется, например, его капитуляцией перед ведьмой Канидией в последнем эпизоде). Он также утверждал, что был первым, кто ввел в латынь лирические методы Алкея ( Послания 1.19.32–33), и он фактически был первым латинским поэтом, который последовательно использовал алкейские размеры и темы: любовь, политика и симпозиум. Он подражал и другим греческим лирикам, используя технику «девиза», начиная каждую оду с некоторой ссылки на греческий оригинал, а затем отклоняясь от него.
Поэт-сатирик Луцилий был сыном сенатора, который мог безнаказанно бичевать своих сверстников. Гораций был простым сыном вольноотпущенника, которому приходилось действовать осторожно. Луцилий был суровым патриотом и значительным голосом в римском самосознании, вызывая любовь своих соотечественников своей резкой откровенностью и явной политикой. Его работы выражали подлинную свободу или libertas. Его стиль включал «метрический вандализм» и рыхлость структуры. Вместо этого Гораций принял косвенный и ироничный стиль сатиры, высмеивая стандартных персонажей и анонимные цели. Его libertas была частной свободой философского мировоззрения, а не политической или социальной привилегией. Его сатиры относительно просты в использовании размера (по сравнению с жесткими лирическими размерами од), но формальны и строго контролируются по сравнению со стихами Луцилия, над которым Гораций высмеивал его небрежные стандарты ( Сатиры 1.10.56–61)
Послания можно считать одним из самых новаторских произведений Горация. Ничего подобного не было ни в греческой, ни в римской литературе. Иногда стихи имели некоторое сходство с письмами, в том числе элегическая поэма от Солона до Мимнерма и некоторые лирические поэмы от Пиндара до Гиерона Сиракузского. Луцилий сочинил сатиру в форме письма, а некоторые эпистолярные поэмы сочинили Катулл и Проперций. Но никто до Горация никогда не составлял целого сборника стихотворных писем, не говоря уже о письмах, посвященных философским проблемам. Сложный и гибкий стиль, который он разработал в своих сатирах, был адаптирован к более серьезным потребностям этого нового жанра. Такая изысканность стиля не была чем-то необычным для Горация. Его мастерство как мастера слова проявляется даже в его самых ранних попытках сочинить тот или иной вид поэзии, но его обращение с каждым жанром со временем улучшалось, поскольку он адаптировал его к своим собственным потребностям. Так, например, общепризнано, что его вторая книга сатир, где человеческая глупость раскрывается через диалог между персонажами, превосходит первую, где он излагает свою этику в монологах. Тем не менее, в первую книгу вошли некоторые из его самых популярных стихов.
Гораций разработал ряд взаимосвязанных тем на протяжении всей своей поэтической карьеры, включая политику, любовь, философию и этику, его собственную социальную роль, а также саму поэзию. Его «Эподы» и « Сатиры » представляют собой формы «поэзии вины», и обе имеют естественное сходство с морализаторством и обличительными обличениями цинизма. Это часто принимает форму аллюзий на творчество и философию Биона Борисфенского, но это не только литературная игра, но и философское выравнивание.
К тому времени, когда он написал свои Послания, он был критиком цинизма, а также всей непрактичной и «высокой философии» в целом.
Сатиры также включают сильный элемент эпикуреизма, с частыми намеками на эпикурейского поэта Лукреция. Так, например, эпикурейское чувство carpe diem является источником вдохновения для повторяющихся каламбуров Горация над своим собственным именем ( Horatius ~ hora) в « Сатирах » 2.6. В сатирах также есть элементы стоического, перипатетического и платонического ( диалоги). Короче говоря, « Сатиры » представляют собой смесь философских программ, изложенных в произвольном порядке — стиль рассуждения, типичный для этого жанра.
Оды отображают широкий спектр тем. Со временем он становится более уверенным в своем политическом голосе. Хотя его часто считают чрезмерно интеллектуальным любовником, он изобретателен в изображении страсти. «Оды» сплетают вместе различные философские направления, с намеками и доктринальными утверждениями, присутствующими примерно в трети Книг од 1–3, от легкомысленных (1.22, 3.28) до торжественных (2.10, 3.2, 3.3). Эпикуреизм является доминирующим влиянием, характеризующим примерно в два раза больше этих од, чем стоицизм.
Группа од сочетает эти два влияния в напряженных отношениях, например, Оды 1.7, восхваляющие стоическую мужественность и преданность общественному долгу, а также пропагандирующие личные удовольствия среди друзей. В целом отдавая предпочтение эпикурейскому образу жизни, поэт-лирик столь же эклектичен, как и поэт-сатирик, и в Одах 2.10 даже предлагает аристотелевскую золотую середину как средство от политических проблем Рима.
Многие стихи Горация также содержат много размышлений о жанре, лирической традиции и функции поэзии. Оды 4, которые, как считается, были написаны по просьбе императора, поднимают темы первых трех книг «Од» на новый уровень. Эта книга демонстрирует большую поэтическую уверенность после публичного исполнения его «Carmen saeculare» или «Гимна века» на публичном фестивале, организованном Августом. В нем Гораций с большей уверенностью обращается непосредственно к императору Августу и провозглашает свою способность даровать поэтическое бессмертие тем, кого он восхваляет. Это наименее философский сборник его стихов, если не считать двенадцатой оды, обращенной к умершему Вергилию, как к живому. В этой оде эпический поэт и лирический поэт соотносятся со стоицизмом и эпикуреизмом соответственно в настроении горько-сладкого пафоса.
Первое стихотворение Посланий задает философский тон всему остальному сборнику: «Итак, теперь я отложил в сторону оба стиха и все эти другие игры: Что истинно и что прилично, это моя забота, это мой вопрос, это вся моя забота. " Его поэтический отказ от поэзии в пользу философии призван быть двусмысленным. Двусмысленность является отличительной чертой Посланий. Неясно, почитаются или критикуются те, к кому обращается самодовольный поэт-философ. Хотя он выступает как эпикуреец, он исходит из того, что философские предпочтения, такие как политический и социальный выбор, являются делом личного вкуса. Таким образом, он изображает взлеты и падения философской жизни более реалистично, чем большинство философов.
Восприятие работ Горация менялось от одной эпохи к другой и заметно менялось даже при его жизни. Оды 1–3 не были хорошо приняты, когда они впервые были «опубликованы» в Риме, однако позже Август заказал церемониальную оду для Столетних игр в 17 г. до н.э., а также поощрял публикацию од 4, после чего репутация Горация как главного лирика Рима была обеспечена. Его оды должны были стать лучшими из всех его стихов в древние времена, приобретя статус классики, препятствовавший подражанию: ни один другой поэт не создал сопоставимого свода лирики в последующие четыре столетия (хотя это также можно было бы отнести к социальным причинам, особенно тот паразитизм, в который погружалась Италия). В семнадцатом и восемнадцатом веках сочинение од стало очень модным в Англии, и большое количество честолюбивых поэтов подражали Горацию как на английском, так и на латыни.
В стихотворном послании к Августу (Послание 2.1) в 12 г. до н.э. Гораций выступал за присвоение статуса классиков современным поэтам, включая Вергилия и, по-видимому, самого себя. В заключительном стихотворении своей третьей книги од он утверждал, что создал себе памятник более прочный, чем бронза («Exegi Monumentum aere perennius», Carmina 3.30.1). Однако для одного современного ученого личные качества Горация более примечательны, чем монументальность его достижений:
... когда мы слышим его имя, мы не думаем о памятнике. Мы думаем скорее о голосе, который меняется по тону и резонансу, но всегда узнаваем и который своей несентиментальной человечностью вызывает особую смесь симпатии и уважения.
— Найл РаддТем не менее, для таких людей, как Уилфред Оуэн, переживших Первую мировую войну, его поэзия представляла дискредитированные ценности:
Друг мой, ты бы не стал рассказывать с таким пылом Детям, пылким ради какой -то отчаянной славы, Старую ложь: Dulce et decorum est Pro patria mori.
Тот же девиз, Dulce et decorum est pro patria mori, был адаптирован к духу мученичества в лирике раннехристианских поэтов, таких как Пруденций.
Эти предварительные комментарии касаются небольшого примера изменений в восприятии работы Горация. В следующих разделах рассказывается о других событиях от эпохи к эпохе.
Влияние Горация можно наблюдать в работах его ближайших современников, Овидия и Проперция. Овидий последовал его примеру, создав совершенно естественный стиль выражения в гекзаметровом стихе, а Проперций дерзко подражал ему в своей третьей книге элегий. Его послания послужили им обоим образцом для их собственных стихотворных писем, а также сформировали поэзию Овидия в изгнании.
Его влияние имело извращенный аспект. Как упоминалось ранее, великолепие его од, возможно, препятствовало подражанию. И наоборот, они, возможно, создали моду на лирику архаичного греческого поэта Пиндара из-за того, что Гораций пренебрегал этим стилем лирики (см. Влияние и наследие Пиндара ). Жанр ямба, похоже, почти исчез после публикации « Эподов » Горация. « Ибис » Овидия был редкой попыткой формы, но он был вдохновлен в основном Каллимахом, и в Марциале есть некоторые ямбические элементы, но основное влияние на него оказал Катулл. Возрождение интереса к сатирам Луцилия могло быть вызвано критикой Горация его неотшлифованного стиля. И Гораций, и Луцилий считались Персиусом хорошими образцами для подражания, который критиковал свои собственные сатиры как лишенные как резкости Луциллия, так и более мягкого прикосновения Горация. На едкую сатиру Ювенала в основном повлиял Луцилий, но Гораций к тому времени стал классиком школы, и Ювенал мог уважительно и косвенно называть его « Лампой Венерины ».
Стаций отдал дань уважения Горацию, сочинив одно стихотворение в сапфическом и одно в алкейском метре (стиховые формы, чаще всего связанные с одами), которые он включил в свой сборник случайных стихов Silvae. Древние ученые писали комментарии к лирическим метрам од, в том числе ученый поэт Цезий Басс. С помощью процесса, называемого derivatio, он варьировал установленные метры путем добавления или опускания слогов - техника, заимствованная Сенекой Младшим при адаптации горацианских метров к сцене.
Стихи Горация продолжали оставаться школьными текстами до поздней античности. Работы, приписываемые Гелениусу Акрону и Помпонию Порфириону, являются остатками гораздо большей части горацианских исследований. Порфирион расположил стихи в нехронологическом порядке, начиная с Од, из-за их общей популярности и привлекательности для ученых ( Оды должны были сохранить это привилегированное положение в средневековой рукописной традиции и, следовательно, в современных изданиях также). Горация часто вызывали поэты четвертого века, такие как Авзоний и Клавдиан. Пруденций представил себя христианским Горацием, адаптировав горатовские метры к своей поэзии и придав горатовским мотивам христианский тон. С другой стороны, святой Иероним смоделировал бескомпромиссный ответ языческому Горацию, заметив: « Какая гармония может быть между Христом и дьяволом? Какое отношение Гораций имеет к Псалтири? » К началу шестого века Гораций и Пруденций оба были частью классического наследия, которое изо всех сил пыталось выжить в беспорядке времени. Боэций, последний крупный автор классической латинской литературы, все еще мог черпать вдохновение у Горация, иногда опосредованного сенеканской трагедией. Можно утверждать, что влияние Горация вышло за рамки поэзии, чтобы возвеличить основные темы и ценности раннехристианской эпохи, такие как самодостаточность, внутреннее довольство и мужество.
Классические тексты почти перестали копироваться в период между серединой шестого века и каролингским возрождением. Работа Горация, вероятно, сохранилась всего в двух или трех книгах, привезенных в Северную Европу из Италии. Они стали предками шести дошедших до нас рукописей, датируемых девятым веком. Две из этих шести рукописей имеют французское происхождение, одна была создана в Эльзасе, а остальные три демонстрируют ирландское влияние, но, вероятно, были написаны в континентальных монастырях ( например, в Ломбардии). Ко второй половине девятого века грамотные люди нередко имели непосредственный опыт поэзии Горация. Его влияние на Каролингское Возрождение можно найти в стихах Хейрика Осерского и в некоторых рукописях, отмеченных neumes, таинственными обозначениями, которые, возможно, помогали запоминать и обсуждать его лирические размеры. Ода 4.11 озвучена мелодией гимна Иоанну Крестителю Ut queant laxis, составленного из сапфических строф. Позже этот гимн стал основой системы сольфеджио ( до, ре, ми...) — ассоциации с западной музыкой, вполне подходящей для такого лирика, как Гораций, хотя язык гимна в основном прудентский. Лайонс утверждает, что рассматриваемая мелодия была связана с Одой Горация задолго до того, как Гвидо д'Ареццо приспособил к ней Ut queant laxis. Однако мелодия вряд ли сохранилась с классических времен, хотя Овидий свидетельствует об использовании Горацием лиры во время исполнения своих од.
Немецкий ученый Людвиг Траубе однажды назвал десятый и одиннадцатый века веком Горация ( aetas Horatiana) и поместил его между aetas Vergiliana восьмого и девятого веков и aetas Ovidiana двенадцатого и тринадцатого столетий. должно отражать доминирующие классические латинские влияния того времени. Такое различие чрезмерно схематизировано, поскольку Гораций оказал существенное влияние и в девятом веке. Траубе слишком много внимания уделял « Сатирам » Горация. Почти все работы Горация нашли признание в период Средневековья. На самом деле средневековые ученые также были виновны в чрезмерном схематизме, связывая разные жанры Горация с разными возрастами человека. Ученый двенадцатого века сформулировал эту теорию так: «... Гораций написал четыре различных вида поэм в связи с четырьмя веками: Оды для мальчиков, Ars Poetica для юношей, Сатиры для зрелых мужчин, Послания для стариков и стариков. полноценные мужчины». Считалось даже, что Гораций сочинил свои сочинения в том порядке, в котором они располагались древними учеными. Несмотря на свою наивность, схематизм предполагал оценку произведений Горация как сборника, Ars Poetica, Satires и Epistles, которые, по-видимому, пользовались популярностью так же, как и Odes. Однако более позднее средневековье придавало особое значение сатирам и посланиям, которые считались зрелыми произведениями Горация. Данте называл Горация Orazio satiro, и он наградил его привилегированным положением в первом круге Ада, с Гомером, Овидием и Луканом.
Популярность Горация проявляется в большом количестве цитат из всех его произведений, встречающихся почти в каждом жанре средневековой литературы, а также в количестве поэтов, подражающих ему в количественном латинском метре. Самым плодовитым подражателем его од был баварский монах Метелл из Тегернзее, который около 1170 года посвятил свою работу покровителю аббатства Тегернзее, святому Квирину. метров, используемых Пруденцием и Боэцием, что указывает на то, что разнообразие, впервые смоделированное Горацием, считалось фундаментальным аспектом лирического жанра. Однако содержание его стихов сводилось к простому благочестию. Среди наиболее успешных подражателей сатир и посланий был еще один германский автор, называвший себя Секстом Амарцием, около 1100 г., написавший четыре книги, первые две иллюстрирующие пороки, а вторая пара — главным образом добродетели.
Петрарка - ключевая фигура в подражании Горацию в акцентных размерах. Его стихотворные письма на латыни были созданы по образцу посланий, и он написал письмо Горацию в форме оды. Однако он также заимствовал у Горация свои итальянские сонеты. Один современный ученый предположил, что авторы, которые подражали Горацию в акцентных ритмах (включая ударную латынь и местные языки), могли считать свою работу естественным продолжением метрического разнообразия Горация. Во Франции Гораций и Пиндар были поэтическими моделями для группы народных авторов под названием Плеяды, включая, например, Пьера де Ронсара и Иоахима дю Белле. Монтень постоянно и изобретательно использовал цитаты Горация. Народные языки доминировали в Испании и Португалии в шестнадцатом веке, где влияние Горация заметно в произведениях таких авторов, как Гарсиласо де ла Вега, Хуан Боскан, Са де Миранда, Антонио Феррейра и Фрай Луис де Леон, последние написавшие оды. на горатовскую тему beatus ille ( счастливый человек). Шестнадцатый век в Западной Европе также был веком переводов (за исключением Германии, где Горация не переводили на местный язык вплоть до семнадцатого века). Первым английским переводчиком был Томас Дрант, который поместил переводы Иеремии и Горация бок о бок в «Лекарственной морали » 1566 года. Это был также год, когда шотландец Джордж Бьюкенен перефразировал Псалмы в горацианской обстановке. Бен Джонсон поставил Горация на сцену в 1601 году в «Поэтастере » вместе с другими классическими латинскими авторами, предоставив им все их собственные стихи, чтобы они говорили в переводе. Партия Горация демонстрирует независимый дух, моральную серьезность и критическую проницательность, которые многие читатели ищут в его стихах.
В семнадцатом и восемнадцатом веках, или в эпоху Просвещения, неоклассическая культура была широко распространена. Английская литература середины этого периода получила название августовской. Не всегда легко различить влияние Горация в те века (смешение влияний показано, например, в псевдониме одного поэта Гораций Ювенал). Однако меру его влияния можно найти в разнообразии людей, интересующихся его произведениями, как среди читателей, так и среди авторов.
Почти ежегодно выходили новые издания его произведений. Было три новых издания в 1612 году (два в Лейдене, одно во Франкфурте ) и еще раз в 1699 году ( Утрехт, Барселона, Кембридж ). Было много дешевых изданий, также были выпущены прекрасные издания, в том числе одно, весь текст которого был выгравирован Джоном Пайном на медной пластине. Поэту Джеймсу Томсону принадлежало пять изданий произведений Горация, а у врача Джеймса Дугласа было пятьсот книг с названиями, связанными с Горацием. Горация часто хвалили в периодических изданиях, таких как The Spectator, как признак здравого смысла, умеренности и мужественности, направленный на морализаторство. Его стихи представляли собой набор девизов, таких как simplex munditiis (изящество в простоте), splendide mendax (благородная лживость), sapere aude (осмелитесь узнать), nunc est bibendum (сейчас время пить), carpe diem (схватить день, возможно, единственный, который все еще широко используется сегодня). Их цитировали даже в таких прозаических произведениях, как « Трактат о выращивании конопли » Эдмунда Куинси (1765 г.). Вымышленный герой Том Джонс с чувством читал свои стихи. Его работы также использовались для оправдания банальных тем, таких как патриотическое послушание, как, например, в английских строках Джеймса Парри из коллекции Оксфордского университета в 1736 году:
Какая дружелюбная Муза научит мои песни Имитировать римский огонь? Справедливо, чтобы восхвалять Цезаря, Требует смелой горацианской лиры.
Лирика в горатовском стиле становилась все более типичной для сборников стихов Оксфорда и Кембриджа того периода, большинство из них на латыни, но некоторые, как и предыдущая ода, на английском языке. Lycidas Джона Мильтона впервые появился в таком сборнике. В нем мало отголосков Горация, но связь Мильтона с Горацием сохранилась на всю жизнь. Он составил противоречивую версию Од 1.5, а «Потерянный рай» включает отсылки к «римским» Одам Горация 3.1–6 (Книга 7, например, начинается с отголосков Од 3.4). Тем не менее, лирика Горация могла вдохновить как распутников, так и моралистов, а неолатинский язык иногда служил своего рода дискретной завесой для рискованного человека. Так, например , Бенджамин Лавлинг написал каталог проституток Друри-Лейн и Ковент-Гарден в сапфических строфах и панегирик умирающей даме «непристойной памяти». Некоторые латинские подражания Горацию были политически подрывными, например, брачная ода Энтони Олсопа, которая включала призыв к делу якобитов. С другой стороны, Эндрю Марвелл черпал вдохновение в «Одах» Горация 1.37, чтобы сочинить свой английский шедевр «Горацийская ода о возвращении Кромвеля из Ирландии », в котором тонкие нюансы размышлений о казни Карла I перекликаются с неоднозначной реакцией Горация на смерть Клеопатры (ода Марвелла была запрещен, несмотря на его тонкость, и начал широко публиковаться только в 1776 г.). Сэмюэл Джонсон с особым удовольствием читал «Оды». Александр Поуп написал прямые « Подражания Горацию» (опубликованные вместе с оригинальной латынью), а также повторил его в « Очерках » и «Похищении замка». В своем переводе « Илиады » он даже проявил себя как «полностью горацианский Гомер». Гораций обращался также к женщинам-поэтам, таким как Анна Сьюард ( оригинальные сонеты на различные темы и оды, перефразированные из Горация, 1799 г.) и Элизабет Толлет, которая сочинила латинскую оду в сапфическом размере, чтобы отпраздновать возвращение своего брата из-за границы, с чаем и кофе. заменил вино из симпотических настроек Горация:
Quos procax nobis numeros, jocosque Musa dictaret? mihi dum tibique Temperent baccis Arabes, vel herbis Pocula Seres | Какие стихи и шутки могла бы продиктовать смелая Муза? а для вас и меня арабы приправляют наши чашки бобами Или китайцы листьями. |
« Ars Poetica » Горация уступает только « Поэтике » Аристотеля по своему влиянию на литературную теорию и критику. Мильтон рекомендовал обе работы в своем трактате об образовании. Сатиры и послания Горация, однако, также оказали огромное влияние, повлияв на теоретиков и критиков, таких как Джон Драйден. Были серьезные споры о ценности различных лирических форм для современных поэтов, представленных, с одной стороны, четырехстрочными строфами, знакомыми по Сапфическим и Алкаическим одам Горация, а с другой - свободно структурированными пиндариками, связанными с одами. из Пиндара. Переводы иногда вовлекали ученых в дилеммы цензуры. Таким образом, Кристофер Смарт полностью исключил оды 4.10 и перенумеровал оставшиеся оды. Также он удалил концовку Одес 4.1. Томас Крич напечатал Эподы 8 и 12 на оригинальной латыни, но не включил их английские переводы. Филип Фрэнсис пропустил и английский, и латинский языки для тех же двух эпизодов, пробел в нумерации был единственным признаком того, что что-то не так. Французские издания Горация были влиятельны в Англии, и они также регулярно подвергались критике.
У большинства европейских народов были свои «Горации»: так, например, Фридриха фон Хагедорна называли немецким Горацием, а Мацея Казимежа Сарбевского — польским Горацием (последнему во многом подражали английские поэты, такие как Генри Воган и Авраам Коули ). Папа Урбан VIII много писал горатовскими метрами, в том числе оду подагре.
Гораций играл центральную роль в образовании англоязычной элиты вплоть до 1960-х годов. Педантичный акцент на формальных аспектах изучения языка в ущерб литературному признанию, возможно, сделал его непопулярным в некоторых кругах, но это также подтвердило его влияние — напряженность в его восприятии, которая лежит в основе знаменитых строк Байрона из « Чайльд-Гарольда » (Песнь IV)., 77):
Тогда прощай, Гораций, которого я так ненавидел Не за твои недостатки, но за мои; это проклятие Понять, не почувствовать твой лирический поток, Понять, но никогда не полюбить свой стих.
Зрелая поэзия Уильяма Вордсворта, включая предисловие к « Лирическим балладам », раскрывает влияние Горация в его отказе от ложного орнамента, и однажды он выразил «желание / встретить тень Горация...». Джон Китс повторил начало « Эподов 14» Горация в первых строках « Оды соловью ».
Римский поэт был представлен в девятнадцатом веке как почетный английский джентльмен. Уильям Теккерей создал версию Odes 1.38, в которой «мальчик» Горация стал «Люси», а Джерард Мэнли Хопкинс невинно перевел мальчика как «ребенок». Гораций был переведен сэром Теодором Мартином (биографом принца Альберта ), но без некоторых неджентльменских стихов, таких как эротические Оды 1.25 и Эподы 8 и 12. Эдвард Бульвер-Литтон произвел популярный перевод, и Уильям Гладстон также написал переводы в свои последние дни как Премьер-министр.
« Рубайат Омара Хайяма » Эдварда Фитцджеральда, хотя формально происходит от персидского ruba'i, тем не менее демонстрирует сильное горацианское влияние, поскольку, как заметил один современный ученый, «. .. четверостишия неизбежно напоминают строфы «Од»., как и повествователь от первого лица самого уставшего от мира, стареющего эпикурейца Омара, смешивая сочувственное увещевание и « carpe diem » с великолепным морализаторством и «memento mori» нигилизмом ». эхо Одес 2.11, но позже стал критиком неадекватности Горация по сравнению с греческими поэтами как образцами для подражания викторианских добродетелей, заметив: « Если бы человеческая жизнь была полной без веры, без энтузиазма, без энергии, Гораций... был бы совершенный интерпретатор человеческой жизни ». Кристина Россетти сочинила сонет, изображающий женщину, неуклонно желающую своей смерти, опираясь на изображение Горация «Гликеры» в Одах 1.19.5–6 и Клеопатры в Одах 1.37. А. Е. Хаусман считал « Оды 4.7 » в двустишиях Архилоха самой красивой поэмой древности, и все же он в целом разделял склонность Горация к четверостишиям, легко приспосабливаясь к своему собственному элегическому и меланхолическому настрою. Самое известное стихотворение Эрнеста Доусона получило свое название и имя своей героини от строки Од 4.1, Non sum qualis eram bonae sub regno Cynarae, а также мотив ностальгии по прежнему пламени. Киплинг написал известную пародию на оды, высмеивая их стилистические особенности и особенно необычный синтаксис, но он также использовал римский патриотизм Горация как центр британского империализма, как в рассказе « Регул » из школьного сборника « Сталки и Ко», который он основал. на Одес 3,5. Знаменитое стихотворение Уилфреда Оуэна, процитированное выше, включает текст Горация, чтобы подвергнуть сомнению патриотизм, игнорируя при этом правила латинского сканирования. Однако в военный период было немного других отголосков Горация, возможно, потому, что война на самом деле не является основной темой творчества Горация.
Bibendum (символ шинной компании Michelin ) берет свое название от вступительной строки Ode 1.37, Nunc est bibendum.И У. Х. Оден, и Луи Макнейс начали свою карьеру как учителя классики, и оба откликнулись на влияние Горация как поэты. Оден, например, упомянул хрупкий мир 1930-х годов в терминах, повторяющих Оды 2.11.1–4, где Гораций советует другу не позволять заботам о пограничных войнах мешать текущим удовольствиям.
И, нежный, не желай знать, Где Польша натягивает свой восточный лук, Какое насилие совершается; Не спрашивайте, какой сомнительный поступок позволяет Нашей свободе в этом английском доме, Нашим пикникам на солнце.
Американский поэт Роберт Фрост повторил сатиры Горация в разговорной и сентенционной идиоме некоторых из его более длинных стихотворений, таких как «Урок на сегодня» (1941), а также в его нежной защите жизни на ферме, как в Hyla Brook (1916)., вызывая fons Bandusiae Горация в Оде 3.13. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, поэты все еще впитывают и реконфигурируют влияние Горация, иногда в переводе (например, англо-американское издание Од 2002 года тридцати шести поэтов), а иногда в качестве вдохновения для своих собственных работ. (например, сборник од новозеландского поэта 2003 г.).
Эподы Горация в современную эпоху в значительной степени игнорировались, за исключением тех, которые связаны с политическими ассоциациями, имеющими историческое значение. Непристойность некоторых стихотворений оттолкнула даже ученых, однако в последнее время лучшее понимание природы ямбической поэзии привело к переоценке всего сборника. Переоценка Epodes также появляется в творческих адаптациях современных поэтов (например, в сборнике стихов 2004 года, в котором древний контекст переносится в промышленный город 1950-х годов).
Учебники Оксфордского латинского курса используют жизнь Горация, чтобы проиллюстрировать жизнь среднего римлянина от поздней республики до ранней империи.
Библиотечные ресурсы о Горации |
Гораций |
---|