Бион из Борисфена | |
---|---|
Бронзовая голова философа из кораблекрушения Антикитера, возможно, из Биона | |
Родился | с. 325 г. до н. Э.. Ольвия |
Умер | ок. 250 г. до н.э.. Халкида |
Школа | Цинизм |
Влияния | |
Под влиянием | |
Бион Борисфен (Греческий : Βίων Βορυσθενίτης, род.: Βίωνος; ок. 325 - ок. 250 г. до н.э.) был греческим философом. После того, как он был продан в рабство, а затем освобожден, он переехал в Афины, где изучал почти все философские школы. Однако его главным образом помнят за его диатрибы в стиле циников. Он высмеивал глупость людей, нападал на религию и восхвалял философию.
Бион был из город Ольвия на северном берегу Черного моря у устья реки Борисфен (современный Днепр ). Он жил c. 325-с. 250 г. до н.э., но точные даты его рождения и смерти неизвестны. Страбон упоминает его как современника Эратосфена, который родился в 275 г. до н.э. Диоген Лаэртий сохранил отчет, в котором Бион описывает свое происхождение от Антигона II Гоната, царя Македонии. Его отец был вольноотпущенником и торговцем соленой рыбой, с которым он совмещал занятие контрабандой. Его мать, Олимпия, была лакедемонской проституткой. Всю семью продали в рабство из-за какого-то преступления, совершенного отцом. Вследствие этого Бион попал в руки ритора, который сделал его своим наследником. Сожгив библиотеку своего покровителя, он отправился в Афины и занялся философией, в ходе которой последовательно охватил догматы почти каждой секты. Сначала он был академиком, обучавшимся у Ксенократа и Афинских ящиков, затем он стал циником (возможно, под ящиками из Фив ), впоследствии он присоединился к Теодору, киренскому философу, чей предполагаемый атеизм предположительно повлиял на Биона, и, наконец, он стал учеником из Теофраст Перипатетик. Следуя манере софистов того периода, Бион путешествовал по Греции и Македонии и был принят в литературный кружок при дворе Антигона II Гоната. Впоследствии он преподавал философию в Родосе и умер в Халкиде в Эвбее.
из-за своей ранней связи с Академией, Диоген Лаэртий поместил Биона в число академиков, но в его жизни или мыслях нет ничего, что указывало бы на родство с платонизмом, и современные ученые считают его циником, хотя и нетипичный, с сильными гедонистическими или киренскими наклонностями. Похоже, что многое из того, что Лаэртиус говорит о Бионе, было взято из враждебных источников, поэтому необходимо с осторожностью использовать его рассказ для реконструкции жизни и мысли Биона. Лаэртиус открывает нам человека значительной интеллектуальной остроты, но вполне готового атаковать всех и вся. По сути, он был популярным писателем и в своих Диатрибах высмеивал глупость людей. Восхваляя бедность и философию, он нападал на богов, музыкантов, геологов, астрологов и богатых, отрицая действенность молитвы. Лаэртиус утверждает, что Бион был атеистом (от которого он отказался во время своей смерти), но сохранившиеся фрагменты раскрывают только религиозный скептицизм в отношении мистических религий, оракулов, и т. д. Цитаты Биона, записанные Телесом и сохраненные Стобеусом, показывают человека, который "рассматривает обычные человеческие проблемы в духе здравого смысла, хотя для акцента использует все приемы. современной прозы... Рассматриваются ситуации, с которыми может столкнуться любой человек, начиная с универсалии старости, бедности, ссылки, рабства, страх смерти, вплоть до более частного случая назойливой жены ».
Его влияние отчетливо прослеживается в последующих писателях, например в сатирах Менипп. Гораций ссылается на его сатиры и едкое остроумие. Примеры этого остроумия - его высказывания:
Одно высказывание сохраняет Цицерон :
Другой цитирует Плутарх :
| 1 =
()Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 г. статья о Бион. |