Joannes Stobaeus ( / dʒ oʊ æ п ɪ s s т oʊ б я ə s / ; греческий : Ἰωάννης ὁ Στοβαῖος ; . Фл пятые века нашей эры), из Стоби в Македонии, был составителем ценной серии экстрактов Греческие авторы. Изначально труд был разделен на два тома по две книги в каждом. Два тома были разделены в соответствии с традициями рукописей, и первый том стал известен как Отрывки (также Эклоги), а второй том стал известен как Антология (также Флорилегиум). В современных изданиях оба тома теперь называются Антологией. Антология содержит выдержки из сот писателей, особенно поэтов, историков, ораторов, философов и врачей. Охватываемые предметы варьируются от натурфилософии, диалектики и этики до политики, экономики и принципов практической мудрости. В произведении сохранены фрагменты многих авторов и произведений, которые иначе сегодня могли бы быть неизвестны.
О его жизни ничего не известно. Он получил свою фамилию, очевидно, из-за того, что был уроженцем Стоби в Македонии Салутарис. Возраст, в котором он жил, не может быть установлен с точностью. Он не цитирует ни одного писателя позже начала V века, и, вероятно, он жил примерно в это время. Из его молчания в отношении христианских авторов можно сделать вывод, что он не был христианином. Однако его имя, вероятно, указывало бы на то, что он был христианином или, по крайней мере, сыном христианских родителей.
Его антология представляет собой очень ценную коллекцию отрывков из ранних греческих писателей, которые он собрал и расположил в порядке сюжетов в виде репертуара ценных и поучительных высказываний. В большинстве рукописей есть разделение на три книги, образующие два отдельных произведения; первая и вторая книги составляют одно произведение под названием Physical and Moral Extracts (также Eclogues ; греч.: Ἐκλογαὶ φυσικαὶ καὶ ἠθικαί), третья книга составляет еще одно произведение, названное Florilegium или Sermones (или Anthology ; Ἀνθολόγιον). Отрывки были предназначены Стобеем для своего сына Септимия, и им предшествовало письмо, в котором кратко объясняется цель работы и дается краткое изложение содержания. Как видно из этого описания, сохранившиеся в Фотия «s Bibliotheca (9 век), что работа была первоначально разделена на четыре книги и два тома, и что выжившие рукописи третьей книги состоят из двух книг, которые были объединены.
Поскольку каждую из четырех книг иногда называют Антологионом, вполне вероятно, что это название изначально принадлежало всей работе. Полное название, согласно Фотию, было « Четыре книги отрывков, изречений и наставлений» (Ἐκλογῶν, ἀποφθεγμάτων, ὑποθηκῶν βιβλία τέσσαρα [ Эклогон, апофтегматон, hypothekon biblia tessara ]). Через некоторое время после Фотия эти два тома были разделены, и два тома стали известны в Латинской Европе как Eclogae и Florilegium соответственно. Современные издания отказались от этих двух названий и снова стали называть всю работу Антологией ( лат. Anthologium).
Введение ко всей работе, трактующей ценность философии и философских сект, утеряно, за исключением заключительной части; вторая книга - не более чем фрагмент, а третья и четвертая были объединены путем изменения первоначальных разделов. Каждая глава в четырех книгах начинается с названия, описывающего ее суть. Стобей цитировал более пятисот писателей, обычно начиная с поэтов, а затем переходя к историкам, ораторам, философам и врачам. Работы большей части из них погибли. Именно ему мы обязаны многими из наших самых важных фрагментов драматургов. Он процитировал более 500 отрывков из Еврипида, 150 из Софокла и более 200 из Менандра.
Первые две книги («Эклоги») состоят по большей части из отрывков, передающих взгляды ранних поэтов и прозаиков по вопросам физики, диалектики и этики. Мы узнаем от Фотия, что первой книге предшествовала диссертация о преимуществах философии, описание различных философских школ и сборник мнений древних писателей по геометрии, музыке и арифметике. Большая часть этого введения потеряна. Сохранился только его конец, в котором говорится об арифметике. Первая книга была разделена на шестьдесят глав, вторая - на сорок шесть, из которых в рукописях сохранились только первые девять. Однако некоторые из недостающих частей второй книги (главы 15, 31, 33 и 46) были извлечены из гномологии 14 века. Его познания в физике - в широком смысле, который греки приписывали этому термину - часто ненадежны. Стобей выдает тенденцию смешивать догмы ранних ионийских философов и иногда смешивает платонизм с пифагореизмом. Что касается части первой книги и большей части второй, очевидно, что он опирался на (утерянные) работы философа- перипатетика Аэция и философа- стоика Ария Дидима.
Третья и четвертая книги («Флорилегиум») посвящены моральным, политическим и экономическим вопросам, а также принципам практической мудрости. Третья книга изначально состояла из сорока двух глав, а четвертая - из пятидесяти восьми. Эти две книги, как и большая часть второй, посвящены этике; третий - добродетелей и пороков, попарно; четвертый, посвященный более общим этическим и политическим вопросам, часто цитируют выдержки, чтобы проиллюстрировать плюсы и минусы вопроса в двух следующих друг за другом главах.
Первое издание книг 1 и 2 в том, что с помощью Г. Canter (Антверпен, 1575). Были последующие издания, сделанные А.Х.Л. Хереном (Геттинген, 1792–1801, в 4 томах, 8 слов) и Томасом Гайсфордом (Оксфорд, 1850). Первое издание книг 3 и 4 было отредактировано Тринкавелли (Венеция, с 4 по 1536 г.). Три издания были опубликованы Конрадом Гесснером (Цюрих, 1543; Базель, 1549; Цюрих; 1559), а еще одно - Гайсфордом (Оксфорд, 1822, 4 тт. 8vo.). Первое издание всего Стобея вместе было опубликовано в Женеве в 1609 году. Следующим крупным изданием всего корпуса было издание Августа Майнеке (Лейпциг, 1855–1864). Современное издание - Курт Ваксмут и Отто Хензе (Берлин, 1884–1912, 5 томов). В издании Вахсмута и Хенсе делается попытка, насколько это возможно, восстановить текст Антологии в том виде, в каком он был написан Стобеусом.