Левиафан

редактировать

Библейское морское чудовище Разрушение Левиафана Гюстав Доре (1865)

Левиафан (; Иврит : לִוְיָתָ, Ливьятан) - существо в форме морского змея из еврейской мифологии. Он упоминается в нескольких книгах Еврейской Библии, включая Псалмы, Книгу Иова, Книгу Исаии и Книга Амоса ; он также упоминается в апокрифической Книге Еноха.

. Левиафан из Книги Иова является отражением древнего ханаанита Лотана, первобытного монстра, побежденного бог Баал Хадад. Параллели с ролью месопотамской Тиамат, побежденной Мардуком, уже давно проводятся в сравнительной мифологии, как и более широкие сравнения с драконом и мировой змей повествования, такие как Индра убивающий Вритра или Тор убивающий Йормунгандр. Левиафан также фигурирует в еврейской Библии как метафора для могущественного врага, в частности, Вавилон (Исаия 27: 1). Некоторые ученые XIX века прагматично интерпретировали это как относящееся к крупным водным существам, таким как крокодил. Позднее это слово стало использоваться как термин для «большого кита », а также для морских чудовищ в целом.

Содержание
  • 1 Этимология и происхождение
  • 2 Танах
  • 3 Иудаизм
  • 4 Христианство
  • 5 Гностицизм
  • 6 Современное употребление
    • 6.1 Сатанинская Библия
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Этимология и происхождение
Антихрист на Левиафане, Liber floridus, 1120

Имя לִוְיָתָן производное от корня לוה lvh «скручивать; соединять», с суффиксом прилагательного ad-, с буквальным значением «сплетенный, скрученный в складки». И имя, и мифологическая фигура являются прямым продолжением угаритского морского чудовища Лотана, одного из слуг морского бога Ямму побежден Хададом в Цикле Баала. В угаритском описании есть пробелы, из-за чего неясно, описывают ли некоторые фразы его или других монстров в распоряжении Ямму, таких как Тунанну (библейский Танин ). Большинство ученых соглашаются описать Лотана как «беглого змея» (bṯn brḥ), но он может быть, а может и не быть «извивающимся змеем» (bṯn ʿqltn) или «могущественным с семью головами» (šlyṭ d.šbʿt rašm). Его роль, по-видимому, была прообразом более раннего змея Темтума, чья смерть от рук Хадада изображена на сирийских печатях XVIII – XVI веков до нашей эры.

Морские змеи занимают видное место в мире. мифология Древнего Ближнего Востока. Они засвидетельствованы 3-м тысячелетием до нашей эры в шумерской иконографии, изображающей бога Нинурта, побеждающего семиглавого змея. Для ближневосточных религий было обычным делом включать Хаоскампф : космическую битву между морским чудовищем, представляющим силы хаоса и бог-творец или культурный герой, который навязывает приказ силой. Вавилонский миф о сотворении описывает поражение Мардука богини-змеи Тиамат, тело которой было использовано для создания небес и земля.

Танах

Левиафан упоминается пять раз в Танах, в Иов 3: 8, Иов 40: 15–41: 26, Псалом 74:14, Псалом 104: 26 и Исаия 27: 1.

Иов 41: 1–34 посвящен его подробному описанию: «Вот, надежда на него тщетна; никто не будет низвергнут даже при виде его?» В подробное описание его способности дыхания огня входит Иов 41: 10–13. В Псалме 104 Бог прославляется за то, что создал все, включая Левиафана, и Исайя 27: 1, его называют «извилистым змеем», который будет убит в конце времен.

Упоминание Танинов в повествовании о сотворении Бытия (переведенные как «большие киты» в версии короля Иакова ) и Левиафан в псалме описывают их не как вредных, а как океанских существ, которые являются частью творения Бога. Элемент соперничества между Богом и морским чудовищем и использование Левиафана для описания могущественных врагов Израиля может отражать влияние месопотамских и ханаанских легенд или соперничества в египетской мифологии между Апепом. змея и бог солнца Ra. В качестве альтернативы, устранение такого соревнования могло отражать попытку натурализовать Левиафана в процессе, который понижал его статус от божества до демона и монстра.

Иудаизм
Левиафан, морской монстр, с Бегемотом наземный монстр и Зиз воздушный монстр. «И в тот день два чудовища разделились, женщина-чудовище по имени Левиафан, чтобы жить в безднах океана над источниками вод. А мужчину по имени Бегемот, который своей грудью занимал пустынную пустыню по имени Дуйдайн. " (1 Енох 60: 7–8)

Более поздние еврейские источники описывают Левиафана как дракона, живущего над источниками Глубины и который вместе с наземным монстром-мужчиной Бегемот будет служить праведникам в конце времен. Книга Еноха (60: 7–9) описывает Левиафана как женского монстра, обитающего в водной бездне (как Тиамат ), а Бегемот - мужчина. чудовище, живущее в пустыне Дунайдин («к востоку от Эдема»).

Когда составлялся иудейский мидраш (объяснения Танаха), считалось, что Бог изначально произвел мужчину и левиафан женского пола, но, чтобы умножение видов не разрушило мир, он убил женщину, сохранив ее плоть для пира, который будет дан праведникам при пришествии Мессии.

Раши Комментарий к Бытие 1:21 повторяет традицию:

«Левиафан» (1983) картина Майкла Сган-Коэна, Музей Израиля Собрание, Иерусалим

... морские чудовища : большая рыба в море, и, говоря словами Агады (BB 74b), это относится к Левиафану и его товарищу, ибо Он создал их мужчинами и женщину, и Он убил женщину и засолил ее за праведных в будущем, потому что, если они будут распространяться, мир не может существовать из-за них. תַּנִינִם написано. [То есть, последнее «юд», обозначающее множественное число, отсутствует, отсюда подразумевается, что Левиафана не осталось два, но что его число уменьшилось до одного.] - [из Быт. Раба 7: 4, Мидраш Хасерот В'Йетерот, Батей Мидрашот, том 2, стр. 225].

В Талмуде Баба Батра 75а сказано, что Левиафан будет убит, а его плоть будет служить пиром для праведников в [Грядущее] Время, а его кожа покрывала шатер, где будет проходить банкет. Таким образом, праздник Суккот (Праздник шалашей) завершается молитвой, читаемой при выходе из сукки (будки): «Да будет Твоя воля, Господь наш Бог и Бог наших предков, чтобы, как и я, исполнился и жил в этой сукке, так что могу я заслужить в наступающем году жить в сукке из кожи Левиафана. В следующем году в Иерусалиме ».

Огромные размеры Левиафана описаны в Иоханан бар Наппаха, от которого произошли почти все агадот, касающиеся этого чудовища: «Однажды мы вошли на корабль и увидели рыбу, которая высунула свою голову из воды. У него были рога, на которых были написано: «Я одно из самых подлых существ, обитающих в море. Я триста миль в длину и вхожу в этот день в пасть Левиафана».

Когда Левиафан голоден, сообщает раввин Дими, во имя рабби Йоханана, он извергает изо рта такой жар, что заставляет всю воду закипать, и если он захочет сунуть голову в рай ни одно живое существо не могло выдержать его запаха. Его обитель; и воды Иордана падают в его уста.

В легенде, записанной в Мидраше под названием Пирке де-рабби Элиэзер, говорится, что рыба, которая проглотила Иона Чуть не стал быть съеденным Левиафаном, который съедает одного кита каждый день.

Тело Левиафана, особенно его глаза, обладают большой светящей силой. Такого мнения придерживался рабби Элиэзер, который во время путешествия с рабби Джошуа объяснил последнему, испугавшись внезапного появления яркого света, что он, вероятно, исходил из глаз Левиафана. Он сослался на своего товарища на слова Иова 41:18: «От его нужд светит свет, и глаза его подобны утренним векам». Однако, несмотря на свою сверхъестественную силу, левиафан боится маленького червя по имени «килбит», который цепляется за жабры крупных рыб и убивает их.

В одиннадцатом - век пийют (религиозная поэма), Акдамут, читается в Шавуот (Пятидесятница), предполагается, что, в конечном счете, Бог убьет Левиафана, о котором говорится как имеющий «могучие плавники» (и, следовательно, кошерная рыба, а не несъедобная змея или крокодил), и будет служить роскошным пиршеством для всех праведников на Небесах.

В Зоар Левиафан является метафорой просветления. Зоар отмечает, что легенда о праведниках, съевших шкуру левиафана в конце дней, не является буквальной, а всего лишь метафорой просветления. Зоар также подробно указывает, что у Левиафана есть помощник. Зоар также связывает метафору левиафана с «цадиком», или праведником, в Зоар 2: 11б и 3: 58а. Зоар связывает это с «бриахом» шестом в середине брусьев скинии в Зоар 2: 20а. Оба они связаны с сфирой Йесод.

Согласно Аврааму Исааку Куку, Левиафан - особенное существо, не имеющее пары, «его хвост помещен в его пасть "(Зохар )," обвивающая и охватывающая весь мир "(Раши на Баба Батра 74b) - представляет собой яркую метафору единства, лежащего в основе Вселенной.. Это единство откроется только в будущем, когда праведники будут пировать Левиафаном.

Христианство
Адская пасть. Жизнь святого Иоанна и Апокалипсиса, около 1400 года. Святой Иоанн видит дьявол, навсегда побежденный, брошенный в ад с помощью Зверя и Лжепророка

Левиафан также может использоваться как образ Сатаны, подвергая опасности оба Божьих создания - пытаясь чтобы съесть их - и Божье творение - угрожая им потрясением в водах Хаоса. Св. Фома Аквинский описал Левиафана как демона зависти, первым наказавшим соответствующих грешников (Secunda Secundae, вопрос 36). Питер Бинсфельд также классифицировал Левиафана как демона зависти, как одного из семи князей ада, соответствующих семи смертным грехам. Левиафан стал ассоциироваться с визуальным мотивом Адской Пасти, и, возможно, первоначально на него ссылались, чудовищное животное, в пасть которого проклятые исчезают в Страшном Суде, найденном в Англосаксонское искусство примерно с 800 г., а затем и по всей Европе.

Пересмотренная стандартная версия Библии предполагает в сноске к Иову 41: 1, что Левиафан может быть именем для крокодила, а в сноске к Иову 40:15, что Бегемот может быть именем бегемота.

Гностицизм
Адский Рот на фреске Страшный суд, с. 1555

Отец Церкви Ориген обвинил гностическую секту в почитании библейского змея из Эдемского сада. Поэтому он называет их офитами, называя в честь змея, которому они должны поклоняться. В этой системе верований Левиафан появляется как Уроборос, отделяющий божественное царство от человечества, окутывая или проникая в материальный мир. Мы не знаем, действительно ли офиты отождествляли змея Эдемского сада с Левиафаном. Однако, поскольку Левиафан в основном имеет негативное значение в этой гностической космологии, если они отождествляли его со змеем из Книги Бытия, он, вероятно, действительно считался злым, и только его совет был хорошим. Далее, согласно этой гностической секте, после смерти душа должна пройти через семь сфер Архонтов. Если душе не удастся, ее проглотит архонт в форме дракона, который держит мир в плену и возвращает душу в тело животного - изображение, напоминающее упомянутого ранее Левиафана. В мандеизме Левиафан рассматривается как единосущный демон по имени Ур. В Манихействе, древней религии, находящейся под влиянием гностических идей, Левиафана убивают сыновья падшего ангела Шемяза. Этот поступок изображается не как героический, а как глупый, символизирующий величайшие триумфы как преходящие, поскольку оба убиты архангелами по очереди после того, как хвастались своей победой. Это отражает манихейскую критику королевской власти и защищает аскетизм.

Современное употребление
Сигил Бафомета, в котором есть еврейское имя Левиафана, לויתן

Слово Левиафан стало относится к любому морскому чудовищу, а с начала 17 века также используется для обозначения чрезвычайно могущественных людей или вещей (сравнимо с Бегемотом или Джаггернаутом ), во многом так по книге Гоббса (1651).

Как термин для морского монстра, он также использовался, в частности, для больших китов, например в Германа Мелвилла Моби-Дик. В современном иврите это слово теперь просто означает «кит».

Сатанинская Библия

Антон ЛаВей в Сатанинская Библия (1969) Левиафан представляет элемент Воды и направление на запад, причисляя его к одному из Четырех наследных принцев ада. Эта ассоциация была вдохновлена ​​демонической иерархией из Книги Священной Магии Мага Абра-Мелина. Церковь Сатаны использует еврейские буквы в каждой точке Сигилы Бафомета, чтобы представить Левиафана. Начиная с самой нижней точки пентаграммы и читая против часовой стрелки, это слово читается как «לויתן»: (Нун, Тав, Йод, Вав, Ламед) на иврите означает «Левиафан».

См. Также
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Найдите левиафан в Викисловаре, бесплатном словаре.
На Викискладе есть материалы, связанные с Левиафаном.
Последняя правка сделана 2021-05-27 07:18:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте