Хаос (космогония)

редактировать
Состояние пустоты, предшествующее созданию вселенной или космоса в греческих мифах о творении
Хаос
Ассистенты и Джордж Фредерик Уотс - Хаос - Google Art Project.jpg Хаос от Джордж Фредерик Уоттс
ПотомокЭреб, Никс

Хаос (Древнегреческий : χάος, романизированный : kháos) относится к состоянию void, предшествующему созданию вселенной или cosmos в греческом создании мифы, или первоначальный «разрыв», созданный первоначальным разделением неба и земли.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Chaoskampf
  • 3 Библейская традиция
  • 4 Греко-римская традиция
  • 5 Гавайская традиция
  • 6 Алхимия и герметизм
  • 7 Современное употребление
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература

Этимология

Греческое слово kháos (χάος ) означает «пустота, обширная пустота, пропасть, бездна ', от глагола kháskō (χαίνω ),' зиять, быть широким pen ', от протоиндоевропейского * ǵeh 2 n-, родственно древнеанглийскому геанскому,' зиять ', откуда английский зевать.

Это может также означать пространство, воздушное пространство, бездну или бесконечную тьму. Ферекид Сиросский (эт. 6 век до н.э.) интерпретирует хаос как воду, как нечто бесформенное, которое можно различить.

Хаоскампф

Мотив Хаоскампфа (немецкий: ; букв. «борьба с хаосом») повсеместно встречается в мифах и легендах, изображая битву культурного героя божества с чудовищем хаоса, часто в форме змей или дракон. Этот же термин был распространен на параллельные концепции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, такие как абстрактный конфликт идей в египетской двойственности Маат и Исфет или битва при Гор и Сет.

Библейская традиция

Хаос Венцеслав Холлар (1607–1677).

Хаос был связан с термином бездна / тоху ва-боху из Бытие 1: 2. Этот термин может относиться к состоянию небытия до создания или к бесформенному состоянию. В Книге Бытия дух Божий движется по водам, смещая более раннее состояние вселенной, которое сравнивается с «водным хаосом», на котором находится чошек (что в переводе с на иврите - тьма / замешательство).

Септуагинта не использует χάος в контексте творения, вместо этого использует термин גיא, «расселина, ущелье, пропасть», в Михей 1: 6 и Захария 14: 4. Вульгата, однако, передает χάσμα μέγα или «великую пропасть» между небом и адом в Луке 16:26 как chaos magnum..

Этой модели изначального состояния материи противостояли Отцы церкви 2-го века, которые постулировали творение ex nihilo всемогущим Богом.

В современных библейских исследованиях термин хаос обычно используется в контексте Торы и связанных с ними повествований в древней ближневосточной мифологии в целом. Параллели между еврейским Бытием и вавилонским Энума Элиш были установлены Германом Гункелем в 1910 году. Помимо Бытия, другие книги Ветхого Завета, особенно ряд Псалмов, актуальны некоторые отрывки из Исаии и Иеремии и Книги Иова.

Греко-римская традиция

Гесиод и досократики используют греческий термин в контексте космогонии. Хаос Гесиода интерпретировался либо как «зияющая пустота над Землей, созданная, когда Земля и Небо отделены от их изначального единства», либо как «зияющее пространство под Землей, на котором Земля покоится».

В Теогония Гесиода, Хаос был первым, что существовало: «сначала Хаос возник» (или был), но затем (возможно, из Хаоса) пришел Гайя, Тартар и Эрос (в другом месте сын Афродиты ). Однозначно «рожденными» из Хаоса были Эреб и Никс. Для Гесиода Хаос, как и Тартар, хотя и был достаточно персонифицирован, чтобы иметь детей, был также местом, далеким, подземным и «мрачным», за которым жили Титаны. И, подобно Земле, океану и верхним слоям атмосферы, он также мог подвергаться воздействию ударов молнии Зевса.

Отрывки в Теогонии Гесиода предполагают, что Хаос находился под Землей, но над Тартаром. Первоначальный Хаос иногда считался истинной основой реальности, в частности такими философами, как Гераклит.

. Понятие временной бесконечности было знакомо греческому уму с глубокой древности в религиозной концепции бессмертия. Эта идея божественного как источника повлияла на первых греческих философов. Главной целью первых попыток объяснить мир с самого начала оставалось описание его роста. Они верили, что мир возник из изначального единства, и что эта субстанция была постоянной основой всего его существа. Анаксимандр утверждает, что происхождение - апейрон (безграничное), божественная и вечная субстанция, менее определенная, чем обычные элементы. Все создается из апейрона и должно возвращаться туда по мере необходимости. Концепция природы мира заключалась в том, что земля под ее поверхностью бесконечно простирается вниз и имеет свои корни в Тартаре или выше, нижней части подземного мира. Во фразе Ксенофана : «Верхний предел земли граничит с воздухом, у наших ног. Нижний предел достигает« апейрона »(то есть безграничного)». Источники и пределы земли, моря, неба, Тартара и всего сущего расположены в огромной ветреной пропасти, которая кажется бесконечной и является более поздним определением «хаоса».

В комедии Аристофана Птицы сначала были Хаос, Ночь, Эреб и Тартар, из Ночи произошел Эрос, а из Эроса и Хаоса произошли расы птиц.

Вначале был только Хаос, Ночь, темный Эреб и глубокий Тартар. Земли, воздуха и неба не существовало. Во-первых, Чернокрылая Ночь отложила яйцо без микробов в недрах бесконечных глубин Эреба, и отсюда, после революции долгих веков, возник изящный Эрос с его блестящими золотыми крыльями, стремительный, как вихри бури. Он соединился в глубоком Тартаре с темным Хаосом, крылатый, как он сам, и таким образом породил нашу расу, которая первой увидела свет. Бессмертных не существовало до тех пор, пока Эрос не объединил все составляющие мира, и от их брака возникли Небеса, Океан, Земля и нетленная раса благословенных богов. Таким образом, наше происхождение намного старше, чем у жителей Олимпа. Мы [птицы] - потомки Эроса; есть тысяча доказательств, чтобы показать это. У нас есть крылья, и мы помогаем влюбленным. Сколько красивых юношей, поклявшихся оставаться бесчувственными, открыли бедра из-за нашей силы и уступили своим возлюбленным, когда почти в конце своей молодости их уводил дар перепела, водоплавающей птицы, гусь или петух.

В Платоне «Тимей», главном труде платонической космологии, концепция хаоса находит свой эквивалент в греческом выражении chôra, которое интерпретируется, например, как бесформенное. пространство (chôra), в котором материальные следы (ichnê) элементов находятся в беспорядочном движении (Timaeus 53a – b). Однако платоническая чора не является вариацией атомистической интерпретации происхождения мира, как ясно из утверждения Платона о том, что наиболее подходящим определением хоры является «вместилище всего становления - его кормилица, так сказать». (Timaeus 49a), notabene вместилище творческого акта Демиурга, создателя мира.

Аристотель в контексте своего исследования концепции пространства в физике «проблематизирует интерпретацию хаоса Гесиода. как «пустота» или «место, в котором ничего нет» (Physics IV 1 208b27–209a2 [...]). Аристотель понимает хаос как нечто, что существует независимо от тел и без чего не могут существовать никакие воспринимаемые тела. Таким образом, «Хаос» является внесено в рамки чисто физического исследования. Сейчас оно в значительной степени переросло мифологическое понимание и, в работе Аристотеля, служит прежде всего для того, чтобы бросить вызов атомистам, утверждающим существование пустого пространства ».

Ибо Овидий, (43 г. до н. Э. - 17/18 нашей эры) в его Метаморфозах Хаос был несформированной массой, где все элементы были собраны вместе в «бесформенную кучу».

Ante mare et terras et quod tegit omnia caelum
unerat toto naturae vultus in orbe,
quem dixere chaos: rudis indigestaque moles
nec quicquam nisi pondus iners congestaque eodem
non bene iunctarum discordia Semina rerum.
До появления океана и земли - до того, как небеса покрыли их все -
лик природы на бескрайних просторах был ничем иным, как хаосом, сплошным опустошением.
Он была грубой и неразвитой массой, ничего не имевшей, кроме тяжеловесной;
и смешанные все несогласованные элементы были там скоплены бесформенной грудой.

Согласно Гигину : «Из Тумана (Калигин) произошел Хаос. Из Хаоса и Тумана произошли Ночь (Нокс), День (Умирает), Тьма (Эреб) и Эфир (Эфир)». Орфическая традиция очевидно имела Хаос как сына Хроноса и Ананке.

Пятого века Орфическая космогония имела «Лоно Тьмы» в Ветер положил космическое яйцо откуда вылупился Эрос, который привел в движение вселенную .

гавайская традиция

В гавайском фольклоре, триада божеств, известных как Ку-Кауа-Кахи (также известная как «Фундаментальное Высшее Единство»), существовала до и во время Хаоса с вечности, или, выражаясь гавайскими терминами, mai ka po mai, что означает «из времени ночи, тьмы, Хаоса». В конце концов они разрушили окружающее По («ночь»), и во Вселенную проник свет. Затем группа создала три неба для обитания вместе с Землей, Солнцем, Луной, звездами и духами-помощниками.

Алхимия и Герметизм

Магнум Хаос, деревянная инкрустация от Джован Франческо Капоферри в Базилике Санта-Мария-Маджоре в Бергамо, по проекту Лоренцо Лотто.

Греко-римская традиция prima materia, в частности, 5-я и 6 век Орфическая космогония, была объединена с библейскими представлениями (Техом ) в христианстве и унаследована алхимией и магией Возрождения.

Космическое яйцо орфизма было взято как сырье для алхимического magnum opus в ранней греческой алхимии. Первая стадия процесса создания философского камня, т.е. nigredo, была отождествлена ​​с хаосом. Из-за связи с повествованием о сотворении мира, где «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2), Хаос далее отождествлялся с классическим элементом of Water.

Рамон Лулл (1232–1315) написал Liber Chaos, в которой он определяет Хаос как изначальную форму или материю, созданную Богом. Швейцарский алхимик Парацельс (1493–1541) использует хаос как синоним «классического элемента» (поскольку первобытный хаос представляется как бесформенное скопление всех элементов). Таким образом, Парацельс определяет Землю как «хаос гномов», то есть элемент гномов, через который эти духи беспрепятственно перемещаются, как рыбы в воде или птицы в воздухе. Алхимический трактат Генриха Кунрата, напечатанный во Франкфурте в 1708 году, был озаглавлен «Хаос». Во введении 1708 года говорится, что трактат был написан в 1597 году в Магдебурге, на 23-м году алхимической практики автора. Трактат имеет целью процитировать Парацельса по поводу того, что «свет души, по воле Триединого Бога, сделал все земные вещи явлением из изначального Хаоса». Мартин Руланд Младший в своей книге «1612». Lexicon Alchemiae утверждает: «Грубая смесь материи или другое название Материи Примы - Хаос, как это было в начале».

Термин газ в химии был введен голландским химиком Яном Баптистом ван Гельмонтом в 17 веке, непосредственно на основе парацельсовского представления о хаосе.. Буква g в газе возникла из-за голландского произношения этой буквы как spirant, также используемого для произношения греческого χ.

Современное употребление

Термин хаос был принятое в современной сравнительной мифологии и религиоведение как относящееся к изначальному состоянию до сотворения, строго объединяющее два отдельных понятия о первозданных водах или изначальной тьме, из которой возникает новый порядок, и изначальном состояние как слияние противоположностей, таких как небо и земля, которые должны быть разделены божеством-творцом в акте космогонии. В обоих случаях хаос, относящийся к понятию изначального состояния, потенциально содержит космос, но должен быть сформирован демиургом, прежде чем мир сможет начать свое существование.

Использование хаоса в производном смысле от «полного беспорядка или беспорядка» впервые появляется в елизаветинском раннем современном английском, первоначально подразумевая сатирическое преувеличение. «Хаос » в четко определенном смысле сложной хаотической системы, в свою очередь, происходит от этого использования.

"Магия хаоса "как ветвь современного оккультизма является продуктом 1970-х.

См. Также

Заметки

Ссылки

  • Аристофан (1938). «Птицы». In O'Neill, Jr, Eugene (ed.). The Complete Greek Drama. 2 . New York: Random House - via Perseus Digital Библиотека. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Аристофан (1907). Холл, FW; Гелдарт, WM (ред.). Aristophanes Comoediae (на греческом). 2 . Oxford: Clarendon Press - через цифровую библиотеку Perseus. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Bishop, Robert (2017): Chaos. In: Zalta, Эдвард Н. (редактор): Стэнфордская энциклопедия философии (издание весна 2017 г.). https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/chaos/.
  • Бреммер, Ян Н. (2008 г.) Греческая религия и культура, Библия и Древний Ближний Восток. Иер. усалем Исследования в области религии и культуры. Брилл. ISBN 9789004164734. LCCN 2008005742.
  • Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода, Focus Publishing / R. Pullins Company (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2.
  • Клиффорд, Ричард Дж. (Апрель 2007 г.). «Рецензия на книгу: Сотворение и разрушение: переоценка теории Хаоскампфа в Ветхом Завете». Католический библейский ежеквартал. 69 (2). JSTOR 43725990.
  • Дэй, Джон (1985). Конфликт Бога с драконом и морем: отголоски ханаанского мифа в Ветхом Завете. Кембриджские восточные публикации. ISBN 978-0-521-25600-1. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Тимоти Ганц (1996). Ранний греческий миф : Путеводитель по литературным и художественным источникам. Johns Hopkins University Press. ISBN 978-0801853609. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Guthrie, WK (апрель 1952 г.). «Досократическая картина мира». The Harvard Theological Review. 45 (2): 87–104. doi : 10.1017 / S0017816000020745. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гесиод (1914). «Теогония». Гомеровские гимны и Гомерика (на английском и греческом языках). Переведено Эвелин-Уайт, Хью Г. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета - через цифровую библиотеку Персея. Греческий текст доступен с того же веб-сайта.
  • Гигин. Грант, Мэри (ред.). Fabulae from The Myths of Hyginus. Перевод Гранта, Мэри. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям - через Topos Text Project. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Jaeger, Werner ( 1952).Богословие ранние греческие философы: лекции Гиффорда 1936. Оксфорд: Clarendon Press. OCLC 891905501. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кирк, GS; Рэйвен, Дж. Э.; Скофилд, М. (2003). Досократические философы. Cambridge University Press. ISBN 0-521-27455-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лобенхофер, Стефан (2020): Хаос. В: Кирхгофф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия Философия природы / Интернет-лексикон Naturphilosophie, DOI: 10.11588 / oepn.2019.0.68092 ; https://journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/oepn/article/view/69709.
  • Морфорд, Марк П.О., Роберт Дж. Ленардон, Классическая мифология, восьмое издание, Оксфордский университет Press, 2007. ISBN 978-0-19-530805-1.
  • Мост, GW, Гесиод: Теогония, Труды и дни, Свидетельство, Классическая библиотека Леба, № 57, Кембридж, Массачусетс, 2006 ISBN 978-0-674-99622-9. Онлайн-версия в издании Harvard University Press.
  • Огден, Даниэль (2013). Драконы, змеи и убийцы в классической и ранней христианской эпохе Миры: Справочник. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992509-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Публий Овидий Насо (1892). Магнус, Хьюго (ред.). Метаморфозы (на латыни). Гота, Германия: Фридр. Андр. Пертес - через цифровую библиотеку Персея. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Публий Овидий Насо (1922). Метаморфозы. Переведено Мор, Брукс. Бостон: Корнхилл Паблишинг Ко - через Цифровую библиотеку Персея.
  • Смит, Уильям (1873). "Хаос". Словарь греческой и римской биографии и мифологии. Лондон - через цифровую библиотеку Персея. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Szulakowska, Urszula (2000). Алхимия света: геометрия и оптика в алхимической иллюстрации позднего Возрождения. Symbola et Emblemata - Исследования в области символизма эпохи Возрождения и барокко. 10 . BRILL. ISBN 978-90-04-11690-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии, Thomas Y. Crowell Co; Первое издание ( J UNE 1970). ISBN 069022608X. * West, M. L. (1966), Hesiod: Theogony, Oxford University Press. ISBN 0-19-814169-6.
  • Вятт, Ник (2005) [1998]. «Оружие и король: самые ранние упоминания мотива Хаоскампфа и их значение для интерпретации угаритских и библейских традиций». Такое божество охраняет короля: избранные эссе Николаса Вятта о королевской идеологии в угаритской и ветхозаветной литературе. Монографии Общества изучения Ветхого Завета, Ashgate Publishing. С. 151–190. ISBN 978-0-7546-5330-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Дополнительная литература

  • Миллер, Роберт Д. «Отслеживание дракона на древнем Ближнем Востоке». В: Archiv Orientální 82 (2014): 225-45.
Последняя правка сделана 2021-05-14 05:53:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте