В греческой мифологии, Ехидна (; греч. : Ἔχιδνα, «Змея») было чудовищем, полуженщиной и полузмейкой, жившим в одиночестве в пещере. Она была супругой грозного монстра Тифона и была матерью многих самых известных монстров из греческих мифов.
Генеалогическое древо Ехидны зависит от автора. Древнейшая генеалогия, относящаяся к Ехидне, Теогония Гесиода (ок. 8-7 вв. До н.э.), неясна по нескольким пунктам. Согласно Гесиоду, Ехидна родилась от «нее», которую Гесиод, вероятно, имел в виду как морскую богиню Кето, поэтому вероятным отцом Ехидны стал морской бог Форцис ; однако «она» может вместо этого относиться к Океанид Каллирхо, что делает потомство Медузы Хрисаором отцом Ехидны. Мифограф Ферекид Афинский (V век до н.э.) назвал Ехидну дочерью Форциса, не называя матери.
Другие авторы называют Ехидну других родителей. Согласно географу Павсанию (II век нашей эры), у Эпименида (VII или VI век до н.э.) Ехидна была дочерью Океанида Стикса (богиня реки Стикс ) и некая Пейрас (иначе неизвестная Павсанию), в то время как согласно мифографу Аполлодору (1-й или 2-й век н.э.), Ехидна была дочерью Тартар и Гайя. В одном сообщении из орфической традиции, Ехидна была дочерью Фанеса (орфического отца всех богов).
Ехидна Гесиода была наполовину красивой девушкой, наполовину устрашающей змеей. Гесиод описал «свирепую богиню Ехидну» как поедающего плоть «непреодолимого монстра», который не был похож ни на «смертных людей», ни на «бессмертных богов», но был «наполовину нимфой со скользящими глазами и светлыми щеками, а наполовину - как огромная змея, огромная и ужасная, с крапчатой кожей », которая« не умирает и не стареет все свои дни ». Очевидная ассоциация Гесиода поедания сырого мяса с половиной змеи Ехидны предполагает, что он, возможно, предполагал, что половина змеи Ехидны оканчивалась змеиной головой. Аристофан (конец V века до н.э.), который делает ее обитательницей подземный мир, дает Ехидне сотню голов (предположительно змеиных голов), что соответствует сотне змеиных голов, по словам Гесиода, ее помощник Тифон had.
В орфическом описании (упомянутом выше) Ехидна описывается как с головой красивой женщины с длинными волосами и телом змеи от шеи вниз. Нонн в своей Дионисии описывает Ехидну как «отвратительную» с «ужасным ядом». ".
Согласно Гесиоду Теогония, «ужасный» и «беззаконный Тифон» соединился в любви с [Ехидной], служанкой с скользящие глаза », и она родила« жестокое потомство ». Сначала был Ортрус, двуглавый пес, охранявший скот Гериона, второй Цербер, многоголовый пес, охранявший врата Аида., и в-третьих, Лернейская Гидра, многоголовый змей, который, когда одна из его голов была отрезана, вырастила еще две. В Теогонии упоминается вторая двусмысленная «она» как мать Химеры (огнедышащего зверя, который был наполовину львом, наполовину козлом и имел змееголовый хвост), что может относиться к Ехидне, хотя возможно, под этим подразумевалась Гидра или даже Чето. Затем Гесиод называет еще двух потомков Ехидны, Сфинкса, чудовища с головой женщины и телом крылатого льва, и Немейского льва, убитого Геракл как его первая работа. Согласно Гесиоду, эти двое были потомками Ортра, сына Ехидны, и еще одной неоднозначной «она», которую по-разному читали как Химера, сама Ехидна или даже Чето. В любом случае лирический поэт Ласус Гермионский (VI век до н.э.) имеет Ехидну и Тифона как родителей Сфинкса, а драматург Еврипид ( 5 век до н.э.), Ехидна является ее матерью, без упоминания отца. Упоминая Цербера и «других монстров» как потомков Ехидны и Тифона, мифограф Акусилай (6 век до н.э.) добавляет Кавказского орла, съевшего печень Прометея.. Ферекид также называет орла Прометея и добавляет Ладона (хотя Ферекид не использует это имя), дракона, который охранял золотые яблоки в Саде Гесперид (согласно Гесиоду, потомку Кето и Форциса).
Более поздние авторы в основном сохраняют эти потомки Ехидны и Тифона, добавляя другие. Аполлодор, в дополнение к названию в качестве своего потомка Ортруса, Химеру (со ссылкой на Гесиода в качестве источника), Сфинкса, Кавказского Орла, Ладона и, вероятно, Немейского льва (назван только Тифон), также добавляет кроммионская свиноматка, убитая героем Тесеем (не упоминается Гесиодом). Гигин в своем списке потомков Ехидны (все от Тифона) заимствован из вверху: Цербер, Химера, Сфинкс, Гидра и Ладон, а также добавлено «Горгона» (под которым Гигин означает мать Медузы, тогда как три Горгоны Гесиода, из которых Медуза была одной, были дочерями Чето и Форциса), колхидского дракона, охранявшего Золотое руно и Сциллы.
Нонн делает Ехидну матерью безымянный, плевавший ядом, «огромный» сын со «змеиными» ногами, союзник Кроноса в его войне с Зевсом, убитым Аресом. Гарпии у Гесиода, дочери Таума и Океанида Электра, в одном источнике, считаются дочерями Тифона., и поэтому, возможно, также считались дочерями Ехидны. Точно так же морские змеи, напавшие на троянского жреца Лаокоона во время Троянской войны, которых Квинт Смирней назвал «ужасными монстрами смертоносного выводка Тифона», возможно, также считался потомком Ехидны. Ехидну иногда отождествляют с Гадюкой, которая была матерью Геракла из Скифов, одноименного царя скифов, вместе со своими братьями Агафирсом и Гелонус (см. Ниже).
В следующей таблице перечислены основные потомки Ехидны, данные Гесиодом, Аполлодором или Гигином.
Потомство | Гесиод, Th. | Аполлодор | Гигин | Другие источники | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ортрус | ✓ ✓ | 309 | ✓ ✓ | 2.5. 10 | ?? | Куин. Smyr. 6.249–262 | ||
Cerberus | ✓ ✓ | 310 сл. | ✓ ✓ | Fab. Pref., 151 | ✓ ✓ | Acus. fr. 13 ; Куин. Смир. loc. cit. | ||
✓? | Bac. Ode 5.62, Soph. Trach. 1097–1099, Call. фр. 515, Ovid Met. 4.500–501, 7.406–409 | |||||||
Лернейская гидра | ✓ ✓ | 313 и далее | ✓ ✓ | Fab. Прив., 30, 151 | ||||
Химера | ?? | 319 и далее. | ✓ ✓ | 2.3.1 | ✓ ✓ | Fab. Предпочт., 151 | ||
Sphinx | ? | 326 и далее. | ✓ ✓ | 3.5.8 | ✓ ✓ | Fab. Pref., 151 | ✓ ✓ | Lasus fr. 706A |
✓? | Eur. Финикийские женщины 1019–1025 | |||||||
Немейский лев | ? | 326 и сл. | ? ✓ | 2.5.1 | Fab. 30 | |||
Кавказский орел | ✓ ✓ | 2.5.11 | Ast. 2,15. | ✓ ✓ | Acus. fr. 13 ; Фер фр. 7 | |||
Ladon | 333 и далее | ✓ ✓ | 2.5.11 | ✓ ✓ | Fab. Pref., 151 | ✓ ✓ | Pher. fr. 16b ; Tzet. Chiliades 2.36.360 | |
Crommyonian Sow | ✓✓ | E1.1 | ||||||
"Горгона" (мать Медузы ) | 270 сл. | 1.2.6 | ✓ ✓ | Fab. Pref., 151 | ||||
Колхидский дракон | ✓ ✓ | Fab. Pref., 151 | ||||||
Scylla | E7.20 | ✓ ✓ | Fab. Pref., 151 | Virgil, Цирис 67 |
Легенда:
Примечания:
Согласно Гесиоду, Ехидна родилась в пещере и, по-видимому, жила одна (в той же пещере или, возможно, в другой), как описывает это Гесиод, «под тайными частями святой земли... глубоко под полой скалой вдали от бессмертных богов и смертные люди ", место, назначенное богами, где она" охраняет Ариму "(хотя здесь Гесиод, возможно, имеет в виду Ехидн домашняя пещера матери Сето). Возможно, именно из этой пещеры Ехидна «уносила прохожих».
Гесиод находит пещеру Ехидны в Ариме (εἰν Ἀρίμοισιν). По-видимому, это то же самое место, где в Гомере Илиаде Зевс ударяет своими молниями удары по земле около супруга Ехидны Тифона, описываемого как земля аримоев (εἰν Ἀρίμοις), «там, где люди говорят, что это ложе [ложе] Тифона», Тифон - другое имя Тифона. Но ни Гомер, ни Гесиод больше ничего не говорят о том, где может быть эта Арима. Вопрос о том, имелось ли в виду историческое место и его возможное местонахождение, с древних времен является предметом споров и споров.
Географ Страбон (около 20 г. н.э.) обсуждает вопрос поподробнее. Несколько мест, Киликия, Сирия, Лидия и остров Питеккусс (современный Искья ), каждая из которых по-разному связана с Тифоном, даны Страбоном как возможные места для «Аримы» Гесиода (или «Аримои» Гомера).
Регион в окрестностях древнего киликийского прибрежного города Корик (современный Кызкалеси, Турция ) часто ассоциируется с рождением Тифона. Поэт Пиндар (ок. 470 г. до н.э.), у которого Тифон родился в Киликии и вырастил в «знаменитой Киликийской пещере» очевидный намек на Корикийскую пещеру, также имеет убивающего Зевса Тифон "среди аримоев". Историк четвертого века до нашей эры Каллисфен обнаружил горы Аримои и Арима в Киликии, недалеко от реки Каликадн, пещеры Корики и мыса Сарпедон. В схолии b к Илиаде 2.783, сохраняющей возможную орфическую традицию, Тифон родился «под Аримоном в Киликии», а Нонн упоминает «окровавленную пещеру Аримы» Тифона в Киликии.
Сразу за заливом Иссус от Корика в древней Сирии находились гора Касиос (современный Джебель-Акра в Турции) и Река Оронт, как говорят, была местом битвы Тифона и Зевса. Согласно Страбону, историк Посидоний отождествил аримоев с арамейцами Сирии.
Так как некоторые Арима вместо этого располагалась на вулканической равнине, на верхнем Река Гедиз, называемая Catacecaumene («Сожженная земля»), расположенная между древними королевствами Лидия, Мисия и Фригия, около Гора Тмол (современный Боздаг) и Сард, древняя столица Лидии. Согласно Страбону, некоторые поместили аримоев и битву между Тифоном и Зевсом в Катакомене, а Ксанф Лидийский добавил, что там правил «некий Арим». Страбон также сообщает нам, что для «некоторого» гомеровского «ложе Тифона» (и, следовательно, Аримои) было расположено «в лесу, в плодородной земле Гайд», причем Хайд - другое название Сардиса (или его акрополя), и что Деметрий Скепсис считал, что аримои наиболее вероятно находились «в стране катакоменов в Мисии». Поэт III века до нашей эры Ликофрон разместил в этом регионе логово Ехидны.
Еще одно место, упомянутое Страбоном как связанное с Аримой, - это вулканический остров Питекуссы, расположенный недалеко от побережья. древних кумов в Италии. Согласно Ферекиду Афинскому, Тифон бежал в Питекуссы во время битвы с Зевсом, а согласно Пиндару, Тифон был похоронен под островом. Страбон сообщает «миф» о том, что, когда Тифон «поворачивает свое тело, пламя и вода, а иногда даже небольшие острова, содержащие кипящую воду, вырываются наружу». Связь с Аримой происходит от греческого названия острова Pithecussae, которое происходит от греческого слова «обезьяна», и, согласно Страбону, жители острова говорили, что «аримои» также было этрусским словом для обозначения обезьян.
Квинт Смирней находит свою пещеру «недалеко от границ Вечной Ночи».
Хотя для Гесиода Ехидна была бессмертной и нестареющей, согласно Аполлодору Ехидна продолжала охотиться на несчастных "прохожих", пока она не была окончательно убита, пока она спала, Аргус Паноптес, стоглазый великан, служивший Гере.
Из историка V века до нашей эры Геродота мы узнаем о существе, которое, хотя Геродот не называет его ехидной, называется ехидной («змея») и во многих отношениях напоминает гесиодическую ехидну. Она была наполовину женщиной, наполовину змеей, жила в пещере и была известна как фигура матери, в данном случае прародительница скифов (а не монстров).
Согласно Геродоту, греки, жившие в Понт, регион на южном побережье Черного моря, рассказал историю о встрече Геракла с этим змеиным существом. Геракл гнал скот Гериона через то, что позже станет Скифией, когда однажды утром он проснулся и обнаружил, что его лошади исчезли. Разыскивая их, он «нашел в пещере существо двойной формы, наполовину деву и наполовину змею; над ягодицами она была женщиной, под ними - змеей». У нее были лошади, и она обещала вернуть их, если Геракл займется с ней сексом. Геракл согласился, и от него у нее родились три сына: Агафирс, Гелон и Косы. Она спросила Геракла, что ей делать с его сыновьями: «Я оставлю их здесь (так как я королева этой страны) или отошлю их к вам?» И Геракл дал ей лук и пояс и сказал ей, что, когда мальчики вырастут, кто бы ни натянул лук и не наденет пояс, оставит его себе и прогонит остальных. Младший сын Скиф выполнил требования и стал основателем и эпонимом скифов.
Существо, возможно, связанное с Гесиодической Ехидной, - это «Змея» (Ехидна), брошенная в бездну Апостолом Филипом, в апокрифическом Деяниях Филиппа. Называемая «драконом» (дракаина) и «матерью змей», эта ехидна правила множеством других чудовищных драконов и змей и жила в закрытом храме в Иераполисе, где ей поклонялись люди этой земли. Она, вместе с ее храмом и священниками, была проглочена дырой в земле, которая открылась под ней в результате проклятия Филиппа.
Ехидна, возможно, была связана с монстром. убит Аполлоном в Дельфах. Хотя этим чудовищем обычно называют змея-самца Пифон, в самом древнем повествовании этой истории, Гомеровском гимне Аполлону, бог убивает безымянную змею (дракаина ), впоследствии названная Дельфин, которая была приемной матерью Тифона. Ехидна и Дельфина имеют несколько общих черт. Оба были наполовину горничными и наполовину змеями, и оба были «чумой» (πῆμα) для мужчин. И оба были тесно связаны с Тифоном и связаны с Корикианской пещерой.
Не сохранилось никаких древних изображений Ехидны. Согласно Павсанию, Ехидна была изображена вместе с Тифоном в дорическо-ионическом храмовом комплексе VI века до н.э. в Амикле, известном как трон Аполлона, спроектированный Батиклом Магнезийским. Павсаний идентифицирует две стоящие фигуры слева как Ехидну и Тифона, с Тритонами, стоящими справа, без каких-либо других подробностей, касающихся этих фигур.