Сет (божество)

редактировать
Египетский бог пустыни, штормов, насилия и иностранцев
Сет
Set.svg
Главный культовый центрOmbos
SymbolWas-скипетр, Set animal
Personal information
РодителиGeb, Nut
Братья и сестрыOsiris, Исида, Нефтида, Гор Старший
КонсортНефтида, Анат, Астарта
ПотомствоАнубис, Мага
sw W t . XE20 A40
. or.
st . S
. or.
z. t . X
Установить. в иероглифах

Установитьили Сет (египетский: stẖ;) - бог пустынь, штормов, беспорядка, насилия и иностранцев в древнеегипетской религии. В Древнегреческом имя бога дано как Sēth (Σήθ). Сет сыграл положительную роль: он сопровождает Ра на его солнечной лодке, чтобы отразить Апеп, змея Хаоса. Сет сыграл жизненно важную роль в качестве примиренного бойца. Он был повелителем красной (пустынной) земли, где он был балансом для роли Гора как властителя черной (почвенной) земли.

В мифе об Осирисе, самый важный египетский миф, Сет изображается как узурпатор, убивший и искалечивший своего собственного брата, Осириса. Жена Осириса, Исида, собрала его труп и воскресила своего мертвого мужа достаточно долго, чтобы зачать его сына и наследника, Хоруса. Гор хотел отомстить Сету, и в мифах описываются их конфликты.

В древнеегипетской астрономии Сет обычно ассоциировался с планетой Меркурий.

Содержание
  • 1 Семья
  • 2 Происхождение
  • 3 Сет животное
  • 4 Конфликт Гора и Сета
  • 5 Защитник Ра
  • 6 Сет во Второй промежуточный период и период Рамессайда
  • 7 Демонизация Сета
  • 8 Храмов
  • 9 В современной религии
  • 10 В популярная культура
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
    • 12.1 Цитаты
    • 12.2 Источники
  • 13 Внешние ссылки
Семья
Сет и Нефтида, 1279–1213 гг. до н.э., камень, Лувр

Сет - сын Геба, Земли, и Нут, Неба; его братья и сестры: Осирис, Исида и Нефтида. Он женился на Нефтисе и стал отцом Анубиса, а по некоторым сведениям он имел отношения с иностранными богинями Анат и Астартой. Считается, что от этих отношений родилось божество-крокодил по имени Мага.

Происхождение

Значение имени Сет неизвестно, но считается, что первоначально оно произносилось * сутиẖ [ˈsuw.tixʲ ] на основе написания его имени в египетских иероглифах как stẖ и swt. Позднеегипетское написание stš отражает палатализацию ẖ, в то время как возможная потеря последней согласной записывается в написании вроде swtj. Коптская форма имени, ⲥⲏⲧ Sēt, является основой для английской вокализации.

Set animal

В art Set обычно изображено как загадочное существо, которое египтологи называют животным из набора, зверь, не похожий ни на одно известное существо, хотя его можно рассматривать как составную часть трубкозуба, осел, шакал или лисица фенек. У животного изогнутая морда, длинные прямоугольные уши, тонкий раздвоенный хвост и собачье тело с проросшими пучками меха в форме перевернутой стрелки; Иногда Сет изображается как человек с отличительной головой. Некоторые ранние египтологи предположили, что это было стилизованное изображение жирафа из-за больших плоских «рогов», соответствующих костям жирафа. Сами египтяне, однако, проводили различие между жирафом и животным Сета. В поздний период Сет изображался в виде осла или с ослиной головой.

Самые ранние изображения того, что может быть животным Сет, происходит из гробницы, относящейся к амратской культуре ( «Накада I») доисторического Египта (3790 г. до н.э. - 3500 г. до н.э.), хотя эта идентификация сомнительна. Если они исключены, то самое раннее животное из Сета появляется на церемониальной булаве Скорпиона II, правителя фазы Накада III. Голова и раздвоенный хвост животного Сета явно присутствуют.

В Книге Файюм он изображен с головой фламинго

.
Конфликт Гора и Сета

Важным элементом мифологии Сета был его конфликт с братом или племянником, Гором, за трон Египта. Схватка между ними часто бывает насильственной, но также описывается как судебное решение перед Эннеадой, собранной группой египетских божеств, чтобы решить, кому унаследовать царство. Судья в этом процессе может быть Геб, который, как отец Осириса и Сета, занимал трон раньше их, или это могут быть боги-создатели Ра или Атум, основоположники царствования. Другие божества также играют важную роль: Тот часто выступает в роли посредника в споре или помощника божественного судьи, а в «Сражениях» Исида использует свою хитрость и магическую силу, чтобы помочь своему сыну.

соперничество Гора и Сета изображается двумя противоположными способами. Обе точки зрения появляются уже в Текстах пирамид, самом раннем источнике мифа. В некоторых заклинаниях из этих текстов Гор является сыном Осириса и племянником Сета, а убийство Осириса является основным толчком к конфликту. Другая традиция изображает Гора и Сета братьями. Это несоответствие сохраняется во многих последующих источниках, где двух богов можно назвать братьями или дядей и племянником в разных местах одного и того же текста.

Набор копий Гора, который появляется в виде бегемота, когда Исида смотрит на

Божественная борьба включает множество эпизодов. «Соревнования» описывают двух богов, обращающихся к различным другим божествам для разрешения спора и соревнующихся в различных типах соревнований, таких как гонки на лодках или борьба друг с другом в форме бегемотов, чтобы определить победителя. В этом рассказе Гор неоднократно побеждает Сета и поддерживается большинством других божеств. Однако спор затягивается на восемьдесят лет, главным образом потому, что судья, бог-создатель, благоволит Сету. В поздних ритуальных текстах конфликт описывается как великая битва, в которой участвуют собравшиеся последователи двух божеств. Схватка в божественном царстве распространяется не только на двух противников. В какой-то момент Исида пытается гарпуном Сета, когда он сражается с ее сыном, но вместо этого она поражает Хоруса, который затем отрубает ей голову в приступе ярости. Тот заменяет голову Исиды на голову коровы; история дает мифическое происхождение головного убора из коровьего рога, который обычно носит Исида.

В ключевом эпизоде ​​конфликта Сет изнасиловал Хоруса. Нарушение Сета отчасти предназначено для того, чтобы унизить его соперника, но оно также включает в себя гомосексуальное желание в соответствии с одной из основных характеристик Сета, его напористой, мощной и неизбирательной сексуальностью. В самом раннем описании этого эпизода, во фрагментарном папирусе Среднего царства, сексуальный контакт начинается, когда Сет просит заняться сексом с Хорусом, который соглашается при условии, что Сет придаст Гору часть своей силы. Встреча подвергает Гора опасности, потому что в египетской традиции семя - сильнодействующее и опасное вещество, сродни яду. Согласно некоторым текстам, семя Сета попадает в тело Хоруса и вызывает у него болезнь, но в «Соревнованиях» Хорус мешает Сету, ловя сперму Сета руками. В ответ Исида помещает сперму Хоруса на листья салата, которые ест Сет. Поражение Сета становится очевидным, когда это семя появляется на его лбу в виде золотого диска. Он пропитан семенем соперника и в результате «рождает» диск. В «Соревнованиях» Тот берет диск и кладет его себе на голову; в более ранних версиях это Тот, кто был произведен этим аномальным рождением.

Другой важный эпизод касается увечий, которые воюющие наносят друг другу: Гор ранит или крадет яички Сета, а Сет повреждает или вырывает одно, или иногда оба глаза Хоруса. Иногда глаз рвется на части. Увечье Сета означает потерю мужества и силы. Удаление глаза Гора еще более важно, так как этот украденный Глаз Гора представляет широкий спектр концепций египетской религии. Одна из главных ролей Хоруса - небесное божество, и по этой причине его правый глаз был назван солнцем, а левый глаз - луной. Кража или разрушение Ока Гора приравнивается к потемнению Луны в ходе ее цикла фаз или во время затмений. Гор может вернуть свой потерянный Око, или другие божества, включая Исиду, Тота и Хатор, могут вернуть или исцелить его для него. Египтолог утверждает, что традиция о потерянных яичках - это поздний вариант потери Сетом спермы Гору, и что луноподобный диск, который появляется из головы Сета после его оплодотворения, - это Глаз Гора. Если это так, то эпизоды увечий и сексуального насилия составят единую историю, в которой Сет нападает на Хоруса и теряет для него сперму, Хорус отвечает и оплодотворяет Сета, а Сет вступает во владение Глазом Хоруса, когда он появляется на голове Сета. Поскольку Тот является лунным божеством в дополнение к своим другим функциям, согласно те Велде, для Тота было бы разумно появиться в форме Ока и вступить в посредничество между враждующими божествами.

В В любом случае, восстановление целостности Ока Гора представляет собой возвращение луны к полной яркости, возвращение королевской власти Гору и многие другие аспекты маат. Иногда восстановление глаза Гора сопровождается восстановлением яичек Сета, так что оба бога становятся целыми к концу своей вражды.

Защитник Ра
Сет копья Апеп.

Сет был изображен стоящим на носу баржи Ра , побеждающей темного змея Апеп. В некоторых представлениях позднего периода, таких как персидский период храм Хибис в Харга, Сет был представлен в этой роли с голова сокола, принимающая облик Гора. В Амдуат Сет описывается как играющий ключевую роль в преодолении Апеп.

Сета во Второй Промежуточный период и Периоды Рамессайда
Сет и Гор, обожающий Рамсеса в небольшой храм в Абу-Симбеле.

В течение второго промежуточного периода (1650–1550 гг. до н.э.) группа ближневосточных народов, известная как гиксосы (буквально, «правители чужих земель») получили контроль над Нижним Египтом и управляли дельтой Нила с Авариса. Они выбрали Сета, изначально главного бога Верхнего Египта, бога иностранцев и бога, которого они нашли наиболее похожим на своего главного бога, Хадада, в качестве своего покровителя. Затем Сет снова стал почитаться как главный бог. Король гиксосов Апофис зарегистрирован как поклоняющийся Сету исключительно, как описано в следующем отрывке:

[Он] избрал своим повелителем бога Сета. Он не поклонялся никакому другому божеству на всей земле, кроме Сета.

— Папирус Саллиер 1 (Апофис и Секененр)

Ян Ассманн утверждает, что потому, что древние египтяне никогда не могли представить себе «одинокого» бога, лишенного личности, Сет, бог пустыни, которому поклонялись в одиночку, олицетворял проявление зла.

Когда, ок. 1522 г. до н. Э., Яхмос I сверг гиксосов и изгнал их, отношение египтян к азиатским иностранцам стало ксенофобским, а королевская пропаганда дискредитировала период правления гиксосов. Тем не менее культ Сета в Аварисе процветал, и расквартированный там египетский гарнизон Яхмоса стал частью духовенства Сета.

Основатель Девятнадцатой династии, Рамсес I происходил из семьи военного из Авариса, имевшей тесные связи со священством Сета. Несколько царей Рамессидов были названы в честь бога, в первую очередь Сети I (буквально «человек Сета») и Сетнахт (буквально «Сет силен»). Кроме того, один из гарнизонов Рамсеса II считал Сет своим божеством-покровителем, а Рамсес II воздвиг так называемую «Стелу Четырехсотлетней» в Пи-Рамсесе в память 400-летие культа Сета в дельте Нила.

Сет также стал ассоциироваться с чужеземными богами во время Нового царства, особенно в дельте. Сет также был идентифицирован египтянами с хеттским божеством Тешубом, который, как и Сет, был богом бури.

Демонизация Сета
Сет на позднее освобождение Карнака от Нового Царства: его фигура была стерта во время его демонизации.

Согласно Герману те Велде, демонизация Сета произошла после завоевания Египта несколькими иностранными народами в Третьем Промежуточном и Поздние периоды. Сет, который традиционно был богом иностранцев, таким образом также стал ассоциироваться с иностранными угнетателями, включая Ассирийскую и Персидскую империи. Именно в это время Сет подвергался особой критике, и его поражение от Хоруса широко отмечалось.

В этот период акцентировались отрицательные стороны Сета. Сет был убийцей Осириса, разрубив тело Осириса на части и разогнав его так, чтобы его нельзя было воскресить. Позже греки связывали Сета с Тифоном, чудовищной и злой силой бушующей природы. Оба были сыновьями божеств, представляющих Землю (Гайя и Геб), которые атаковали главных божеств (Осирис вместо Сета, Зевс вместо Тифона).

Тем не менее, на протяжении всего этого период, в некоторых отдаленных регионах Египта Сет все еще считался героическим главным божеством.

Храмы

Сету поклонялись в храмах Омбоса (Нубт около Накады) и Омбос (Нубт около Ком Омбо ), в Оксиринхусе в верхнем Египте, а также в части Файюма области.

Точнее, Сету поклонялись в относительно большом столичном (но провинциальном) месте Сепермеру, особенно в период Рамессайда. Там Сет был удостоен важного храма под названием «Дом Сета, лорда Сепермеру». Одним из эпитетов этого города было «ворота в пустыню», что хорошо сочетается с ролью Сета как божества пограничных регионов Древнего Египта. В Сепермеру ограждение храма Сета включало небольшую вторичную святыню под названием «Дом Сета, Сила-Его-Могущественная Рука», и сам Рамсес II построил (или модифицировал) второй земельный храм Нефтиса, названный «The Дом Нефтиса из Рамсеса-Мериамуна ".

Два храма Сифа и Нефтиса в Сепермеру находились под отдельным управлением, каждый со своими владениями и пророками. Кроме того, еще один храм Сета среднего размера известен близлежащим городом Пи-Вайна. Тесная ассоциация храмов Сетха с храмами Нефтиды в ключевых пригородах этой среды также отражается в вероятности того, что существовали еще один «Дом Сетха» и еще один «Дом Нефтиса» в городе Су, у входа в Файюм.

хранит весьма раздражительную жалобу, поданную некоим Прамхабом, пророком «Дома Сета» в ныне потерянном городе Пуноджем («Сладкое место»). В тексте Папируса Болонья взволнованный Праэм-хаб сетует на чрезмерное налогообложение своего храма (Дом Сета) и продолжает сетовать, что на него также возложена ответственность за: «корабль, и я тоже ответственный за Дом Нефтиса, вместе с оставшейся грудой окружных храмов ".

Ничего не известно об особой теологии тесно связанных храмов Сета и Нефтиды в этих районах, например, о религиозном тоне храмов Нефтиды, расположенной в такой близости с таковыми из Сета, особенно с учетом кажущейся противоположной Осирианской лояльности богини-супруги Сета. Когда Двадцатой династией якобы началась «демонизация» Сета, Сет был либо уничтожен, либо все более вытеснен на окраины, Нефтис процветал как часть обычного осирианского пантеона по всему Египту, даже получив позднюю Период статус богини-покровительницы своего Нома (UU Nome VII, "Hwt-Sekhem" / Diospolis Parva) и главной богини Особняка Систрума в этом районе.

Культ Сета сохранялся даже в последние дни древнеегипетской религии в отдаленных, но важных местах, таких как Харга, Дахла, Дейр-эль-Хагар, Мут и Келлис. В этих местах Сет считался «Повелителем Оазиса / Города», а Нефтис также почитался как «Хозяйка Оазиса» со стороны Сета, в его храмах (особенно посвящение статуи культа Нефтиды). Между тем, Нефтис также почиталась как «Госпожа» в храмах Осириса в этих районах как часть специально созданного Осирианского колледжа. Похоже, что у древних египтян в этих местах не было проблем с парадоксальной двойственностью, присущей почитанию Сифа и Нефтиды, противопоставленных Осирису, Исиде и Нефтиде.

В современной религии
В массовой культуре
Примечания
Ссылки

Цитаты

Источники

  • Аллен, Джеймс П. (2004). «Теология, теодицея, философия: Египет». В Сара Илс Джонстон (ред.). Религии древнего мира: Путеводитель. Кембридж, Массачусетс: Harvard University Press. ISBN 978-0-674-01517-3. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Bickel, Susanne (2004). «Мифы и Священные повествования: Египет ». В Сара Илс Джонстон (ред.). Религии древнего мира: руководство. Кембридж, Массачусетс: Harvard University Press. ISBN 978-0-674-01517- 3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кон, Норман (1995). Космос, хаос и грядущий мир: древние корни апокалиптической веры. Нью-Хейвен: Yale University Press. ISBN 978-0-300-09088-8. CS1 maint: ref = harv (link ) (переиздание 1999 г. в мягкой обложке)
  • Ions, Veronica (1982). Egyptian Mythology. New York: Peter Bedrick Books. ISBN 978-0-87226-249 -2. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Капер, Олаф Эрнст (1997a). Храмы и боги в римском Дахлахе: исследования коренных культов египетского оазиса (докторская диссертация)). Гронинген: Rijksuniversiteit Groningen, Faculteit der Letteren. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Капер, Олаф Эрнст (1997b). «Статуя Пенбаста: о культе Сета в оазисе Дахлах». В Якобе ван Дейке (ред.). Египтологические мемуары, очерки Древнего Египта в честь Германа Те Велде. Египтологические мемуары 1. Гронинген: публикации Стикса. С. 231–241. ISBN 978-90-5693-014-1. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Katary, Sally LD (1989). Землевладение в период Раммессайда. Кеган Пол Интернэшнл. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Леско, Леонард Х. (2005). «Сет». У Линдси Джонса (изд..). Энциклопедия религии. [Отредактировано Мирчей Элиаде в 1987 году] (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Томсон-Гейл. ISBN 978-0-02-865733-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Осинг, Юрген (1985). «Сет в Дахле и Чарга». Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo. 41 : 229–233. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Quirke, Stephen GJ (1992). Ancient Egypt Religion. New York: Dover Publications. ISBN 978-0-486-27427-0. CS1 maint: ref = harv (link ) (перепечатка 1993 г.)
  • Стоянов, Юрий (2000). Другой Бог: дуалистические религии от древности до ереси катаров. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978- 0-300-08253-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • te Velde, Herman (1967). Сет, Бог беспорядка: исследование его роли в египетской мифологии и религии. Probleme der Ägyptologie 6. Перевод ван Баарен-Папе, Г. Э. (2-е изд.). Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-05402-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы to Сет.
Последняя правка сделана 2021-06-08 01:33:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте