Руины Пальмиры в 2010 году | |
Показано в Сирии | |
альтернативное имя | Тадмор |
---|---|
Место нахождения | Тадмур, Мухафаза Хомс, Сирия |
Область | Сирийская пустыня |
Координаты | 34 ° 33′05 ″ N 38 ° 16′05 ″ E / 34,55139 ° с. Ш. 38,26806 ° в. / 34,55139; 38,26806 Координаты : 34 ° 33′05 ″ N 38 ° 16′05 ″ E / 34,55139 ° с. Ш. 38,26806 ° в. / 34,55139; 38,26806 |
Тип | Поселок |
Часть | Пальмирская Империя |
Площадь | 80 га (200 акров) |
История | |
Основан | 3-е тысячелетие до нашей эры. |
Заброшенный | 1932 г. ( 1932) |
Периоды | От среднего бронзового века до современности |
Культуры | Арамейский, арабский, греко-римский |
Примечания к сайту | |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественные |
Управление | Сирийское министерство культуры |
Публичный доступ | Недоступен (в зоне боевых действий) |
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО | |
Официальное название | Сайт Пальмиры |
Тип | Культурный |
Критерии | я, II, IV |
Назначен | 1980 (4-я сессия ) |
Номер ссылки | 23 |
Область | Арабские государства |
Находящихся под угрозой исчезновения | 2013 – настоящее время ( 2013) |
Пальмира ( / ˌ р æ л м aɪ г ə / ; Palmyrene : 𐡶𐡣𐡬𐡥𐡴 ( ) Фадмор ; арабский : تدمر Tadmur) является древним семитским городом в современном Хомсе Governorate, Сирия. Археологические находки относятся к периоду неолита, и в документах впервые упоминается город в начале второго тысячелетия до нашей эры. Пальмира несколько раз переходила из рук в руки между разными империями, прежде чем стала подданной Римской империи в первом веке нашей эры.
Город разбогател за счет торговых караванов ; Пальмирены стали известны как торговцы, основавшие колонии на Шелковом пути и действовавшие на всей территории Римской империи. Богатство Пальмиры позволило построить монументальные проекты, такие как Великая колоннада, Храм Бэла и характерные гробницы в башне. Этнически Пальмирены объединили элементы амореев, арамейцев и арабов. Социальная структура города была племенной, его жители говорили на пальмиренском диалекте арамейского языка, используя греческий язык в коммерческих и дипломатических целях. Греко-римская культура повлияла на культуру Пальмиры, которая породила самобытное искусство и архитектуру, сочетающие восточные и западные традиции. Жители города поклонялись местным семитским, месопотамским и арабским божествам.
К третьему веку нашей эры Пальмира превратилась в процветающий региональный центр. Он достиг вершины своей власти в 260S, когда Palmyrene король Оденат победил персидского императора Шапура I. Королю наследовала регентша королева Зенобия, которая восстала против Рима и основала Пальмиренскую империю. В 273 году римский император Аврелиан разрушил город, который позже был восстановлен Диоклетианом в уменьшенном размере. Пальмирены обратились в христианство в четвертом веке и в ислам в веках после завоевания Рашидунским халифатом в VII веке, после чего пальмиренский и греческий языки были заменены арабским.
До 273 года нашей эры Пальмира пользовалась автономией и была присоединена к римской провинции Сирии, политическая организация которой находилась под влиянием модели греческого города-государства в течение первых двух веков нашей эры. Город стал римской колонией в третьем веке, что привело к объединению римских правительственных институтов, прежде чем стать монархией в 260. После разрушения в 273 году Пальмира стала второстепенным центром Византии, а затем империй. Его разрушение Тимуридами в 1400 году превратило его в небольшую деревню. В соответствии с французским обязательным правилом в 1932 году жители были переселены в новую деревню Тадмур, и древнее место стало доступно для раскопок. Во время гражданской войны в Сирии в 2015 году Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) разрушило большую часть древнего города, который был отброшен сирийской армией 2 марта 2017 года.
Записи названия «Тадмор» датируются началом второго тысячелетия до нашей эры; На марийских табличках восемнадцатого века до нашей эры, написанных клинописью, это имя записано как «Та-ад-ми-ир», а в ассирийских надписях одиннадцатого века до нашей эры - как «Та-ад-мар». Сами арамейские пальмиренские надписи содержат два варианта названия; TDMR ( например, Tadmar) и TDMWR ( например, Tadmor). Этимология названия неясна; стандартная интерпретация, поддерживаемая Альбертом Шультенсом, связывает это слово с семитским словом « финиковая пальма », тамар ( תמר ), таким образом относясь к пальмам, окружавшим город.
Греческое название Παλμύρα (латинизированная Пальмира) впервые было записано Плинием Старшим в I веке нашей эры. Его использовали во всем греко-римском мире. Обычно считается, что «Пальмира» происходит от «Тадмор», и лингвисты представили две возможности; одна точка зрения утверждает, что Пальмира была переделкой Тадмора. Согласно предположению Шультенса, «Пальмира» могла возникнуть как искажение слова «Тадмор» через неустановленную форму «Талмура», измененную на «Палмура» под влиянием латинского слова « пальма» (финиковая « пальма ») в Отсылка к пальмам города, затем название дошло до окончательной формы «Пальмира». Вторая точка зрения, поддерживаемая некоторыми филологами, такими как Жан Старки, утверждает, что Пальмира - это перевод слова «Тадмор» (предполагая, что это означает пальма), которое произошло от греческого слова «пальма», « паламе ».
Альтернативное предположение связывает имя с сирийским tedmurtā (ܬܕܡܘܪܬܐ) «чудо», отсюда tedmurtā «объект чуда», от корня dmr «удивляться»; эту возможность положительно упомянули Франц Альтхайм и Рут Альтхайм-Штиль (1973), но отвергли Жан Старки (1960) и Майкл Гавликовски (1974). Майкл Патрик О'Коннор (1988) предположил, что названия «Пальмира» и «Тадмор» произошли от хурритского языка. В качестве доказательства он привел необъяснимость изменений теоретических корней обоих имен (представленных в добавлении -d- к tamar и -ra- к palame). Согласно этой теории, «тадмор» происходит от хурритского слова tad («любить») с добавлением типичного хурритского восходящего среднего гласного (mVr) форманта mar. Точно так же, согласно этой теории, «Пальмира» происходит от хурритского слова pal («знать») с использованием того же форманта mVr ( мар).
Город Пальмира находится в 215 км к северо-востоку от столицы Сирии Дамаска ; Наряду с обширными внутренними районами, состоящими из нескольких поселений, ферм и фортов, город является частью региона, известного как Пальмирена. Город расположен в оазисе, окруженном пальмами (которых зарегистрировано двадцать разновидностей). Два горных хребта выходят на город: горный пояс северной Пальмирены с севера и горы южной Пальмирены с юго-запада. На юге и востоке Пальмира находится в Сирийской пустыне. Небольшой вади ( аль-Кубур ) пересекает территорию, течет с западных холмов мимо города и исчезает в восточных садах оазиса. К югу от вади находится источник Эфка. Плиний Старший описал город в 70-х годах нашей эры как знаменитый своей пустынной местностью, богатством почвы и источниками, окружающими его, что сделало возможным сельское хозяйство и скотоводство.
Хотя это место, расположенное недалеко от источника Эфка на южном берегу Вади-аль-Кубура, было занято, по крайней мере, неолитическими постройками, ранние постройки остались только от более позднего заселения. Под эллинистическим поселением находятся останки ассирийского города. Последний находился недалеко от источника Эфка на южном берегу Вади-эль-Кубура; его резиденции расширялись до северного берега вади в первом веке. Хотя городские стены первоначально окружали обширную территорию на обоих берегах вади, стены, восстановленные во время правления Аврелиана, окружали только часть северного берега. Большинство монументальных проектов города были построены на северном берегу вади, в числе которых является храм Бела, на рассказывают, на месте более раннего храма (известный как храм эллинизма). Однако раскопки подтверждают теорию о том, что телл изначально располагался на южном берегу, а вади был отклонен к югу от телла, чтобы включить храм в городскую организацию Пальмиры конца первого и начала второго века на северном берегу.
Также к северу от вади находилась Великая колоннада, главная улица Пальмиры протяженностью 1,1 км (0,68 мили), которая простиралась от храма Бел на востоке до Погребального храма № 86 в западной части города. В восточной части он имел монументальную арку, а в центре возвышался тетрапилон. Термы Диоклетиана находились слева от колоннады. Рядом находились резиденции, храм Баалшамина и византийские церкви, в том числе «Базилика IV», самая большая церковь Пальмиры. Церковь датируется эпохой Юстиниана, ее колонны оцениваются в высоту 7 метров (23 фута), а ее основание имеет размеры 27,5 на 47,5 метра (90 на 156 футов).
Храм Набу и римский театр были построены на южной стороне колоннады. За театром находились небольшое здание сената и большая агора с остатками триклиниума (банкетного зала) и Тарифного суда. Перекрестная улица в западном конце колоннады ведет к Лагерю Диоклетиана, построенному Созианом Иероклом (римским правителем Сирии во времена правления Диоклетиана ). Рядом находятся храм Ал-Лат и Дамасские ворота.
На пике своего развития во время правления Зенобии в Пальмире проживало более 200 000 жителей. Самыми ранними известными жителями были амореи в начале второго тысячелетия до нашей эры, а к концу тысячелетия арамеи были упомянуты как населяющие этот район. Арабы прибыли в город в конце первого тысячелетия до нашей эры. Шейх Забдибель, который помог Селевкидам в битве при Рафии (217 г. до н.э.), был упомянут как командир «арабов и соседних племен, насчитывающих десять тысяч человек»; Забдибель и его люди на самом деле не были идентифицированы как Пальмирены в текстах, но имя «Забдибель» - это пальмиренское имя, из которого можно сделать вывод, что шейх был родом из Пальмиры. Арабские пришельцы были ассимилированы более ранними жителями, использовали Пальмирен в качестве родного языка и составили значительную часть аристократии. В классическом городе также была еврейская община; Надписи в Пальмирене из некрополя Бейт-Шеарим в Нижней Галилее подтверждают захоронение пальмирских евреев. В римский период изредка и изредка члены семейств Пальмирены брали греческие имена, в то время как этнических греков было немного; Большинство людей с греческими именами, не принадлежавших ни к одной из городских семей, были освобожденными рабами. Пальмирены, похоже, не любили греков, считали их иностранцами и ограничивали их поселение в городе. Во времена Омейядского халифата Пальмира была заселена в основном бану калбами. Вениамин Тудельский записал, что в XII веке в городе проживало 2000 евреев. Пальмира пришла в упадок после разрушения Тимуром в 1400 году и была деревней с 6000 жителей в начале 20 века.
Население Пальмиры представляло собой смесь разных народов, населявших город, что видно в арамейских, арабских и аморейских названиях кланов Пальмиры, но этническая принадлежность Пальмиры является предметом споров. Некоторые ученые, такие как Эндрю М. Смит II, считают этническую принадлежность понятием, связанным с современным национализмом, и предпочитают не описывать пальмирцев с помощью этнических обозначений, которых они сами не знали, делая вывод об отсутствии доказательств того, какую этническую принадлежность воспринимали пальмирцы. самих себя. С другой стороны, многие ученые, такие как Эйвинд Селанд, утверждают, что отличительная пальмиренская этническая принадлежность очевидна в имеющихся современных свидетельствах. В работе II века De Munitionibus Castrorum Пальмирены упоминаются как natio, латинский эквивалент греческого ἔθνος (éthnos). Селанд обратил внимание на эпиграфические свидетельства, оставленные Пальмиренами за пределами города. Надписи свидетельствуют о существовании реальной диаспоры, удовлетворяющей трем критериям, установленным социологом Роджерсом Брубакером. Члены пальмирской диаспоры всегда ясно заявляли о своем пальмиренском происхождении, использовали пальмиренский язык и сохраняли свою религию, даже когда религия принимающего общества была близка к религии Пальмиры. Селанд пришел к выводу, что в случае с Пальмирой люди воспринимали себя не так, как их соседи, и существовала настоящая пальмиренская этническая принадлежность. Помимо существования пальмирского этноса, арамейцы или арабы являются двумя основными этническими обозначениями, которые обсуждаются историками; Хавьер Тейксидор заявил, что «Пальмира была арамейским городом, и было бы ошибкой считать ее арабским городом», в то время как Ясамин Захран раскритиковал это заявление и заявил, что жители считают себя арабами. На практике, по мнению некоторых ученых, таких как Удо Хартманн и Майкл Зоммер, население Пальмиры было в основном результатом слияния арабских и арамейских племен в единство с соответствующим сознанием; они думали и действовали как Пальмирены.
До конца третьего века нашей эры Пальмирен говорил на пальмиренском арамейском языке и использовал пальмиренский алфавит. Использование латыни было минимальным, но греческий язык использовался более богатыми членами общества в коммерческих и дипломатических целях, и он стал доминирующим языком в византийскую эпоху. Существует несколько теорий, объясняющих исчезновение пальмирского языка вскоре после походов Аврелиана. Лингвист Жан Кантино предположил, что Аврелиан подавил все аспекты культуры Пальмирены, включая язык, но последняя пальмиренская надпись датируется 279/280 годом, после смерти римского императора в 275 году, таким образом опровергая такую теорию. Многие ученые приписывают исчезновение языка изменению в обществе в результате реорганизации границ Восточной Римской империи после падения Зенобии. Археолог Кароль Юхневич объяснил это изменением этнического состава города в результате притока людей, не говорящих на арамейском языке, вероятно, римского легиона. Хартманн предположил, что это была инициатива Пальмирены союзных Риму дворян, пытающихся выразить свою лояльность императору; Хартманн отметил, что пальмирена исчезла в письменной форме, и что это не означает ее исчезновение в качестве разговорного языка. После арабского завоевания греческий язык был заменен арабским, из которого, хотя город был окружен бедуинами, развился пальмиренский диалект.
Классическая Пальмира была племенной общиной, но из-за отсутствия источников понимание природы племенной структуры Пальмиры невозможно. Задокументировано 30 кланов; пять из которых были идентифицированы как племена ( Phylai Φυλαί; множитель Phyle Φυλή ), состоящие из нескольких подкланов. Ко времени Нерона в Пальмире было четыре племени, каждое из которых проживало в районе города, носящем его имя. Три из этих племен были Комаре, Маттабол и Ма'зин ; четвертое племя неизвестно, но, вероятно, было Мита. Со временем четыре племени превратились в сильно выраженные гражданские и племенные границы; ко второму веку клановая принадлежность потеряла свое значение и исчезла в третьем веке. Даже четыре племени перестали иметь значение к третьему веку, поскольку только одна надпись упоминает племя после 212 года; Вместо этого аристократы играли решающую роль в общественной организации города. Похоже, что женщины активно участвовали в общественной и общественной жизни Пальмиры. Они заказывали надписи, здания или гробницы, а в некоторых случаях занимали административные должности. Подношения богам от имени женщин задокументированы.
Последняя пальмиренская надпись 279/280 г. относится к почитанию гражданина маттаболами, что указывает на то, что племенная система все еще имела вес после падения Зенобии. Заметным изменением является отсутствие застройки аристократических резиденций, а также отсутствие важных общественных зданий, построенных местными жителями, что указывает на то, что элита уменьшилась после кампании Аврелиана. Социальные изменения и сокращение аристократической элиты трудно объяснить. Это могло быть результатом того, что аристократия понесла множество потерь в войне против Рима или бежала в сельскую местность. По мнению историков Эмануэле Интаглиата, это изменение можно приписать римской реорганизации после падения Зенобии, поскольку Пальмира перестала быть богатым караванным городом и стала приграничной крепостью, заставив жителей сосредоточиться на удовлетворении потребностей гарнизона вместо обеспечения империя с роскошными восточными предметами. Такое изменение функций сделало бы город менее привлекательным для аристократической элиты. Пальмира извлекла выгоду из правления Омейядов, так как ее роль в качестве пограничного города закончилась, и был восстановлен торговый путь Восток-Запад, что привело к возрождению класса торговцев. Верность Пальмиры Омейядам привела к агрессивному военному ответу со стороны их преемников, аббасидов, и город уменьшился в размерах, потеряв свой торговый класс. После разрушения Тимуром Пальмира сохранила жизнь небольшого поселения до его переселения в 1932 году.
Редкие артефакты, найденные в городе, относящиеся к бронзовому веку, показывают, что в культурном отношении Пальмира была наиболее связана с западной Сирией. Классическая Пальмира имела самобытную культуру, основанную на местной семитской традиции и находящуюся под влиянием Греции и Рима. Чтобы лучше интегрироваться в Римскую империю, некоторые пальмирцы приняли греко-римские имена либо сами по себе, либо в дополнение к второму местному имени. Степень греческого влияния на культуру Пальмиры обсуждается. Ученые по-разному интерпретировали греческие обычаи Пальмиренов; многие видят в этих персонажах поверхностный слой над местной сущностью. Сенат Пальмиры был примером; хотя тексты Пальмирены, написанные на греческом языке, описывают его как « буле » (греческое учреждение), сенат был собранием неизбранных старейшин племен (традиция ближневосточных собраний). Другие рассматривают культуру Пальмиры как сплав местных и греко-римских традиций.
Palmyrene loculi (погребальные камеры) вновь собраны в Стамбульском археологическом музее. Пальмирена мумияКультура Персии повлияла на военную тактику, одежду и придворные церемонии Пальмирены. В Пальмире не было крупных библиотек или издательств, а также интеллектуального движения, характерного для других восточных городов, таких как Эдесса или Антиохия. Хотя Зенобия открыла свой двор ученым, единственным известным ученым был Кассий Лонгин.
В Пальмире была большая агора. Однако, в отличие от греческих агор (общественные места для собраний, которые делятся с общественными зданиями), агора Пальмиры больше напоминала восточный караван-сарай, чем центр общественной жизни. Пальмирены хоронили своих мертвецов в тщательно продуманных семейных мавзолеях, большинство из которых имели внутренние стены, образующие ряды погребальных камер ( loculi ), в которые помещались мертвые, лежащие во весь рост. Рельеф лица, захороненных составляли часть убранства стены, выступая в качестве надгробия. Саркофаги появились в конце II века и использовались в некоторых гробницах. Многие погребальные памятники содержали мумии, забальзамированные способом, аналогичным тому, который применялся в Древнем Египте.
Хотя искусство Пальмирены было связано с греческим, оно имело особый стиль, уникальный для региона среднего Евфрата. Искусство Пальмирены хорошо представлено рельефами бюстов, закрывающими проемы его погребальных камер. В рельефах подчеркивалась одежда, украшения и фронтальное изображение изображаемого человека - характеристики, которые можно рассматривать как предшественников византийского искусства. По словам Михаила Ростовцева, на искусство Пальмиры оказало влияние парфянское искусство. Однако происхождение фронтальности, характерной для Пальмирены и парфянского искусства, является спорным вопросом; в то время как парфянское происхождение было предложено ( Даниэль Шлюмберже ), Майкл Ави-Йонах утверждает, что это была местная сирийская традиция, которая повлияла на парфянское искусство. Маленькая живопись и ни одна из бронзовых статуй выдающихся горожан (которые стояли на скобах на главных колоннах Великой колоннады) не сохранились. Поврежденный фриз и другие скульптуры из храма Бэла, многие из которых были вывезены в музеи в Сирии и за рубежом, свидетельствуют о том, что это общественная монументальная скульптура города.
Многие уцелевшие погребальные бюсты попали в западные музеи в 19 веке. Пальмира предоставила наиболее удобные образцы Востока, поддержавшие полемику по истории искусства на рубеже 20-го века: в какой степени восточное влияние на римское искусство заменило идеализированный классицизм фронтальными, иератическими и упрощенными фигурами (как полагали Йозеф Стшиговский и другие). Этот переход рассматривается как ответ на культурные изменения в Западной Римской империи, а не как художественное влияние Востока. Рельефы бюстов из пальмирены, в отличие от римских скульптур, представляют собой рудиментарные портреты; хотя многие из них отражают высокую индивидуальность, большинство мало различаются среди людей одного возраста и пола.
Как и в искусстве, архитектура Пальмиры находилась под влиянием греко-римского стиля, но при этом сохранила местные элементы (лучше всего видно в Храме Бэла). План святилища Беля, окруженный массивной стеной с традиционными римскими колоннами, был в основном семитским. Подобно Второму Храму, святилище состояло из большого внутреннего двора с главной святыней божества вне центра напротив его входа (план, сохраняющий элементы храмов Эблы и Угарита ).
К западу от древних стен Пальмирены построили ряд крупномасштабных погребальных памятников, которые теперь образуют Долину гробниц, некрополь длиной в один километр (0,62 мили). Более 50 памятников были в основном башенной формы и высотой до четырех этажей. Башни были заменены погребальными храмами в первой половине второго века нашей эры, так как самая последняя башня датируется 128 годом нашей эры. В городе были другие кладбища на севере, юго-западе и юго-востоке, где гробницы в основном являются гипогеями (подземными).
По словам очевидцев, 23 мая 2015 года боевики ИГИЛ разрушили Льва Аль-лата и другие статуи; Это произошло через несколько дней после того, как боевики собрали горожан и пообещали не разрушать городские памятники. ИГИЛ разрушило храм Баалшамин 23 августа 2015 года, согласно руководителю отдела древностей Сирии Маамуну Абдулкариму и активистам. 30 августа 2015 года ИГИЛ разрушило целлу храма Бэла. 31 августа 2015 года Организация Объединенных Наций подтвердила, что храм был разрушен ; сохранились внешние стены храма и входная арка.
4 сентября 2015 года стало известно, что ИГИЛ разрушило три из наиболее хорошо сохранившихся башенных гробниц, включая Башню Элахбель. 5 октября 2015 года средства массовой информации сообщили, что ИГИЛ разрушает здания, не имеющие религиозного значения, в том числе монументальную арку. 20 января 2017 года стало известно, что боевики разрушили тетрапилон и часть театра. После захвата Пальмиры сирийской армией в марте 2017 года Маамун Абдулкарим, директор отдела древностей и музеев министерства культуры Сирии, заявил, что ущерб, нанесенный древним памятникам, может быть меньше, чем предполагалось ранее, и предварительные снимки почти не показали дальнейшего ущерба, чем тот, который был уже было известно. Официальный представитель отдела древностей Ваэль Хафьян заявил, что Тетрапилон был сильно поврежден, в то время как повреждение фасада римского театра было менее серьезным.
В ответ на разрушение 21 октября 2015 года Creative Commons запустила проект New Palmyra - онлайн-хранилище трехмерных моделей, представляющих городские памятники; модели были созданы на основе изображений, собранных и выпущенных в общественное достояние сирийским интернет-защитником Басселем Хартабилом в период с 2005 по 2012 год. Консультации с ЮНЕСКО, специализированными учреждениями ООН, археологическими ассоциациями и музеями позволили разработать планы восстановления Пальмиры; работа откладывается до тех пор, пока насилие в Сирии не закончится, поскольку многие международные партнеры опасаются за безопасность своих команд, а также за то, что восстановленные артефакты не будут снова повреждены в результате дальнейших сражений. Произведены мелкие реставрации; два погребальных бюста Пальмирены, поврежденные и испорченные ИГИЛ, были отправлены в Рим, где они были восстановлены и отправлены обратно в Сирию. На реставрацию льва Ал-лата ушло два месяца, и статуя была выставлена 1 октября 2017 года; он останется в Национальном музее Дамаска.
Что касается реставрации, первооткрыватель Эблы Паоло Маттиае заявил, что: «Археологические раскопки Пальмиры представляют собой обширное поле руин, и только 20–30% его серьезно повреждены. К сожалению, они включали важные части, такие как Храм Бел, а Триумфальную арку можно перестроить. " Он добавил: «В любом случае, используя как традиционные методы, так и передовые технологии, можно будет восстановить 98% сайта».
В этом районе были палеолитические поселения. На месте источника Эфка существовало поселение эпохи неолита с каменными орудиями, датируемыми 7500 годом до нашей эры. Археологическое зондирование в телле под Храмом Бэла выявило строение из сырцового кирпича, построенное около 2500 г. до н.э., за которым следуют постройки, построенные в период среднего бронзового и железного веков.
Город вошел в исторический рекорд во время бронзового века около 2000 г. до н.э., когда Пузур-Иштар Тадмореец (Пальмирена) заключил договор с ассирийской торговой колонией в Култепе. Затем он был упомянут в марийских таблицах как остановка для торговых караванов и кочевых племен, таких как сутеи, и был завоеван вместе со своим регионом Марийским Яхдун-Лимом. Царь Ассирии Шамши-Адад I прошел через эту местность на пути к Средиземному морю в начале 18 века до нашей эры; К тому времени Пальмира была самой восточной точкой королевства Катна, и она подверглась нападению сутианцев, парализовавших движение на торговых путях. Пальмира упоминается в табличке XIII века до нашей эры, обнаруженной в Эмаре, на которой записаны имена двух «тэдморских» свидетелей. В начале XI века до нашей эры царь Ассирии Тиглат-Пилесар I записал свое поражение от «арамейцев» из «Тадмара»; по словам царя, Пальмира была частью земли Амурру. Город стал восточной границей Арам-Дамаска, который был завоеван Неоассирийской империей в 732 году до нашей эры.
Еврейская Библия ( Вторая книга Паралипоменон 8: 4) записывает город по имени «Tadmor», как город в пустыне построили (или укреплен) Королем Соломона из Израиля ; Флавий Иосиф упоминает греческое имя «Пальмира», приписывая его основание Соломону в книге VIII его Еврейских древностей. Более поздние арабские традиции приписывают основание города джиннам Соломона. Соединение Пальмиры с Соломоном является объединением «Тадмора» и города, построенного Соломоном в Иудее и известного как «Фамарь» в Книге Царств (3 Царств 9:18). Библейское описание «Тадмора» и его построек не соответствует археологическим находкам в Пальмире, которая была небольшим поселением во время правления Соломона в 10 веке до нашей эры. В Элефантинах евреи, диаспора сообщество установлено между 650-550 до н.э. в Египте, возможно, пришли из Пальмиры. Папирус Амхерст 63 указывает на то, что предки евреев-слонов были самарцами. Историк Карел ван дер Торн предположил, что эти предки укрылись в Иудее после разрушения их царства Саргоном II Ассирийским в 721 году до нашей эры, а затем были вынуждены покинуть Иудею после того, как Сеннахериб опустошил землю в 701 году до нашей эры и направился в Пальмиру. Этот сценарий может объяснить использование арамейского языка слонами-евреями, а папирус Амхерст 63, не говоря уже о Пальмире, относится к «крепости из пальм», которая расположена недалеко от источника на торговом пути на окраине пустыни, что делает Пальмиру правдоподобный кандидат.
В эллинистический период правления Селевкидов (между 312 и 64 годами до нашей эры) Пальмира стала процветающим поселением благодаря верности царю Селевкидов. Свидетельства урбанизации Пальмиры в эллинистический период встречаются редко; важной частью является надпись Лагмана II, найденная в Лагмане, современный Афганистан, и заказанная индийским императором Ашокой ок. 250 г. до н. Э. Прочтение оспаривается, но, по словам семитолога Андре Дюпон-Зоммера, в надписи записано расстояние до «Тдмр» (Пальмира). В 217 г. до н.э. войска Пальмирена во главе с Забдибелем присоединились к армии царя Антиоха III в битве при Рафии, которая закончилась поражением Селевкидов от Птолемеевского Египта. В середине эллинистической эпохи Пальмира, ранее находившаяся к югу от вади аль-Кубур, начала расширяться за пределы своего северного берега. К концу II века до нашей эры начали строиться башенные гробницы в Пальмирской долине гробниц и городские храмы (в первую очередь храмы Баалшамин, Ал-Лат и эллинистический храм). Фрагментарная надпись на греческом языке с основания храма Бэла упоминает царя по имени Епифан, титул, которым пользовались цари Селевкидов.
В 64 г. до н.э. Римская республика захватила королевство Селевкидов, а римский полководец Помпей основал провинцию Сирия. Пальмира осталась независимой, торговала с Римом и Парфией, но не принадлежала ни одной из них. Самая ранняя известная надпись на Пальмирене датируется примерно 44 годом до нашей эры; Пальмира все еще была второстепенным шейхом, предлагая воду караванам, которые иногда шли по пустынным маршрутам, на которых она находилась. Однако, по словам Аппиана, Пальмира была достаточно богата, чтобы Марк Антоний послал войска, чтобы завоевать ее в 41 г. до н. Э. Пальмирены были эвакуированы в парфянские земли за восточным берегом Евфрата, которые они приготовились защищать.
Пальмира стала частью Римской империи, когда она была завоевана и платила дань уважения в начале правления Тиберия, примерно в 14 году нашей эры. Римляне включили Пальмиру в провинцию Сирии и определили границы региона. Плиний Старший утверждал, что и Пальмирена, и Эмезен граничат друг с другом; Маркер на юго-западной границе Пальмирены был обнаружен в 1936 году Даниэлем Шлюмбергером в Каср аль-Хайр аль-Гарби, датируемый периодом правления Адриана или одного из его преемников, который отмечал границу между двумя регионами. Эта граница, вероятно, шла на север к Хирбет аль-Билаас на Джабаль аль-Биласе, где был обнаружен еще один маркер, установленный римским правителем Силаном, в 75 километрах (47 миль) к северо-западу от Пальмиры, вероятно, обозначающий границу с территорией Епифании. Между тем восточная граница Пальмиры простиралась до долины Евфрата. Этот регион включал в себя множество деревень, подчиненных центру, в том числе крупные поселения, такие как Аль-Карьятайн. Период римской империи принес большой процветание городу, который пользовался привилегированным статусом при империи - сохранил большую часть своей внутренней автономии, находился под управлением совета и включил в свое правительство многие институты греческих городов-государств ( полисов ).
Самый ранний текст Пальмирены, свидетельствующий о присутствии римлян в городе, датируется 18 годом нашей эры, когда римский полководец Германик пытался установить дружеские отношения с Парфией; он послал Пальмирена Александроса в Мезен, парфянское вассальное царство. В следующем году последовал прибытие римского легиона Legio X Fretensis. Римская власть была минимальной в течение первого века нашей эры, хотя сборщики налогов были местными жителями, а дорога, соединяющая Пальмиру и Суру, была построена в 75 году нашей эры. Римляне использовали пальмирских солдат, но (в отличие от типичных римских городов) местные магистраты или префекты не зарегистрированы в город. В первом веке в Пальмире велась интенсивная застройка, в том числе первые обнесенные стеной городские укрепления и храм Бэла (завершенный и освященный в 32 г. н.э.). В течение первого столетия Пальмира превратилась из небольшой стоянки для караванов в пустыне в ведущий торговый центр, где купцы из Пальмиры основали колонии в окружающих торговых центрах.
Торговля пальмиренами достигла своего апогея во втором веке, чему способствовали два фактора; первым был торговый путь, построенный Пальмиреном и защищенный гарнизонами в основных местах, включая гарнизон в Дура-Европос, укомплектованный в 117 году нашей эры. Второй было Римское завоевание в набатейском капитале Петра в 106, сдвигая контроль над южными торговыми путями Аравийского полуострова от набатеев до Пальмиры. В 129 году Пальмиру посетил Адриан, который назвал ее «Адриан Пальмира» и сделал ее вольным городом. Адриан продвигал эллинизм по всей империи, а городская экспансия Пальмиры была смоделирована по образцу Греции. Это привело к появлению новых проектов, включая театр, колоннаду и храм Набу. Римские гарнизоны впервые засвидетельствованы в Пальмире в 167 году, когда в город была перемещена конница Ала I Фракум Геркулиана. К концу II века городское развитие пошло на убыль после того, как городские строительные проекты достигли своего пика.
В 190-х годах Пальмира была отнесена к провинции Финики, недавно созданной династией Северан. К концу II века Пальмира начала неуклонный переход от традиционного греческого города-государства к монархии из-за растущей милитаризации города и ухудшения экономической ситуации; Восхождение Севера на императорский престол в Риме сыграло важную роль в переходе Пальмиры:
Возникновение Сасанидской империи в Персии нанесло значительный ущерб торговле Пальмирены. Сасаниды распустили колонии Пальмирены на своих землях и начали войну против Римской империи. В надписи от 252 Оденат появляется подшипник названия ЭКСАРХОСА (Лорд) Пальмира. Слабость Римской империи и постоянная персидская опасность, вероятно, были причинами решения совета Пальмирены избрать лорда города, чтобы он возглавил усиленную армию. Оденат обратился к Шапуру I из Персии с просьбой гарантировать интересы Пальмирены в Персии, но получил отказ. В 260 г. император Валериан сражался с Шапуром в битве при Эдессе, но был разбит и взят в плен. Один из офицеров Валериана, Макриан Майор, его сыновья Квайет и Макриан, а также префект Балиста восстали против сына Валериана Галлиена, узурпировав имперскую власть в Сирии.
Оденат сформировал армию пальмиренов и сирийских крестьян против Шапура. Согласно « Истории Августа», Оденат объявил себя королем перед битвой. Вождь Пальмирены одержал решающую победу у берегов Евфрата позже в 260 г., заставив персов отступить. В 261 году Оденат выступил против оставшихся узурпаторов в Сирии, победив и убив Квайетуса и Балиста. В награду он получил от Галлиена титул Императора Тотиуса Ориентиса («Правитель Востока») и правил Сирией, Месопотамией, Аравией и восточными регионами Анатолии в качестве имперского представителя. Сама Пальмира официально оставалась частью империи, но пальмирские надписи начали описывать ее как «метроколонию», указывая на то, что статус города был выше, чем у обычных римских колоний. На практике Пальмира превратилась из провинциального города в де-факто союзное королевство.
В 262 году Оденат начал новую кампанию против Шапура, отвоевав остальную часть римской Месопотамии (особенно города Нисибис и Карр ), разграбил еврейский город Негардею и осадил столицу Персии Ктесифон. После своей победы монарх Пальмирены принял титул Короля королей. Позже Оденат короновал своего сына Хайрана I в качестве соправителя царей близ Антиохии в 263 году. Хотя он не взял персидскую столицу, Оденат изгнал персов из всех римских земель, завоеванных с начала войн Шапура в 252 году. Во второй кампании, которая произошла в 266 г., царь Пальмирены снова достиг Ктесифона; однако ему пришлось оставить осаду и двинуться на север в сопровождении Хайрана I, чтобы отразить нападения гот на Малую Азию. Король и его сын были убиты во время своего возвращения в 267 г.; по истории Августова и Joannes Зонарасу, Оденат был убит двоюродным братом (Зонар говорит племянник) назван в истории как Маеониус. История Августа также говорит, что Меоний был провозглашен императором на короткий период, прежде чем был убит солдатами. Однако никаких надписей или других свидетельств царствования Меония не существует.
Зенобия в образе Августы на аверсе Антониниана.Оденату наследовал его сын; десятилетний Вабаллат. Зенобия, мать нового короля, была фактическим правителем, и Вабаллат оставался в ее тени, пока она укрепляла свою власть. Галлиен отправил своего префекта Гераклиана командовать военными операциями против персов, но Зенобия оттеснила его и вернулся на Запад. Царица старалась не спровоцировать Рим, требуя для себя и своего сына титулов, принадлежащих ее мужу, одновременно гарантируя безопасность границ с Персией и умиротворяя Танухидов в Хауране. Для того, чтобы защитить границы с Персией, Зенобия укрепленной различных поселений на Евфрате, включая цитадели Halabiye и Zalabiye. Существуют косвенные доказательства конфронтации с сасанидами; вероятно, в 269 году Вабаллат получил титул Persicus Maximus («Великий победитель в Персии»), и этот титул мог быть связан с незарегистрированной битвой против персидской армии, пытающейся восстановить контроль над Северной Месопотамией.
Зенобия начала свою военную карьеру весной 270 года, во время правления Клавдия Готика. Под предлогом нападения на Танухидов она завоевала Римскую Аравию. В октябре за этим последовало вторжение в Египет, закончившееся победой Пальмирены и провозглашением Зенобии царицей Египта. В следующем году Пальмира вторглась в Анатолию, достигнув Анкары и пика своего расширения. Завоевания происходили под маской подчинения Риму. Зенобия выпустила монеты от имени преемника Клавдия Аврелиана с Вабаллатом, изображенным как король; Поскольку Аврелиан был занят отражением мятежей в Европе, он терпел чеканку пальмирских монет и посягательства. В конце 271 года Вабаллат и его мать приняли титулы Августа (императора) и Августы.
В следующем году Аврелиан пересек Босфор и быстро продвинулся через Анатолию. Согласно одному сообщению, римский полководец Марк Аврелий Проб отвоевал Египет из Пальмиры; Аврелиан вошел в Иссус и направился в Антиохию, где победил Зенобию в битве при Иммае. Зенобия снова потерпела поражение в битве при Эмесе, укрывшись в Хомсе, прежде чем быстро вернуться в свою столицу. Когда римляне осадили Пальмиру, Зенобия отказалась от их приказа лично сдаться императору. Она сбежала на восток, чтобы попросить помощи у персов, но была схвачена римлянами; Вскоре после этого город капитулировал.
Аврелиан пощадил город и разместил гарнизон из 600 лучников во главе с Сандарионом в качестве миротворческих сил. В 273 году Пальмира восстала под предводительством Септимия Апсая, провозгласив Антиоха (родственника Зенобии) Августом. Аврелиан двинулся на Пальмиру, сравняв ее с землей и захватив самые ценные памятники, чтобы украсить свой Храм Солнца. Здания Пальмирены были разрушены, жители убиты, а Храм Бэла разграблен.
Пальмира превратилась в деревню и практически исчезла из исторических источников того периода. Аврелиан отремонтировал Храм Бэла, и Легио I Иллирикорум был размещен в городе. Незадолго до 303 г. был построен Лагерь Диоклетиана, замок в западной части города. Лагерь площадью 4 гектара (9,9 акра) был базой Легио I Иллирикорум, который охранял торговые пути вокруг города. Пальмира стала христианским городом через десятилетия после разрушения Аврелианом. В конце 527 года Юстиниан I приказал восстановить церкви и общественные здания Пальмиры, чтобы защитить империю от набегов царя Лахмидов Аль-Мундира III ибн аль-Ну'мана.
Пальмира была завоевана халифатом Рашидун после его захвата в 634 г. мусульманским полководцем Халидом ибн аль-Валидом, который захватил город по пути в Дамаск; 18-дневный марш его армии через Сирийскую пустыню из Месопотамии. К тому времени Пальмира ограничивалась лагерем Диоклетиана. После завоевания город стал частью провинции Хомс.
Пальмира процветала как часть Омейядского халифата, и ее население росло. Это была ключевая остановка на торговом пути Восток-Запад с большим базаром (рынком), построенным Омейядами, которые также использовали часть Храма Бел в качестве мечети. В этот период Пальмира была оплотом племени бану калб. После поражения от Марвана II во время гражданской войны в халифате, соперник Омейядов Сулейман ибн Хишам бежал в Бану Калб в Пальмире, но в конце концов присягнул Марвану в 744 году; Пальмира продолжала противостоять Марвану до капитуляции лидера Бану Калба аль-Абраша аль-Калби в 745 году. В том же году Марван приказал снести стены города.
В 750 году по Сирии прокатился мятеж под предводительством Маджзы ибн аль-Кавтара и претендента на звание Омейядов Абу Мухаммада ас-Суфьяни против нового халифата Аббасидов ; племена Пальмиры поддержали восставших. После своего поражения Абу Мухаммад укрылся в городе, который выдержал нападение Аббасидов достаточно долго, чтобы позволить ему бежать.
Власть Аббасидов пошла на убыль в 10 веке, когда империя распалась и была разделена между несколькими вассалами. Большинство новых правителей признали халифа своим номинальным сувереном, и такая ситуация сохранялась до разрушения монголами халифата Аббасидов в 1258 году.
Население города начало сокращаться в девятом веке, и этот процесс продолжился в десятом веке. В 955 году Хамданидский принц Алеппо Сайф ад-Даула победил кочевников недалеко от города и построил касбу (крепость) в ответ на походы византийских императоров Никифора II Фоки и Иоанна I Цимиския. После краха Хамданидов в начале XI века регион Хомс перешел под контроль династии Мирдашидов. Землетрясения опустошили Пальмиру в 1068 и 1089 годах. В 1070-х годах Сирия была завоевана империей сельджуков, а в 1082 году район Хомса перешел под контроль арабского лорда Халафа ибн Мулайба. Последний был разбойником и был удален и заключен в 1090 году по сельджукского султана Малик-Шах I. Земли Халафа были переданы брату Малик-Шаха Тутушу I, который получил независимость после смерти своего брата в 1092 году и основал кадетскую ветвь династии Сельджуков в Сирии.
Замок Фахр-ад-Дин аль-МааниК XII веку население перебралось во двор укрепленного храма Бэла; Пальмира затем правили Тотекин, в Burid атабек Дамаска, который назначил его губернатором племянника. Племянник Тогтекина был убит мятежниками, и атабег отвоевал город в 1126 году. Пальмира была отдана внуку Тогтекина, Шихаб-уд-дину Махмуду, которого сменил губернатор Юсуф ибн Фируз, когда Шихаб-уд-дин Махмуд вернулся в Дамаск после своего возвращения. отец Тадж аль-Мулук Бури наследовал Тогтекин. Буриды превратили Храм Бэла в цитадель в 1132 году, укрепив город и через три года передав его семье Бин Караджа в обмен на Хомс.
В середине XII века Пальмира находилась под властью зенгидского царя Нур ад-Дина Махмуда. Он стал частью района Хомс, который был отдан как вотчина генералу Айюбидов Ширкуху в 1168 году и конфискован после его смерти в 1169 году. Регион Хомс был завоеван султанатом Айюбидов в 1174 году; в следующем году Саладин передал Хомс (включая Пальмиру) своему двоюродному брату Насиру ад-Дину Мухаммаду в качестве вотчины. После смерти Саладина царство Айюбидов было разделено, и Пальмира была отдана сыну Насир ад-Дин Мухаммада Аль-Муджахиду Ширку II (который построил замок Пальмиры, известный как замок Фахр-ад-Дин аль-Маани, около 1230 года). Пятью годами ранее сирийский географ Якут аль-Хамави описал жителей Пальмиры как живущих в «замке, окруженном каменной стеной».
Пальмира использовалась в качестве убежища внуком Ширкуха II, аль-Ашрафом Мусой, который объединился с монгольским царем Хулагу-ханом и бежал после поражения монголов в битве 1260 года при Айн-Джалут против мамлюков. Аль-Ашраф Муса попросил прощения у султана Мамлюк Кутуз и был принят в вассала. Аль-Ашраф Муса умер в 1263 году, не оставив наследника, в результате чего район Хомса попал под прямое правление мамлюков.
Al Фадл клан (филиал Tayy племени) были лояльны к мамлюков, и в 1281 году, принц Иса бин Муханна из Аль Фазла был назначен лордом Пальмиры султаном Qalawun. В 1284 году Иссе наследовал его сын Муханна бин Исса, который был заключен в тюрьму султаном аль-Ашрафом Халилом в 1293 году и восстановлен двумя годами позже султаном аль-Адилом Китбуга. Муханна заявил о своей лояльности к Олджейту из Ilkhanate в 1312 году и был уволен и заменен его братом Фадль султаном ан-Насир Мухаммеда. Хотя Муханна был прощен ан-Насиром и восстановлен в 1317 году, он и его племя были изгнаны в 1320 году за его продолжающиеся отношения с Ильханатом, и его заменил вождь племени Мухаммад ибн Аби Бакр.
Муханна была прощена и восстановлена ан-Насиром в 1330 году; он оставался верным султану до своей смерти в 1335 году, когда ему наследовал его сын. Современный историк Ибн Фадлаллах аль-Омари описал город как имеющий «огромные сады, процветающие ремесла и причудливые памятники». Клан Аль-Фадл защищал торговые пути и деревни от набегов бедуинов, совершая набеги на другие города и сражаясь между собой. Мамлюки несколько раз прибегали к военным действиям, увольняя, заключая в тюрьму или изгоняя своих лидеров. В 1400 году на Пальмиру напал Тимур ; принц Фадл Ну'аир избежал битвы и позже сражался с Джакамом, султаном Алеппо. Нуаир был схвачен, доставлен в Алеппо и казнен в 1406 году; это, по словам Ибн Хаджара аль-Аскалани, положило конец власти клана Аль Фадл.
Хотя большая часть Сирии попала под османское владычество в 1516 году, Пальмира (Тадмур), похоже, не была включена в состав Империи до завоевания Ирака в 1534-1535 годах. Впервые он появляется как центр административного района ( санджака ) примерно в 1560 году. Этот регион был важен для османов прежде всего своими соляными месторождениями. В 1568 году правитель санджака восстановил средневековую цитадель. После 1568 года османы назначили ливанского эмира Али бин Муса Харфуша губернатором санджака Пальмиры, уволив его в 1584 году за неподчинение. В 1630 году Пальмира перешла под налоговое управление другого ливанского эмира, Фахр-ад-Дина II, который отремонтировал замок Ширкуха II (который стал известен как замок Фахр-ад-Дин аль-Маани). Князь упал с грации с османами в 1633 году и потерял контроль деревни, которая оставалась отдельным санджак, пока он не был поглощен Зорами санджаком в 1857. османского правителя Сирии, Мехмед Рашид - паша, установил гарнизон в деревне к контролю бедуинов в 1867 году.
В 1918 году, когда закончилась Первая мировая война, Королевские военно-воздушные силы построили аэродром для двух самолетов, а в ноябре османы без боя отступили от Зор-Санджака. Армия Сирийского Эмирата вошла в Дейр-эз-Зор 4 декабря, и Зор-Санджак вошел в состав Сирии. В 1919 году, когда британцы и французы спорили о границах запланированных мандатов, постоянный военный представитель Великобритании в Высшем военном совете Генри Вильсон предложил добавить Пальмиру к британскому мандату. Однако британский генерал Эдмунд Алленби убедил свое правительство отказаться от этого плана. Сирия (включая Пальмиру) стала частью французского мандата после поражения Сирии в битве при Майсалуне 24 июля 1920 года.
Поскольку Пальмира приобретает все большее значение во французских усилиях по умиротворению Сирийской пустыни, в 1921 году в деревне недалеко от храма Бэла была построена база. В 1929 году Анри Сейриг начал раскопки руин и убедил жителей деревни переехать в новую, французскую -строенный поселок рядом с участком. Переселение было завершено в 1932 году; Древняя Пальмира была готова к раскопкам, когда жители поселились в новой деревне Тадмур. Во время Второй мировой войны Мандат перешел в ведение вишистской Франции, которая разрешила нацистской Германии использовать аэродром в Пальмире; Силы Свободной Франции при поддержке британских войск вторглись в Сирию в июне 1941 года, а 3 июля 1941 года британцы взяли под свой контроль город после битвы.
В результате гражданской войны в Сирии Пальмира подверглась массовым грабежам и разрушениям со стороны комбатантов. В 2013 году на фасаде Храма Бэла образовалась большая дыра от минометного обстрела, а колонны колоннады были повреждены осколками. По словам Маамуна Абдулкарима, сирийская армия разместила свои войска в некоторых районах археологических раскопок, а боевики сирийской оппозиции расположились в садах вокруг города.
13 мая 2015 года ИГИЛ совершило нападение на современный город Тадмур, вызвав опасения, что группа иконоборцев разрушит прилегающий древний город Пальмира. 21 мая некоторые артефакты были перевезены из музея Пальмиры в Дамаск на хранение; ряд греко-римских бюстов, украшений и других предметов, украденных из музея, был найден на международном рынке. В тот же день силы ИГИЛ вошли в Пальмиру. Местные жители сообщили, что сирийские военно-воздушные силы бомбили это место 13 июня, повредив северную стену рядом с храмом Баалшамин. Во время оккупации этого места ИГИЛ театр Пальмиры использовался как место публичных казней их противников и пленников; ИГИЛ выпустило видео, на которых запечатлено убийство сирийских заключенных на глазах у толпы зрителей в театре. 18 августа бывший руководитель отдела древностей Пальмиры Халед аль-Асаад был обезглавлен ИГИЛ после месячных пыток с целью получения информации о городе и его сокровищах; Аль-Асаад отказался предоставить похитителям какую-либо информацию.
Сирийские правительственные силы при поддержке российских авианалетов 27 марта 2016 года после ожесточенных боев с боевиками ИГИЛ отбили Пальмиру. Согласно первоначальным сообщениям, археологические раскопки были повреждены меньше, чем предполагалось, при этом сохранились многочисленные строения. После захвата города российские команды по разминированию приступили к разминированию мин, установленных ИГИЛ перед их отступлением. После тяжелых боев ИГИЛ ненадолго повторно оккупировало город 11 декабря 2016 года, что спровоцировало наступление сирийской армии, которая вернула город 2 марта 2017 года.
С начала своей истории до первого века нашей эры Пальмира была мелким шейхом, а к первому веку до нашей эры начала формироваться самобытность Пальмиры. В течение первой половины первого века нашей эры Пальмира включала в себя некоторые учреждения греческого города (полиса); понятие существующего гражданства впервые появляется в надписи, датированной 10 годом нашей эры, в которой упоминаются «люди Пальмиры». В 74 г. н.э. надпись упоминает городской буль (сенат). Роль племен в Пальмире обсуждается; В течение первого столетия четыре казначея, представляющие четыре племени, по-видимому, частично контролировали администрацию, но ко второму столетию их роль стала церемониальной, и власть перешла в руки совета.
Совет Пальмирены состоял примерно из шестисот членов местной элиты (таких как старейшины или главы богатых семей или кланов), представляющих четыре квартала города. Совет, возглавляемый президентом, управлял гражданскими обязанностями; он контролировал общественные работы (включая строительство общественных зданий), утверждал расходы, собирал налоги и назначал двух архонтов (лордов) каждый год. Военными Пальмиры руководили стратеги (генералы), назначаемые советом. Римские провинциальные власти установили и одобрили тарифную структуру Пальмиры, но вмешательство провинции в местное управление оставалось минимальным, поскольку империя стремилась обеспечить непрерывный успех Пальмирской торговли, наиболее выгодной для Рима. Введение прямого провинциального управления поставило бы под угрозу способность Пальмиры вести торговую деятельность на Востоке, особенно в Парфии.
Когда Пальмира стала колонией около 213–216 гг., Город перестал подчиняться римским провинциальным губернаторам и налогам. Пальмира включила в свою систему римские институты, сохранив при этом многие из прежних. Совет остался, и стратег назначил одного из двух ежегодно избираемых магистратов. Эти дуумвири реализовали новую колониальную конституцию, заменив архонтов. Политическая сцена Пальмиры изменилась с возвышением Одената и его семьи; надпись, датированная 251 годом, описывает сына Одената, Хайрана I, как «Рас» (владыку) Пальмиры (экзарх в греческом разделе надписи), а другая надпись, датированная 252 годом, описывает Одената с тем же титулом. Оденат, вероятно, был избран советом экзархом, что было необычным титулом для Римской империи и не входило в традиционные институты управления Пальмирены. Неизвестно, указывал ли титул Одената на военную или священническую должность, но более вероятно, что военная роль. К 257 году Оденат был известен как консул, возможно, легат провинции Финики. В 258 году Оденат начал расширять свое политическое влияние, пользуясь региональной нестабильностью, вызванной сасанидской агрессией; Это привело к битве при Эдессе, царскому возвышению Одената и мобилизации войск, превратившим Пальмиру в королевство.
Монархия сохранила большинство гражданских институтов, но дуумвири и совет больше не аттестуются после 264 г.; Оденат назначил губернатором города. В отсутствие монарха городом управлял наместник. Хотя губернаторы восточных римских провинций, находящихся под контролем Одената, по-прежнему назначались Римом, царь имел общую власть. Во время восстания Зенобии губернаторы назначались королевой. Не все Пальмирены признавали власть королевской семьи; сенатор Септимий Хаддудан фигурирует в более поздней надписи на Пальмирене как помощник армиям Аврелиана во время восстания 273 года. После разрушения города римлянами Пальмира управлялась непосредственно Римом, а затем чередой других правителей, включая Буридов и Айюбидов, и подчиненных бедуинских вождей - в первую очередь семьи Фадл, правившей мамлюками.
Из-за военного характера и боевой эффективности Пальмира была описана Ирфаном Шахидом как « Спарта среди городов Востока, арабов и других, и даже ее боги были представлены в военной форме». Армия Пальмиры защищала город и его экономику, помогая распространить власть Пальмирены за пределы городских стен и защищая торговые пути сельской местности в пустыне. В городе была значительная армия; Забдибел командовал 10-тысячным войском в третьем веке до нашей эры, а Зенобия во главе 70-тысячного войска в битве при Эмесе. Солдаты набирались из города и его территорий, охватывающих несколько тысяч квадратных километров от окраин Хомса до долины Евфрата. Также были набраны непальмиренские солдаты; набатейский кавалерист записываются в 132 в качестве выступающих в блоке Palmyrene, размещенном на Аны. Система приема на работу Пальмиры неизвестна; город мог отбирать и оснащать войска, а стратеги руководили ими, обучали и дисциплинировали их.
Стратеги были назначены Советом с одобрения Рима. Королевская армия в середине 3-го века нашей эры находилась под руководством монарха, которому помогали генералы, и была построена по образцу сасанидов в вооружении и тактике. Пальмирены были известными лучниками. Они использовали пехоту, в то время как тяжелобронированная кавалерия ( клибанарии ) составляла основную атакующую силу. Пехота Пальмиры была вооружена мечами, копьями и небольшими круглыми щитами; Клибанарии были полностью бронированы (включая их лошадей) и использовали тяжелые копья ( контос ) длиной 3,65 метра (12 футов) без щитов.
Ссылаясь на боевые навыки Пальмиренов в больших, малонаселенных районах, римляне сформировали Пальмиренскую вспомогательную службу для службы в Имперской римской армии. Сообщается, что у Веспасиана было 8000 пальмирских лучников в Иудее, а Траян основал первую пальмиренскую ауксилию в 116 году ( отряд верблюжьей конницы, Ala I Ulpia dromedariorum Palmyrenorum). Подразделения Пальмирены были развернуты по всей Римской империи, служа в Дакии в конце правления Адриана, а также в Эль-Кантаре в Нумидии и Мезии под командованием Антонина Пия. В конце второго века Рим сформировал Cohors XX Palmyrenorum, который располагался в Дура-Европос.
Боги Пальмиры были в основном частью северо-западного семитского пантеона с добавлением богов из месопотамского и арабского пантеонов. Главное доэллинистическое божество города называлось Бол, сокращение от Ваала (почетное имя северо-западного семитского языка). Вавилонский культ Бел-Мардука повлиял на религию Пальмирены, и к 217 году до нашей эры имя главного божества было изменено на Бел. Это не означало замену северо-западного семитского Бола месопотамским божеством, а было простым изменением имени.
Вторым по значимости после верховного божества было более шестидесяти родовых богов кланов Пальмирены. В Пальмире были уникальные божества, такие как бог справедливости и страж Эфки Ярхибол, бог солнца Малакбель и бог луны Аглибол. Пальмирены поклонялись региональным божествам, включая великих левантийских богов Астарту, Баал-хамона, Баалшамина и Атаргатиса ; вавилонские боги Набу и Нергал, а также арабские Азизос, Арсу, Шамс и Ал-лат.
Божества, которым поклонялись в сельской местности, изображались как всадники на верблюдах или лошадях и носили арабские имена. Природа этих божеств неизвестна, поскольку известны только имена, в первую очередь Абгал. Пантеон Пальмирены включал гиннайе (некоторые из них называли « Гад »), группу меньших божеств, популярных в сельской местности, которые были похожи на арабских джиннов и римского гения. Считалось, что Гиннай имеет внешний вид и поведение людей, похожих на арабских джиннов. В отличие от джиннов, однако, ginnaye может не обладать или травмировать людей. Их роль была подобна римскому гению: божества-покровители, охранявшие людей и их караваны, скот и деревни.
Хотя Пальмирены поклонялись своим божествам как личности, некоторые из них были связаны с другими богами. У Бел была супруга Астарта-Бельти, и она образовала тройное божество с Аглиболом и Ярхиболом (который стал богом солнца в его ассоциации с Белом). Малакбел был частью многих ассоциаций, соединяясь с Гад Тайми и Аглибол, и образуя тройное божество с Баалшамином и Аглиболом. Каждый нисан в Пальмире проводился акиту (весенний праздник). В каждой из четырех четвертей города было святилище для божества, считавшегося предком местного племени; Святилище Малакбеля и Аглибола находилось в квартале Комаре. Святилище Баалшамин находилось в квартале Ма'зин, святилище Арсу - в квартале Маттабол, а святилище Атаргатис - в квартале четвертого племени.
Алтарь, найденный в Трастевере, посвященный Малакбелю, с эпитетом Sol Sanctissimus.Жрецы Пальмиры были выбраны из ведущих семей города, и их узнают на бюстах по головным уборам, которые имеют форму поло, украшенного лавровым венком или другим деревом, сделанным из бронзы среди других элементов. Первосвященник храма Бэла был высшим религиозным авторитетом и возглавлял духовенство священников, которые были организованы в коллегии, каждую из которых возглавлял высший священник. Персонал святилища источника Эфка, посвященного Ярхиболу, принадлежал к особому классу жрецов, поскольку они были оракулами. Язычество Пальмиры было заменено христианством по мере того, как религия распространилась по Римской империи, и в 325 году в городе появился епископ. Хотя большинство храмов стали церквями, храм Ал-лата был разрушен в 385 году по приказу Матерна Синегия ( восточный преторианский префект ). После мусульманского завоевания в 634 году ислам постепенно вытеснил христианство, и последний известный епископ Пальмиры был рукоположен после 818 года.
В 274 году, после победы над Пальмирой, Аврелиан посвятил большой храм Sol Invictus в Риме; большинство ученых считают, что Sol Invictus Аврелиана имеет сирийское происхождение и является продолжением культа императора Элагабала из Sol Invictus Elagabalus или Малакбеля из Пальмиры. Пальмиренское божество обычно отождествлялось с римским богом Солом, и со второго века ему был посвящен храм на правом берегу Тибра. Кроме того, он носил эпитет Invictus и был известен под именем Sol «Sanctissimus», последнее было эпитетом, который носил Аврелиан на надписи из Капены.
Положение пальмирского божества как Sol Invictus Аврелиана выводится из отрывка Зосима, читающего: «и великолепный храм солнца, который он (то есть Аврелиан) украсил подарками из Пальмиры, установив статуи Гелиоса и Бэла». Три божества из Пальмиры олицетворяли солярные черты: Малакбель, Ярхибол и Шамс, отсюда и идентификация Пальмирены Гелиоса, появляющейся в работе Зосима с Малакбелем. Некоторые ученые критикуют идею отождествления Малакбела с Sol Invictus; Согласно Гастону Хальсбергу, культ Малакбеля был слишком локальным, чтобы он стал имперским римским богом, а восстановление Аврелианом храма Бэла и жертвоприношений, посвященных Малакбелю, было признаком его привязанности к богу солнца в целом и его уважения ко многим путям. в котором поклонялись божеству. Ричард Стоунман предложил другой подход, в котором Аврелиан просто заимствовал образы Малакбела, чтобы усилить свое собственное солнечное божество. Отношения между Малакбелем и Sol Invictus не могут быть подтверждены и, вероятно, останутся неразрешенными.
Экономика Пальмиры до и в начале римского периода была основана на сельском хозяйстве, скотоводстве и торговле; город служил остановкой для караванов, которые время от времени пересекали пустыню. К концу первого века до нашей эры в городе была смешанная экономика, основанная на сельском хозяйстве, скотоводстве, налогообложении и, что наиболее важно, на торговле караванами. Налогообложение было важным источником доходов для правительства Пальмирены. Караванщики платили налоги в здании, известном как Тарифный суд, где был выставлен налоговый закон, датируемый 137 годом нашей эры. Закон регулировал тарифы, уплачиваемые торговцами за товары, продаваемые на внутреннем рынке или вывозимые из города.
Классик Эндрю М. Смит II предположил, что большая часть земли в Пальмире принадлежала городу, который собирал налоги на выпас скота. В оазисе было около 1000 гектаров (2500 акров) орошаемых земель, которые окружали город. Пальмирены построили обширную ирригационную систему в северных горах, которая состояла из резервуаров и каналов для сбора и хранения случайных осадков. Самыми известными ирригационными сооружениями являются плотина Харбака, построенная в конце первого века нашей эры; он расположен в 48 км (30 миль) к юго-западу от города и может собирать 140 000 кубических метров (4 900 000 кубических футов) воды. Деревья теребинта во внутренних районах были важным источником древесного угля, смолы и масла; хотя доказательства отсутствуют, возможно, что в деревнях также были посажены оливковые деревья и производились молочные продукты; также очевидно, что выращивался ячмень. Однако сельское хозяйство не могло поддержать население, и продукты питания импортировались.
После разрушения Пальмиры в 273 году она стала рынком для сельских жителей и кочевников из окрестностей. Город восстановил часть своего процветания в эпоху Омейядов, о чем свидетельствует открытие большого базара Омейядов на улице с колоннами. Пальмира была второстепенным торговым центром до своего разрушения в 1400 году; Согласно Шараф ад-Дину Али Язди, люди Тимура забрали 200 000 овец, и город превратился в поселение на границе пустыни, жители которого пасли и возделывали небольшие участки для выращивания овощей и кукурузы.
Если надпись Лагмана II в Афганистане относится к Пальмире, то роль города в наземной торговле Центральной Азии была заметна еще в третьем веке до нашей эры. В первые века нашей эры основной торговый путь Пальмиры шел на восток к Евфрату, где он соединялся с городом Хит. Затем маршрут пролегал на юг вдоль реки к порту Харакс Спасину в Персидском заливе, откуда корабли Пальмирены путешествовали туда и обратно в Индию. Товары импортировались из Индии, Китая и Трансоксианы и экспортировались на запад в Эмесу (или Антиохию), а затем в средиземноморские порты, откуда они распределялись по всей Римской империи. В дополнение к обычному маршруту некоторые купцы из Пальмирены использовали Красное море, вероятно, в результате римско-парфянских войн. Товары доставлялись по суше из морских портов в порт Нила, а затем доставлялись в египетские порты Средиземного моря для экспорта. Надписи, свидетельствующие о присутствии Пальмирены в Египте, относятся к правлению Адриана.
Поскольку Пальмира не находилась на главном торговом пути (который следовал за Евфратом), Пальмирены защищали путь через пустыню, проходящий через их город. Они соединили его с долиной Евфрата, предоставив воду и укрытие. Маршрут Пальмирены соединял Шелковый путь со Средиземным морем и использовался почти исключительно городскими купцами, которые поддерживали присутствие во многих городах, включая Дура-Европос в 33 г. до н.э., Вавилон в 19 г. н.э., Селевкию в 24 г. н.э., Дендера, Коптос., Бахрейн, дельта реки Инд, Мерв и Рим.
Караванная торговля зависела от покровителей и купцов. Покровители владели землей, на которой выращивали караванных животных, предоставляя животных и охрану торговцам. Земли были расположены в многочисленных деревнях в сельской местности Пальмирены. Хотя торговцы использовали покровителей для ведения бизнеса, их роли часто совпадали, и покровитель иногда возглавлял караван. Торговля сделала Пальмиру и ее купцов одними из самых богатых в регионе. Некоторые караваны финансировались одним торговцем, таким как Мале Агриппа (который финансировал визит Адриана в 129 г. и восстановление храма Бэла в 139 г.). Основным товаром, приносящим доход, был шелк, который экспортировался с Востока на Запад. Другие экспортируемые товары включали нефрит, муслин, специи, черное дерево, слоновую кость и драгоценные камни. Для внутреннего рынка Пальмира импортировала множество товаров, включая рабов, проституток, оливковое масло, крашеные изделия, мирру и духи.
Первое научное описание Пальмиры появилось в книге Абеднего Селлера 1696 года. В 1751 году экспедиция под руководством Роберта Вуда и Джеймса Докинза изучила архитектуру Пальмиры. Французский художник и архитектор Луи-Франсуа Кассас провел обширное исследование памятников города в 1785 году, опубликовав более сотни рисунков городских зданий и гробниц Пальмиры. Впервые Палмрию сфотографировал Луи Винь в 1864 году. В 1882 году князь Семен Семенович Абамелик-Лазарев обнаружил в Тарифном суде князь Семен Семенович Абамелик-Лазарев на каменной плите с надписью 137 г. н.э. на греческом и пальмиренском языках с подробным описанием налогообложения импорта и экспорта. Историк Джон Ф. Мэтьюз описал его как «одно из наиболее важных свидетельств экономической жизни любой части Римской империи». В 1901 году плита была подарена османским султаном Абдул Хамидом II русскому царю и сейчас находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Раскопки в Пальмире, 1962, польский археолог Казимеж Михаловский.Первые раскопки Пальмиры были проведены в 1902 году Отто Пухштейном и в 1917 году Теодором Вигандом. В 1929 году французский генеральный директор отдела древностей Сирии и Ливана Анри Сейриг начал масштабные раскопки на этом месте; прерванный Второй мировой войной, он возобновился вскоре после окончания войны. Сейриг начал с Храма Бэла в 1929 году, а между 1939 и 1940 годами он проводил раскопки Агоры. Даниэль Шлюмберже проводил раскопки в северо-западной сельской местности Пальмирены в 1934 и 1935 годах, где он изучал различные местные святилища в деревнях Пальмирены. С 1954 по 1956 год швейцарская экспедиция, организованная ЮНЕСКО, проводила раскопки Храма Баалшамин. С 1958 года на этом месте раскопки проводились Сирийским Генеральным управлением древностей и польскими экспедициями Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета под руководством многих археологов, включая Казимежа Михаловского (до 1980 года) и Михаила Гавликовского (до 2009 года). Стратиграфическое зондирование под Храмом Бэла было проведено в 1967 году Робертом дю Мениль дю Бюиссон, который также открыл Храм Баал-Хамона в 1970-х годах. В 1980 году историческое место, включая некрополь за стенами, было объявлено ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
Польская экспедиция сосредоточила свою работу на Лагере Диоклетиана, в то время как Сирийское Главное управление древностей проводило раскопки Храма Набу. Большая часть гипогеи была раскопана совместно польской экспедицией и сирийским управлением, в то время как район Эфки был раскопан Жан Старки и Джафаром аль-Хассани. Ирригационная система Пальмирены была обнаружена в 2008 году Йоргеном Кристианом Мейером, который исследовал сельскую местность Пальмирены с помощью наземных осмотров и спутниковых снимков. Большая часть Пальмиры все еще остается неизведанной, особенно жилые кварталы на севере и юге, в то время как некрополь был тщательно раскопан Управлением и польской экспедицией. Раскопки покинули Пальмиру в 2011 году из-за гражданской войны в Сирии.