Эгида

редактировать
Эта статья о щите, который использовал бог Зевс в греческой мифологии. Для использования в других целях, см Aegis (значения). Эгида на Афина Лемния из Фидия, в лице броском в ГМИИ

Эгида ( / я dʒ ɪ s / EE -jis ; древнегреческий : αἰγίς Aigis ), как указано в Илиаде, это устройство несет Афине и Зевсу, по- разному интерпретированы как кожа животного, или щит, а иногда с изображением головы из Горгоны. Там может быть связь с божеством по имени AEX или Aix, дочь Гелиоса и медсестра Зевса или же любовница Зевса ( Hyginus, Astronomica 2. 13). Эгида Афины упоминается в нескольких местах «Илиады». «Он издавал звук, как от бесчисленных ревущих драконов ( Илиада, 4.17), и Афина несла его в битве... и среди них шла Афина с ясными глазами, держащая в руках драгоценную эгиду, которая нестареет и бессмертна: сотня кистей чистой воды. золото свисает с нее, каждая из них туго сплетена, и каждая стоит сто волов ".

Современная концепция делать что-то «под чьей-то эгидой » означает делать что-то под защитой могущественного, знающего или доброжелательного источника. Слово « эгида» отождествляется с защитой сильной силой, уходящей корнями в греческую мифологию и принятой римлянами ; есть параллели в скандинавской мифологии, а также в египетской мифологии, где греческое слово эгис применяется в расширении.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 В греческой мифологии
  • 2 В классической поэзии и искусстве
  • 3 Истоки
  • 4 этимология
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
В греческой мифологии

Вергилий представляет себе циклопов в кузнице Гефеста, которые «деловито полировали эгиду, которую Афина носит в своем гневном настроении, - устрашающую вещь с золотой поверхностью, похожей на чешуйчатую змеиную кожу, а также сцепленных змей и саму Горгону на груди богини. отрубленная голова, закатывающая глаза », украшенная золотыми кистями и несущая Горгонейон ( голову Медузы ) в центре. Некоторые из аттических художников по вазам сохранили архаичную традицию, согласно которой кисточки изначально были змеями в их изображениях эгиды. Когда олимпийские божества настигли старших божеств Греции, и она родилась от Метиды (внутри Зевса, который проглотил богиню) и «переродилась» через голову Зевса полностью одетой, Афина уже носила свои типичные одежды.

Когда олимпиец сотрясает эгиду, гора Ида окутана облаками, грянет гром и людей поражает страх. «Несущий Эгиду Зевс», как он изображен в « Илиаде», иногда придает устрашающую эгиду Афине. В « Илиаде», когда Зевс посылает Аполлона оживить раненого Гектора, Аполлон, держащий эгиду, атакует ахейцев, отталкивая их обратно к их кораблям, выстроенным на берегу. По словам Эдит Гамильтон «s Mythology: Timeless Tales богов и героев, Эгида является нагрудный от Зевса, и был„ужасно, вот“. Однако в классической скульптуре Зевс обычно изображается с молнией или молнией, не имеющим ни щита, ни нагрудника.

В классической поэзии и искусстве
Эгида Афины, несущая Горгону, здесь очень напоминает кожу великого змея, охраняющего золотое руно (извергающего Ясона); кубок Дуриса, Классическая Греция, начало V в. до н.э. - Музеи Ватикана

Классическая Греция интерпретировала гомеровскую эгиду обычно как своего рода прикрытие, которое несет Афина. Еврипид ( Ion, 995) предполагал, что Эгида, которую несла Афина, была кожей убитой Горгоны, однако обычное понимание состоит в том, что Горгонейон был добавлен к Эгиде, как обету подношения благодарного Персея.

Согласно аналогичной интерпретации, Экс, дочь Гелиоса, представленная в виде огромного огнедышащего хтонического змея, похожего на Химеру, была убита и содрана Афиной, которая впоследствии носила свою кожу, эгиду, как кирасу ( Diodorus Siculus iii. 70), или как хламида. В чашках Douris показывает, что эгида была представлена именно как кожа великого змея, с ее чешуей четко разграничено.

Джон Цетцес говорит, что Эгида была кожей чудовищного гиганта Паллада, которого Афина одолела и имя которого она присвоила своему собственному.

В поздней интерпретации Гая Юлия Гигина (« Поэтическая астрономия, II, 13») Зевс, как говорят, использовал шкуру домашнего козла, принадлежавшего его кормилице Амальтее ( aigis «козья кожа»), которая кормила его грудью на Крите, в качестве щита. когда он вышел на битву с титанами.

Мозаика I века до н.э., изображающая Александра Великого в эгиде на мозаике Александра, Помпеи ( Национальный археологический музей Неаполя )

Эгида появляется в произведениях искусства иногда в виде шкуры животного, наброшенной на плечи и руки Афины, иногда с бордюром из змей, обычно также с головой Горгоны, горгонейоном. В некоторых глиняных изделиях он выглядит как покрытый кисточкой прикрытие платья Афины. Иногда его изображают на статуях римских императоров, героев и воинов, а также на камее и вазах. Следы этого есть на портрете Александра Македонского на фреске из Помпеи, датируемой первым веком до нашей эры, на которой изображена голова женщины на его доспехах, напоминающая Горгону.

Происхождение

Геродот думал, что он обнаружил источник Эги в древней Ливии, которая всегда была для греков далекой территорией древней магии. «Одежды Афины и Эги были позаимствованы греками у ливийских женщин, которые одеты точно так же, за исключением того, что их кожаные одежды окаймлены ремешками, а не змеями».

Роберт Грейвс в «Греческих мифах» (1955) утверждает, что Эги в ее ливийском понимании была шаманской сумкой, содержащей различные ритуальные предметы, несущей устройство чудовищного змееволосого лица с клыками, похожими на клыки, и высунутым языком, предназначенным для отпугнуть непосвященных. В этом контексте Грейвс идентифицирует эгиду как явно принадлежащую Афине.

Август показан с перекинутой через плечо эгидой как божественный атрибут в камее Blacas ; отверстие для головы появляется в точке его плеча.

Одна из современных интерпретаций состоит в том, что источником эгиды была хеттская сакральная иератическая охотничья сумка ( курсы ), грубая и лохматая козья кожа, прочно вошедшая в литературные тексты и иконографию Гютербока.

Этимология

Греческий αἰγίς Aigis, имеет много значений, в том числе:

  1. «сильная буря», от глагола ἀίσσω aïssō ( основа слова ἀιγ- aïg- ) = «Я спешу или я резко двигаюсь». Сродни καταιγίς kataigis, «гроза».
  2. Щит божества, как описано выше.
  3. «шуба из козьей кожи», от интерпретации слова как «нечто грамматически женское, относящееся к козе »: греческое αἴξ aix ( основа αἰγ- aig- ) = «козел», + суффикс -ίς -is (основа -ίδ- -id- ).

Первоначальное значение могло быть первым, и Ζεὺς Αἰγίοχος Zeus Aigiokhos = «Зевс, который держит эгиду», возможно, первоначально означал «Небо / Небеса, которые держат грозу». Переход к значению «щит» или «козья кожа » мог произойти из-за народной этимологии среди людей, знакомых с накидкой на левую руку шкуры животного в качестве щита.

Рекомендации
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-08-08 11:20:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте