В римской религии, гений (латынь : ; множественное число geniī) - это индивидуальный пример общей божественной природы, которая присутствует в каждом отдельном человеке, месте или вещи. Подобно ангелу-хранителю , гений будет следовать за каждым человеком с момента его рождения до дня его смерти. Для женщин это был дух Юноны, который сопровождал каждую из них.
В каждом отдельном месте был гений (genius loci ), а также могущественные объекты, такие как вулканы. Концепция расширилась до некоторых специфических особенностей: гений театра, виноградников и фестивалей, благодаря которым спектакли были успешными, виноград выращивался, а торжества - успешными. Для римлян было чрезвычайно важно умилостивить подходящих гениев к важнейшим начинаниям и событиям их жизни.
Христианский теолог Августин приравнял христианскую «душу » к римскому гению, цитируя Варрона как приписывающего разумные силы и способности каждого человека к своему гению.
Хотя термин гений может относиться к любому божеству вообще, большая часть гении высшего уровня и государственные гении имели свои хорошо зарекомендовавшие себя имена. Гениальность чаще всего применялась к отдельным местам или людям, малоизвестным; то есть до мельчайших слоев общества и поселений, семей и их домов. Дома, двери, ворота, улицы, районы, племена - в каждом был свой гений. Высшая иерархия римских богов, как и иерархия греков, создавалась по образцу человеческой семьи. На нем изображены отец Юпитер, который также был верховным божественным единством, и мать Юнона, царица богов. Эти высшие единства были подразделены на гениев для каждой отдельной семьи; следовательно, гений каждой женщины, олицетворяющей домашнюю репродуктивную способность женщины, был Юноной. Мужской функцией был Юпитер.
Юноне поклонялись под множеством титулов:
Гении часто рассматривались как защитные духи, поскольку их можно было бы умилостивить для защиты. Например, для защиты младенцев умилостивили ряд божеств, связанных с рождением и воспитанием детей : Куба («ложиться спать»), Кунина («колыбели») и Румина («кормить грудью» "). Конечно, если эти гении не будут выполнять свои функции должным образом, младенец окажется в опасности.
Сотни ларарий, или семейных святынь, были обнаружены в Помпеях, как правило, в атриуме, на кухне или в саду, куда мог выходить дым сожженных жертвоприношений. проем в крыше. В каждом ларариуме есть фреска на одну и ту же тему: две периферийные фигуры (Ларес ) обслуживают центральную фигуру (семейный гений) или две фигуры (гений и Юнона), которые могут находиться или не находиться у алтаря. На переднем плане - одна или две змеи, ползущие к гению через луговой мотив. Кампания и Калабрия сохранили древнюю практику содержания благоприятной домашней змеи, которая здесь связана с гением. На другой несвязанной фреске (Дом столетия ) змея на лугу появляется под изображением горы Везувий и помечена как Агатодаймон, «добрый даймон ", где даймона следует рассматривать как греческий эквивалент гения.
Английский термин взаймы от лат. гений м. «домашний дух-хранитель»; ранее, «врожденная мужская сила расы или клана», происходящая от индоевропейского корня * g̑enh₁-, «рожать, производить», что также отражено в лат. gignō "рожать" и gēns, Gentiis f. «племя, люди».
Гений явно появляется в римской литературе еще в Плавте, где один персонаж шутит, что отец другого настолько скуп, что использует дешевую саамскую посуду в жертвоприношениях своему гению, чтобы не соблазнить гения украсть его. В этом отрывке гений не тождественен человеку, так как умилостивление себя было бы абсурдным, и тем не менее гений также обладает алчностью человека; то есть один и тот же персонаж, подразумевающий, что человек похож на гения.
Гораций, когда первый император ввел культ собственного гения, описывает гения как «спутника, который управляет натальной звездой; бога человеческой природы, в том смысле, что он смертен для каждого человека, с изменяющимся выражением, белым или черным ».
Октавий Цезарь по возвращении в Рим после окончательной победы римских гражданских Война в Битве при Акциуме казалась Сенату человеком огромной силы и успеха, явно признаком божественности. В знак признания вундеркинда они проголосовали за то, чтобы на всех банкетах было возлияние его гению. Уступая этому мнению, он выбрал имя Август, улавливая нуминозное значение английского слова «август». С этого периода восходит домашний культ гения Августа. Его умилостивляли при каждой трапезе вместе с другим домашним нумином. Так началась традиция Имперского культа, в которой римляне поклонялись гению императора, а не личности.
Надпись на вотивном алтаре гению Легио VII Близнецов Л. Аттиуса Макро (CIL II 5083)Если гений Император, или командующий всеми войсками, должен был быть умилостивлен, как и все подразделения под его командованием. Провинциальные войска расширили представление о гениях государства; например, в римской Британии были найдены алтари гениям цыган, Roma aeterna, Britannia и каждому легиону, cohors, ala и центурия в Британии, а также претория каждого кастра и даже вексиллы. Посвящения гению с надписью не ограничивались военными. От Галлии Цизальпины под властью империи - многочисленные посвящения гениям авторитетных и уважаемых лиц; Помимо гения императора, были гении покровителей вольноотпущенников, владельцев рабов, покровителей гильдий, филантропов, чиновников деревень, других божеств, родственников и друзей. Иногда посвящение сочетается с другими словами, например, «гению и чести» или, в случае пар, «гению и Юноне».
Со времен империи пережили сотни посвящений, Вотивные и надгробные надписи на всей территории свидетельствуют о флоруите поклонения гениям как официального культа. Стандартные фразы были сокращены: GPR, genio populi Romani («гению римского народа»); GHL, genio huius loci («гению этого места»); GDN, genio domini nostri («гению нашего мастера») и так далее. В 392 году нашей эры с окончательной победой христианства Феодосий I объявил поклонение гениям, Ларесу и пенатам изменой, положив конец их официальным срокам. Концепция, однако, продолжала в представлении и речи под другими названиями или с принятыми модификациями.
Гений корпоративного социального тела часто является камео темой на древних монетах: денарий из Испании, 76–75 гг. до н.э., с бюстом GPR (Genius Populi Romani, «Гений римского народа») на лицевой стороне ; aureus из Сиша в Хорватии, 270–275 гг. н.э., с изображением стоящего GENIUS ILLVR (Genius Exercitus Illyriciani, «Гений иллирийской армии»)) на оборотной стороне; aureus из Рима, 134–138 гг. нашей эры, с изображением юноши, держащего рог изобилия и патера (жертвенное блюдо), и надписью GENIOPR, genio populi Romani, «гению римского народа». на реверсе.
Сцена из Ларариума, Помпеи
Гений Августа
Гений Антонина Пия
Неизвестный римский гений близ Помпей, 1 век до н.э.
Ларарий с маленькими центральная фигура гения предков в окружении Лареса, над гением-змеем, олицетворяющим плодородие. Дом Юлия Полибия, Помпеи
Гений предков (вверху в центре) в окружении Лареса, а внизу - змея. Ларариум, Дом Веттиев Помпеи
Вакх, одетый в виноград и змеевик Агафодаймон («доброе божество»), гений почвы вокруг Везувия.
Гений любви, Meister des Rosenromans, ок. 1420-1430
Гений победы, Микеланджело, 1532–34
Гений Палермо, Игнацио Марабитти, ок. 1778
Гений свободы, Огюстен Дюмон, 1840
Гений Александра, Мария Луиза Элизабет Виже-Лебрен, 1814
Гений войны, Элиас Мартин, XIX век
Гений сопротивление, Антуан Этекс, 1833–36
Гений Бетховена
Гений Америки, Адольф Ивон, 1858
Гений Парижского мира, автор Chr. Дэн. Раух
Гений Карл Миллес, 1932–40
Гений живописи Гео Вербанк, 1912 г., Памятник в честь братьев Ван Эйк - задняя сторона, Гент, Бельгия
На Викискладе есть материалы, связанные с Genius. |