A Тотем (Оджибве дудем ) - это духовное существо, священный объект, или символ, который служит эмблемой группы из людей, например семьи, клана, происхождения или племя.
Хотя термин тотем происходит от североамериканского оджибве языка, вера в духов-покровителей и божеств не ограничивается коренными народами Америки но общий для ряда культур по всему миру.
Современные неошаманские, нью-эйджские и мифопоэтические мужские движения, которые иным образом не связаны с практикой племенной религии, как известно, использовали " Тотем »терминология для идентификации личности с духом-покровителем или духовным наставником. Однако это можно рассматривать как незаконное присвоение культур.
Тотемизм - это верование, связанное с анимистическим религии. Тотем обычно представляет собой животное или другую природную фигуру, которая духовно представляет группу связанных людей, таких как клан.
Ранние антропологи и этнологи, такие как Джеймс Джордж Фрейзер, Альфред Корт Хэддон, Джон Фергюсон МакЛеннан и У. Х.Р. Риверс определил тотемизм как распространенную практику среди коренных народов в несвязанных частях мира, обычно отражающую стадию человеческого развития.
Тотемный столб тлингина в Джуно, Аляска.Шотландский этнолог Джон Фергюсон МакЛеннан, следуя моде исследований XIX века, в своем исследовании «Поклонение животным и растениям» (1869, 1870) обратился к тотемизму в широкой перспективе. Макленнан не стремился объяснить конкретное происхождение тотемистического феномена, но стремился указать, что весь человеческий род в древние времена прошел через тотемистическую стадию
Другой шотландский ученый., Эндрю Лэнг, в начале 20-го века, выступал за номиналистическое объяснение тотемизма, а именно, что местные группы или кланы, выбирая тотемистическое имя из царства природы, реагировали к необходимости дифференцироваться. Если происхождение имени было забыто, утверждал Ланг, то следовали мистические отношения между объектом, от которого когда-то произошло это имя, и группами, носившими эти имена. В мифах о природе животные и природные объекты рассматривались как родственники, покровители или предки соответствующих социальных единиц.
Британский антрополог сэр Джеймс Джордж Фрейзер опубликовал «Тотемизм и экзогамию» в 1910 году. четырехтомный труд, основанный в основном на его исследованиях среди коренных австралийцев и меланезийцев, а также на компиляции работ других авторов в этой области.
К 1910 г. Идея тотемизма как имеющего общие свойства в разных культурах подвергалась сомнению: русско-американский этнолог Александр Гольденвейзер подверг тотемистические явления резкой критике. Гольденвейзер сравнил коренных австралийцев и первые нации в Британской Колумбии, чтобы показать, что якобы общие качества тотемизма - экзогамия, наречение, происхождение от тотема, табу, церемонии, реинкарнация, духи-хранители, тайные общества и искусство - были фактически выражается очень по-разному между Австралией и Британской Колумбией, и между разными народами в Австралии и между разными народами в Британской Колумбии. Затем он расширяет свой анализ на другие группы, чтобы показать, что они разделяют некоторые обычаи, связанные с тотемизмом, но не имеют тотемов. В заключение он предлагает два общих определения тотемизма, одно из которых: «Тотемизм - это тенденция определенных социальных единиц ассоциироваться с объектами и символами эмоциональной ценности».
Основатель французской школы социологии Эмиль Дюркгейм исследовал тотемизм с социологической и теологической точек зрения, пытаясь открыть чистую религию в очень древних формах, и утверждал, что видит происхождение религии в тотемизме.
Ведущий представитель британской социальной антропологии А. Р. Рэдклифф-Браун придерживался совершенно иной точки зрения на тотемизм. Как и Франц Боас, он скептически относился к тому, что тотемизм можно описать как-либо единым образом. В этом он выступил против другого пионера социальной антропологии в Англии, Бронислава Малиновского, который хотел каким-то образом подтвердить единство тотемизма и подходил к этому вопросу скорее с биологической и психологической точки зрения, чем с этнологической. один. Согласно Малиновскому, тотемизм не был культурным феноменом, а скорее результатом попытки удовлетворить основные потребности человека в естественном мире. Что касается Рэдклиффа-Брауна, тотемизм состоял из элементов, взятых из разных областей и институтов, и их объединяет общая тенденция характеризовать сегменты сообщества через связь с частью природы. В противовес теории сакрализации Дюркгейма, Рэдклифф-Браун придерживался точки зрения, согласно которой природа вводится в социальный порядок, а не вторична по отношению к нему. Сначала он разделял мнение Малиновского о том, что животное становится тотемистом, когда его «хорошо поесть». Позже он стал возражать против полезности этой точки зрения, поскольку многие тотемы, такие как крокодилы и мухи, опасны и неприятны.
В 1938 году структурный функционалист антрополог А. П. Элькин написал «Австралийские аборигены: как их понять. Его типология тотемизма включала восемь «форм» и шесть «функций».
Были идентифицированы следующие формы:
Были определены следующие функции:
Термины в типологиях Элкина находят некоторое применение сегодня, но обычаи аборигенов считаются более разнообразными, чем предполагают его типологии.
Как главный представитель современного структурализма, Французский этнолог Клод Леви-Стросс и его книга Le Totémisme aujourd'hui («Тотемизм сегодня» [1958]) часто цитируются в этой области.
В 21 веке австралийские антропологи задаются вопросом, в какой степени "тотемизм" может быть распространен даже на разные аборигенные австралийские народы, не говоря уже о других культурах, таких как оджибве от кого изначально произошел термин. Роуз, Джеймс и Ватсон пишут:
Термин «тотем» оказался грубым инструментом. Требуется гораздо больше тонкости, и, опять же, в этом вопросе есть региональные различия.
Поэты и, в меньшей степени, писатели-фантасты часто используют антропологические концепции, включая антропологическое понимание тотемизма. По этой причине литературная критика часто прибегает к психоаналитическому, антропологическому анализу.
Тотемные столбы Тихоокеанского Северо-Запада Северной Америки - монументальные столбы геральдики. На них изображено множество различных изображений (медведи, птицы, лягушки, люди и различные сверхъестественные существа и водные существа), которые служат гербами семей или вождей. Они рассказывают истории, принадлежащие этим семьям или вождям, или отмечают особые случаи. Эти рассказы, как известно, читаются снизу вверх.
Духовные взаимоотношения между австралийскими аборигенами и островитянами Торресова пролива и миром природы часто описываются как тотемы. Многие группы коренных народов возражают против использования импортированного оджибве термина «тотем» для описания ранее существовавшей и независимой практики, хотя другие используют этот термин. Термин «жетон» заменил термин «тотем» в некоторых областях.
В некоторых случаях, таких как Юин в прибрежном Новом Южном Уэльсе, у человека может быть несколько тотемов разных типов ( личный, семейный или клановый, пол, племенной и церемониальный). Лакиньери или кланы Нгарринджери были связаны с одним или двумя тотемами растений или животных, называемыми нгаитджи. Тотемы иногда присоединяются к отношениям часть (например, в случае отношений Вангарр для Йолнгу ).
островитяне Торресова пролива имеют авгуды, обычно переводимые как тотемы. Авгуд может быть kai augud ( «главный тотем») или mugina augud («маленький тотем»).
Ранние антропологи иногда приписывали тотемизм аборигенов и жителей островов Торресова пролива незнанию о деторождении с появлением духовного индивида предков («тотема») в женщину, которая считается причиной беременности (а не оплодотворения ). Джеймс Джордж Фрейзер в книге «Тотемизм и экзогамии» писал, что аборигены «не имеют представления о продолжении рода как о непосредственно связанном с полового акта, и твердо верю, что дети могут рождаться без этого ». Тезис Фрейзера подвергся критике со стороны других антропологов, в том числе Альфреда Рэдклиффа-Брауна в Nature в 1938 году.
.
Найдите totem в Wiktionary, бесплатном словаре. |