Тотем

редактировать

A Тотем (Оджибве дудем ) - это духовное существо, священный объект, или символ, который служит эмблемой группы из людей, например семьи, клана, происхождения или племя.

Хотя термин тотем происходит от североамериканского оджибве языка, вера в духов-покровителей и божеств не ограничивается коренными народами Америки но общий для ряда культур по всему миру.

Современные неошаманские, нью-эйджские и мифопоэтические мужские движения, которые иным образом не связаны с практикой племенной религии, как известно, использовали " Тотем »терминология для идентификации личности с духом-покровителем или духовным наставником. Однако это можно рассматривать как незаконное присвоение культур.

Содержание

  • 1 Антропологические перспективы
    • 1.1 Литература
  • 2 Тотемные столбы
  • 3 Австралийские аборигены и жители островов Торресова пролива
  • 4 См. Также
  • 5 Источники

Антропологические перспективы

A тотемный столб в парке Тандерберд, Виктория, Британская Колумбия

Тотемизм - это верование, связанное с анимистическим религии. Тотем обычно представляет собой животное или другую природную фигуру, которая духовно представляет группу связанных людей, таких как клан.

Ранние антропологи и этнологи, такие как Джеймс Джордж Фрейзер, Альфред Корт Хэддон, Джон Фергюсон МакЛеннан и У. Х.Р. Риверс определил тотемизм как распространенную практику среди коренных народов в несвязанных частях мира, обычно отражающую стадию человеческого развития.

Тотемный столб тлингина в Джуно, Аляска.

Шотландский этнолог Джон Фергюсон МакЛеннан, следуя моде исследований XIX века, в своем исследовании «Поклонение животным и растениям» (1869, 1870) обратился к тотемизму в широкой перспективе. Макленнан не стремился объяснить конкретное происхождение тотемистического феномена, но стремился указать, что весь человеческий род в древние времена прошел через тотемистическую стадию

Другой шотландский ученый., Эндрю Лэнг, в начале 20-го века, выступал за номиналистическое объяснение тотемизма, а именно, что местные группы или кланы, выбирая тотемистическое имя из царства природы, реагировали к необходимости дифференцироваться. Если происхождение имени было забыто, утверждал Ланг, то следовали мистические отношения между объектом, от которого когда-то произошло это имя, и группами, носившими эти имена. В мифах о природе животные и природные объекты рассматривались как родственники, покровители или предки соответствующих социальных единиц.

Британский антрополог сэр Джеймс Джордж Фрейзер опубликовал «Тотемизм и экзогамию» в 1910 году. четырехтомный труд, основанный в основном на его исследованиях среди коренных австралийцев и меланезийцев, а также на компиляции работ других авторов в этой области.

К 1910 г. Идея тотемизма как имеющего общие свойства в разных культурах подвергалась сомнению: русско-американский этнолог Александр Гольденвейзер подверг тотемистические явления резкой критике. Гольденвейзер сравнил коренных австралийцев и первые нации в Британской Колумбии, чтобы показать, что якобы общие качества тотемизма - экзогамия, наречение, происхождение от тотема, табу, церемонии, реинкарнация, духи-хранители, тайные общества и искусство - были фактически выражается очень по-разному между Австралией и Британской Колумбией, и между разными народами в Австралии и между разными народами в Британской Колумбии. Затем он расширяет свой анализ на другие группы, чтобы показать, что они разделяют некоторые обычаи, связанные с тотемизмом, но не имеют тотемов. В заключение он предлагает два общих определения тотемизма, одно из которых: «Тотемизм - это тенденция определенных социальных единиц ассоциироваться с объектами и символами эмоциональной ценности».

Основатель французской школы социологии Эмиль Дюркгейм исследовал тотемизм с социологической и теологической точек зрения, пытаясь открыть чистую религию в очень древних формах, и утверждал, что видит происхождение религии в тотемизме.

Ведущий представитель британской социальной антропологии А. Р. Рэдклифф-Браун придерживался совершенно иной точки зрения на тотемизм. Как и Франц Боас, он скептически относился к тому, что тотемизм можно описать как-либо единым образом. В этом он выступил против другого пионера социальной антропологии в Англии, Бронислава Малиновского, который хотел каким-то образом подтвердить единство тотемизма и подходил к этому вопросу скорее с биологической и психологической точки зрения, чем с этнологической. один. Согласно Малиновскому, тотемизм не был культурным феноменом, а скорее результатом попытки удовлетворить основные потребности человека в естественном мире. Что касается Рэдклиффа-Брауна, тотемизм состоял из элементов, взятых из разных областей и институтов, и их объединяет общая тенденция характеризовать сегменты сообщества через связь с частью природы. В противовес теории сакрализации Дюркгейма, Рэдклифф-Браун придерживался точки зрения, согласно которой природа вводится в социальный порядок, а не вторична по отношению к нему. Сначала он разделял мнение Малиновского о том, что животное становится тотемистом, когда его «хорошо поесть». Позже он стал возражать против полезности этой точки зрения, поскольку многие тотемы, такие как крокодилы и мухи, опасны и неприятны.

В 1938 году структурный функционалист антрополог А. П. Элькин написал «Австралийские аборигены: как их понять. Его типология тотемизма включала восемь «форм» и шесть «функций».

Были идентифицированы следующие формы:

  • индивидуум (личный тотем),
  • пол (по одному тотему для каждого пола),
  • фрагмент («племя» состоит из двух групп, каждая с тотемом),
  • раздел («племя» состоит из четырех групп, каждая с тотемом),
  • подраздел («племя» состоит из восьми групп, каждая из которых имеет тотем),
  • клан (группа с общим происхождением имеет тотем или тотемы),
  • местные (люди, живущие или рожденные в определенной местности имеют общий тотем) и
  • «множественные» (люди в разных группах имеют общий тотем

Были определены следующие функции:

  • социальные (тотемы регулируют брак, и часто человек не может есть плоть их тотема),
  • культ (тотемы, связанные с секретной организацией),
  • зачатие (несколько значений),
  • сон (человек появляется как этот тотем в чужие сны),
  • классификатор (тотем сортирует людей) и
  • помощник (тотем помогает целителю или умному r person).

Термины в типологиях Элкина находят некоторое применение сегодня, но обычаи аборигенов считаются более разнообразными, чем предполагают его типологии.

Как главный представитель современного структурализма, Французский этнолог Клод Леви-Стросс и его книга Le Totémisme aujourd'hui («Тотемизм сегодня» [1958]) часто цитируются в этой области.

В 21 веке австралийские антропологи задаются вопросом, в какой степени "тотемизм" может быть распространен даже на разные аборигенные австралийские народы, не говоря уже о других культурах, таких как оджибве от кого изначально произошел термин. Роуз, Джеймс и Ватсон пишут:

Термин «тотем» оказался грубым инструментом. Требуется гораздо больше тонкости, и, опять же, в этом вопросе есть региональные различия.

Литература

Поэты и, в меньшей степени, писатели-фантасты часто используют антропологические концепции, включая антропологическое понимание тотемизма. По этой причине литературная критика часто прибегает к психоаналитическому, антропологическому анализу.

Тотемные столбы

Личный тотем Мохегана вождя, память на мемориальной доске в Норвич, Коннектикут

Тотемные столбы Тихоокеанского Северо-Запада Северной Америки - монументальные столбы геральдики. На них изображено множество различных изображений (медведи, птицы, лягушки, люди и различные сверхъестественные существа и водные существа), которые служат гербами семей или вождей. Они рассказывают истории, принадлежащие этим семьям или вождям, или отмечают особые случаи. Эти рассказы, как известно, читаются снизу вверх.

Австралийские аборигены и жители островов Торресова пролива

Духовные взаимоотношения между австралийскими аборигенами и островитянами Торресова пролива и миром природы часто описываются как тотемы. Многие группы коренных народов возражают против использования импортированного оджибве термина «тотем» для описания ранее существовавшей и независимой практики, хотя другие используют этот термин. Термин «жетон» заменил термин «тотем» в некоторых областях.

В некоторых случаях, таких как Юин в прибрежном Новом Южном Уэльсе, у человека может быть несколько тотемов разных типов ( личный, семейный или клановый, пол, племенной и церемониальный). Лакиньери или кланы Нгарринджери были связаны с одним или двумя тотемами растений или животных, называемыми нгаитджи. Тотемы иногда присоединяются к отношениям часть (например, в случае отношений Вангарр для Йолнгу ).

островитяне Торресова пролива имеют авгуды, обычно переводимые как тотемы. Авгуд может быть kai augud ( «главный тотем») или mugina augud («маленький тотем»).

Ранние антропологи иногда приписывали тотемизм аборигенов и жителей островов Торресова пролива незнанию о деторождении с появлением духовного индивида предков («тотема») в женщину, которая считается причиной беременности (а не оплодотворения ). Джеймс Джордж Фрейзер в книге «Тотемизм и экзогамии» писал, что аборигены «не имеют представления о продолжении рода как о непосредственно связанном с полового акта, и твердо верю, что дети могут рождаться без этого ». Тезис Фрейзера подвергся критике со стороны других антропологов, в том числе Альфреда Рэдклиффа-Брауна в Nature в 1938 году.

См. также

Ссылки

.

Найдите totem в Wiktionary, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:15:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте