Pater familias

редактировать
Самый старый из ныне живущих мужчин в древнеримском доме

pater familias, также обозначаемый как paterfamilias (множественное число patres familias) был главой римской семьи. Pater familias был самым старым живым мужчиной в семье и пользовался автократической властью над своей большой семьей. Термин на латыни означает «отец семейства» или «владелец семейного имения». Форма архаическая на латыни, с сохранением старого родительного падежа, оканчивающегося на -ās (см. латинское склонение ), тогда как в классической латыни нормальным окончанием родительного падежа было -ae. Pater familias всегда должен был быть гражданином Рима.

Римским правом, и традиция (mos majorum ) устанавливала власть pater familias в пределах его собственного сообщества. В римском семейном праве термин «Patria potestas» (лат. «Власть отца») относится к этому понятию. Он обладал юридической привилегией над имуществом семьи и различными уровнями власти над своими иждивенцами: в их число входили его жена и дети, некоторые другие родственники по крови или усыновлению, клиенты, вольноотпущенники и рабы. Тот же самый mos majorum умерил свой авторитет и определил его обязанности перед своей семьей и более широким сообществом. Он был обязан отцом и воспитывать здоровых детей как будущих граждан Рима, поддерживать нравственные нормы и благополучие своей семьи, уважать свой клан и богов предков и послушно участвовать - и, если возможно, служить - в политической жизни Рима., религиозная и общественная жизнь. Фактически, от pater familias ожидалось, что он будет хорошим гражданином. По крайней мере теоретически он обладал властью над жизнью и смертью над каждым членом своей расширенной семьи по древнему праву. На практике крайняя форма этого права использовалась редко. В конечном итоге это было ограничено законом.

Содержание

  • 1 Римская семья
  • 2 Как священник семьи, рода и гения
  • 3 Жена
  • 4 Дети
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Римская семья

Римская семья была задумана как экономическая и юридическая единица или поместье: familia изначально означала группу famuli (servi или крепостных и рабов сельского имения), живущих под одной крышей. Позже это значение расширилось, чтобы указать на семью как основную римскую социальную единицу, которая могла включать domus (дом или дом), но была юридически отлична от нее: семья могла владеть одним или несколько домов. Все члены и свойства семьи подчинялись авторитету pater familias: его правовое, социальное и религиозное положение определяло familia как микрокосм римского государства. В римском праве potestas pater familias был официальным, но отличным от такового для магистратов.

Только римский гражданин обладал статусом pater familias, и в доме мог быть только один обладатель этой должности. Он отвечал за ее благополучие, репутацию, правовую и моральную приличия. Предполагалось, что вся семья будет придерживаться основных принципов и законов Двенадцати таблиц, которые pater familias должны были иллюстрировать, предписывать и, при необходимости, обеспечивать соблюдение, так что в рамках республиканских законов и традиций семьи (mos majorum) даровал ему силы жизни и смерти (vitae necisque potestas). Он также был обязан соблюдать ограничения, налагаемые римскими обычаями и законами на все потесты. Его решения должны быть получены через совет, консультации и согласие внутри семьи, что является решением комитета (консилиума). Семейные консилиумы, вероятно, включали самых старших членов его собственного дома, особенно его жену, и, если необходимо, его сверстников и старших в его расширенном клане (родах).

Закон Августа о мораль брака вобрала в себя традиционные потесты pater familias. Август был не только принцепсом Рима, но и его отцом (pater patriae). Таким образом, он отвечал за всю римскую семью. Для выживания Рима требовалось, чтобы граждане рожали детей. Это нельзя оставлять на усмотрение отдельной совести. Падение рождаемости считалось маркером вырождения и потакания своим слабостям, особенно среди элиты, которая должна была подавать пример. Lex Julia maritandis ordinibus принуждал к вступлению в брак мужчин и женщин в определенных возрастных пределах и повторный брак для разведенных и потерявших близких в определенные сроки. Lex Julia de vulteriis coercendis строго наказывает замужних жен и любых мужей, которые терпят такое поведение. Lex Papia Poppaea расширил и изменил законы, касающиеся смешанных браков между социальными классами и наследования. Послушание было вознаграждено, а исключительный общественный долг приносил освобождение, но диктаторское принуждение было крайне непопулярным и совершенно непрактичным. Позже законы были смягчены в теории и на практике, но императорский quaestio perpetua остался. Его государственные судьи теперь юридически нарушили традиционные права семейного консилиума и pater familias. Принципат демонстрирует четкую тенденцию к размыванию отдельных patria potestas и все большему вторжению государства в юридическую и исполнительную независимость семьи, находящейся под его отцом.

Как священник семьи, рода и гения

Бронзовый гений, изображенный как pater familias (I век нашей эры)

Домашние обязанности pater familias включали его священнические обязанности (sacra familiae) перед его «домашними богами» (лары и пенаты ) и богов его предков рода. Последние были представлены di parentes как наследственные тени ушедших, а также культом гения. Гений интерпретируется как неотъемлемый наследственный дух (или божественная сущность, или душа) и порождающая сила, наполняющая род и каждый из его членов. Как единственный законный глава семьи, происходящей из gens, pater familias воплотили и выразили свой гений через его благочестивое выполнение наследственных обязательств. Таким образом, pater familias несет ответственность за культ гения перед всей его семьей. Он, в свою очередь, наделил своих детей гениальностью и обязанностью sacra familiae - либо по крови, либо по усыновлению.

Римский религиозный закон определял религиозные обряды familia как sacra privata (финансируемые семьей, а не государством.) и «неофициальный» (не обряд государственной должности или магистратуры, хотя государственный понтифик и цензор могут вмешаться, если соблюдение sacra privata было слабым или ненадлежащим). Таким образом, ответственность за финансирование и выполнение sacra privata возлагалась на главу семьи, а не на кого-либо другого. Наряду с соблюдением общих обрядов и праздников (в том числе отмеченных домашними обрядами) каждая семья имела свой собственный уникальный внутренний религиозный календарь, отмечающий формальное принятие детей младшего возраста, достижение совершеннолетия, браки, смерти и захоронения. В сельских поместьях вся семья собиралась, чтобы приносить жертвы богам для защиты и плодородия полей и скота. Все такие праздники и подношения проводились под председательством pater familias.

Жена

Законные potestas pater familias над своей женой зависели от формы брака между ними. В ранней республике жена была «передана» под законный контроль своего мужа в форме брака cum manu (латинское cum manu означает «с рукой»). Если мужчина развелся со своей женой, он должен был вернуть приданое своей жене и ее семье. В поздней республике брак по манусу стал редкостью, и женщина по закону оставалась частью ее биологической семьи.

Женщины, освобожденные от potestas of a pater familias, были независимы по закону (sui iuris), но имели опекуна-мужчину. назначен им. Женщина sui iuris имела право подавать в суд от своего имени, но не могла управлять юридическими делами в интересах других.

Дети

Законы Двенадцати таблиц требовали от pater familias обеспечить, чтобы «явно деформированные» младенцы умерщвлялись. Выживание взрослых с врожденными недостатками, о чем свидетельствует среди элиты частично хромой император Клавдий, демонстрирует, что в этом вопросе был осуществлен личный выбор.

pater familias имел право продавать своих детей в рабство ; Римское право предусматривало, однако, что, если ребенок был продан в рабство трижды, он больше не подпадал под действие patria potestas. Pater familias имел право одобрять или отклонять браки его сыновей и дочерей; однако указ императора Августа предусматривал, что pater familias не могли легкомысленно отказать в этом разрешении.

filii familias (дети в семье) могут включать в себя биологических и приемных детей семьи отца и его братьев и сестер.

Из-за своих расширенных прав (longa manus, буквально «длинная рука»), patres familias также имели ряд дополнительных обязанностей: обязанности по отношению к филиям и рабам, но некоторые из обязанностей не признавались первоначальным ius civile, но только ius gentium, специально предназначенным для иностранцев, или ius honorarium, законом Magistratus, особенно Претор, который появится только в поздний период римского права.

Взрослые филии оставались под властью своего отца и не могли сами получить права семьи отца, пока он был жив. По закону любая собственность, приобретенная отдельными членами семьи (сыновьями, дочерьми или рабами), была приобретена для семейного имения: pater familias имели исключительные права на его распоряжение и исключительную ответственность за последствия, включая личную конфискацию прав и собственности в счет долга. Те, кто жил в своих домашних хозяйствах на момент смерти отца, получили статус pater familias над своими домашними хозяйствами (pater familias sui iuris), даже если они были только подростками. Дети, «освобожденные» отцовской семьей, фактически лишались наследства. Если отец семьи умирал без завещания, его дети имели право на равную долю его имущества. Если оставалось завещание, дети могли оспаривать имение.

Со временем абсолютный авторитет pater familias ослаб, и права, которые теоретически существовали, больше не соблюдались и на них не настаивали. Власть над жизнью и смертью была отменена, право наказания было ограничено, а торговля детьми была ограничена случаями крайней необходимости. При императоре Адриане отец, убивший его сына, был лишен гражданства и всех связанных с ним прав, его имущество было конфисковано и было навсегда изгнано.

См. Также

Ссылки

Источники

  • Берд, М., Прайс, С., Норт, Дж., Религии Рима: Том 1, история, иллюстрированный, Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-31682-0
  • Берд, М., Прайс, С., Норт, Дж., Религии Рима: Том 2, справочник, иллюстрированный, Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-45646-0
  • Фрайер, Брюс У., Макгинн, Томас А.Дж. и Лидов, Джоэл, Сборник примеров римского семейного права, Oxford University Press (американская Филологическая ассоциация), 2004. ISBN 978-0-19-516186-1
  • Паркин, Тим и Помрой, Артур, Римская социальная история, Справочник, Routledge, 2007. ISBN 978-0-415-42675-6
  • Севери, Бет, Август и семья при рождении Римской империи, Рутледж, 2003. ISBN 0–415 -30959-X

Внешние ссылки

  • Портал Древнего Рима
Последняя правка сделана 2021-06-01 04:51:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте