Анито

редактировать
Духи предков, духи природы и божества (дивата) в коренных анимистических религиях доколониальных Филиппин Разное Игорот булул с изображением духов предков (ок. 1900) резные фигурки Таотао, продаваемые в сувенирном магазине на острове Сикихор

Анито, также пишется аниту, относится к духам предков, природным духам и божествам в коренных филиппинских народных религиях с доколониальной эпохи до наших дней, хотя сам термин может иметь другие значения и ассоциации в зависимости от филиппинской этнической группы. Это также может относиться к резным гуманоидным фигурам, таотао, сделанным из дерева, камня или слоновой кости, которые представляют этих духов. Анито (термин, который преимущественно используется на Лусоне) также иногда известен как дивата в определенных этнических группах (особенно у висайцев) - это санскритское происхождение, заимствованное из Индосферы западные части Малайского архипелага.

Pag-anito относится к сеансу, часто сопровождающемуся другими ритуалами или праздниками, в котором шаман (Висаян : бабайлан, тагалог : каталонан) действует как медиум для прямого общения с духами. Когда специально задействован природный дух или божество, ритуал называется пагдивата . Акт поклонения или религиозное жертвоприношение духу также иногда называют анито.

Вера в анито иногда упоминается как анитизм в научных кругах. литература (испанский: anitismo или anitería).

Содержание
  • 1 Духи
    • 1.1 Духи-предки
    • 1.2 Природные духи и божества
  • 2 Религиозные объекты и места
    • 2.1 Фигуры Даотао
    • 2.2 Святыни, алтари и священные места
    • 2.3 Духовные животные
  • 3 Ритуалы и шаманы
  • 4 Исторические свидетельства
  • 5 В массовой культуре
    • 5.1 Фестивали
    • 5.2 Кино и телевидение
    • 5.3 Игры
    • 5.4 Литература
    • 5.5 Музыка
  • 6 Примечания
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Духи

Древние филиппинцы были анимистами. Они считали, что все имеет дух, от камней и деревьев до животных и людей природных явлений. Эти духи вместе известны как анито, происходящие от прото-малайо-полинезийских * qanitu и протоавстронезийских * qaNiCu («дух мертвых»). Родственники в других австронезийских культурах включают микронезийцев анити, малазийцев и индонезийцев ханту или antu, Nage nitu, и полинезийский aitu и atua. А также Тао анито, Тайвоан алид, Седик и Атаял утукс, Бунун ханиту или ханиду, и Цоу хику среди тайваньских аборигенов. Анито можно разделить на две основные категории: духи-предки (нинуно) и божества и духи природы (дивата).

духи-предки

неолит Погребальный кувшин Манунггула из пещер Табон, Палаван, изображает душу и психопомп, путешествующих в духовный мир на лодке (ок.. 890–710 до н.э. )

Ninunò (букв. «Предок») может быть духами настоящих предков или обобщенными духами-хранителями семьи. Древние филиппинцы считали, что после смерти душа (Visayan: kalag; Тагалог: kaluluwa) человек путешествует в духовный мир, обычно на лодке.

Мананг вырезал изображения домашних духов-хранителей из народа мандаи

находиться в нескольких местах в духовном мире, различающихся у разных этнических групп. В какое место попадают души, зависит от того, как они умерли, от возраста на момент смерти или от поведения человека при жизни. Не существовало концепции рая или ада до введения русские христианства и ислама ; скорее, духовный мир обычно изображается как потусторонний, существующий рядом с материальным миром. Души воссоединяются с умершими родственниками в духовном мире и ведут нормальную жизнь в духовном мире, как и в материальном мире. В некоторых случаях души злых людей проходят покаяние и очищение, прежде чем им будет предоставлен вход в определенное духовное царство. Души в конечном итоге перевоплотятся после определенного периода времени в духовном мире.

Души в духовном мире все еще сохраняют определенную степень влияния в материальном мире, и наоборот. Pag-anito может использоваться для вызова добрых духов предков для защиты, заступничества (калара или калда) или совета. Духи-предки, которые становятся заступниками божеств, известны как пинтакаси или питулон. Мстительные духи мертвых могут проявляться в виде привидений или призраков (богомолов) и причинять вред живым людям. Pag-anito можно использовать, чтобы успокоить или прогнать их. Духи-предки также играли важную роль во время болезни или смерти, так как считалось, что именно они вызывают душу в духовный мир, направляют душу (психопомп ) или встречают душу по прибытии.

Духи предков также известны как каладин среди игорот ; тононг среди Магинданао и Маранао ; умбох среди Сама-Баджау ; nunò или umalagad у тагалогов и висайцев; ноно среди биколано; умагад или умайад среди манобо ; и тиладманин среди Тагбанва.

Природные духи и божества

Золотая статуэтка анито народа игорот из шахт Суйока, Манкаян, Бенгет (1909 г.)

Духи, которые никогда не были людьми, в некоторых этнических группах различаются как дивата. Эти духи могут варьироваться от простых духов, таких как дивата определенного неодушевленного объекта, растения, животного или места, до божеств, олицетворяющих абстрактные концепции и природные явления, до божеств, которые являются частью реального пантеон. Они также известны как девату, дивата, дувата, рувата, дева, двата, дийа и т. Д. На различных филиппинских языках; все они произошли от санскрита девата (देवता) или дева (देव), что означает «божество». Эти имена являются результатом синкретизации с индуистскими - буддийскими верованиями из-за косвенного культурного обмена (через Шривиджая и Маджапахит ) между Филиппинами и Южной Азией.

Однако то, что считается диватой, зависит от этнической группы. В некоторых этнических группах, таких как б'лаан, куйонон висайцы и тагалог, дивата относится к высшему существу в их пантеоне, и в этом случае для нечеловеческих духов используются разные термины.

Как и в духах предков, дивата упоминается в вежливых титулах родства при прямом обращении, например апо («старейшина») или нуно («дедушка и бабушка»).

Существует три основных типа нечеловеческих духов. Первые - это духи окружающей среды или природы, «привязанные» к определенному месту или природному явлению (аналогично genii loci ). Они «владеют» местами и понятиями, такими как сельскохозяйственные поля, леса, скалы, моря, ветры, молнии или царства в духовном мире. Некоторые были также «хранителями» или тотемами различных животных и растений. У них есть бесчеловечные и абстрактные качества, отражающие их особые владения. Обычно они не появляются в человеческом обличье и обычно не имеют пола или андрогинны. Они редко занимаются человеческими делами. Ритуалы с участием этих духов почти всегда проводятся на открытом воздухе.

Второй тип духов - это «освобожденные» духи, которые существуют независимо. Они появляются в виде животных (обычно в виде птиц) или человекоподобных форм, имеют различие по полу и имеют личные имена. Они больше всего похожи на фей европейского фольклора. Это самые распространенные типы духов, которые становятся абьянами (духовными наставниками бабайлана), поскольку они наиболее «общительны» и могут проявлять интерес к человеческой деятельности. Эти духи обычно упоминаются как engkanto (от испанского encanto) в современном филиппинском фольклоре. В отличие от «связанных» духов, эти духи могут быть приглашены в человеческие дома, и их ритуалы могут проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.

Ато, бог плодородия народа бонтов

Последний класс злобных духов или демонов, а также сверхъестественных существ, обычно вместе известных как асван, ява или мангалос (также мангалок, мангангалек или магалос) среди тагалогов и вишайцев. Существует множество видов асван с особыми способностями, поведением или внешним видом. Примеры включают sigbin, wakwak, tiyanak и manananggal. Первые две категории диваты также могут быть недоброжелательными, а третью категорию отличает то, что к ним нельзя призывать подношения, и они совершенно безжалостны. Большинство практик, связанных с ними, заключается в их отражении, изгнании или уничтожении. К ним никогда не обращаются и не поклоняются в религиозных ритуалах.

О дивате редко говорят открыто из-за боязни привлечь их внимание. Вместо этого они упоминаются с помощью эвфемизмов, таких как «те, кто не похож на нас» (Visayan: dili ingon nato) или различных имен, таких как банваанон или тага-банва, которые буквально переводятся как «обитатель места». Среди тагалогов нечеловеческие природные духи также эвфемистически называются ламанглупа («[обитатели] недр земли») или ламангдагат («[обитатели] глубин моря»), в зависимости от их владения. 221>

Дивата существует как в материальном, так и в духовном мире. Они могут быть бесформенными или иметь материальное тело. Они также могут овладеть телом через одержимость духом (висаян: хола, хулак, тагдуг или саоб; тагальский: саниб), способность, необходимая для сеансов в паг-анито. Считается, что они способны изменять облик (baliw или baylo), становиться невидимыми или создавать видения или иллюзии (anino или landung, букв. «Тень»). Однако их полномочия ограничены их конкретной областью. Например, лесная дивата не имеет власти над морем. Большинство из них обычно доброжелательны или капризно нейтральны, хотя они могут причинить несчастья и болезни, если их рассердят, не уважают или по ошибке встретят. Другие общие характеристики диваты - то, что они воспринимаются как невидимое «холодное» присутствие (в отличие от «теплого» человеческого духа); что они не оставляют следов (в отличие от человеческих духов); и что они чувствуют мир и «едят» посредством обоняния. Дивата, который принимает человеческий облик, считается бледнокожим, и его можно отличить от человека по отсутствию желобка на верхней губе.

Ифугао хоганга в банауэ-рисе Террасы, духи-хранители, вырезанные из стволов древовидного папоротника, обычно размещаемые вдоль тропинок и на окраинах деревень

Дивата часто изображается как появляющиеся для ничего не подозревающих людей в человеческом или животном обличье, иногда причиняя непреднамеренный вред. Они также могут намеренно разыгрывать смертных, например, соблазнять или уводить красивых мужчин и женщин в мир духов. Считается, что некоторые места принадлежат дивате или являются границами с миром духов. Обычно их избегают или заходят в них только с осторожностью, особенно во время сумерек, когда считается, что дивата перешла из духовного мира в материальный. Вред или заболевание, вызванное диватой, на Висаяне называется буяг, а на тагальском - усог. Людей, пострадавших в результате взаимодействия с диватой, эвфемистически описывают как тех, кого «приветствовали» (вишаян: гибати, тагальский: набати) или «играли с» (вишайан гидулаан, тагальский: напагларуан или накатуваан) дивата. Чтобы ненароком не рассердить дивату, филиппинцы выполняют обычное pasintabi sa nuno («уважительно извиняясь или спрашивая разрешения у предков на передачу»). Это делается путем произнесения фраз «тао по» («человек [проходит], старейшина»), «таби по» или «таби апо» («с вашего позволения, старейшина») при прохождении места, которое считается населенным. дивата.

Дивата также считается способным спариваться с людьми. Люди, рожденные с врожденными нарушениями (такими как альбинизм или синдактилия ) или демонстрируют необычную красоту или поведение, согласно местным суевериям, это дети диваты, которые соблазняли (а иногда и насиловали) своих матерей.

В период Испании дивата синкретизировали с эльфы и феи в европейской мифологии и фольклоре, им давали такие имена, как дуэнде (гоблин или карлик), encantador или encanto (" заклинание [заклинатель] "), хечицеро (" колдун "), сирена (" русалка ") или малигно (" злой [дух] "). В исламизированные этнические группы на Филиппинах, этих духов природы обычно называют джинн или сайтан из-за влияния Исламская мифология.

Религиозные предметы и места

Фигурки Таотао

Булул XV века с памаханом (церемониальной чашей) в Лувре

Духов предков обычно изображали цифры. Они были известны как таотао («маленький человек», также таотаохан, латаво, тинатао или татао), бата-бата («маленький ребенок»), ладау («образ» или «подобие»; также ларав, ладаванг, лагдонг или лараван) или лиха («творение»; также лихак) на большей части Филиппин. Другие названия включают булул (также булол или бул-уль) среди Ифугао ; тинагтаггу (также тинаттаггу) среди канканаей и Тували Ифугао; лаблаббон среди итнег ; Манауг среди Лумада ; и тагно среди Биколанос. Среди тагалогов таотао также иногда называли ламбана («алтарь» или «священное место»), по месту, в котором они обычно хранятся.

игорот хипаг с изображением боевых божеств (ок. 1900)

Даотао обычно представляли собой строгие фигурки, вырезанные из дерева, камня или слоновой кости. Некоторые таоатао, с которыми сталкивались испанцы, были сделаны из драгоценных металлов или украшены золотом и украшениями, но они были очень редкими. Даотао почти всегда изображались в позе на корточках со скрещенными руками на коленях, что напоминает позу плода, повседневную позу для разговора и положение тела во время смерти. среди древних филиппинцев. Некоторые фигуры, однако, изображены стоящими или занимающимися повседневными делами, такими как танцы, измельчение риса или кормление грудью младенцев.

Балауа, большой дом духа, используемый для общественных ритуалов анито среди итнегов. люди (1922)

Большинство даотао представляют собой реальных умерших людей, обычно вырезанных общиной на их похоронах. Таким образом, в одной деревне могут быть сотни таотао, некоторым из них столетия.

Салако (слева) и палаан (справа) церемониальные алтари среди итнегов людей (1922)

В очень редких случаях дивата может быть изображена как таотао в антропоморфной форме, как химеры или легендарные существа, или как животные. К ним относятся особый класс фигур, называемых хипагами у игорот, которые изображают боевых божеств, а также кинабигат (резные столбы для домов) и хоганг (резные столбы из папоротника, используемые в качестве пограничных знаков и защиты от вреда). Однако, как правило, дивата обычно не изображается как таотао или какими-либо искусственными изображениями.

Даотао по своей сути не были священными. Они были олицетворением духов, а не самими духами. Они стали священными только во время их использования в ритуале паганито. Без духа, который они представляют, с ними обращаются как с обыденными резными кусками дерева или скульптурным камнем. Анонимный автор Relacion de la conquista de la isla de Luzón 1572 года описывает ритуалы pag-anito тагальского народа как таковые:

Когда какой-либо вождь болен, он приглашает своих родственников и приказывает приготовленная еда, состоящая из рыбы, мяса и вина. Когда все гости собираются и накрывается пир на нескольких тарелках на земле внутри дома, они тоже садятся на землю, чтобы есть. В разгар праздника (на их языке называемого манганито или байлан ) они помещают идола по имени Батала и некоторых престарелых женщин, которых считают жрицами, и некоторых пожилых индейцев - ни то, ни другое. более или менее. Они предлагают идолу часть пищи, которую едят, и взывают к нему на своем языке, молясь ему о здоровье больного, для которого устраивается пир. У коренных жителей этих островов нет ни алтарей, ни храмов. Это манганито, или пьяное веселье, если лучше назвать его, длится обычно семь или восемь дней; и когда он закончен, они берут идолов и кладут их в углы дома, и хранят их там, не проявляя к ним никакого почтения.

Несмотря на это, очень старые даотао, передаваемые из поколения в поколение, ценятся как семейные реликвии. У игорот части таотао также можно отколоть и варить в лечебный чай.

Даотао обычно хранились в углах или на небольших полках внутри домов или зернохранилищ. Испанские миссионеры записали, что таотао присутствовали в каждом филиппинском доме, независимо от его бедности.

Когда испанские миссионеры прибыли на Филиппины, слово «анито» стало ассоциироваться с этими физическими изображениями духов, которые занимали видное место в ритуалы паг-анито. Во время американского господства на Филиппинах (1898–1946) значение испанского слова idolo («вещь, которой поклоняются») было далее объединено с английским словом «кумир ". Таким образом, в современном филиппинском языке анито стало обозначать почти исключительно вырезанные фигуры таотао, а не самих духов.

Святыни, алтари и священные области

Дивата Считается, что это 400-летнее дерево балете в Лази, Сикихор с естественным источником между его корнями

Древние филиппинцы и филиппинцы, которые продолжают придерживаются коренных филиппинских народных религий, как правило, не имеют так называемых «храмов» поклонения в контексте, известном иностранным культурам. Однако у них есть священные святыни, которые также называются домами духов. Они могут варьироваться по размеру от небольших крытых платформ до структур, похожих на небольшой дом (но без стен), до храмов, похожих на пагоды, особенно на юге, где ранние мечети также моделировались таким же образом. Эти святыни были известны по-разному, в зависимости от принадлежности к этнической группе. Их также можно использовать как места для хранения таотао и шкатулок предков. Среди биколано таотао также хранились в священных пещерах, называемых муог.

Во время некоторых церемоний анито почитаются через временные алтари возле священных мест. Они назывались латанган или лантайан на висаянском языке и дамбана или ламбана на тагальском языке. Эти алтари из бамбука или ротанга идентичны по базовой конструкции на большей части Филиппин. Это были либо небольшие платформы без крыши, либо стоячие шесты с расщепленными кончиками (как факел тики ). Они держали половинки кокосовой скорлупы, металлические тарелки или банки с мартабаном в качестве сосудов для подношений. Иногда на этих платформах могут быть размещены даотао.

Другие типы священных мест или объектов поклонения дивате включают материальное проявление их царств. Наиболее почитаемыми были деревья балете (также называемые нонок, нунук, нонок и т. Д.) И муравейники или термитники (пунсо). Другие примеры включают горы, водопады, рощи деревьев, рифы и пещеры.

Духовные животные

Бакунава навершие из висаянского меча

Некоторым животным вроде крокодилов, змей, варанов, токайских гекконов и различных птиц также почитали как слуг или проявлений диваты, или как самих могущественных духов. Сюда входят легендарные существа, такие как дракон или змей

Последняя правка сделана 2021-06-11 15:53:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте