Народ бунун

редактировать
Бунун. 布農
953, Тайвань, 台東縣 延平 鄉 桃源村 - Panoramio (11).jpg
Общая численность населения
59 655 (2020)
Регионы со значительным населением
Тайвань
Языки
бунун, мандарин
религия
анимизм, христианство
родственные этнические группы
тайваньские аборигены

бунун (китайский : 布農 ; пиньинь : Bùnóng), также исторически известные как фонум, являются коренным народом Тайваня и наиболее известны своей утонченной полифоническая вокальная музыка. Они говорят на языке бунун. В отличие от других коренных народов Тайваня, бунун широко рассеяны по центральным горным хребтам острова. В 2000 году число Бунун составляло 41 038 человек. Это было примерно 8% от общей численности коренного населения Тайваня, что делало их четвертой по величине группой коренного населения. У них есть пять различных общин: Такбунуаз, Такитудух, Такибака, Такиватан и Исбукун.

Содержание

  • 1 Гаплогруппа ДНК Y-хромосомы
  • 2 История
  • 3 Культура
  • 4 Фестиваль ушей
  • 5 Известные народы бунун
  • 6 Туристические достопримечательности
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Гаплогруппа ДНК Y-хромосомы

Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году, Y-ДНК людей Bunun принадлежит в основном к гаплогруппе O1a2- M50 (34/56 = 60,7%) или гаплогруппа O2a1a-M88 (21/56 = 37,5%) с единственным представителем гаплогруппы P * -M45 (xQ-M242, R-M207) (1/56 = 1,8%). Гаплогруппа O-M88 редко встречается среди других коренных народов Тайваня и его окрестностей, чаще встречается среди населения юго-западного Китая и северных частей материковой части Юго-Восточной Азии, таких как тайские народы и вьетнамский.

История

Бунун в 1900 году. Фотография Тории Рюзо.

До прихода христианских миссионеров в начале 20-го века бунун были известны как жестокие воины и хедхантеры. Бунун были одним из «высокогорных народов» (наряду с атаялами и тароко ), которые традиционно жили небольшими семейными единицами в Центральном горном хребте Тайваня и были враждебны всем посторонние, будь то китайские иммигранты или окружающие коренные народы. В то время как большинство других аборигенов вели оседлый образ жизни и, как правило, жили в низинах, бунун вместе с атаялом и тароко постоянно перемещались по Центральному горному хребту Тайваня в поисках новых охотничьи угодья и занятия подсечно-огневым земледелием. Основными продуктами питания для них были просо, батат и дичь.

Тайвань в 1901 году, когда бунун обозначен как «группа фонум».

Во время японского правления (1895–1945) бунун были одними из последних народов, которых «усмирили» Японское правительство в резиденции. После начального периода ожесточенного сопротивления они были вынуждены спуститься с гор и сконцентрировались в нескольких низинных деревнях, разбросанных по всему острову. В результате семья стала менее важной, и жизнь сосредоточилась на отдельных деревенских единицах. Японское правительство ограничило практику охоты (в основном, чтобы контролировать использование огнестрельного оружия) и ввело выращивание влажного риса. Аборигены бунун под предводительством вождя [чж ] (lāhè · āléi) вели партизанскую войну против японцев в течение двадцати лет. Восстание Рахо Ари вспыхнуло, когда в 1914 году японцы применили политику контроля над огнестрельным оружием против аборигенов, когда их винтовки конфисковывались в полицейских участках после завершения охотничьих экспедиций. [zh ] началось в Дафэне, когда в 1915 году клан Рахо Ари убил взвод полиции. Поселение с 266 людьми под названием Тамахо было создано Рахо Ари и его последователями недалеко от истока реки Лаононг и привлекло внимание больше повстанцев Бунун на их сторону. Рахо Ари и его последователи ловили пули и пистолеты и убивали японцев в неоднократных рейдах с применением ударов и бега против японских полицейских участков, проникая через японскую «охрану» электрифицированных заграждений и полицейских участков, когда им было угодно. Многие бунун были наняты в качестве местных полицейских, а во время Второй мировой войны в японской армии были полки бунун.

На протяжении ХХ века несколько волн миссионеров различных конфессий распространились по Тайваню. Они пользовались особенным успехом у коренных жителей острова, и после последней миссионерской волны 1940-х годов, зародившейся в Японии, большинство аборигенов обратились в христианство. Сегодня большинство бунун принадлежат либо к католической церкви, либо к местной пресвитерианской церкви.

. После прихода китайских националистов гоминьдана в октябре 1945 год, для коренного населения начались тяжелые дни. Политика националистического правительства «один язык, одна культура» запрещала использование любого языка, кроме стандартного мандаринского, для официального использования, а также в повседневной жизни, а культуры коренных народов систематически подвергались дискриминации и поощрялись к ассимилироваться в основной культуре. Культура бунун была разрушена совместным давлением их новой веры, а также государственной политикой китаизации. Ситуация улучшилась только недавно, после двух десятилетий демократических реформ.

Культура

Памятник Бунун в городке Синьи

Согласно легенде Бунун, в давние времена два солнца сияли земля и сделала ее невыносимо горячей. Отец и сын перенесли множество невзгод и в конце концов сбили одно из солнц, которое затем стало луной. В своем гневе Луна потребовала, чтобы отец и сын вернулись к своему народу, чтобы сказать им, что отныне они должны подчиняться трем заповедям, иначе им грозит уничтожение. Первая заключалась в том, что они должны были постоянно наблюдать прибывающую и убывающую луну и проводить все ритуалы и работать в соответствии с ее ритмом. Вторая заповедь гласила, что все бунун должны были проводить ритуалы на протяжении всей своей жизни, чтобы почтить духов неба и земли. Третья заповедь говорила им о запретном поведении и заставляла их стать упорядоченными и мирными людьми.

В одном из вариантов рассказа рассказывается, что давным-давно мать и отец вышли работать в поле и взяли с собой новорожденного сына. Во время работы они положили ребенка в корзину на краю поля, и целый день он пролежал под невыносимым жаром двух солнц. Когда родители вернулись ближе к вечеру, они обнаружили, что их сын полностью высох и превратился в черную ящерицу. Пораженный горем, отец взял лук и сбил одно из солнц.

Эта история иллюстрирует важность неба в традиционной религии бунун анимистической религии. Бунун предполагали, что мир, в котором они жили, был полон сверхъестественных существ (каниту ), которые часто ассоциировались с определенными местами (деревьями, камнями и т. Д.). Важным локусом сверхъестественной силы было небо (диханин / диханин). Все сверхъестественные силы, по-видимому, носили довольно абстрактный характер, и поэтому не совсем ясно, было ли небо богом или просто местом, в котором жили все виды духов.

Несомненно, однако, что Луна считалась одним из главных духов, и почти все действия в повседневной жизни должны были соответствовать лунному календарю. Это могло зайти очень далеко, например, в определенный лунный месяц женщинам было запрещено мыться. Бунун - единственный аборигенный народ Тайваня, который разработал примитивную форму письма для записи лунных циклов и их отношения к важным событиям, таким как сбор урожая или забой свиней.

ножи бунун.

Рецепты, связанные с лунным календарем, являются частью более крупной системы предписаний и табу, которые управляли всеми аспектами жизни бунун. Многие из них имели ритуальный характер, и все они были частью возрастной иерархии, в которой требовалось абсолютное подчинение старшим. Например, чтобы определить, может ли человек пойти на охоту, он должен был дождаться, пока одному из старейшин приснится вещий сон (матибахи). Если сон был хорошим, он мог пойти на охоту. Дурной сон указывал на то, что с охотником случится большая беда, если он пойдет в лес, и старейшины запретят ему идти. Большинство этих правил вышли из употребления после прихода христианства (которое заклеймило их как суеверие), но современное общество бунун по-прежнему сохраняет ряд социальных ритуалов и по-прежнему налагает на детей строгие обязательства вести себя уважительно и послушно. по отношению ко всем, кто старше их.

Pasibutbut - песня фестиваля Bunun Sowing, исполняемая полифонически в четырехчастной гармонии (общие 8 гетерофонических голосов, обычно 5-12 гетерофонических голосов). Тайваньский композитор Цзинь Фонг Ян 楊金峯 проанализировал структуру этой песни. Японский музыковед Такатомо Куросава (黑 澤隆 朝) записал запись с музыкантами бунун в 1943 году.

История происхождения тенденции народа бунун жить в горных районах была рассказана женой генерального консула США в Иокогаме. следующим образом:

Согласно легенде племени, группа Вонум, состоящая из горных дикарей Формозы, жила на равнинах, пока на них не постигла беда, вызвавшая разрушительный потоп. С наводнением прибыла огромная змея, которая плыла по бурным водам к терроризируемым людям. Своим избавлением от огромной змеи они обязаны своевременному появлению чудовищного краба, которому после ужасной битвы удалось убить рептилию. - Алиса Баллантайн Кирьяссофф, март 1920 г.

Фестиваль выстрелов в уши

Фестиваль выстрелов в уши - это мужской обряд посвящения в культуру бунун. Фестиваль обычно проводится с марта по апрель, и женщинам по традиции не разрешается посещать его. Перед фестивалем каждый взрослый мужчина отправлялся в горы на охоту. После успешной охоты мужчины возвращались домой и подвешивали туши на деревянных каркасах, чтобы мальчики могли стрелять в мертвых животных. Те, кто умел стрелять в ухо оленя, считались особенно талантливыми из-за его небольшого размера. После этого ритуала участвующие мальчики считались взрослыми и с тех пор могли присоединиться к своим братьям и отцам в охоте.

В связи с изменением современного образа жизни в обществе бунун фестиваль стрельбы по ушам стал больше похож на ритуальное представление; хотя меткая стрельба и навыки охоты, которым обучают на фестивале, больше не актуальны, мероприятие по-прежнему считается полезным, поскольку учит уважению к старейшинам и сообществу в целом.

Известные люди бунун

Туристические достопримечательности

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с народом бунун.
Последняя правка сделана 2021-05-13 05:27:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте