Люди игорот

редактировать
Игорот
PHIL2770a.jpg Группа пожилых игоротов.
Общая численность населения
1,500,000
Регионы с большой численностью населения
Филиппины. (Административный район Кордильеры, Регион Илокос, Долина Кагаян )
Языки
Бонток, Илокано, Итнег, Ибалои, Иснаг, Канканаей, Калангуя, филиппинец, английский
Религия
Язычество, Анимизм, Христианство (Римский католицизм, Епископство, другие протестантские секты)

игорот (тагалог для «горца») - это представители различных этнических групп в горах северного Лусона, Филиппин, все из которых сохраняют или сохраняли до недавнего времени свою традиционную религию и образ жизни. Некоторые живут в тропических лесах предгорий, но большинство из них - на пересеченных лугах и в зонах сосновых лесов выше. В начале 21 века игорот насчитывала около 1,5 миллиона человек. Их языки принадлежат северной подгруппе Лусона филиппинских языков, которые принадлежат к австронезийской (малайско-полинезийской) семье.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Этнические группы Кордильер
    • 2.1 Бонток
    • 2.2 Ибалои
    • 2.3 Ифугао
    • 2.4 Иснег
    • 2.5 Калинга
    • 2.6 Канканай
      • 2.6.1 «Жесткий» и «мягкий» канканай
  • 3 Этнические группы по лингвистической классификации
  • 4 История
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Этимология

От корня слова «голот», что означает «гора», «иголот» означает «люди с гор» (тагальский: «альпинист»), ссылка на любую из различных этнических групп в горах северного Лусона. Их языки принадлежат северной подгруппе Лусона филиппинских языков, которые принадлежат к австронезийской (малайско-полинезийской) семье.

эндонимы Ифугао или Ипугау (также означающие «горцы») чаще используются самими игоротами, поскольку игорот считается некоторыми как слегка уничижительные, за исключением ибалоев.

этнических групп Кордильер

рисовых террас Банауэ

Игоротов можно условно разделить на две общие подгруппы: большая группа живет на юге, центральные и западные районы, и очень искусно выращивает рис -террас земледелие ; меньшая группа живет на востоке и севере. До испанской колонизации островов народы, теперь включенные в этот термин, не считали себя принадлежащими к одной сплоченной этнической группе.

Их можно подразделить на пять этнолингвистических групп: бонток, ибалои, Иснаг (или Иснег / Апаяо), Калинга и Канканай.

Бонток

Женщина-бонток со змеиным скелетом в волосах. Скелеты служат амулетом от молнии. Бонток (ок. 1903)

Бонток живут на берегах реки Чико в Центральной горной провинции на острове Лусон. Они говорят на бонток и илокано. Раньше они охотились за головами и имели отличительные татуировки на теле. Бонток описывает три типа татуировок: чак-лаг ', татуированная грудь человека, берущего голову; понг'-о, татуированные руки мужчин и женщин; и fa'-tĕk для всех остальных татуировок обоих полов. Татуировки у женщин были только на руках.

В прошлом Бонток не участвовал в обычных развлечениях или азартных играх, практикуемых в других частях страны, но исполнял круговой ритмический танец, разыгрывая определенные аспекты охоты, всегда сопровождаемый ганг'-са или бронзовый гонг. Во время танцевальной драмы не было ни пения, ни разговоров, но женщины принимали участие, обычно за пределами окружности. Это было серьезное, но радостное мероприятие для всех, в том числе для детей. Современные бонтоки - мирные земледельцы, которые по своему выбору сохранили большую часть своей традиционной культуры, несмотря на частые контакты с другими группами.

Традиционный ритуал Бонтока во время бодрствования со стулом смерти.

Дохристианская система верований Бонтока основана на иерархии духов, высшим из которых является верховное божество по имени Intutungcho, чей сын, Люмавиг, спустился с неба (чайя) жениться на девушке Бонток. Люмавиг обучал бонтов их искусству и навыкам, включая орошение их земель. Бонтоки также верят в анито, духов мертвых, которые вездесущи и нуждаются в постоянном утешении. Любой может призвать анито, но провидец (инсуп-ок) заступается, когда кто-то заболевает злыми духами.

Традиционный Бонток дом, 1903 г. Бейл-дом народа игорот с его скелетами.

Социальная структура Бонтока была сосредоточена вокруг сельских районов (ато), содержащих от 14 до 50 домов. Традиционно юноши и девушки жили в общежитиях и питались вместе со своими семьями. Это постепенно изменилось с приходом христианства. В целом, однако, можно сказать, что все бонтоки хорошо осведомлены о своем собственном образе жизни и не слишком стремятся к переменам.

Ибалои

Ибалои (также Ибалои, Ибалуй, Набалой, Инавидой, Инибалой, Ивадой) и Калангуя (также Каллахан и Икалахан) являются одним из коренных народов Филиппины, которые живут в основном в южной части Бенге, расположенной в Кордильерах на севере Лусона, и Нуэва-Бискайя в регионе долины Кагаян. Традиционно они были аграрным обществом. Многие из народов Ибалои и Калангуя продолжают заниматься сельским хозяйством и выращивать рис.

Их родной язык принадлежит малайско-полинезийской ветви австронезийской языковой семьи и тесно связан с пангасинанским языком, на котором в основном говорят в провинции Пангасинан, расположенной к юго-западу от Бенгета.

Багио, главный город Кордильер, известный как «Летняя столица Филиппин», расположен на юге Бенгета.

Самый большой праздник Ибалоев - Пешит или Педит, общественный праздник, спонсируемый в основном людьми престижа и богатства. Пешит может длиться неделями и включает в себя убийство и принесение в жертву десятков животных.

Один из самых популярных танцев ибалоев - бендиан, массовый танец, в котором участвуют сотни танцоров мужского и женского пола. Первоначально танец победы во время войны, он превратился в праздничный танец. Он используется в качестве развлечения (ад-адивай) на пирах каньяо, устраиваемых богатым классом (бакнанг).

Ифугао

Мужчина Ифугао из Банауэ

Ифугао - это люди, населяющие провинцию Ифугао. Они происходят из муниципалитетов Лагаве (столица), Агинальдо, Альфонсо Листа, Асипуло, Банауэ, Хингьон, Хунгдуан, Кианган, Ламут, Майояо и Тинок.

Термин «Ифугао» происходит от «ипуго», что означает «земные люди», «смертные» или «люди», в отличие от духов и божеств. Это также означает «с холма», поскольку пуго означает холм. Провинция Ифугао в юго-восточной части региона Кордильеры наиболее известна своими знаменитыми рисовыми террасами Банауэ, которые в наше время стали одной из главных туристических достопримечательностей Филиппин и одним из восьми чудес света. мир.

Традиционно ифугао строят свои типичные дома (тюки), состоящие из одной комнаты, построенные на 4 деревянных столбах на высоте 3 метров от земли. Для входной двери (панто) имеется съемная лестница (тетэ). Хижины - это временные постройки. Рисовые зернохранилища, защищенные деревянным идолом (булул), называются алангом.

Помимо рисовых террас, ифугао, говорящие на четырех различных диалектах, известны своими богатыми устными литературными традициями худхуд и алим. Из-за изолированности местности ифугао обычно говорят на английском и илокано в качестве альтернативы родному языку. Большинство ифугао свободно говорят на филиппинском / тагальском языках.

Самым престижным праздником Ифугао является хагаби, спонсируемый элитой (кадангян); и uyauy, свадебный пир, спонсируемый теми, кто находится непосредственно ниже самых богатых (inmuy-ya-uy). Средний класс - это тагу, а бедняки - наветвоты.

Алим и Худхуд Устные традиции Ифугао из Ифугао жителей Административного района Кордильеры в Лусон остров Филиппины. В 2001 году худхуд песнопения Ифугао был выбран в качестве одного из 11 шедевров устного и нематериального наследия человечества. Затем он был официально внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2008 году.

Иснег

Женщина-иснег.

Иснаг, также Иснег или Апаяо, живут в северо-западной части северного Лусона, в верхняя половина провинции Кордильеры Апаяо. Термин «иснег» происходит от слова «итнег», что означает обитателей реки Тинег . Апаяо происходит от боевого клича Ма-ап-ай-ао, когда их руки быстро закрывают рот. Они также могут называть себя Имандайей, если они живут выше по течению, или Ималлодом, если они живут ниже по течению. Муниципалитеты в области Иснег включают Пудтол, Кабугао, Каланасан, Флора, Коннер, Штат. Марсела и Луна. Две основные речные системы, река Абулог и река Апаяо, протекают через страну Иснаг.

Кувшины баси наполовину погребены в земля внутри небольшого сарая, abulor, построенного из 4 столбов и сарая. Этот обидчик находится на открытом пространстве, линонг или сидонг, под их домами (балай). Они выращивают рис на возвышенностях, одновременно занимаясь земледелием и рыбной ловлей.

Сай-ам был важной церемонией после успешной охоты за головами или других важных событий, которую устраивали богатые и продолжались от одного до пяти дней или более. Праздник отмечается танцами, пением, едой и питьем, и иснеги носят свои лучшие одежды. Шаман, Анитуван, молится духу Гатану перед принесением в жертву первой собаки, если человеческая голова не была взята и не принесена в жертву священному дереву Аммадинган. В последний день кокосовый орех раскалывают в честь опекуна, охотника за головами, Англаббанга. Пилдап - аналог этого слова, но принимается бедняками. Обращение в христианство выросло после 1920 года, и сегодня иснеги разделены по своим религиозным убеждениям, причем некоторые из них все еще придерживаются анимизма.

Калинга

Дети из Любуагана, Калинга исполняют танец мышц

Калинга, также известная как «икалингас», населяет водосборный бассейн средней реки Чико в провинции Калинга. Калинга подразделяются на южную и северную группы; последний считается наиболее богато украшенным народом северных Филиппин.

Калинга практикуют как влажное, так и сухое выращивание риса. Они также разработали институт мирных пактов под названием Bodong, который сводит к минимуму традиционные войны и охоту за головами и служит механизмом для установления, поддержания, обновления и укрепления родственных и социальных связей.

Они также говорят на разных языках племен калинга: илокано, тагалоге и английском калинга, илокано языках. Общество Калинга очень ориентировано на родство, и родственники несут ответственность за месть за любой ущерб, нанесенный члену. Споры обычно решают региональные лидеры, которые выслушивают все стороны, а затем налагают штрафы на виновных. Это не официальные заседания совета, но они обладают большой властью.

Канканай

Вождь канканаей из города Суйок, в Манкаян, Бенгет (взят ок. 1904).

Владения Канканаей включают Западную Горная провинция, северный Бенгет и юго-восточный Илокос-Сур. Как и большинство этнических групп игорот, канканай строили наклонные террасы, чтобы максимально увеличить площадь ферм на пересеченной местности Кордильер.

Дома Канканай включают двухэтажный иннагаманг, более крупный бинанги, более дешевый тинокбоб и возвышенный тинабла. Их зернохранилища (агаманг) приподняты, чтобы избежать крыс. Два других заведения Канканай Горной провинции - это дап-ай, или мужское общежитие и общественный центр, и ебган, или женское общежитие.

Основные танцы Канканая включают тайо, пат-тонг, такик (свадебный танец) и балангбанг. Тайау - это общественный танец, который обычно исполняют на свадьбах. Возможно, его также танцуют ибалои, но у него другой стиль. Паттонг - это также общественный танец из Горной провинции, у каждого муниципалитета есть свой стиль, а балангбанг - это современный термин танца. Есть и другие танцы, такие как саккутинг, пинаньюань (еще один свадебный танец) и боги-боги (танец ухаживания).

«Жесткий» и «мягкий» Канканай

Название Канканай произошло от языка, на котором они говорят. Единственная разница между канканаей - это способ их речи, например интонация и использование слов.

В интонации есть различие между теми, кто говорит на жестком канканай (апплай) и мягком канканай. Носители Hard Kankanaey происходят из городов Сагада и Бесао в западной горной провинции, а также из их окрестностей. Они говорят на канканайе с жесткой интонацией, которая в некоторых словах отличается от тихой канканай.

Тихо говорящие канканай происходят из северных и других частей Бенгета, а также из муниципалитетов Сабанган, Тадиан и Бауко в Горной провинции. На словах, например, Апплай может сказать отик или бетег (свинья), а тихий канканай также может использовать бусаанг или бетег. Канканай может также отличаться некоторыми словами, такими как эгай или ага, горничная или мага. Они также различаются по образу жизни, а иногда и по культуре.

Канканай также внутренне идентифицируются по языку, на котором они говорят, и по провинции, откуда они пришли. Люди канканаей из Горной провинции могут называть канканай из Бенгет как iBenget, в то время как канканай из Бенгета могут называть своих собратьев канканай из горной провинции iBontok.

Жесткие и мягкие канканайи также различаются по тому, как они одеваются. Женская одежда на диалекте Soft обычно имеет цветовую комбинацию черного, белого и красного цветов. Дизайн верхней одежды представляет собой перекрещенный стиль черного, белого и красного цветов. Юбка или тапи представляет собой сочетание полос черного, белого и красного цветов.

Женщины на жестком диалекте одеваются в основном в красное и черное, с меньшим количеством белого, с юбкой или таписом, которые в основном называются бакгет и гейтнг. Мужчины раньше носили стринги, известные как лодыжки канаканей Бесао и Сагада. Дизайн окон может варьироваться в зависимости от социального статуса или муниципалитета.

Этнические группы по лингвистической классификации

Политическая карта административного района Кордильеры.

Ниже приводится список этнических групп северного Лусона, организованный по лингвистической классификации.

История

Сидящий Булул, антропоморфные изображения рисовых божеств, защищающих семена и урожай людей Ифугао.

Найденное золото. в стране игорот была достопримечательностью для испанцев. Первоначально золото обменивали на Пангасинане игороты. На золото игороты покупали расходные материалы. И золото, и желание христианизировать игоротов были названы причинами испанского завоевания. В 1572 году испанцы начали охоту за золотом. В провинцию Бенгет вошли испанцы с намерением добыть золото. Тот факт, что игоротам удалось уйти от испанского владычества, вызвал у испанцев раздражение. Золото ускользнуло из рук испанцев из-за сопротивления игоротов.

Сэмюэл Э. Кейн писал о своей жизни среди Бонток, Ифугао и Калинга после филиппино-американской войны в своей книга «Тридцать лет с филиппинскими охотниками за головами» (1933). Первая американская школа для девочек игорот была открыта в Багио в 1901 году Элис МакКей Келли. Кейн отмечал, что Дин К. Вустер «сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы остановить охоту за головами и сплотить традиционные вражеские племена в дружбе». Кейн писал о народе игорот: «В жизни есть покой, ритм и стихийная сила... которую невозможно заменить всеми удобствами и изысками цивилизации... через пятьдесят лет... мало что останется. чтобы напомнить юным игоротам о тех днях, когда барабаны и ганзы охотников за головами звучали по всей стране.

В 1904 году группа людей игоротов была доставлена ​​в Сент-Луис, штат Миссури, США для Всемирной выставки в Сент-Луисе. Они построили деревню Игорот в филиппинской экспозиции ярмарки, которая стала одним из самых популярных экспонатов. Поэт Т.С. Элиот, который родился и вырос в Сент-Луисе, посетил и исследовал деревню. Вдохновленный их племенными танцами и другими, он написал рассказ «Человек, который был королем» (1905 г.). В 1905 г. в нем проживало 50 человек. на выставке в парке развлечений Бруклина, Нью-Йорк, летом, закончившись опекой бессовестного шоумена, бегущего по Америке ca с племенем на буксире ».

Во время японской оккупации Филиппин, игороты воевали против Японии. Дональд Блэкберн во время Второй мировой войны партизаны держали сильное ядро ​​игоротов.

В 2014 году Виктория Таули-Корпус, коренная Правозащитник из этнической группы игорот был назначен Специальным докладчиком ООН по правам коренных народов.

См. также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Boeger, Astrid. Св. Людовик 1904 г. ». В Энциклопедии мировых ярмарок и выставок, под ред. Джон Э. Финдлинг и Кимберли Д. Пелле. McFarland, 2008.
  • Конклин, Гарольд К., Пуггувон Лупай, Миклош Пинтер и Американское географическое общество Нью-Йорка. (1980). Американское географическое общество Нью-Йорка (ред.). Этнографический атлас Ифугао: исследование окружающей среды, культуры и общества в Северном Лусоне. Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02529-7. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  • Джонс, Арун В., «Взгляд с Горы: епископальные миссионерские изображения игорот из Северного Лусона, Филиппины, 1903-1916 »в Anglican and Episcopal History 71.3 (сентябрь 2002): 380-410.
  • Нарита, Тацуши.« Как далеко Т.С. Элиот отсюда ?: Воображаемый мир молодого поэта полинезийской Матахивы ". В книге" Как далеко отсюда Америка? ", изд. Тео Д'Аэн, Пол Джайлс, Джелал Кадир и Лоис Паркинсон Замора. Амстердам и Нью-Йорк: Родопи, 2005, стр. 271–282.
  • Нарита, Тацуши. Т.С. Элиот, Всемирная выставка Сент-Луиса и «Автономия» (опубликовано для Форума сравнительной культуры Нагоя). Нагоя: Kougaku Shuppan Press, 2013.
  • Райделл, Роберт В. Ярмарка всего мира: видения империи на американских международных выставках, 1876–1916 гг., The University of Chicago Press, 1984.
  • Корнелис Де Витт Уиллкокс (1912). Охотники за головами северного Лусона: от Ифугао до Калинги поездка через горы северного Лусона: с приложением о независимости Филиппин. Том 31 серии филиппинской культуры. Franklin Hudson Publishing Co. Проверено 24 апреля 2014 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Игорот.
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:03:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте