Сама-Баджау

редактировать
Этническая группа

Сама-Баджау
Женщины баджау западного побережья Сабаха в традиционной одежде.jpg Женщины Западного побережья Баджау из Сабаха, Малайзия в традиционной одежде
Общая численность населения
1,1 миллиона во всем мире
Регионы со численностью населения
Филиппины ~ 470,000
Малайзия ~ 436672
Индонезия ~ 345,000
Бруней ~ 12,000
Языки
Синама, Баджау, Таусуг, Тагальский, малайский / индонезийский
религия
преимущественно суннитский ислам. меньшинство: народный ислам и христианство
Родственные этнические группы
якан, иранун, лумад. таусуг, другие моросы, филиппинцы. малайцы, бугис и другие более широкие австронезийские народы

сама-баджау к нескольким австронезийским э тническим группам Приморская Юго-Восточная Азия. В совокупности это имя относится к родным людям, которые обычно называют себя Сама или Сама (формально А'а Сама, «люди Сама»); или известны под экзонимом Баджау (, также пишется Баджао, Баджав, Баджау, Баджо, Баджо или Баяо ). Обычно они ведут образ жизни и используют небольшие деревянные парусные суда, такие как пераху (лайаг в Меранау ), дженгинг (балуту), лепа. и винта (пиланг). Некоторые группы сама-баджау, уроженцы Сабаха, также известны своей традиционной конной культурой.

Сама-баджау - доминирующая этническая группа на островах Тави-Тави на Филиппинах. Они также встречаются на других островах архипелага Сулу, прибрежных районах Минданао, северного и восточного Борнео, Сулавеси и повсюду. восточные индонезийские острова. На Филиппинах они сгруппированы вместе с религиозно схожими людьми моро. В течение последних пятидесяти лет многие филиппинцы Сама-Баджау мигрировали в соседнюю Малайзию и на северные острова Филиппин из-за конфликта на Минданао. По состоянию на 2010 год они были вторым по величине этнической группой в малазийском штате изли Сабах.

Сама-Баджау иногда называли «морскими цыганами» или «морскими кочевниками», что также использовались для не связанных этнических групп с аналогичным традиционным образом жизни, таких как мокен бирманско-тайского архипелага Мергуи и оранг-лаут юго-востока Суматра и острова Риау Индонезии. Современное распространение Сама-Баджау из более старых населенных пунктов, по-видимому, было связано с развитием морской торговли трепангом (трепанг ).

Содержание

  • 1 Этноним
  • 2 История и происхождение
    • 2.1 Устные традиции
    • 2.2 Современные исследования происхождения
    • 2.3 Исторические записи
  • 3 Современные Сама-Баджау
  • 4 Подгруппы
  • 5 Языки
  • 6 Культура
    • 6.1 Религия
    • 6.2 Лодка
    • 6.3 Адаптация к фридайвингу
    • 6.4 Музыка, танцы и искусство
    • 6.5 Конная культура
    • 6.6 Общество
  • 7 Изображения в массовой культуре
  • 8 Известный Сама-Баджау
    • 8.1 Политика
    • 8.2 Развлечения
    • 8.3 Спорт
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
    • 12.1 Газеты
    • 12.2 Книги

Этноним

Сама lepa плавучий дом с Филиппин (ок. 1905)

Как термин Кадазан-Дусун, Сама-Баджау - собирательный термин, относящийся к нескольким близкородственным коренным народам, которые считают себя одной отдельной бангса («этническая группа» или «нация» »). Принято считать, что эти группы людей можно назвать сама или баджау, хотя они никогда не называют баджау на Филиппинах. Вместо этого они называют себя по названиям своих племен, обычно по месту проживания или места происхождения. Например, мореплаватели Сама-Бахау предпочитают называть себя Сама Дилаут или Сама Мандилаут (буквально «морская Сама» или «океанская Сама») на Филиппинах; в Малайзии они идентифицируются как Баджау Лаут.

Флотилия Сама-Баджау в Лахад Дату, Сабах, Малайзия

Исторически на Филиппинах термин Сама относился к более ориентированным на сушу и оседлым группам Сама-Баджау, в то время как Баджау относился только к более ориентированным на море кочевым группам, живущим в лодках. Даже эти разъединения исчезают, поскольку именно из-за Сама-Баджау давно отказались от жизни в лодках, в основном из-за свайных домов в стиле Сама на прибрежных отмелях.

Считается, что Сама произошла от австронезийского корня слова сама, что означает «вместе», «такой же» или «родня». Точное происхождение экзонима Бажау неясно. Некоторые авторы предположили, что это слово происходит от искажения малайского слова berjauh («дальнейшее разобщение» или «состояние отсутствия»). Другое возможное происхождение включает брунейский малайский bajaul, что означает «ловить рыбу». Термин Баджау имеет уничижительные коннотации на Филиппинах, особенно потому, что он чаще всего используется для обозначения бедняков Сама-Баджау, которые зарабатывают на жизнь попрошайничеством.

Британские администраторы в Сабахе сама-баджау классифицировали как «баджау» и указали таковыми в свидетельствах о рождении. Таким образом, сама-баджау в Малайзии может иногда идентифицировать себя как «баджау» или даже «малайский» (хотя предпочтительным термином является «сама») по политическим причинам. Это связано с тем, что правительство признало Сама-Баджау юридически Бумипутера (коренным жителем) под названием «Баджау». Это обеспечивает легкий доступ к особым привилегиям, предоставленным этническим малайцам. Это особенно верно в отношении недавних моро филиппинских мигрантов. Коренные жители Сама-Баджау в Малайзии также начали называть себя так, как называли себя их предки, например, Симунул.

История и происхождение

Регионы, населенные народами, обычно известными как «Морские кочевники». Сама-Баджау Оранг Лаут Мокен

На протяжении большей части своей истории Сама- Баджау были кочевым народ мореплавателей, живущим у моря, занимаясь торговлей и натуральным рыболовством. Лодочники Сама-Бажау считают себя людьми неагрессивными. Они держались близко к берегу, воздвигая дома на сваях.

Устные традиции

Большинство различных устных традиций и тарсила (царские родословные ) у Сама-Баджау имеют общую тему, которая утверждает, что они изначально были земледельцами, которые были подданными царя, у которого была дочь. После того, как она была потеряна из-за того, что ее унесло в море (шторм или наводнение), либо она попала в плен в соседнее королевство, им якобы приказали найти ее. Не сделав этого, они решили остаться кочевниками из-за страха столкнуться с гневом короля.

Одна такая версия, широко распространенная среди Сама-Баджау Борнео, утверждает, что они произошли от Джохорейца королевские стражи, сопровождавшие принцессу по Даянг Айеша на свадьбу имени с правителем в Сулу. султан Брунея (якобы Мухаммад-шах Брунея ) также влюбился в принцессу. По пути в Сулу они подверглись нападению брунейцев в открытом море. Принцесса была взята в плен и вышла замуж за султана Брунея. Сопровождающие, потеряв принцессу, предпочли бы поселиться на Борнео и Сулу, чем вернуться в Джохор. Эта легенда популярна среди Сабаха Сама-Баджау, поскольку она узаконивает их претензии на «малайскость» и укрепляет их связи с исламом, что ставит их в удобное положение в законах Бумипутера Малайзии (аналогично использованию имени «Баджау» вместо «Сама»).

С другой стороны, индонезийских сама-баджау в их устных рассказах большее значение придается родству сама -Баджау с султанатом Гова, а не Джохор. В различных версиях мифа об их происхождении рассказывается о королевской принцессе, которую смыло наводнением. Она была найдена и в конце концов вышла замуж за короля или принца Гова. Затем их потомки якобы стали предками индонезийского Сама-Баджау.

Есть и другие версии, которые также более мифологичны и не упоминают принцессу. Среди филиппинцев Сама-Баджау, например, существует, в котором существует, что Сама-Баджау были случайно отбуксированы гигантским скатом на территории, которая сейчас Замбоанга. Между прочим, исконное доиспанское название города Замбоанга - «Самбоанган» (буквально «место швартовки»), которое произошло от слова «синама» для швартовки, самбуанг или самбоанг..

Современные исследования происхождения

Сама-Баджау в Басилане, Филиппинах

Мифы о происхождении, утверждающие происхождение из Джохора или Гова, в степени современными учеными в в основном потому, что эти королевства были основаны слишком недавно, чтобы объяснить этнические различия. Хотя вопрос о том, являются ли самабаджау коренными жителями своих нынешних территорий или поселенцами из других мест, все еще остается спорным. Лингвистически они отличаются от соседних популяций, особенно от таусуг, которые более связаны с северными филиппинскими этническими группами, такими как висайцы.

В 1965 году антрополог Дэвид Э. Софер утверждал, что Сама-Баджау, наряду с Оранг-лаут, произошли от древних «веддоидов » (австралоидов) охотников-собирателей с архипелага Риау которые породнились с австронезийцами. Они хранили свой образ жизни охотников-собирателей, хотя стали более ориентированными на мореплавание, поскольку Юго-Восточная Азия стала более населенной более поздними австронезийскими поселенцами, такими как малайцы.

Женщина-сама, делающая традиции циновки в Семпорне, Сабах, Малайзия Женщина Сама-Баджау бросает якорь семейную лодку (бангло) в Малайзии

В 1968 году антрополог Гарри Арло Ниммо, с другой стороны, считал, что сама-баджау являются коренными жителями архипелага Сулу, Сулавеси., и / или Борнео, и не имеют общего происхождения с Orang Laut. Ниммо предположил, что образ жизни в лодках развился у предков Сама-Баджау независимо от Оранг Лаут.

В более позднем исследовании 1985 года антрополога Альфреда Кемпа Палласена устные традиции сравниваются с историческими фактами и лингвистикой. доказательства. Он считает датой этногенеза Сама-Баджау 800 г. н.э., а также отвергает историческую связь между Сама-Баджау и Оранг-лаут. Он выдвигает гипотезу о том, что сама-баджау произошла от протосама-баджау, населявшего полуостров Замбоанга, который занимался рыболовством и подсечным земледелием. Они были коренными жителями и архипелага Сулу, и были прочно обоснованы в этом регионе до первого прибытия таусуг примерно в 13 веке из своих родных мест вдоль северного побережья восточного Минданао.. Наряду с таусугами, они находились под сильным регионом малайских царств как в культурном, так и в лингвистическом отношении, став индианизированными к 15-му веку и исламизированными к 16 -му веку. Они также обширную торговлю с Китаем «роскошными» морепродуктами, такими как трепанг, жемчуг и плавник акулы.

. Из Замбоанги некоторые представители этого народа переняли исключительно морская культура и распространилась в 10 веке в направлении Базилана, Сулу, Борнео и Сулавеси. Они прибыли на Борнео в 11 веке. Эта гипотеза в настоящее время является наиболее распространенной среди специалистов, изучающих австронезийские народы. Это также объясняет, почему даже обитающие в лодках Сама-Баджау все еще практикуют сельскохозяйственные ритуалы, несмотря на то, что они исключительно рыбаки. Лингвистические данные также указывают на Борнео как на изначальное происхождение прото-сама-баджау.

Генетическое исследование трех групп - дэраванов на северо-востоке Борнео, котабару на юго-востоке Борнео и кендари на юго-востоке Сулавеси - предположил, что их происхождение было из южного Сулавеси. По оценкам, их этногенез восходит к IV веку н.э. в результате смешения народа буги и папуасской группы. Авторы предполагают, что сама переместилась на восточный Борнео примерно в 11 веке нашей эры, а затем в северное Борнео и южные Филиппины примерно в 13-14 веках нашей эры. Они предполагают, что они вынуждены мигрировать во время роста и торговой деятельности Империи Шривиджая. Генетически сама-баджау очень разнообразны, что указывает на сильную примесь с местными жителями или даже на языке и прибрежными группами в районах, которые они заселили. Однако исследование ограничено индонезийской подгруппой баджо, и авторы рекомендуют дополнительные исследования групп сама-баджау в соседних регионах.

Исторические записи

дома сама-баджау в Кава-Кава, Замбоанга Город, Филиппины, 1923

В эпической поэме Даранген из народа Маранао говорится, что среди предков Герой Бантуган - принц Маранао, женившийся на принцессе Самабаджау. Предполагается, что это произошло в 840 году нашей эры и является самым старым описанием Сама-Баджау. Это также подтверждает тот факт, что они возникли до прибытия поселенцев таусуг и являются коренными жителями архипелага Сулу и некоторых частей Минданао.

Жители Баджау кампунг в Афдилинг Тернате, Groote Oost, Голландская Ост-Индия (Северный Малуку, Индонезия) c. 1925

Сама-Баджау впервые были зарегистрированы европейскими исследователями в 1521 году. автор Антонио Пигафетта из экспедиции Магеллан-Элькано на территории, которая сейчас является полуостровом Замбоанга. Пигафетта пишет, что «жители этого острова в лодках не живут иначе». Отныне они также присутствовали в письменныхх других европейцев; в том числе в Сулавеси голландскими колониями в 1675 г., в Сулавеси и на восточном Борнео Томасом Форрестом в 1770-х гг. и на западном побережье Борнео Спенсером Сент-Джоном в 1850-х и 1860-х годах.

Вождь баджау в традиционной одежде из Кампунг Менкабонг, Туаран, Британский Северный Борнео, c.1948

Сама-Баджау часто широко используются в связи с морскими набегами (мангахат), пиратством и работорговлей в Юго-Восточной Азии в течение европейского колониального периода, что указывает на то, что по крайней мере некоторые группы Сама-Баджау из северного Сулу (например, бангуингуи ) был вовлечен вместе с группами, не принадлежащими к Сама-Баджау, такими как Иранун. Сфера их пиратской деятельности была обширной, обычно плавал от Сулу до Молуккских островов и обратно. Даже ранних европейских колониальных записей, возможно, это были пираты, описанные китайскими и арабскими источниками в Сингапурском проливе в XII и XIII веках. Сама-Баджау обычно служил младшими членами экипажа боевых лодок, под командованием командиров эскадры Иранун, которые, в свою очередь, подчинялись Таусугам дату султаната Сулу.

34>Баджо гавань в Сулавеси было небольшое поселение Сама-Баджау под Бугис Султанатом Кости. Они принимали активное участие в Первой и Второй костных войнах (1824–1825), когда Королевская армия Нидерландов в Ост-Индии отправила карательную экспедицию в отместку за Бугиса и Макассар атакует местные голландские гарнизоны. После падения Боуна большинство Сама-Баджау переселились в другие районы Сулавеси.

Во время британского колониального правления Сабаха, Сама-Баджау участвовали в двух восстаниях против North Borneo Chartered Company : восстание Мат Салле с 1894 по 1905 год и 1915 год.

Современный Сама-Баджау

Современный Сама-Баджау - это обычно считаются мирными, гостеприимными и веселыми людьми, несмотря на их скромные обстоятельства. Однако значительная часть населения также неграмотна, необразована и бедна из-за своего кочевого образа жизни.

Число современных самабаджау, родившихся и живущих в основном в море, уменьшается. Культурная ассимиляция и модернизация как основные причины. В частности, обвиняют в роспуске Султаната Сулу, традиционного покровителя Самабаджау по обмену рыбы на сельскохозяйственные товары. Денежные рыбные рынки, пришедшие на смену сезонной торговли у причалов, требуют более наземного образа жизни для более широкого проникновения на рынок. В Малайзии некоторые горячо обсуждаемые правительственные программы также приводят к переселению Баджау на материк.

Сама-Баджау на архипелаге Сулу исторически подвергались дискриминации со стороны доминирующего народа таусуг, который смотрел на лодку-жили в Сама-Баджау как «низшие» и как термин таусуг для них - очень оскорбительный луван, означающий «выплюнувший» или «изгой»). Они также были маргинализованы другими народами моро, потому что они по-прежнему исповедовали анимистические народные религии либо исключительно, либо вместе с исламом, и поэтому рассматривались как «нецивилизованные язычники». Лодка и береговая линия Сама-Баяу имели очень низкий статус в таусугском султанате Сулу, основанном на кастах. Это дожило до современных Филиппин, где народы Сама-Бахау все еще подвергаются сильным культурным предрассудкам со стороны таусуг. Сама-баджау также часто становились жертвами воровства, вымогательства, похищения людей и насилия со стороны повстанцев, преимущественно таусуг Абу Сайяф, а также пиратов.

Типичное поселение Сама-Баджау на Филиппинах Деревня Сама-Баджау на острове Омадал, Сабах, Малайзия Кампонг Айер в Бандар-Сери-Бегаван, Бруней Бокори, деревня Сама-Баджау в юго-запад Сулавеси, Индонезия

Эта дискриминация и продолжающееся насилие на мусульманском Минданао вынудили многих Самабаджау эмигрировать. Обычно они переселяются в Малайзию и Индонезию, где у них больше возможностей трудоустройства. Но даже в Малайзии их присутствие все еще вызывает споры, поскольку большинство из них являются нелегальными иммигрантами. Большинство нелегальных иммигрантов из Самабахау попадают в Малайзию через прибрежные острова. Оттуда они попадают в материковый Сабах, чтобы найти работу в качестве разнорабочих. Другие мигрируют на северные острова Филиппин, особенно на Висайские острова, Палаван, северное побережье Минданао и даже на южный Лусон. Хотя это относительно более безопасные регионы, они также являются более экономически невыгодными и социально изолированными, что приводит к тому, что филиппинцы иногда стереотипно воспринимают обитающего в лодках Сама-Баджау как нищих и скваттеров. Древние районы бродяжничества и рыбной ловли Сама-Баджау находились на границе Филиппин, Малайзии и Индонезии. И иногда они доходили до Тимора и морей Арафура. В наше время они потеряли доступ к большинству этих сайтов. Были предприняты попытки предоставить Сама-Баджау некоторые меры прав на рыбную ловлю в традиционных районах, но большинство Сама-Баджау по-прежнему подвергаются судебным преследованиям. Например, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании 1974 года «индонезийским традиционным рыбакам» разрешено ловить рыбу в исключительной экономической зоне Австралии, которая включает традиционные рыболовные угодья рыбаков Сама-Баджау. Однако незаконное промысловое вторжение траулеров «Корпоративное море» в эти районы вызвало обеспокоенность по поводу перелова и уничтожения судов Сама-Баджау. В 2014 году власти Индонезии уничтожили шесть филиппинских лодокСама-Баджау, выловленных на рыбалке в водех Индонезии. Это особенно серьезно для жителей Сама-Баджау, которые также часто являются их домами.

Рыбаки Сама-Баджау часто связаны с незаконными и разрушительными методами, такими как взрывной лов, лов цианида, добыча кораллов и вырубка мангровых деревьев. Считается, что сама-баджау прибегают к этой деятельности в основном из-за оседлости, вызванной ограничениями, наложенными на их кочевую культуру современными национальными государствами. Использование наземных и коммерческих рыбаками для прокормить свои семьи. Правительство Индонезии и некоторые использование различных организаций организации запустили несколько программ по обеспечению альтернативных устойчивых систем жизнеобеспечения Сама-Баджау, чтобы воспрепятствовать практике использования рыбы вместо взрывчатых веществ. Медицинские центры здоровья (puskesmas) и школы также построены даже для общин Сама-Баджау на сваях. Аналогичные программы были реализованы и на Филиппинах.

С потерей своих рыболовных угодий некоторые группы грузов Сама-Баджау на Филиппинах вынуждены прибегать к попрошайничеству (агпангаму в Синаме), особенно к дайвингу для монет, брошенных пассажирами межостровного парома (ангеджо). Другие источники дохода включают продажу тертого маниока (magliis), ткачество циновок (ag-tepoh) и изготовление ювелирных изделий (особенно из жемчуга ). В последнее время местные органы власти на Филиппинах прилагают больше усилий для реабилитации сил из Сама-Бахау и обучения их навыкам получения средств к существованию. В 2016 году Филиппинское Бюро рыболовства и водных ресурсов начало проект по раздаче рыбацких лодок, снастей и других средств к существованию среди сообществ Сама-Баджау в Лусоне. Это было в результате эффекта повышения осведомленности и излияния поддержки после того, как фотография нищей из Сама-Баджау, Риты Гавиола (прозванная «Девушка Баджао»), стала вирусной на Филиппинах.

Подгруппы

Сама-Баджау разделены на очень разные подгруппы. Они никогда не были политически объединены и обычно подчиняются наземным политическим группам территорий, которые они заселяют, такими как Султанат Бруней и бывший Султанат Сулу.

Сама-Баджау. женщины и дети с острова Омадал, Сабах, Малайзия

Большинство подгрупп Сама-Баджау называют себя в честь места своего происхождения (обычно острова). Каждая подгруппа говорит на отдельном языке или диалекте, которые обычно понятны друг другу с их непосредственной соседней подгруппой в непрерывной лингвистической цепочке. На Филиппинах Сама-Баджау можно разделить на три группы в зависимости от места их поселения:

  • Сама Бихинг или Сама Липид - «береговая линия Сама» или «прибрежная зона. Сама ". Это сама-баджау, которые традиционно жили в сваях на мелководье и в прибрежных районах. Примером может Сама Симунул. Они родом с более мелких островов Тави-Тави
  • Сама Деа, чем они более гибкий образ жизни, чем у Сама-Гимба (Происхождение Дилаут), и они будут заниматься сельским хозяйством, когда есть доступная земля., Сама Дейя или Сама Дарат - «земля Сама» ». Это сама-бахау, которые традиционно жили во внутренних интерьерах острова. Некоторые примеры - Сама Сибуту и ​​Сама Санга-Санга. Обычно это фермеры, которые выращивают рис, сладкий картофель, маниоку и кокосы для копры с помощью подсечно-огневое земледелие (в отличие от пахотной технологии, принесенной таусугами). Родом они с более крупных островов Тави-Тави и Пангутаран. На Филиппинах Сама Деа часто полностью отличается от Сама Дилаут.
  • Сама Дилаут, Сама Мандилаут, Сама Палау или Баджау Лаут - «Сама моря» или «Сама океана». На Филиппинах предпочтительный этноним - Сама Дилаут; в то время как в Малайзии они обычно идентифицируются как Баджау Лаут. Эта подгруппа изначально жила исключительно на искусно изготовленных плавучих домах, называемых лепа, но почти все они стали жить на суше на Филиппинах. Их родные острова: Ситангкай и Бонгао. Это подгруппа Сама-Баджау, которую чаще всего называют «Баджау», хотя филиппинские Сама Дилаут считает ее оскорбительной. Иногда они называют себя «Сама Тоонган» («истинная Сама» или «настоящая Сама»), чтобы отличить себя от наземных подгрупп Сама-Баджау.

Другие второстепенные группы Сама-Баджау названы в честь островов Происхождение включает Сама Баннаран, Сама Давао, Сама Замбоанга Сикубунг, Сама Туаран, Сама Семпорна, Сама Сулавеси, Сама Симунул, Сама Табаван, Сама Тандубас (или Сама Тандо Бас) Унгус Матата. Сообщества смешанного наследия Сама-Баджау и Таусуг иногда известны как «Баджау Сулук» в Малайзии. Люди с множественным этническим происхождением идентифицировать себя по трехчастному самоописанию, например, «Баджау Сулюк Дусун ». Ниже представлены основные подгруппы, которые обычно признаются отдельными:

Гарай военный корабль Бангуингуи. пираты
  • Бангуинги (Филиппины, Малайзия) - также как известные «Сама Балангинги», «Сама Балангуингуи» или «Сама Бангинги». Родом из Филиппин. Некоторые недавно переехали в Сабах. Иногда их считают отличными от других Самабаджау. У них более воинственное общество, и они когда-то были частными регулярными морских набегов и пиратства против прибрежных сообществ и проходящих кораблей. Основная статья: народ бангуингуи
Фестиваль Regatta Lepa в Семпорне, Сабах, Малайзия. Лепа относится к плавучему дому на диалекте восточного побережья Баджау. На этом празднике люди баджау украшают свои лодки разноцветными флагами.
  • Восточное побережье Баджау (Филиппины, Малайзия) - это Сама Дилаут, который поселился на восточном побережье Сабаха, особенно около Семпорны. Они по-прежнему называют себя Байау Лаут или Сама Лаут. Хотя их называют Баджау восточного побережья, чтобы отличить их от Сама Кота Белуд западного Сабаха. Они также известны под экзонимом «Палау» («жилище в лодке» на языке Синама), но иногда это считается унизительным. Некоторые сохранили свой первоначальный образ жизни в лодках, но многие другие построили дома на суше. Они известны красочным ежегодным фестивалем Regatta Lepa, который проходит с 24 по 26 апреля.
  • Самал (Филиппины, Малайзия) - «Самал» (также пишется «Сиамал» или «Сиямал») - это таусуг и Кебуано им, который иногда считается оскорбительным. Их предпочтительный эндоним - это просто «Сама», а точнее, они предоставляют собой общую подгруппу Сама Деа («земля Филипп Сама»), уроженцевин. Большое количество в настоящее время проживает у берегов северного Сабаха, хотя многие также мигрировали на север в Висайские острова и южный Лусон. Они преимущественно наземные. Они составляют самую большую группу Сама-Баджау. В Давао-дель-Норте островной город-сад Самал, возможно, был назван в их честь.
  • Убиан (Филиппины, Малайзия) - возник с острова Южный Убиан в Тави-Тави, Филиппины и составляют самую большую подгруппу Сама-Баджау в Сабахе. Они проживают в значительных меньшинствах, живущих вокруг городов Кудат и Семпорна в Сабах, Малайзия.
Традиционный дом западного побережья Баджау в Кота Белуд, Сабах, Малайзия
  • Западное побережье Баджау (Малайзия) - также известный как «Сама Кота Белуд». Уроженец западного побережья Сабаха, особенно около Кота Белуд. Они предпочитают называть себя общим этнонимом «сама», а не «баджау»; и их соседи, Дусуны, также называют их «Сама». Британские администраторы устанавливали их как «Бахау». В Малайзии их называют Баджау Западного побережья, чтобы отличить их от Сама Дилаут восточного Сабаха и архипелага Сулу. Они известны своей традиционной конной культурой.

Ниже представлены подгруппы, которые не идентифицируют себя, хотя они культурно связаны с народом Сама и говорят на языке Сама-Баджав :

  • Абакнон (Филиппины) - подгруппа из Капула, Северного Самара на Висайских островах, говорящих на языке абакнон. Они были колонизированы и обращены в христианство рано испанцами, и сегодня в культурном отношении они Висаяны.
  • Джама Мапун (Филиппины) - иногда известные под экзонимами «Сама Мапун», «Сама Кагаян» или «Баджау Кагаян» ". Они с острова Мапун, Тави-Тави (ранее известный как Кагаян-де-Сулу). На их культуру сильно повлиял султанат Сулу. 245>(Филиппины) - Найдены в гористой местности острова Басилан. Хотя они, возможно, были предками Сама-Баджау, они стали лингвистически и культурно отличными и особенно отдельными этническими группами. Они сопротивлялись правлению таусугов во времена раннее формирование султаната Сулу, в конечном итоге познание как правило, являются фермерами. политическая едини ца. Они лишь частично исламизированы, при этом значительно меньшинство поддерживает верования анито или исповедует народный ислам. Основная статья: Яканцы

Языки

Народы сама-баджау говорят примерно на десяти языках подгруппы сама-баджау западной малайско-полинезийской языковой. Синама - наиболее распространенное название этих языков, но их также называют баджау, особенно в Малайзии. Большинство самабаджау может говорить на нескольких языках.

Языки самабаджау когда-то относились к центрально-филиппинским языкам малайско-полинезийской географической группы австронезийский язык семьи. Из-за заметных различных с соседними языками они были перемещены в отдельные ветвь от всех других филиппинских языков. Например, произношение синама сильно отличается от других близлежащих центрально-филиппинских языков, таких как таусуг и тагальский. Вместо основного ударения, которое обычно ставится в последнем слоге; основное ударение происходит на предпоследнем слоге слова в синаме. Такое расположение основного ударения аналогично манобо и другим языкам преимущественно анимистических этнических групп Минданао, люмадов.

В 2006 году лингвист Роберт Бласт, предположили, что языки Сама-Баджав произошли от лексической области барито, но не от какой-либо установленной группы. Таким образом, это родственная группа другим языкам барито, таким как даяк и малагасийский. Он классифицируется по географической группе Борнея.

Языки самабаджау обычно пишутся на алфавите джави.

Культура

Религия

Религии Сама-Баджау (только население Малайзии)
РелигияПроцент
Ислам 95,26%
Христианство 0,52%
Народная религия / Другие религии0,08 %
Без религии / Неизвестно 4.14%

Религия может варьироваться в подгруппах Сама-Баджау; от строгой приверженности суннитскому исламу, форм народного ислама (сам находился под влиянием суфийских традиций ранних мусульманских миссионеров) до анимистических верований в духов и поклонения предкам. Существует небольшое меньшинство из католиков и протестантов, особенно из Давао-дель-Сур на Филиппинах.

Среди современного прибрежного Сама-Бахау В Малайзии претензии на религиозное благочестие и образованность являются важным источником личного престижа. В некоторых из Самабаджау нет мечетей, и они вынуждены полагаться на прибрежные общины, такие как группы более исламизированных или малайских народов. Некоторые из более кочевых Сама-Баджау, такие как Убянский Баджау, гораздо менее привержены ортодоксальному исламу. Они исповедуют синкретическую форму народного ислама, почитая местных морских духов, известных в исламской терминологии как Джинн.

Мечеть Ан-Нур, главная мечеть в деревне Баджау. Туарана, Сабах, Малайзия

Древние Сама-Баджау были анимистами, и это полностью или частично сохраняется в некоторых группах Сама-Баджау. Верховные божества в мифологии Сама-Баджау - это Умбо Тухан (также известный как Умбо Дилаут, «Повелитель моря») и его супруга Даянг Даянг Мангилай («Хозяйка леса»). Умбо Тухан считается божеством-творцом, которое уравняло людей с животными и растениями. Как и другие анимистические религии, они фундаментально делят мир на сосуществующие физическое и духовное царства. В современном мусульманском Сама-Баджау, Умбо Тухан (или просто Тухан или Туан) обычно приравнивается к Аллаху.

надгробным памятникам, показывающим традиции резьбы по дереву Сама окил. Он произошел от доисламского поклонения предкам Сама-Баджау и первоначально включал в себя фигуры людей и животных, которые в значительной степени отсутствуют в современном сундук из-за исламского влияния.

Другими объектами почитания являются духи, известные как умбох («предок», также по-разному пишется омбох, м'бох, мбо 'и т. д.). Традиционно умбох относился более конкретно к духам предков, отличным от сайтана (природные духи ) и джиннов (знакомые духи ); в некоторой литературе все они называются умбо. К ним относятся Умбо Балию (духи ветра и шторма) и Умбо Пайи или Умбо Гандум (духи первого урожая риса). В их число входят тотемные духи животных и растений, в том числе Умбох Суммут (тотем муравьев ) и Умбо Камун (тотем богомолов креветка ).

Строительство и спуск парусных судов на воду Считается, что умбо влияет на рыболовную деятельность, награждая Сама-Баджау оказанием удачи, известной как падаллеанг, и считается, что на судах есть дух, известный как Суманга («страж», буквально «тот, кто атаки»). иногда наказывая, вызывая серьезные инциденты, называемые бусонг.

В общинах Сама-Баджау могут быть шаманы (дукун), традиционно известный как каламат, Каламат известен в мусульманском Сама-Баджау как джинн. («хранитель джиннов »). Каламат руководит общественными мероприятиями Сама-Баджау вместе с медиумами, известными как игаль джинн. Каламат и игаль джинн считаются «носители духа» и считаются хозяевами знакомых духов Однако это не считается одержимостью духом, поскольку игаль-джинны никогда не теряют контроль над своим телом. что игаль-джинны приобрели свой фамильярный дух (джинны) после того, как пережили серьезную или почти смертельную болезнь. Считается, что всю оставшуюся жизнь игаль-джинны делятся своим телом с конкретным джинном, который их спас.

Одним из важных религиозных событий среди Сама-Баджау является ежегодный праздник, известный как паг-умбо или магпаай-бахав, благодарственное подношение Умбо Тухану. Во время этой церемонии очищается от шелушения только что собранный рис (паай-бахау) (магтапараху) во время чтения исламских молитв (дуа). Они сушатся (магпатанак), а произносятся Выложите их небольшими коническими кучками, символизирующими горами (бутон), на полу гостиной (процесс, известный как «сон риса»). После двух или трех ночей две трети отводятся на приготовление сладких рисовых блюд (паньялам ), а одна треть - на приготовление сладких рисовых лепешек (дурул). Дополнительные молитвы (зикир), в том числе вслух называть имена предков, совершаются умбо после того, как рисовые блюда были приготовлены. Паг-умбо - это торжественное и формальное мероприятие.

Еще одна ежегодная религиозная церемония среди обитающих в лодках Сама Дилаут - это пагкандули (буквально «праздничное собрание»). Он включает в себя ритуальные танцы под Умбо Тухан, Даянг Даянг Мангилай и призраков предков, называемых банса. Ритуал сначала отмечается под священным деревом дангкан (инжир-душитель, известный в других местах на Филиппинах как балете ), символизирующий мужской дух Умбох Тухан, а в центре рощи из деревьев кама'туланг (пандановых деревьев ), символизирующих женский дух Даянг Даянг Мангилай.

Коренная космология народа Джама Мапун расширен. Примерами фигур в их космологии являются Нию-нию (кокосовая пальма), Лумба-лумба (дельфин) и Анак Дату (два сына, пронзающие другую фигуру, Бунта - иглобрюха).

Танец в трансе называется маг. -игал и включает в себя женщин и мужчин, а также игаль джиннов, называемых джинн денда и джинн лелла соответственно. Джинн Денда исполняет первый танец, известный как игал лимбаян, под деревом дангкан, ведущим является старший. Они выполняются замысловатыми движениями рук, обычно с наращиванием металлических ногтей, называемых sulingkengkeng. Когда танец и музыка приятны, считается, что банса овладевает танцорами, после чего валин помогает освободить их в конце танца.

Бансы не боятся, так как они считаются духами предков. Временное выступление в хозяев для бансы во время танцев под живыми Сама Дилаут как «подарок» своим предкам. После игаль лимбаяна вали джинн пригласит публику принять участие, отпраздновать и поблагодарить. Последний танец - игаль лелланг, когда четыре джинн лелла исполняют танец воина, после чего участники направляются в рощу кама'туланг. Там они будут выполнять ритуалы и танцевать (на этот раз вместе с танцорами мужского и женского пола), символически «приглашая» Даянга Даянга Мангилая пойти с ними обратно к дереву дангкан. Дальнейшие игры и празднования под оригинальным деревом дангкан, прежде чем празднующие прощаются с духами. В отличие от паг-умбо, пагкандули - это веселый праздник, в котором все участники поют, танцуют и шутят. Это крупнейшее праздничное мероприятие в общинах Сама Дилаут.

Помимо пагкандули и магпаай-бахау, могут проводиться публичные танцы, называемые магигал джинн. Во время этих праздников с игаль-джинном можно посоветоваться для публичного сеанса и ночного транса танцев. Во время эпидемий игаль-джиннов вызывает изгнать из сообщества духов, вызывающих болезни. Они делают это, устанавливаетя «лодку-дух» в открытом море за деревней или якорной стоянкой.

Лодка

Сама-Баджау винта в городе Замбоанга, 1923 Женщина Сама-Баджау с острова Майга, Семпорна, Сабах, Малайзия, с традиционным защитой от солнца, называемой бурак

Некоторые Сама-Баджау все еще традиционно живут. Они живут в плавучих домах (наиболее распространенные типы - lepa, balutu и vinta ), в которых обычно размещается одна нуклеарная семья (обычно пять людей). Плавучие дома путешествуют вместе флотилиями с плавучими домами ближайших родственников (семейный союз) и сотрудничают во время рыболовных экспедиций и в церемониях. Супружеская пара может выбрать плавание с родственниками мужа или жены. Они ставят якорь в общих точках швартовки (называемые самбуанганом) с другими флотилиями (обычно также принадлежащими дальним родственникам) в определенное время года.

Эти области швартовки обычно находятся под контролем Старейшины или палач. Причалы расположены недалеко от источников воды или культурно значимых мест, таких как островные кладбища. Кланы Сама-Баджау периодически собираются на различные церемонии, такие как свадьбы или фестивали. Как правило, они плывут не дальше 40 км (24,85 миль) от своей «домашней» стоянки. Они периодически торгуют товарами с проживающими на суше общинами других самабаджау и других этнических групп. Группы Сама-Баджау могут регулярно пересекать границы Филиппин, Малайзии и Индонезии для рыбалки, торговли или посещения родственников.

Женщины Сама-Баджау также используют используемый солнцезащитный порошок, называемый бурак или борак, сделанный от водорослей, риса и специй.

Адаптация к свободному нырянию

Ребенок Сама-Баджау в Тагбиларане, Бохол, Филиппины, ныряет за брошенными монетами туристами в воду

Сама-Бажау известны своими исключительными способностями в фридайвинге. Дайверы работают долгие дни с «самым большим дневным временем погружения с апноэ среди людей», превышающим 5 часов в день под водой. Некоторые баджау намеренно разрывают свои барабанные перепонки в раннем возрасте, чтобы облегчить ныряние и охоту в море. Поэтому многие пожилые Сама-Баджау плохо слышат.

Более тысячи лет существования фридайвинга, связанного с их жизнью на море, похоже, наделили баджау безопасными генетическими адаптациями, облегчающими их образ жизни. Исследование 2018 года показало, что селезенки Баджау примерно на 50 процентов больше, чем у соседних наземной группы салуан, что позволяет им накапливать больше крови, богатой гемлобином, которая выбрасывается в кровоток при сокращении селезенки. на глубине, позволяя нырять на задержке дыхания на более длительный срок. Это, по-видимому, связано с различием гена PDE10A. Другие гены, которые, по-видимому, были отобраны в Bajau, включают BDKRB2, который связан с периферической вазоконстрикцией, участвующей в реакции на погружение ; FAM178B, регулятор карбоангидразы, который связан с поддержанием pH крови при накоплении диоксида углерода; и еще один участвует в реакции на гипоксию. Было обнаружено, что эти адаптации, вероятен результат естественного отбора, что привело к уникальному увеличению частоты аллелей, которые распространены среди населения Восточной Азии. Было обнаружено, что члены другой группы «морские цыган», мокен, имеют лучшее подводное зрение, чем европейцы, хотя неизвестно, имеет ли черта генетическая основа.

Музыка, танцы и искусство

Девушка из племени баджау в традиционной одежде Деталь сложной окил резьбы на корме винты из Тави-Тави, ок. 1920

Традиционные песни Самабаджау передаются устно из поколения в поколение. Песни обычно поют во время свадебных торжеств (кандули пагкавин) в сопровождении танца (панг-игаль) и музыкальных инструментов, таких как пулау (флейта ), габбанг (ксилофон ), tagunggo ' (кулинтанг гонги), biula (скрипка ), а в наше время электронная клавиатура. Существует несколько типов песен Сама-Баджау, к ним: исун-исун, рунай, наджат, сяир, насид, буа-буа анак и тинггаюн.

Среди более конкретных типов песен сама-баджау три песни о любви, вместе именуемые Сангбаян. Это Dalling Dalling, Duldang Duldang и Pakiring Pakiring. Самым известным из этих трех является пакиринг пакиринг (буквально «движение бедрами»), более знакомый таусугам в его коммерциализированной и модернизированной форме Даянг Даянг. Таусуги утверждают, что песня является родной для их культуры, и вопрос о том, является ли песня изначально Таусугской или Сама-Баджау, остается спорным. Большинство народных песен Сама-Баджау вымирают, в основном из-за ослабления интереса молодого поколения. Люди Сама-Баджау также хорошо известны ткачеством, их связью с тагонгго музыкой.

В изобразительном искусстве Сама-Баджау имеет древнюю традицию резьбы и лепки, известную как окил (также окил-окил или уккил). Они использовались для украшения плавучих домов и анимистических ритуальных объектов. Чаще всего они использовались для надгробий Сама, которые находятся в древних могильниках народа Сама на некоторых (обычно необитаемых) островах Сулу и Тави-Тави. К ним относятся некоторые из старейших окилов, обычно которые вырезаны из кораллов и известняка. Деревянные резные надгробные указатели стали обычным явлением, обычно сделанные из лодки, принадлежащей умершему, или вырезанные из нее. Обычно на них вырезаны человеческие фигуры, изображающие умерших. Эти могилы часто украшают овсянки и пищевые приношения, отражая древние традиции поклонения предкам (анито ) в самах. Позже Окил вдохновил очень похожие окир традиции народа маранао.

Конная культура

Западное побережье Баджау всадники в их родном городе Кота Белуд, с предысторией из горы Кинабалу позади

Более оседлые земледельцы Западного побережья Баджау являются опытными наездниками, что делает их выдающимися странами в Малайзии, где верховая езда никогда не была широко распространена где-либо еще. Традиционный костюм всадников Самабаджа состоит из черной или белой рубашки с длинными рукавами (badu sampit) с золотыми пуговицами (betawi) спереди и украшенными серебряными цветочными узорами (intiras), черных или белых брюк (seluar sampit) с золотой кружевной бейкой, головной (понг)). У них есть копье (буджак), хлыст (пасут) и кинжал с серебряной рукоятью керис. Лошадь также одета в красочную одежду, называемую каин куда, к которой также прикреплены медные колокольчики (сериау). Седло (sila sila) сделано из шкуры водяного буйвола и обшито тканью (лапиком) снизу.

Общество

Восстановление традиционного дома Самабаджау в Наследии Деревня Кота-Кинабалу, Сабах, Малайзия.

Хотя некоторые старосты Сама-Баджау были удостоены почетных титулов, таких как «дата », «махараджа» или «панглима» правительствами (как при султанате Бруней), они обычно имели лишь небольшую власть над сообществом Сама -Бахау. Общество Сама-Баджау традиционно очень индивидуалистично, и самая большая политическая единица - это клановый кластер вокруг точек стоянки, реже больше. Общество самабаджау также более или менее эгалитарно, и в них не применяется кастовая система, в отличие от соседних этнических групп. Индивидуализм, вероятно, связан с в целом хрупким характером их отношений с людьми, живущими на суше, с точки зрения доступа к таким предметам первой, как древесина или вода. Когда отношения оказываются или когда земные правители оказываются под слишком сильным давлением, Сама-Баджау предпочитает просто уйти в другое место. Большее значение для поддержания социальной сплоченности придается родству и взаимному труду, а не формальной власти. Однако есть несколько исключений, например, Джама Мапун и Сама Пангутаран на Филиппинах, которые следуют традиционному доиспанскому филиппинскому феодальному обществу с кастовой системой, состоящей из знати, знати, и простолюдины и крепостные. Вероятно, введен Султанатомлу.

Изображения в массовой культуре

На гербе Сабаха с 1982 по 1988 гг. изображен зимородок, символизирующий прежде всего большая популяция Сама-Баджау в Сабах

. Некоторые исследователи предположили, что посещение людьми Сама-Баджау Арнемленда привело к появлению сообщений о таинственном Байджини люди в мифах австралийских Ёнгу аборигенов.

В 2010 году недавно обнаруженный кальмар, Teuthidodrilus samae был назван в честь сама- Люди баджау из Тави-Тави.

Сама-баджау также были предметом нескольких фильмов. Среди них:

  • (1957) - Филиппинский фильм, снятый Ламберто В. Авелланом
  • (2008) - Сингапурский телевизионный документальный фильм, продюсированный Мэтью Малпелли.
  • The Mirror Never Ложь (2011) индонезийский фильм, режиссер Камила Андини
  • твоя утроба (2012) - филиппинский драматический фильм режиссера Брильянте Мендоса
  • (2013) - филиппинский короткометражный фильм продюсер Наджуа и Линда Бансил
  • (1987) - Филиппинский фильм режиссеров Хосе Антонио Алонзо и Джерри О. Тироназона
  • Сахая (2019) - Филиппинский сериал режиссера Зига Дулая

Известный Сама-Баджау

Политика

Развлечения

  • AF2 (Айзам Мат Саман) - малазийский певец и актер, внучатый племянник Тун Ахмадшаха Абдуллы (его бабушка - старшая сестра последнего).
  • Ситти - филиппинский певец.
  • Яни (Наставник) (покойный Сити Суриан Джулкарим) - малазийская певица в популярных сериалах на TV3 из Ликас, Кота-Кинабалу.
  • Вава Зайнал Абидин - малазийская актриса.
  • - малазийский актер.
  • - филиппинская актриса в сезоне 7 старшего брата Пиной.

Спорт

См. также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с народом баджау.

Газеты

Книги

  • Франсуа-Робер Зако (2009). Peuple nomade de la mer, les Badjos d'Indonésie, éditions Pocket, коллекция Terre Humaine, Париж
Последняя правка сделана 2021-06-06 09:04:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте