Молодые женщины Ифугао | |
Всего населения | |
---|---|
102 030 (2010) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Филиппины ( административный район Кордильеры ) | |
Языки | |
Ифугао ( Илокано, Тагальский) | |
Религия | |
Христианство, местная народная религия | |
Родственные этнические группы | |
Народы игорот |
Народ Ифугао - это этническая группа, населяющая провинцию Ифугао. Они проживают в муниципалитетах Lagawe (город Capital), Агуйнальдо, Альфонсо Листа, Asipulo, Банауэ, Hingyon, Hungduan, Kiangan, эвенском языке, Mayoyao и Tinoc. Провинция является одной из самых маленьких провинций на Филиппинах, ее площадь составляет всего 251 778 га, или около 0,8% от общей площади Филиппин. По состоянию на 1995 год население Ифугао составляло 131 635 человек. Хотя большинство из них все еще проживает в провинции Ифугао, некоторые из них переехали в Багио, где работают резчиками по дереву, а также в другие части региона Кордильеры.
Термин «Ифугао» происходит от « ипуго », что означает «земные люди», «смертные» или «люди», в отличие от духов и божеств. Это также означает «с холма», поскольку пуго означает холм. Термин игорот или Ygolote был термин, используемый испанскими завоевателями для горных людей. Ифугао, однако, предпочитают имя Ифугао.
Генри Отли Бейер считал, что ифугао произошли из южного Китая 2000 лет назад и мигрировали в залив Лингайен и западное побережье северного Лусона, после чего они мигрировали в долины рек Агно и Каяпа и в долины Ифугао. Теория Феликса Кизинга была основана на старых испанских источниках и предполагала, что предки Ифугао пришли из области Магата только после прибытия испанцев в Магат. Следовательно, рисовым террасам всего несколько сотен лет. Популярный эпос Ифугао, Худхуд из Динулавана и Буган из Гонхадана, поддерживает эту интерпретацию. Более поздняя теория Мануэля Дулавана предполагает, что ифугао пришли из западной горной провинции из-за поразительного сходства с языком канканай, архитектурой, производством и дизайном одежды, а также множеством имен и мест, которые происходят из этого региона и фигурируют в мифах и песнях Ифугао..
Согласно исследованиям, Ифугао несколько раз успешно сопротивлялся испанскому завоеванию. Считалось, что группы, которые мигрировали в высокогорье Кордильеров, сопротивлялись испанскому колониальному контролю, который стал преобладать в низинах. По словам Акабадо, суровая природа высокогорья вокруг региона Ифугао явно не препятствовала испанскому завоеванию. Другие регионы, в которых была такая же суровая среда, как в Ифугао, подвергались колониальному правлению. Археологические исследования показывают, что практика Ифугао успешно сопротивляется за счет усиления своих политических и экономических ресурсов. Испанское завоевание и рост населения стали причиной перехода к выращиванию влажного риса.
По мнению Куини Г. Лапенья и Стивена Б. Акабадо, чтобы успешно противостоять колонизирующей державе, необходима конструктивная военная организация в рамках целостного государства. Испанцы захватили долину Магат, что побудило Ифугао стратегически обосноваться во внутренних горах Кордильер между 1600 и 1700 годами нашей эры. Вскоре после этого было внедрено влажное рисовое земледелие, и были построены обширные рисовые террасы. Это была смена пропитания для Ифугао, потому что они выращивали таро до начала выращивания влажного риса. Автор подчеркивает, что народ Ифугао сохранял свою культуру и самобытность, проводя много времени на рисовых полях, поскольку они относились к ним как к ритуальным зонам, чтобы «укрепить солидарность общины». Стивен Акабадо заявляет, что, поскольку население деревни росло, население переход к выращиванию влажного риса, увеличение закупок экзотических товаров и, наконец, увеличение распространения ритуальных животных указывает на «политическую разработку как ответ на испанское завоевание».
Ифугао делятся на подгруппы в зависимости от различий в диалектах, традициях и дизайне / цвете костюмов. Основные подгруппы - Аянган, Калангая и Тували.
Язык ифугао состоит из четырех диалектов. Из-за того, что они изолированы от местности, ифугао обычно говорят на илокано, тагальском и английском языках в качестве альтернативы своему родному языку.
Их сельское хозяйство характеризует влажные рисовые террасы, дополненные подсечно-огневым земледелием камоте. Они известны своими рисовыми террасами Банауэ, которые стали одной из главных туристических достопримечательностей страны. Ифугао имеют ряд общих черт с бонтоками с точки зрения сельского хозяйства, но ифугао, как правило, имеют более разбросанные поселения и признают свою принадлежность в основном к прямым родственникам в семьях, расположенных ближе к их полям.
Испанцы впервые описали рисовые террасы Ифугао в 1801 году. Хотя, как отмечает Уильям Скотт, «Эти впечатляющие поля с каменными стенами, орошаемые как для риса, так и для таро, были известны со времен первых экспедиций на Кианган в 1750-х годах.. "
В основе культуры ифугао лежит рис, который считается престижной культурой. Существует тщательно продуманный и сложный набор праздников по выращиванию риса, неразрывно связанных с табу и замысловатыми сельскохозяйственными обрядами, от выращивания риса до потребления риса. Сезон сбора урожая требует грандиозных праздников благодарения, а заключительные обряды сбора урожая тунго или тунгул (день отдыха) влекут за собой строгое табу на любые сельскохозяйственные работы. Употребление рисового вина ( байя), рисовых лепешек и момы (смеси нескольких трав, измельченной раковины улиток и ореха бетеля / ареколина, используемого в качестве жевательной резинки для ифугао) является неизгладимой практикой во время праздников и ритуальных мероприятий. Террасирование сельскохозяйственных угодий и земледелие являются основными средствами к существованию. Их социальный статус измеряется количеством зернохранилищ на рисовых полях, семейными реликвиями, золотыми серьгами и карабао (водяными буйволами). Престиж также дается временем и традициями.
Когда начинается урожай, пожилая женщина произносит молитву, направленную на Кабуниан, богиню риса. Затем произносится защитная молитва перед тем, как рис помещается в зернохранилище.
Солнечный календарь Ифугао включал 365-дневный год, разбитый на 13 месяцев по 28 дней в каждом, плюс один дополнительный день.
Общество Ифугао делится на 3 социальных класса: кадангян или аристократы, тагу или средний класс и наботвот или низший класс. Класс, находящийся непосредственно ниже самых богатых, называется инмуй-я-уй. В kadangyans спонсор престижных ритуалов называемого hagabi и uyauy и это отличает их от Тежа, которые не могут спонсировать пиры, но являются экономически благополучным. В nawotwots те, кто имеет ограниченные земельные свойства и, как правило, нанятые высшие классы, чтобы сделать работу на полях и других услугах. Более состоятельные ифугао, известные как кадангян или бакнанг, обычно были щедрыми по своей природе, ссужая рис бедным соседям во время нехватки продовольствия и / или трудностей в обмен на труд. Выступая в роли деревенских или духовных лидеров, кредиторов или коммерческих менеджеров, эти богатые семьи демонстрировали свое богатство, устраивая многочисленные пиршества, или каньяо.
Переход к выращиванию влажного риса - один из факторов, который повысил социальный рейтинг, который уже существовал в обществе Ифугао. Те, кто занялся выращиванием влажного риса, смогли консолидировать политические ресурсы. «В Ифугао внедрение влажного рисового земледелия занимает центральное место в дискуссиях о социальном рейтинге по сравнению с престижной экономикой». Социальный статус Ифугао основан на их рисовых землях и способности спонсировать праздники. Одна из причин состоит в том, что человек должен уметь мобилизовать рисовые террасы, а также потому, что рисовые террасы требуют трудоемкой работы.
В культуре Ифугао ценится родство, семейные узы, религиозные и культурные убеждения. Ифугао уникальны среди всех этнических групп в горной провинции своей повествовательной литературой, такой как худхуд, эпос о предках-героях, воспетый в поэтической манере. Также уникальным для Ифугао является их искусство резьбы по дереву, в первую очередь резные амбарные стражи булул и престижная скамья высших слоев общества, хагаби. Их ткани славятся своей безупречной красотой, яркими одеялами и одеждой, сотканной на ткацких станках. Ифуаго известны своими богатыми устными литературными традициями худхуда и алима. В 2001 году Худхудские песнопения Ифугао были включены в список 11 шедевров устного и нематериального наследия человечества. Затем в 2008 году он был официально внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Самые престижные праздники Ифугао - это хагаби, спонсируемые элитой ( кадангян); и uyauy, свадебный пир, спонсируемый теми, кто находится непосредственно ниже самых богатых ( inmuy-ya-uy). Бусы из семейной реликвии Ифугао - престижные товары, которые были доступны только богатому сообществу Ифугао; более того, такие бусы использовались исключительно для ритуальных мероприятий, таких как похороны, свадьбы и фестивали сбора урожая риса, и выражали уважение.
Зернохранилища риса ( аланг) охраняются деревянным стражем, называемым булул. В bulul скульптуры сильно стилизованные представления предков ифугао и, как полагают, чтобы получить власть и богатство от присутствия духа предков. Ифугао особенно известны своим умением вырезать булул.
Кроме того, культура Ифугао известна своей правовой системой, основанной на старейшинах деревни, амама-а. Их слова имели силу закона и не подлежали обжалованию. Жюри, agom, состояло из тех, кто умеет говорить, мудрецов, старейшин. Если присяжные не могли решить дело, применялось испытание. Логика заключалась в том, что кабунианские боги и богини не позволили невиновным страдать. Уголовные дела рассматриваются суровым испытанием. К ним относятся дуэли ( уггуб / алао), борьба ( бултонг), испытание горячим боло и испытание кипящей водой ( да-у).
Бултонг - это название вида спорта Ифугао, представляющего собой традиционную борьбу. В нее часто играют во время городских и провинциальных праздников. Бултонг подпадает под международную классификацию « борьбы на поясах ».
От рождения человека до его смерти Ифугао следуют многим традициям. Паханг и палат ди обан выполняются матери для обеспечения безопасных родов. После родов нет посетителей не разрешено войти в дом, пока среди выполняется, когда ребенок получает имя. Колото и balihong затем выполняются для обеспечения здоровья и хорошие характеристик мальчика или девочек, соответственно. По мере взросления они спят в эксклюзивных общежитиях, потому что для братьев и сестер разного пола спать в одном доме считается неприличным. Мужчины охотятся, рассказывают мифы и работают в поле. Женщины также работают в полях, помимо работы по дому и чтения баллад. Наконец, ифугао не оплакивают умерших пожилых людей, а также ребенка или мать, умершую во время зачатия. Это сделано для того, чтобы подобное событие не повторилось в семье. Кроме того, Ифугао верят в жизнь после смерти, поэтому убитым дается ритуал, называемый опа, чтобы заставить их души попасть в место, где обитают его предки. Ифугао могут полагать, что у незаконнорожденного ребенка может быть более одного физического отца, и поэтому назначают более одного генитора.
Ифугао, как и другие народы Центральной Кордильеры, известны своим прошлым как охотники за головами. Двумя основными причинами, по которым Ифугао охотился за головами, были: убийства чести и престиж. После убийства или другого тяжкого преступления семья потерпевшего организовала карательную экспедицию. Преступник или кто-то из его близких был выслежен, убит и обезглавлен, чтобы защитить честь семьи. Такая карательная экспедиция обычно также вызывала противодействие, и такие распри, таким образом, могли продолжаться из поколения в поколение.
В дополнение к таким актам мести были организованы нападения, успешный исход которых повышал престиж участвовавших в основном молодых людей. Такие нападения, часто на дальние деревни, убивают без разбора. В некоторых районах, например, в районе Киангана, женщин и детей пощадили и продали в рабство, но другие охотники за головами не щадили их.
Помимо вышеуказанной причины, у Ифугао были и другие причины, по которым Ифугао охотился за головами, например, смерть жены во время родов, когда муж чувствовал себя вынужденным взять голову незнакомца, чтобы душа умершего могла найти покой в загробная жизнь. Более того, считалось, что, если такая акция не будет произведена, близкий родственник тоже заболеет и умрет.
Охота за головами, как и все важные события в жизни Ифугао, была окружена всевозможными обычаями и ритуалами. Перед этим животных приносили в жертву богам. Также по пути к цели они высматривали любые дурные предзнаменования, например, пересекающуюся змею. Такое предзнаменование могло быть поводом отложить экспедицию по охоте за головами. После удачного исхода вокруг захваченных голов в течение пяти ночей устраивались вечеринки и танцы, голова жертвы обычно направлялась руководителю экспедиции. Успех бойца отражался в количестве серёжек, которые он носил. Каждая серьга представляла собой отрубленную голову. После этого головы были закопаны в землю вокруг дома руководителя экспедиции, после чего их выкопали и снова очистили через несколько месяцев. В конце концов черепа повисли на видных местах в его доме, например, у двери или у костра.
На стороне жертвы также совершались всевозможные ритуалы. Семья жертвы исполнила боевой танец ( химонг) и поклялась отомстить. Позже жертву похоронили в сидячем положении с копьем в руке в знак того, что вот-вот начнется месть. Наконец, был проведен ритуал, определявший, кто должен возглавить месть убийцам. Семья погибшего села в круг вокруг смертельно раненого цыпленка, и человек, от которого цыпленок в конце концов упал замертво, стал руководителем экспедиции.
Хедхантинг давно ушел в прошлое. Последние инциденты произошли в начале 20 века.
Основное блюдо Ифугао состоит из основного крахмала, чаще всего риса, поскольку это их основная еда, подается с такими блюдами, как овощи, рыба или улитки, ароматизаторами, а иногда и приготовленным мясом животных, таким как курица и свинья. Во время низкого уровня риса ифугао потребляют зерно или корнеплоды, такие как сладкий картофель. В качестве закусок подают свежие ягоды и другие растительные продукты и растения. Рисовое вино (называемое байя или бубуд ) является обязательным в большинстве ритуалов и особых случаев с домашними дрожжами и клейким рисом в качестве основных ингредиентов. Деревянные ложки для риса со священными резными изображениями булул, представляющих божеств или духов предков ( анито ), являются традиционными для народа Ифугао. Несмотря на анимистическую резьбу, это повседневная утварь, используемая для еды риса или супов или подачи рисового вина. Сегодня их обычно продают туристам в качестве сувениров.
Среди мужчин Ифугао татуировки были тесно связаны с широко распространенной практикой набегов за головами. В обществах охотников за головами, таких как Ифугао, татуировки были записью того, сколько голов воины взяли в битве, и были частью обрядов посвящения во взрослую жизнь. Таким образом, количество, дизайн и расположение татуировок свидетельствовали о статусе и доблести воина. Они также считались магической защитой от различных опасностей, таких как злые духи и болезни. Распространенные мотивы Ифугао включают кинабу (собака), обычно помещаемую на грудь; тинагу (человеческие фигуры); и гинаванг или гинаяман (многоножки).
Обручения распространены среди Ифугао, особенно среди богатого класса; и они выполняют несколько обрядов в браке, например, бубун (предоставление свиньи семье женщины). Ифугао практикуют ухаживание, называемое ча-и-синг (эта практика известна как ебган для племен Калинга и как панги для племен Тинггиан ), при котором мужчины и женщины разделяются на «дома». Дом для мужчин называется Ато, а дом для женщин известен как олог или агаманг. Самцы посещают женщин в ологе - «обручальном доме» - для исполнения романтических песен. На эти песни самки тоже отвечают пением. За продолжающимся ритуалом ухаживания наблюдает женатый старейшина или бездетная вдова, которая держит родителей участвующих мужчин и женщин в курсе о ходе процесса ухаживания. У народа Ифугао были устоявшиеся ценности в отношении брака и сексуальности. Примером этого является их обычай приравнивать размер женской груди и ширину бедер к цене приданого.
Мужчины носят набедренную повязку ( вано), а женщины - юбку с запахом ( ампуйо, также известную как тапис ). В особых случаях мужчины носят сумку из бетеля ( пинухха) и боло ( гимбаттан).
Люди Ифугао в своей традиционной одежде
Ткань, сотканная из Ифугао
Женщины ифугао в Банауэ носят алампай
Родное платье Ифугао
Молодежь Ифугао в традиционной одежде
Музыкальные инструменты включают гонг ( гангха), деревянный инструмент, по которому наносят удары другим куском дерева ( бангибанг), тонкий медный инструмент, который щипают ( биккунг), струнные инструменты ( айюдин и баббонг), носовые флейты ( ингжиинг) и ротовые флейты. ( куплинг или иппиип). PewPew это ударный инструмент сделанный из бамбука.
Дома Ифугао ( Бале) построены на четырех деревянных столбах в 3 метрах от земли и состоят из одной комнаты, входной двери ( панто) и задней двери ( авидан), со съемной лестницей ( тетэ) к входной двери. Временные хижины ( абонги) служат приютом для рабочих в поле или в лесу.
Уильям Скотт описывает детали, связанные с домом Ифугао: «Квадратный в плане этажа, он приподнят примерно до уровня плеч четырьмя столбами ( тукуд), вокруг которых установлены цилиндрические деревянные крысоловы ( халипан), несущие две поперечные балки ( кулинг).), которые поддерживают три этажа балки, в которые половицы ( dotal) установлены и древесных плит ( goab и pamadingan) и шпильки ( Bagad) являются шипом. четыре шпильки, расположенные на углу дома, которые шипом на их верхнем конце на четыре галстук-бобы или прогоны ( ванан), которые образуют квадрат, выдерживающий большую часть веса крыши, а также центральную перекладину ( пумпитолан), на которой стоят две стойки царицы ( такнанг). Эти стойки царицы заканчиваются небольшим квадратом ( амбубулан), который поддерживает верхние концы стропил ( bughol), крыши, являющиеся истинная пирамиду в форме с четырьмя треугольных сторон и, таким образом поднимая к вершине без каких - либо стропил. в древесных плитах являются rabbeted в поперечных балки ( huklub) в WAIS t или высота комода, при этом между ними и крышей устанавливается полка ( патио), карнизы которой опускаются до уровня пола. Над поперечными балками часто устанавливают тростниковый пол или площадку, чтобы сделать место для хранения немолотого риса наподобие чердака ( палан). Деревянные панели закрывают дверные проемы с двух противоположных сторон дома, а вход осуществляется по лестнице, которую на ночь убирают. Этот тип дома называется тюк (или Fale), но то же самое основное здание с некоторыми изменениями - в древесных плит доходящими до крыши, есть только одна дверь, и все это меньше - служит крысами доказательство зернохранилища ( аланг) ".
Хотя большинство Ифугао уже обратились в католиков из своей первоначальной анимистической религии, из их мифологии, они считали, что произошли от Вигана и Бугана, которые являются детьми Баккайавана и Бугана из Небесного Мира ( Кабуняна).
Ифугао верят в 6 миров: Небесный мир ( Кабунян), Земной мир ( Пугау), Подземный мир ( Далом), Восточный мир ( Лагуд), Западный мир ( Дайя) и Духовный мир ( Кадунгаян). Таликуд несет Земной мир на своих плечах и вызывает землетрясения. Ифугао включает поклонение природе и предкам, а также участие в ритуалах ( баки) под председательством мумбаки. Священники ( мунагао и мумбини) направляют людей в обрядах на удачу.
СМИ, связанные с людьми Ифугао на Викискладе?