Тагбанва

редактировать
Тагбанва
ᝦᝪᝯ
Остров Корон, Палаван, Филиппины.jpg Народ Тагбанва в Корон, Палаван
Всего население
50,710 (перепись 2010 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Филиппины (Палаван )
Языки
Аборлан Тагбанва, Каламский Тагбанва, Центральный Тагбанва, Куйонон, Хилигайнон, Тагальский
Религия
Римско-католический, Язычество, Коренная религия тагбанва
Родственные этнические группы
другие этнические группы Палавана, другие австронезийские народы

народ тагбанва (тагбанва : ᝦᝪᝯ) - одна из древнейших этнических групп на Филиппинах, и их можно найти в основном в центральном и северном Палаване. Исследования показали, что тагбанва являются возможными потомками Табон Мэн, что делает их одними из коренных жителей Филиппин. Это коричневокожие, стройные и прямые волосы. красная этническая группа.

Есть две основные классификации, основанные на географическом положении, где они могут быть найдены. Центральные Тагбанва встречаются в западных и восточных прибрежных районах центрального Палавана. Они сосредоточены в муниципалитетах Аборлан, Кесон и Пуэрто-Принсеса. каламский тагбанва, с другой стороны, встречаются на побережье Бараса, остров Бусуанга, остров Корон и в некоторых частях Эль-Нидо. Эти две подгруппы тагбанва говорят на разных языках и не имеют одинаковых обычаев.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Наследие
  • 2 Культура
    • 2.1 Язык
    • 2.2 Религия коренных народов тагбанвы
    • 2.3 Бессмертные
    • 2.4 Семейная структура
    • 2.5 Изобразительное искусство и ремесла
    • 2.6 Исполнительское искусство
      • 2.6.1 Музыка
      • 2.6.2 Танец
      • 2.6.3 Драма
  • 3 Экономическая деятельность
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История

Согласно народной истории, Тагбанва были ранними отношениями с Брунеем, с первым султаном Бруню, из места под названием Бурнай .

Формальная история племени тагбанва началась в 1521 году, когда корабли Магеллана пришвартовались в Палаване за провизией. Антонио Пигафетта, летописец Магеллана, записал, что тагбанва практиковали ритуал кровопролития, возделывали свои поля, охотились с паяльной трубкой и толстыми деревянными стрелами, ценили латунные кольца и цепи, колокольчики, ножи и медная проволока для привязки рыболовных крючков, выращивание больших и очень ручных петухов для боя и дистиллированное рисовое вино.

До второй половины 17 века южный Палаван находился под юрисдикцией султана Брунея, что привело к трениям между испанцами и султаном. В течение этого времени, почти триста лет, испанцы и мусульмане Сулу, Минданао, Палавана и северного Борнео находились в состоянии войны.

В 19 веке тагбанва продолжали верить в своих родных богов. Каждый год после каждого урожая отмечается большой праздник в честь их божеств.

Когда испанский режим закончился и американцы оккупировали Филиппины, некоторые изменения произошли на острове Палаван и в Тагбанве. В 1904 году Ивахиг стал местом исправительной колонии, которая вытеснила Тагбанва по мере ее расширения. В 1910 году американцы сделали резервацию для Тагбанва. В последующие годы внутренняя миграция с Висайских островов и из Лусона, преобладание христианской религии и поглощение острова экономическим и политическим мейнстримом маргинализировали народ тагбанва.

Родовое владение

В 1998 году тагбанва острова Корон были награждены Сертификатом правового титула на исконные владения (CADT) на территории более чем 22 000 гектаров земли и моря. CADT - это титул на землю и море, которые веками поддерживали сообщество. Это дает Тагбанва право управлять территорией и сохранять ее богатые морские и наземные ресурсы.

Родовое владение народа Тагбанва острова Корон охватывает две деревни Бануанг Даан и Кабугао, а также соседний остров Делиан. Родовыми владениями в настоящее время управляет вождь племени Родольфо Агилар I, которому помогает его Совет старейшин.

Calamian Tagbanwa of Coron подали первый официальный иск на Филиппинах в отношении своих «родовых вод». Инициатива также стала первым заявлением о водах предков, признанным правительством. В марте 2010 года Табган, ранее изгнанный с острова Калауит, получил CADT, охватывающий более 55 000 гектаров, в знак признания исконных земель и вод общин. Название охватывает весь остров и включает 50 000 гектаров родовых вод, окружающих остров.

Культура

Язык

Образец письма тагбанва в Museo Palawan (Музей Палавана).

У народа тагбанва есть свои родные языки (аборлан тагбанва, каламский тагбанва и центральный тагбанва ) и система письма, однако они также хорошо говорят на языке Палавано и на нескольких других диалектах, таких как тандуланон, силанганон и барас в каждой местности, в то время как значительное число из них может понимать тагальский язык, батак, куйонон и калавийский язык.

Коренная религия тагбанва

Озеро Каянган считается священным местом народа тагбанва.

Бессмертные

  • Мангиндуса: также упоминается как Нагабакабан, божество высшего ранга, живущее в Аван-аване, регионе за Лангитом; бог небес и каратель преступлений; также упоминается как Магиндуса, божество, дающее людям их истинные души, называемые кьяралува при рождении, через нос ребенка, выходящего из вульвы; никогда не спускается с Аван аван; он изображен сидящим и раскачивающимся взад и вперед в бинтаяване
  • Бугавасин: жена Мангиндусы
  • Дибуватанин: посланники Мангиндусы
  • Тунгкуянин: божество, сидящее на краю этого небесного покрова с его ногами, свисающими во вселенную; тоже сидит, глядя на землю; если бы он поднял голову и посмотрел вверх, он упал бы в небытие
  • Магракад: бог, найденный ровно в полдень по другую сторону солнца; дает тепло, которое поддерживает жизнь, а когда люди болеют, уносит болезнь
  • Бангкай: духи облачной области, называемой Дибуват; духи людей, которые были убиты насилием, ядом, или тех, кто умер при родах
  • Булалакав: также называемый Дивата кат Дибуват; они летают в облаках, чтобы помочь людям
  • Поло: доброжелательный бог моря, к которому взывают во время болезней
  • Седумунадок: бог земли, чья благосклонность его ищут, чтобы собрать хороший урожай
  • Табиакуд: бог подземного мира в глубоких недрах земли
  • Дивата Кат Сидпан: божество, живущее в западном регионе, называемом Сидпан; контролирует дожди
  • Дивата Кат Либатан: божество, живущее в восточном регионе, называемом Бабатан; контролирует дождь
  • Тумангкуюн: мыть и содержать в чистоте стволы двух священных кардинальных деревьев в Сидпане и Бабатане, используя кровь тех, кто умер во время эпидемий; кровь, которую он использует, вызывает цвета восхода и заката
  • Амьян: горячие, сухие северо-восточные ветры
  • Дивата катамян: вызывается, когда влажный период длится слишком долго и эти жаркие-сухие ветры Амьяна необходимы
  • Салакап: дух эпидемической болезни, которая приходит на землю через северо-западные ветры
  • Талиякуд: главный бог подземного мира, который разводит огонь между двумя стволами деревьев; задает душам мертвых вопросы, где вошь души действует как совесть, которая правдиво отвечает на вопросы; если душа зла, ее бросают и сжигают, но если она хорошая, она переходит в более счастливое место с обильной пищей
  • Дивата: общий термин для божеств; они создали первого человека, созданного из земли, и дали ему элементы огня, кремневидные камни, железо и трут, а также рис и, самое главное, рисовое вино, которое люди могли использовать для вызова божеств и духов. их мертвых

Семейная структура

Типичная хижина тагбанва.

Основной социальной единицей тагбанвас является их нуклеарная семья, состоящая из супружеской пары и их детей. Они моногамны. Они живут в домах, которые сделаны из бамбука и дерева для прочного каркаса, из листьев анахава для крыши и стен и из бамбуковых реек для пола. Тагбанва живут компактными деревнями, насчитывающими от 45 до 500 человек.

Семьи могут быть как свободными людьми, так и дворянами, которые в южных племенах известны как усба.

Изобразительное искусство и ремесла

Традиционные костюмы тагбанва изготавливались из коры деревьев, особенно салугин. Приготовление этой коры было уникальным. После вырубки дерево обрезали вокруг ствола, срезали внешнюю кору, чтобы обнажить внутренний слой. Молотком будет бить слой до тех пор, пока он не станет достаточно мягким, чтобы свисать со ствола. Его моют и сушат на солнце. В прошлом мужчины носили простые набедренные повязки, поддерживаемые плетеным поясом из ротанга, называемым амбалад, в то время как женщины носили только короткие юбки с запахом из коры. Позже тагбануа переняли некоторые предметы мусульманской одежды. В настоящее время, в то время как многие тагбанва все еще носят свою традиционную одежду, одежда западного типа нашла свое распространение среди людей.

Старейшина тагбанва ткет пандановую циновку.

В прошлом, когда и мужчины, и женщины носили свои волосы. длинные, они набивали и чернили свои зубы и вырезали беруши из лиственных пород древесины. Тагбанва также вырезал деревянные гребни и браслеты. На них нанизывали бусы, чтобы покрыть женские шеи. Ножные браслеты из меди и латунной проволоки также изготавливались и носились женщинами.

Женщины тагбанва носили яркие украшения тела и одежду ярких цветов. Они одеваются так же, как и жители низин, не принадлежащих к племени, но некоторые пожилые мужчины предпочитают использовать стринги для комфорта при обработке поля или на рыбалке.

Корзины и резьба по дереву являются сегодня наиболее заметными изделиями художественных промыслов Тагбанва. Они выделяются количеством дизайнов, которые они наносят на свой тингкоп (корзину для сбора урожая). Корзины изготовлены из черненого и натурального бамбука, что выделяет их дизайн. Корзина конической формы - еще один прекрасный пример высокого мастерства Тагбанва. Используя черный и естественный цвет снаружи, в центре конуса бамбуковая полоса немного уменьшена, создавая ровные отверстия для экрана. Эффект воронки достигается за счет тесного переплетения бамбуковых полос к верху.

Корзинки для мягкого риса, называемые байонг-байонг, бывают разных необычных форм. У них квадратные основания и круглые вершины. Чтобы получить интересные блоки и V-образные формы, на гладкие стороны бури накладываются цветные бури. Цвет вплетен в корзину Тагбанва с использованием окрашенных пальмовых листьев.

Черненая резьба по дереву животных с простыми гравированными или надрезанными элементами, открывающими оригинальную белую текстуру дерева, являются наиболее известными примерами резьбы по дереву Тагбанва или скульптура.

Некоторые из вырезанных объектов: мамманук (петух), ритуальная чаша, кируман (черепаха), карарага (местная птица), дугьян (небольшое наземное животное), ящерицы и дикие свиньи. Резные животные используются с рисом, орехами бетеля и другими подношениями, чтобы привлечь божеств и духовных родственников в ритуалах пагдивата. Например, черепахи плавают на зернах палая в древней торговой чаше Мин. Другие, которые не используются в ритуалах, становятся игрушками для детей.

Исполнительское искусство

Музыка

Музыкальный инструмент тагбанва, сделанный из бамбука с надписью тагбанва.

Дополняет богатые ритуалы тагбанва. и общественные собрания в прошлом были набором музыкальных инструментов. В их число входили арудинг или челюстная арфа; бабарак или носовая флейта; типану или устная флейта; паганг и тибулду, две разновидности бамбуковых цитр; кудлунг или лодочная лютня; карданный шарнир или барабан, верхняя часть которого была сделана из кожи байавака или варанской ящерицы; и утомительный, состоящий из кусков бамбука с отверстиями разного размера, издающих разные ноты при ударе палкой. Кроме того, было два общих типа гонгов, полученных из мелкого бабандила. Ротовая флейта все еще используется, а гонги и барабаны все еще играют во время ритуалов. Современные гитары акустического типа и укулеле, которые сделаны из половинки кокосовой скорлупы, вытесняют другие инструменты.

Танец

Известные танцы, связанные с ритуалами, следующие: абеллано, также называемый сориано, традиционный танец в исполнении мужчин; бугас-бугасан, танец для всех участников пагдиваты после того, как они выпили церемониальную табад (рисовое вино); калиндапан, сольный танец женщины бабайлан и ее сопровождающих; руны, ритуальные танцы, исполняемые сельскими жителями на берегу моря, где для богов плывут бамбуковые плоты, нагруженные подношением еды; сарунгкай, исцеляющий танец главного бабайлана, когда она балансирует с мечом на голове и машет угсангом или полосой пальмовых листьев; тугатак и тариндак - танцы, исполняемые сельскими жителями, которые посещают иним или пагдивата; тамиган, исполняемый мужчинами-бойцами, использующими круглые веялки или билао для обозначения щитов.

Танец, сопровождающий ранний, исполняемый около полуночи и продолжающийся до рассвета, возможно, самый трогательный из всех танцев тагбанва, поскольку он является частью священного ритуала, который проводится только раз в год и проводится на пляже, откуда ритуальный плот был спущен на воду в сторону морского мира.

Гости, которые посещают ритуал альбарка, смотрят танцы, такие как бусак- бусак, танец паука; батак рибид - танец, имитирующий сбор камоте; бунгало, показывающий танец; бугсай-бугсай, весло с веерами; сегуцет - танец ухаживания; и тарек, традиционный танец. Андарди - это фестивальный танец тагбанва в Аборлане и его окрестностях, исполняемый на общественных собраниях. Танцуя во время фестиваля, исполнители одеты в свои костюмы и держат в каждой руке по высушенному пальмовому листу, называемому паласпа. Музыка андарди состоит из одной части из двенадцати тактов, которые играют или поют непрерывно на протяжении всего танца. Барабан или гонги сопровождают музыку и песню.

Драма

Драма в обществе Тагбанва выражается в миметических танцах, имитирующих животных, таких как бусак-бусак, и танцах, демонстрирующих занятия, например, батак рибид и багсей-бугсей. Но наиболее важными миметическими формами являются ритуалы, в которых жрица одержима и играет роль божества, которому делаются подношения.

Экономическая деятельность

Они выращивают рис на ходу или поле каингин, засаженное сладким картофелем, кукурузой и маниокой. Жители прибрежных районов занимаются рыбной ловлей и обменивают ее на сельскохозяйственную продукцию для потребления. Они также собирают продукты леса, такие как жевательная резинка, ротанг и мед, за деньги.

Самый высокий потенциальный источник дохода для тагбанва - это ремесла, особенно деревообработка, изготовление циновок и плетение, сырье для которых легко доступно для них.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:30:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте