Бонток люди

редактировать
Бонток
Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии (1903 г.) (14579727919).jpg Бонток (ок. 1903)
Всего населения
57 922 (2010)
Регионы со значительной численностью населения
  Филиппины ( административный район Кордильеры )
Языки
Бонток, Илокано, Тагальский
Религия
Христианство, местная народная религия
Родственные этнические группы
Народы игорот

Бонток (или Bontok) этнолингвистическая группы могут быть найдены в центральной и восточной частях провинции горы, в Филиппинах. Хотя некоторые Bontocs из Natonin и Paracelis идентифицируют себя как Balangaos, Gaddangs или Kalingas, термин «Бонток» используются лингвистами и антропологами различать спикер языка бонток из соседних этнолингвистических групп. Раньше они охотились за головами и имели отличительные татуировки на теле.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 География
  • 2 Социальная организация
  • 3 Язык
  • 4 Культура
    • 4.1 Татуировки
    • 4.2 Кухня
  • 5 Коренная религия
    • 5.1 Бонтокские боги
    • 5.2 Другие цифры
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Внешняя ссылка

География

Бонток живут в гористой местности, особенно недалеко от реки Чико и ее притоков. Минеральные ресурсы ( золото, медь, известняк, гипс ) можно найти в горных районах. В частности, золото традиционно добывается в муниципалитете Бонток. Река Чико содержит песок, гравий и белую глину, а в лесах Барлиг и Саданга в этом районе растут ротанг, бамбук и сосны. Это вторая по величине группа в Горной провинции.

Социальная организация

Традиционный бонтокский дом, 1903 год. Бале-дом народа игорот с его скелетами.

Социальная структура Бонтока раньше была сосредоточена вокруг сельских районов, в которых было от 14 до 50 домов. Традиционно юноши и девушки жили в общежитиях и питались вместе со своими семьями. Это постепенно изменилось с приходом христианства. У бонтоков есть три различных жилищных строения коренных народов: место жительства семьи ( катюфонг), общежития для женщин ( olog) и общежития для мужчин ( ато / атор). Различные сооружения в основном связаны с сельскохозяйственными потребностями, например, рисовые зернохранилища ( акхаманг) и свинарники ( хонго). Традиционно все строения имеют кровли из травяного покрытия inatep, cogon. В домах Bontoc также есть множество посуды, инструментов и оружия: например, инструменты для приготовления пищи; сельскохозяйственные инструменты, такие как боло, лопатки и плуги, ловушки для рыбы из бамбука или ротанга.

Бонтоки гордятся своими родственными узами и единством как группа ( sinpangili), основанная на принадлежности, совместной истории против злоумышленников и общинных ритуалах для сельского хозяйства и вопросов, влияющих на всю провинцию, таких как стихийные бедствия. Группы родства выполняют две основные функции: контроль собственности и регулирование брака. Однако они также важны для взаимного сотрудничества участников группы.

Обычно в бонтовском обществе есть три социальных класса: какачангян (богатые), вад-ай нгачанна (средний класс) и лава (бедные). Богатые спонсируют пира и помогают тем, кто в беде, как демонстрацию своего богатства. Бедные обычно работают издольщиками или разнорабочими у богатых. У бонтоков была каста, называемая кадангян, члены которой играли особые руководящие роли, состояли в браке только в пределах одной касты и носили специальную одежду.

Язык

Основная статья: Бонтокский язык

Бонтоки говорят на бонтокском и илокано.

Культура

Женщина Бонток со змеиным скелетом в волосах. Скелеты служат оберегом от молнии.

В прошлом Бонток не участвовал ни в каких обычных развлечениях или азартных играх, практикуемых в других частях страны, но исполнял круговой ритмический танец, разыгрывая определенные аспекты охоты, всегда в сопровождении гангса или бронзового гонга.. Во время танцевальной драмы не было ни пения, ни разговоров, но женщины принимали участие, как правило, за пределами окружности. Это было серьезное, но радостное мероприятие для всех, в том числе для детей. Современные бонтоки - мирные земледельцы, которые по своему выбору сохранили большую часть своей традиционной культуры, несмотря на частые контакты с другими группами. Музыка также важна для жизни Бонтока, и ее обычно играют во время церемоний. Песни и песнопения сопровождаются носовыми флейтами ( калаленг ), гонгами ( гангса), бамбуковым ротовым аппаратом ( affiliao) и еврейской арфой ( ab-a-fiw). Богатые семьи используют украшения, которые обычно сделаны из золота, стеклянных бус, агатовых бус ( аппонг) или ракушек, чтобы показать свой статус.

Мужчины носят стринги ( лозы) и ротанговую шапку ( суклонг). Женщины носят юбки ( тапис).

Бонтоки используют оружие, такое как боевые топоры ( пин-нанг / пинангас), ножи и копья ( фальфег, фанкао, синалавитан) и щиты ( каласаг ).

Ритуал пасикинга бонтов называется такба и представляет собой фигуру предка и активного участника ритуалов бегнаса.

Традиционный ритуал Бонтока во время поминок со стулом смерти.

Татуировки

Основная статья: Баток Бонток мужчина с татуировками

Среди народа бонтов татуировки известны как фатек. Бонток описывает три типа татуировок : чак-лаг ', татуированная грудь человека, берущего голову; понг'-о, татуированные руки мужчин и женщин; и fa'-tĕk для всех остальных татуировок обоих полов. Женщинам наносили татуировки только на руках, что делали они, чтобы подчеркнуть свою красоту или обозначить свою готовность к браку. Во время традиционных танцев руки были наиболее заметными частями тела. Считается, что мужчины не станут ухаживать за женщинами, у которых нет татуировок. Татуировки указывали на то, что мужчина был воином, отрубившим головы во время битвы. Одним из используемых методов татуировки был метод «прокол / порез и мазок». Бу-ма-fa'-TEK (татуировщик) сначала нарисовать рисунок на коже с чернилами сажи и воды, а затем проколоть кожу с ча-kay'-ЯМ, и, наконец, разброс сажу в открытую кожу и вручную втирать пигмент в кожу.

Кухня

Рис считается основным продуктом выращивания бонток, но в засушливые периоды с февраля по март, когда мало дождей, они обычно употребляют камоте, кукурузу и просо в качестве альтернативы рису. Bontoc также ловят и собирают рыбу, улиток и крабов для потребления или продажи. Раньше люди бонток обычно приносили табак и спички, когда охотились на диких оленей и диких свиней. В лесах они также собирают ротанг, съедобные плоды, пчелиный воск и мед, а также дикие съедобные или декоративные растения.

Коренная религия

Смотрите также: коренных филиппинских народных религий

Дохристианская система верований Бонтока основана на иерархии духов, высшим из которых является верховное божество по имени Интутунгчо, чей сын Люмавиг спустился с неба ( чайя), чтобы жениться на девушке Бонток. Люмавиг обучил бонтов их искусству и навыкам, включая орошение их земель. Бонтоки также верят в анито, духов мертвых, которые вездесущи и нуждаются в постоянном утешении. Любой может вызвать анито, но провидец ( insup-ok) заступается, когда кто-то болен злыми духами.

Местная религия бонтов сохранялась веками. Бонтоки верят в уникальный пантеон божеств, верховным богом которого является культурный герой Люмавиг, сын Кабуниана. Есть много священных мест, связанных с Lumawig и различными божествами Bontoc. Устная традиция гласит, что Люмавиг преподал народу бонтов пять великих уроков, а именно: (1) мужчина не должен воровать; (2) нельзя сплетничать; (3) мужчины и женщины не должны прелюбодействовать; (4) нужно быть умеренным в еде и употреблении спиртных напитков; и (5) все люди должны жить простой и трудолюбивой жизнью.

Бонтокские боги

Основная статья: Список филиппинских мифологических фигур
  • Intutungcho (кабунианец): верховное божество, живущее наверху; также упоминается как Кабуниан; отец Люмавига и двух других сыновей
  • Лумавиг: также упоминается как верховное божество и второй сын Кабуниана; эпический герой, который научил бонток их пяти основным ценностям эгалитарного общества. Бонтокский герой Люмавиг учредил своего атора, политическое учреждение, отождествляемое с церемониальным местом, украшенным черепами охотников за головами. Люмавиг также дал бонтокам навыки полива, табу, ритуалы и церемонии после того, как спустился с неба ( чайя) и женился на девушке бонток. Каждый атор имеет совет старейшин, называемых ингтугтукон, которые являются экспертами по обычным законам ( адат). Решения принимаются консенсусом.
  • Первый сын Кабуниана
  • Третий сын Кабуниана
  • Чал-чал: бог солнца, сыну которого Кабигат отрубил голову; помог богу Лумавигу найти супруга
  • Кабигат: богиня луны, отрезавшая голову сына Чал-чала; ее действие является источником хедхантинга
  • Сын Чал-чала: ему отрубил голову Кабигат; возрожден Чал-чалом, не имеющим недоброжелательности против Кабигата
  • Об-Обанан: божество, в белых волосах которого обитают насекомые, муравьи, многоножки и все паразиты, беспокоящие человечество; наказал человека за грубость, дав ему корзину, наполненную всеми насекомыми и рептилиями в мире
  • Чача ': бог воинов
  • Кед-Йем: бог кузнецов, отрубивший головы двум сыновьям Чачи за то, что они разрушили его работу; Позже Чача бросил вызов, что в конечном итоге привело к печенскому пакту о прекращении боевых действий.
  • Два сына Чачи: обезглавлены Кед-Йемом за то, что они уничтожили его работу

Прочие цифры

  • Фукан: младшая из двух девушек, которых Люмавиг встретил в Ланао; женат на Люмавиге; позже принял название Cayapon; умер после танцев в табуированной манере, что привело к тому, что смерть стала нормой среди смертных
  • Два сына Каяпона: двое детей Лумавига и Фукана; помогли жителям Канео, которых впоследствии убили два брата
  • Батанга: отец двух девочек, которых Лумавиг встретил в Ланао.

Смотрите также

использованная литература

Внешняя ссылка

СМИ, связанные с людьми Bontoc на Викискладе?

Последняя правка сделана 2023-04-20 11:02:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте