Религиозный синкретизм

редактировать
Слияние двух или более систем религиозных убеждений в новую систему

Религиозный синкретизм демонстрирует смешение двух или более религиозных системы верований в новую систему или включение в религиозную традицию верований из несвязанных традиций. Этому контрастирует идея множественной религиозной принадлежности и политеизма соответственно.

Это может происходить по многим причинам, и последний сценарий довольно часто случается в областях, где несколько религиозных традиций существуют в непосредственной близости и активно действуют в культуре, или когда культура завоевана, а завоеватели приносят свои религиозные убеждения с ними, но не удается полностью искоренить старые верования или, особенно, практики.

Религии могут иметь синкретические элементы в своих верованиях или истории, но приверженцы так называемых систем часто осуждают применение этого ярлыка, особенно приверженцы, которые принадлежат к «откровенным» религиозным системам, таким как авраамические религии или любая система, которая демонстрирует подход exclusivist. Такие приверженцы иногда видят в синкретизме предательство своей чистой истины. По этой причине добавление несовместимого убеждения искажает исходную религию, делая ее неверной. В самом деле, критики определенной синкретической тенденции могут иногда использовать слово «синкретизм» как уничижительный эпитет, как обвинение, подразумевающее, что те, кто стремится включить новый взгляд, веру или практику в религиозную систему, фактически искажают первоначальную веру. Следствием этого, по словам Кейта Фердинандо, является фатальный компромисс с целостностью доминирующей религии. С другой стороны, неэксклюзивистские системы верований могут чувствовать себя вполне свободными при включении других традиций в свои собственные.

Содержание

  • 1 Древняя история
    • 1.1 Раннее христианство
    • 1.2 Ранний иудаизм
  • 2 Постклассическая история
    • 2.1 Ислам и религии Западной Азии
    • 2.2 Религии Южной и Восточной Азии
  • 3 Современная история
    • 3.1 Христианство
      • 3.1.1 Протестантская Реформация
      • 3.1.2 Новый Свет
      • 3.1.3 Восточная Азия
      • 3.1.4 Южная Италия
    • 3.2 Вера бахаи
    • 3.3 Карибские и афро-американские
    • 3.4 Другое
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература

Древняя история

Классические Афины были исключительными в вопросах религии. Некоторые источники утверждают, что Указ Диопейта объявил введение чужеземных богов и веру в них уголовным преступлением и разрешил только грекам поклоняться в афинских храмах и на праздниках, поскольку иностранцы считались нечистыми. Другие источники оспаривают существование указа.

В любом случае Афины импортировали множество иностранных культов, включая культы Кибелы и фракийской богини Бендис, и в некоторых случаях это предполагало слияние идентичностей: например, Геракл, который традиционно считался смертным героем, здесь и в других частях Эгейского мира начал идентифицироваться как божественный ( олимпиец ), возможно, под влиянием восточных аналогов, таких как тириан мелкарт.

синкретизм функционировал как черта эллинизма древнего Греческая религия, правда, только за пределами Греции. В целом эллинистическая культура в эпоху, последовавшую за Александром Македонским, сама проявляла синкретические черты, в основном смешанные с месопотамским, персидским, Анатолийские, египетские (и в конечном итоге этрусские - римские ) элементы в эллинской формуле. египетский бог Амон развился как эллинизированный Зевс Аммон после того, как Александр Великий отправился в пустыню, чтобы найти своего оракула в Сива.

Такие идентификации происходят из interpatio graeca, эллинской привычки отождествлять богов разрозненных мифологий со своими собственными. Когда протогреки (народы, чей язык превратился в собственно греческий) впервые прибыли в Эгейское море и на материковую часть современной Греции в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, они нашли локализованных нимф и божества, уже связанные со всеми важными особенностями ландшафта: гора, пещера, роща и источник - у всех было свое собственное божество, почитаемое на местах. Бесчисленные эпитеты олимпийских богов отражают их синкретическое отождествление с этими различными фигурами. Один определяет «Зевса Молосса» (которому поклоняются только в Додоне ) как «бога, идентичного Зевсу, которому поклонялись молосцы в Додоне». Большая часть явно произвольных и тривиальных мифических басен является результатом попыток более поздних мифографов объяснить эти неясные эпитеты.

Римляне, считавшие себя общими наследниками очень похожая цивилизация, идентифицировала греческих божеств с подобными фигурами в этрусско-римской традиции, хотя обычно без копирования культовых практик. (Подробнее см. Interpretatio graeca.) Синкретические боги эллинистического периода также нашли широкую поддержку в Риме: Серапис, Исида и Митра, например. Кибела, которой поклонялись в Риме, по сути, представляла синкретическую восточно-средиземноморскую богиню. Римляне импортировали греческого бога Диониса в Рим, где он слился с латинским медом богом Либером и преобразовал анатолийского Сабазия в римского Сабазия..

Степень соответствия варьировалась: Юпитер, возможно, лучше подходит для Зевса, чем сельская охотница Диана для вызывающего страх Артемиды. Арес не совсем соответствует Марсу. Римляне физически импортировали анатолийскую богиню Кибелу в Рим из ее анатолийского культового центра Пессинос в форме ее первоначального архаического камня идола ; они идентифицировали ее как Magna Mater и дали ей символический образ матери, развитый в эллинистическом Пергаме.

. Точно так же, когда римляне столкнулись с кельтами и германскими народами, они смешали богов этих народов со своими собственными, создав Сулис Минерву, Аполлона Сучелоса (Аполлона Доброго Поражателя) и Марса Вещуса (Марса военного собрания), среди которых многие другие. В Германии римский историк Тацит говорит о германских поклонниках Геракла и Меркурия ; большинство современных ученых условно идентифицируют Геракла как Тора и Меркурия как Одина.

. Римлянам было знакомо понятие синкретизма, потому что с самых ранних времен они испытывали его, среди прочего, с греками. Римляне включили в свою религию греческих Аполлона и Геракла. Они не рассматривали религиозные аспекты, которые они переняли из других культур, как отличные или менее значимые от религиозных аспектов, которые были римскими по происхождению. Раннее римское принятие религий других культур в свои собственные облегчило им интеграцию вновь встреченных религий, которые они обнаружили в результате своего расширения.

Раннее христианство

Гностицизм определяется как ранняя форма синкретизма, бросившая вызов верованиям ранних христиан. Гностический дуализм постулировал, что только духовные или невидимые вещи были хорошими, а материальные или видимые вещи были злом. Ортодоксальные (основные) христиане всегда настаивали на том, что материя по своей сути хороша, поскольку, по их мнению, Бог создал все, как духовное, так и материальное, и сказал, что это «очень хорошо». Симон Маг был идентифицирован как один из первых сторонников гностицизма.

В первые несколько столетий после смерти Иисуса существовали различные конкурирующие «движения Иисуса». Римские императоры использовали синкретизм, чтобы объединить расширяющуюся империю. Социальное обращение в христианство произошло по всей Европе. Это стало еще более эффективным, когда миссионеры согласились с устоявшимися культурными традициями и сплели их в принципиально христианский синтез. Иногда старые языческие боги - или, по крайней мере, их аспекты и роли - передавались христианским святым, например, когда Деметрий Салоник унаследовал роль покровителя сельского хозяйства от Деметры и Элевсинские мистерии после кончины последнего в 4 веке.

Синкретизм отличается от ассимиляции, последнее из которых относится к способности Церкви «включать в себе все, что есть в мире правдивого, хорошего и прекрасного ». Эта идея присутствовала в ранней церкви; Второе извинение Иустина Мученика гласит: «Все, что было правильно сказано среди всех людей, принадлежит нам, христианам». Церковь усвоила многие (но не все) идеи Платона и Аристотеля. Августин Гиппопотам известен тем, что ассимилировал идеи Платона, а Фома Аквинский известен тем, что сделал это с идеями Аристотеля. В своем эссе о развитии христианской доктрины Джон Генри Ньюман разъяснил идею ассимиляции.

Ранний иудаизм

В Моисей и единобожие, Зигмунд Фрейд привел доводы в пользу иудаизма, возникшего из ранее существовавшего монотеизма, который на короткое время был навязан Египту во время правления Эхнатон. Кодекс Хаммурапи также упоминается как вероятная отправная точка для еврейских Десяти заповедей. Некоторые ученые считают, что иудаизм усовершенствовал свою концепцию монотеизма и перенял такие черты, как эсхатология, ангелология и демонология через контакты с Зороастризм.

Несмотря на еврейские галахические запреты на политеизм, идолопоклонство и связанные с ним практики (Авода Зара ), несколько Возникли комбинации иудаизма с другими религиями: мессианский иудаизм, еврейский буддизм, назаренизм и иудео-язычество. Несколько еврейских претендентов на Мессию (например, Джейкоб Франк ) и саббатеи пришли смешать каббалистический иудаизм с христианством и исламом.

Постклассическая история

Ислам и религии Западной Азии

Исламская мистическая традиция, известная как Суфизм, кажется несколько синкретичной в природа в ее истоках, но это отвергается многими другими современными учеными. Лучшее объяснение заключается в том, что,

«Единство бытия не означает, что сотворенная вселенная является Богом, поскольку бытие Бога необходимо, в то время как бытие вселенной просто возможно, то есть подвержено небытию, началу и концу, и невозможно, чтобы один из этих двух порядков бытия мог в каком-либо смысле быть другим; скорее, акт бытия сотворенной вселенной происходит от божественного акта творения и подчиняется ему, от которого он не имеет онтической независимости и, следовательно, существует только через бытие своего Создателя, единого истинного существа. Таким образом, Вахдат-аль-Вуджуд или Единство Существа влечет за собой, что ничего не существует, кроме Аллаха, Его атрибутов, Его действий и Его правил, в то время как созданное существо, как явлено нам, нельзя отождествлять с Его сущностью или атрибутами, а только с Его действиями и правилами: мир, так сказать, является чистым действием, в то время как Аллах - чистым Существом. Короче говоря [Вахдат-аль-Вуджуд] - это не пантеизм, потому что мир есть не Аллах. Определение Спинозы в Этике Бога как "простое вещество се "(собственно пантеизм) не имеет ничего общего с опытом тех, кто обладает ма'рифой [гнозисом]. Скорее, существование мира осуществляется через Аллаха, по-арабски би-ллах, точка под арабской буквой ba 'является одновременно точкой онтической связи и точкой разграничения... Вопрос между Господом (Рабом) и рабом, который является через Господа ('абд би Рабб) ".

Мейнстрим Тасаввуф не представляет себя как отдельный набор верований от мейнстрима суннитской традиции; устоявшиеся традиции, такие как Накшбанди, Кадири, Шадхили и большинство других всегда были неотъемлемой частью нормативной исламской жизни. Несомненно, некоторые группы во имя суфизма, как и другие

Во время присутствия суфиев в Бенгалии мусульманско-индуистский синкретизм был общей тенденцией, и Сайед Султан является примером этого.Книга рассказывает о происхождении пророков ислама. Помимо Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса Христа, поэт также описывает индийских божеств, таких как Брахма, Вишну, Рама и Кришна.

Баргавата королевство Марокко следовало синкретической религии, вдохновленной исламом (возможно, под влиянием иудаизма) с элементами суннитов, шиитов и Хариджит Ислам, смешанный с астрологическими и языческими традициями. Предположительно, у них был свой Коран на берберском языке, состоящий из 80 сур под руководством второго правителя династии Салиха ибн Тарифа, который взял участие в восстании Майсара. Он провозгласил себя пророком. Он также утверждал, что является последним Махди исламской традиции, и что Иса (Иисус ) будет его напарником и будет молиться за ним.

друзы интегрировали элементы исмаилитов ислама с гностицизмом и платонизмом. Сатпант считается синкретизмом исмаилитского ислама и индуизма.

Религии Южной и Восточной Азии

Буддизм синкретизировался со многими традиционными верованиями в восточноазиатских обществах, поскольку считался совместимым с местными религиями. Заметная синкретизация буддизма с местными верованиями включает Три учения, или Тройную религию, которая гармонизирует буддизм Махаяны с конфуцианской философией и элементами даосизма и Синбуцу-сюго, что является синкретизмом синто и буддизма. Религиозные верования, обычаи и идентичность жителей Восточной Азии (которые по любым меркам составляют большинство буддистов мира) часто смешивают буддизм с другими традициями, включая конфуцианство, китайскую народную религию, даосизм, синтоизм и корейский шаманизм. До и во время Второй мировой войны священник Нитирэн Сёсю по имени Джимон Огасавара предложил смешать буддизм Нитирэн с синтоизмом.

индуизм, буддизм и джайнизм в древней Индии за тысячелетия внесла множество изменений, ассимилируя элементы различных религиозных традиций. Одним из примеров этого является Движение Йога Васиштха.

Акрама Вигьяна, основанное Дада Бхагваном, которое считается джайн-вайшнавским индуистским синкретическим движением.

Моголы император Акбар, который хотел объединить различные религиозные общины в своей империи, выдвинул Дин-и-Илахи, синкретическую религию, призванную объединить лучшие элементы религий его империя. Сатпант считается синкретизмом исмаилитского ислама и индуизма.

Мейважи - это синкретическая монотеистическая религия меньшинства, базирующаяся в Тамил Наду, Индия. Его фокус - духовное просвещение и победа над смертью через учения. Мевайжи проповедует послание о Единстве сущности всех предыдущих основных священных писаний - особенно индуизма, буддизма, ислама, иудаизма и христианства - позволяя членство независимо от вероисповедания. Ученики Мейважи - это тысячи людей, когда-то принадлежавших к 69 разным кастам разных религий, объединенных в одну семью религии Мейважи.

В Китае большая часть населения следует синкретическим религиям, сочетающим буддизм Махаяны, даосизм и элементы конфуцианства. Из всех китайских верующих примерно 85,7% придерживаются традиционной китайской религии, так как многие считают себя одновременно буддистами Махаяны и даосами. Многие пагоды в Китае посвящены как буддийским, так и даосским божествам.

Точно так же в Юго-Восточной Азии местные варианты буддизма были адаптированы с учетом народных верований, таких как почитание натов в Мьянме и фи в Таиланде. Тибетский буддизм также синкретичен в заимствовании практик из более ранней религии Бон.

Традиционная мун вера народа лепча предшествует седьмому веку. обращение в ламаистский буддизм. С того времени лепча практиковали его вместе с буддизмом. С момента прибытия христианских миссионеров в девятнадцатом веке, традиции мун также соблюдались вместе с этой верой. Традиционная религия допускает включение Будды и Иисуса Христа в качестве божеств, в зависимости от домашних верований.

Современная история

Христианство

Христианский синкретизм можно противопоставить контекстуализации или инкультурации, практике приведения христианства в соответствие с культурой: контекстуализация не затрагивает доктрину, но влияет на изменение стилей или выражения поклонение. Хотя христиане часто переносили свою европейскую музыку и стили строительства в церкви в других частях мира, в контексте контекстуального подхода они строили церкви, пели песни и молились в местном этническом стиле. Некоторые иезуиты миссионеры адаптировали местные системы и образы для обучения христианству, как это сделали португальцы в Китае, против практики которого выступали доминиканцы, что привело к спору о китайских обрядах..

Историк Юваль Ной Харари утверждает в Sapiens: A Brief History of Humankind (2014), что синкретизм широко распространен в христианстве, говоря, что «на самом деле, монотеизм, как он играл в истории - это калейдоскоп наследий монотеистов, дуалистов, политеистов и анимистов, смешанных под одним божественным зонтом. Средний христианин верит в Бога-монотеиста, но также и в дуалистического Дьявола, в политеистических святых и в анимистических призраков.. " (стр. 223)

Протестантская Реформация

Синкретизм не играл роли, когда христианство раскололось на восточные и западные обряды во время Великого Раскол. Однако он оказался вовлечен в раскол протестантской Реформации, с чтением Плутарха Дезидерием Эразмом. Еще раньше синкретизм был фундаментальным аспектом усилий неоплатоников, таких как Марсилио Фичино, по реформированию учения Римско-католической церкви. В 1615 году Давид Парей из Гейдельберга призывал христиан к «благочестивому синкретизму» в противостоянии антихристу, но немногие протестанты 17-го века обсуждали компромиссы, которые могли повлиять на примирение с католической церковью: Иоганн Хюльсеманн, Иоганн Георг Дорше и Авраам Каловиус (1612–85) выступили против лютеран Георга Калисена "Каликста" « (1586–1656) из Университета Хельмштедта за его« синкретизм ». (См.: Синкретический спор.)

Новый Свет

Католицизм в Центральной и Южной Америке был интегрирован с рядом элементов, заимствованных из коренных и рабовладельческие культуры в этих областях (см. Карибский бассейн и современные разделы); в то время как многие церкви, инициированные африканцами, демонстрируют интеграцию протестантских и традиционных африканских верований. Католическая церковь допускает перенос некоторых символов и традиций из старых систем верований при условии, что они переделываются так, чтобы соответствовать (а не противоречить) христианскому мировоззрению; Синкретизм других религий с католической верой, таких как Voudun или Santería, прямо осуждается Римско-католической церковью. Образ Богоматери Гваделупской и последующее преданность ей рассматриваются как ассимиляция некоторых элементов исконной мексиканской культуры с христианством.

Некоторые районы Анд, такие как Перу, имеют сильное влияние инков, культуры кечуа в католицизм. Это часто приводит к католическим святым дням и праздникам с участием танцев или фигур кечуа, таким как празднование Успения Марии в Чинчайпуджио или празднование плодородия в Пачамама в в основном католики Каллалли.

Лютеранская церковь - Синод Миссури испытали разногласия по поводу наказания пасторов за унионизм и синкретизм, когда они участвовали в многоконфессиональных службах в ответ на нападения 11 сентября на и на стрельбу в Ньютауне, Коннектикут на том основании, что совместное богослужение с другими христианскими конфессиями или другими религиозными конфессиями подразумевает, что различия между религиями не важны.

В движении Святых последних дней доктрина из предыдущих диспенсаций, записанная в каноне СПД, считается официальной, хотя считается, что древние учения могут быть искривленным, непонятым или потерянным в результате отступничества. Хотя он официально не признает доктрины других религий, считается, что истина в других источниках может быть идентифицирована через личное откровение.

народ Лакандона в Центральной Америке признает Акьянто, бога иностранцы. У него есть сын по имени Хесуклистос (Иисус Христос), который считается богом иностранцев. Они признают, что Хесуклист - бог, но не считают, что он достоин поклонения, поскольку он второстепенный бог.

Восточная Азия

Католицизм в Южной Корее синкретизирован с традиционной махаяной. Буддийские и конфуцианские обычаи, составляющие неотъемлемую часть традиционной корейской культуры. В результате южнокорейские католики продолжают практиковать измененную форму обрядов предков и соблюдать многие буддийские и конфуцианские обычаи и философии. В Азии революционные движения тайпин (Китай XIX века) и Армия Бога (Карен в 1990-е годы) смешали христианство с традиционными верованиями.

Южная Италия

В Южной Италии и Сицилии существует форма синкретического народного католицизма, известная как Бенедикария. Религия объединяет древние южно-итальянские народные обычаи с римским католицизмом. Его истоки лежат в двух источниках. Его можно проследить до основания Magna Graecia и распространения греческой культуры, включая древнегреческие народные обычаи. Второй источник - появление католицизма во время норманнского завоевания Южной Италии. Во время испанского правления католицизм стал усиленно применяться. Несмотря на то, что он отделен от основного католицизма, его последователи по-прежнему считают себя набожными католиками

Вера бахаи

Бахаи следуют Бахаулле, пророк, которого они считают преемником Мухаммеда, Иисуса, Моисея, Будды, Зороастра, Кришна и Авраам. Это признание других основателей религии побудило некоторых рассматривать религию бахаи как синкретическую веру. Однако бахаи и литература бахаи категорически отвергают эту точку зрения. Бахаи считают откровение Бахауллы независимым, хотя и связанным, откровением от Бога. Его отношение к предыдущим диспенсациям рассматривается как аналог отношения христианства к иудаизму. Они рассматривают общие убеждения как доказательство истины, постепенно открываемой Богом на протяжении всей истории человечества и достигающей высшей точки (в настоящее время) в откровении бахаи. У бахаи есть свои собственные священные писания, толкования, законы и практики, которые для бахаи вытесняют законы других вер.

Карибские и афроамериканские

Процесс синкретизма в Карибском регионе часто является частью культурной креолизации. (Технический термин «креол » может применяться к любому, кто родился и вырос в этом регионе, независимо от этнической принадлежности.) Общая история Карибских островов включает длительные периоды европейского империализма (в основном Испанией, Францией и Великобританией) и ввоз африканских рабов (в основном из Центральной и Западной Африки). Влияния каждого из вышеперечисленных взаимодействовали в той или иной степени на островах, создавая ткань общества, которая существует сегодня в Карибском бассейне.

Движение растафари, основанное на Ямайке, энергично синкретизируется, смешивая элементы из Библии, Маркуса Гарви ' s движение панафриканизма, текст из европейской традиции гримуаров, Шестая и Седьмая книги Моисея, индуизм и карибская культура.

Другая в высшей степени синкретическая религия этого региона, воду, сочетает в себе элементы западноафриканских, коренных жителей Карибского бассейна и христианских (особенно римско-католических ) верований.

К недавно разработанным религиозным системам, демонстрирующим явный синкретизм, относятся африканские диаспорные религии Candomblé, Vodou и Santería, которые сопоставьте различных Йорраба и других африканских божеств с римско-католическими святыми. Некоторые секты Кандомбле также включали индейских божеств, и Умбанда объединили африканских божеств с кардецистским спиритизмом.

Худу аналогичным образом. производная форма народной магии, практикуемая некоторыми афроамериканскими общинами в юге Соединенных Штатов. Другие традиции синкретической народной религии в Северной Америке включают луизианское вуду, а также пенсильванское голландское пау-вау, в котором практикующие призывают к власти через христиан. Бог.

Другое

Многие исторические индейские религиозные движения включали христианское европейское влияние, например, Церковь коренных американцев, Танец призраков, а религия Красивого озера.

Санто-Дайме - это синкретическая религия, основанная в Бразилии, которая включает элементы нескольких религиозных или духовных традиций, включая Народный католицизм, Кардецистский спиритизм, африканский анимизм и коренной южноамериканский шаманизм, включая вегетализм.

унитарный универсализм, также представляют собой пример современного синкретического религия. Его корни уходят в универсалисты и унитарии христианские общины. Однако современный унитарный универсализм свободно включает элементы из других религиозных и нерелигиозных традиций, так что он больше не идентифицируется как «христианский».

Теософское общество заявляет, что выходит за рамки синкретического движения, объединяющего божеств в сложную Духовную иерархию, и собирает доказательства, указывающие на лежащую в основе (или оккультную) реальность Бытия универсальная и взаимосвязанная, общая для всех дуальностей духа и материи. Утверждается, что это источник религиозной веры, каждая религия просто отбрасывает эту единую реальность через призму того конкретного времени и способом, который имеет значение для их обстоятельств.

Универсальный суфизм стремится к единству всех людей и религий. Универсальные суфии стремятся «осознать и распространить знание Единства, религии Любви и Мудрости, чтобы предубеждения и предрассудки верований и убеждений сами по себе отпали, человеческое сердце переполнилось любовью, а всякая ненависть вызвала различиями и различиями искоренить ».

Во Вьетнаме каодаизм сочетает в себе элементы буддизма, католицизма и даосизма.

Несколько новых японских религий, таких как Конкокё и Сейчо-Но-Иэ, являются синкретическими.

Нигерийская религия Chrislam объединяет христианские и исламские доктрины.

Телема представляет собой смесь множества различных школ верований и практик, включая герметизм, восточный мистицизм, йогу, XIX век либертарианская философия (т.е. Ницше ), оккультизм и каббала, а также древние египетские и греческие религия.

Примеры строго синкретистских романтических и современных движений с некоторыми религиозными элементами включают мистицизм, оккультизм, Теософское общество, современная астрология, неоязычество и движение New Age.

В Реюньоне, Мальбарс сочетают в себе элементы индуизма и христианства.

Церковь Объединения, основанная религиозным лидером Сон Мён Мун в Южной Корее в 1954 году. Ее учение основано на Библия, но включает новые интерпретации, которых нет в господствующем иудаизме и христианстве, и включает азиатские традиции.

См. Также

Ссылки

Литература

  • Анита Мария Леопольд, Йеппе Синдинг Дженсен, Синкретизм в религии: читатель, Routledge (2016).
  • Эрик Марони, SCM Core Text : Религиозный синкретизм, SCM Press (2006)
  • Клофт, Ханс (2010). Mysterienkulte der Antike. Götter, Menschen, Rituale (на немецком языке). Мюнхен : C.H. Бек. ISBN 978-3-406-44606-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-06-03 12:27:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте