Этьен Жильсон

редактировать

Этьен Жильсон
Этьен Жильсон.jpg Этьен Жильсон
Родился Этьен Анри Гильсон ( 1884-06-13)13 июня 1884 г. Париж, Франция
Умер 19 сентября 1978 г. (1978-09-19)(94 года) Осер, Франция
Альма-матер Парижский университет Коллеж де Франс
Эра Философия 20 века
Область Западная философия
Школа Томизм Нео-схоластика
Основные интересы Богословие, метафизика, политика, литература, история философии
Известные идеи Thomistic различие между быть и сущность Coining термин « mathematicism »
Влияния
Под влиянием

Этьен Анри Жильсон ( французский:  [ʒilsɔ̃] ; 13 июня 1884-19 сентября 1978) был французским философом и историком философии. Ученый из средневековой философии, он первоначально специализировался в мысли Декарта, но в том же философствует в традиции Фомы Аквинского, хотя он и не считал себя нео-Thomist философом. В 1946 году он был избран «бессмертным» (членом) Французской академии. Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 Работа
  • 3 Публикации
    • 3.1 Переводы
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки

биография

Жильсон родился в Париже в римско-католической семье из Бургундии. Он посещал небольшую семинарию в Нотр-Дам-де-Шам, затем получил среднее образование в лицее Анри IV. После окончания военной службы, во время которой он начал читать Рене Декарта, он получил лицензию (степень бакалавра), сосредоточив внимание на влиянии схоластики на картезианскую мысль. После учебы в Сорбонне у Виктора Дельбоса (1862–1916) и Люсьена Леви-Брюля и в Коллеж де Франс у Анри Бергсона, он получил степень по философии в 1906 году. В 1908 году он женился на Терезе Ревизе Мелунской, и он преподавал в средних школах Бурк-ан-Бресс, Рошфор, Тур, Сен-Кантен и Анже.

В 1913 году, работая преподавателем в Лилльском университете, он защитил докторскую диссертацию в Парижском университете на тему «Свобода Декарта и теология». Его карьера была прервана началом Первой мировой войны, когда он был призван во французскую армию в качестве сержанта. Он служил на фронте и участвовал в битве при Вердене подпоручиком. Он попал в плен в феврале 1916 года и провел в плену два года. За это время он посвятил себя новым областям обучения, в том числе русскому языку и святому Бонавентуре. Позже он был награжден Круа де Герр за храбрость в действии.

В 1919 году он стал профессором истории философии в Страсбургском университете. С 1921 по 1932 год он преподавал историю средневековой философии в Парижском университете. Как всемирно известный мыслитель, Жильсон был первым, вместе с Жаком Маритеном, получившим в 1930 году почетную докторскую степень по философии Папского университета святого Фомы Аквинского ( Ангеликум).

Он также три года преподавал в Гарварде. По приглашению Конгрегации Святого Василия он основал Папский институт средневековых исследований в Торонто совместно с колледжем Святого Михаила при Университете Торонто, где ежегодно проводится лекция Этьена Гилсона. Он был избран в Французскую академию в 1946 году.

После смерти жены Терезы Равизе 12 ноября 1949 года Жильсон испытал сильное эмоциональное потрясение.

В 1951 году он оставил свое кресло в Коллеж де Франс и перешел на Марсьяль Геру, чтобы полностью посвятить себя Папскому институту средневековых исследований до 1968 года. Он знал иезуитского богослова и кардинала Анри де Любака. Их переписка опубликована. Хотя Жильсон был в первую очередь историком философии, он также был на переднем крае возрождения томизма в 20 веке, вместе с Жаком Маритеном. Его работа получила высокую оценку критиков Ричарда Маккеона.

Работа

Гилсон взялся анализировать томизм с исторической точки зрения. Для Гилсона томизм, конечно, не тождественен схоластике в уничижительном смысле, но скорее восстание против него. Гилсон считал, что философия его собственной эпохи превращается в науку, которая будет сигнализировать об отказе человечества от права судить и управлять природой, человечество сделало его просто частью природы, что, в свою очередь, даст зеленый свет самым безрассудным из социальных приключения, чтобы нанести ущерб человеческим жизням и учреждениям. Против «систем» философии Гилсон был убежден, что именно возрождение философии Фомы Аквинского открывает выход из этой опасной зоны.

В свое время Гилсон был ведущим исследователем истории средневековой философии, а также сам по себе уважаемым философом. Его работы продолжают переиздаваться и изучаться сегодня - возможно, единственный среди философов-томистов, его работа и репутация не пострадали от общего упадка интереса и уважения к средневековой философии с 1960-х годов.

Публикации

  • La Liberté chez Descartes et la Théologie, Alcan, 1913 (перепечатка: Vrin, 1982).
  • Index scolastico-cartésien, Alcan, 1913 (второе исправленное издание: Vrin, 1979).
  • Le thomisme, Introduction au système de saint Thomas, Vrin, 1919. Глава из английского перевода о вере и разуме.
  • Этюды медицинской философии, Страсбургский университет, 1921.
  • La Философия au moyen-âge, том I: De Scot Erigène à saint Bonaventure, Payot, 1922.
  • La Философия au moyen-âge, том II: De saint Thomas d'Aquin à Guillaume d'Occam, Payot, 1922.
  • Философия святого Бонавентура, Врин, 1924.
  • Рене Декарт. Discours de la méthode, texte et commentaire, Vrin, 1925.
  • Святой Фома д'Акен, Габалда, 1925 год.
  • Введение в l'étude de Saint Augustin, Vrin, 1929.
  • Études sur le rôle de la pensée médiévale dans la education du système cartésien, Vrin, 1930.
  • L'esprit de la философия médiévale, Vrin, 1932.
  • Les Idées et les Lettres, Vrin, 1932.
  • Pour un ordre catholique, Desclée de Brouwer, 1934.
  • La théologie mystique de saint Bernard, Vrin, 1934.
  • Le réalisme méthodique, Téqui, 1935.
  • Христианизм и философия, Врин, 1936.
  • Единство философского опыта, Scribner's, 1937.
  • Элоиза и Абелар, Врин, 1938.
  • Данте и философия, Врин, 1939.
  • Réalisme thomiste et critique de la connaissance, Vrin, 1939.
  • Теология и история духовности, Врин, 1943.
  • Нотр-демократия, SERP, 1947.
  • L'être et l'essence, Vrin, 1948.
  • Сен-Бернар, textes choisis et présentés, Plon, 1949.
  • Бытие и некоторые философы (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1952)
  • L'École des Muses, Vrin, 1951.
  • Жан Данс Скот, Introduction à ses fondamentales, Vrin, 1952.
  • Метаморфозы города Дьё, Врин, 1952.
  • Бытие и некоторые философы, 2-е изд. (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1952 г.)
  • История христианской философии в средние века (Лондон: Шид и Уорд, 1955)
  • Peinture et réalité, Vrin, 1958.
  • Le Philosophe et la Théologie, Fayard, 1960.
  • Введение в духе христианской философии, Врин, 1960.
  • La paix de la sagesse, Аквинский, 1960.
  • Trois leçons sur le problème de l'existence de Dieu, Divinitas, 1961.
  • L'être et Dieu, Revue thomiste, 1962.
  • Introduction aux arts du Beau, Vrin, 1963.
  • Matières et formes, Vrin, 1965.
  • Трудности Софи, Врин, 1967.
  • La société de masse et sa culture, Врин, 1967.
  • Посвящение Бергсону, Врин, 1967.
  • Лингвистика и философия, Врин, 1969.
  • D'Aristote à Darwin et retour, Vrin, 1971.
  • Данте и Беатрис, études dantesques, Vrin, 1974.
  • Святой Фома-моралист, Врин, 1974.
  • L'athéisme difficile, Vrin, 1979.

Переводы

  • Философия св. Фомы Аквинского под редакцией Г. А. Элрингтона в переводе Эдварда Буллоу (Кембридж: В. Хеффер, 1924 г.)
  • Дух средневековой философии, переведенный AHC Downes (Лондон: Sheed and Ward, 1936)
  • Причина и откровение в средние века (Нью-Йорк: сыновья Чарльза Скрибнера, 1939)
  • Мистическое богословие святого Бернара, переведенное AHC Downes (Лондон: Sheed and Ward, 1940)
  • Философия Святого Бонавентуры, переведенная Илтидом Третхованом и Ф. Дж. Шидом (Лондон: Шид и Уорд, 1940)
  • История философии и философского образования, Marquette University Press, 1948.
  • Данте Философ, переведенный Дэвидом Муром (Лондон: Шид и Уорд, 1952)
  • Хор муз, переведенный Мэйси Уорд (Лондон: Шид и Уорд, 1953)
  • Христианская философия св. Фомы Аквинского, перевод Л.К. Шука (Лондон: Gollancz, 1957)
  • Христианская философия святого Августина в переводе Лема Линча (Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1960)
  • Элоиза и Абеляр (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 1960)
  • Искусство прекрасного (Нью-Йорк: сыновья Чарльза Скрибнера, 1965)
  • Ужасы двухтысячного года, Университет Сент-Майклс-Колледж, 1984.
  • Христианская философия: введение, перевод Арманда Маурера (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1993)
  • Метаморфозы Града Бога, перевод Джеймса Г. Колберта (Вашингтон: The Catholic University of America Press, 2020)

Картина Гилсона «Живопись и реальность» (1957) также была опубликована на английском языке.

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Биографический очерк (на французском языке) Academie Francaise
  • Этьен Гилсон, Христианская философия святого Фомы Аквинского, Университет Нотр-Дам, Индиана, 1956, ISBN   0-268-00801-9
  • Чарльз Дж. О'Нил (редактор), Дань Этьену Гильсону, издательство Marquette University Press, 1959.
  • Антонио Ливи, Этьен Жильсон: философия кристиана и идея предельного критицизма, Ediciones Universidad de Navarra, Памплона, 1970
  • Лоуренс К. Шук, Этьен Гилсон, Папский институт средневековых исследований, Торонто, 1984, ISBN   0-88844-706-X
  • Анри Гуйе, Этьен Жильсон: trois essais, Vrin, 1993, стр. 75
  • Франческа Аран Мерфи, Искусство и интеллект в философии Этьена Гилсона, Университет штата Миссури, Колумбия, 2004 г., ISBN   0-8262-1536-X

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-20 03:18:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте