Этьен Жильсон | |
---|---|
Этьен Жильсон | |
Родился | Этьен Анри Гильсон ( 1884-06-13)13 июня 1884 г. Париж, Франция |
Умер | 19 сентября 1978 г. (1978-09-19)(94 года) Осер, Франция |
Альма-матер | Парижский университет Коллеж де Франс |
Эра | Философия 20 века |
Область | Западная философия |
Школа | Томизм Нео-схоластика |
Основные интересы | Богословие, метафизика, политика, литература, история философии |
Известные идеи | Thomistic различие между быть и сущность Coining термин « mathematicism » |
Влияния | |
Под влиянием | |
Этьен Анри Жильсон ( французский: [ʒilsɔ̃] ; 13 июня 1884-19 сентября 1978) был французским философом и историком философии. Ученый из средневековой философии, он первоначально специализировался в мысли Декарта, но в том же философствует в традиции Фомы Аквинского, хотя он и не считал себя нео-Thomist философом. В 1946 году он был избран «бессмертным» (членом) Французской академии. Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Жильсон родился в Париже в римско-католической семье из Бургундии. Он посещал небольшую семинарию в Нотр-Дам-де-Шам, затем получил среднее образование в лицее Анри IV. После окончания военной службы, во время которой он начал читать Рене Декарта, он получил лицензию (степень бакалавра), сосредоточив внимание на влиянии схоластики на картезианскую мысль. После учебы в Сорбонне у Виктора Дельбоса (1862–1916) и Люсьена Леви-Брюля и в Коллеж де Франс у Анри Бергсона, он получил степень по философии в 1906 году. В 1908 году он женился на Терезе Ревизе Мелунской, и он преподавал в средних школах Бурк-ан-Бресс, Рошфор, Тур, Сен-Кантен и Анже.
В 1913 году, работая преподавателем в Лилльском университете, он защитил докторскую диссертацию в Парижском университете на тему «Свобода Декарта и теология». Его карьера была прервана началом Первой мировой войны, когда он был призван во французскую армию в качестве сержанта. Он служил на фронте и участвовал в битве при Вердене подпоручиком. Он попал в плен в феврале 1916 года и провел в плену два года. За это время он посвятил себя новым областям обучения, в том числе русскому языку и святому Бонавентуре. Позже он был награжден Круа де Герр за храбрость в действии.
В 1919 году он стал профессором истории философии в Страсбургском университете. С 1921 по 1932 год он преподавал историю средневековой философии в Парижском университете. Как всемирно известный мыслитель, Жильсон был первым, вместе с Жаком Маритеном, получившим в 1930 году почетную докторскую степень по философии Папского университета святого Фомы Аквинского ( Ангеликум).
Он также три года преподавал в Гарварде. По приглашению Конгрегации Святого Василия он основал Папский институт средневековых исследований в Торонто совместно с колледжем Святого Михаила при Университете Торонто, где ежегодно проводится лекция Этьена Гилсона. Он был избран в Французскую академию в 1946 году.
После смерти жены Терезы Равизе 12 ноября 1949 года Жильсон испытал сильное эмоциональное потрясение.
В 1951 году он оставил свое кресло в Коллеж де Франс и перешел на Марсьяль Геру, чтобы полностью посвятить себя Папскому институту средневековых исследований до 1968 года. Он знал иезуитского богослова и кардинала Анри де Любака. Их переписка опубликована. Хотя Жильсон был в первую очередь историком философии, он также был на переднем крае возрождения томизма в 20 веке, вместе с Жаком Маритеном. Его работа получила высокую оценку критиков Ричарда Маккеона.
Гилсон взялся анализировать томизм с исторической точки зрения. Для Гилсона томизм, конечно, не тождественен схоластике в уничижительном смысле, но скорее восстание против него. Гилсон считал, что философия его собственной эпохи превращается в науку, которая будет сигнализировать об отказе человечества от права судить и управлять природой, человечество сделало его просто частью природы, что, в свою очередь, даст зеленый свет самым безрассудным из социальных приключения, чтобы нанести ущерб человеческим жизням и учреждениям. Против «систем» философии Гилсон был убежден, что именно возрождение философии Фомы Аквинского открывает выход из этой опасной зоны.
В свое время Гилсон был ведущим исследователем истории средневековой философии, а также сам по себе уважаемым философом. Его работы продолжают переиздаваться и изучаться сегодня - возможно, единственный среди философов-томистов, его работа и репутация не пострадали от общего упадка интереса и уважения к средневековой философии с 1960-х годов.
Картина Гилсона «Живопись и реальность» (1957) также была опубликована на английском языке.