Религия в Чешской Республике (2011)
Неаффилированные (34,5%) Римский католицизм (10,5%) Протестантизм (1%) Другие христианские церкви (включая православные и Свидетели Иеговы) (1,1%) Верующие, не исповедующие другие религии (6,8%) Верующие, представители других религий (0,7%) Другое / неизвестно (0,7%) Не заявлено / нет ответа (44,7%) Собор Святого Вацлава в ОломоуцеРелигия в Чешской Республике доминировала христианство по крайней мере до начала 20 века, но сегодня Чехия характеризуется как одно из наименее религиозных обществ в мире. Начиная с 1620 г. Битва на Белой горе религиозная сфера сопровождалась широко распространенными антикатолическими настроениями, даже когда все население номинально принадлежало к католической церкви. В целом христианство неуклонно снижалось с начала 20 века и сегодня остается лишь меньшинством. В Чешской Республике проживает одно из старейших наименее религиозных народов мира. Начиная с 1620 г. битвы на Белой горе, чешский народ исторически характеризовался как «терпимый и даже безразличный к религии». По словам Яна Спусты, среди нерелигиозных людей, составляющих подавляющее большинство современных чехов, не все атеисты ; действительно, наблюдается все большее дистанцирование как от христианского догматизма, так и от атеизма, и в то же время идеи из дальневосточных религий получили широкое распространение.
В IX и X веках появилась христианизация Римский католицизм. После чешской реформации большинство чехов (около 85%) стали последователями Яна Гуса, Петра Хелчицкого и других региональных Протестантские реформаторы. Табориты и Утраквисты были основными гуситскими группами. Во время гуситских войн утраквисты встали на сторону католической церкви. После совместной победы утраквистов и католиков, утраквизм был принят как отдельная форма христианства, которую исповедовала Богемия католической церковью, в то время как все остальные группы гуситов были запрещены. После Реформации некоторые богемы последовали учению Мартина Лютера, особенно судетских немцев. После Реформации утраквисты-гуситы заняли обновленную, все более антикатолическую позицию, в то время как некоторые из побежденных фракций гуситов (особенно таборитов) были возрождены. Поражение Богемских поместий в битве у Белой горы привело к радикальным религиозным изменениям и положило начало серии активных действий Габсбургов, направленных на возвращение чешского населения в католическую церковь. После того, как Габсбурги вернули себе контроль над Богемией, все население было насильственно обращено в римский католицизм - даже утраквистские гуситы. Все виды протестантских общин, включая различные ветви гуситов, лютеран и реформатов, были либо изгнаны, либо убиты, либо преобразованы в католицизм. Забегая вперед, чехи стали более настороженно и пессимистично относиться к религии как таковой. Последовала долгая история сопротивления католической церкви. Она пережила раскол с неогуситской чехословацкой гуситской церковью в 1920 году, потеряла большую часть своих приверженцев в коммунистическую эпоху и продолжает проигрывать в условиях современной, продолжающейся секуляризации. Протестантизм так и не возродился после Контрреформации, введенной австрийскими Габсбургами в 1620 году.
С 1991 по 2001 год доля членов Римско-католической церкви в населении уменьшилась. с 39,0% до 26,8%. Протестантизм снизился с 4% до 2%. Согласно переписи 2011 года, из-за изменений в категориях вопросов, каждая категория сократилась: доля людей, не исповедующих религию, снизилась с 59% до 34,5%, католиков - с 26,8% до 10,5%, а протестантов - уменьшилась. От 2% до 1%, 0,9% - члены других христианских церквей, 6,8% - верующие, но не исповедующие религию, 0,7% - верующие и члены других определенных религий. Число людей, не ответивших на необязательный вопрос, увеличилось с 8,8% до 44,7%.
Религия | 1921 | 1930 | 1950 | 1991 | 2001 | 2011 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Христианство | 8,974,423 | 89,7 | 9,668,948 | 90,5 | 8,287,957 | 93,1 | 4,486,296 | 43,5 | 3,028,941 | 29,5 | 1,317,087 | 12,6 |
—Римско-католическая церковь | 8,201,464 | 82,0 | 8,378,079 | 78,5 | 6,792,046 | 76,3 | 4,021,385 | 39,0 | 2,740,780 | 26,8 | 1 082 463 | 10,4 |
——Русинская греко-католическая церковь | 9307 | 0,1 | 12,149 | 0,1 | 32,862 | 0,4 | 7,030 | 0,1 | 7,675 | 0,1 | 9,883 | 0,1 |
—Евангелическая церковь Чехии Братья | 231,199 | 2,3 | 290,994 | 2,7 | 401,729 | 4,5 | 203,996 | 2.0 | 117,212 | 1.1 | 51,858 | 0,5 |
—Чехословацкая гуситская церковь | 523232 | 5,2 | 779,672 | 7,3 | 946,813 | 10,6 | 178,036 | 1,7 | 99,103 | 1,0 | 39,229 | 0,4 |
—Силезская евангелическая церковь Аугсбургского исповедания | - | - | 46,777 | 0,4 | 57,741 | 0,6 | 33,130 | 0,3 | 14,020 | 0,1 | 8,158 | 0,1 |
—Немецкий Евангелическая церковь в Богемии, Моравии и Силезии | - | - | 130,981 | 1,2 | 6,401 | 0,1 | - | - | - | - | - | - |
—Чешская и Словацкая православная церковь | 9,221 | 0,1 | 24,488 | 0,2 | 50,365 | 0,6 | 19,354 | 0,2 | 22,968 | 0,2 | 20,533 | 0,2 |
—Свидетели Иеговы | - | - | - | - | - | - | 14,575 | 0,1 | 23,162 | 0,2 | 13,069 | 0,1 |
- христианские церкви не указаны точно | - | - | 5,808 | 0,1 | - | - | 8,790 | 0,1 | 4,021 | 0,04 | 91,894 | 0,8 |
Иудаизм | 125,083 | 1,3 | 117,551 | 1.1 | 8,038 | 0.1 | 1,292 | 0.01 | 1,515 | 0,01 | 1,474 | 0,01 |
Верующие, отождествляемые с другой определенной религией | 168,046 | 1,7 | 53,743 | 0,5 | 57,287 | 0,6 | 36,146 | 0,4 | 257,641 | 2,5 | 75,190 | 0,7 |
Верующие, не принадлежащие к определенной религии | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 705368 | 6,8 |
Без религии | 716,515 | 7,2 | 834144 | 7,8 | 519,962 | 5,8 | 4,112,864 | 39.9 | 6,039,991 | 59,0 | 3,604,095 | 34,5 |
Не указано | 1,564 | 0,01 | 22,889 | 0,3 | 1,665,617 | 16,2 | 901,981 | 8,8 | 4,662,455 | 44,7 | ||
Общая численность населения | 10,005,734 | 10,674,386 | 8,896,133 | 10,302,215 | 10,230,060 | 10,436,560 |
Христианство было крупнейшим религия в стране, причем практически все чехи были христианами до 19 века. Чехи постепенно переходили в христианство из славянского язычества между 8 и 10 веками. Борживой I, герцог Богемии, крещенный святыми Кириллом и Мефодием, был первым правителем Богемии, принявшим христианство в качестве государственной религии. Христианство находится в упадке с 20-го века, и в 2011 году только 12,6% чехов объявили себя христианами, из которых 10,5% были католиками, 1% протестантами и 1,1% членами других христианских организаций. В 1921 году 77,5% населения Чехии были католиками, 7,7% принадлежали к чехословацкой гуситской церкви, которая откололась от католической церкви в 1920 году, 3,4% принадлежали к чешским братьям, 0,3% составляли другие протестанты, 0,7% - религиозные евреи, 0,1% принадлежали к другой религиозной категории и еще 10,3% - нерелигиозные.
Католическая церковь была основной формой христианства, исторически практиковавшейся чехами после их принудительного обращения в Габсбургов, а также на протяжении XVIII и XIX веков. В 1910 году католицизм по-прежнему исповедовали 96,5% чехов. Снижение числа чешских католиков началось после Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии из-за популярных антиавстрийских и антиклерикальное массовое движение. Во время чехословацкого объединения под властью коммунистического режима большая часть собственности церкви была конфискована правительством, хотя некоторые были позже возвращены. После падения коммунистического режима 39,0% чехов были католиками в 1991 году, но с тех пор их вера продолжала быстро падать. По состоянию на 2011 год только 10,5% чехов считали себя католиками, что примерно так же, как в протестантском большинстве Англия.
Быстрая тенденция отхода от католической идентификации и к безрелигиозности в Чешской Республике резко контрастирует с ситуация в соседней Польше или Словакии.
В 15 веке религиозный и социальный реформатор Ян Гус сформировал движение, позднее названное его именем. Хотя Гус был назван еретиком и сожжен в Констанции в 1415 году, его последователи отделились от Римско-католической церкви и в гуситских войнах (1419–1434) разбили пять крестовых походов, организованных против них. Император Священной Римской империи Сигизмунд. Петр Хелчицкий продолжил движение Чешская гуситская реформация. В течение следующих двух столетий большинство чехов были приверженцами гуситизма.
После 1526 года Богемия все больше попадала под контроль Габсбургов, поскольку Габсбурги становились сначала выборными, а затем потомственными правителями Богемии. Дефенестрация Праги и последующее восстание против Габсбургов в 1618 г. положили начало Тридцатилетней войне, которая быстро распространилась по Центральной Европе. В 1620 году восстание в Богемии было подавлено в битве на Белой горе, и связи между Богемией и наследственными землями Габсбургов в Австрии укрепились. Война оказала разрушительное воздействие на местное население; люди были вынуждены перейти в католицизм.
Протестантизм составлял 1% небольшого меньшинства в стране в 2010-х годах, и только 0,5% чехов придерживались евангелической церкви чешских братьев, 0,4% - чехословацких Гуситская церковь и 0,1% в Силезской евангелической церкви Аугсбургского исповедания. Моравская церковь, исторически связанная с регионом, также присутствует в небольшом количестве членов.
Перепись 2001 года насчитала 6 817 зарегистрированных буддистов в Чешской республике. Большая часть вьетнамского этнического меньшинства, составляющего крупнейшую этническую группу иммигрантов в стране, являются приверженцами буддизма Махаяны. Вьетнамцы в основном проживают в городах Прага и Хеб. Буддийский храм в северной провинции Варнсдорф был первым храмом во вьетнамском стиле, который был освящен в Чешской Республике в январе 2008 года. Есть также десять корейских буддийских храмов в Чешская Республика, по три в Праге и Брно.
Этнические чехи буддисты в остальном в основном являются последователями буддизма Ваджраяны (тибетского буддизма ). Практикующие Ваджраяну в основном сосредоточены на школах Ньингма и Кагью. Традиция Карма Кагью основала около 50 центров и групп медитации. Алмазный путь традиция буддизма Ваджраяны, основанная и руководимая Оле Нидалом, действует как в Чехии, так и в Словакии. Большой храм школы планируется построить в городе Прага.
Возрожденная родная религия из Славяне (Родновери в английском, Rodnověří в чешском ) имеют все большее присутствие в Чешской Республике. Самая крупная организация - «Сообщество исконной веры». Есть также викканских последователей и одна кеметическая группа в стране, Пер Кемет.
Чешская Республика - одна из наименее религиозных стран в мире. Вера Хаберлова из STEM, например, пишет о 50% -ном представительстве атеистов в чешском обществе. Однако при этом он исходит из простых запросов на вопрос «Верите ли вы в Бога?», Что также указывает на очень упрощенную оценку, потому что высокий процент респондентов, классифицировавших этот способ, также верят в некую другую «Высшую Силу». " Суммарная группа неверующих в Бога, согласно исследованию STEM в июне 1996 г., составляла 48,8% чешского населения, а в июле 1998 г. она составляла 47,6%. В 1994 г. по данным STEM атеистами называли себя 21,5% лиц в возрасте 18 лет и 20,3% лиц в возрасте 15–17 лет, а еще 38,2% соответственно. 40,8% людей заявили, что они не религиозны.
По результатам переписи 2001 года на 7% больше мужчин не вероисповеданий, чем женщин. Возрастная группа, которая, скорее всего, не исповедует религии (74%), - это молодые люди от 0 до 30 лет, наименее вероятно (28%) - люди в возрасте 60+ лет. При классификации по образованию, чем выше достигнутый уровень образования, тем больше людей заявляют, что у них нет религии.
В Чешской Республике существует организованная группа атеистов, Гражданская ассоциация атеистов, член международной организации атеистов Atheist Alliance International (AAI). Не все нерелигиозные чехи - атеисты; ряд нерелигиозных людей переняли идеи из дальневосточных религий.