Чешское королевство, иногда позже в английской литературе упоминается как Чешское королевство (чешский : České království; Немецкий: Königreich Böhmen; латинское : Regnum Bohemiae), была средневековой и ранней современной монархией в Центральной Европе, предшественницей современной Чешской Республики. Это было имперское государство в Священной Римской империи, и чешский король был принцем-курфюрстом империи. Короли Богемии, помимо самой Богемии, также управляли другими землями, принадлежавшими Чешской Короны, в которые в разное время входили Моравия, Силезия, Лузатия и части Саксонии, Бранденбурга и Баварии.
Королевство было основано династией Пржемысловичей в XII веке из герцогства Богемии, позже правившего Домом Люксембург, династией Ягеллонов, а с 1526 года Домом Габсбургов и его наследника Габсбург-Лотарингия. Многочисленные короли Богемии также были избраны императорами Священной Римской империи, а столица Прага была резиденцией императора в конце 14 века, а также в конце 16-го и начале 17-го веков.
После распада Священной Римской империи в 1806 году территория стала частью Габсбургской Австрийской империи, а затем Австро-Венгерской империи с 1867 года. Богемия сохранила свое название и формальный статус как отдельное Чешское королевство до 1918 года, известное как королевская земля в составе Австро-Венгерской империи, а его столица Прага была одним из ведущих городов империи. Чешский язык (называвшийся богемским языком в английском языке до XIX века) был основным языком сейма и дворянства до 1627 года (после Богемского восстания было подавлено). Затем немецкий язык был формально уравновешен с чешским и в конечном итоге преобладал в качестве языка Сейма до чешского национального возрождения в 19 веке. Немецкий язык также широко использовался в качестве административного языка во многих городах после возвращения немцев , иммигрировавших и заселивших некоторые районы страны в 13 веке после периода миграции. Королевский двор использовал чешский, латинский и немецкий языки, в зависимости от правителя и периода.
После поражения Центральных держав в Первой мировой войне, и Королевство, и Империя были распущены. Богемия стала центральной частью новообразованной Чехословацкой республики.
Хотя некоторые бывшие правители Богемии пользовался ненаследственным королевским титулом в XI и XII веках (Вратислав II, Владислав II ), королевство было официально основано в 1198 году Пршемыслом Оттокаром I., статус которого был признан Филиппом Швабским, избранным королем римлян в обмен на его поддержку против конкурирующего императора Отто IV. В 1204 году королевский статус Оттокара был принят Отто IV, а также Папой Иннокентием III. Он был официально признан в 1212 году Золотой Буллой Сицилии, изданной Императором Фридрихом II, что повысило Герцогство Богемии до статуса Королевства..
Согласно этим условиям, чешский король должен был быть освобожден от всех будущих обязательств перед Священной Римской империей, за исключением участия в имперских советах. Императорская прерогатива утверждать каждого чешского правителя и назначать епископа Праги была отменена. Преемником царя был его сын Вацлав I от второго брака.
сестра Вацлава I Агнес <239 Позднее канонизированная, отказалась выйти замуж за императора Священной Римской империи и вместо этого посвятила свою жизнь духовным делам. Переписываясь с Папой, она учредила рыцарей Креста с Красной Звездой в 1233 году, первый военный орден в Королевстве Богемия. Четыре других военных ордена присутствовали в Богемии: Орден Святого Иоанна Иерусалимского ок. 1160; Орден Святого Лазаря конца XII века; Тевтонский орден с ок. 1200–1421; и рыцарей-тамплиеров с 1232 по 1312 год.
13 век был наиболее динамичным периодом правления Пржемысловичей. по Богемии. Немецкий император Фридрих II, занятый делами Средиземноморья, и династическая борьба, известная как Великое Междуцарствие (1254–1273 гг.), Ослабили имперский авторитет в Центральной Европе, создав таким образом возможности для самоутверждения Пршемысловичей. В то же время монгольские нашествия (1220–42) привлекли внимание восточных соседей Богемии, Венгрии и Польши.
Пршемысла Оттокара II (1253 г.) -78) женился на немецкой принцессе Маргарите Бабенбергской и стал герцогом Австрии. Таким образом он приобрел Верхнюю Австрию, Нижнюю Австрию и часть Штирии. Он завоевал остальную часть Штирии, большую часть Каринтии и части Карниолы. Его называли «царем железа и золота» (железо из-за его завоеваний, золото из-за его богатства). Он провел кампанию до Пруссии, где победил языческих аборигенов и в 1256 году основал город, который он назвал Краловец в Чехии, который позже стал Кенигсбергом (ныне Калининградом ).
В 1260 году Оттокар победил Венгрию в битве при Крессенбрунне, в которой столкнулись более 200000 человек. Он правил территорией от Австрии до Адриатического моря. Однако с 1273 года Габсбург король Рудольф начал восстанавливать имперскую власть, сдерживая власть Оттокара. У него также были проблемы с мятежной знатью в Богемии. Все немецкие владения Оттокара были потеряны в 1276 году, а в 1278 году он был оставлен частью чешской знати и погиб в битве на Марчфельде против Рудольфа.
Оттокар наследовал его сын король Вацлав II, который был коронован Польшей в 1300 году. Сын Вацлава II Венцеслав III был коронован Король Венгрии год спустя. В это время короли Богемии правили от Венгрии до Балтийского моря.
. XIII век был также периодом крупномасштабной немецкой иммиграции во время Ostsiedlung, часто поощряемой Пржемысловичами. короли. Немцы заселяли города и шахтерские районы на периферии Чехии и в некоторых случаях образовывали немецкие колонии в глубине чешских земель. Стршибро, Кутна Гора, Немецкий Брод (современный Гавличков Брод ) и Йиглава были важными немецкими поселениями. Немцы принесли свой собственный свод законов - ius teutonicum - который лег в основу более позднего коммерческого права Богемии и Моравии. Браки между чешской знатью и немцами вскоре стали обычным явлением.
14 век - особенно время правления Карл IV (1342–78) - считается Золотым веком чешской истории. В 1306 году род Пржемысловичей прекратил свое существование, и после серии династических войн граф Люксембургский Иоанн был избран королем Богемии. Он женился на Елизавете, дочери Венцеслава II. Его сменил королем в 1346 году его сын Карл IV, второй король из Дома Люксембурга. Карл вырос при французском дворе и был космополитом.
Карл IV укрепил власть и престиж Чешского королевства. В 1344 году он возвел епископство в Прагу, сделав его архиепископством и освободив его от юрисдикции Майнца, а архиепископ получил право короновать чешских королей. Карл обуздал чешское, моравское и силезское дворянство и рационализировал провинциальную администрацию Богемии и Моравии. Он создал корону Богемии, в которую вошли Моравия, Силезия и Лужица.
В 1355 г. Карл был коронован императором Священной Римской империи. В следующем году он издал Золотую Буллу 1356 г., определяющую и кодифицирующую процесс избрания на Императорский престол с королем Богемии среди семи выборщиков. Вручение Золотой Быки вместе с последующим приобретением Бранденбургского электората дало Люксембургам два голоса в коллегии выборщиков. Карл также превратил Прагу в имперскую столицу.
Обширные строительные проекты, предпринятые королем, включали основание Нового города к юго-востоку от старого города. Королевский замок Градчаны был перестроен. Особое значение имело основание Карлова университета в Праге в 1348 году. Карл намеревался превратить Прагу в международный центр обучения, и университет был разделен на чешскую, польскую, саксонскую и баварскую «нации», каждый с одним контрольным голосом. Карлов университет, однако, стал ядром интенсивного чешского партикуляризма.
Карл умер в 1378 году, и чешская корона досталась его сыну Вацлаву IV. Он также был избран королем римлян в 1376 году, на первых выборах после Золотого Быка его отца. Он был свергнут с императорского престола в 1400 году, однако так и не был коронован императором. Его сводный брат, Сигизмунд, в конце концов был коронован императором в Риме в 1433 году, правившим до 1437 года, и он был последним мужчиной в палате Люксембург.
Движение гуситов (1402–85) было прежде всего религиозным, а также национальным проявлением. Как движение за религиозные реформы (так называемая Богемская Реформация ) оно представляло собой вызов папской власти и утверждение национальной автономии в церковных делах. Хуситы победили четыре крестовых похода из Священной Римской Империи, и многие считают это движение частью (всемирной) протестантской Реформации. Поскольку многие воины крестовых походов были немцами, хотя многие были также венграми и чехами-католиками, движение гуситов рассматривается как чешское национальное движение. В наше время он приобрел антиимперские и антинемецкие ассоциации и иногда был идентифицирован как проявление длительного этнического чешско-германского конфликта.
Гуситизм зародился во время длительного правления Вацлава IV (1378–1419), периода папского раскола и сопутствующей анархии в Священной Римской империи. Это было вызвано спорами в Карловом университете в Праге. В 1403 году Ян Гус стал ректором университета. Проповедник-реформист, Хус поддерживал анти-папское и антииерархическое учение Джона Уиклифа из Англии, которого часто называют «Утренней звездой Реформации». Учение Гуса отличалось неприятием того, что он считал богатством, коррупцией и иерархическими наклонностями Римско-католической церкви. Он отстаивал доктрину Уиклифа о духовной чистоте и бедности и настаивал на том, чтобы миряне принимали причастие как под хлебом, так и с вином. (Римско-католическая церковь на практике зарезервировала чашу или вино для духовенства.) Более умеренные последователи Гуса, утраквисты, взяли свое название от латинского sub utraque specie, что означает «под каждым видом» ". Табориты, более радикальная секта, вскоре образовались, получив свое название от города Табор, их оплота в южной Чехии. Они отвергали церковные доктрины и поддерживали Библию как единственный авторитет во всех вопросах веры.
Вскоре после того, как Гус вступил в должность, немецкие профессора богословия потребовали осуждения работ Уиклифа. Гус протестовал, получив поддержку чешского элемента в университете. Имея только один голос в политических решениях против трех для немцев, чехи получили перевес, и ортодоксальная позиция была сохранена. В последующие годы чехи потребовали пересмотра устава университета, предоставив более адекватное представительство коренным чешским преподавателям. Полемика между университетами была усилена неустойчивой позицией чешского короля Вацлава. Его благосклонность к немцам при назначении на должности советников и других административных должностей пробудила националистические настроения чешской знати и сплотила их на защиту Гуса. Немецкие факультеты пользовались поддержкой Збинека Зайца, архиепископа Праги и немецкого духовенства. По политическим причинам Вацлав переключил свою поддержку с немцев на Гуса и вступил в союз с реформаторами. 18 января 1409 г. Вацлав издал Указ Кутна-Горы : (как и в других крупных университетах Европы) чехи будут иметь три голоса; остальные - один голос. Вследствие этого немецкие преподаватели и студенты массово покидали Карлов университет тысячами, и многие в конечном итоге основали Лейпцигский университет.
Победа Хуса была недолгой. Он проповедовал против продажи индульгенций, что лишило его поддержки короля, который получал процент от таких продаж. В 1412 году Гус и его последователи были отстранены от учебы в университете и изгнаны из Праги. В течение двух лет реформаторы служили странствующими проповедниками по всей Богемии. В 1414 году Гуса вызвали на Констанцский собор, чтобы защитить свои взгляды. Когда он прибыл в тюрьму, ему не дали возможности отстоять свои идеи. Совет осудил его как еретика и сжег на костре в 1415 году.
смерть Гуса спровоцировала гуситов. Войны, десятилетия религиозной войны. Сигизмунд, пропапский король Венгрии и преемник богемского престола после смерти Вацлава в 1419 году, неоднократно не мог получить контроль над королевством, несмотря на помощь венгерской и немецкой армий. В Праге вспыхнули беспорядки. Под предводительством чешского йомена Яна Жижки табориты устремились в столицу. Религиозная рознь охватила все королевство и особенно интенсивно было в городах, где господствовали немцы. Чехи-гуситы и немцы-католики напали друг на друга; многие были убиты, а многие оставшиеся в живых немцы бежали или были сосланы в остальную часть Священной Римской империи. Император Сигизмунд возглавил или организовал различные крестовые походы против Богемии при поддержке венгров и богемских католиков.
Гуситские войны происходили по определенной схеме. Когда против Богемии начнется крестовый поход, умеренные и радикальные гуситы объединятся и победят ее. Как только угроза исчезнет, армии гуситов сосредоточатся на набегах на земли католиков, сочувствующих. Многие историки изображали гуситов религиозными фанатиками; они боролись отчасти с националистической целью: защитить свою землю от короля и папы, которые не признавали право гуситов на существование. Жижка вел армии штурмовать замки, монастыри, церкви и деревни, изгоняя католическое духовенство, экспроприируя церковные земли или принимая обращения.
Во время борьбы против Сигизмунда армии таборитов проникли и в районы современной Словакии. Чешские беженцы от религиозных войн в Богемии поселились здесь, и с 1438 по 1453 год чешский дворянин Иоанн Йискра из Брандиса контролировал большую часть южной Словакии из центров Золёма (сегодня Зволен ) и Касса (сегодня Кошице ). Таким образом, среди словаков были распространены гуситские доктрины и чешская Библия, что обеспечило основу для будущих связей между чехами и их словацкими соседями.
Когда Сигизмунд умер в 1437 году, чешские владения избрали Альберта Австрийского своим преемником. Альберт умер, и его сын Ладислав Посмертный - названный так потому, что он родился после смерти отца - был признан королем. Во время меньшинства Ладислава Богемией управляло регентство, состоящее из умеренных дворян-реформаторов, которые были утраквистами. Внутренние разногласия среди чехов стали основным вызовом регентству. Часть чешской знати оставалась католической и верной папе. Делегация утраквистов на Базельском соборе в 1433 г. вела переговоры о кажущемся примирении с католической церковью. Базельские договоры приняли основные принципы гуситизма, выраженные в четырех пражских статьях: общение под обоими видами; свободное проповедование Евангелий; отчуждение церковной земли; и разоблачение и наказание общественных грешников. Папа, однако, отклонил договор, тем самым предотвратив примирение чешских католиков с утраквистами.
Георгий Подебрадский, впоследствии ставший «национальным» королем Богемии, стал лидером регентства Утраквистов. Георгий поставил другого утраквиста, Иоанна Рокиканского, архиепископом Праги и сумел объединить более радикальных таборитов с Чешской реформатской церковью. Католическая партия была изгнана из Праги. После того, как Ладислав умер от лейкемии в 1457 году, в следующем году чешские владения избрали королем Георгия Подебрадского. Хотя Джордж был знатным по происхождению, он не был преемником королевской династии; его избрание в монархию не было признано ни Папой, ни другими европейскими монархами.
Джордж стремился создать «Устав Союза за всеобщий мир ». Он считал, что все монархи должны работать для устойчивого мира на основе принципа национального суверенитета государств, принципов невмешательства и решения проблем и споров в Международном трибунале. Также Европа должна объединиться для борьбы с турками. Каждое государство будет иметь по одному голосу, а Франция будет играть ведущую роль. Георгий не видел особой роли папской власти.
Чешская католическая знать присоединилась к Лиге Зеленой Горы в 1465 году, оспаривая власть Георгия Подебрадского; в следующем году Папа Павел II отлучил Георгия от церкви. Богемская война (1468-1478) столкнула Богемию с Матиасом Корвинусом и Фридрихом III Габсбургским, и венгерские войска заняли большую часть Моравии. Георгий Подебрадский умер в 1471 году.
на После смерти гуситского короля чешские владения избрали польского князя Ладислава Ягеллона королем, который заключил Оломоуцкий мир в 1479 году. В 1490 году он также стал королем Венгрии, и польская линия Ягеллонов управляла и Богемией, и Венгрией. Ягеллонцы управляли Богемией как отсутствующие монархи; их влияние в королевстве было минимальным, и эффективное управление перешло к региональной знати. Чешские католики приняли Базельский договор в 1485 году и примирились с утраквистами. Отчуждение Богемии от Империи продолжилось после того, как Владислав наследовал Матиаса Корвина из Венгрии в 1490 году, и как Богемия, так и Венгерское королевство состояли в личной унии. Не считаясь Имперским государством, Земли Богемской Короны не входили в Императорские Круги, учрежденные в результате реформы 1500 Империи.
В 1526 году сын Владислава, Король Людовик, был решительно побежден турками-османами в битве при Мохаче и впоследствии погиб. В результате турки завоевали часть Венгерского королевства, а остальная часть (в основном территория современной Словакии) перешла под власть Габсбургов по условиям брачного контракта короля Людовика. Богемские поместья избрали австрийского эрцгерцога Фердинанда, младшего брата императора Карла V, чтобы он сменил Людовика на посту короля Богемии. Так началось почти четыре столетия правления Габсбургов как в Богемии, так и в Венгрии.
Включение Богемии в Габсбургскую монархию вопреки сопротивлению местной протестантской знати привело к 1618 году. Дефенестрация Праги и Тридцатилетняя война. Их поражение в битве у Белой горы в 1620 году положило конец чешскому движению за автономию.
В 1740 году прусская армия завоевала Богемскую Силезию в Силезских войнах и заставила Марию Терезию в 1742 г. уступить большую часть Силезии, за исключением самой южной области с герцогствами Цешин, Крнов и Опава, Пруссии. В 1756 году прусский король Фридрих II столкнулся с вражеской коалицией во главе с Австрией, когда Мария Тереза готовилась к войне с Пруссией, чтобы вернуть Силезию. Прусская армия завоевала Саксонию и в 1757 году вторглась в Чехию. В Пражской битве (1757) они нанесли поражение Габсбургам и впоследствии заняли Прагу. Было разрушено более четверти Праги, и церковь Св. Собор Вита сильно пострадал. Однако в битве при Колине Фридрих проиграл и был вынужден покинуть Прагу и отступить из Богемии.
С распадом Священной Римской империи в 1806 году Богемское королевство было включено в состав Австрийской империи, существующей теперь уже два года, и королевский титул сохранился вместе с титулом австрийского императора. В ходе австро-венгерского компромисса 1867 года провинции Богемия, Моравия и австрийская Силезия стали k. k. коронные земли Цислейфании. Чешское королевство официально прекратило свое существование в 1918 году в результате преобразования в Чехословацкую Республику.
Нынешняя Чешская Республика, состоящая из Богемии, Моравии и Чешской Силезии, до сих пор использует большинство символов Чешского королевства. : двусторонний лев на гербе, красно-белые полосы на государственном флаге и в королевском замке в качестве президентского офиса.
Богемия была одной из первых стран Европы, ставших промышленно развитыми. Добыча олова и серебра началась в Рудных горах в начале 12 века.
Собственно Богемия (Чехи) с Кладским уездом (Hrabství kladské) была основной область Чешского королевства. Эгерланд (Чебско) в конечном итоге был получен королем Венцеславом II между 1291 и 1305 годами; передан в залог Богемии королем Германии Людовиком IV в 1322 году и впоследствии вступил в личную унию с собственно Чехией. В 1348 Карл IV создал Корону Богемии (Koruna česká) вместе с присоединенными провинциями:
временами входили в состав Чешского королевства, эти провинции:
Современная Чешская Республика является правопреемником Короны Богемии, как указано в преамбуле ее Конституции.
До 1833 г. Богемия была разделена на от семи до шестнадцати округов. К ним относятся следующие в разные периоды времени:
Согласно Иоганну Готфриду Соммеру Богемия была разделена на 16 районных единиц между 1833 и 1849:
После 1850 года районные единицы Чехии были разделены на 104 района (нем. Bezirk, pl. Безирке; Чешский: Окрес).
Religion | Number | % |
---|---|---|
Roman Catholics | 6,475,835 | 95.66 |
Lutherans | 98,379 | 1.45 |
Jewish | 85,826 | 1.26 |
Calvinists | 78,562 | 1.16 |
Old Catholics | 14,631 | 0.21 |
Greek Catholics | 1,691 | 0.02 |
Moravian Church | 891 | 0.01 |
Greek orthodox | 824 | 0.01 |
Anglicans | 173 | 0.00 |
Unitarians | 20 | 0.00 |
Muslims | 14 | 0.00 |
Armenian Catholics | 10 | 0.00 |
Lipovans | 9 | 0.00 |
Armenian Orthodox | 8 | 0.00 |
Mennonites | 4 | 0.00 |
Others | 1,467 | 0.02 |
Nonbelievers | 11,204 | 0.16 |
Total | 6,769,548 | 100.00 |
Language | Number | % |
---|---|---|
Czech (together with Slovak ) | 4,241,918 | 62.66 |
German | 2,467,724 | 36.45 |
Polish | 1,541 | 0.02 |
Ruthenian | 1,062 | 0.01 |
Slovenian | 292 | 0.00 |
Croatian (together with Serbian ) | 190 | 0.00 |
Italian (together with Ladin ) | 136 | 0.00 |
Hungarian | 48 | 0.00 |
Romanian | 33 | 0.00 |
Others (mostly Romani ) | 56,604 | 0.83 |
To tal | 6,769,548 | 100.00 |