Утраквизм (от латинского sub utraque specie, что означает «под обоими видами») или каликстинизм (от чаши ; латинский : calix, кружка, заимствовано из греческого kalyx, раковина, шелуха; чешский : kališníci) был верой среди гуситов, христиан- реформистов. движение, это причастие под обоими видами (и хлебом, и вином, а не только хлебом) должно быть совершено мирянами во время совершения Евхаристии. Это была основная догма гуситов и одна из четырех пражских статей. После того, как движение гуситов раскололось на различные фракции в начале гуситских войн, гуситы, которые подчеркивали право мирян на общение в рамках обоих видов, стали известны как умеренные гуситы, утраквисты-гуситы или просто утраквисты. Утраквисты были самой крупной фракцией гуситов.
После победы союзных войск утраквистов и католиков в гуситских войнах, утраквисты составляли большинство населения Богемии до начала Тридцатилетней войны, почти два столетия спустя. Битвы на Белой горе в 1620 году, ознаменовал конец богемной восстания и, следовательно, конец почти двести лет Utraquist преобладанию.
Утраквизм был христианской догмой, впервые предложенной Якобом Мисским, профессором философии в Пражском университете, в 1414 году. Он утверждал, что Евхаристия должна совершаться «под обоими видами» - как хлеб и вино - для всей конгрегации, включая миряне. В то время римо-католики считали, что освященное вино Драгоценной Крови вкушали только священники.
Утраквисты были умеренной фракцией гуситов (в отличие от более радикальных таборитов, оребитов и сирот ). Они были также известны как Пражская партия или Каликстины - от латинского « каликс», что означает их эмблема - чаша.
Утраквисты в конечном итоге воссоединились со Святым Престолом и победили более радикальных таборитов и сирот в битве при Липанах в 1434 году. После этой битвы почти все формы гуситского возрождения были утраквистами, как видно на примере Георгия из Подебрад, которому даже удалось вызвать город Табор, знаменитая цитадель таборитов, преобразованная в утраквизм.