Легенда о Святом Георгии и Драконе повествует о Святом Георгии (умер 303), укротившем и убившем дракона, потребовавшего человеческих жертвоприношений; святой тем самым спасает принцессу, избранную в качестве следующего приношения. Повествование было впервые установлено в Каппадокии в самых ранних источниках XI и XII веков, но перенесено в Ливию в XIII веке Золотая легенда.
. дохристианское происхождение (Ясон и Медея, Персей и Андромеда, Тифон и т. д.), и упоминается в жизнях различных святых до того, как его приписали Святой Георгий конкретно. Его особенно приписывали святому Феодору Тиро в IX и X веках, а впервые он был передан святому Георгию в XI веке.
Самое древнее известное упоминание о том, как Святой Георгий убил дракона, можно найти в грузинском тексте 11 века.
Легенда и иконография быстро распространились по византийской культурной сфере в 12 веке. Он проник в западно-христианскую традицию еще в 12 веке, через крестовые походы. Рыцари Первого крестового похода считали, что Святой Георгий вместе со своими товарищами солдатами Деметрием, Морисом и Феодор сражался вместе с ними в Антиохии и Иерусалиме. Легенда была популяризирована в западной традиции в 13 веке на основе ее латинских версий в Speculum Historiale и Golden Legend. Поначалу ограничиваясь придворной обстановкой рыцарского романа, легенда была популяризирована в 13 веке и стала излюбленным литературным и живописным предметом в позднем средневековье и эпохе Возрождения, и он стал неотъемлемой частью христианских традиций, касающихся святого Георгия как в восточной, так и в западной традиции.
Иконография воинских святых Феодора, Георгия и Деметрия в качестве всадников является прямым продолжением римской эпохи типа «фракийский всадник ». иконография. Иконография дракона, кажется, выросла из змея, обвивающего «древо жизни» с одной стороны, и из штандарта дракона, который использовался поздней римской кавалерией с другой. Всадники, пронзающие змей и кабанов, широко представлены на стелах римской эпохи в память о конных воинах. Резное изображение из Крупаца, Сербия, изображает Аполлона и Асклепия как фракийских всадников, помимо змея, обвившегося вокруг дерева. Другая стела показывает Диоскуров как фракийских всадников по обе стороны обвитого змеями дерева, убивающих кабана своими копьями.
Развитие агиографического повествования о битве с драконом происходит параллельно с развитие иконографии. Он основан на дохристианских мифах о драконах. Коптская версия легенды о Святом Георгии под редакцией Э. А. Уоллис Бадж в 1888 году, по оценкам Баджа, основанный на источнике V или VI века, называет «правителя Дадиануса», преследователя Святого Георгия, «драконом бездны». Бадж явно проводит параллель с дохристианским мифом:
Я сомневаюсь, что большая часть всей истории Святого Георгия является чем-то большим, чем одна из многих версий древней истории о конфликте между Светом и Тьмой, или Ра и Апепи, и Мардук и Тиамат, сотканные из нескольких тонких нитей исторических фактов. Тиамат, чешуйчатый, крылатый, мерзкий дракон, и Апепи, могущественный враг славного Солнца, были уничтожены и брошены на смерть в огне, который он послал против них и их извергов: и Дадианус, также называемый «драконом», с его друзья шестьдесят девять правителей, также были уничтожены огнем, низведенным с неба по молитве святого Георгия. В преддверии иконографии Святого Георгия, впервые отмеченной в 1870-х годах, на коптском камне fenestrella изображена фигура с головой ястреба, сражающаяся с крокодилом, которую Лувр интерпретирует как Гор. убийство преображенного Сетеха.
фракийского всадника деревом, обвитым змеями (2 век)
Надгробный рельеф римского кавалериста, топчущего варварского воина (4 или 5 век)
Фенестрелла интерпретируется Лувром как Гор верхом на копье . Набор в форме крокодила (4 век).
В христианском искусстве конца V века встречаются изображения «воинствующего Христа» , попирающего змея. Иконография всадника с копьем, побеждающего зло, становится актуальной в период раннего средневековья. Иконографические изображения святого Феодора как истребителя драконов датируются уже VII веком, определенно началом X века (самое древнее достоверное изображение Феодора, убивающего дракона, находится в Ахтамаре, датируется примерно 920 годом). Сообщается, что Теодор уничтожил дракона около Эухайты в легенде не моложе конца IX века. Ранние изображения всадника, убивающего дракона, вряд ли представляют Святого Георгия, который в 10 веке изображался убивающим человеческую фигуру, а не драконом.
Керамическая икона Виница, изображающая святых Христофора и Георгия как истребителей драконовСамое раннее изображение святого Феодора в виде всадника (названное по-латыни) относится к Винице, Северная Македония, и, если оно подлинное, относится к VI или VII веку. Здесь Теодор не убивает дракона, а держит знамя дракона. На одной из икон Виницы также есть древнейшее изображение святого Георгия с драконом: Георгий стоит рядом с циноцефальным св. Кристофер, оба святых наступают на змей человеческими головами и целятся в их головы копьями. Магуайр (1996) связал переход от безымянных конных героев, используемых в бытовой магии, к более упорядоченной иконографии названных святых с более строгим регулированием священных образов после иконоборчества 730-х гг.
17-го века. рисунок Аркуса ЭйнхардиНа Западе Каролингской эпохи изображение римского всадника, топчущего и пронзающего дракона между двумя святыми-солдатами копьями и щитами, было помещено на ногу crux gemmata, ранее находился в Сокровищнице базилики Святого Серватия в Маастрихте (утрачен с 18 в.). Изображение сохранилось на рисунке 17-го века, который сейчас находится в Национальной библиотеке Франции в Париже.
Фреска Йыланлы Килисе, изображающая святых Феодора и Георгия, убивающих дракона«Христианизация» иконографии фракийских всадников восходит к каппадокийским пещерным церквям Гереме, где сохранились фрески X века. показать воинских святых верхом на конях, противостоящих змеям с одной, двумя или тремя головами. Один из самых ранних примеров - церковь, известная как Маврукан 3 ([tr ]), обычно датируемая 10 веком, где изображены два «священных всадника», противостоящие двум змеям, обвившимся вокруг дерева, в поразительном параллельно стеле Диоскурой, за исключением того, что всадники теперь атакуют змею на «дереве жизни» вместо кабана. По крайней мере, в этом примере, кажется, есть две змеи с отдельными головами, но в других примерах Каппадокии 10-го века есть многоцефальные змеи. Плохо сохранившаяся настенная живопись в Йыланлы Килисе [tr ] («Змеиная церковь»), изображающая двух святых Теодора и Георгия, атакующих дракона, ориентировочно датируется 10 веком или, альтернативно, даже серединой. 9-е.
Аналогичный пример, но с изображением трех святых-всадников, Деметрия, Феодора и Георгия, взят из часовни «Зоодохос Пиги» в центральной Македонии в Греции, в префектуре Килкис, недалеко от современной деревни Колчида, датируемой IX или X веком.
Изображение конного убийцы драконов XII века, предположительно изображающее Феодора, а не Георгия, находится в четырех мукарнах панели в нефе Палатинской капеллы в Палермо.
Мотив дракона был перенесен в легенду о Георгии из его соратника воина-святого, Святой Феодор Тиро.
Передача иконографии дракона от Феодора, или Феодора и Георгия как «Диоскурои» к Георгию, впервые стала ощутимой в начале 11 века. Самые древние изображения святого Георгия, сражающегося со змеем, до сих пор встречаются в Каппадокии.
В хорошо известной версии из Якоба да Вараджина Legenda aurea (Золотая легенда, 1260-е гг.), Повествовательный эпизод о Святом Георгии и Драконе произошел в месте, которое он назвал «Силен», в Ливии.
Силен в Ливии подвергся изверганию яда. дракон обитающий в соседнем пруду, отравляющий сельскую местность. Чтобы это не повлияло на сам город, люди ежедневно предлагали ему двух овец, затем человека и овцу и, наконец, своих детей и подростков, выбранных посредством лотереи. Однажды жребий выпал на дочь царя. Царь предложил все свое золото и серебро, чтобы его дочь пощадила; народ отказался. Дочь отправили к озеру в наряде невесты, чтобы ее накормили драконом.
Святой Георгий случайно оказался на месте. Принцесса пыталась прогнать его, но он поклялся остаться. Пока они разговаривали, дракон вышел из пруда. Святой Георгий совершил Крестное знамение и атаковал его верхом, серьезно ранив копьем. Затем он призвал принцессу накинуть ему свой пояс (зона) и надел его на шею дракона. Когда она это сделала, дракон последовал за девушкой, как «кроткое животное» на поводке .
Принцесса и Святой Георгий повели дракона обратно в город Силен, где он напугал население. Святой Георгий предложил убить дракона, если они согласятся стать христианами и креститься. Пятнадцать тысяч человек, включая царя Силены , обратились в христианство. Затем Джордж убил дракона, обезглавив его своим мечом, и тело было вывезено из города на четырех телегах, запряженных волами. Царь построил церковь Пресвятой Девы Марии и Святого Георгия на том месте, где умер дракон, и из его алтаря вытекал источник с водой, исцеляющей все болезни. Только в латинской версии святой поражает дракона копьем, прежде чем убить его мечом.
Повествование «Золотая легенда» является основным источником истории о Святом Георгии и Драконе, полученной в Западной Европе. и поэтому актуален для святого Георгия как покровителя Англии. В версии «Золотая легенда» имя принцессы осталось безымянным, а имя «Сабра» было дано писателем елизаветинской эпохи писателем Ричардом Джонсоном в его «Семи чемпионах христианского мира» (1596). В произведении она переделана в принцессу Египта. Эта работа очень вольна с материалом и заставляет Святого Георгия жениться на Сабре и иметь детей-англичан, одним из которых становится Ги Уорикский. Альтернативные имена, данные принцессе в итальянских источниках еще в 13 веке: Клеолинда и Айя.
Святой изображен в стиле римского кавалериста в традиции «фракийских героев ». Существует два основных иконографических типа: «краткая» форма, показывающая только Георгия и дракона, и «подробная» форма, также включающая принцессу и городские стены или башни Ласии (Ласии) со зрителями, свидетелями чуда. «Краткий» тип происходит из Каппадокии в 10-11 веках (перенесен из той же иконографии, связанной со святым Феодором Тиронским в 9-10 веках). Самым ранним конкретным примером «подробной» формы может быть фреска из Павниси (датированная ок. 1160 г.), хотя примеры из Адиши, Бочорма и Икви может быть несколько раньше.
Святой Георгий Парахетский, Грузия, конец 10 века
Святой Георгий Лабечинский, Рача, Грузия, начало 11 века
Икона Святой Георгий и дракон из Лихаури (Озургетский муниципалитет ), Грузия, XII век
Грузинская перегородчатая эмаль икона XV века
Византийский барельеф Святого Георгия и Дракона (стеатит ), XII век
Монументальная живая икона на Синае, первая половина XIII века, вероятно, работы греческого художника. Эпизод с драконом показан на одной из двадцати панелей, изображающих жизнь святого.
Греческая икона Святого Георгия с юностью Митилини, 15 век, Пиргос, Санторини.
Икона Ангелоса Акотандоса, Крит (первая половина XV века). век)
"Пешеход" Святой Георгий, Крит, вторая половина 15 века
Михаил Дамаскин (XVI век), Святой Георгий убивает дракона вместе с Святой Меркурий убивает Юлиан.
Самый старый образец в России, найденный на стенах церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, датируется ок. 1167. В русской традиции икона носит имя Чудо Георгия о змие; то есть «чудо Георгия и дракона». Святой чаще всего изображается на белом коне лицом вправо, но иногда также и на черном коне или лицом влево. Принцесса обычно не включается. Другой мотив изображает Джорджа верхом на лошади, а за ним сидит юноша из Митилини.
Фреска Старая Ладога, гр. 1167
Икона XIV века из Новгорода
Икона XIV века из Ростова
Новгородская жития, XIV век; "подробная" иконография дракона занимает центральную панель.
Русская икона «подробного» типа, Москва, начало 15 века
Новгородская икона, конец 15 века
Севернорусская икона «подробного» типа, святитель исключительно поражает дракона мечом ( ок. 1500).
Хелмская школа, XVI век
Мотив Святого Георгия в образе рыцаря верхом на коне, убивающего дракона, впервые появляется в западном искусстве во второй половине XIII века. Традиция изображать герб святого красным на белом Св. Георгиевский крест развивается в 14 веке.
Фреска XIII века в Анкерсхагене, Мекленбург
Миниатюра из рукописи Passio Sancti Georgii (Верона, вторая половина XIII века)
Миниатюра из рукописи Legenda Aurea, Париж, 1348.
Книга часов (ок. 1380?).
Миниатюра из рукописи Legenda Aurea, Париж, 1382 г.
Часы Де Грея (ок. 1400 г.)
Фреска полной легенды, Церковь Анга, Готланд, Швеция (середина 15 века)
Миниатюра из Heures de Charles d'Angoulême, Коньяк, Франция, f.53v (1475–1500)
t Святой Георгий и Дракон, тонированный алебастр, английский язык, гр. 1375–1420 (Национальная галерея искусств, Вашингтон)
Деревянная скульптура, ок. 1500, Замок Готторф
Бернат Марторелл - Святой Георгий убивает дракона (1435).
Святой Георгий и Дракон, резьба по дереву работы Бернта Нотке в Стокгольме Сторкиркан (1470-е годы).
Св. Георгий верхом, Meister des Döbelner Hochaltars, 1511/13, Hamburger Kunsthalle
Фронтиспис Александра Барклая, Лифа Сейнт-Джорджа (Вестминстер, 1515 г.).
Гиллис Куанье - Святой Георгий Великий, (1581).
Живопись
Скульптуры
Мозаика
Гравюры
Гравюры
Статуя XVII века в Эглиз Сен-Жорж де Шатенуа, Франция
Статуя XVIII века в Эглиз Сен-Жорж де Шатенуа, Франция
Сен Георгий и Дракон, Маттиа Прети (1678), в Гозо, Мальта.
Неизвестный художник из Украины, 18 век.
Кулон со Святым Георгием от Lluís Masriera i Rosés (1902), Барселона.
Св. Георгий и дракон британца Ревьера (ок. 1914).
Государь 1914 года с гравюрой Бенедетто Пиструччи.
Реверс английской банкноты в 1 фунт 1940 года
Британский вербовочный плакат времен Первой мировой войны.
Автомобиль-талисман Эдварда Сиго Святой Георгий и Дракон, использованный британским монархом (1952)
Эдмунд Спенсер расширяет историю Святого Георгия и Дракона в Книге I из Королевы Фей, первоначально называя героя Рыцарем Красного Креста. Уильям Шекспир обращается к Святому Георгию и Дракону в Ричарде III (Продвигайте наши стандарты, поставленные против наших врагов Наш древний мир мужества, справедливый Святой Георгий, Вдохновите нас селезенкой огненных драконов акт V, сцена 3), Генрих V (Игра начинается: следуйте за своим духом и по этому поводу кричите: «Бог за Гарри, Англию и Святого Георгия!», действие III, сцена 1), а также в Короле Лире (действие I).
Борт 17-го века баллада воздавал должное подвигу Джорджа в убийстве дракона. В балладе, озаглавленной «Святой Георгий и дракон», рассматривается важность Святого Георгия по сравнению с другими героями эпоса и романса, и в конечном итоге делается вывод о том, что все другие герои и персонажи эпоса или романса бледнеют по сравнению с подвиги Джорджа.
Знамя Святого Георгия Эдварда Элгара - баллада для хора и оркестра, слова Шепкотта Венсли (1879). «Дни мечты 1898 года» Кеннета Грэхема включают главу под названием Неохотный дракон, в которой пожилой святой Георгий и добрый дракон устраивают шутливую битву, чтобы удовлетворить горожан и представить дракона. в общество. Позже был снят фильм Walt Disney Productions и положен на музыку Джоном Раттером в качестве детской оперетты.
. В 1935 году Стэнли Холлоуэй записал Юмористический пересказ сказки «Святой Георгий и Дракон», написанный Уэстоном и Ли. В 1950-х годах Стэн Фреберг и Доус Батлер написали и исполнили St. Джордж и Дракон-Сеть (пародия на сказку и Драгнет ) для радиошоу Фреберга. Запись рассказа стала первым комедийным альбомом, разошедшимся тиражом более миллиона экземпляров.
Маргарет Ходжес пересказала легенду в детской книге 1984 года (Святой Георгий и Дракон ) с медалью Калдекотта - иллюстрацией Трины Шарт Хайман.
Саманта Шеннон описывает свой роман 2019 года «Монастырь апельсинового дерева» как «феминистский пересказ» Святого Георгия и Дракона.
Реджо-ди-Калабрия использовал Святого Георгия и дракона в своем гербе по крайней мере с 1757 года, что заимствовано из более ранней (15-го века) иконографии, использованной на городской печати. Святой Георгий и дракон изображены на гербе Москвы с конца 18 века, а на гербе Грузии с 1991 года (на основе герба введен в 1801 г. для Грузии в составе Российской империи ).
Герб Реджо-ди-Калабрия (1896 г.)
Герб Москвы (1781 г.)
Герб Москвы (дизайн 1993 г.)
Герб России (1993)
Герб Киевской области (1999)
Герб Грузии (2004)
Штандарт греческого генерала Маркос Ботсарис
Императорский штандарт Хайле Селассие I из Эфиопии (реверс)
Викискладе есть материалы, связанные с Святым Георгием и Драконом. |