Мифология чокто

редактировать

Миссисипи чокто в традиционной одежде, ок. 1908 Танец орла, чокто, нарисованный Джорджем Кэтлином около Форт Гибсон, Оклахома, 1835-1837

Мифология чокто является частью культуры чокто, индейское племя, первоначально занимавшее большую территорию на нынешнем юго-востоке США : большая часть штатов Миссисипи, Алабама и Луизиана. В 19 веке чокто были известны европейским американцам как одно из «пяти цивилизованных племен ».

Сегодня у чокто есть три признанных на федеральном уровне племени: самое крупное из них - нация чокто в Оклахоме, следующее - Банда индейцев чокто из Миссисипи, состоящая из потомков люди, которые не переселялись в 1830-е годы, и самым маленьким из них является Йенский отряд индейцев чокто, расположенный в Луизиане. Кроме того, группа индейцев чокто MOWA признана штатом Алабама, но не получила федерального признания. Он также состоит из потомков людей, оставшихся на юго-востоке в 1830-х годах.

Чокто и их предки жили в регионе Миссисипи примерно от 4000 до 8000 лет. Тысячи лет мифов и создания историй внесли свой вклад в богатую коллекцию истории, охватывающую века. Чокто продолжают рассказывать и писать свои легенды, основанные на том, что сейчас известно как Глубокий Юг.

Содержание
  • 1 Создание чокто
    • 1.1 Первая версия
    • 1.2 Вторая версия
  • 2 Сверхъестественные коренные жители Америки
    • 2.1 Древняя религия
    • 2.2 Взаимодействие между животными и людьми
    • 2.3 Маленькие люди и другие человекоподобные существа
    • 2.4 Тенноподобные существа
    • 2.5 Птицы тьмы
    • 2.6 Появления, объясняемые животными
  • 3 Мифологические сказки
    • 3.1 Происхождение яда
    • 3.2 Братья Ташка и Вало
    • 3.3 Продолжительность жизни собаки
    • 3.4 Происхождение кузнечиков и муравьев
  • 4 Легенды чокто
    • 4.1 Охотник за Солнцем
    • 4.2 Нане Чаха
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Создание чокто

Первая версия

Чокто те, кто остается в Миссисипи, рассказывают следующую историю создания: они пришли на эту землю и как появился Наних Вайя Курган, построенный предками из земли.

Два брата, Хата и Чиксах, вели первоначальный народ из земель на далеком западе, которые перестали процветать. Люди путешествовали долго, ведомые магическим шестом или посохом. Каждую ночь, когда люди останавливались, чтобы разбить лагерь, шест ставили в землю, и утром люди двигались в том направлении, в котором он наклонялся.

После ошеломляюще долгого путешествия они наконец пришли к месту, где столб стоял вертикально. В этом месте они похоронили кости своих предков, которые они принесли в мешках с буйволами из исконной земли на западе.

Земляные работы курган возникли из этого великого захоронения. После погребения братья обнаружили, что земля не может поддерживать всех людей. Чиксах забрал половину людей и отправился на север, где они в конечном итоге образовались как историческое племя чикасо.

Чата и другие остались возле кургана, который стал известен как Наних Вайя (курган всего творения) и стал известен как племя чокто.

Вторая версия

Вначале был большой курган. Он назывался Наних Вайя. Именно из этого кургана Творец вылепил первый из людей. Эти люди проползли через длинную темную пещеру на дневной свет и стали первыми чокто.

Сверхъестественные коренные жители Америки
Чучело из кургана Накучи в Джорджии, США

Некоторые ранние писатели, а в более поздние времена Кушман и Бушнелл, сообщают, что чокто верили в великий добрый дух и великий злой дух. В устных рассказах чокто упоминаются многочисленные сверхъестественные существа. В дополнение к своим условиям для того, что также можно было бы назвать Великим Духом или Богом и Дьяволом, чокто полагали, что среди них есть много других «могущественных существ».

Древняя религия

Великий Дух чокто упоминался под разными именами. Преподобный Альфред Райт писал, что Великий Дух упоминается как Нанапеса, Иштахулло-чито или Наништа-хулло-чито, Хуштахли и Уба П и ке или Аба. Shilup chitoh osh - это термин, переведенный на английский язык и означающий Великий Дух. Читокака означает Великий. Термины иштахулло или наништахулло применяются к чему-либо или человеку, который, как считается, обладает какой-то оккультной или высшей силой, например, к ведьме.

Антропологи предполагают, что миссисипские предки чокто поместили Солнце в центр своей космологической системы. Чокто середины восемнадцатого века действительно считали солнце живым существом. Дипломаты чоктау, например, разговаривали только в солнечные дни. Если день конференции был пасмурным или дождливым, чокто откладывали встречу, обычно под тем предлогом, что им нужно больше времени для обсуждения деталей, до восхода солнца. Солнце позаботилось о том, чтобы все разговоры были честными. Солнце как символ великой силы и благоговения является важным компонентом культур юго-востока Индии.

— Грег О'Брайен, Чокто в эпоху революции, 1750-1830 гг.

Хуштахли из Хаши (солнце) и Тахли (завершить действие). Считается, что хуштахли возник как термин чокто без европейского влияния; Считалось, что чокто поклонялись солнцу. Огонь был «самым ярким изображением солнца»; Считалось, что он обладает разумом и постоянно находится в контакте с солнцем.

Взаимодействие между животными и людьми

Цифровая графика, основанная на церемониальной каменной палитре, найденной на археологических раскопках Маундвилля в Маундвилле, штат Алабама

Почитаемые чокто Синти лапитта, рогатый змей, который посещал необычайно мудрых молодых людей.

Маленькие люди и другие человекоподобные существа

Они верили в маленького человека, около двух футов высотой, который жил один в густом темном лесу. Человека звали Бохполи или Кови анукаша, оба имени использовались по отдельности или вместе. В переводе Бохполи - «Метатель». Кови анукаша переводится как «Тот, кто остается в лесу», или, если говорить более кратко, «Лесной житель». Человека можно сравнить с европейскими аналогами - гномами, эльфами, гномами и лепреконами.

. Маленький лесной спрайт (оле) был заведомо озорной, но не злой. Чокто считал, что часто игриво бросал в них палки и камни. Все необъяснимые звуки, слышимые в лесу, приписывались Бохполи. Чокто считал, что ему доставляет особое удовольствие ударять по соснам, чтобы создать шум.

Обычные чокто никогда не видели Бополи, только пророки и шаманы. Индийские шаманы или врачи сообщали, что Бохполи помогал им в создании их лекарств. В некоторых историях говорилось, что Бополи «крал» маленьких детей и уводил их в лес, чтобы научить их травам и лекарствам. Вернув детей в их дома, Бохполи оставлял их в покое, позволяя им вырасти и стать докторами племени.

Некоторые исторические сочинения относятся к Кашехотапало, соединению человека и оленя, которое любило пугать охотников. Его очень восхищали его скорость и ловкость. Если чокто разозлил Кашехотапало, он бросился бы впереди них и предупредил бы врага или животных, на которых охотятся.

Оква Нахоло или Ока Нахулло (белые водные люди) жили в глубоких водоемах и имели легкую кожу, как у форели. Считалось, что они иногда захватывают людей, которых превращают в таких же существ.

Хоклоноте был злым духом, который мог принимать любую форму, какую пожелает; считалось, что он читает мысли людей.

Тенеподобные существа

У чокто есть истории о теневых существах. Налуса Чито, также известный как Импа Шилуп, был пожирателем душ, огромным черным существом. Если люди позволят злым мыслям или депрессии проникнуть в свой разум, Импа Шилуп заползет внутрь и съест их души. Многие люди из народа чокто не произносят его имени из страха вызвать дух.

Налуса Фалая (длинное черное существо) напоминало человека, но с очень маленькими глазами и длинными заостренными ушами. Иногда он пугал охотников или передавал свою силу причинения вреда. Некоторые считали, что Налуса Фалая предпочитал приближаться к мужчинам, скользя на животе, как змея.

Хашок Оква Хуэй'га (Капля воды в траве), как полагали, имел связь с тем, что называется блуждающим огнем. Видно только его сердце, и то только ночью. Хашок Оква Хуи'га сбивает с толку любого, кто на него смотрит.

Также считалось, что у каждого человека был шиломбиш (внешняя тень), которая всегда следовала за ним, и шилуп (внутренняя тень, или призрак), который после смерти отправлялся в страну призраков. Шиломбиш должен был оставаться на земле и беспокойно бродить по своему бывшему дому, часто стоная, чтобы напугать оставшихся в живых друзей. Он пытался заставить их покинуть это место и искать другое место для жизни. Также предполагалось, что он принимает форму лисы или совы; и своим лаем, как один, и визгом, как другой по ночам, вызывали ужас, потому что крик считался зловещим из плохих вещей. Чокто могли отличить шиломбиша от животных, которых он имитировал. Когда лает лиса или визжит сова, отвечает другая лиса или сова. Но когда шиломбиш имитирует звук любого животного, ответа не слышно. Тенеподобные существа часто преследуют детей младшего взрослого возраста.

Кашехотаполо - существо, которое не является ни человеком, ни зверем. У него ноги и копыта оленя, но тело у него такое же, как у человека. Его голова и лицо маленькие и сморщенные, и говорят, что человека, который на них смотрит, посетит зло. Когда охотник подходит к болотам, в которых обитает, он крадется за ними, чтобы громко крикнуть, прежде чем быстро убежать. Хотя это не причиняет вреда мужчинам, оно испытывает восторг от их испуга, поскольку издает звук, напоминающий женский крик. По этой причине он был назван Кашехотаполо (кашешо, «женщина»; тапало, «зов»).

Птицы тьмы

Ишкитини, или рогатая сова, Считалось, что он бродит по ночам, убивая людей и животных. Многие считали, что крик ишкитини означает внезапную смерть, например, убийство. Если был слышен офунло (визг совы ), это был знак того, что ребенок младше семи лет в семье умрет. Такого ребенка сравнивали с маленькой совой. Если опа (обыкновенная сова) сидела в сарае или на деревьях возле дома и ухала, ее крик был предзнаменованием смерти для ближайших родственников жителей.

Бискиник, засранец, был известен как газетчик. Если он рано утром приземлится на дереве во дворе семьи, некоторые «поспешные» новости появятся еще до полудня. Если он засел там поздно ночью, новости пришли бы до утра.

Объясняемые животными явления

Животные занимают важное место в мифологии чокто, как и в большинстве циклов мифов коренных американцев. Например, в истории чокто солнечные затмения приписывались черным белкам, а кукуруза была подарком птиц.

Хелоха (гром) и Мелата (молния)) были ответственны за сильные грозы. В мифологии чокто это были две огромные птицы. Хелоха откладывала свои гигантские яйца в облака, и они грохотали, катаясь по облакам. Несмотря на его размер, ее подруга, Мелата, была чрезвычайно быстрой и оставляла за собой след искр, летя по небу.

Мифологические сказки

Происхождение яда

В мелком водоеме, где люди чокто купались, росла ядовитая лоза. Все, что коснется виноградной лозы, погибнет. Виноградная лоза нравилась людям чокто и не хотела, чтобы они умирали, но не могла предупредить их, когда ее яд заразит воду. Он решил избавиться от своего яда и призвал вождей змей, пчел и ос, потому что все они были растоптаны и случайно убиты людьми. Вожди этих маленьких существ пришли к соглашению взять и разделить яд виноградной лозы между собой в качестве предупреждения и сдерживающего фактора против того, чтобы их растоптали.

Пчелы первыми приняли яд и сказали, что возьмут небольшое количество, чтобы защитить свои ульи. Им тоже нравились люди чокто и они не хотели убивать их ядом. Чтобы показать, что они не враги человека, пчелы пообещали, что после того, как их заставят использовать свое жало, они умрут.

Следующими, кто принял яд, были осы, которые сказали, что будут гудеть в ухе человека в качестве предупреждения, прежде чем нападут, чтобы защитить свои гнезда.

Наконец, змеи забрали остаток яда. Они пообещали, что всегда будут предупреждать человека своей погремушкой перед тем, как нанести удар, чтобы дать человеку шанс сбежать.

С тех пор только глупцы, не внявшие предупреждениям маленьких, пострадали от яда виноградной лозы.

Братья Ташка и Вало

Два брата по имени Ташка и Вало много лет ходили за солнцем с детства до взрослой жизни. Они будут следовать за ним на протяжении всей его жизни днем, пока он не умрет за горизонтом вечером. Однажды солнце коснулось большого водного пространства, и мальчики поплыли в нем, уходя под воду.

Они появились в доме солнца, обнаруживая повсюду женщин. Эти женщины были луной и звездами. Луна была женой солнца и спросила братьев, как они попали в это царство. Братья рассказали, что они следили за солнцем много лет с детства. Затем солнце велело его жене вскипятить воду, и он поместил в нее братьев, удерживая их там, пока их кожа не отвалилась. Солнце спросило, знают ли они дорогу домой. Мальчики ответили «нет», так как они смотрели через край неба, видя землю, но не могли различить свой дом с такой высоты.

Солнце спросило, почему они следовали за ним все эти годы, на что братья ответили только для того, чтобы увидеть, где он умер. Солнце согласилось отправить их домой, но приказало им не разговаривать в течение четырех дней после их возвращения, иначе они наверняка умрут. Он позвал гигантского канюка, чтобы тот отвез их домой, и после того, как они приземлились, старик узнал их и пошел рассказать об этом их матери. Мать, напуганная, так как не видела их много дней, заставила их сказать ей, где они были. Они рассказали ей о своем путешествии и сказали, что теперь они обязательно умрут, потому что они не сдержали свое обещание солнцу тишины в течение четырех дней.

После этого мать очень волновалась, но все вернулись домой. Братья рассказали истории о том, как много лет они следовали за солнцем. Рассказав все, что они знали, они умерли и вошли в рай.

Продолжительность жизни собаки

Вскоре после того, как Великий Дух создал всех животных и людей, он спросил каждого, как долго должна быть их жизнь. Собака первая ответила, взволнованная обещанием долгой жизни, и попросила 10 лет. Остальные животные не знали, сколько времени им нужно, поэтому дух дал им годы, которые он считал лучшими.

Он дал людям три столетия жизни и сказал собаке, что, хотя ее жизнь была короткой, качество ее жизни будет определяться ее хозяином. Если хозяин хорошо относился к собаке, кормил ее, любил и заботился о ней, она будет процветать и жить долго. Если хозяин пренебрегает ею и злоупотребляет ею, она проживет короткую и несчастную жизнь.

Происхождение кузнечиков и муравьев

Во время выхода из Наних Вайя кузнечики путешествовали вместе с человеком, чтобы достичь поверхности. и разлетелись во все стороны. Но во время путешествия на поверхность на мать кузнечиков наступили мужчины, что не позволило остальным ее детям добраться до поверхности. Те, что уже были над землей, распространились во всех направлениях, как и первые человеческие племена. С тех пор чокто называли существ eske ilay («мать мертвая»).

Когда люди выходили из холма и распространялись по землям, они топтали множество других кузнечиков, убивая и причиняя вред детям-сиротам. Опасаясь, что все они будут убиты по мере того, как люди умножатся, продолжая выходить из Наних Вайя, кузнечики умоляли Абу, великого духа, о помощи. Вскоре после этого Аба закрыл проход, заперев в пещере множество мужчин, которым еще не удалось выбраться на поверхность.

В акте милосердия Аба превратил этих людей в муравьев, позволив им править пещерами в земле до конца истории.

Легенды чокто

Охотник Солнца

Охотник за солнцем - это миф о том, что происходит с солнцем, когда оно исчезает. Ни один из пророков или главных лидеров не мог ответить на этот вопрос. Молодой человек отправился на миссию, чтобы понять, что происходит с солнцем, когда оно садится. Он покинул свою семью, общину и страну, чтобы посвятить свою жизнь ответу на этот вопрос. Он сказал, что однажды вернется с ответом на этот вопрос. Прошло много лет - молодые люди состарились, а старики умирали, - а люди продолжали говорить о нем. Наконец он вернулся уже старым человеком с ответом на этот вопрос. Он отправился к океану и обнаружил, что солнце садится и поднимается из воды. Разделив это, старик умер.

Нане Чаха

До появления человека был холм, ведущий к центру земли. Животные начали заселять землю; начали формироваться растения, деревья, реки и сырая среда. Когда люди чокто вышли на вершину холма из прохода под названием Нане Чаха, они увидели свет солнца. Выйдя, они рассеялись по землям.

Дополнительная информация о мифах и священных историях

В книге «Сказки чокто» Тома Молда и вождя Филиппа Мартина объясняется, как трудно может быть передать священные истории из поколения в поколение. народ чокто, сохраняя при этом точность рассказа. Рассказывать истории может быть сложно, если кто-то не делится такой же точной информацией. Рассказывание историй важно для народа чокто и многих других групп коренных народов, потому что человек, рассказывающий историю, помогает молодому поколению понять свою историю и людей. Если история рассказана неточно, она потеряет свою ценность. Рассказывание историй очень полезно для народа чокто в плане обмена наследием чокто, поскольку оно помогает людям лучше понять свою культуру.

Например, до создания письменности история была основана на священных мифах, легендах и личных воспоминаниях. Эти священные мифы были записью истории чокто и многих других групп коренных народов, как и других культур по всему миру. В этих священных рассказах и мифах упоминались имена, но почти не указывались даты. Примером может служить вождь чокто Пушматаха. Хотя известно, что он жил в период с 1764 по 1824 годы, рассказы о нем подчеркивают его характер и влияние, которое он оказал на жизнь людей. Это истории, рассказанные членами семьи близким людям. Если рассказы рассказывают люди не из его круга, истории теряют свою страсть.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:32:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте