индоиранские народы, также известные как индоиранские народы учеными, а иногда как арья или арийцы Судя по самоназванию, это была группа индоевропейских народов, которые принесли индоиранские языки, основную ветвь индоевропейской языковой семьи, на большую часть Евразии во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры. В конечном итоге они разветвились на иранские народы и индоарийские народы.
Термин арийский исторически использовался для обозначения индоиранцев, потому что арья - это самоназвание древних носителей индоиранских языков, в частности Иранцы и индоарийские народы, вместе известные как индоиранцы. Некоторые ученые теперь используют термин индоиранский язык для обозначения этой группы, в то время как термин «арийский» используется для обозначения «индоиранского» другими учеными, такими как Йозеф Визехофер, Уилл Дюрант и Яакко Хаккинен. Популяционный генетик Луиджи Лука Кавалли-Сфорца в своей книге 1994 года «История и география генов человека» также использует термин арийцы для описания индоиранцев..
Ранних индоиранцев обычно отождествляют с потомками протоиндоевропейцев, известных как синташтинская культура и последующая андроновская культура в более широком андроновском горизонте, и их родина с территории евразийской степи, которая граничит с рекой Урал с запада, Тянь-Шань на востоке (где индоиранцы захватили территорию, занимаемую более ранней афанасьевской культурой ), и Трансоксиана и Гиндукуш на юге.
На основании его использования индоариями в Митанни и Ведическая Индия, ее предшествующее отсутствие на Ближнем Востоке и в Хараппанской Индии, а также ее свидетельство в XIX – XX веках до н.э. на Андроновском городище Синташта, Кузьмина (1994) утверждает, что колесница подтверждает идентификацию Андроново как Индо. -Иранец. Энтони и Виноградов (1995) harvcoltxt error: нет цели: CITEREFAnthonyVinogradov1995 (help ) датировал захоронение колесницы на озере Кривое примерно до 2000 г. до н.э., и недавно было обнаружено бактрийско-маргианское захоронение, в котором также содержится жеребенок, что указывает на дальнейшие связи со степями.
Исторические лингвисты в целом считают, что континуум индо- Расхождение между иранскими языками, вероятно, началось к 2000 г. до н.э., если не раньше, до появления ведической и иранской культур. Самые ранние записанные формы этих языков, ведический санскрит и гатический авестийский, удивительно похожи, произошли от общего протоиндоиранского языка. Происхождение и самые ранние отношения между нуристанскими языками и языками иранской и индоарийской групп не совсем ясны.
Двухволновые модели индоиранской экспансии были предложены Берроу (1973) и Парпола (1999). Индоиранцы и их экспансия прочно связаны с протоиндоевропейским изобретением колесницы. Предполагается, что это расширение распространилось от праиндоевропейской родины к северу от Каспийского моря на юг до Кавказа, Центральной Азии, Иранское плато и Индийский субконтинент. Они также расширились в Месопотамию и Сирию и представили культуру лошадей и колесниц в этой части мира.
Митанни, народ, известный в восточной Анатолии примерно с 1500 г. до н.э. возможно, смешанного происхождения: хурритское говорящее большинство предположительно доминировала неанатолийская, индоарийская элита. Существует лингвистическое свидетельство такого суперстрата в виде:
В частности, текст Киккули включает такие слова, как аика «один» (т. е. родственное индоарийскому эка), тера «три» (три), панза «пять» (панча), сатта «семь», (сапта), на «девять» ( нава), а вартана - «развернуться» в контексте скачек (индоарийская вартана). В договоре между хеттами и митанни ашвинские божества Митра, Варуна, Индра и Насатья вызываются. Эти заимствованные слова имеют тенденцию связывать суперстрат Митанни с индоарийскими языками, а не с иранскими языками - то есть ранним иранским словом для обозначения «одного» было айва.
Стандартная модель для проникновения индоевропейских языков на Индийский субконтинент состоит в том, что эта первая волна прошла через Гиндукуш, либо в верховья Инда и позже. Ганг. Самый ранний пласт ведического санскрита, сохранившийся только в Ригведе, относится примерно к 1500 г. до н.э. Из Инда индоарийские языки распространились с ок. 1500 г. до н.э. до ок. 500 г. до н.э., над северной и центральной частями субконтинента, не считая крайнего юга. индоарийцы в этих областях основали несколько могущественных королевств и княжеств в регионе, от юго-востока Афганистана до порога Бенгалии. Самыми могущественными из этих царств были постригведические Куру (на Курукшетре и в районе Дели) и их союзники Панчалы дальше на восток, а также Гандхара и позже, примерно во времена Будда, царство Косала и быстро расширяющееся царство Магадха. Последний просуществовал до 4 века до н.э., когда был завоеван Чандрагуптой Маурьей и сформировал центр империи Маурьев.
в восточном Афганистане и юго-западном Пакистан, на каких индоарийских языках там говорили, в конечном итоге вытеснили иранские языки. Однако большинство индоарийских языков были и остаются заметными на остальной части Индийского субконтинента. Сегодня на индоарийских языках говорят в Индии, Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке, Фиджи, Суринам и Мальдивы.
Вторая волна интерпретируется как иранская волна. Первыми иранцами, достигшими Черного моря, возможно, были киммерийцы в VIII веке до нашей эры, хотя их языковая принадлежность сомнительна. За ними последовали скифы, которые считаются западной ветвью среднеазиатских саков. сарматские племена, из которых наиболее известны роксоланы (роксоланы), языги (джазыги) и аланы (аланы), последовали за скифами на запад в Европу в конце веков до нашей эры, а также в I и II веках нашей эры (Эпоха переселений ). Густонаселенное сарматское племя массагетов, обитавшее у Каспийского моря, было известно ранним правителям Персии в период Ахеменидов. В наибольшей известной степени, примерно в 1 веке нашей эры, сарматские племена простирались от реки Вислы до устья Дуная и к востоку до Волги, граничащей с берега Черного и Каспийского морей, а также Кавказа к югу. На востоке саки занимали несколько областей в Синьцзяне, от Хотана до Тумшука.
мидяне, персы и парфяне начинают появляться на иранском плато с ок. 800 г. до н.э., и Ахемениды заменили эламитское правление с 559 г. до н.э. Примерно в первом тысячелетии нашей эры иранские группы начали селиться на восточной окраине иранского плато, на горной границе северо-западного и западного Пакистана, вытесняя более ранних индоарийцев с площадь.
В Восточной Европе иранцы в конечном итоге были окончательно ассимилированы (например, славянизация ) и поглощены протославянским населением региона, в то время как в Средней Азии тюркские языки вытеснили иранские языки в результате тюркской экспансии в первые века нашей эры. Сохранившиеся основные иранские языки: персидский, пушту, курдский и белуджский, помимо множества более мелких. Осетинский, на котором в основном говорят в Северной Осетии и Южной Осетии, является прямым потомком аланского и, следовательно, единственным сохранившимся сарматским языком из когда-то обширного континуума восточно-иранского диалекта, который простирался от Восточной Европы до восточных частей Центральной Азии.
Археологические культуры, связанные с индоиранской экспансией, включают:
Парпола (1999) предлагает следующие определения:
диапазон дат | археологическая культура | идентификация, предложенная Парпола |
---|---|---|
2800 г. –2000 г. до н.э. | поздняя катакомбная и полтавская культуры | поздний ПИРОГ до Прото-индоиранские |
2000–1800 гг. До н.э. | срубна и абашевская культуры | протоиранские |
2000–1800 гг. До н.э. | Петровка-Синташта | Прото-индоарийцы |
1900–1700 гг. До н.э. | BMAC | Индоарийцы «прото-даса» обосновались в существующих поселениях BMAC, побежденные «прото- Ригведы «Индоарии около 1700 г. |
1900–1400 гг. До н.э. | Кладбище H | Индийский даса |
1800–1000 гг. До н.э. | Алакул- Федорово | индоарийцы, в том числе «прото-саума-арийцы», исповедующие сома культ |
1700–1400 гг. До н.э. | ранняя культура Свата | Прото-ригведы = прото- дарды |
1700–1500 гг. До н.э. | поздний BMAC | «Прото-саума-даса», ассимиляция прото-даса и прото-саума- Арийский |
1500–1000 гг. До н.э. | Серая посуда раннего Западного Ирана | Митанни -арийский (ответвление «Прото – Саума-Даса») |
1400–800 гг. До н.э. | поздняя культура Свата и Пенджаб, окрашенная серая посуда | поздний ригведик |
1400–1100 гг. До н.э. | Яз II-III, Систан | Прото- Авестийский |
1100–1000 гг. До н.э. | Гурганская баффовая посуда, Поздний западноиранская бафф-посуда | Прото-персидский, протомидийский |
1000– 400 г. до н.э. | культуры железного века Синьцзяна | Прото- сакский |
индоевропейский язык на котором говорили индоиранцы в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, был сатемский язык, который все еще не очень далек от протоиндоевропейского языка, и, в свою очередь, был удален лишь несколькими веков из ведического санскрита из Ригведы. Основным фонологическим изменением, отделяющим протоиндоиранский от протоиндоевропейского, является коллапс аблагирующих гласных * e, * o, * a в один гласный, протоиндоиранский * a ( но см. закон Бругмана ). Закон Грассмана и закон Варфоломея также были выполнены в протоиндоиранском языке, как и потеря лабиовеляров (kw и т. Д.) До k и восточноиндоевропейского (Сатем) переход от вкусового k 'к ć, как в протоиндоевропейском * k'ṃto->индоиранском языке. * ćata->Санскрит śata-, Древний Иран. сата "100".
Среди звуковых изменений с прото-индоиранского на индоарийский - потеря звонкого шипящего * z, среди тех, что на иранский - де- устремления ПИРО озвученных аспирантов.
Несмотря на введение более поздних индуистских и зороастрийских священных писаний, индо-иранцы разделяли общее унаследование концепций, включая универсальную силу * Hṛta - (санскрит rta, авестийский asha ), священное растение и напиток * sawHma- (санскрит сома, Авестийский Хаома ) и боги социального порядка, такие как * митра- (санскрит Митра, авестийский и древнеперсидский Митра, Miϑra) и * bʰaga- (санскрит Бхага, авестийский и древнеперсидский бага). Протоиндоиранская религия является архаическим ответвлением индоевропейской религии. Из различных и разрозненных индоиранских культур можно реконструировать набор общих идей, из которых можно вывести общий, не подтвержденный протоиндоиранским источником.
Доисламская религия Нуристанский народ и дошедшая до нас религия калашей в основном основана на изначальной религии индоиранцев, некоторые из которых разделяют синто, одну из национальных религии Японии, которая имеет некоторое индо-иранское влияние благодаря контактам, предположительно в степях Центральной Азии примерно в 2000 г. до н. э. В синтоизме их следы можно увидеть в мифе о боге бури Сусаноо, убивающем змея Ямата-но-Ороти и в мифе о богине рассвета Аме- no-Uzume.
Убеждения развивались по-разному по мере разделения и развития культур. Например, космомифология народов, оставшихся в среднеазиатских степях и Иранском плато, в значительной степени непохожа на индийскую, и сосредоточена больше на группах божеств (* daiva и * asura) и меньше о божествах индивидуально. Индийцы были менее консервативны, чем иранцы, в своем отношении к своим божествам, так что одни божества были объединены с другими или, наоборот, аспекты одного божества превратились в божества сами по себе. Ко времени Зороастра иранская культура также подверглась потрясениям иранского героического века (поздний иранский бронзовый век, 1800–800 гг. До н.э.), влиянию, которому индоарийцы не подвергались.
Иногда некоторые мифы развивались совершенно по-разному. Риг-Ведический Сарасвати лингвистически и функционально родственен авестийскому * Хараксвайти Шридууи Сура Анахита. В Ригведе (6,61,5–7) она сражается со змеем по имени Вритра, который скопил всю воду Земли. Напротив, в ранних частях Авесты иранское * Харавати - это мировая река, текущая с мифической центральной горы Хара. Но * Харавати не сражается - она заблокирована препятствием (авестийское препятствие: vərəϑra), помещенным там Ангра Майнью.
Ниже приводится список родственных термины, которые можно почерпнуть из сравнительного лингвистического анализа Ригведы и Авесты. Обе коллекции относятся к периоду после предполагаемой даты разделения (ок. 2-го тысячелетия до нашей эры) прото-индоиранцев на их соответствующие индийские и иранские ветви.
индоиранский | ведический санскрит | авестийский | Общее значение | |||
---|---|---|---|---|---|---|
* Hāpš | āp | āp | «вода», āpas «Воды» | |||
* Hapām Napāts | Apam Napat, Apām Napāt | Apām Napāt | «отпрыск воды» « | |||
* арьяман | арьяман | айриаман | « Арья-худ »(букв: ** « член сообщества Арья ») | |||
* Хритас | рта | аша / арта | «активная истина», распространяющаяся на «порядок» и «праведность» | |||
* атхарван | атхарван | āϑrauuan, aϑaurun | «священник» | |||
* Haǰʰiš | ахи | ажи, (ази) | «дракон, змей», «змей» | |||
*daywas | дайва, дэва | даева, (daēuua) | класс божеств | |||
*manu | manu | manu | "человек" | |||
* митра | митра | митра, миϑра | «клятва, завет» | |||
* Хасурас | асура | ахура | другой класс духов | |||
* сарватат | сарватат | Хаурууатат | «неповрежденность», «совершенство» | |||
* Сарасвати | Сарасвати | Хараксвайти (Ārīduuī Sūrā Anāhitā ) | спорная (обычно считающаяся мифологической) река, речная богиня 347>* sawmas | sauma, soma | haoma | растение, обожествленное |
* suHar ~ * suHr̥ | svar | hvar, xvar | Солнце, также родственное греческому helios, латинскому sol, англ. Солнце | |||
* верх ~ * теп | Тапати | тапаити | Возможная богиня огня / солнца; см. Табити (возможно, эллинизированный скифский теоним). Познакомьтесь с латинским тепео и несколькими другими терминами. | |||
* wr̥tras | Vrtra - | verethra, vrəϑra (ср. Verethragna, Vərəϑraγna) | «препятствие» | |||
* Yamas | Yama | Yima | сын солнечного божества Вивасвант / Виууаууант | |||
* йаннас | йаджна | ясна, объект: ясата | «поклонение, жертвоприношение, жертвоприношение» |
R1a1a (R-M17 или R-M198) - это подкласс, наиболее часто ассоциируемый с индоевропейскими носителями. Большинство дискуссий якобы о происхождении R1a на самом деле касается происхождения доминирующей подклассы R1a1a (R-M17 или R-M198). Собранные к настоящему времени данные показывают, что есть две сильно разделенные области высокой частоты: одна на севере Индийского субконтинента, а другая в Восточной Европе, около Польши и Украина. Исторические и доисторические возможные причины этого являются предметом постоянных дискуссий и внимания среди популяционных генетиков и специалистов по генетической генеалогии, а также считаются потенциально интересными для лингвистов и археологов.
Из 10 мужских останков человека, отнесенных к андроновскому горизонту в Красноярском крае, 9 обладали R1a Y-хромосомой гаплогруппой и один C-M130 гаплогруппа (xC3). Гаплогруппы мтДНК девяти особей, отнесенных к одному андроновскому горизонту и району, были следующими: U4 (2 особи), U2e, U5a1, Z, T1, T4, H и K2b.
Исследование 2004 г. также установило, что в период бронзового века / железного века большая часть населения Казахстана (часть андроновской культуры в период бронзового века) имела западноевразийское происхождение. (с гаплогруппами мтДНК, такими как U, H, HV, T, I и W), и что до XIII – VII веков до нашей эры все казахские образцы принадлежали к европейским линиям.
Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: Индоиранцы |