Бон

редактировать
Юнгдрунг - свастика, обращенная влево, священный символ религии Бон.

Бон, также пишется как Бон (тибетский : བོན་, Wylie : bon, лхасский диалект : ), является тибетцем религия. Его отношение к тибетскому буддизму было предметом споров. Последователи Бона, известные как Бонпо (Wylie: bon po), считают, что религия зародилась в стране, называемой Тазиг (Wylie: stag gzig), которую ученые идентифицировали как Персия. Бонпо идентифицируют Шенраба Миво (Wylie: gshen rab mi bo) как основателя Бона, хотя нет доступных источников, чтобы установить историчность этой фигуры. Из Тазига Бон был доставлен сначала в Чжан Шунг, королевство к западу от Тибетского нагорья, а затем в Тибет. Западные ученые установили несколько источников происхождения бон и использовали термин бон во многих смыслах. Ученые тибетского буддизма склонны выставлять Бон в негативном, враждебном свете, с уничижительными историями о Бон, появляющимися в ряде буддийских историй. Движение Риме в тибетской религии поощряло экуменические отношения между бонпо и буддистами. Западные ученые начали серьезно относиться к бону как к религиозной традиции, достойной изучения в 1960-х годах, во многом вдохновленной работами английского ученого Дэвида Снеллгроува. После китайского вторжения в Тибет в 1959 г. ученые-бонпо начали прибывать в Европу и Северную Америку, поощряя интерес к бону на Западе. Сегодня бон практикуют тибетцы как в Тибете, так и в тибетской диаспоре, и есть центры бонпо в городах по всему миру.

Содержание

  • 1 Определение и историография
  • 2 Боги и духи
  • 3 Доктрина
    • 3.1 Четыре портала и Пятый, Сокровищница
    • 3.2 Девять путей Бон
  • 4 Бон канон
  • 5 История
    • 5.1 Повторное открытие
    • 5.2 Пещера сокровищ (мдзод фуг)
    • 5.3 XVIII век
    • 5.4 XIX век
  • 6 Современная ситуация
  • 7 Признание
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Источники
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Определение и историография

Ранние западные исследования Бон в значительной степени опирались на буддийские источники и использовали это слово относилось к добуддийской религии, над которой, как считалось, победил буддизм. Исследование Бона Гельмутом Хоффманом в 1950 году охарактеризовало эту религию как «анимизм» и «шаманизм»; эти характеристики были противоречивыми. Хоффманн противопоставил эту анимистско-шаманистскую народную религию организованному священству Бонпо, которое, по словам Хоффмана, развилось позже под влиянием гностицизма, шиваизма и буддизма <160.>тантры. Исследование Хоффмана было основополагающим для западного понимания Бон, но было оспорено более поздним поколением ученых под влиянием Дэвида Снеллгроува, который сотрудничал с мастерами Бонпо и переводил канонические тексты Бонпо. Эти ученые склонны рассматривать Бон как неортодоксальную форму буддизма, передаваемую отдельно от двух передач из Индии в Тибет, которые сформировали тибетскую буддийскую традицию. С переводом историй Бонпо на западные языки, а также с более активным взаимодействием между Бонпо и западными учеными, в бонских исследованиях произошел сдвиг в сторону более тщательного изучения собственной истории Бонпо и самоидентификации, признания Бон как независимой религиозной традиции, достойной академической науки.

Термин Бон использовался для обозначения нескольких различных явлений. Опираясь на буддийские источники, ранние западные комментаторы Бон использовали этот термин для обозначения добуддийских религиозных практик Тибета. К ним относятся народные религиозные обряды, культы, связанные с королевской властью, и практики гадания. Однако ученые спорили о том, следует ли использовать термин бон для всех этих практик и каково их отношение к современной религии бон. Во влиятельной статье Р. А. Штейн использовал термин «безымянная религия» для обозначения народных религиозных обрядов, отличая их от бон. Пер Квэрне использует бон исключительно для обозначения традиции, которую он ведет с десятого и одиннадцатого веков нашей эры, традиции, которая переросла в современную религию бон. Квэрне определяет эту традицию как «неортодоксальную форму буддизма», но другие ученые, такие как Самтен Г. Кармей, серьезно относятся к нарративам Бонпо, которые определяют Бон как отдельную традицию, берущую свое начало в стране Ол-мо лунг-ринг, являющейся частью Тазиг, по-разному отождествляемый с Персией, Центральной Азией или областью вокруг горы Кайлас на западе Тибетского нагорья. Термин (Wylie: g.yung drung bon) иногда используется для описания этой традиции. «Юнгдрунг» относится к обращенной влево свастике, символу, занимающему в Бону то же место, что и ваджра (Wylie: rdo rje) в тибетском буддизме, символизируя неуничтожимость и вечность. Юнгдрунг Бон - универсальная религия, хотя она в основном ограничена тибетцами, а также некоторыми новообращенными нетибетцами.

Боги и духи

Монастырь Бон в Нангжик Гомпа в Городе Нгава, в Сычуани.

Бонпо культивируют домашних богов в дополнение к другим божества:

Традиционно в Тибете божественные присутствия или божества включались в саму конструкцию дома, превращая его в замок (дзонг ) против злобных сил за его пределами. В среднем тибетском доме будет несколько домов или мест (poe-khang) для мужского бога (pho-lha), который защищает дом. Каждый день [sic ] хозяин дома призывал этого бога и сжигал можжевельник и листья, чтобы успокоить его. Вдобавок у женщины в доме будет охраняющее божество (пхук-лха), место которого можно найти на кухне, обычно на вершине шеста, поддерживающего крышу.

Еще одна группа божеств - Белый Старик., бог неба и его супруга. Они известны под несколькими разными именами, такими как Гьялпо Пехар по имени «Король Пехар» (Вайли : pe har rgyal po). Пехар изображен как защитное божество Чжангжунга, центра религии Бон. Сообщается, что Пехар связан с небесным небом и небом в целом. В ранние буддийские времена Пехар превратился в шаманскую птицу, чтобы приспособиться к птичьим мотивам шаманизма. Супруга Пехар - женское божество, известное под одним из своих имен как Дюза Минкар (Уайли : bdud gza smin dkar, Stein 1954 в Hummel 1962).

Китайское влияние также заметно в некоторых божествах, которым поклоняются в Бон. Например, Конфуцию поклоняются в Бонне как святому королю и мастеру магии, гадания и астрологии. Он также считается реинкарнацией Тонпы Шенраба Мивоче, легендарного основателя Бон.

Доктрина

Доктрины, которым учил Тонпа Шенраб, обычно классифицируются по-разному, два быть наиболее распространенным.

Четыре портала и Пятый, Казначейство

Первая классификация, Четыре портала и Пятый, Казначейство (sgo bzhi mdzod lnga), выглядит следующим образом :

  • Белая вода (chab dkar) касается эзотерических вопросов;
  • Black Water (chab nag) касается повествований, магии, похоронных обрядов и ритуалы выкупа;
  • Земля Фана ('phan yul) кодифицирует монашеские правила и философские изложения;
  • Divine Guide (dpon gsas) хранит учения Дзогчен ; и, наконец,
  • Сокровищница (mtho thog), которая служит антологией основных предметов Четырех Порталов.

Девять Путей Бон

Вторая классификация, Девять Путей Бона (bon theg pa rim dgu) выглядит следующим образом:

  • Way of Prediction (phyva gshen theg pa) кодифицирует ритуал, прогноз, сортиль и астрология ;
  • Путь Визуального Мира (snang shen theg pa) подробно описывает психофизический Вселенную ;
  • Путь Иллюзии ('phrul gshen theg pa), объясняет обряды для рассеивания неблагоприятных тульпы, сущности и энергии;
  • Путь существования (srid gshen theg pa) подробно описывает похоронные и смертельные ритуалы;
  • Путь последователя-мирянина (dge bsnyen theg pa) содержит десять принципов здоровой деятельности;
  • Путь Монаха (drang srong theg pa) кодифицирует монашеские правила и предписания;
  • Way of Primordial Sound (a dkar theg pa) отображает интеграцию возвышенный практикующий в мандалу высшего просветления
  • Путь Изначального Шэнь (ye gshen theg pa) представляет собой руководящие принципы поиска истинного тантрического мастера и обязательства (дам tshigs, параллельные санскриту самая ), которые связывают ученик своего тантрического учителя; и, наконец,
  • Путь Высшего Природного состояния (bla med theg pa), или Путь Дзогчен.

Девять способов также можно разделить на три группы:

  • Причинные пути (rgyu'i theg pa) включает первые четыре из вышеперечисленных;
  • Resultant Ways ('bras bu'i theg pa) включает с пятого по восьмой; и
  • Непревзойденный Путь или Путь Дзогчен (khyad par chen po'i theg pa или rdzogs pa chen po, сокращенно rdzogs chen) - девятый.

Бонский канон

Бон-канон состоит из более чем двухсот томов, разделенных на четыре категории: Сутры (mdo), Учение Совершенства Мудрости ('bum), Тантры (rgyud) и Знание (mdzod). Помимо этого, бонский канон включает материалы по ритуалам, искусствам и ремеслам, логике, медицине, поэзия и повествование. Раздел «Знание», касающийся космогонии и космологии, хотя в некоторых отношениях является уникальным для Бон, имеет более чем мимолетное сходство с доктринами ньингма (рниинг ма).

История

Тханка, изображающая лам линии Ауральной традиции Чжангжунга.

Повторное открытие

Три священных писания Бон - мдо 'дус, гзер миг и гзи бриджид - связаны с Мифы Тонпа Шенраб Мивоче. Бонпо считают, что первые два - это gter ma, вновь открытое в X и XI веках, а последнее - как nyan brgyud (устная передача), продиктованная Лоденом Ньингпо, жившим в XIV веке. В четырнадцатом веке Лоден Ньингпо открыл терма, известный как Блеск (Wylie : gzi brjid), который содержал историю Тонпа Шенраба. Он не был первым бонпо тертон, но его терма стала одним из окончательных писаний религии бон. В нем говорится, что Шенраб основал религию бон, когда искал лошадь, украденную демоном. Предание также гласит, что он родился на земле Tagzig Olmo Lung Ring (считается axis mundi ), которая традиционно определяется как гора Юнг-друнг Гу-цег («Здание девяти»). Саувастикас ”), возможно гора Кайлас, в западном Тибете. Из-за священности Тагзиг Олмо Лунгтинг и горы Кайлас бонпо считают свастику и число девять благоприятными и имеющими большое значение.

Тонпа Шенраб Мивоче посетил Конгпо. и нашел людей, чья практика заключалась в духовном умиротворении с жертвоприношением животных. Он научил их заменять подношения символическими животными из ячменной муки. Он учил только в соответствии со способностями ученика с низшими шаманскими колесницами для подготовки; до тех пор, пока с молитвой, усердием, преданностью и приложением они не смогут воплотиться для достижения сутры, тантры и Дзогчен.

учения Бон не содержат Девяти колесниц, которые являются категориями обучения пути с отличные характеристики, взгляды, практики и результаты. Медицина, астрология и гадание находятся в низших проводниках; затем сутра и тантра, наивысшим из которых является Дзогчен («великое совершенство»). Традиционно Девять колесниц преподаются в трех версиях: как центральное, северное и южное сокровища. Центральное сокровище ближе всего к учению Ньингма Девять Янов, а северное сокровище потеряно. Тензин Вангьял Ринпоче разработал южное сокровище с помощью шаманизма.

Пещера сокровищ (мдзод фуг)

Пещера сокровищ (тибетский : མཛོད་ ཕུག, Wylie : mdzod phug) - бон terma, обнаруженный Шенчен Луга (тибетский : གཤེན་ ཆེན་ ཀླུ་ དགའ, Wylie : gshen chen klu dga ') в начале 11 века. Мартин отмечает важность этого священного писания для изучения языка шанг-шунг :

Для изучающих тибетскую культуру в целом мДзод фуг - одно из самых интригующих священных писаний Бон, поскольку это единственное длинное двуязычное работают в шанг-шунге и тибетском. (Некоторые из более коротких, но все же значимых источников для Чжан-Шунга приведены в Орофино 1990 г.)

18 век

Джунгарский народ вторгся в Тибет в 1717 году и свергнул претендента на власть. положение Далай-ламы, которого продвинул Лхабзанг, титульный король Тибета. Это вызвало всеобщее одобрение. Однако вскоре они начали грабить святые места Лхасы, что вызвало быструю реакцию со стороны императора Канси в 1718 году, но его военная экспедиция была уничтожена джунгарами недалеко от Лхасы.

Многие ньингмапы и бонпо были казнены, а тибетцев, посещавших джунгарских чиновников, заставляли высунуть язык, чтобы джунгары могли определить, повторял ли человек постоянные мантры, которые, как говорили, делали язык черным или коричневым. Это позволило им выбрать ньингмапа и бонпо, которые декламировали множество магических мантр. Привычка высунуть язык в знак уважения при приветствии осталась тибетским обычаем и в наше время.

19 век

В 19 веке Шардза Таши Гьялцен, бонский мастер, собрание сочинений которого насчитывает восемнадцать томов, значительно обновил традицию. Его ученик обучил многих практикующих изучать не только религию Бон, но и все тибетские школы.

Согласно Бонпо, восемнадцать просветленных сущностей проявятся в этом эоне, и Тонпа Шенраб Мивоче, основатель Бон, считается просветленным Буддой этой эпохи ( сравните югу и калпу ). Держатели 33-й линии Монастыря Менри, Менри Тризин и Лопён Тензин Намдак являются важными нынешними держателями линии Бон.

Более трехсот бонских монастырей было основано в Тибете до китайской аннексии. Из них монастырь Менри и монастырь Шуришинг Юнгдрунг Дунгдраклинг были двумя основными монастырскими университетами для изучения и практики бонских знаний и науки-искусства.

Лопон Тензин Намдак, настоятель монастыря бон в Непале

Текущая ситуация

Согласно недавней переписи населения Китая, примерно 10 процентов тибетцев следуйте за Бон. Когда Тибет был присоединен к Китайской Народной Республике, в Тибете и остальной части западного Китая было около 300 бонских монастырей. Согласно недавнему исследованию, существует 264 действующих бонских монастыря, женских монастырей и скитов.

Нынешним духовным главой бон является Менри Тризин Ринпоче, преемник Лунгток Тенпай Ньима (1929–1929 гг.) 2017), тридцать четвертый настоятель монастыря Менри (разрушен в Культурной революции, но теперь восстановлен), который теперь руководит Доланджи в Химачал-Прадеш, Индия.

В Непале также существует ряд заведений Бон; находится на западной окраине Катманду. Ведущий монастырь Бона - это перестроенный монастырь Менри в Доланджи, Химачал-Прадеш, Индия.

Дунба (东巴) практики народа нахи и религия ханги (韩 规) народа пуми считаются происходил из Бон.

Признание

Лобсанг Еше, признанный 5-м Панчен-ламой 5-м Далай-ламой, был членом Семья Дру, важная семья религии Бон. При Лозанге Гьяцо Бон стал уважаем как философски, так и политически. Однако бонпо оставались стигматизированными и маргинализированными до 1977 года, когда они послали своих представителей к Дхарамшале и к 14-му Далай-ламе, который консультировал Парламент Центральной тибетской администрации принимать членов Бон.

С тех пор Бон официально признал свой статус религиозной группы с теми же правами, что и буддийские школы. Это было повторно заявлено в 1987 году Далай-ламой, который также запретил дискриминацию бонпо, заявив, что это недемократично и обречено на провал. Он даже надел ритуальные атрибуты бон, подчеркивая «религиозное равенство веры бон».

Однако тибетцы все еще проводят различие между бон и буддизмом, называя членов школ ньингма, шакья, кагью и гелуг нангпа, означает «инсайдеры», но для практикующих бон - «бонпо» или даже чипа («посторонние»).

См. также

Ссылки

Источники

Далее читает

  • Аллен, Чарльз. (1999). Поиски Шангри-Ла : Путешествие в тибетскую историю. Литтл, Браун и компания. Перепечатка: Abacus, Лондон. 2000. ISBN 0-349-11142-1.
  • Баумер, Кристофер. Бон: Древняя религия Тибета. Ilford: Wisdom, 2002. ISBN 978-974-524-011-7.
  • Беллецца, Джон Винсент. Духовные среды, Священные горы и связанные с ними текстовые традиции Бон в Верхнем Тибете. Бостон: Брилл, 2005.
  • Беллецца, Джон Винсент. «GShen-rab Myi-bo, Его жизнь и времена согласно самым ранним литературным источникам Тибета», Revue d’études tibétaines 19 (октябрь 2010 г.): 31–118.
  • Ермаков, Дмитрий. Бо и Бон: Древние шаманские традиции Сибири и Тибета в их связи с учением среднеазиатского Будды. Катманду: Vajra Publications, 2008.
  • Гюнтер, Герберт В. (1996). Учение Падмасамбхавы. Лейден-Бостон: Брилл.
  • Гьялцен, Шардза Таши. Сердечные капли Дхармакайи: практика Дзогчен традиции Бон, 2 изд. Пер. пользователя Lonpon Tenzin Namdak. Итака, штат Нью-Йорк: Snow Lion, 2002.
  • Хаммель, Зигберт. «PE-HAR». Восток и Запад 13, вып. 4 (1962): 313–6.
  • Джинпа, Гелек, Чарльз Рэмбл и В. Кэрролл Данхэм. Священный пейзаж и паломничество в Тибете: в поисках потерянного королевства Бон. Нью-Йорк – Лондон: Abbeville, 2005. ISBN 0-7892-0856-3
  • Kind, Marietta. Бон Пейзаж Долпо. Паломничества, монастыри, биографии и появление бон. Берн, 2012 г., ISBN 978-3-0343-0690-4.
  • Лхагьял, Дондруп и др. Обзор монастырей и храмов Бонпо в Тибете и Гималаях. Осака, 2003 г., ISBN 4901906100.
  • Мартин, декан. «Ол-мо-лунг-ринг, изначальное святое место», Сакральные пространства и важные места в тибетской культуре: сборник эссе, изд. Тони Хубер. Дхарамсала, Х.П., Индия: Библиотека тибетских трудов и архивов, 1999, стр. 125–153. ISBN 81-86470-22-0.
  • Намдак, Йондзин Лопон Тензин. Мастера Чжан Шунг Ньенгьюд: основные наставления из экспериментальной передачи Бонпо Дзогчен, пер. и изд. С. Ермакова, Д. Ермаков. Нью-Дели: Издательство Наследие, 2010.
  • Норбу, Намкай. 1995. Друнг, Деу и Бон: повествования, символические языки и традиция бон в древнем Тибете. Перевод с тибетского на итальянский, отредактированный и аннотированный Адриано Клементе. Перевод с итальянского на английский Эндрю Лукьяновичем. Библиотека тибетских трудов и архивов, Дхарамсала, Х.П., Индия. ISBN 81-85102-93-7.
  • Пегг, Кэрол (2006). Религиозные контексты Внутренней Азии: народно-религиозные практики, шаманизм, тантрические буддийские практики. Oxford University Press.
  • Питерс, Ларри. Тибетский шаманизм: экстаз и исцеление. Беркли, Калифорния: North Atlantic Books, 2016.
  • Росси, Д. (1999). Философский взгляд на великое совершенство тибетской религии бон. Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. В книге представлены переводы священных писаний Бон «Двенадцать маленьких тантр» и «Взгляд, подобный рыку льва».
  • Сэмюэл, Джеффри (1993). Цивилизованные шаманы. Smithsonian Institution Press.
  • https://web.archive.org/web/20070928062536/http://www.sharpham-trust.org/centre/Tibetan_unit_01.pdf (дата обращения: четверг, 18 января 2007 г.)
  • Тензин Вангьял Ринпоче (2002). Исцеление с помощью формы, энергии и света. Итака, Нью-Йорк: публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-176-6
  • Йонгдзин Лопон Тензин Намдак Ринпоче (2012). Сердечная сущность Кхандро. Издательство «Наследие».
  • Гулам Хасан Лобсанг, Скарду Балтистан, Пакистан, 1997. "История Бон Философии" написана в урду / персидском стиле. В книге описываются религиозные и культурные изменения в регионе Балтистан / Тибет / Ладакх за последние столетия и исследуется влияние местных систем верований на жизнь жителей региона в пост- исламскую эпоху.

Внешний вид ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с религией бон.
Исследования
Последняя правка сделана 2021-05-12 13:58:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте