Королевство Zhangzhung. Xangxung ཞང་ ཞུང་ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
c. 500 г. до н.э. - 625 г. н.э. | |||||||||
Столица | Кьюнглунг | ||||||||
Общие языки | Язык чжангжунг | ||||||||
Религия | Бон | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Бртсанпо | |||||||||
Историческая эпоха | Железный век с по Классическая античность | ||||||||
• Основание | ок. 500 г. до н. Э. | ||||||||
• Завоевание Сонгцен Гампо | 625 г. н.э. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Китая. Индия. Непал |
Чжангжунг | |||||||
Тибетское имя | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Тибетский | ཞང་ ཞུང་ | ||||||
| |||||||
Китайское имя | |||||||
Упрощенный китайский | 象雄 | ||||||
|
Чжанчжун или Шангшунг были древней культурой и царством западного и северо-западного Тибета, который предшествует культуре тибетского буддизма в Тибете. Культура чжангжун связана с религией бон, которая, в свою очередь, оказала влияние на философию и практику тибетского буддизма. Люди Чжангжун часто упоминаются в древних тибетских текстах как первоначальные правители центрального и западного Тибета. Только в последние два десятилетия археологи получили доступ к археологическим работам на территориях, когда-то управляемых Чжангжун.
Недавно было предложено предварительное совпадение между Чжангжунгом и культурой железного века, обнаруженной в настоящее время на плато Чангтан на северо-западе Тибета.
Согласно традиции, Чжан Шунг состоял «из трех различных регионов: sGob-ba, внешнего; Phug-pa, внутреннего; и Bar-ba, среднего. это то, что мы могли бы назвать Западным Тибетом, от Гилгита на западе до Дангс-ра кхьюнг-рдзонга на востоке, рядом с озером Нам-мтшо и от Хотана на севере до Чу-миг brgyad-cu rtsa-gnyis на юге. Считается, что эта область - sTag-gzig (Tazig) [часто отождествляется с Bactria ], а средняя rGya-mkhar bar-chod, место еще не определено ». Хотя неизвестно, действительно ли Чжан Шунг был таким большим, известно, что это было независимое королевство, охватившее весь Западный Тибет.
Столица Чжан Шунг называлась Кхьюнглунг (Вайли : Кхьюнглунг Нгулхар или Вайли : Кхён-лунг днгуль-мхар), «Серебряный дворец Гаруда », к юго-западу от горы Кайлас (гора Ти-се), которая отождествляется с дворцами, найденными в верхней долине Сатледж.
Согласно Рольфу Альфреду Штайну, автору тибетской цивилизации, область Шанг-Шунг была исторически не входил в состав Тибета и был явно чужой территорией для тибетцев:
«… Затем, дальше на запад, тибетцы столкнулись с явно чужой нацией. - Шангшунг со столицей в Кхёнлунге. Mt. Кайлаша (Тисе) и озеро Манасаровар составляли часть этой страны, язык которой дошел до нас из ранних документов. Хотя до сих пор не идентифицировано, похоже, это индоевропейский. … Географически страна была, безусловно, открыта для Индии, как через Непал, так и через Кашмир и Ладакх. Кайлаша - святое место для индийцев, которые совершают к нему паломничества. Никто не знает, как долго они это делали, но этот культ вполне может восходить к тем временам, когда Шангшунг был еще независим от Тибета. Как далеко простирался Шангшунг на север, восток и запад - загадка… У нас уже был повод отметить, что Шангшунг, охватывающий священную гору индусов Кайлашу, возможно, когда-то имел религию, в значительной степени заимствованную из индуизма. Ситуация могла длиться даже довольно долго. Фактически, около 950 года у индуистского царя Кабула была статуя Вишну кашмирского типа (с тремя головами), которую, как он утверждал, подарил ему король бхоты (тибетцев), который, в свою очередь, получил ее. из Кайлаши ».
Недавние археологические раскопки на плато Чанг Тан находят свидетельства существования культуры железного века, которую некоторые предварительно идентифицировали как Чжанчжун.
Существует некоторая путаница относительно того, был ли Центральный Тибет завоеван Чжангжунгом во время правления Сонгцен Гампо (605 или 617– 649) или в период правления Трисонг Децен (Вайли : Кхри-сронг-лде-бтсан) (годы правления с 755 по 797 или 804). Однако записи Танских анналов явно относят эти события к правлению Сонгцен Гампо, поскольку они говорят, что в 634 году Янтун (Чжан Шунг) и различные Цян племена, "полностью подчиненный ему". После этого он объединился со страной Янтун, чтобы победить Ажа или Туюхунь, а затем завоевал еще два племени Цян, прежде чем угрожал Сунчжоу армией из более чем 200000 человек. Затем он послал посланника с подарками в виде золота и шелка к китайскому императору, чтобы попросить китайскую принцессу выйти замуж, и, получив отказ напал на Сунчжоу. В конце концов он, очевидно, отступил и извинился, а позже император удовлетворил его просьбу.
Ранние тибетские источники говорят, что тибетский король и король Чжангжунга женились на сестрах друг друга в рамках политического союза. Однако тибетская жена царя Чжангжунга жаловалась на плохое обращение со стороны главной жены царя. Последовала война, и из-за предательства тибетской принцессы "король Лигмикья из Чжангжунга, когда направлялся в Сумба (провинция Амдо ), попал в засаду и был убит солдатами короля Сронгцена Гампо. царство Чжангжун было присоединено к Боду (Центральный Тибет). После этого новое царство, рожденное объединением Чжангжунга и Бода, было известно как Бод рГьял-хаб ». Р.А. Штейн относит завоевание Чжангжунга к 645 году.
Чжан Шунг восстал вскоре после смерти короля Мангсонг Мангцен или Триманг Лёнцян (Wylie : Khri-mang-slon-rtsan, годы правления 650–677), сын Сонгцен Гампо, но был возвращен под контроль Тибета благодаря «твердому правлению великих лидеров. из клана Мгар ».
Несколько текстов чжангжунга и двуязычные тибетские документы 11 века свидетельствуют о языке чангжунг, который был связан с Киннаури. Бонпо утверждают, что тибетская система письма произошла от алфавита Шангжунг, в то время как современные ученые признают явное происхождение тибетского письма от североиндийского письма, что согласуется с тибетскими рассказами, не относящимися к Бон. На современном языке киннаури с тем же именем (произносится здесь Джангшунг ) говорят 2000 человек в долине Сатледж в Химачал-Прадеше, которые утверждают, что являются потомками Чжангжунга.
Примечательно, что традиция Бонпо утверждает, что она была основана Буддой -подобной фигурой по имени Тонпа Шенраб Мивоче, чтобы которым приписываются учения, аналогичные по объему тем, которые приписываются историческому Гаутаме Будде. Бонпо утверждают, что Тонпа Шенраб Мивоче жил около 18 000 лет назад и посетил Тибет из страны Tagzig Olmo Lung Ring, или Шамбалы. Бонпо также предполагают, что в это время учение Господа Шенраба Мивоче распространилось по всему субконтиненту и частично способствовало развитию ведической религии. Примером этой связи считается гора Кайлас, которая является центром культуры Шанг Шунг, а также самой священной горой для индусов. В результате бонцы утверждают, что якобы более позднее учение, по крайней мере, косвенно, обязано своим происхождением Тонпе Шенрабу Мивоче.