Сонгцен Гампо

редактировать
Император Тибета
Сонгцен Гампо
Император из Тибета
Songstengampo.jpg
ПредшественникНамри Сонгцен
ПреемникМангсонг Мангцен
РодилсяСонгцен. между 557 и 569 годами. Майжокунггар, Тибет
Умер649. Зал-мо-сганг, пхун-юл, Тибет (в современном графстве Люнжуб )
захоронение651. сму-ри-самог- бо, Долина царей, фьинг баай
супругПогонг Монгза Тричам. Бал-мо-бза 'Кри-бцун (он же Бхрикути, из Непала ). Гьяса Мунг-чанг (он же принцесса Вэньчэн, из Тан Китая ). Ми-ньяг-бза 'Чжал-мо-бцун ( из Тангут ). Ри-тиг-ман (из Чжангжунг )
ВыпускГунгсон Гунгтсен
Полное имя
Кри Сонгцен Гампо
Тибетец སྲོང་ བཙན་ སྒམ་ པོ་
Wylie транслитерация Srong-btsan sGam-po
THL Songtsen Gampo
Lönchen list Nyang Mangpoje Shangnang. Gar Mangsham Sumnang. Khyungpo Pungse Sutse. Gar Тонгцен Юлсунг
ОтецНамри Сонгцен
МатьДриза Тёкарма

Сонгцен Гампо (тибетец : སྲོང་ བཙན་ སྒམ་ པོ, Вайли : srong btsan sgam po; 569–649?), Также Сонгзан Ганбу (кит. : 松贊干布; пиньинь : Сангзан Ганбо), был 33-м тибетским королем и основателем Тибетская империя, и традиционно приписывают введение буддизма в Тибет под влиянием его непальской супруги Бхрикути Непал династии Личчави, а также являлась объединителем нескольких тибетских королевств. Он также считается ответственным за создание тибетского алфавита и, следовательно, утверждение классического тибетского, языка, на котором говорили в его регионе в то время, в качестве литературного языка Тибета.

Его мать, королева, идентифицирована как Дриза Тёкарма (Вайли : 'bri bza thod dkar ma "Бри Жена [имя] Женщина с Белым Черепом"). Даты его рождения и когда он вступил на престол, неизвестны. В тибетских источниках принято считать, что он родился в год Быка по тибетскому календарю, что означает одну из следующих дат: 557, 569, 581, 593, 605 или 617 г. н.э. Считается, что он взошел на трон в возрасте тринадцати лет (двенадцать по западному исчислению), по этой оценке c. 629.

Однако есть трудности с этой позицией, и было предложено несколько более ранних дат рождения Сонгцен Гампо, в том числе 569, 593 или 605.

Библиотека Сонгцен в Дехрадуне, Индия, собирает, сохраняет и делает доступными древние тибетские и гималайские религиозные, культурные и исторические документы

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и культурное происхождение
    • 1.1 Семья
    • 1.2 Культурная деятельность
  • 2 Введение в буддизм
  • 3 620-х годов
  • 4 630s
    • 4.1 Завоевание Чжан Чжунга
    • 4.2 Дальнейшие кампании
  • 5 640s
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние links

Ранняя жизнь и культурное прошлое

Король Сонгцен Гампо курган, окруженный возделанными полями, Долина Чёнье, Тибет 1949 Статуя короля Сонгцен Гампо верхом на лошади в напротив библиотеки Сонгцен в Дехрадуне, Индия) Эта скульптура была выполнена западной монахиней Кхенмо Дролма

Говорят, что родился Сонгцен Гампо в Гьяме в Мельдро, регионе к северо-востоку от современной Лхасы, сын царя Ярлунга Намри Сонгцен. В книге «Держатель Белого Лотоса» говорится, что считается, что он был проявлением Авалокитешвары, проявлением которого также считаются Далай-ламы. Его отождествление с чакравартином и воплощением Авалокитешвары началось всерьез в местных буддийских литературных историях 11 века.

Семья

Некоторые Дуньхуан документы говорят, что, как и его сестра Сад-мар-кар (или Са-та-ма-кар), Сонгцен Гампо имел младшего брата, который был предан и умер в пожаре где-то после 641. По-видимому, согласно одному частично Поврежденный свиток из Дуньхуана, между Са-та-ма-каром и младшим братом Сонгцена Гампо, bTzan-srong, возникли враждебные отношения, которые в результате были вынуждены поселиться в gNyal (старый район к юго-востоку от Ярлунга и через реку 5090 метров (16700 футов) перевал Ярто Тра, граничащий с современным Бутаном и Аруначал-Прадеш в Индии). Об этом брате мало что известно.

Сонгцен Гампо (в центре), принцесса Вэньченг (справа) и Бхрикути Деви из Непала (слева)

Мать Сонгцен Гампо, королева, идентифицирована как член клан Цепонга Вайли : tshe spong, Тибетские летописи Wylie : tshes pong), сыгравших важную роль в объединении Тибета. Ее имя записано по-разному, но идентифицируется как Дриза Тёкарма («Бри Жена [по имени] Женщина с Белым Черепом», Уайли : bri bza 'thod dkar ma, Тибетские Анналы Уайли : принеси ма тог дгос).

Сонгцен Гампо имел шесть супругов, из которых четыре считались «местными», а две - хорошо известные - иностранными. Наивысшим рангом был Погонг Монгза Тричам (Вайли : пхогонг монг бза 'крилькам, также называемый Монгза, «жена клана Монг», которая, как говорят, была матерью Гунгсон Гунгтсена. Среди других известных жен - благородная женщина из Западной Ся, известная как Миньякза («жена Западного Ся», Уайли : ми няг бза '), и благородная женщина из Чжангжунг. Даже сегодня хорошо известны его две «иностранные» жены: непальская принцесса Бхрикути («великая леди, непальская жена», Wylie : bal mo bza 'khri btsun ma), а также китайская принцесса Вэньчэн («Китайская жена», Wylie : rgya mo bza'). Эти две жены Согласно тибетской традиции, он сыграл решающую роль в принятии буддизма в Тибете и объясняет два великих влияния на тибетский буддизм, индо-непальский и китайский.

Наследник Сонгцен Гампо, Кунгсон Гунгтсен умер раньше своего отца, поэтому его сын, Мангсонг Мангцен, занял трон. Его мать некогда imes, как говорят, была китайской принцессой (Wylie : kong jo), но это маловероятно. Его матерью, скорее всего, была Мангмодже Трикар (Вайли : mang mo rje khri skar), который упоминается в генеалогии, найденной в скрытой библиотеке в пещерах в Дуньхуане, Тибетские летописи, в которых перечислены имена тибетских императоров и имена их супругов, родивших будущих императоров, и кланы, из которых они произошли).

В некоторых источниках говорится, что когда Гунгсонг Гунгтсен достиг возраста тринадцать (двенадцать по западному исчислению), его отец, Сонгцен Гампо, ушел на пенсию, и он правил в течение пяти лет (что могло быть периодом, когда Сонгцен Гампо работал над новой конституцией). Говорят, что Гунгсон Гунгтсен женился на А-чжа Манг-мо-рже, когда ему было тринадцать, и у них родился сын Мангсон Мангтсен (годы правления 650-676 г. н.э.). Говорят, что Гунгсон Гунгтсен правил всего пять лет, когда умер в восемнадцать лет. Его отец, Сонгцен Гампо, снова занял трон. Гунгсонг Гунгтсен был похоронен в Донкхорде, месте царских гробниц, слева от гробницы его деда Намри Сонгцен (gNam-ri Srong-btsan). Даты этих событий очень неясны. Согласно тибетской традиции, Сонгцен Гампо был возведен на престол, будучи еще несовершеннолетним, и стал тридцать третьим королем династии Ярлунг после того, как его отец был отравлен около 618 года. Говорят, что он родился в неуказанном году Быка и ему было 13 лет (12 по западным расчетам), когда он занял трон. Это согласуется с традицией, что короли Ярлунга взошли на трон, когда им было 13 лет, и предположительно были достаточно взрослыми, чтобы ездить на лошади и править королевством. Если эти традиции верны, он, вероятно, родился в 605 году н.э. в год Быка. Старая книга Тан отмечает, что он «был еще несовершеннолетним, когда вступил на престол».

Нынешний глава королевского дома Тибета и король в изгнании является прямым потомком королей Дхармы и коронованного Королем Тибета Тензином Гьяцо, 14-й Далай-лама - Его Величество Король Лхагьяри Тричен Намгьял Вангчук. Король живет в Соединенных Штатах и путешествует по миру, выступая за права человека и религиозные права тибетского народа, находящегося под оккупацией Китайской Народной Республики.

Культурная деятельность

Сонгцен Гампо, как говорят, послал своего министра Тонми Самбхота в Индию, чтобы разработать сценарий для классического тибетского, что привело к созданию первых тибетских литературных произведений и переводов, судебных протоколов и конституции. После того, как Тонми Самбхота вернулся из Индии, Сонгцен Гампо оставался в пещере на три года с Тонми Самбхотой, чтобы узнать все, что он узнал в Индии.

Сонгцен Гампо перенес резиденцию своего недавно объединенного королевства из долины Ярлунг в долину Кийчу, место будущего города Лхаса. Само место изначально было пастбищем под названием Раса («место коз»), но название было изменено на Лхаса («место богов») после основания царем храма Джокханг. Само название Лхаса первоначально относилось к территории храма.

Ему также приписывают множество новых культурных и технологических достижений в Тибете. Цзю Таншу, или Старая книга Тан, утверждает, что после поражения в 648 г. индийской армии, поддерживавшей китайских послов, китайский император Гаоцзун, набожный буддист, дал ему титул Бинванга, «Король-гость» или Цзунван, «Король дани ткани» и 3000 рулонов разноцветного шелка в 649 году и удовлетворил просьбу тибетского царя о «шелкопрядах» яйца, ступки и прессы для изготовления вина, а также рабочие для производства бумаги и чернил ».

Традиционные источники говорят, что во время правления Сонгцен Гампо были импортированы образцы ремесел и астрологических систем. из Китая и Западной Ся; дхарма и искусство письма пришли из Индии; материальные богатства и сокровища из Непала и земель монголов, в то время как образцы законов и управления были импортированы из уйгуров из Второго тюркского каганата на север.

Введение в буддизм

Статуя Сонгцен Гампо в его традиционной пещере для медитации в Йерпа

Сонгцен Гампо традиционно считается первым, кто привнес в буддизм тибетский народ. Говорят также, что он построил множество буддийских храмов, в том числе Джоканг в Лхасе, городе, в котором он, согласно одной традиции, основал и установил свою столицу, и Храм Традрук в Недоне. Во время его правления начался перевод буддийских текстов с санскрита на тибетский.

Сонгцен Гампо считается первым из трех царей Дхармы (Вайли : chos rgyal) - Сонгцен Гампо, Трисонг Децен и Ралпакан - основавшие буддизм в Тибете.

Надпись на Столбе Скаркунг (воздвигнутой Ралпаканом, правившим ок. 800-815) сообщает, что во время правления Сонгцен Гампо «святыни Трех Драгоценностей были основаны путем строительства храма Ра-са [ Лхаса] и так далее ». В первом указе Трисонг Децен упоминается община монахов на этой вихаре.

620-е годы

Сонгцен Гампо был знатоком дипломатии, а также на поле боя. Королевский министр Ньянг Мангподже Шаннанг с помощью войск из Чжангжунга победил Сумпу на северо-востоке Тибета около 627 г. (Тибетские летописи [OTA] l. 2).

630-е годы

Шесть лет спустя (ок. 632/633) Мьянг Манг-по-рже Чжан-шан был обвинен в измене и казнен (OTA l. 4-5, Richardson 1965). Его сменил министр Мгар-сронг-рцан.

В Цзю Таншу записано, что первое в истории посольство из Тибета прибыло в Китай из Сонгцен Гампо в 8-м году Чжэнгуань, или в 634 году нашей эры. Хроники династии Тан описывают это как дани, но она предъявляет ультиматум с требованием брачного союза, а не подчиненных ритуалов. После того, как это требование было отклонено, Тибет начал победоносные военные нападения на филиалы Тан в 637 и 638 годах.

Завоевание Чжан Шунга

Император Сонгцен Гампо с принцессами Вэньчэн и Бхрикути

Существует некоторая путаница относительно того, был ли Центральный Тибет завоеван Чжангжунгом во время правления Сонгцен Гампо или во время правления Трисонг Децен (годы правления с 755 по 797 или 804 г. н.э.). Старая книга Тан действительно, кажется, ясно помещает эти события в период правления Сонгцен Гампо, поскольку они говорят, что в 634 году Янтун (Чжанчжун) и различные народы Цян «вместе покорились ему." После этого он объединился со страной Янтун, чтобы победить Ажа, или Туюхунь, а затем завоевал еще два племени Цян, прежде чем угрожал Сунчжоу армией (по китайцам) более 200000 человек. (100 000 по тибетским источникам). Затем он отправил посланника с подарками в виде золота и шелка к китайскому императору, чтобы попросить китайскую принцессу выйти замуж, и, когда ему отказали, напал на Сунчжоу. Согласно анналам Тан, он, наконец, отступил и извинился, а позже император удовлетворил его просьбу, но все истории, написанные в Тибете, говорят, что тибетская армия победила китайцев и что император Тан доставил невесту под угрозой применения силы.

Скульптура короля Сонгцен Гампо из Центрального Тибета, 17 век, позолоченная латунь со следами краски

Ранние тибетские источники говорят, что тибетский царь и царь Чжангжунга женились на сестрах друг друга в рамках политического союза. Однако тибетская жена царя Чжангжунга жаловалась на плохое обращение со стороны главной жены царя. Последовала война, и из-за предательства тибетской принцессы "король Лигмикья из Чжангжунга, когда он направлялся в Сумба (провинция Амдо ), попал в засаду и был убит королем Сронгценом. Солдаты Гампо. Как следствие, королевство Чжангжунг было присоединено к Боду [Центральному Тибету]. После этого новое царство, рожденное объединением Чжангжунга и Бода, стало известно как Бод рГьял-хаб ». Р. А. Штейн относит завоевание Чжангжунга к 645 году.

Дальнейшие кампании

Затем он напал и победил тангутов, которые позже сформировали Западную Ся штат в 942 г. н.э.), племена байлан и цян. Народ байлан был ограничен на востоке тангутами, а на западе - доми . Они были подчинены китайцам с 624 года.

После успешной кампании против Китая в приграничной провинции Сунчжоу в 635–36 (OTA l. 607) китайский император согласился послать китайскую принцессу за Сонгцен Гампо жениться.

Около 639 г., после того, как Сонгцен Гампо поссорился со своим младшим братом Ценсоном (Вайли : brtsan srong), младший брат был сожжен заживо своим министром Хасеком (Wylie : mkha 'sregs), возможно, по велению императора.

640s

Старая книга Тан записывает, что когда король 婆羅, Ниполуо («Непал »), отец царя Личчави (или Нарендрадева), умер, дядя, Yu.sna kug.ti, узурпировал трон. «Тибетцы предоставили ему убежище и восстановили его на троне [в 641 г.]; именно так он стал подчиняться Тибету».

Некоторое время спустя, но все еще в период Чжэнгуань (627-650 г. н.э.) Тибетцы отправили посланника в нынешний Непал, где король принял его «радостно», а позже, когда тибетская миссия была атакована в современной Индии тогдашним министром императора Харшавардханом, узурпировавшим трон после смерти императора Харшавардхана около 647 г. н.э. царь Личчави пришел им на помощь. Сонгцен Гампо женился на принцессе Бхрикути, дочери короля Личчави.

Китайская принцесса Вэньчэн, племянница императора Тайцзуна Танского, покинула Китай в 640 году, чтобы выйти замуж за Сунцена Гампо, прибывшего в следующем году. Мир между Китаем и Тибетом сохранялся до конца правления Сонгцен Гампо.

Обе жены считаются воплощениями Тары (Стандартный тибетский : Дролма), Богини из Сострадания, женский аспект Ченрезига :

"Долма, или Дролма (санскрит Тара). Под этим именем почитаются две жены императора Сронг-бцан гамбо. Китайскую принцессу зовут Дол -кар, «белая долма», и непальская принцесса Дол-джанг, или «зеленая долма». Последнему молятся женщины за плодородие. "
Храм Джокханг, дом самой почитаемой статуи в Тибете, оригинальный комплекс, построенный этим императором

Джиу Таншу добавляет, что Сонгцен Гампо после этого построил город для китайской принцессы и дворец в его стенах.

«Поскольку принцессе не нравился их обычай красить свои лица красным, Лунгстан (Сонгцен Гампо) приказал своим людям положить конец этой практике, и это больше не производилось. Он также выбросил войлок и шкуры, надел парчу и шелк, и постепенно скопировал китайскую цивилизацию. Он также послал детей своих вождей и богатых людей просить допуска в национальную школу, чтобы они преподавали классику, и пригласил ученых из Китая, чтобы они составили его официальные отчеты императору ". 342>Однако, по словам тибетолога Джона Пауэрса, такие рассказы о Тибете, охватывающем китайскую культуру через Вэньчэн, не подтверждаются тибетскими историями.

Сестра Сонгцен Гампо Сад-мар-кар была отправлена ​​замуж за Лиг-мии-рья, король Zhangzhung. Однако, когда король отказался заключить брак, она помогла Сонгцен Гампо победить Лиг мии-рья и включить Чжангжунг Западного Тибета в Тибетскую империю в 645 году, таким образом получив контроль над большей частью, если не всем, тибетским плато..

После визита известного китайского монаха-паломника Сюаньцзана ко двору Харши, царя, правящего Магадхой, Харша отправил миссию в Китай, который, в свою очередь, ответил посольством в составе Ли Ибяо и Ван Сюанэ, которые, вероятно, путешествовали по Тибету и чье путешествие упоминается в надписях в Раджагре - современном Раджгире - и Бодхгая.

Ван Сюаньцзы совершил второе путешествие в 648 году, но с ним плохо обращались узурпатор Харши, его министр Арджуна, и миссия Харши была разграблена. Это вызвало ответ тибетских и непальских (личчави) войск, которые вместе нанесли сокрушительный удар силам Арджуны.

В 649 г. король Сихай Цзюнь был пожалован Сонгцен Гампо Тан Гаоцзун, император династии Тан.

Согласно тибетским анналам, Сонгцен Гампо, должно быть, умер в 649 году, а в 650 году император Тан послал посланника с «Траурное письмо и соболезнования». Его могила находится в долине Чоньяс около Ялунга, 13 метров в высоту и 130 метров в длину.

Джокханг в его нынешнем виде

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Регламентальные титулы
Предшествующие. Намри Сонгцен Император Тибета. 605 или 617? –649Преемник. Мангсон Мангцен
Последняя правка сделана 2021-06-08 09:58:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте