История Тибета

редактировать

История Тибета, как было записано, особенно конкретно на истории буддизма в Тибете. Эта религия сыграла в развитии тибетской и монгольской культуры, а частично потому, что почти все историки страны были буддийскими монахами.

Содержание
  • 1 Географическое положение
  • 2 Предыстория
  • 3 Ранняя история (ок. 500 г. до н.э. - 618 г. н.э.)
    • 3.1 Царство Чжанчжун (ок. 500 г. до н.э. - 625 г. н.э.)
    • 3.2 Тибетский племена (II век эры)
    • 3.3 Первые цари доимперской династии Ярлунг (II - VI века)
  • 4 Тибетская империя (618–842)
  • 5 Эра фрагментации и культурного возрождения (IX - XII века) веков)
    • 5.1 Фрагментация политической власти (IX - X века)
    • 5.2 Тибетское Возрождение (X - XII века)
  • 6 Монгольское завоевание и административное правление Юань (1240–1354)
  • 7 Тибетская независимость (14–18 века)
    • 7.1 Семейное правление (14–17 века)
      • 7.1.1 Пхагмодрупа (14–15 века)
      • 7.1.2 Семья Ринпунгпа (15–16 века)
      • 7.1.3 Династия Цангпа (16-17 вв.)
    • 7.2 Правительство Ганден Пходранга (17-18 вв.)
      • 7.2.1 Начало линии передачи Далай-ламы
      • 7.2.2 Возвышение школы Гелуг
  • 8 Завоевание Цин и административное правило (1720–1912)
    • 8.1 Правило Цин
      • 8.1.1 Цинь g завоевание
      • 8.1.2 Расширение контроля над Тибетом
    • 8.2 Европейское влияние в Тибете
    • 8.3 Британское вторжение в Тибет (1903–1904 гг.) И восстановление контроля Цин
  • 9 Фактическая независимость (1912 г.) –1951)
  • 10 Правление Китайской Народной Республики (1950 - настоящее время)
    • 10.1 Тибетцы в изгнании
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 156 ссылки
Географическое положение

Тибет находится между территориями древних цивилизаций Китая и Индии. Обширные горные цепи к востоку от Тибетского нагорья отмечают границу с Китаем, а высокие Гималаи Непала и Индии образуют барьер между Тибетом и Индией. Тибет называют «крышей мира» или «страной снегов».

Лингвисты классифицируют тибетский язык и его диалекты как принадлежащие к тибето-бирманским языкам, не- китайским членом Сино-тибетская языковая семья.

Предыстория
Ришабханатха, основатель джайнизма достиг нирваны около горы Кайлаш в Тибете.

Некоторые археологические данные предполагают, что архаические люди прошли через Тибет в то время, когда Индия была заселена полмиллиона лет назад. Современные люди впервые заселили Тибетское нагорье по крайней мере двадцать одну тысячу лет назад. тому назад. Это население было в степени заменено около 3000 г. до н.э. неолитическими иммигрантами из северного Китая. Однако существует «частичная преемственность между палеолитическими жителями и генетическим населением». Подавляющее большинство компонентов тибетской материнской мтДНК может прослеживать свое происхождение как от палеолита, так и от неолита в середине голоцена.

Мегалитические памятники разбросаны по Тибетскому плато и, возможно, использовались в поклонении предкам. Доисторический железный век городища и погребальные комплексы недавно были обнаружены на Тибетском плато, но удаленное высокогорное место затрудняет археологические исследования.

Ранняя история (ок. 500 г. до н.э. - 618 г. н.э.)

Царство Чжанчжун (ок. 500 г. до н.э. - 625 г. н.э.)

Согласно Намкай Норбу некоторые тибетские исторические тексты идентифицируют культуру Шанг Шунг как людей, которые мигрировали из региона Амдо в то, что сейчас является регионом Гуге в западном Тибете. Чжан Шунг считается первоначальным домом для религии Бон.

К I веку до н.э. в долине Ярлунг возникло соседнее царство, и король, Дригум Ценпо, попытался устранить влияние Чжан Шунга, изгнав священников Чжана Бон из Ярлунга. Он был убит, и Чжан Шунг продолжал доминировать в регионе, пока он не был аннексирован Сонгценом Гампо в 7 веке.

Тибетские племена (2 век н.э.)

В 108 г. н.э. «Кианги или тибетцы, которые тогда вели кочевой образ жизни к западу и югу от Коко-нор, атаковал китайские посты Ганьсу, угрожая перерезать дорогу Дуньхуан. Лян Кинь ценой ожесточенных боев удержал их ». Подобные вторжения были отражены в 168–169 гг. Нашей эры китайским генералом Дуань Гун.

Китайские источники той же эпохи регистрируют государство Фу (китайский : 附 国) Цян или Тибет. этническая принадлежность "более чем в двух тысячах миль к северо-западу от округа Шу ". Состояние фу произносилось как «бод» или «пхива» на архаическом китайском языке. Пока неизвестно, является ли это государством-предшественником Туфана.

Первые короли доимперской династии Ярлунг (2–6 вв.)

Правители доимперской династии Ярлунг больше мифологичны, чем фактические, и нет достаточных доказательств их окончательного существования.

Согласно традиционным историям, Ньятри Ценпо был первым королем династии Ярлунг, названной в честь речной долины, в которой находилась ее столица, примерно в пятидесяти пяти милях к юго-востоку от современной Лхасы. Даты, приписываемые первому тибетскому царю Ньятри Ценпо (Уайли : Гня'-кри-бцан-по), различаются. В одних тибетских текстах говорится о 126 г. до н. Э., В других - о 414 г. до н. Э.

Ньятри Ценпо, как говорят, произошел от одноногого существа, называемого Теуранг, с перепончатыми пальцами и языком, настолько большим, что он мог закрывать лицо. Из-за его устрашающего вида его боялись в его родном Пуво, и Бон сослали его в Тибет. Там его встретили как грозного существа, и он стал королем.

Говорят, что тибетские цари оставались связанными с небесами через шнур дму (dmu thag), так что вместо того, чтобы умирать, они возносились прямо на небеса., когда их сыновья достигли совершеннолетия. По разным сведениям, король Дригум Ценпо (Dri-gum-brtsan-po) либо вызвал на бой главы своего клана, либо спровоцировал жениха Лонгама (Lo-ngam) на дуэль. Во время боя у короля был перерезан шнур Дму, и он был убит. После этого Дригум Ценпо и последующие цари превратить трупы, а бон провели погребальные обряды.

В более позднем мифе, впервые засвидетельствованном в буме Мани бка, тибетцы являются потомками сообщества обезьян Пха Трелген Чангчуп Семпа и рок-негр Ма Драг Синмо. Но обезьяна была проявлением бодхисаттвы Ченрезига, или Авалокитешвары (тиб. Spyan-ras-gzigs), в то время как людоед, в свою очередь, воплотил супругу Ченрезига Долму (Тиб. 'Grol-ma).

Тибетская империя (618–842)
Историческая хронология Тибета (627–2013)
Тибетская империя в самом разгаре между 780-ми и 790-ми годами нашей эры

Цари Ярлунга постепенно расширяли свой контроль, и к началу 6-го века большинство тибетских племен оказались под его контролем, когда Намри Сонгцен (570? –618? / 629), 32-й король Тибет династии Ярлунг получил контроль над всей территорией вокруг нынешней Лхасы к 630 году и завоевал Чжангжунг. С такой степенью власти королевство Ярлунг превратилось в Тибетскую империю.

Правительство Намри Сонгцена направило два посольства в Китае в 608 и 609 годах, что ознаменовало появление Тибета на международной арене. С VII века нашей эры китайские историки называли Тибет Тубо (吐蕃), использовались четыре разных символа. Первый подтвержденный извне контакт с Тибетским царством в зарегистрированной тибетской истории произошел, когда царь Намри Лёнцан (Гнам-ри-слон-ртсан) отправил посла в Китай в начале VII века

. Традиционная тибетская история хранит длинный список правителей, чьи подвиги стали предметом внешней проверки в китайской истории к VII веку. С 7 по 11 века Тибетом правили серии императоров (см. Список императоров Тибета ), из наиболее важных в более поздней религиозной традиции были Сонгцен Гампо, Трисонг Децен и Ралпакан, «три религиозных царя» (mes-dbon gsum), которые были ассимилированы с тремя защитниками (rigs-gsum mgon-po) соответственно, Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани. Сонгцен Гампо (ок. 604–650) был первым великим императором, распространившим власть Тибета за пределы Лхасы и долины Ярлунг, и традиционно считается, что он принес буддизм в Тибет.

На протяжении веков, начиная со времен императора, власть империи постепенно увеличивалась на разнообразной территории, так что во время правления императора в первые годы 9-го века ее влияние распространилось на юг до Бенгалия и влияние далеко на север до Монголии. Тибетские записи утверждают, что Империя Пала была завоевана и император Палы Дхармапала подчинился Тибету, хотя никакие независимые доказательства этого не подтверждают.

Разнообразный ландшафт империи и сложность транспорта в сочетании с новыми идеями, которые пришли к империю в результате ее расширения, помогли создать и блоки власти, которые часто соперничали с правителем в центре империи. Так, например, приверженцы религии Бон и сторонники древних благородных семей оказались в конкуренции с введенным буддизмом.

Эрой фрагментации и культурного возрождения (IX век). –12 века)

Фрагментация политической власти (9–10 века)

Карта, показывающая основные религиозные режимы в эпоху фрагментации в Тибете

Эпоха фрагментации - это период тибетской истории в период IX и X вв. В эту эпоху политическая централизация более ранней Тибетской империи рухнула. В этот период преобладали восстания против остатков имперского Тибета и восстание региональных полевых командиров. После смерти Лангдармы, последняя императора тибетской империи, возникла разногласия по поводу того, будет ли его преемником предполагаемый наследник Юмтан (Yum brtan) или другой сын (или племянник) Осунга ('Od-srung) (843 –905 или 847–885). Последовала гражданская, которая положила конец централизованной тибетской администрации до периода Сакья. Союзникам Осунга удалось сохранить контроль над Лхасой, и Юмтан был вынужден отправиться в Ялунг, где он основал отдельную линию королей. В 910 году гробницы императоров были осквернены.

Сыном Осунга был Пэлхортсан (Дпал 'хор бртсан) (865–895 или 893–923). Последний, по-видимому, какое-то время контролирует часть центрального Тибета и произвел на свет двух сыновей, Траши Ценцян (Bkra shis brtsen brtsan) и Трикхайдинг (Khri khyi lding), в некоторых источниках которого также называют Кийде Ньигон (Skyid lde nyi ma mgon). Трикхайдинг мигрировал в западный тибетский регион верхний Нгари (Stod Mnga ris) и женился на женщине из высокопоставленной тибетской знати, с которой он основал местную династию.

После распада государства В тибетской империи в 842 году Ньима-Гон, представитель древнего тибетского царского дома, основал первую династию Ладакх. Царство Ньима-Гона располагалось к востоку от современного Ладакха. Старший сын Кийде региона Ньигона стал правителем Мар-юл Ладакх, а два его младших сына правили западным Тибетом, основав Королевство Гуге и Пу-хранг. Позднее король старшего сына Гуге, Кор-ре, которого также звали Джангчуб Еше-О (Бьянг Чуб Йе шес Од), стал буддийским монахом. Он отправил молодых ученых в Кашмир для обучения и был ответственным за приглашение Атиши в Тибет в 1040 году, что положило начало фазе буддизма Чидар (Пхи дар) в Тибете. Младший сын, Сронг-нге, руководил повседневными государственными делами; это его сыновья продолжали королевскую линию.

Тибетское Возрождение (10–12 вв.)

Атиша в 11 веке и был одним из главных фигур в распространении Махаяна и Ваджраяна Буддизм в Азии и вдохновил буддийскую мысль от Тибета до Суматры.

Согласно традиционным источникам, выжил тайком в районе Кхама. В конце 10-го и 11-го веках в Тибете произошло возрождение буддизма. Одновременно с ранними открытиями «скрытых сокровищ» (terma ), в 11 веке возрождение буддийского влияния происходило на Дальнем Востоке и на западе Тибета.

Музу Саэльбар (Му -зу gSal-'bar), позже известный как ученый Гонгпа Рабсал (bla chen dgongs pa rab gsal) (832–915), отвечал за возрождение буддизма на северо-востоке Тибета и считается прародителем Ньингма (Рниинг ма па) школа тибетского буддизма. На западе Ринчен Зангпо (958–1055) работал переводчиком и основал храмы и монастыри. Из Индии снова были приглашены видные ученые и учителя.

В 1042 г. Атиша (982–1054 гг. Н.э.) прибыл в Тибет по приглашению западного тибетского царя. Этот известный представитель буддийской формы пала из индийского университета Викрамашила позже переехал в центральный Тибет. Там его главный ученик Дромтонпа основал школу тибетского буддизма Кадампа, под которой развивались современные школы Нового перевода.

Сакья, школа Серой Земли, основана Хоном Кончоком Гьелпо (Вайли : 'khon dkon mchog rgyal po, 1034–1102), учеником великий Лоцава, Дрогми Шакья (Уайли : brog mi lo tsā wa ye shes). Его вооружет Сакья Тризин, он ведет свою родословную от махасиддхи Вирупы и представляет научную традицию. Известный деятель, Сакья Пандита (1182–1251 гг. Н. Э.), Был правнуком Кхона Кончока Гьелпо.

Другими западными индийскими учителями были Тилопа (988–1069) и его ученик Наропа (вероятно, умер около 1040 г. н.э.). Кагью, линия передачи Слова (Будды), - это устная традиция, которая очень сильно занимается эмпирическим измерением медитации. Самым известным ее представителем был Миларепа, мистик XI века. Он состоит из одного основного и одного второстепенного подразделов. Первая, Дагпо Кагью, включает те школы Кагью, которые восходят к индийскому учителю Наропе через Марпа Лоцава, Миларепа и Гампопа.

монгольское завоевание и административное правление Юань. (1240–1354)
Тибет в рамках династии Юань в составе высшего отдела, известного как Бюро по буддийским и тибетским делам (Сюаньчжэн Юань)

В эту эпоху в регионе доминировали Сакья-лама с областью монголов, поэтому его также называют династией Сакья. Первый документально подтвержденный контакт между тибетцами и монголами произошел, когда миссионер Цанг-па Дунг-хур (gTsang-pa Dung-khur-ba) и шесть учеников встретили Чингисхана, вероятно, на Тангут. граница, где он мог быть взят в плен, около 1221–1222 годов. Он покинул Монголию, когда секта Цюаньчжэнь даосизма одержала верх, но помешала Чингисхану, когда монголы завоевали Тангут незадолго до смерти хана. Более тесные контакты установились, когда монголы последовали через китайско-тибетское пограничье, чтобы напасть на династию Цзинь, а на Южную Сун, вторгаясь в отдаленные районы. В одном из планов тибетских источников утверждается, что Чингисхан в 1206 году вторжение в Тибет, что считается анахронизмом; нет никаких свидетельств монголо-тибетских столкновений до военной кампании 1240 года. Ошибка в реальной кампании Чингиса против тангутов Xixia.

Монголы вторглись в Тибет в 1240 году с небольшой кампанией под руководством монгольского генерала Доорда Дархана, в которой участвовало 30 000 солдат и 500 человек убиты. Монголы отозвали своих солдат из Тибета в 1241 году, так как все монгольские князья были отозваны обратно в Монголию для подготовки к назначению преемника Угедей-хана. Они вернулись в этот регион в 1244 году, когда Кётен предъявил ультиматум, текстя настоятеля Сакья (Кун-дга 'рГьял-мтшан) стать личным капелланом, под страхом наказания. более крупное вторжение, если он откажется. Сакья Пахита потребовалось почти 3 года, чтобы повиноваться призыву и прибыть в Коконор в 1246 году, в следующем году встретил принца Кётена в Ланьчжоу. Монголы аннексировали Амдо и Кам на востоке и назначили Сакья Пандита наместником Центрального Тибета монгольским двором в 1249 году.

Тибет был включен в состав монголов. Империя, сохраняя номинальную власть над религиозными и региональными политическими делами, в то время как монголы управляли структурным и административным правлением над регионами, подкрепленным редким военным вмешательством. Она существовала как «диархическая структура» при монгольском императоре, с властью в основном пользу монголов. В рамках ветви Монгольской империи в Китае, известной как династия Юань, Тибетом управляло Бюро по делам буддизма и тибета или Сюаньчжэн Юань, отдельное от других провинций Юань, таких как те. правил бывшей династией Сун в Китае. Одной из целей отдела был выбор дпон-чена, обычно назначаемого ламой и утверждаемого императором Юань в Пекине. «Монгольское господство было самым косвенным: сакья-ламы оставались источниками власти и легитимности, в то время как дпон-чены продолжали управлять Сакья. Однако не было никаких сомнений в том, у кого было политическое влияние. Когда между дпонами возник спор. -chen Kung-dga 'bzari-po и один из родственников' Phags-pa в Сакья, китайские войска были отправлены для казни дпон-чен. "

В 1253 г. Дрогон Чогьял Пхагпа (1235–1280) сменил Сакья Пандита при монгольском дворе. Пхагпа стал религиозным учителем Хубилай-хана. Хубилай-хан назначил Чогьяла Пхагпу своим императорским наставником (первоначально государственным наставником) в 1260 году, когда он стал каганом. Пхагпа разработал концепцию «священник-покровитель», которая характеризовала тибето-монгольские отношения с этого момента. При поддержке Хубилай-хана Пхагпа утвердил себя и свою секту как выдающуюся политическую власть в Тибете. Благодаря своему влиянию на монгольских правителей, тибетские ламы приобрели значительное влияние в различных монгольских кланах не только с Хубилаем, но, например, также с Ил-Ханидами.

В 1265 году Чогьял Пхагпа вернулся в Тибет и для впервые предпринял попытку навязать гегемонию Сакья, назначив Шакья Бзангпо (давний слуга и союзник сакья) дпон-ченом («великим правителем») над Тибетом в 1267 году. Перепись населения была провед ена в 1268 году. и Тибет был разделен на тринадцать мириархий (административных округов, номинально насчитывающих 10 000 семей). К концу века Западный Тибет находился под эффективным контролем имперских чиновников (почти наверняка тибетцев), зависимых от «Великого администратора», в то время как королевства Гуге и Пуран сохранили свою внутреннюю автономию.

Гегемония Сакья над Тибетом продолжалась до середины 14 века, хотя ей бросило вызов восстание секты Дрикунг Кагью с помощью Дува-хана из Чагатайское ханство в 1285 году. Восстание было подавлено в 1290 году, когда сакья и восточные монголы сожгли монастырь Дрикунг и убили 10 000 человек.

Между 1346 и 1354 годами, ближе к концу правления династии Юань., Дом Пагмодру свергнет Сакья. Правление Тибетом череды лам Сакья окончательно закончилось в 1358 году, когда центральный Тибет перешел под контроль секты Кагью. «К 1370-м годам границы между школами буддизма были четкими».

Следующие 80 лет или около того были периодом относительной стабильности. Они также видели рождение школы гелуг (также известной как желтые шляпы) учениками Цонкапы Лобсанг Драгпа и основание Ганден, Дрепунг и Сера монастыри близ Лхасы. После 1430-х годов страна вступила в новый период внутренней борьбы за власть.

Тибетская независимость(14-18 века)

С падением династии Юань Центральным Тибетом правили сменяющие друг друга семьи из с 14 по 17 века, на смену правлению Далай-ламы в 17 и 18 веках. Тибет будет де-факто независимым с середины XIV века в течение почти 400 лет. Несмотря на ослабление центральной власти, соседняя династия Мин Китая приложила мало для установления прямого правления, хотя номинально претендовала на тибетскую территорию, учредив Региональную военную комиссию У-Цанг и до- Хамский областной военный комитет в 1370-х гг.. Они также поддерживали поддерживаемые отношения с некоторыми религиозными лидерами буддизма, известными как принцы Дхармы, и предоставили некоторые другие титулы местным лидерам, включая Великого Императорского Наставника.

Семейное правление (14-17 веков)

Пхагмодрупа (XIV - XV вв.)

Мириархат Пхагмодру (Phag mo gru) с центром в Нойдонге (Sne'u gdong) был передан в удел Хулагу в 1251 году. Этот район уже был связан с Лангом. (Рланг), и с ослаблением влияния Ильханата им управляла эта семья в рамках монголо-сакья, используемая монголом, назначенным Пёнчен (дпон-чен) в Сакья. В конце 13 - начале 14 веков на территории, находившиеся под управлением Ланга, непрерывно вторгались. Джангчуб Гьялтсан (Бьянг чуб ргьял мтшан, 1302–1364) считал эти посягательства незаконными и стремился восстановить землю Пхагмодру после его назначения Мириархом в 1322 году. подвергся нападению со стороны своих соседей в 1346 году. Джангчуб Гьялтсан был арестован и освобожден в 1347 году. Когда он позже отказался явиться на суд, его владения были атакованы Пёнченами в 1348 году. Янчунг Гьялтсан смог защитить Пхагмодру и продолжал добиваться военных успехов, пока к 1351 году он не самым сильным политическим деятелем в стране. Военные действия закончились в 1354 году, когда безоговорочным победителем стал Джангчуб Гьялтсан, основавший в том году династию Пхагмодрупа. Он продолжал править Центральным Тибетом до смерти в 1364 году, оставил все монгольские институты на месте как пустые формальности. Власть оставалась в руках семьи Пхагмодру до 1434 года.

Правление Джангчуба Гьялтсана и его преемников предполагало новое культурное самосознание, модели которого искали в эпоху древнего Тибетского царства. Относительно мирные условия благоприятствовали развитию литературы и искусства. В этот период реформистский ученый Дже Цонкапа (1357–1419) основал секту гелуг, оказавшая решающее влияние на историю Тибета.

Семья Ринпунгпа (15–16 вв.)

Внутренние раздоры внутри династии Пхагмодрупа и сильное местничество различных феодальных владений и политико-религиозных фракций к длинной серии внутренних конфликтов. Семья служителей Ринпунгпа, проживающая в Цанге (Западный Центральный Тибет), доминировала в политике после 1435 года.

Династия Цангпа (16-17 вв.)

В 1565 году они были свергнуты династией Цангпа из Шигадзе, которые в последующие десятилетия распространила свою власть в разных направлениях Тибета и поддержала секту Карма Кагью. Они сыграли ключевую роль в событиях, которые привели к усилению власти Далай-ламы в 1640-х годах.

Правительство Ганден Пходранга (17-18 вв.)

Юридический документ тибетского правителя Лхабзанг Хан

Ганден Пходранг был тибетским режимом или правительством, которое было установлено 5-м Далай-ламой с помощью Гуши-хана из хошута в 1642 году. Лхаса стала столицей Тибета в начале этого периода, и вся светская власть была передана 5-му Далай-ламе Гуши-ханом в Шигадзе.

Начало линии преемственности Далай-ламы

Возвышение Далай-лам было соединено с военной мощью монгольских кланов. Алтан Хан, царь Тюмеда Монголов, первый пригласил Сонама Гьяцо, главу Гелугпа школа тибетского буддизма (позже известная как третий Далай-лама), до Монголии в 1569 году и снова в 1578 году, во время правления семьи Цангпа. Гьяцо принял второе приглашение. Они встретились на месте новой столицы Алтан-Хана, Коко-Хотана (Хух-Хото) и Далай-лама учил там огромную толпу.

Сонам ​​Гьяцо публично объявил, что он был реинкарнацией тибетского Сакья монаха Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235–1280), который обратил Хубилай-хана, в то время как Алтан-хан был реинкарнация Хубилай-хана (1215–1294), известный правителя монголов и императора Китая, и что они снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддийской религии. Хотя это могло произойти сразу к массовому использованию монголов в буддизм (это могло произойти только в 1630-х годах), это привело к широкому использованию буддийской идеологии для легитимации власти среди монгольской знати. И последнее, но не менее важное: Йонтен Гьяцо, четвертый Далай-лама, был внуком Алтан-хана.

Возвышение школы Гелуг

Йонтен Гьяцо (1589–1616), четвертый Далай-лама, не тибетец, был внуком Алтан-хана. Он умер в 1616 году, когда ему было за двадцать. Некоторые люди говорят, что его отравили, но нет никаких реальных доказательств того или иного.

Лобсанг Гьяцо (транслитерация Вайли : Blo-bzang Rgya-mtsho), Великий Пятый Далай-лама (1617–1682) был первым Далай-ламой, который обладал эффективным политическим властью над центральным Тибетом.

Первый регент Пятого Далай-ламы Сонам ​​Раптен известен тем, что объединил тибетское сердце под контролем гелуг тибетского буддизма после победы над соперничающими сектами Кагью и Джонанг и светский правитель, принц Цангпа, в длительной гражданской войне. Его усилия были успешными отчасти благодаря помощи Гуши-хана, ойратского ера Хошутского ханства. При режиме Сонама Раптена, был фанатичным и воинственным сторонником Гелугпа, другие школы подвергались гонениям. Источники Джонанг сегодня утверждают, что монастыри Джонанг были либо закрыты, либо насильственно преобразованы, и эта школа оставалась скрытой до второй половины 20-го века. Перед отъездом из Тибета в Китае в 1652 году Далай-лама издал прокламацию или указ Сонаму Раптену, запрещающий все подобные сектантские политики, проводившиеся его администрацией после гражданской войны 1642 года, и приказал отменить их. 5-й Далай-лама и его приближенные, особенно Сонам ​​Раптен (до его смерти в 1658 году), основали гражданскую администрацию, которую историки называют Лхаса. Этот тибетский режим или правительство также называют Ганден Пходранг.

. В 1652 году пятый Далай-лама посетил императора Шунжи из династии Цин. От него не требовалось низко поклоняться, как от других посетителей, но все же он должен был преклонить колени перед Императором; и позже ему была отправлена ​​официальная печать.

Пятый Далай-лама центр инициировал строительство дворца Потала Лхасе

и перенес туда правительственный из Дрепунг.

Дворец Потала в Лхасе

Смерть пятого Далай-ламы в 1682 году скрывался в течение пятнадцати лет его помощником, доверенным лицом, Дези Сангье Гьяцо (Де-шрид Сангс-rgyas Rgya-'mtsho). Далай-ламы оставались титульными главами государства до 1959 года.

Во время правления Великого Пятого, два иезуитских миссионера, немец Иоганнес Грубер и бельгиец Альберт Дорвиль, пробыли в Лхасе два месяца, октябрь и ноябрь 1661 г., по пути из Пекина в португальский Гоа в Индии. Они описали Далай-ламу как «могущественного и сострадательного лидера» и «дьявольского Бога-отца, который предает смерти тех, кто отказывается поклоняться ему». Другой иезуит, Ипполито Дезидери, прожил пять лет в Лхасе (1716–1721) и был первым миссионером, овладевшим языком. Он даже выпустил несколько христианских книг на тибетском языке. капуцины отцы взяли на себя миссию, пока все миссионеры не были изгнаны в 1745 году.

В конце 17 века Тибет вступил в спор с Бутаном, который был поддержан Ладакх. Это привело к вторжению Тибета в Ладакх. Кашмир помог восстановить Ладакхское правление при условии, что в Лехе будет построена мечеть и что ладакский король обратится в ислам. Темисгамский договор 1684 года урегулировал спор между Тибетом и Ладакхом, но его независимость была строго ограничена.

Цинское завоевание и административное правление (1720–1912)

Цинское правление над Тибетом было установлено после поражения джунгар, оккупировавших Тибет в 1720 году, и продолжалось до падения династии Цин в 1912 году. Цинские императоры назначили в Тибет имперских жителей, известных как амбаней, которые командовали более чем 2000 войсками, дислоцированными в Лхасе, и отчитывались перед Лифань Юань, правительственное учреждение Цин, курировавшее регион в этот период. В эту эпоху в регионе доминировали Далай-ламы при поддержке династии Цин, основанной маньчжурами в Китае.

Карта, показывающая Джунгарско-цинские войны между династией Цин и Джунгарское ханство

Цинское правление

Тибет в рамках династии Цин в 1820 году

Цинское завоевание

Император Канси из династии Цин отправил в Тибет экспедиционную армию в ответ на оккупацию Тибета силами Джунгарского ханства вместе с тибетскими войсками под командованием Полханаса (также пишется Polhaney) Цанга и Кангченнас (также Гангченни), губернатор Западного Тибета, они изгнали джунгаров из Тибета в 1720 году. Они привезли с собой Кельзанга Гьяцо из Кумбума в Лхасу, и он был назначен 7-м Далай-ламой. В это время был установлен протекторат Цин над Тибетом с гарнизоном в Лхасе, и Кам был присоединен к Сычуани. В 1721 году Цин установил в Лхасе правительство, состоящее из совета (Кашаг ) из трех тибетских министров во главе с Кангченнасом. Роль Далай-ламы в то время была чисто символической, но все же очень влиятельной из-за религиозных убеждений монголов.

После преемственности императора Юнчжэна в 1722 году произошла серия сокращений Происходили силы Цин в Тибете. Однако в 1727 году лхасская знать, которая была в союзе с джунгарами, убила Кангченнаса и взяла под свой контроль Лхасу, а Полханас бежал в свой родной Нгари. Войска Цин прибыли в Лхасу в сентябре и наказали антицинскую фракцию, казнив целые семьи, включая женщин и детей. Далай-лама был отправлен в Литанг монастырь в Кхаме. Панчен-лама был доставлен в Лхасу и получил временную власть над Цангом и Нгари, создав территориальное разделение между двумя высокими ламами, которое должно было стать долговременной чертой китайской политики в отношении Тибета. В Лхасе обосновались два амбаня с увеличенным числом цинских войск. В течение 1730-х годов войска Цин снова сократились, и Полханас получил больше власти и авторитета. Далай-лама вернулся в Лхасу в 1735 году, светская власть осталась за Полханасом. Цин обнаружил, что Полханас был верным агентом и эффективным правителем стабильного Тибета, поэтому он оставался доминирующим до своей смерти в 1747 году.

Во многих местах, таких как Лхаса, Батанг, Дарсендо, Лхари, Чамдо и Литанг, Армия Зеленого Стандарта находилась в гарнизоне на протяжении всей Джунгарской войны. Войска Зеленого Стандарта и маньчжурские знаменосцы были частью сил Цин, которые сражались в Тибете в войне против джунгаров. Говорят, что сычуаньский командир Юэ Чжунци (потомок Юэ Фэя ) первым вошел в Лхасу, когда 2000 солдат Зеленого стандарта и 1000 маньчжурских солдат «сычуаньского пути» захватили Лхасу. Согласно Марку Эллиотту, после 1728 года Цин использовал войска Зеленого Стандарта для комплектования гарнизона в Лхасе, а не знаменосцев. По словам Эвелин С. Равски, и армия Зеленого стандарта, и знаменосцы составляли гарнизон Цин в Тибете. По словам Сабин Дабрингхаус, китайские солдаты «Зеленого стандарта» численностью более 1300 человек были размещены Цин в Тибете для поддержки 3000 тибетской армии.

Цин создал область Амдо и Кам в провинцию Цинхай в 1724 году и включил восточный Кам в состав соседних китайских провинций в 1728 году. Правительство Цин направило постоянного комиссара (амбаня). ) в Лхасу. Сын Полханаса Гюрме Намгьял вступил во владение после смерти своего отца в 1747 году. Амбани убедились, что он собирается возглавить восстание, поэтому они убили его. Весть об инциденте просочилась и вспыхнул бунт в городе, толпа отомстила за смерть регента, убив амбаней. Далай-лама вмешался и наладил порядок в Лхасе. Император Цяньлун (преемник Юнчжэна) послал силы Цина казнить семью Гюрме Намгьяла и семь членов группы, убившей амбаней. Император снова реорганизовал тибетское правительство (Кашаг ), номинально вернув светскую власть Далай-ламе, но фактически консолидировав власть в руках (новых) амбаней.

Экспансия контроля над Тибетом

Введение Лунгтока Гьяцо, 9-го Далай-ламы, в присутствии амбаней около 1808 г.

Поражение непальского вторжения 1791 г. усилило контроль Цин над Тибетом. С этого момента все важные дела должны были быть переданы амбаням. Это усилило власть амбаней. Амбани были поставлены выше Кашага, а регенты отвечали за тибетские политические дела. Далай и Панчен-ламам больше не разрешалось напрямую обращаться к императору Цин, они могли делать это только через амбаней. Амбани взяли под контроль тибетскую границу и иностранные дела. Амбани были поставлены во главе цинского гарнизона и тибетской армии (численность которой составляла 3000 человек). Торговля также была ограничена, и поездки можно было совершать только с документами, выданными амбанями. Амбани должны были пересматривать все судебные решения. Однако, по словам Уоррена Смита, эти директивы либо никогда полностью не реализовывались, либо быстро отбрасывались, поскольку Цин больше интересовали символический жест власти, чем фактический суверенитет. В 1841 году индуистская династия Догра пыталась установить свою власть на Ю-Цанге, но потерпела поражение в китайско-сикхской войне (1841–1841 гг. 1842 гг.).

В середине 19-го века, община китайских войск из Сычуани, вышедшая замуж за тибетских женщин, обосновалась в районе Лубу в Лхасе, где их потомки основали общину и ассимилировались с тибетской культурой. Хебалин был местом, где жили китайские мусульманские войска и их потомки, а Лубу был местом, где жили ханьские китайские войска и их потомки.

Европейское влияние в Тибете

С 1827 года весь Ассам, Бутан, Сикким и Ладакх были частью Тибета, китайско-тибетская граница проходила по реке Цзян с большинством современных этнических тибетцев автономных префектур, являвшихся частью тогдашней области, где доминировали этнические хань-монголы. Бутан и Сикким позже обретают независимость, и Сикким был атакован индийской армией в апреле 1975 года и продемонстрировен к Индии в мае. Весь Ассам и Ладакх были объединены в Британское владычество.
Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: «Тибет» (1878 г.) - это отчет о ранних британских попытках получить влияние в Тибете..
Антониу де Андраде Шандор Кёрёси Чома

Первыми европейскими, прибывшими в Тибет, были португальские миссионеры, впервые прибывшие в 1624 году под руководством Антониу де Андраде. Их приветствовали тибетцы, которые разрешили им построить церковь. XVIII век принес из Европы еще иезуитов и капуцинов. Постепенно они встретили сопротивление тибетских лам, которые окончательно изгнали их из Тибета в 1745 году. Среди других посетителей в 1774 году был шотландский дворянин Джордж Богл, который приехал в Шигадзе расследовать торговлю для Британской Ост-Индской компании, завозившей первый картофель в Тибет. После 1792 года Тибет, находящийся под регионом Китая, закрыл свои границы для европейцев, и в 19 веке только 3 человека с Запада, англичанин Томас Мэннинг и 2 французских миссионера Хюк и Габе, достигли Лхасы, хотя некоторые смогли путешествовать по тибетской периферии.

В 19 веке Британская империя вторгалась из северной Индии в Гималаи, Афганистан и Российскую империю царей расширялся на юг, в Среднюю Азию. Каждая держава с подозрением относилась к намерениям в Тибете. Но Тибет привлекшее внимание многих исследователей. В 1840 году Шандор Керёси Чома прибыл в Дарджилинг, надеясь, что он сможет отследить происхождение этнической группы мадьяр, но умер, не успев попасть в Тибет. В 1865 году Великобритания тайно начала картографировать Тибет. Обученные индийские геодезисты-шпионы, замаскированные под паломников или торговцев, называемые пандитами, подсчитывали свои успехи во время своих путешествий по Тибету и снимали показания ночью. Наин Сингх, самый известный, измерил долготу, широту и высота Лхасы и проследил реку Ярлунг Цангпо.

Британские вторжения в Тибет (1903–1904 гг.) И подтверждение контроля Цин

Викиисточник содержит исходный текст, относящийся к этой статье: «Тибет» (1878 г.) - это отчет о ранних попытках Великобритании получить влияние в Тибет.
13-й Далай-лама в 1910 г.

В начале XX века Британская и Российская империя боролись за господство в Центральной Азии. Не имея возможности установить дипломатические контакты с тибетским правительством и связанными сообщениями об их отношениях с Россией в 1903–04 годах, британская экспедиция во главе с полков Фрэнсисом Янгхасбандом была отправлена ​​в Лхасу для заключения торговых соглашений и помешать тибетцам установить отношения с русскими. В ответ министерство иностранных дел Цин ило заявило, что Китай обладает суверенитетом над Тибетом, что стало первым четким заявлением о таком утверждении. Перед тем, как британские войска прибыли в Лхасу, 13-й Далай-лама бежал в Внешнюю Монголию, а затем отправился в Пекин в 1908 году.

Британское вторжение стало одной из причин 1905 г. Тибетское восстание в монастыре Батанг, когда тибетские ламы, выступающие против иностранцев, убили французских миссионеров, маньчжурских и ханьцинских чиновников, а также обращенных христиан, прежде чем Цин подавил восстание. -Тибетский Лхасский договор 1904 г. последовал за китайско-британским договором 1906 г.. Пекин согласился выплатить Лондону 2,5 миллиона рупий, на которые Лхаса вынуждена согласиться в англо-тибетском договоре 1904 года. В 1907 году Великобритания и Россия согласились, что «в соответствии с принятым принципом сюзеренитета Китая. над Тибетом «обе нации» обязываются не вступать в переговоры с Тибетом, кроме как через посредничество правительства Китая ».

Правительство Цин в Пекине затем назначило Чжао Эрфэна, губернатор Синин, «командующий армией Тибета», чтобы реинтегрировать Тибет в Китае. Его отправили в 1905 году (хотя по другим источникам это произошло в 1908 году) на а. Его войска разрушили ряд монастырей в Кхаме и Амдо, и начался процесс китаизации региона. Далай-лама снова бежал, на этот раз в Индию, и снова был свергнут китайцами. Однако вскоре ситуация должна была измениться, так как после падения династии Цин в октябре 1911 года солдаты Чжао подняли мятеж и обезглавили его. Все оставшиеся силы Цин покинули Тибет после беспорядков в Синьхай-Лхасе.

Фактическая независимость (1912–1951)
Тибетский паспорт 1947/1948 - выдан Цепону Шакабпе, затем начальник финансового отдела правительства Тибета

Далай-лама вернулся в Тибет из Индии в июле 1912 года (после падения династии Цин) и изгнал амбаня и все китайские войска. В 1913 году Далай-лама издал прокламацию, в которой говорилось, что отношения между китайским императором и Тибетом «были отношениями покровителя и священника, а не основывались на подчинении одного другому». «Мы маленькая, религиозная и независимая нация», - продолжалось в провозглашении.

В течение следующих тридцати шести лет Тибет пользовался фактической независимостью, в то время как Китай пережил эпоху военачальников, гражданская война и Вторая мировая война. Некоторые китайские источники утверждают, что в этот период Тибет все еще был частью Китая. Есть также книга, опубликованная в 1939 году шведским синологом и лингвистом о войне в Китае, где Тибет на карте является частью Китая, китайское правительство в 1930-х годах пыталось претендовать на превосходство. США также признали Тибет провинцией Китая в это время, как видно из документального фильма Почему мы сражаемся # 6 Битва за Китай, снятого Военным министерством США в 1944 году. Некоторые другие авторы утверждают, что Тибет также стал независимым де-юре после Тибетско-Монгольского договора 1913 года, до которого Монголия была признана Россией.

Тибет продолжал в 1913–1949 годах иметь очень ограниченные контакты с остальным миром., хотя британские представители находились в Гьянце, Ятунге и Гартоке (западный Тибет) после миссии Янгхасбанда. Эти так называемые «торговые агенты» фактически были дипломатическими представителями британского правительства Индии, а в 1936–37 годах британцы также открыли постоянное представительство в Лхасе. Это было ответом на китайскую "миссию соболезнования", направленную в тибетскую столицу после кончины 13-го Далай-ламы, которая оставалась в Лхасе как, по сути, республиканский китайский дипломатический пост. После 1947 года британская миссия была передана недавно получившему независимость Правительство Индии контролирует, хотя последний британский представитель Хью Ричардсон оставался в Лхасе до 1950 года, обслуживая индийское правительство. Британцы, как и китайцы, поощряли тибетцев не допускать иностранцев в Тибет, и ни один иностранец не посещал Лхасу в период между отъездом миссии Янгхасбанда 1904 г. и прибытие офицера телеграфа в 1920 г. В течение 1920–1950 гг. Лхасу посетило чуть более 90 европейцев и японцев, большинство из которых были британскими дипломатическими работниками. Очень немногие правительства сделали что-либо, напоминающее обычное дипломатическое признание Тибета. В 1914 г. Тибетское правительство подписало Симлское соглашение с Великобританией, уступив несколько небольших территорий на южной стороне Гималаев. Атершед в Британскую Индию. Китайское правительство объявило соглашение незаконным.

В 1932 году Национальная революционная армия, состоящая из мусульманских и ханьских солдат, во главе с Ма Буфангом и Лю Вэньхуэем, нанесла поражение тибетской армии в Китайско-тибетская война, когда 13-й Далай-лама пытался захватить территорию в Цинхае и Сикане. Сообщалось также, что центральное правительство Китая поощряло атаку, надеясь разрешить «тибетскую ситуацию», поскольку японцы только что захватили Маньчжурию. Они предупредили тибетцев, чтобы они не осмеливались снова переходить реку Цзиньша. Было подписано перемирие, положившее конец боевым действиям. Далай-лама телеграфировал британцам в Индии о помощи, когда его армии потерпели поражение, и начал понижать в должности своих капитулировавших генералов.

Правление Китайской Народной Республики (1950-настоящее время)
«Внимание полиции: Нет распространение любых нездоровых мыслей или предметов ". Вывеска на трех языках (тибетско-китайско-английский) над входом в небольшое кафе в Ньялам, Тибет, 1993

В 1949 году, увидев, что китайские коммунисты, с решающим поддержка со стороны Иосифа Сталина, получение контроля над Китаем, Кашаг изгнал всех китайцев, связанных с правительством Китая, из-за протестов как Гоминьдана, так и коммунистов. Китайская Народная Республика (КНР), основанная в октябре 1949 года победившими коммунистами под руководством Мао Цзэдуна, не теряла времени в утверждении нового китайского присутствия в Тибете. В октябре 1950 года Народно-освободительная армия вошла в тибетский район Чамдо, подавляя спорадическое сопротивление тибетской армии. В 1951 году тибетские представители участвовали в переговорах в Пекине с правительством Китая. Это привело к соглашению из семнадцати пунктов, которое официально закрепило суверенитет Китая над Тибетом, но было отвергнуто нынешним тибетским правительством в изгнании.

С самого начала было очевидно, что включение Тибета в состав Коммунистический Китай столкнет лицом к лицу две противоположные социальные системы. Однако в Тибете китайские коммунисты предпочли не ставить социальную реформу в качестве ближайшего приоритета. Напротив, с 1951 по 1959 год традиционное тибетское общество с его лордами и поместиями продолжало функционировать без изменений. Несмотря на присутствие двадцати тысяч китайских солдат в Центральном Тибете, правительству Далай-ламы было разрешено поддерживать важные символы периода фактической независимости.

Коммунисты быстро отменили рабство и крепостное право в их традиционных формах. Они также утверждают, что снизили налоги, безработицу и нищету, а также начали рабочие проекты. Они основали светские школы, тем самым нарушив образовательную монополию монастырей, и построили водопровод и электрические системы в Лхасе.

Тибетский регион Восточный Кхам, ранее провинция Сиканг, был включен в провинции Сычуань. Западный Кхам был передан военному комитету Чамдо. В этих областях была проведена земельная реформа. Коммунистические агитаторы назвали "помещиков" - иногда произвольно выбранных - для публичного унижения в тамзинг (Wylie : 'thab-'dzing, лхасский диалект : ) или «Сеансы борьбы », пытки, увечья и даже смерть.

Железнодорожная станция Танггула, расположенная на высоте 5068 м (16627 футов), является самой высокой станцией в мире.

К 1956 г. начались волнения в восточных Кхаме и Амдо, где земельная реформа была проведена полностью. Эти восстания в конечном итоге распространились на западные Кхам и Ю-Цанг.

В 1956–57 вооруженные тибетские партизаны устроили засаду на конвои Народно-освободительной армии Китая. Восстание получило широкую помощь от Центрального разведывательного управления США (ЦРУ), включая военную подготовку, лагеря поддержки в Непале и несколько воздушных перевозок. Тем временем в Соединенных Штатах Американское общество за свободную Азию, финансируемое ЦРУ, активно пропагандировало причину тибетского сопротивления, при этом старший брат Далай-ламы Тубтен Норбу играл активную роль в этом. эта организация. Второй по старшинству брат Далай-ламы, Гьяло Тхондуп, уже в 1951 году организовал разведывательную операцию с ЦРУ. Позже он преобразовал ее в обученное ЦРУ партизанское подразделение, новобранцы которого вернулись с парашютом в Тибет.

Многие тибетские коммандос и агенты, которых ЦРУ перебросило в страну, были вождями аристократических кланов или сыновьями вождей. Согласно отчету самого ЦРУ, о 90% из них больше никто не слышал, а это означает, что они, скорее всего, были схвачены и убиты. Гинзбург и Матос пришли к выводу, что «насколько можно установить, основная масса простых людей Лхасы и прилегающей сельской местности не участвовала в борьбе против китайцев как когда она впервые началась, так и по мере ее развития». По другим данным, в восстании участвовали многие тысячи простых тибетцев. Рассекреченные советские архивы содержат данные о том, что китайские коммунисты, получившие большую помощь в военной технике от СССР, широко использовали советские самолеты для бомбардировок монастырей и других карательных операций в Тибете.

В 1959 году китайские военные подавили повстанцев в Кхам и Амдо привели к «Лхасскому восстанию ». Полномасштабное сопротивление распространилось по Тибету. Опасаясь захвата Далай-ламы, безоружные тибетцы окружили его резиденцию, и Далай-лама бежал в Индию.

Период с 1959 по 1962 год был отмечен обширным голодом во время Великого китайского голода. из-за засухи и китайской политики Большого скачка, которая затронула весь Китай, а не только Тибет. Десятый Панчен-лама внимательно наблюдал за Тибетом в этот период и написал Петицию из 70 000 знаков, подробно описав страдания тибетцев, и отправил ее Чжоу Эньлаю в мае 1962 года

в 1962 год Китай и Индия вели короткой войны из-за спорным Аксай Чин область. Хотя Китай выиграл войну, китайские войска отошли к северу от линии Мак-Магона.

Военные репрессии в Нгабе после тибетских волнений 2008 года

В 1965 году территория, которая находилась под контролем правительства Далай-ламы с 1910-х по 1959 год (Ю-Цанг и западный Кам) был переименован в Тибетский автономный район (ТАР). Автономия при условии, что главой правительства будет этнический тибетец; однако фактическая власть в ТАР принадлежит первому секретарю Тибетского автономного регионального комитета коммунистической партии Китая, который никогда не был тибетцем. Роль этнических тибетцев в высших эшелонах коммунистической партии ТАР остается очень ограниченной.

Уничтожение большей части из более чем 6000 монастырей Тибета произошло между 1959 и 1961 годами коммунистической партией Китая. В середине 1960-х годов монастырские владения были распущены и введено светское образование. Во время Культурной революции. Красные гвардейцы развязали кампанию организованного вандализма против культурных объектов по всей КНР, включая буддийское наследие Тибета. Согласно по крайней мере одному китайскому источнику, только горстка религиозно или культурно наиболее важных монастырей осталась без серьезных повреждений.

В 1989 году Панчен-лама умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет.

КНР продолжает изображать свое правление над Тибетом как чистое улучшение, но поскольку некоторые иностранные правительства продолжают выражать протесты по поводу аспектов правления КНР в Тибете, такие группы, как Human Rights Watch сообщают о предполагаемых человеческих нарушения прав. Однако сегодня большинство правительств признают суверенитет КНР над Тибетом, и ни одно из них не признало Правительство Тибета в изгнании в Индии.

Беспорядки снова вспыхнули в 2008 году. Многие этнические ханы и хуи подверглись нападениям в ходе беспорядков, их магазины были разгромлены или сожжены. Китайское правительство отреагировало незамедлительно, введя комендантский час и строго ограничив доступ в тибетские районы. Международная реакция была также незамедлительной и решительной: некоторые лидеры осудили репрессии и крупные протесты, а некоторые поддержали действия Китая.

В 2018 году немецкий производитель автомобилей Mercedes-Benz отменил рекламу и извинился за «обидные чувства» китайцев, процитировав Далай-ламу.

Тибетцы в изгнании

Четырнадцатый Далай-лама с Джорджем Бушем в Белом доме 23 мая 2001 г.

После восстания в Лхасе и Бегство Далай-ламы из Тибета в 1959 году правительство Индии приняло тибетских беженцев. Индия выделила земли для беженцев в горном районе Дхарамсала, Индия, где сейчас базируются Далай-лама и тибетское правительство в изгнании.

14-й Далай-лама, Тензин Гьяцо

Бедственное положение тибетских беженцев привлекло международное внимание, когда Далай-лама, духовный и религиозный лидер тибетского правительства в изгнании, получил Нобелевскую премию мира в 1989 г. Далай-лама был удостоен Нобелевской премии за его непоколебимую приверженность мирному протесту против китайской оккупации Тибета. В результате его высоко ценят, и с тех пор его принимают руководители правительств по всему миру. Среди последних церемоний и наград, он был удостоен золотой медали Конгресса президентом Бушем в 2007 году, а в 2006 году он был одним из шести человек, когда-либо получивших почетное канадское гражданство (см. Почетный гражданин Канадское гражданство ). КНР последовательно протестует против каждого официального контакта с изгнанным тибетским лидером.

Сообщество тибетцев в изгнании, основанное в Дхарамшале и Билакуппе около Майсура в Карнатаке, Южная Индия, расширилось с 1959 года. Тибетцы продублировали тибетские монастыри в Индии и сейчас в них проживают десятки тысяч монахов. Они также создали тибетские школы и больницы и основали Библиотеку тибетских трудов и архивов - все это направлено на продолжение тибетских традиций и культуры. Тибетские фестивали, такие как танцы лам, празднование Лосара (тибетского Нового года) и молитвенный фестиваль Монлам, продолжаются в изгнании.

В 2006 году Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама заявил, что «Тибет хочет автономии, а не независимости». Однако китайцы не доверяют ему, полагая, что он на самом деле не отказался от стремления к независимости Тибета.

Переговоры между представителями Далай-ламы и правительства Китая снова начались в мае 2008 г. без особого результата.

См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Таттл, Грей и Куртис Р. Шеффер, ред. The Tibetan History Reader (Columbia University Press, 2013), перепечатывает основные статьи ученых
  • Bell, Charles: Tibet Past Present. Перепечатка, Нью-Дели, 1990 г. (первоначально опубликовано в Оксфорде, 1924 г.).
  • Белл, Чарльз: Портрет Далай-ламы, Коллинз, Лондон, 1946 г.
  • Кэррингтон, Майкл. Офицеры Джентльмены и Воры: Разграбление монастырей во время миссии Янгхасбенда 1903/4 г. в Тибет, Современные Азиатские Исследования 37, 1 (2003), PP 81–109.
  • Дезидери (1932). Отчет о Тибете: путешествия Ипполито Дезидери 1712-1727 гг. Ипполито Дезидери. Отредактировал Филиппо Де Филиппи. Введение К. Вессельс. Воспроизведено Rupa Co, Нью-Дели. 2005
  • Петек, Лучано (1997). Китай и Тибет в начале XVIII века: история установления китайского протектората в Тибете. Brill Academic Publishers. ISBN 90-04-03442-0.
  • Рабгей, Таши; Шарлхо, Цетен Вангчук (2004). Китайско-тибетский диалог в эпоху после Мао: уроки и перспективы (PDF). Вашингтон: Центр Восток-Запад. ISBN 1-932728-22-8.*Сэмюэл, Джеффри (1993). Цивилизованные шаманы: буддизм в тибетских обществах. Смитсоновский институт. ISBN 1-56098-231-4.
  • Шакабпа, Цепон В.Д. [Вангчук Деден (dbang phyug bde ldan)]: Тибет. Политическая история, Potala Publications, Нью-Йорк, 1984.
  • Шакабпа, Цепон Вангчук Деден (Dbang-phyug-bde-ldan, Zhwa-sgab-pa) (1907 / 08-1989): Сто тысяч лун : продвинутая политическая история Тибета. Перевод и аннотирование Дереком Ф. Махером. 2 Vol., Brill, 2010 (Библиотека тибетских исследований Брилла; 23). Лейден, 2010.
  • Смит, Уоррен В. (1996). История Тибета: национализм и самоопределение. Westview Press. ISBN 0-8133-3155-2.
  • Смит, Уоррен В. (2004). Политика Китая в отношении тибетской автономии - Рабочие документы EWC № 2 (PDF). Вашингтон: Центр Восток-Запад.
  • Смит, Уоррен В. (2008). Китайский Тибет? Автономия или ассимиляция. Rowman Littlefield Publishers. ISBN 978-0-7425-3989-1.

Арнольд К. Уотерфолл «Почтовая история Тибета» (издание 1981 г.) Шотландия 1981 ISBN 0-85397-199-4

  • МакГранахан, К. «Правда, страх и ложь: политика в изгнании и арестованные истории тибетского сопротивления», Культурная антропология, том. 20, Issue 4 (2005) 570–600.
  • Knaus, J.K. Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание (Нью-Йорк: Связи с общественностью, 1999).
  • Багант, Дж. «Война на вершине мира», Военная история, Vol. 20, Issue 6 (2004) 34–80.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 14:33:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте