Амдо

редактировать
Три традиционных региона Тибета.

Амдо (тибетский : ཨ༌ མདོ ; Китайский : 安 多; пиньинь : Ānduō ) является одним из трех традиционных области Тибета, остальные У-Цанг на западе, Кхам на востоке. Нгари (включая бывшее королевство Гуге ) на северо-западе был включен в Ю-Цанг. Амдо также является местом рождения 14-го Далай-ламы. Амдо занимает большую территорию от Мачу (Желтая река ) до Дричу (Янцзы ). Амдо расположен в трех современных провинциях Китая: Сычуань, Ганьсу и Цинхай.

Хотя исторически, культурно и этнически это была тибетская территория, Амдо находился под управлением ряда местных правителей с середины 18 века, и Далай-ламы не управляли этим районом напрямую с того времени. С 1917 по 1928 год значительная часть Амдо периодически оккупировалась Хуи мусульманскими военачальниками из клики Ма. В 1928 году клика Ма присоединилась к Гоминьдану (Китайской националистической партии), и в период с 1928 по 1949 год большая часть Амдо постепенно ассимилировалась в провинцию Цинхай (и часть провинции Ганьсу) Гоминьдана. Китайская Республика. К 1952 году силы Коммунистической партии Китая победили как Гоминьдан, так и местных тибетцев и взяли под свой контроль регион, укрепив свою власть в этом районе к 1958 году и формально положив конец политическому существованию Амдо. как отдельная тибетская провинция.

Амдо - дом многих важных тибетских буддийских духовных лидеров и лам, монахов, монахинь и ученых, в том числе 14-го Далай-ламы, 10-й Панчен-лама Чокьи Гьялцен и великий гелуг реформатор школы Дже Цонкапа.

Содержание
  • 1 География
  • 2 Демография
    • 2.1 Историческая демография
    • 2.2 Современная демография
  • 3 Язык
  • 4 История
    • 4.1 III век
    • 4.2 VII век
    • 4.3 IX век
    • 4.4 X век
    • 4,5 11 век
    • 4,6 13 век
    • 4,7 14–16 век
    • 4,8 17 век
    • 4,9 18 век
    • 4,10 20 век
  • 5 Монастыри
  • 6 Традиционное скотоводческое хозяйство
  • 7 Местное самоуправление
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитирования
    • 9.2 Источники
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
География

Amdo состоит всего бывшего северо-восточного Тибета, включая верховья реки Мачу, или Хуанхэ, и озера Цинха. я. Его южная граница - горы Баян Хар. Этот район безветренный и безлесный, с большим количеством травы. Животные региона представлены диким яком и киангом. Домашние животные региона включают домашних яков и дзо, коз, овец и монгольских лошадей.

Демография

Исторические демографические данные

В исторические времена жители региона, как правило, не были тибетцами, например монголы или тибетцы, не являвшиеся тибетцами, например хор.

Современная демография

Тибетские жители Амдо упоминаются как Амдова (ཨ་ མདོ་ པ །; amdo pa) как региональное отличие от тибетцев Кхама (Кхампа) и У-Цанга (Центральный Тибет), однако, все они считаются этническими тибетцами.

Сегодня этнические тибетцы преобладают в западной и южной частях Амдо, которые теперь управляются как различные Тибетские, Тибетско-Цянские или Монголо-Тибетские автономные округа. ханьские китайцы составляют большинство в северной части (Монгол Хайси и Тибетский автономный округ) и восточной части (город Синин и город Хайдун ) провинции Цинхай. Хотя города Синин и Хайдун географически малы по сравнению с остальной частью Цинхая, в этом районе самая большая плотность населения в Цинхае, в результате чего ханьцы превосходят по численности другие этнические группы в Цинхае в целом.

Большинство тибетцев Амдо проживают в большей части провинции Цинхай, включая Тибетский автономный округ (TAP) Mtshobyang (མཚོ་ བྱང་ །; Хайбэй на китайском языке), Mtsholho (མཚོ་ ལྷོ་ །; Hainan) TAP, Rmalho (རྨ་ ལྷོ་ །; Huangnan) TAP и Mgolog (མགོ་ ལོག །; Guoluo) TAP, а также в TAP Kanlho (ཀན་ ལྷོ །; Gannan) юго-западной провинции Ганьсу и на участках Rngaba (རྔ་ བ །; Aba) Тибетский и Цянский Автономная префектура северо-запада провинции Сычуань. Кроме того, очень много тибетцев Амдо живут в префектуре Хайдонг (མཚོ་ ཤར །; Wylie : mtsho shar) префектуры Цинхай, которая расположена к востоку от озера Цинхай (མཚོ་ སྔོན །, Wylie: mtsho sngon) и вокруг города Синин (ཟི་ ལིང །; zi ling), но они составляют лишь меньшинство (около 8,5%) от общей численности населения, и поэтому регион не получил статуса TAP. В обширной Хайси (མཚོ་ ནུབ །; mtsho nub) монгольской и тибетской автономной префектуре, к западу от озера Цинхай, также проживает меньшинство тибетцев (около 10%), и только тибетцы в восточные части этой префектуры - жители Амдо.

Монголы тоже были давними поселенцами в Амдо, впервые прибыв сюда во времена Чингисхана, но особенно во время серии волн поселений в период Мин. За прошедшие столетия большинство монголов Амдо стали сильно тибетцами, и, по крайней мере, на первый взгляд, сейчас трудно различить их изначальную нетибетскую этническую принадлежность. Амдо известен в эпических историях и истории как страна, где разводят и разводят великолепных лошадей.

Язык

В Амдо говорят на многих диалектах тибетского языка из-за географического положения. изоляция многих групп. Письменный тибетский язык одинаков во всех тибетоязычных регионах и основан на классическом тибетском.

истории

3-м веке

Чианг люди были ранними люди, использующие железо, и рассказы изобилуют их железными нагрудниками с железными мечами.

7 век

С седьмого по девятый век Тибетская Империя расширилась на север до Таримской котловины, на юг до Индии и Непала, на восток до Тан Китай и на запад до Кашмира. В этот период контроль над Амдо перешел от Сонгцен Гампо и его преемников к министрам королевской семьи, Гар (Вайли : 'гар). Эти министры унаследовали свои должности от родителей, как и у императора. безуспешно пытались вырвать контроль над этой территорией у министров.

9 век

В 9 веке центральное Тибетское королевство распалось на более мелкие государства; однако Амдо и Кхам поддерживали культурную и религиозную близость к центральному Тибету. Эти небольшие государства были небольшими королевствами или даже управлялись как племена и официально находились под властью Китая и Тибета; однако они не были верны ни тому, ни другому. В тот же период буйные китайцы изгнали буддийских монахов из своих храмов. Эти монахи какое-то время скитались, чтобы поселиться в регионе Амдо.

Существует историческое свидетельство о чиновнике 9 века, посланном для сбора налогов в Амдо. Вместо этого он приобретает вотчину. Затем он рассказывает о 10 достоинствах земли. Две добродетели - в траве, одна - на лугах возле дома, третья - на дальних пастбищах. Две добродетели в почве: одна для строительства домов и одна для хороших полей. В воде есть две добродетели: питьевая и орошающая. Их два в камне, один для строительства и один для фрезерования. Древесина имеет два достоинства: одно для строительства, другое для дров. В других рассказах рассказывается об исконных жителях региона Амдо. Они состоят из жителей леса (), горцев (), жителей равнин (), травоядных () и лесников (). Травяники славились своими лошадьми.

10 век

- монах, который помог возродить тибетский буддизм. Его учили в детстве, и он проявлял удивительный энтузиазм в отношении религии. Когда он был рукоположен, он отправился на поиски учений. После получения Виная он собирался отправиться в Центральный Тибет, но из-за засухи. Вместо этого он решил отправиться в одиночество в Амдо. Местные жители слышали о нем, и его одиночество не было таким, каким его искали. Со временем он основал линию монахов-беженцев в Амдо и на полученные им богатства построил храмы и ступы.

11 век

исторический Цян вошел в историю. контакт с Сумпа, затем с Туюхун. Затем около 1032 года они сформировали Западную Ся, которая просуществовала до 13 века.

13 век

Монголы завоевали восточный Амдо к 1240 году., и сделал весь тибетский регион под правлением Юаня, отделившимся от территории бывшей династии Сун Китая. Отношения покровителя и священника начались в 1253 году, когда тибетский священник Пхагспа посетил Хубилай-хана, он стал настолько популярен, что стал духовным наставником Хубилая, а затем назначен им он был возведен в ранг священника, царя Тибета и назначен правителем (1) Собственного Тибета, включающего тринадцать штатов провинции У-Цанг; (2) Кхам и (3) Амдо. Последние годы жизни он провел в монастыре Сакья в Центральном Тибете, что требовало от него регулярных поездок через Амдо. Во время одной из таких поездок он столкнулся с вооруженным сопротивлением в Амдо и потребовал сопровождения от монгольских князей для проезда через Амдо. Тибет восстановил свою независимость от монголов до того, как коренные китайцы свергнули династию Юань в 1368 году, хотя он избегал прямого сопротивления двору юаня до его падения. При монгольской династии Юань Хубилай-хана Амдо и Кам были разделены на двух командиров, которые вместе с Ю-Цанг вместе именовались тремя командирами Тибета.

с 14 по 16 века

Следующая династия Мин номинально в значительной степени поддерживала монгольские подразделения Тибета с некоторыми подразделениями. Однако с середины эпохи Мин китайское правительство утратило контроль над Амдо, и монголы снова захватили политический контроль.

17 век

Верхние (коконорские) монголы из северного Синьцзяна и Халха пришли сюда в 16-17 веках. Борьба за власть между различными монгольскими фракциями в Тибете и Амдо привела к периоду, в котором господство Далай-ламы (номинально) и монгольских правителей чередовалось. В 1642 году пятый Далай-лама получил духовную и светскую власть от монгольского царя Гуши-хана. Это позволило буддийской секте Гелугпа и Далай-ламе получить достаточно власти, чтобы просуществовать до наших дней. Монгольский царь также вернул тибетцам части Восточного Тибра (Кхама); однако Амдо остался под властью монголов.

18 век

В 1705 году с одобрения императора Канси из династии Цин, Лха-бзанг-хан из Хошуда свергнул регента и отправил Далай-ламу 6-го в Пекин ; Шестой Далай-лама умер вскоре после этого, вероятно, около озера Цинхай (Коко нур) в Амдо. Джунгар Монголы вторглись в Тибет во время хаоса и удерживали весь регион до своего окончательного поражения.

Когда династия Маньчжур Цин пришла к власти в начале 18-го века. век он основал Синин, город к северу от Амдо, в качестве административной базы этого района. Амдо находился в провинции Цинхай. В этот период ими правили амбани, которые позволили монастырям и другим местным лидерам практически полную автономию.

В 18 веке империя Цин продолжала расширяться. и далее в Тибет, поскольку он поглотил Восточный Тибет, включая Амдо и даже взял под свой контроль Центральный Тибет.

Шадзонг Ритро около Такцера в Амдо

Император Юнчжэн захватил полный контроль над Цинхай (Амдо) в 1720-х годах. После этого были установлены границы префектуры Синин, в которую входит большая часть Амдо, с Сычуань и собственно Тибетом. Границей префектуры Синин и Сицзана, или центрального Тибета, были горы Дангла. Это примерно соответствует современной границе Цинхай с Тибетским автономным районом. Граница префектуры Синин с провинцией Сычуань также была установлена ​​в это время, разделив область Нгаба бывшего Амдо на Сычуань. Эта граница также примерно соответствует современной границе Цинхай и Сычуань. Между Сычуанем и Тибетом была установлена ​​новая граница по горному хребту Нин-цзин. К востоку от этих гор местные вожди правили под номинальной властью правительства провинции Сычуань; Лхаса управляла территорией на западе. Таким образом, в 1720-х годах площадь Тибета впервые за много веков значительно сократилась. Другие части старого Амдо находились в ведении Администратора Цинхая.

Во всех этих преимущественно культурных тибетских областях Империя Цин использовала систему управления, опирающуюся на местных, тибетских правителей. Доктор философии Чикагского университета 1977 года. В этой диссертации описывалась политическая история тибетского региона в Ганьсу (который исторически был частью Амдо) во время династии Цин следующим образом:

Во времена маньчжурской династии весь регион находился под управлением наместника императорского Правительство. Эта часть страны, занятая китайскими мусульманами и некоторыми другими, более мелкими, расовыми единицами, находилась в соответствии с традиционным китайским законодательством. Тибетцы пользовались почти полной независимостью и разной степенью престижа. Принц Чоне правил сорока восемью «знаменами» одной группы тибетцев; другие тибетские правители или вожди получали гранты или поручения - некоторым из них сотни лет - от имперского правительства. В то время этническая граница почти точно совпадала с административной границей.

20 век

В 1906 году 13-й Далай-лама во время поездки по стране был соблазнен процессией тысячу лам, чтобы остаться в храме в Кумбум. Он провел год, отдыхая и изучая, среди прочего, санскрит и поэзию.

В 1912 году династия Цин рухнула, и после этого Далай-лама правил Центральным Тибетом. Восточным Тибетом, включая Амдо и Кхам, правили местные и региональные военачальники и вожди. Мусульмане хуэй управляли сельскохозяйственными угодьями на севере и востоке региона. Амдо видел множество влиятельных лидеров, включая светских и других. Монастыри, такие как Лабранг, Ребконг, контролировали выбор местных лидеров или старост в районах, находящихся под их контролем. Эти племена состояли из нескольких тысяч кочевников. Между тем, Нгава и Чони были назначены светскими лидерами, некоторые из которых стали королями и даже создали семейные династии. Эта светская форма правления дошла до Мачу.

Мусульманский военачальник Ма Ци вел войну от имени Китайской Республики против монастыря Лабранг и голоков. После того, как в 1918 году возникли этнические беспорядки между мусульманами и тибетцами, Ма Ци победил тибетцев, а затем начал облагать город высокими налогами в течение 8 лет. В 1925 году вспыхнуло тибетское восстание, когда тысячи тибетцев изгнали мусульман. Ма Ци ответил 3000 китайских мусульманских солдат, которые вернули Лабранг и расстреляли тысячи тибетских монахов, когда они пытались бежать. Ма Ци много раз осаждал Лабранг, тибетцы и монголы боролись против его мусульманских сил за контроль над Лабрангом, пока Ма Ци не отказался от него в 1927 году. Его силы были восприняты иностранцами, которые путешествовали через Цинхай, за их боевые способности. Однако это была не последняя встреча Лабранга с генералом Ма. Мусульманские силы снова разграбили и опустошили монастырь.

В 1928 году клика Ма заключила союз с Гоминьданом. В 1930-е годы мусульманский военачальник Ма Буфанг, сын Ма Ци, захватил северо-восточный угол Амдо во имя Чан Кайши. слабое центральное правительство, фактически включившее его в китайскую провинцию Цинхай. С этого момента до 1949 года большая часть остальной части Амдо постепенно ассимилировалась в систему провинций Китая Гоминьдан, при этом большая часть ее номинально становилась частью провинции Цинхай, а меньшая часть - частью Ганьсу провинция. Однако из-за отсутствия китайского административного присутствия в регионе большинство общин сельских районов Амдо и Кхам оставались под властью своих местных тибетских мирян и монашеских лидеров до 1950-х годов. Тибетские области Лхо-Джанг и Гьяронг в Кхаме, а также Нгапа (кит. Аба) и Голок в Амдо, все еще были независимы от китайской гегемонии, несмотря на создание на бумаге провинции Цинхай в 1927 году.

14-й Далай-лама родился в районе Амдо в 1935 году, и когда он был объявлен возможным кандидатом, Ма Буфанг попытался помешать мальчику поехать в Тибет. Он потребовал выкуп в размере 300000 долларов, который был выплачен, а затем он сопровождал мальчика в Тибет.

В мае 1949 года Ма Буфанг был назначен военным губернатором Северо-Западного Китая, что сделало его самым высокопоставленным администратором Амдо регион. Однако к августу 1949 года наступающая Народно-освободительная армия уничтожила армию Ма, хотя остальным силам потребовалось несколько лет, чтобы победить. К 1949 году передовые части Китайской Народно-освободительной армии (НОАК) отняли у националистов большую часть Амдо. К 1952 году основные города региона были полностью под контролем Китайской Народной Республики, хотя многие сельские районы продолжали пользоваться де-факто автономией еще несколько лет.

В В 1958 году китайские коммунисты установили официальный контроль над тибетскими регионами Кхам и Амдо. Многие кочевники Амдо восстали. Сообщалось, что в некоторых районах практически не было мужчин: они были либо убиты, либо заключены в тюрьму, либо бежали. Самый большой монастырь в Амдо был вынужден закрыть. Из трех тысяч монахов две тысячи были арестованы.

В июле 1958 года, когда революционный пыл Большого скачка охватил Китайскую Народную Республику, графство Зеку в районе Амдо культурного Тибета вспыхнуло насилием против усилия коммунистической партии Китая по быстрой коллективизации пастбищных общин пастбищ. Восстание также всколыхнуло регион в начале 1950-х годов, когда «Освобождение» впервые обосновалось на северо-востоке Тибетского плато. Непосредственные последствия каждого беспорядка как для тибетских элит Амдо и простых людей, так и для ханьских кадров в их среде проливают свет на раннюю борьбу КНР за национальное строительство и государственное строительство в районах проживания меньшинств и влияние этого решающего переходного периода на отношения между ними. Десятилетиями позже хань и тибетец в Амдо.

В преддверии Олимпийских игр в Пекине в 2008 году вспыхнули протесты в Амдо, среди других мест. Некоторые были жестокими; однако большинство из них были мирными.

Монастыри
Панорамный вид на Монастырь Кумбум в Амдо Монастырь Лабранг в Амдо

Амдо традиционно был местом великих ученых и стипендии и содержит много великих монастырей, включая монастырь Кумбум около Синин, монастырь Ронгво в Ребгонг, монастырь Лабранг к югу от Ланьчжоу, и Кирти Гомпас в Тибете Нгава и автономной префектуры Цян и Такцанг Лхамо в уезде Дзоге.

Традиционное скотоводческое хозяйство

Традиционный образ жизни и экономика тибетцев Амдо сосредоточены на сельском хозяйстве. В зависимости от региона и среды обитания тибетцев Амдо они либо кочевники (Дрог па), либо фермеры (Шэн па). Экономика Амдо была постоянной на протяжении всей истории и мало изменилась в наше время. Типичная семья имеет два дома или базы: один для того, чтобы летом переезжать в горы со своими животными для лучшего выпаса, а другой - в долинах, где они переживают суровые зимы и выращивают корм для своего скота на небольших сельскохозяйственных полях. Семьи из некоторых деревень могут совершать более короткий сезонный переход, поскольку их пастбище может быть поблизости, и они могут даже перемещаться между домами каждый день.

Местное самоуправление

После 1949 года китайские коммунисты унаследовали и приняла более раннюю республиканскую систему графств, и основные механизмы местного самоуправления в Амдо мало изменились до настоящего времени. С приходом коммунистических администраторов в Амдо в 1950-х годах, ряд более крупных тибетских автономных округов был создан на вершине существующей системы уездов в тех местах, где тибетцы составляли большинство населения. Это развитие соответствовало политике в отношении национальных меньшинств, изложенной в новой конституции КНР.

Примечания
Источники

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
  • Дхондуп, Янгдон; Димбергер, Хильдегард (2002). «Введение: монголы и тибетцы». Внутренняя Азия. 4 (2): 171–180. doi : 10.1163 / 146481702793647452. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Голдштейн, Мелвин К. (2007). История Современный Тибет. 2: Затишье перед бурей, 1951-1955. Беркли, Калифорния: University of California Press. ISBN 978-0-520-24941-7.
  • Gruschke, Андреас (2001). Культурные памятники внешних провинций Тибета: Амдо. Бангкок: White Lotus Press. ISBN 978-9747534597.
  • Колмас, Йозеф (1967). "Тибет и Императорский Китай : Обзор китайско-тибетских отношений до конца маньчжурской династии в 1912 г. ". Периодическая статья. Канберра, Австралия: Австралийский национальный университет, Центр востоковедения (7).
  • Макс Ойдтманн, Цинская колониальная правовая культура в Амдо, Тибет (первоначальное название: Документ из архива Сюньхуа, Международное общество китайского права и истории - 中國 法律 与 歷史 國際 學會, vol. 1, No. 1, Ноябрь 2014 г.)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 17:01:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте