Религия в Коста-Рике

редактировать

Религия в Коста-Рике (CIEP 2018)

Католицизм (52%) Протестантизм (25%) Неаффилированные (17%) Другие религии (3%) Нет ответа (3%) Базилика Лос-Анджелес, Картаго, Коста-Рика.

Христианство - самая крупная религия в Коста-Рике, с наибольшим количеством приверженцев католиков. Римский католицизм является государственной религией, но на практике правительство обычно поддерживает религиозную свободу людей.

Исследование Latinobarómetro в 2017 году показало, что 57% населения идентифицируют себя как католики, 25% - протестанты, 15% сообщают что у них нет религии, а 3% заявляют, что они принадлежат к другой религии. По данным исследования, проведенного в марте 2018 года Центром расследований и политических исследований Университета Коста-Рики , 52% тико были католиками (72,8% в 2013 году), 22% протестантами (14,8% в 2013 году), 3,0 % других религий (3,6% в 2013 г.) и 17% не имели религиозной принадлежности (8,4% в 2013 г.).

Содержание

  • 1 Установленная религия
  • 2 Демографические данные
    • 2.1 Социальные и политические позиции
  • 3 История
  • 4 Религиозное присутствие
    • 4.1 Христианство
    • 4.2 Нерелигиозное
    • 4.3 Буддизм
    • 4.4 Иудаизм
    • 4.5 Ислам
    • 4.6 Индуизм
    • 4.7 Неоязычество
    • 4.8 Другое
  • 5 Свобода религии
  • 6 См. Также
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 Ссылки

Установленная религия

Римский католицизм является официальной государственной религией и имеет право на государственную поддержку в соответствии с Конституцией 1949 года, которая в то же время гарантирует свободу вероисповедания. Это единственное государство в Америке с государственной религией и одна из немногих западных стран, которые установили католицизм в качестве своей государственной религии; другие такие страны являются микрогосударствами в Европе: Лихтенштейн, Монако, Ватикан и Мальта.

Конституция также запрещает в своей 28 статье использование религиозных чувств в избирательных целях, запрет также предусмотрен Избирательным кодексом. Теоретически религиозные партии запрещены с 1889 (именно как способ запретить тогда одобренную церковью Партия католического союза ), однако на практике евангелистская партии действительно существуют, и их база в основном извлекается из неопятидесятнического сообщества и направляется на него. Высший избирательный суд постановил, что их существование разрешено до тех пор, пока они не используют религию напрямую в своей пропаганде (что запрещает Конституция), однако это положение не всегда выполнялось, и TSE санкционировать определенные кампании за использование в них религии.

Конституция также ограничивает возможность избрания членов духовенства, поскольку некоторые из требований должны быть президентом, Вице-президент, министр или юстиция должен быть непрофессионалом. Недавние постановления Конституционного суда установили, что, поскольку только католическая церковь является официальной, а другие религии не регулируются ни им, ни законом, этот запрет распространяется только на католических священников, то есть духовенства других религий, таких как протестантские пасторы, Теоретически кандидатами на эти должности могут быть православные священники, раввины, буддийские монахи и т. Д.

В Коста-Рике нет закона, регулирующего деятельность религиозных организаций. Избирательный кодекс усиливает конституционный запрет на использование религиозной пропаганды, а Трудовой кодекс устанавливает право некатоликов на замену своих религиозных праздников одним из национальных праздников и / или отпуском, который работодатель должен соответствовать. Однако нет специального законодательства, регулирующего религии. Закон об ассоциациях устанавливает существование "религиозных объединений" и регистрации некоторых религий как таковых, но этот статус не имеет заметных отличий от любых других форм объединений, и многие религии также предпочитают регистр "культурных объединений".

Регистрация в качестве религии не влечет за собой никакой особой ответственности или каких-либо юридических преимуществ и не является обязательной для частной или общественной практики, если не нарушаются другие законы. Только католическая церковь может быть освобождена от налогов, только католическая церковь может получать государственные средства и переводы собственности, и только ее браки являются законными без необходимости в адвокате. Большинство религий регистрируются как ассоциации (культурные или религиозные), чтобы иметь законное право нанимать личное или собственное имущество, однако это не обязательно, и небольшие религиозные группы, такие как небольшие неоязыческие шабаши или новые религиозные движения вообще не регистрируются, и им разрешено практиковать, если они не нарушают общественный порядок или общее законодательство.

В настоящее время законопроект одобрен евангелическими партиями в Законодательном собрании Коста-Рики. «Закон о свободе вероисповедания и культа» обсуждается в одном из комитетов. Законопроект предполагает регулирование религий и предоставление некатолическим церквям (за исключением нехристианских религий) определенных прав и привилегий, которыми пользуется католическая церковь, включая заключение законных браков и получение государственных средств. Однако законопроект вызывает возражения как со стороны католической церкви, так и со стороны более светского и нерелигиозного населения, хотя по разным причинам Епископальная конференция опасается, что он затронет католическую церковь, в то время как секуляристы выступают за абсолютное светское государство без официальной религии. Законопроект также подвергался критике за исключение нехристианских религий и за то, что он был разработан специально для евангелических церквей.

Демография

Согласно статистическим исследованиям, проведенным Университетом Коста-Рики. среди лиц старше 55 лет католицизм более заметен: 65% этого населения считают себя католиками, за ними следуют 19% евангелистов и только 7% не исповедуют религию, среди взрослых от 34 до 54 лет католицизм падает до 53%, в то время как Протестантизм возрастает до 24%, а нерелигиозность до 14%, и, наконец, среди молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет количество нерелигиозных более заметно, составляя 27% и даже превосходя евангелистов. которые переходят к 22%, а католики сокращаются до 42%.

По полу католики равны между мужчинами и женщинами на 52%, 26% женщин являются евангелистами по сравнению с 19% мужчин и наоборот. 19% мужчин покинули религию перед 14% женщин.

Согласно исследованиям, 54% населения оставались верными. полное начальное образование католики, 26% протестанты и 11% не вероисповедания, 44% лиц с полным средним образованием католики, за ними следуют 23% евангелистов и 21% атеистов / агностиков. Из тех, кто учится в университете, 59% католики, 22% агностики / атеисты и только 12% евангелисты, поэтому, хотя католики составляют большинство среди всех ученых степеней, евангелистов больше среди тех, кто имеет базовое образование, а нерелигиозных - среди тех, кто имеет высшее образование. образование.

Социальные и политические позиции

Исследование 2013-2014 гг. с использованием фокус-групп, разделенное на шесть этапов; Практикующие католики, непрактикующие католики, нерелигиозные, исторические протестанты, неопятидесятники и «другие» (в том числе представители ислам, вера бахаи, три ветви буддизма - тибетского, дзен и ничирэн -, даосизм, Брахма Кумарис и Нью Эйдж ) показали различную позицию по моральным, политическим и социальным вопросам.

Практикующие католики, исторические протестанты и неопятидесятники выступали против аборта почти во всех обстоятельствах, даже в случаях опасности для жизни матери (хотя протестанты принимали это в таких крайних обстоятельствах с медицинским диагнозом и после молитвы), в то время как не практикующие католики и другие были более открыты к различным формам абортов, в том числе по терапевтическим причинам, беременности в результате изнасилования (особенно в случаях с участием несовершеннолетних) и отсутствием возможности внематочной жизни. Только нерелигиозные в основном выступали за бесплатные аборты по просьбе женщин.

Практикующие католики и два типа протестантов были гораздо более морально и сексуально консервативными, не одобряя секс вне брака и развод. Протестанты принимали разведенных, но не позволяли им занимать высокие должности в своих церквях, в то время как католики считали разведенные пары «парами при особых обстоятельствах». Не практикующие католики, нерелигиозные и другие лица выражают полное согласие с разведенными. Практикующие католики были единственной группой, которая выступала против любых неприродных противозачаточных. Практикующие католики, протестанты и евангелисты подвергли сомнению программы полового воспитания Министерства образования, опасаясь, что им не хватает духовного содержания, и выразили поддержку обучению только воздержанию, все другие группы поддержали программы Министерства образования по половому воспитанию.

Как практикующие католики, так и протестанты (как исторические, так и неопятидесятники) считают гомосексуализм грехом и продуктом проблемы психического здоровья, которую можно вылечить, в то время как нерелигиозные, непрактикующие католики и другие более поддерживали ЛГБТИ. - права, противодействуют дискриминации и в большинстве своем считают это естественным условием.

Все группы, за исключением нерелигиозных, заявили, что моральные ценности кандидата важны для их поддержки во время выборов.

И, наконец, практикующие католики, исторические протестанты и неопятидесятники выступали против лаицизма и реформирования Конституции, чтобы стать светским государством, поддерживая католическую церковь государственной религией. Несмотря на то, что неопятидесятники не являются частью государственной религии, они рассматривали конфессионализм как защиту от лаицизма, который они считают предшествующим шагом перед государственным атеизмом. Исторические протестанты менее опасались лаицизма, но предпочитали официальную религию, однако они заявляли, что христианство должно быть государственной религией, а не католицизм. Не практикующие католики, нерелигиозные люди и все религиозные меньшинства выражают поддержку светскому государству.

История

Священные Каменные сферы Коста-Рики

Доколумбовые времена религии на территории современной Коста-Рики были в основном анимистическими, политеистическими и шаманскими. Шаманы играют важную культурную, общественную и политическую роль помимо религиозной. Главным божеством брибри и народа чоротега является Сибо (бог-создатель и культурный герой ), и как анимистические религии они верят природные духи и элементалы наряду с широким пантеоном богов. Шаманы и целители выбираются в соответствии с кастовой системой Брибри и происходят из одних и тех же семейств.

Никоянцы поклоняются троице, заключенной в боге-творце Типотани, боге солнца Нембитии и богине Луны. Нингвитамали, однако позднее северное влияние в основном со стороны Мексики сделало популярными ацтекских божеств и практику каннибалистических человеческих жертвоприношений.

Некоторые животные, такие как летучая мышь, ара, ягуар, крокодил и змей считались священными.

В колониальные времена католическая церковь в Коста-Рике не имела такой силы и влияния, как в других частях Испании Империя, поскольку Коста-Рика была одной из беднейших и более сельских провинций, далеко от своей местной столицы, поэтому католическая иерархия не проявляла к ней особого интереса. Это могло сформировать политические и культурные аспекты Коста-Рики, которые могут объяснить такие феномены, как либеральная гегемония и отсутствие консервативно-либеральных войн, что редко встречается в Латинской Америке.

После независимости Центральной Америки Коста-Рика временно сохранила в силе Испанскую империю Конституцию Кадиса, сохранив свои статьи о религии без изменений. Первая конституция Коста-Рики, Пакт согласия, установила католическую религию как религию, которая «есть и всегда будет» на этой земле, и запретила любую другую религию, за исключением иностранцев, прибывших туда для транзита. или коммерции, и которые могут свободно исповедовать свою религию, если они не обращаются в веру.

Основополагающий закон 1825 года Государства Коста-Рика как части Федеративной Республики Центральной Америки также установил статус государственной религии католицизма, но прямо не запретил остальные. Это также было установлено как таковое в Федеральной конституции, однако в 1835 году она была реформирована на федеральном уровне, предоставив свободу религии и сделав Центральноамериканскую Федерацию светским государством.

После выхода из Федеративной Республики и установления своей собственной диктатуры Браулио Каррильо подписывает Указ об основах и гарантиях, который действует как де-факто конституция и не упоминает религию. В следующей Конституции 1844 года после того, как гондурасский генерал Франсиско Морасан захватил страну и низложил Каррильо, католическая церковь объявлена ​​государственной религией, при этом предоставляя религиозную свободу, статус сохранен во всех следующих конституциях.

Однако религиозный ландшафт Коста-Рики был очень однообразным. Многие коста-риканские поселенцы были новообращенными или крипто-еврейскими евреями-сефардами, спасавшимися от инквизиции и изгнания Испании, а некоторые хранили свою практику в секрете. Однако, помимо тайных сефардов, некоторых вольнодумцев либеральной элиты и местных религий, проживавших в некоторых изолированных горных и джунглях, таких как Таламанка, большинство костариканцев были католиками.

Основание масонства в Коста-Рике. в 1865 году и развитие либеральных идей, которые переросли в так называемое либеральное государство, управляемое либеральными группами, такими как Олимп, начали вызывать столкновения с католической церковью. Меры секуляризации, такие как изгнание иезуитов и епископа Бернарда Тиля, секуляризация образования и кладбищ, закрытие церковного университета Санто-Томас, отмена религиозных орденов, легализация развода и гражданского брака и т. д., почти вызвали гражданскую войну с католической церковью, однако этого удалось избежать благодаря избранию Хосе Хоакина Родригеса Зеледона и отмечается как День демократии Коста-Рики. Первое Теософское общество в Коста-Рике было основано в 1902 году художником Томасом Поведано, завоевав популярность среди интеллектуальной элиты и завоевав значительный престиж. Президент Хулио Акоста был теософом.

В конце 19 - начале 20 века религиозное разнообразие увеличивалось за счет последовательных миграционных волн польских евреев, маронитов ливанцев, Китайцы буддисты и англиканцы ямайцы. Миграция американских,, немецких, швейцарских и британских поселенцев привела к появлению больших лютеранских общин.

В начале 20-го века страна была официально закрыта для иммиграции небелых в соответствии с президентским указом президента. Ascensión Esquivel Ibarra 1903 г. запретил иммиграцию из азиатов, негров, цыган, арабов и Турки. Этот запрет был снят, и последовательные миграции мусульманского, индуистского и буддийского населения увеличили религиозное разнообразие Коста-Рики. Польские евреи, почти все ашкенази, присоединились к уже существующей общине сефарадимов, но обе общины держались отдельно и, за некоторым исключением, не смешивались. Польские евреи пострадали от антисемитских и ксенофобских кампаний, особенно в прессе во время их первых миграционных волн, особенно от рук известных президентов-антисемитов, таких как Отилио Улате. Бланко (который клеветал на евреев в своей газете) и Леон Кортес Кастро, симпатизировавший нацизму и фашизму и даже назвавший Макса Эффингера лидером Нацистская партия Коста-Рики в качестве директора по миграции.

Нарушение статус-кво до того монолитного Либерального государства началось с возрождения первых левых - организация рабочих, многие из которых вдохновлены католическим социальным учением. Первая левая партия Коста-Рики, Реформистская партия, была основана священником Хорхе Волио. Первый профсоюз Коста-Рики Конфедерация рабочих Коста-Рики также был католическим, и христианские социалистические идеи повлияли на будущего президента Рафаэля Анхеля Кальдерона Гуардия когда он изучал медицину в Бельгии. Кальдерон в союзе с католической церковью (что включало отмену многих светских законов, включая разрешение на создание частных религиозных школ) и Коммунистическая партия Коста-Рики возглавили социальную реформу, известную как Социальная Гарантии и новое Государство реформ.

Администрация Calderón Guardia в 1940 году была более дружелюбна к евреям, особенно после объявления войны державами оси, тем не менее, это также включало преследование Немцы, итальянцы и японцы в Коста-Рике, которые массово превращаются в анти- кальдеронистскую оппозицию. Преемник Кальдерона Теодоро Пикадо Михальски (1944–1948) взял обратно большую часть антисемитского законодательства и был дружелюбен по отношению к еврейской общине, особенно потому, что он был сыном польского иммигранта. После гражданской войны 1948 года с победой сторонников Улата Бланко, синагога Сан-Хосе подверглась нападению, так как евреи считались сторонниками Кальдерона, однако каудильо войны Хосе Фигерес Феррер (сам агностик) пообещал не терпеть никаких антиеврейских акций. Во время правления Фигераса расовая сегрегация, которая коснулась чернокожих и азиатов, которые не могли голосовать, иметь определенную работу или покидать определенные районы, была отменена, среди прочего, благодаря «Закону о кёрлинге», названном в честь его автор, а также первый чернокожий костариканец Алекс Керлинг.

Религиозное разнообразие Коста-Рики также расширилось в конце 20-го и начале 21-го века с появлением альтернативных и новых религиозных движений, включая Харе Кришна, тибетский буддизм, бахаи, викка, нео-друидизм и Асатру верований. В начале 21 века первые группы люциферианцев появились в стране, проводя общественные мероприятия и конференции, включая Великую Церковь Люцифера.

Всеобщие выборы в Коста-Рике в 2018 г. впервые с 1889 года включил тему религии в президентскую кампанию. После постановления Межамериканского суда по правам человека, предписывающего легализовать однополые браки в Коста-Рике, кандидат нео-пятидесятников Фабрицио Альварадо (который призвал к неповиновению постановлению) впервые стал лидером в опросах для некатолического кандидата, как реакция консервативных избирателей на постановление, вызвав у в то же время прогрессивные и либеральные избиратели поддержали молодого умеренного католика Карлоса Альварадо Кесада, который поддерживал однополые браки, отделение церкви от государства и другие меры секуляризации. Среди других спорных тем, таких как «гендерная идеология », аборт и даже антикатолические заявления пастора и наставника Фабрицио Альварадо, выборы были выиграны в второй раунд Карлоса Альварадо. Выборы часто описывались как «религиозный шок».

Религиозное присутствие

Христианство

Методистская церковь в Алахуэле.

Хотя католическая церковь по-прежнему является крупнейшим церковным объединением, Протестанты растут и в 2017 году составляют 15% населения. Большинство протестантов - пятидесятники с меньшим количеством лютеран и баптистов. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) утверждает более 51 000 членов и имеет храм в Сан-Хосе, который служит региональным центром поклонения для Коста-Рики, Панамы, Никарагуа и Гондураса.

Квакеры избегают принудительного призыва из Корейская война основала колонию в Монтеверде в 1950 году, амиши основали общину в Сан-Карлос в 1968 году и первую лютеранскую церковь была основана в 1965 году. Англиканство было принесено как британцами, так и черными ямайцами, и у него есть около 12000 последователей, в основном в провинции Лимон, однако его место занимает Церковь Доброго Пастыря в Сане. Хосе. Существует также Русская Православная Церковь под руководством православного священника Георгия Капланова, расположенная в кантоне Васкес-де-Коронадо для небольшой православной общины, работающей не только для русской общины но также и для других православных, включая греков и румын.

Хотя они составляют менее 1 процента населения, Свидетели Иеговы широко представлены на Карибском побережье. Адвентисты седьмого дня управляют университетом, который привлекает студентов со всего Карибского бассейна. Церковь Объединения имеет свою континентальную штаб-квартиру для Латинской Америки в Сан-Хосе.

Нерелигиозные

Люди без религиозной принадлежности также значительно выросли в коста-риканском обществе; в 2011 году люди, объявившие себя атеистами, агностиками или «без религии », составляли около 13% от общей численности населения, 2% и 11% соответственно. В 2017 году это число выросло примерно до 18% плюс 2% «незадекларированных». Исследование Школы математики Университета Коста-Рики показало, что в 1988 г. только 3,5% костариканцев не имели аффилированности (включая атеистов и агностиков), однако с тех пор эта цифра медленно, но неуклонно росла.. Одной из ее организаций является Коста-риканская ассоциация светских гуманистов, которая в 2009 году подала иск в Верховный избирательный трибунал за политическую агрессивность тогдашнего архиепископа Хосе Франсиско Уллоа за его проповедь в сентябре 2009 года, в которой содержался призыв не делать этого. голосуют за кандидатов, которые «отрицают Бога и защищают принципы, идущие против жизни, против брака и против семьи», что Суд в мае 2010 года вынес решение в пользу истцов, установивших, что епископ нарушил статью 28 Конституции, предписывающую ему воздерживаются по избирательным вопросам. В Коста-Рике также существуют организованные группы пастафарианцев.

Буддизм

Буддизм - самая крупная нехристианская религия, насчитывающая около 100 000 членов, в основном среди азиатского сообщества, но с некоторыми новообращенными.

Буддизм впервые проник в страну благодаря Теософскому обществу, распространяющему буддийские идеи среди интеллектуальной элиты. Китайский буддизм был принесен в страну китайскими мигрантами наряду с китайской народной религией. Многие из них обратились в католицизм, но есть сообщения о буддийских практиках в китайской общине в начале 20 века.

Первой основной буддийской организацией был Дом дзен в Коста-Рике, основанный в дзен-буддизме и финансируется правительством Японии в 1974 году. Расположен в Санто-Доминго-де-Эредиа. Тибетский буддизм впервые был внедрен Тибетско-коста-риканским культурным центром, основанным вскоре после первый визит Далай-ламы в 1989 году. Центр был первоначально из линии передачи гелуг, однако со временем тибетский буддизм (самая популярная ветвь буддизма среди костариканцев неазиатского происхождения) распространилось на все школы, и в настоящее время все четыре традиционных тибетских школы и бон имеют центры в стране. Есть также центры Тхеравада, Шао Линь и Сока Гаккай.

Иудаизм

Там также приблизительно 3000 человек исповедуют иудейскую веру. Еврейский народ вносит важный культурный и социальный вклад, и многие министры, депутаты и три вице-президента были евреями.

Большинство коста-риканских евреев ортодоксы, сионистский израильский центр расположен в город Сан-Хосе в качестве их главной синагоги под председательством главного раввина Коста-Рики Гершона Милецки, синагоги Бней-Исраэль реформистского иудаизма, расположенной около Ла Сабана, Сан-Хосе во главе с раввинами Рами Паволоцки и Даниэлем Сзустером (супружеская пара) руководит реформаторским сообществом, есть также Институт холистических исследований Кешета, связанный с Фондом «Трость для ходьбы», возглавляемый раввинами Гершоном Винклер и Мириам Марон, и ультраправославной синагоги Хабад-Любавич, которой руководит раввин Герш Спальцер. В общине также есть музей, домик Бнай Брит и частная школа, Институт Джейма Вейцмана.

Ислам

Мечеть Омара в Коста-Рике

Число мусульман Коста-Рики составляет около 1500 человек, в основном мусульман-суннитов, и около 100 являются новообращенными. В Коста-Рике есть три мечети; мечеть Омара, расположенная в кантоне Гойкоэчеа, которая также действует как мусульманский культурный центр, основанный в 2002 году, мечеть Света и веры, расположенная в центре Сан-Хосе, недалеко от Центрального рынка (также суннитского), и Сахар исламского Центр в Ла-Сабане, который действует как шиитская мечеть (ранее шииты собирались в частном доме или помогали суннитской мечети). У мусульман-ахмадийцев также есть центр в Коста-Рике. Мусульманский культурный центр возглавляет уроженец Палестины медик Абдул Саса, а его шейх - уроженец Египта Омар Абдель Азиз.

Индуизм

Хотя есть ортодоксальные индуисты среди индийских и юго-восточноазиатских сообществ мигрантов, включая индуистский храм в Монтеверде большинство костариканцев (особенно новообращенные) принадлежат к движению Харе Кришна. В Коста-Рике есть три центра Харе Кришна: Нуэва Голока Вриндаван, расположенный на ферме Картаго, основанной в 1986 году и отделенной от ИСККОН, центра ИСККОН в Сан Хосе и центр Гаудия Матх также в Сан-Хосе.

Первое сообщество, созданное преданными ИСККОН, было основано в Картаго в 1986 году; однако внутренние столкновения, которые даже были освещены в СМИ, привели к тому, что группа раскололась, и связанная с ИСККОН фракция основала новый храм в Сан-Хосе. Группа Гаудия Матха никогда не имела отношений с ИСККОН и арендует первый этаж здания Теософского общества. Есть также храм Брахмы Кумариса и движение Сатья Саи Бабы центры.

Неоязычество

Число неоязычников насчитывает около 2000 человек. Неоязыческие группы организовали несколько ежегодных фестивалей и культурных мероприятий. Самые популярные традиции - Викка и Асатру.

Другое

Другие религиозные общины в стране включают: бахаи, джайны, люциферианцы, растафарии, сикхи, даосы и тенрикё. Церковь Саентологии также присутствует в Коста-Рике.

Хотя нет общей корреляции между религией и этнической принадлежностью, коренные жители с большей вероятностью будут практиковать анимизм, чем другие религии.

Свобода религии

Статья 75 Конституции Коста-Рики гласит, что «католическая, апостольская и римская религии являются официальной религией Республики». Эта же статья предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом уважает это право на практике.

Религиозные группы, состоящие не менее чем из десяти членов, могут регистрироваться в правительстве, чтобы иметь возможность поднимать денежные средства и собственное имущество. Отсутствие регистрации не предусматривает наказания, кроме отсутствия доступа к этим привилегиям.

Религиозные брачные церемонии, кроме тех, которые проводятся католической церковью, не признаются государством. Пары, заключившие брак посредством таких церемоний, также должны получить гражданский союз у государственного нотариуса, чтобы их брак был юридически признан.

Правительство финансирует частные религиозные школы независимо от религии.

См. Также

Внешние ссылки

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 12:23:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте