Палеолитическая религия

редактировать
Изображение полуживотного-получеловека на пещерной картине эпохи палеолита в Дордони, Франция.

Палеолитические религии - это набор духовных верований, которые, как считается, появились в период палеолита. Палеоантропологи Андре Леруа-Гурхан и Аннетт Михельсон считают, что религиозное поведение возникло в верхнем палеолите, самое позднее 30 000 лет назад, но поведенческие модели, такие как погребальные обряды, которые можно было бы охарактеризовать как религиозные - или унаследованные от религиозного поведения, - уходят в прошлое. Средний палеолит, начавшийся 300 000 лет назад, совпал с первым появлением Homo neanderthalensis и, возможно, Homo naledi.

Религиозное поведение - одна из отличительных черт поведенческой современности. Существует несколько теорий относительно того момента, когда возникла эта современность. Одна из теорий связывает эти нововведения с культурной революцией среди ранних современных людей, которая совпала с их прибытием в Европу 40 000 лет назад. В одном из вариантов этой модели поведенческая современность возникает постепенно, начиная со среднего каменного века. Согласно третьей теории, характеристики, определяющие современное поведение, не уникальны для homo sapiens, но возникли в течение длительного периода времени среди разных человеческих типов, включая неандертальцев. Было даже высказано предположение, что homo erectus имел некоторую форму языка и символизма.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 нижний палеолит
    • 1.1 Культ черепа
    • 1.2 Использование пигмента
  • 2 Средний палеолит
    • 2.1 Использование пигмента
    • 2.2 Захоронения
    • 2.3 Ритуальный каннибализм
    • 2.4 Культ черепа
    • 2.5 Культ медведя
  • 3 Верхний палеолит
    • 3.1 Наскальное искусство
    • 3.2 Портативное искусство
    • 3.3 Захоронения и использование пигментов
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки

Нижний палеолит

Культ черепа

Череп пекинского человека

Самые старые из известных ритуалов относятся к человеку из Пекина, найденному в Чжоукоудяне. Первоначальные исследователи считали, что это самая старая зарегистрированная жертва ритуального убийства в мире. Одной из гипотез травм черепа было изъятие мозга для потребления, ранняя форма культа черепа. Действия, связанные с вторичным захоронением, также могут объяснить травмы. В таком случае тело оставили бы гнить в защищенном месте за пределами пещеры, после чего череп удалили бы, очистили и отнесли в пещеру. Подобные ритуалы были обнаружены у туземцев Сулавеси до принятия ими ислама. Все теории, связанные с пекинским человеком, остаются лишь предположениями, поскольку дальнейшие исследования невозможны из-за потери останков во время Второй мировой войны.

Возможное ритуальное поведение было также отмечено на черепе Бодо, найденном в Бодо Д'ар, в долине реки Аваш в Эфиопии, и датированном 600 000 лет назад. Его анатомия предполагает гоминида с характеристиками как homo heidelbergensis, так и homo erectus. Череп показывает свидетельство посмертной царапины, вызванное defleshing с каменными орудиями.

Использование пигмента

Красная охра была обнаружена на участках, связанных с человеком прямоходящим, однако находки редки, и никаких свидетельств их применения не обнаружено. Исключением является Венера Тан-Тана, датированная 300 000 лет назад, на которой есть следы красного пигмента, предполагающие символическую ценность, а также следы человеческих модификаций. Чуть моложе Венера Берехат Рам, датированная 270 000 лет назад, которая также имеет следы модификации каменными орудиями.

Средний палеолит

Использование пигмента

Вырезы на фрагменте красной охры из Бломбоса

По словам Андре Леруа-Гурана, использование пигмента свидетельствует о духовном поведении, поскольку его использование не служит материальной цели. Большое количество пигментов было обнаружено как в стоянках у неандертальцев, так и у людей раннего нового времени. Особенно интересен нарисованный коренной зуб мамонта из Таты, Венгрия, связанный с неандертальцами. Основная сторона коренного зуба мамонта была окрашена в красный цвет охры, а на обратной стороне видны тяжелые следы использования. В пещере Бломбос были найдены два фрагмента охры с выгравированными геометрическими узорами.

Захоронения

Могилы являются ярчайшим признаком духовного поведения, поскольку они показывают разграничение между миром живых и миром мертвых. Чаще всего археологи будут стремиться найти какую-либо форму погребального инвентаря, использования пигментов или других форм символического поведения, чтобы отличить их от захоронений, мотивированных другими причинами, такими как гигиена. Примерами таких захоронений являются Ла Шапель-о-Святые 1, Ле Регурду, Шанидар 4 и Тешик-Таш 1, а также другие.

Ритуальный каннибализм

Поедание мяса умерших для того, чтобы унаследовать их качества или почтить их, является практикой, которая была отмечена во многих современных обществах, таких как народ Варио, и свидетельства этого также можно найти в среднем палеолите.

Для крапинских неандертальцев был предложен ритуальный каннибализм, основанный на трех факторах: смешение останков животных и человеческих скелетов, перелом длинных костей (для доступа к костному мозгу ) и тот факт, что ни один череп не был найден ни в одном из неандертальцев. сломанное состояние. Несмотря на противоречивость, идея возможного каннибализма была поддержана рядом последующих ученых, таких как Мирко Малез, Х. Ульрих и К. Томич Карлович. Каннибализм неандертальцев также был отмечен в пещере Виндия, Мула-Герси и, возможно, в Комб-Гренале и Хортусе.

Ритуальный каннибализм был отмечен среди первых современных людей пещер реки Класиес, которые поедали других людей современного анатомического типа. Доказательства этого были также обнаружены на территории Ле-Руа, где люди раннего современного периода употребляли в пищу плоть неандертальцев.

Культ черепа

Идея культа черепа среди доисторических людей была популярна на протяжении всего 20 века, однако последующие исследования и повторный анализ опровергли большинство таких теорий.

Лобная кость черепа Krapina 3 имеет 35 разрезов, которые нельзя объяснить каннибализмом, но могут быть результатом естественных процессов. В пещере Виндия были обнаружены только фрагменты черепа и нижней челюсти, что Мирко Малез интерпретировал как целенаправленный отбор. Видимые на них порезы и надрезы могут быть следствием снятия дефлески.

Культ медведя

Смотрите также: поклонение медведю § культ палеолита

Многочисленные черепа пещерного медведя были найдены вместе с доказательствами проживания людей в пещерах среднего палеолита, что заставляет ученых предполагать существование культа медведя. Кости чаще всего принадлежали пещерным медведям, реже бурым медведям. Черепа помещали в нишу пещеры или другое видное место, предположительно для поклонения. Помимо человеческой деятельности, это положение также можно объяснить деятельностью животных или естественными процессами.

Верхний палеолит

Верхний палеолит начался около 40 000 лет назад в Европе и несколько раньше в Африке и Леванте. Использование пигмента и практика погребения распространяются на этот период, с добавлением наскального искусства и портативного искусства. Верхний палеолит - это доисторический период, в течение которого полностью развито символическое и современное поведение.

Пещерное искусство

Согласно Ричарду Кляйну, искусство и захоронение верхнего палеолита является первым ясным и неоспоримым доказательством идеологической системы. Искусство можно разделить на два типа: наскальное искусство, такое как картины, гравюры и рельефы на каменных стенах, и портативное искусство.

Лошади найдены в пещере Шове

Хотя первые свидетельства этого были обнаружены в Европе, самое раннее наскальное искусство было создано в Австралии и Юго-Восточной Азии. Самое древнее наскальное искусство, обнаруженное на сегодняшний день, с острова Сулавеси в Индонезии датируется 45 500 г. до н.э., на нем изображены бородавчатая свинья и следы рук. Известные примеры наскального искусства включают самые старые изобразительные изображения в Европе, найденные в пещерах Шове, Ромуальде и Фумане, а самые известные образцы находятся в пещерах Альтамира и Ласко. Наскальное искусство не ограничивается Европой, примеры его можно найти также в Австралии и Азии. Существует и некрашеное искусство, например, Венера Лаусельская, высеченная в стене из известняка.

Идея искусства ради искусства, которой придерживались некоторые археологи в прошлом, сегодня в значительной степени отказалась. Другим объяснением был тотемизм, от которого позже отказались. Если бы животные были тотемами, их бы не изображали ранеными. Более того, нет скоплений животных вокруг каких-либо конкретных изображений, как если бы они были тотемами. Возможно, это искусство было частью ритуала для увеличения успеха на охоте. С помощью изображений этих животных доисторический человек попытался бы получить над ними власть. Другое объяснение состоит в том, что магия могла быть направлена ​​на увеличение числа изображенных животных, которые были жизненно важны для выживания людей верхнего палеолита.

Андре Леруа-Гурхан видел в этих изображениях отражение естественного и сверхъестественного порядка мира через сексуальную символику. Некоторые животные (например, бизоны) были связаны с женскими ценностями, а другие - с мужскими ценностями (например, лошадь). Эти интерпретации основаны на субъективных интерпретациях современного человека, которые не обязательно отражают мировоззрение доисторических народов.

Колдун из Труа-Фрера

Шаманизм - еще одно популярное объяснение. Пещеры как таковые представляют собой входы в духовный мир, в котором можно общаться с духовными существами. Многие животные, изображенные на наскальных рисунках, изображены не как добытые, а как часть охотничьей магии. Их изображения должны были дать шаману их силу и черты, чтобы помочь ему во время его галлюцинаций, когда он будет общаться со сверхъестественными силами. Полуживотные-получеловеческие изображения, такие как, например, колдун из Труа-Фрера, представляют Повелителя животных. Изображения женщин в наскальном искусстве предполагают их участие в этих ритуалах, возможно, посредством танцев в сопровождении музыки.

Портативное искусство

Козловский считал резные фигурки животных связанными с магией охоты, направленной на увеличение успеха. Особенно интересны фигурки Венеры. Это женские фигурки с подчеркнутыми формами, обнаженные или частично одетые, с ожерельями, браслетами или татуировками и без лица. Они присутствуют от Пиренеев до реки Дон. Такое широкое географическое распространение предполагает существование надрегиональной общей идеологической системы.

Они могли представлять богинь плодородия, связанных с дарением и защитой жизни, а также со смертью и возрождением. В непристойных объяснениях эти фигурки рассматриваются как порнография, автопортреты или изображения важных женщин племени. Возможно, они символизировали надежду на процветающее и хорошо питаемое сообщество.

Фигурка Löwenmensch является Sculture из человека с головой льва от 35000 - 40000 лет. Возможно, он представлял собой божество.

Захоронения и использование пигмента

Судя по найденному у усопших инвентарю, захоронения верхнего палеолита, несомненно, свидетельствуют о духовности и религиозности. Пигменты различных видов можно найти в больших количествах на различных участках по всей Европе. Могилы, лучше всего иллюстрирующие это, описаны ниже:

  • Мужчина Гримальди  - тройное захоронение взрослого мужчины, промежуточного между двумя подростками мужского и женского пола. Они были покрыты охрой и украшены ракушками, зубами и костями. Погребальный инвентарь представляет собой различные каменные орудия труда. Мужчина посередине лежал на «подушке» из бизоновых костей.
  • Dolní Věstonice II - тройное захоронение, все три черепа и таз среднего человека были покрыты красной охрой. Левый и правый человек были мужчинами, в то время как средний человек был изящным мужчиной с отклонениями.
  • Брно II - богатое мужское захоронение. Была найдена скульптура из слоновой кости, сделанная из слоновой кости, а также более 600 украшений из третичной раковины, камня и слоновой кости. Два больших проколотых силиконовых диска позволяют предположить, что человек, похороненный здесь, был шаманом.
  • Сунгирь  - пять захоронений, из них два детских захоронения, мальчик и девочка. Мальчик был похоронен с 4903 украшениями, которые, вероятно, были прикреплены к его одежде, 250 лисьими клыками, мужской бедренной костью, покрытой красной охрой, и двумя небольшими статуями животных. Девочку похоронили с 5274 украшениями. На изготовление всего этого погребального инвентаря ушло бы более 7000 рабочих часов. Было обнаружено и мужское захоронение с почти таким же количеством инвентаря, на изготовление которого потребовалось 2000 рабочих часов.

Смотрите также

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-04-05 07:05:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте