палеолита |
---|
↑ Плиоцен ( до Homo ) |
Нижний палеолит ( ок. 3,3 млн . Лет - 300 тыс . Лет назад ) |
Средний палеолит ( ок. 300–50 тыс . Лет назад). |
Верхний палеолит ( ок. 50–12 тыс . Лет назад). Плодородный полумесяц :
Европа :
Африка :
Сибирь :
|
↓ Мезолит |
|
Палеолитические религии - это набор духовных верований, которые, как считается, появились в период палеолита. Палеоантропологи Андре Леруа-Гурхан и Аннетт Михельсон считают, что религиозное поведение возникло в верхнем палеолите, самое позднее 30 000 лет назад, но поведенческие модели, такие как погребальные обряды, которые можно было бы охарактеризовать как религиозные - или унаследованные от религиозного поведения, - уходят в прошлое. Средний палеолит, начавшийся 300 000 лет назад, совпал с первым появлением Homo neanderthalensis и, возможно, Homo naledi.
Религиозное поведение - одна из отличительных черт поведенческой современности. Существует несколько теорий относительно того момента, когда возникла эта современность. Одна из теорий связывает эти нововведения с культурной революцией среди ранних современных людей, которая совпала с их прибытием в Европу 40 000 лет назад. В одном из вариантов этой модели поведенческая современность возникает постепенно, начиная со среднего каменного века. Согласно третьей теории, характеристики, определяющие современное поведение, не уникальны для homo sapiens, но возникли в течение длительного периода времени среди разных человеческих типов, включая неандертальцев. Было даже высказано предположение, что homo erectus имел некоторую форму языка и символизма.
Самые старые из известных ритуалов относятся к человеку из Пекина, найденному в Чжоукоудяне. Первоначальные исследователи считали, что это самая старая зарегистрированная жертва ритуального убийства в мире. Одной из гипотез травм черепа было изъятие мозга для потребления, ранняя форма культа черепа. Действия, связанные с вторичным захоронением, также могут объяснить травмы. В таком случае тело оставили бы гнить в защищенном месте за пределами пещеры, после чего череп удалили бы, очистили и отнесли в пещеру. Подобные ритуалы были обнаружены у туземцев Сулавеси до принятия ими ислама. Все теории, связанные с пекинским человеком, остаются лишь предположениями, поскольку дальнейшие исследования невозможны из-за потери останков во время Второй мировой войны.
Возможное ритуальное поведение было также отмечено на черепе Бодо, найденном в Бодо Д'ар, в долине реки Аваш в Эфиопии, и датированном 600 000 лет назад. Его анатомия предполагает гоминида с характеристиками как homo heidelbergensis, так и homo erectus. Череп показывает свидетельство посмертной царапины, вызванное defleshing с каменными орудиями.
Красная охра была обнаружена на участках, связанных с человеком прямоходящим, однако находки редки, и никаких свидетельств их применения не обнаружено. Исключением является Венера Тан-Тана, датированная 300 000 лет назад, на которой есть следы красного пигмента, предполагающие символическую ценность, а также следы человеческих модификаций. Чуть моложе Венера Берехат Рам, датированная 270 000 лет назад, которая также имеет следы модификации каменными орудиями.
По словам Андре Леруа-Гурана, использование пигмента свидетельствует о духовном поведении, поскольку его использование не служит материальной цели. Большое количество пигментов было обнаружено как в стоянках у неандертальцев, так и у людей раннего нового времени. Особенно интересен нарисованный коренной зуб мамонта из Таты, Венгрия, связанный с неандертальцами. Основная сторона коренного зуба мамонта была окрашена в красный цвет охры, а на обратной стороне видны тяжелые следы использования. В пещере Бломбос были найдены два фрагмента охры с выгравированными геометрическими узорами.
Могилы являются ярчайшим признаком духовного поведения, поскольку они показывают разграничение между миром живых и миром мертвых. Чаще всего археологи будут стремиться найти какую-либо форму погребального инвентаря, использования пигментов или других форм символического поведения, чтобы отличить их от захоронений, мотивированных другими причинами, такими как гигиена. Примерами таких захоронений являются Ла Шапель-о-Святые 1, Ле Регурду, Шанидар 4 и Тешик-Таш 1, а также другие.
Поедание мяса умерших для того, чтобы унаследовать их качества или почтить их, является практикой, которая была отмечена во многих современных обществах, таких как народ Варио, и свидетельства этого также можно найти в среднем палеолите.
Для крапинских неандертальцев был предложен ритуальный каннибализм, основанный на трех факторах: смешение останков животных и человеческих скелетов, перелом длинных костей (для доступа к костному мозгу ) и тот факт, что ни один череп не был найден ни в одном из неандертальцев. сломанное состояние. Несмотря на противоречивость, идея возможного каннибализма была поддержана рядом последующих ученых, таких как Мирко Малез, Х. Ульрих и К. Томич Карлович. Каннибализм неандертальцев также был отмечен в пещере Виндия, Мула-Герси и, возможно, в Комб-Гренале и Хортусе.
Ритуальный каннибализм был отмечен среди первых современных людей пещер реки Класиес, которые поедали других людей современного анатомического типа. Доказательства этого были также обнаружены на территории Ле-Руа, где люди раннего современного периода употребляли в пищу плоть неандертальцев.
Идея культа черепа среди доисторических людей была популярна на протяжении всего 20 века, однако последующие исследования и повторный анализ опровергли большинство таких теорий.
Лобная кость черепа Krapina 3 имеет 35 разрезов, которые нельзя объяснить каннибализмом, но могут быть результатом естественных процессов. В пещере Виндия были обнаружены только фрагменты черепа и нижней челюсти, что Мирко Малез интерпретировал как целенаправленный отбор. Видимые на них порезы и надрезы могут быть следствием снятия дефлески.
Многочисленные черепа пещерного медведя были найдены вместе с доказательствами проживания людей в пещерах среднего палеолита, что заставляет ученых предполагать существование культа медведя. Кости чаще всего принадлежали пещерным медведям, реже бурым медведям. Черепа помещали в нишу пещеры или другое видное место, предположительно для поклонения. Помимо человеческой деятельности, это положение также можно объяснить деятельностью животных или естественными процессами.
Верхний палеолит начался около 40 000 лет назад в Европе и несколько раньше в Африке и Леванте. Использование пигмента и практика погребения распространяются на этот период, с добавлением наскального искусства и портативного искусства. Верхний палеолит - это доисторический период, в течение которого полностью развито символическое и современное поведение.
Согласно Ричарду Кляйну, искусство и захоронение верхнего палеолита является первым ясным и неоспоримым доказательством идеологической системы. Искусство можно разделить на два типа: наскальное искусство, такое как картины, гравюры и рельефы на каменных стенах, и портативное искусство.
Лошади найдены в пещере ШовеХотя первые свидетельства этого были обнаружены в Европе, самое раннее наскальное искусство было создано в Австралии и Юго-Восточной Азии. Самое древнее наскальное искусство, обнаруженное на сегодняшний день, с острова Сулавеси в Индонезии датируется 45 500 г. до н.э., на нем изображены бородавчатая свинья и следы рук. Известные примеры наскального искусства включают самые старые изобразительные изображения в Европе, найденные в пещерах Шове, Ромуальде и Фумане, а самые известные образцы находятся в пещерах Альтамира и Ласко. Наскальное искусство не ограничивается Европой, примеры его можно найти также в Австралии и Азии. Существует и некрашеное искусство, например, Венера Лаусельская, высеченная в стене из известняка.
Идея искусства ради искусства, которой придерживались некоторые археологи в прошлом, сегодня в значительной степени отказалась. Другим объяснением был тотемизм, от которого позже отказались. Если бы животные были тотемами, их бы не изображали ранеными. Более того, нет скоплений животных вокруг каких-либо конкретных изображений, как если бы они были тотемами. Возможно, это искусство было частью ритуала для увеличения успеха на охоте. С помощью изображений этих животных доисторический человек попытался бы получить над ними власть. Другое объяснение состоит в том, что магия могла быть направлена на увеличение числа изображенных животных, которые были жизненно важны для выживания людей верхнего палеолита.
Андре Леруа-Гурхан видел в этих изображениях отражение естественного и сверхъестественного порядка мира через сексуальную символику. Некоторые животные (например, бизоны) были связаны с женскими ценностями, а другие - с мужскими ценностями (например, лошадь). Эти интерпретации основаны на субъективных интерпретациях современного человека, которые не обязательно отражают мировоззрение доисторических народов.
Колдун из Труа-ФрераШаманизм - еще одно популярное объяснение. Пещеры как таковые представляют собой входы в духовный мир, в котором можно общаться с духовными существами. Многие животные, изображенные на наскальных рисунках, изображены не как добытые, а как часть охотничьей магии. Их изображения должны были дать шаману их силу и черты, чтобы помочь ему во время его галлюцинаций, когда он будет общаться со сверхъестественными силами. Полуживотные-получеловеческие изображения, такие как, например, колдун из Труа-Фрера, представляют Повелителя животных. Изображения женщин в наскальном искусстве предполагают их участие в этих ритуалах, возможно, посредством танцев в сопровождении музыки.
Козловский считал резные фигурки животных связанными с магией охоты, направленной на увеличение успеха. Особенно интересны фигурки Венеры. Это женские фигурки с подчеркнутыми формами, обнаженные или частично одетые, с ожерельями, браслетами или татуировками и без лица. Они присутствуют от Пиренеев до реки Дон. Такое широкое географическое распространение предполагает существование надрегиональной общей идеологической системы.
Они могли представлять богинь плодородия, связанных с дарением и защитой жизни, а также со смертью и возрождением. В непристойных объяснениях эти фигурки рассматриваются как порнография, автопортреты или изображения важных женщин племени. Возможно, они символизировали надежду на процветающее и хорошо питаемое сообщество.
Фигурка Löwenmensch является Sculture из человека с головой льва от 35000 - 40000 лет. Возможно, он представлял собой божество.
Судя по найденному у усопших инвентарю, захоронения верхнего палеолита, несомненно, свидетельствуют о духовности и религиозности. Пигменты различных видов можно найти в больших количествах на различных участках по всей Европе. Могилы, лучше всего иллюстрирующие это, описаны ниже: