Индифферентизм, в католической вере, является верой Некоторые считают, что ни одна религия или философия не превосходит другую. Католическая церковь приписывает индифферентизм многим атеистической, материалистической, пантеистической и агностической философии. католическая апологетика описывает три основных типа индифферентизма: абсолютный, ограниченный и либеральный или широтный индифферентизм. Впервые индифферентизм был четко обозначен и противопоставлен Папой Григорием XVI в его энциклике Mirari vos.
Религиозный индифферентизм следует отличать от политического индифферентизма, который применяется к политике государства, которое все религии в его границах находятся на равных перед законом страны. Не следует путать индифферентизм с религиозным безразличием. Первая - это в первую очередь теория, принижающая ценность религии; последний термин обозначает поведение тех, кто, верят они или не верят в необходимость и полезность религии, на самом деле пренебрегает выполнением своих обязанностей.
В Католической церкви вера в то, что одна религия ничем не хуже другой, и что все религии равноправные пути к спасению, считается заведомо ложным на том основании, что никто искренне не верит, что, например, религия, основанная на человеческих жертвах и подчинении соперников, столь же хороша, истинна и прекрасна как основанный на героической любви к Богу и ближнему. Осуждение индифферентизма как ереси тесно связано с догматическим определением, что вне Церкви нет спасения, сложной идеей, постулирующей, что многие люди являются последователями Христа без какого-либо конкретного понимания. что на самом деле они следуют за Иисусом. См. Также католическую концепцию «Крещения желания». В поддержку этой позиции Конгрегация доктрины веры заявила: «Это не умаляет искреннего уважения, которое Церковь испытывает к различным религиозным традициям, признавая в них элементы истины и добра».
Иммануил Кант утверждает, что абсолютный индифферентизм представляет собой крайнюю форму скептицизма, который утверждает, что нет рациональных оснований для принятия какой-либо философской позиции, позиции, которая соответствует римско-католическому пониманию этого термина. По мнению католической церкви, этот тип абсолютного индифферентизма приводит к готовности уступить любую позицию. Это часто ассоциируется с моральным релятивизмом.
Католицизм также выступает как «индифферентизм» против спектра прагматических идей, которые признают необходимость религии из-за ее положительного влияния на человеческую жизнь; но которые считают, что все религии одинаково верны. Классическим сторонником этой теории является Жан-Жак Руссо, который утверждает в своей Эмиль, что Бог смотрит только на искренность намерений и что каждый может служить ему, оставаясь в религия, в которой они выросли, или обращение в любую другую, которая им больше нравится (Эмиль, III). Эта доктрина сегодня широко пропагандируется на том основании, что, помимо истины о существовании Бога, мы не можем достичь никаких определенных религиозных знаний; и что, поскольку Бог оставил нас в таком состоянии неопределенности, Он будет доволен любой формой поклонения, которую мы искренне предлагаем Ему. Эта идея кажется разумной только в культурном контексте, который принимает большинство основных этических убеждений как должное: как только основы этики ставятся под сомнение, у нее возникают серьезные проблемы.
С точки зрения римско-католической церкви сказать, что все эти непримиримые убеждения одинаково угодны Богу, значит сказать, что Бог не отдает предпочтения истине, и отрицать разум. Римско-католическая церковь утверждает, что ограниченный индифферентизм ничем не отличается от абсолютного индифферентизма, потому что, номинально признавая полезность религии, утверждение, что «все религии одинаково хороши», в конечном итоге означает, что религия ни на что не годна.
Католическая церковь также противостоит как индифферентизм убеждению, что, поскольку христианство является истинной религией, это не имеет значения к какой из нескольких христианских деноминаций верующий выбирает присоединиться. Католицизм критикует протестантизм специально за такого рода ограниченный индифферентизм, отмечая, что многие протестантские деноминации не заявляют о какой-либо особой верности Евангелию, при этом утверждая, что все формы богослужения могут быть одинаково (читай «безразлично») эффективными для цель построения более тесного союза с Богом: позиция широты. Папа Пий XI открыто критиковал Экуменическое движение на этих основаниях в своей энциклике Mortalium animos. С католической точки зрения, эта форма индифферентизма похожа на высказывание: «Не имеет значения, какие инструменты и материалы используются для строительства дома, все будет хорошо, независимо от того, что вы делаете или не делаете».
| title =
()