Божественная литургия (греч. : Θεία Λειτουργία, транслит. Theia Leitourgia; болгарский : Божествена литургия, латинизированный : Bozhestvena liturgiya; грузинский : საღმრთო ლიტურგია; Русский : Божественная литургия, tr. 'Божья литургия; Польский : Boska Liturgia, Чешский : Božská liturgie) или Святая Литургия - это Евхаристическое богослужение Византийского обряда, разработанное на основе Антиохийского обряда христианской литургии который принадлежит Вселенскому Патриархату Константинополя. Таким образом, он используется в Восточно-православных, Византийских католических церквях и Украинская лютеранская церковь. Хотя этот же термин иногда применяется в английском языке к евхаристическому служению армянских христиан, обе Армянской апостольской церкви и d Армянской католической церкви, они используют на своем родном языке термин, означающий «святое приношение» или «святая жертва». Другие церкви также относятся к «Божественной литургии» просто как к одному из многих имен, которые можно использовать, но это не их обычный термин.
Греко-Католическая и Православная церкви рассматривают Божественную литургию как выходящую за пределы времени и мира. Все верующие объединены в поклонении Царству Божьему вместе с ушедшими святыми и ангелами небес. Все в литургии рассматривается как символическое, но не просто так, поскольку оно представляет невидимую реальность. Согласно восточной традиции и верованиям, корни литургии восходят к адаптации еврейской литургии ранними христианами. Первая часть, названная «Литургия Катехуменов», включает в себя, как в синагоге, служение, чтение Священных Писаний и, в некоторых местах, возможно, проповедь / проповедь. Вторая половина, добавленная позже, основана на Тайной вечере и первых евхаристических празднованиях ранних христиан. Восточные христиане верят, что Евхаристия является центральной частью служения, в котором они участвуют, так как они верят, что хлеб и вино действительно становятся настоящими Тело и Кровью Христа, и что благодаря участвуя в нем, они вместе становятся Телом Христовым (то есть Церковью ). Каждая литургия имеет свои отличия от других, но большинство из них очень похожи друг на друга с изменениями, основанными на традициях, целях, культуре и богословии.
Три Божественные литургии широко используются в Византийский обряд :
Кроме них, есть еще два, которые используются локально и редко: Литургия Св. Иакова и Литургия святого Марка.
По мере того, как число епархий резко увеличивалось, епископ, председательствовавший на евхаристическом собрании, назначал пресвитеров исполнять служение в местных общинах ( приходы). Тем не менее, Церковь понимается в Восточном Православии не как пресвитер, а как епархиальный епископ. Когда последний совершает литургию лично, служба более сложная и праздничная. Чтобы продемонстрировать единство с большей православной общиной, иерарх поминает иерарха, которому он подчиняется, или, если он является главой автокефальной церкви, поминает всех своих сверстников, имена которых он читает из диптих.
Формат Божественной литургии фиксированный, хотя конкретные чтения и гимны меняются в зависимости от сезона и праздника.
Божественная литургия состоит из трех взаимосвязанных частей; литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, если они не связаны с вечерней, имеют такую структуру:
Типичное совершение византийской литургии состоит из:
Эта часть литургии является частной, совершается только священником и диаконом. Он символизирует скрытые годы земной жизни Христа.
Это публичная часть Литургия, на которой и оглашенные, и крещеные верующие будут находиться в нефе:
В ранней Церкви только крещеные члены тем, кто мог причащаться, разрешалось присутствовать на этой части литургии. В обычной современной практике, за очень немногими местными исключениями (например, Гора Афон ), все могут остаться. Однако в большинстве случаев катехумены формально отчисляются для дальнейшего изучения.
На протяжении всей Божественной литургии поются почти все тексты, не только гимны, но и ектении, молитвы., вероисповедание и даже чтение из Библии, в зависимости от традиции. В древних рубриках и современной греческой практике проповедь, Никейский символ веры и молитва Господня произносятся / читаются, а не поются. Славянские традиции воспевают или поют все, кроме проповеди.
Священник, совершающий Малый вход с Евангелием
Священник, читающий Евангелие
Литания Катехуны. Антиминс раскрывается на три четверти пути; последняя часть будет развернута по просьбе: «Чтобы Он открыл им Слово Истины».
Священник и дьяконы, читающие Херувимский гимн (во время его публичного пения) перед Великим входом
Священник, совершающий Великий вход, в то время как иподиакон держит кадило
Священник, стоящий у Священного стола после Великого входа
Верующие готовятся к причастию. На переднем плане вино и антидорон, которым причастники будут вкушать после получения Тела и Крови Христовых
Раздача Святого Причастия верующим
Священник (на этом фото епископ) делает Крестное знамение с Евангелием над антиминсом после того, как последний был сложен
Священник, дающий распускание с благословляющим крестом
Нормальным словом является «Божественная литургия» что на своих языках последователи византийского обряда применяют к своим евхаристическим службам, но в то время как в английском языке то же слово (как и слово "месса") иногда используется для обозначения соответствующих служб из восточных православных церквей, обычные имена, используемые в этих церквях, относятся либо к аспекту приношения / жертвоприношения (Курбана в сирийской православной церкви ), либо к Бадараку в Армянской Апостольской церкви, Просфора в Коптской Православной Церкви ) или в sancti fying (Кеддасе в эфиопской православной церкви Тевахедо ).
Восточные православные церкви владеют множеством различных литургий, названных в честь анафора включительно.
В настоящее время Коптская Православная Церковь и Коптская Католическая Церковь совершают три литургии:
Литургия св. Василия Блаженного совершается почти по воскресеньям и содержит самую короткую анафору. Литургия св. Григория обычно совершается во время церковных праздников, но не исключительно. Кроме того, священнослужители, совершающие литургию, могут сочетать отрывки из литургий святых Кирилла и Григория с наиболее часто употребляемым святым Василием по усмотрению священника или епископа.
Сирийская православная церковь, Сирийская католическая церковь, сирийская маронитская церковь Антиохии и Сиро-Маланкарская католическая церковь Западно-сирийского обряда, который развивается из Антиохийского обряда, используют версию Божественной литургии святого Иакова, которая существенно отличается от византийского обряда. аналога, особенно в том, что он значительно короче (он может быть завершен менее чем за два часа, в то время как историческая форма литургии византийского обряда до пересмотра св. Василия Блаженного и св. Иоанна Златоуста заняла более четырех часов), и в этом его можно использовать с более чем 80 различными анафорами; наиболее часто используются литургии Мар-Бар-Салиби (самый короткий) и святого Иакова, напоминающие литургию византийского обряда, и требующиеся в определенных случаях, таких как крупные праздники, освящение церквей, и первые литургии новоруких священников. Из-за длительной изоляции христиан святого Фомы обряд католической церкви Сиро-Маланкара имеет некоторые отличия, поэтому этот обряд называется обрядом Маланкара.
Основная литургия, используемая Коптской церковью, известна как Литургия Святого Василия. Термин «Литургии святого Василия» в коптском контексте означает не только единственную анафору с или без соответствующих молитв, но и общий порядок Александрийского обряда литургии.
Египетская (или коптская) анафора святого Василия, даже если связана и использует ту же антиохианскую (или «западно-сирийскую») структуру, представляет собой группу, отличную от Византийская, западно-сирийская и армянская группировка анафор святого Василия. Египетская версия не вытекает непосредственно из последнего и имеет свои особенности: ее текст более краток, с меньшими библейскими и намекающими улучшениями, и в нем отсутствуют четко определенные тринитарные ссылки, которые типичны для других версий и отражают теологию Первого Константинопольского собора 381 года.
Структура бохерско-коптской версии, используемой сегодня в Коптской церкви, может можно резюмировать следующим образом:
Сахидская коптская версия VII века, найденная в 1960 году, показывает более раннюю и более трезвую форму богерского текста: рукопись, неполная в своей первой части, начинается с Post Sanctus, а за ней следует краткое повествование об учреждении., кратким анамнезом, в котором просто перечисляются темы и заканчивается приношение. Следующий эпиклезис состоит только из молитвы к Святому Духу, чтобы он явился и явил дары, без какой-либо явной просьбы изменить дары в Теле и Крови Христа. Покровы короче, и среди святых названа только Мария.
Термин «Литургия святого Василия» может относиться также ко всей евхаристической литургии, которая в Коптской церкви имеет следующую структуру:
Офферториум (или Протезис ) - это часть литургии, в которой Причастный хлеб (корбан) и вино (абарка) выбираются и кладутся на алтарь. Все эти обряды - развитие Средневековья.
Он начинается с облачения священника в облачение и подготовки жертвенника, а также молитв, достойных почитателя. В этот момент поется соответствующий час канонических часов с последующим омовением рук молитвой достоинства и провозглашением никейского символа веры.
. тщательно продуманный обряд выбора Агнца: пока собрание поет 41 раз Kyrie eleison, священник проверяет вино и выбирает из хлеба одну буханку, которая будет освящена (Агнец). Агнца протирают салфеткой и освящают большим пальцем священника, смоченным вином. После этого священник ведет Агнца в процессии вокруг алтаря, а дьякон следует за ним с вином и свечой. У алтаря священник с соответствующими молитвами благословляет Агнца и вино, кладет Агнца на Патен и наливает вино и несколько капель воды в чашу ( чашу кладут на жертвенник в деревянный ящик (ковчег).
Последняя часть приношения напоминает анафору: после диалога священник благословляет прихожан и возносит благодарственную молитву, благодарит Бога за его поддержку и просит его достойного участия в литургия. Затем следует молитва о покрытии, произнесенная священником неслышно, которая имеет форму эпиклезии, в которой Бог просит показать Свое лицо на дарах и изменить их, чтобы хлеб и вино стали Тело и Кровь Христа. Этот текст может происходить из древней анафоры или просто быть творением более позднего Средневековья. Патен и ковчег с чашей внутри закрыты покрывалом.
В Литургии Катехуменов провозглашаются чтения из Нового Завета. В древние времена эта часть была началом литургии и единственной частью, на которой могли присутствовать оглашенные. Это примерно эквивалентно литургии Слова в западных обрядах.
Он начинается с Покаянного обряда, в котором сначала священник неслышно молится Христу о прощении грехов (отпущение грехов), а затем все участники преклоняют колени перед алтарем и служащий, или епископ, если присутствует, читает молитву отпущения грехов (отпущение грехов министрам).
Чтению посланий Павла предшествует приношение ладана с четырех сторон жертвенника, у иконостаса, у книга Евангелия и у верующих в нефе ; тем временем верующие поют гимн Марии и гимн заступничества. За посланием Павла следует чтение из католических посланий и одного из Деяний Апостолов. Совершается другое приношение благовоний (благовония Праксис), подобное благовонию Павла, за исключением того, что воскуряется только первый ряд верующих. Прочтение из Коптского Synaxarium может следовать.
После этих чтений Трисвящение поется три раза, каждый раз с разными ссылками на Воплощение, Страсть, Воскресение, обращаясь, таким образом, к Тривсюду только ко Христу. После Трисвящения следует ектения, чтение Псалма и пение Аллилуиа и, наконец, провозглашение Евангелия от дверей святилища. проповедь может последовать.
Литургия правоверных является ядром литургии, где помещаются соответствующие евхаристические обряды.
Начинается он с Завесной молитвы, в которой священник приносит Богу литургическую жертву. Далее следует Длинная Литания, в которой все молятся о мире, церковной иерархии и общине. Провозглашается Никейский символ веры, священник трижды моет руки и окропляет водой паству, читающую молитву примирения, которая является молитвой достоинства для всех, кто посещает литургию. Далее идет Поцелуй мира, во время которого верующие поют гимн Аспасмос Адаму (Радуйся, Мария).
Анафора проведена. После анафоры происходит обряд, то есть смачивание Агнца несколькими каплями освященного Вина, которое показывается для поклонения верным. Далее следует Фракция освященного Агнца, во время которого священник произносит молитву, которая изменяется в соответствии с коптским календарем. Все прихожане встают и молятся с распростертыми руками Отче наш.
Чтобы подготовиться к причастию к Евхаристии, верный поклон, в то время как священник тихо произносит молитву подчинения, затем священник и участники возносят друг другу пожелают мира, и священник неслышно молится Отцу о прощении грехов (The Absolution to the Father).
Возвышение похоже на Византийский обряд, где священнослужитель, поднимающий часть Агнца с выгравированным крестом (испадикон), восклицает: " Святыни для святых ". Священник совершает второе возложение и осторожно кладет испакидон в чашу (смесь), затем он произносит вслух исповедание веры. За причастием к Евхаристии следует сначала Тело Христово, данное совершающим, диаконам и верным, приближающимся к святилищу без обуви, а затем Кровь Христа в том же порядке. Псалом 150 тем временем поется. Распространение Евхаристии заканчивается благословением Патен.
. Обряды отпущения включают молитву возложения рук и заключительное благословение.
Армянская Апостольская Церковь и Армянская Католическая Церковь в настоящее время имеют единую литургическую структуру, называемую Армянским Обрядом., с единственной анафорой (Афанасий -Анафора) для литургии: Святой Патараг или в западноармянском Святой Бадарак, что означает «жертвоприношение». Это отличается от других литургий восточных православных церквей (коптской, западно-сирийской, эфиопской), которые сохранили множественные анафоры.
Это означает, что текст Патарага может содержаться в единой литургической книге, Պատարագամատոյց (Патарагаматойц, западноармянский Badarakamadooyts, что означает «жертвоприношение»). Эта книга содержит все молитвы за Патараг, возложенные на епископа (если он совершает служение епископом), празднующего священника, дьякона (ов) и людей, причем последний обычно возглавляется хором с аккомпанементом.
До конца X века существовали и другие литургические формы, такие как Анафора Св. Василия, Анафора св. Григорий Просветитель и др. В использовании.
Элементы армянской евхаристической литургии отражают богатый набор влияний на армянскую культуру. Корни литургии лежат в западно-сирийской и византийской формах с влиянием римско-католической мессы, последняя, вероятно, прибыла в период Четвертого крестового похода или вскоре после него.
Среди отличительных обычаев армянского патарага - традиция, согласно которой по воскресеньям поста перед Пасхой (Великий пост) завеса, которая опускается перед поднятым алтарем (арм. Խորան khoran), никогда не закрывается. открытые - даже для чтения Евангелия некоторые подвижные части литургии опускаются, части литургии, исполняемые хором, произносятся или поются просто без украшений, нет общего исповедания и нет раздачи причастия верный. Эта практика поста от хлеба причастия перед Пасхой может отражать древний обычай церкви в Иерусалиме. Особую покаянную молитву священнослужители поют утром Вербного воскресенья (арм. Աղկազարդ цахказард, западноармянский дзаггазард), после чего завеса открывается впервые с последнего воскресенья перед Великим постом.
Один из элементов, который почти наверняка проистекает из влияния западной литургии, - это чтение последнего Евангелия по завершении Патарага. Однако совершение краткой поминальной службы по одному или нескольким усопшим (Հոգեհանգիստ hogehangist, западноармянский hokehankist, что означает «отдых духа») довольно распространено в приходах и заменяет чтение последнего Евангелия.
Ассирийская церковь Востока, Древняя церковь Востока и их более крупные католические аналоги (Халдейская католическая церковь и Сиро-Малабарская католическая церковь ), которые используют восточно-сирийский обряд, который все они унаследовали от церкви Востока, используйте одну или несколько из трех разных евхаристических анафор при праздновании Святой Курбаны :
На Викискладе есть материалы, относящиеся к Божественной литургии. |